«Земля Божия, сказано в Библии, твердят теперь по поводу аграрной реформы, и верующие в Бога и неверующие, при чем нередко прямо ссылаются на книгу Лев.25:23 и друг., и это делается, очевидно, с целью найти в Библии оправдание для проведения закона о принудительном отчуждении земель не только часто о владельческих, но даже и церковных. Однако, уж если ссылаться на Библию и прислушиваться к ее указаниям, то нельзя же довольствоваться выхваченными в ней из общей связи отдельными выражениями, да еще вычитанными из разных брошюрок и газет, а нужно уяснить себе по возможности все отношение Библии к вопросу о распределении земли. Библия действительно неоднократно напоминает людям, что «Господня-земля» и не только земля, но «и что наполняет ее, вселенная и все живующее в ней ( Пс.23:1 ; 1Кор.10:26 ; Лев.25:23 ; Исх.9:29 ). Что же отсюда должно следовать по дальнейшему указанию самой же Библии относительно земель церковных, которые только мы здесь и имеем в виду? А вот что! Для лучшего запечатления этого библейского сознания в людях и вообще более частого и реального напоминания им о Боге часть земли, на которой проживает данный народ, должна быть посвящена Богу, т. е. определена на удовлетворение потребностей, связанных с Богопочитанием, богослужением, распространением истинного ведения о Боге, с содержанием духовенства как людей предназначенных для этих целей и т. д., при чем посвящаемая таким образом Богу земля должна находиться в особом положении и быть изъята из общего гражданского оборота, при разделе земли участок ее в известных размерах должен был быть отделен для посвящения его Богу. Он предназначался для храма и проживания священников и не мог быть отчуждаем левитами ни продажей, ни обменом ( Иез. 45:1, 4 и 48:9, 10:14). Ветхозаветный закон категорически повелевал сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали левитам города для жительства и поля для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их ( Чис. 35:2–3 ; Нав. 21 ; 1Пар. 6:64–65 ). Поля левитов в законе названы вечным их владением и они не могли быть продаваемы ( Лев.25:34 ). Кроме того, закон Моисея предоставлял посвящать Богу между прочим и поле из своего владения. В известных случаях поле это становилось святыней Господу, как бы заклятым, и должно было переходить во владение священника ( Лев.27:16:21 ). Вообще же все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности и в том числе поле своего владения, закон воспрещал продавать или выкупать. Все заклятое, по его разъяснению, есть великая святыня Господня ( Лев.27:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2:2–5, 13–14, 16–20 ; ср.: Ос. 3 ; Ам. 3 ; Ис. 61:10; 62:5 ; Иер. 2:20–23; 3:1–3; 22: 20–22; 30:14 ; Иез. 16 ; Мал. 2:14 ). Развивая логику этого сопоставления в обратном направлении, можно сделать вывод, что главным содержанием брака, в понимании ветхозаветных пророков, являются верность и взаимная любовь супругов. Взаимная любовь и гармония супругов представлены как содержание благословенного брака в книгах Премудрости – Притчах и Экклесиасте. Суммируя сказанное, можно заключить, что ветхозаветное богословие брака понимало его как единство мужа и жены в любви – единство, прообразующее собой Завет Бога и Израиля 8 . Однако ветхозаветный брак не был совершенен – муж в нем был не просто главой, но «господином», «хозяином» и «владельцем» (ba‘al – Исх. 21:3, 22 ; Втор. 24:4 ) жены, «принадлежащей» (b e ‘ulat – Быт. 20:3 ; Втор. 22: 22 ) мужу, на что указывает и ветхозаветная терминология, применяемая для обозначения вступления в брак: «взять жену» и т. п. ( Быт. 34:4; 29:28; 34:8; 38:6 ; Исх. 34:16 ; Втор. 7:3; 22:16 ; Руфь. 1:4 ; Ездр. 10:44 ), – хотя это и не исключало согласия самой невесты ( Быт 24:57 ) 9 . Подобная терминология прямо проистекала из ветхозаветного брачного права, для которого основой брака был договор, заключавшийся между стороной невесты и стороной жениха и посвященный, главным образом, размерам брачного дара (или его эквивалента в виде работы и проч.) жениха родителям невесты, размерам приданого и различным компенсациям; заключение такого договора и передача дара фактически означали, что брак состоялся. Знаками приниженного