II. Впрочем, дар бытия, дар жизни столь велик, что кроме благодарности и хвалы Господу, – этой словесной жертвы Богу, – со стороны словесного существа, человека, требует большей, высшей жертвы – жертвы благих дел, без которых хвала и благодарение наше Богу неприятны: ибо не красна похвала во устах грешника (Сир. 15, 9), по слову премудрого. Человек создан именно на дела благие, т. е. на дела святости, верности, правды, любви и милосердия, на дела самоотвержения и мужества, воздержания, многостороннего и разнообразного учения, – для служения многообразным нуждам Церкви и отечества. Человек создан не для себя одного, а для служения обществу как и общество, в свою очередь, служит ему. Всякий из нас есть член, с одной стороны, Церкви и благодатного царства Божия на земле, члены коего должны преуспевать непрестанно в вере, правде и благочестии; с другой стороны – член гражданского общества или великого политического тела, называемого государством. Тому и другому обществу, церковному и гражданскому, каждый из нас обязан верно служить и во всем повиноваться его властям в пределах правды и закона; общественное благо предпочитать своему частному, и в случае нужды не щадить для него своего здоровья, сил, спокойствия, имущества, даже самой жизни. Мы сильные, – пишет св. апостол Павел, – должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать; ибо и Христос не Себе угождал (Рим. 15, 1–3). В другом месте, рассуждая о множестве верующих, как о едином теле Христовом, он говорит: как одно тело, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном (в нем) большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним и все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены. (1 Кор. 12, 12–27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

     В апостольском чтении Недели Всех святых мы слышим о праведниках Ветхого Завета, которые понесли великие подвиги и страдания. Апостол Павел напоминает нам, как они воскрешали мертвых, «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча... испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:34, 36, 37). Спросим, братья и сестры: человеческой ли силой совершались эти подвиги? Возможно ли человеку воскрешать мертвых? Возможно ли ему угасить силу огня? Способен ли человек усмирить диких львов? Кто из людей может принять мученическую смерть, не чувствуя в сердце своем ненависти и злобы к мучителям, но твердо говоря: «Мы страдаем за свои грехи» (см. 2 Мак. 7:32)? Кто мог бы благословить Бога, в одночасье потеряв семью, имущество, здоровье, уважение ближних, как это сделал, к примеру, праведный Иов? Все те великие чудеса и невероятные подвиги, о которых мы читаем на страницах Библии, были совершены могущественной силой, движущей человеком; силой, имеющей неземное происхождение. Какая же это сила? Это вера, которую апостол Павел определяет как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вере святых посвящено нынешнее апостольское чтение, и о вере мы будем говорить сегодня. У одного из проповедников XIX века, протоиерея Василия Михайловского, встречается интересный перечень обязательных характеристик истинной веры. Они стоят внимания. Первая, важнейшая характеристика веры – простосердечность. Так считает проповедник, и мы с ним согласимся. И в самом деле, в вере должно быть нечто, не зависящее ни от знаний человека, ни от его положения в обществе, ни от количества денег на его кредитной карточке, ни от высоты занимаемого им места в церковной иерархии. Простосердечность – это некоторое смирение сердца перед тайной Бога. Это простота и искренность религиозного чувства; даже в определенном смысле этого слова детскость – в каком бы возрасте ни был человек. Это всегдашняя открытость к чуду; ничем не смущаемая готовность принять от Бога все; сердечное доверие Богу даже тогда, когда разум доверять отказывается.

