В беседах с учениками и народом Иисус неоднократно говорил об имени Бога Отца. Уже в ВЗ Бог нередко назывался Отцом, однако именно в НЗ, в особенности в Евангелии от Иоанна, о Боге говорится гл. обр. как об Отце, во имя Которого Сын пришел на землю, от имени Которого Сын действует: «Я пришел во имя Отца Моего» (Ин 5. 43); «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин 10. 25). В ходе беседы Иисуса с иудеями и эллинами Он говорит о Своей предстоящей смерти и обращается с молитвой к Отцу: «Отче! прославь имя Твое»,- на что голос с неба отвечает: «И прославил и еще прославлю» (Ин 12. 27-28). В др. молитве, произнесенной во время Тайной вечери и также обращенной к Отцу, Иисус говорит: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. ...Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. ...И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. ...Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17. 6, 11, 22, 25-26). Как в беседе с иудеями и эллинами, так и в молитве Тайной вечери тема имени Бога Отца тесно переплетена с темой славы Божией. Наивысшим моментом этой славы является крестная смерть Спасителя и Его воскрешение Отцом, к-рое описывается в терминах прославления имени Отца. Сын открывает Своим ученикам имя Отца, тем самым передавая им ту славу Божию, которую Отец дал Сыну. Единство учеников обусловлено тем, что им открыто имя Отца и дана слава Отца. Понятия И. Б. и славы Божией еще в ВЗ находились в неразрывной связи; поэтому не случайно, что и в устах Иисуса они также взаимосвязаны. Не случайно и то, что молитва, к-рую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца («Да святится имя Твое» - Мф 6. 9), а заканчивается упоминанием о Его славе («Ибо Твое есть Царство и сила и слава...» - Мф 6. 13).