положения жены были и допускавшаяся в Ветхом Завете полигамия, и особенности законодательства о расторжении брака, и закон о левирате, одной из основных целей которого была защита женщины, оставшейся вдовой и не имевшей полноценного наследника для наследования имущества умершего супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И опять в Евангелии говорит оно: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:44–45 ). Будем, возлюбленные, внимать этим заповедям, чтобы чрез исполнение их оказаться нам сынами света. И так сносите, рабы и сыны Божии, друг друга. – Апост. Постанов. кн. I, гл. 2. Пороки, противные обязанностям к ближним: 1) несправедливость; 2) несогласие, раздор, вражда; 3) нескромность, бесчиние и грубость в обращении 4) притворство, скрытность, лесть, обман, коварство; 5) равнодушие жестокость; 6) своекорыстие и лихоимство; 7) зависть и злорадование; 8) ненависть; 9) месть. 1) Законное дело соделали пресвитеры в веси Гемине, аще истину глаголет принесшая писание Евстафия: она сказует, яко Кирадию, причинявшую неправду и не хотевшую прекратити неправду, они отлучили от собрания церковного. Но поскольку я удостоверился, яко она, врачуя порок свой, желает принята быти в общение с Церковью ; то потщись расположити ее, да первее престанет от неправды, и привести ее в покаяние и таким образом, аще уразумеешь, яко к Закону Божию обращается, желая быти в церковных собраниях, то разреши ей быти в оных купно с народом верных. Феофила Александр. пр. 14. 2) См. выше (виды любви к ближним). Катих. стр. 80 – 81. 3) Не давай душе своей дерзости, потому что дерзкий муж впадает в зло (Причт.13:18). – Апост. Постан. кн. VII, гл. 8. 4) См. выше (перв. полов. XII, δ). Катих. стр. 88; также (о грехах против внешнего богопочтения) Кат. 101 стр. 5) См. выше (стр. 199). Прав. св. Апост., 57 (втор. пол., II). 6) См. выше (о богатстве) и ниже (об имуществе ближнего) приведенные извлечения. 7) Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего, напротив, радость и удовольствие при его злополучии. Она рождается в том случае, когда ближний наш богаче нас или имеет равное с нами богатство; также пищей для ней служат честь, достоинства, науки искусства и другие преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11). Человек может казаться малым не только в силу своих скромных качеств, допустим малых умственных способностей, или по причине своего скромного положения в обществе, но человек может казаться малым и из-за своих грехов. Это может быть тяжкий грешник, который не соблюдает заповеди, не живет церковной жизнью, однако же и этого человека мы не должны презирать, говорит Спаситель, потому что, во-первых, ангел его молится Богу и предстоит пред лицом Божиим, а во-вторых, и Сам Сын Человеческий, то есть Господь Иисус Христос, пришел, чтобы взыскать, то есть найти и спасти, это затерянное, падшее существо, настолько удалившееся от Бога, что уже как бы погибшее. И если Господь пришел его взыскать, и сошел с небес, и воплотился, и все употребил для того, чтобы самого ничтожного, самого грешного, самого опустившегося человека привлечь к Себе, то мы не имеем права презирать кого бы то ни было. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Мф.18:12). Образ этот был понятен древним иудеям. Поскольку скотоводство являлось одним из основных занятий этих людей, то каждый из них прекрасно понимал, что, если бы хоть одна овца из его стада потерялась, он вынужден был бы пойти ее искать и весьма-весьма обрадовался бы, если бы эту овцу нашел. Если мы так радуемся о своем имуществе, когда находим, казалось бы, уже потерянную вещь, в данном случае овцу, то тем паче Бог радуется о каждой живой душе, о каждом человеке: " И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся " (Мф.18:13). У нас же получается, что мы радуемся, если находим утерянную дорогую вещь, а человеком совершенно пренебрегаем, как будто он есть гораздо худшая вещь, чем та, что мы потеряли. Таким образом, на деле оказывается, что любви в нас совершенно нет, раз мы переживаем о сохранности своих вещей и совершенно безразличны к тому, спасается или погибает человек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный период истории Церкви Русской, которая тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать временем расцвета всех сторон церковной жизни. Предшествовавшие и сопутствующие этому периоду акты изъятия церковного имущества вели епископов и пастырей к унизительной зависимости от светской власти. Конечно, императоры и императрицы не посягали на чистоту вероучения, не вмешивались в догматические вопросы. Но тесные объятия государственной власти мешали нашей свободе. Не хотел бы такого будущего для Русского Православия. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7. 23) – говорит Священное Писание. В этом смысле Церковь должна быть отделена от государства. Однако построение общества и государства без Бога обречено на неудачу. Об этом свидетельствует история ХХ столетия. Тысячи безвинно убиенных за Христа, исповедники, благочестивые христиане, претерпевшие клевету и угрозы, могли бы повторить вместе с апостолом: «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6. 8-10). Во все века церковной истории христиане своим словом, своими поступками, своим поведением в обществе свидетельствовали: веру нельзя отделить от жизни. Если человек по-настоящему верует во Христа, он исполняет Его заповеди везде – на работе, в семье, в любом публичном действии. Если же он раздваивается на «воскресного христианина» и «будничного неверующего», он неизбежно отступает от Бога, от настоящей цели своей жизни, а значит, и от настоящих мира и радости. Если общество прячет веру в музеи и церковные дворы, живя по большому счету так, как если бы Бога не было, – оно обречено. Советский Союз был сильным государством, но, будучи создан на основе идеи самодостаточности человека, «всемогущей» силы его разума и воли, отрицания Бога, он пал, как падет и любая другая конструкция, напоминающая Вавилонскую башню. Да, надо отдать должное ежедневному подвигу миллионов людей, которые и в советское время искренне трудились ради процветания своего Отечества, ради лучшего будущего для потомков. То, что некоторые из них считали себя атеистами – не вина их, а беда, ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10. 14). Сколько же удалось пережить нам, служителям Церкви, отстаивая ее интересы перед сильными мира сего, будут судить Бог и история.

http://pravoslavie.ru/1228.html

К этой причине необходимо присовокупить и другую: апостолы просто пытались восстановить основанную Христом общину, участниками которой они все являлись до крестной смерти и воскресения Спасителя. В этом смысле апостолы ничего не создавали – они продолжали дело Христа. Наконец, вчетвертых , Федотов высказывает уверенность, что на основе «коммунизма в любви» возможна и христианская экономика. Это и произошло в монастырях, хозяйство которых основано именно на братской любви и «общности имений». Правда это осуществилось много позже, — когда христианам стали вполне ясны слова Спасителя « О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один » ( Мф.24,35 ), — христиане стали организовывать не только совместное потребление, но и совместное производство. Что же касается совместного производства не только монахов, но и мирян, то Церкви в полной мере реализовать эту норму не удалось. В связи с этим известный христианский публицист Лев Тихомиров о фрагменте Откровения Иоанна — «послания Ангелу Ефесской церкви»: « Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал и покайся и твори прежние дела » ( Отк.2:4–5 ), пишет: «Однако Откровение уже делает церкви упрек за то, что она «оставила первую любовь свою». Надо полагать, это относится к утрате того духа, при котором у верующих все было общее, не только сердце и вера, но и имущество, и не было среди них ни бедных, ни богатых, как гласят «Деяния»/16:377–378/. Эта мысль Тихомирова приобрела широкую известность, тем более, что оно согласуется с хорошо знакомыми православному читателю комментариями на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского , где упоминается, что Господь «стыдит и порицает за охлаждение в любви к ближнему и благотворительности»/17:16/. Ранняя Церковь после Иерусалимской общины. Давно замечено, что во всех ранних христианских общинах избирались диаконы ( 1Тим.3:8–13 ), что является признаком наличия общения имуществ (разумеется, признаком далеко не достаточным: анализ Павловых посланий говорит нам, что в созданных им общинах общность имущества не вводилась).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