http://pravenc.ru/text/389525.html

е. избранным народом еврейским, в лице вождей своих навлекшим на себя ответственность за кровь Христову и Его крестную смерть. Однако эта мысль тотчас же ограничивается и уточняется вносимым разграничением принявших Христа и не принявших Его. Мир не оказался безнадежно глух к посланиичеству Христа., напротив, Он нашел в нем и принявших Его, и они в ст. 12–13 определяются точнее и ближе, в терминах сотериологических: «тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дам власть быть чадами Божиими, которые не от похоти плоти, не от похоти мужа, но от Бога родились» (12–13). Сотериологическая эта криптограмма содержит мысль о благодатном рождении от Бога Духом Св., об усыновлении человеков Богу во Христе, в чем и состоит дело Христово и последняя цель сотворения мира и человека ради обожения последнего. Однако она включает в себя попутно и еще одну криптограмму, именно ономатологическую: «верующим во Имя Его». Здесь в качестве самоочевидной истины выражается сила и существо Имени Божия, как особый предмет веры, ее интенция. В других случаях выражение «Во Имя Его» (2–23), «во Имя Единородного Сына Божия» (3–18), «во Имя Сына Божия» ( I Uh. 5,13 ) у Ин. употребляется по смыслу, как плеоназм и просто означает «в Него», «в Сына Божия». Однако подобное упрощение едва ли применимо в Прологе, 1,13: «верующим во Имя Его» (– Божие). Бог открывается во Имени Своем. В Ветхом Завете это есть имя Ягве, в Новом же имя Иисусово. В этом смысле и Четвертое Евангелие окончательный свой итог и содержание определяет так: «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во Имя Его» (20,31). Здесь уверование во Имя Христа из созерцательно-теоретического становится силою жизни. Характерно самое выражение, не обычное для текстов аналогичного содержания ν νματι μου, что равнозначно: жизнь во Христе самом. 14 Итак, не только мир в отпадении своем отделяется от Бога и Ему противится, но и в нем самом, именно в человечестве совершается это противоборство и раздвоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ибо как никто не спасается, если не будет крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа; таким образом, кроме имени Христа, нет другого имени, данного людям, которым мы должны были бы спастись. Ибо есть одно природное имя Отца и Сына и Святого Духа, которое есть Бог; и это единственное имя, данное людям, котором правильно верующие достигают спасения через таинство крещения. Поэтому, если не в одно и то же имя, которое естественно общее Отцу и Сыну и Святому Духу, верующие принимают святое крещение; но (как вы думаете) крестятся тремя разными именами, когда по правилу, установленному правилом Христа Спасителя, уверовавшие крестятся во имя Отца и Сына и Святого Духа: ответь нам, вычитая ли имя Отца, или Сына, или Святого Духа, можно ли в двух данных именах крещения утвердиться христианской твердостью. Этого ты, конечно, не посмеешь сказать, потому что само мнение Истины помешает сказать это. Итак, остается только м ответить, что все таинство крещения дается по повелению Господню, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Теперь вспомним книгу Деяний Апостолов, в которой блаженный Петр сказал иудеям: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа (Деян. 2:38). Тогда рассмотрим, что содержится в той же книге, где написано: Когда апостолы, бывшие в Иерусалиме, услышали, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна. Когда они пришли, они помолились за них, чтобы они могли получить Святого Духа. Ибо Святой Дух еще не сошёл ни на кого из них, но они только были крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8:14 и след.). Также в той же книге, когда апостол Петр, посланный Святым Духом, проповедовал великое таинство благочестия сотнику Корнилию, и пока он еще говорил, слово Святого Духа сошло на всех слушавших, тогда упомянутое место Писания свидетельствует, что святой апостол Петр ответил так: «Может ли кто остановить воду, чтобы те, которые получили Святым Духом, не были крещены, как мы?» И повелел им креститься во имя Иисуса Христа (Деян. 10, 47- 48).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божие начерчивалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник [ 9 ]; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начерчивается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: «ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» (Деян.9:15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовю, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9)! Вкусив Его, пророк вопиет: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя» (Пс.17:2)! Вкусив Его и святой апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Мф.19:27; Иоан.6:68). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, — вопияли они, — отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь (Рим.8:35, 38; Песн.8:6). В каком же сосуде неизреченная сладость — имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: «Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал.6:17). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени — апостола Павла, то тотчас же прибавил: «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян.9:16). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный — так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха (Евр.12:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт 32:28). Перемена имени явно означает некую сущностную перемену в судьбе человека. Вообще имя — отражение судьбы, и потому имена могут иметь и отрицательное, и даже комическое значение 24 . В 1 Цар 25:25 мы читаем о том, как к Давиду пришла Авигея, жена богача Навала, который в свое время отказался поддержать Давида и навлек на себя его гнев. Чтобы отвратить неминуемую гибель от своей семьи, она говорит грозному царю: Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал ( lAbГn навал) — имя его, и безумие ( hAlAbMn невала) его с ним. В данном случае даже не вполне понятно, почему этот человек носит имя Навал, которое на древнееврейском действительно означает не что иное, как ‘дурак, безумец’. Возможно, это имя исторически было связано с каким-то другим словом из другого языка; можно представить себе, что уничижительное имя было в свое время дано ребенку, чтобы отвести зависть духов (практика, хорошо известная у многих народов), но во всяком случае, трудно представить себе, чтобы состоятельный землевладелец откликался на имя Дурак. Но для читателей ветхозаветного повествования оно звучит именно так, и приведенная выше фраза Авигеи служит своего рода ответом на читательское ожидание: так в чем же проявится безумие этого человека? Когда взорвется заложенная в его имени бомба? Имя может быть и таким пророчеством о будущем человека, о точном смысле которого он сам и не догадывается. В Суд 3:12–25 мы читаем историю тучного моавитского властителя по имени Еглон ( ¤фlMgev эглон), которое происходит от слова lgEv (эгел) ‘телец’. Моавитский язык был очень близок к еврейскому (собственно, их можно считать двумя ханаанскими диалектами), так что значение этого имени понималось одинаково и моавитянами, и евреями, но очень по-разному могло выглядеть его конкретное наполнение. Телец — символ мощи и величия, и царю такое имя подходит как нельзя лучше. Но, с другой стороны, раскормленный телец может быть заколот, что на самом деле и происходит, когда к Еглону приходит израильтянин Аод. Не случайно текст так подробно описывает “технологию” заклания: Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: У меня есть до тебя, царь, слово Божие. Еглон встал со стула перед ним. Когда он встал, Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части (Суд 3:20–22).

http://pravmir.ru/smyisl-i-sila-imeni/

Так исповедует вся Св. Соборная Апостольская Церковь : Апостолы, Вселенские Соборы, Мученики, Преподобные, все святые подвижники и верующие в Истинного Бога богословы-немасоны ( Деян. 4:10 ). Как же это больной получил исцеление от Имени Иисус, если оно не есть Бог? Ведь не напрасно же верующие во Христа, во главе с апостолом Петром и Иоанном, созерцая животворящую и всемогущую Силу в имени Господа Иисуса (столь обильно проявляющуюся в чудесах, совершавшихся апостолами Сим Именем), громко возвысили свой голос к Богу: «Ты Господи повелел исцелениям, знамениям и чудесам бывати именем Святого Сына Твоего Иисуса ( Деян. 4:30 ). Господь говорит: «иди, ибо есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями, и Я покажу ему, сколь он должен пострадать за Имя Моё ( Деян. 9:15–17 ). Савл получил прозрение и благодать Духа Святаго, тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе ( Деян. 9:17–21 ). Если Имя Божие Иисус не Бог в только что – изложенной истории обращения Савла и проповеди Его, то почему же Сам Господь Иисус Христос говорил Савлу: Я Иисус, Которого ты гонишь?  – Доказать, что Имя Иисус есть Сам Он, Владыка Господь Иисус Христос. Если Имя Иисус не Бог, то почему же Господь говорит Анании, что Он покажет Савлу, сколько тот должен пострадать за Имя Его, а Имя Его есть Иисус – » Я Иисус, Которого ты гонишь ». О, жалкие вы, противники божественности Имени Иисус! Господь говорит, что Он есть «Иисус», а вы сие отрицаете! Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист отрицаяйся Отца и Сына ( 1Ин. 2:22 ). Вся Церковь апостольская исповедует, что Имя Иисус есть истинный Бог. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Него ( Деян. 10:43 ). Апостол Павел, услышав от Ефесян, что они крестились во Иоанново Крещение, сказал им, что Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нём, т. е. во Христа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, низшел на них Дух Святой ( Деян. 19:3–6 ) Спрашивается: как же Дух Святый низшел на крестившихся во Имя Иисуса, если Имя Иисус не есть Бог?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

6. Ин. 17:6 . Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё. Ин. 15:19, 8:47, 6:1 д. 7. Ин. 17:7 . Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть, Ин. 7:17, 12:49 . 8. Ин. 17:8 . ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Ин. 16:27, 30 . Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о Своих учениках – тех, которым передаст, по Своём отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового Царства Своего. Два главных предмета Его молитвы о них: соблюди (11) и освяти (17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух. – Я открыл имя Твоё: имя – вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл Самого Бога, соответственно изречению – да знают Тебя единого истинного Бога (ст. 3). Откровение о Боге, сообщённое людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения ( Евр. 1:1 ), ибо никто не знает Отца так, как Сын ( Мф. 11:25, 27 ). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т. е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге. – Которых Ты дал Мне от мира: т. е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. 15:19; 8:11; 16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках Своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (ст. 8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие, или полнее преподано учение о Боге. – Они были Твои: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: быть от Бога (7:17; 8:47), быть от истины (18:37), творить истину (3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (1:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Всё же относительно обоих прошений: «да святится Имя Твое» и «да приидет Царствие Твое» – быть может, кто-нибудь возразит: если молящийся молится в надежде услышанным быть и раз выслушивается, то после только что сказанного очевидно, что Имя Божие, значит, уже святится молящимся и даруется ему часть в Царстве Божием. А если он успевает в этом, то удобно ли ему после этого молиться снова о том, что он уже имеет, как если бы того он ещё не имел, молиться и говорить: «да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое»? Потому в некоторых случаях не сообразнее ли эти прошения: «да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое» – оставлять? На это отвечаем. Подобно тому как тот, кто молится о слове мудрости и знания ( 1Кор.12:8 ), с удобством же всегда о том молиться может, потому что в случае исполнения его молитвы постоянно он более понятий приобретает о мудрости и науке, а всё, постигаемое здесь, на земле, познается им лишь отчасти ( 1Кор.13:9 ), потому что совершенное, перед которым несовершенное исчезнет, откроется только тогда, когда дух узрит духовное лицем к лицу ( 1Кор.13:12 ), помимо чувственного восприятия, – точно так же и каждому из нас невозможно святить Имя Божие совершенным образом и совершенное же принимать участие в Его Царстве, если уж в науке и мудрости, то, без сомнения, и в прочих добродетелях совершенное только ещё настанет ( 1Кор.13:10 ). К совершенному мы стремимся, забывая заднее и простираясь вперёд ( Флп.3:13 ). Следовательно, если мы неутомимо простираемся вперёд, то Царство Божие своего высшего пункта тогда в нас достигнет, когда исполнится слово апостола, что Христос после покорения всех Своих врагов предаст Царство Богу и Отцу... да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:24,15:28 ). Потому будем в неустанной молитве, в душевном состоянии, через Сына Божия обожествленном, взывать к нашему Небесному Отцу: да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое. Свщмч. Киприан Карфагенский Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его Имя.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