К этому никто не принуждался, но каждый приносил добровольно. Это подаяние служило залогом любви. Святым примером благодатного единения во Христе служат для нас общины первых христиан, прямо следовавших заповеди Господа: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и гое моль не съедает. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет ( Лк. 12:33–34 ). Но не значит ли это, что нам надо немедленно раздавать свое имущество и босыми странниками идти куда глаза глядят? Это было бы неправильное решение, неправильное потому, что внешнее. Надо начинать не с этого, а с поисков того состояния души, когда постоянная «радость о Господе» и сила благодати сами настойчиво продиктуют нам, какой образ жизни избрать. Святой Иоанн Златоуст (ок. 347–407), чрезвычайно высоко ставивший полный отказ от личной собственности во имя любви к ближнему, тем не менее оставляет этот путь лишь людям богоизбранным. Менее же совершенным он дает совет творить милостыню и таким образом умножать свое богатство на небесах. По слову Спасителя: Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк. 14:13–14 ). Ныне не встретишь уже того контраста нищеты и богатства, что во времена земной жизни Господа Иисуса Христа; и стяжательство стало казаться грехом второстепенным, рядясь в маски бережливости и заботы о завтрашнем дне. На самом же деле это грех чрезвычайной важности: в нем одновременно фактическое отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим стихиям. Он порождает злобу, окаменение, многозаботливость. И преодоление его есть частичное преодоление всех этих грехов. Кроме того, что дающий обогащает себя духовно, а запирающий свое сердце и кошелек грабит самого себя, отказывая в милостыне, особенно у врат церковных, человек наносит тяжкий вред просящему, поселяет в нем озлобление, убивает веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каждый, владеющий даром слова или имуществом, представляя это, т.е. что это вверено ему Господом, а не его собственность. пусть не удерживает у себя и не присвояет себе, но приписывает Богу, даровавшему все. Хочешь ли видеть верных домоправителей? Послушай, что говорит Петр:  " что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? "   (Деян.3:12). Также Корнилию он сказал: " я тоже человек " (Деян.10:26); и Христу: " вот, мы оставили все и последовали за Тобою " (Мф.19:27). Равно и Павел, сказав: " я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною " (1Кор.15:10). И в другом месте, обращаясь к ним же, сказал:  " что ты имеешь, чего бы не получил? " (1Кор.4:7). Ты ничего не имеешь своего, ни богатства, ни дара слова, ни самой души, – и она от Господа. 3. Потому, когда потребует нужда, отдай и душу свою. Если же ты любишь ее и не хочешь отдать, когда тебе повелевается, то ты уже неверный домоправитель. Можно ли противиться, когда повелевает Бог? Я вот что скажу: потому особенно я и удивляюсь человеколюбию Божию, что Бог, имея возможность взять у тебя все против твоей воли, не хочет делать этого без твоей воли, чтобы ты заслужил награду. Напрнмер, Он может взять твою душу без твоей воли, но хочет, чтобы ты отдал ее по своей воле, говоря с Павлом: " я каждый день умираю " (1Кор.15:31). Он может лишить тебя почестей без твоей воли и сделать тебя уничиженным, но хочет, чтобы это было по твоей воле, чтобы ты получил воздаяние. Он может сделать тебя бедным против твоей воли, но хочет, чтобы ты сделался таким добровольно, чтобы даровать тебе венцы. Видишь ли Божие человеколюбие и наше ослепление? Достиг ли ты высокой степени достоинства и получил власть церковную? Не высокомудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облек тебя ею; береги ее, как чужую; не злоупотребляй ею и не употребляй на то, на что не следует; не гордись и не присвояй себе, но считай себя бедным и бесславным. Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этой одеждой и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Как хорошо я чувствую себя сегодня вследствие воз­держания за вечерним чаем! Сегодня мы совещали с сестрой Анной Константи­новной завести хор певчих в Соборе и украсить самый Собор, если Господь благословит жребием выигрыша в 35 тысяч. Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного [ Мф. 18, 19 ]. Я с уверенностию в душе сказал Анне Константиновне, что Господь исполнит желание наше. Марта 13 дня 1865 года. Радосте моя, Господи! Имя Твое святое и дивно могу­щественное славлю и благодарю Тебя за спасение мое от врагов моих нечистых. Обносил я в уме имя Твое, наде­ялся на него – и не постыдился. Ни на йоту не уступай врагу в чтении слова Божия и церковных молитв: чрез пропуск одного слова, звука диавол может вселиться в тебя и одолеть тебя. Читай ровно, спокойно, твердо. Бог есть Сый, или Единый всё во всех и во всем, и свят Господь Бог наш, и святы Его разумные создания (суть и [должны быть]), и вся тварь добра зело. А диавол на всё клевещет и на всех, всё в нечистом виде усиливается тебе представить, сам будучи нечист и мерзок. Но мечта, ложь все его козни. Благодарю Тебя, Господи, яко по молитве моей помиловал еси мя, позавидевшего брату протоиерею Павлу, что он при обилии своих средств к воспитанию дочери своей выпросил у купцов согласие воспитывать ее на их счет. Пусть это с его стороны неладно, но это его немощь, болезнь, заблуждение, лесть сердца – привязанность к деньгам; надо жалеть об нем, молиться об нем, а не завидовать; успехам, довольству, благополучию ближнего надо радоваться как своему; я же ведь имею всё необходимое для жизни, и слава Богу, а избытки в имуществе – избытки или усугубление грехов. Ей, так. Имеюще пищу и одеяние, сими доволни будем [ 1Тим. 6, 8 ]. Самая зависть внешнему благополучию ближ­него есть преобладание в нас плотского, ветхого, надеюще­гося на вещество человека, а не на Бога. То-то мы, грешные, гоняемся все за вещами мира сего, а не за Богом, к вещам и наслаждениям прилеп­ляемся, а не к Богу, не к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каким же образом святые умерщвляли себя? Они не любили мира, ни того, что в мире, но, отрекшись от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской ( 1Ин. 2:15 ), т. е., сластолюбия, сребролюбия, тщеславия, – взяли крест и последовали Христу, распяли себе мир и себя миру ( Гал. 6:14 ). О них говорит Апостол: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). Вот как святые умерщвляли себя. А как они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божьим и оставив свои пожелания, ради заповеди и любви к Богу и ближнему, как сказал святой апостол Петр: се мы оставихом вся, и вследе Тебе идохом ( Мф. 19:27 ). Апостол не имел ни денег, ни имущества, ни серебра, ни золота (имел одну сеть и ту ветхую, как заметил святой Иоанн Златоустый ), и, однако же, оставил, сказано, все, т. е. все свои пожелания, всякое пристрастие к этому миру, так что если бы он имел деньги или богатство, то, очевидно, презрел бы и их и, взявши крест, последовал бы Христу, по сказанному: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Вот каким образом святые приносили себя, как некий плод! Они умерщвляли в себе всякую привязанность к миру, как мы сказали, и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесем в жертву самих себя: «ибо нас хощет Бог, как драгоценнейшее стяжание Свое». Поистине, человек драгоценнее всех видимых тварей: ибо Создатель привел их в бытие словом Своим, сказав: да будет это, и бысть, – и опять: да прорастит земля то и то, и бысть, – да изведут воды..., и тому подобное ( Быт. 1:3, 11, 20 ); человека же Бог образовал и украсил Собственными руками. Притом все устроил Творец для пользы и служения человеку, а его самого поставил царем над всем и дал ему наслаждаться райским блаженством, а что еще удивительнее, когда земнородный пал через свой грех, Бог опять восстановил его кровью Единородного Сына Своего. Итак, человек, воистину, есть самое драгоценное стяжание Божие, и не только самое драгоценное, но и самое близкое, свойственное Богу: поскольку сказано: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и еще: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:26, 27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010