(Матф.6:9-13) Медленно перечитайте первое прошение:  Да святится Имя Твое  и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их. Ответьте на вопросы: Какие вопросы или мысли у вас вызывает это прошение? Наш комментарий Первое, о чем Христос заповедует нам просить нашего Небесного Отца – это о том, чтобы святилось Его Имя. Святить что-либо – это относиться к этому, как к святому, отделенному от нашей обыденной жизни, а значит, относиться с благоговением и любовью, со страхом осквернить и с желанием прославить. Сейчас мы воспринимаем имя как простое обозначение человека или вещи. В древности, в том числе в Священном Писании, имя понималось как то, что связано с самой сущностью человека или вещи. Имя в Библии практически тождественно тому, кто его носит. Соответственно, просить о том, чтобы Имя Божие святилось, это в конечном итоге просить о том, чтобы Самому Богу воздавалась слава и чтобы к Нему Самому относились с благоговением и любовью. Противоположность этому – хуление Имени Божиего. С этим почитанием Бога связана и одна из десяти заповедей – заповедь не произносить Имени Божьего всуе. Подробно о понимании имени в Священном Писании и Предании Церкви вы можете прочитать в книге митрополита Иллариона Алфеева  «Священная тайна Церкви» . Ответьте на следующий вопрос Почему первое, о чем мы просим в этой молитве, это о том, чтобы святилось Имя Божие? Прочитайте следующие отрывки . Послание к Римлянам, глава 2 1 7 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого? 22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

http://blog.predanie.ru/article/da_svyat...

Эта тожественность значения имени Иисусова может быть выражена и в терминах Халкидонского догмата о единой богочеловеческой ипостаси и двух природах. Имя Иисусово, как ипостасное, едино: Сына Божия и Сына Человеческого, сшедшего с небес ( 1Ин. 3:13 ), Небесного Первочеловека. Но оно свойственно двум естествам и в том смысле двойственно, принадлежа одновременно Его божеству и человечеству. Таким образом, оно едино-двойственно, в соответствии и всему Халкидонскому определению. Но оно при том остается и едино, как и сам Богочеловек. В заключение надо еще раз подтвердить, что «Имя Божие» есть не только слово, Божественное слово, во всей глубине и неисчерпаемости его значения, но и Божественная сила и сущность. «Имя Божие есть Бог» в смысле богоприсутствия, энергии Божией. В этом существеннейшем значении оно должно быть понимаемо в молитве и в жизни. Оно начертано на всем мироздании и на всем человечестве, как и в ангельском мире. Для него не закрыты все миры и бездны их, небесных, земных и преисподних. Оно проницает всё, ибо «вся Тем быша и без него ничтоже бысть, еще бысть». Оно есть именование, в себе несущее Имя Божие. Ему же слава во веки веков. Париж 1942. Экскурсы. Об отдельных случаях нарочитого наречения имён в Библии Библия даёт нам ряд случаев, когда особливо отмечается наречение имен, причём с самым именем соединяется, определенное значение, дается какое-нибудь, указание. Иначе говоря, подчеркивается «внутренняя форма» имени, его синема, причем: в этих случаях мы, несомненно, присутствуем и при возникновении самого имени, которое к данному случаю применяется впервые. Иногда эта значение имени особенно подчеркивается (напр., 1Цар. 4:21 : «(невестка Илия, жена Финеесова) назвала младенца Ихавод (бесславие), сказавшие «отошла слава от Израиля» со взятием ковчега Божия и (со смертью ) свекра её и мужа» 25:15: «(Авигея говорила Давиду): «пусть господин мои не обращает внимания на этого злого человека, (на Навала), ибо каково имя его, таков и он. Навал (безумный) имя его и безумие его с ним». Ср. Прем. Иис. сына Сирахова. 46:2, Екклезиаст. 6:10: «что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это человек»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010