http://pravoslavie.ru/113463.html

А те пастыри и учители, которые преподают учение неправое, еретическое, несогласное с учением Вселенской Церкви, – у тех дело не устоит: оно не выдержит огненного испытания в день Суда, сгорит, отщетится, то есть окажется делом пустым, труды деятелей – напрасными. Господь не признает их и последовавших их учению садом Отца Небесного, а всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится ( Мф.15:13 ). Кто эти пастыри и учители, преподающие неправое учение? Это – древние лжеучители, положившие начало ересей; это и наши современные лжепастыри, последователи так называемого австрийского священства 144 ; это те лжеучители, которые положили начало раскольническим толкам и сектам неправомыслящих. Это те лжеучители, которые дали для своих последователей, вместо имени православных христиан, название пашковцев, штундистов, толстовцев; нигилистов, ни во что не верующих, анархистов, не признающих никакой власти, социалистов, возбуждающих простой народ к разграблению чужих имуществ и подстрекающих рабочих людей к забастовкам, стачкам и т. п. Все таковые хотят строить Божие здание из дерева, сена и соломы. Но все это в день откровения Суда Божия сгорит, отщетится, окажется пустым. О таковых лжеучителях и говорит Апостол, что дело их сгорит, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон – то есть окажется, что он напрасно трудился; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:15 ), – присовокупляет Апостол. Что это значит? Ужели строивший из дерева, сена и соломы, то есть лжеучитель, сам спасется? Спасется, но так, как бы из огня – то есть постройка сгорит, а со строителем ее произойдет то же, что с людьми, находящимися в доме, объятом пламенем. Одни из них выбегут, но обожженными, другие сгорят вместе со своей постройкой – то есть одни покаются, обратятся и спасутся, а другие погибнут в своем нераскаянии. Определив высокое достоинство пастырей и учителей церковных как соработников у Бога и строителей Божьего здания – Церкви, Апостол указывает на высокое достоинство христиан как храмов Божиих, в которых обитает Дух Божий. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). А если это так, то какова же должна быть ответственность тех, кому вверяется этот храм! Какому наказанию они будут подлежать, если вместо хранения и созидания стали бы осквернять и разорять его! Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы, говорит Апостол ( 1Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Ап. Павел пишет о вспоможении святым: „дело служения сего ( διαονα τς λειτουγας τατης) 77 не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения (εχαιοτν) Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедоваемому вами евангелию Христову и за искреннее общение (τς οινωνας) с нами и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его“ ( 2Кор.9:12–15 ). Естественно отсюда, что для дела благотворения с его не только нравственным, но и религиозным характером, назначались люди не расторопные, искусные, практичные, финансисты и экономы, а исполненные веры и духа. „Семь“ иерусалимской церкви избираются из лиц, исполненных Духа Святаго и мудрости. Для сбора пожертвований в пользу иерусалимских христиан избирается церквами „восхваляемый во всех церквах за благовествование“ ( 2Кор.8:18–19 ). До избрания „семи“ главное заведывание приношениями верующих принадлежало первоапостолам. Они обязали и Павла в своих миссионерских трудах помнить о нищих ( Гал.2:16 ). Апостол языков свято исполнял этот завет учеников Господа. Он создал великий план сбора пожертвований по всем церквам, стремясь при посредстве его реально объединить все церкви между собой и с матерью церковью, создать обще-церковное общение (οινωνα). – Если мы хотим понять развитие древней церковной организации, мы ни на минуту не должны забывать всего этого. Нигде так грубо не обнаруживается бессилие нашего времени понять ту святую религиозную атмосферу, в какой жили первохристиане и древние христиане, как в перенесении в их историю наших понятий об имуществе и финансовом управлении. Учреждение „семи“ возникло не на палестинской почве и не было собственно палестинским институтом. Оно обязано своим происхождением скорее влиянию еллинистов и должно было удовлетворять прежде всего их требования. Как видно из имен „семи“, они, если не все, то большей частью были еллинистами, а один из них, именем Николай, антиохиец, был даже из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Архив Пн Митрополит Бориспольский Антоний: «Горе тому, кто борется с Церковью» 27 августа 2019 г. 18:12 Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний выступил с комментарием по поводу захвата раскольниками Успенского храма Украинской Православной Церкви в с. Погребы (Броварской р-н Киевской обл.). — Владыко, на днях произошел захват Успенского храма в с. Погребы Броварского района Киевской области сторонниками раскольнической «ПЦУ». Прихожане Украинской Православной Церкви просили полицию опечатать храм до решения суда, но просьбу проигнорировали. Какова ситуация на сегодняшний день? Прокомментируйте, пожалуйста, как правящий архиерей данной епархии. — Храм Успения Пресвятой Богородицы уже подвергался попыткам захвата и был закрыт по договоренности сторон. Вероломный захват произошел 24 августа 2019 года в 19.00 при участии около 100 человек. Рейдеры взломали дверь и захватили церковное помещение, мотивируя это тем, что не собираются ждать решения суда о том, кому принадлежит храм. Как можно прокомментировать разбой? Мы строим, разбойники захватывают. Наши плоды — построенные храмы, отстроенные монастыри. Их неизменные плоды — завладение чужим имуществом, кощунство, ложь и побои. Они были и остаются врагами Христа и Его Церкви. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:15-18). — Владыко, сегодня сторонники «ПЦУ» борются за признание своих действий, хиротоний. Но как возможно признание и узаконивание зла, разбоя, лжи, воровства? — Никакое признание не отменяет сути. Даже если бы кто-то бы их признал, то это по факту был бы только политический ход исключительно в политической плоскости. Признание для сторонников «ПЦУ» — это политический акт, а не путь к церковному единству, удовлетворение своих амбиций и страстей, а не шаг к смирению и примирению, служение лжи, а не Богу. Признание не дает святости. Святость дают Христос и Его Истина, от которых они отреклись. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Свой выбор, к сожалению, сторонники «ПЦУ» сделали.

http://patriarchia.ru/db/text/5490817.ht...

Архив Пн Экзарх Пресвятого Гроба на Кипре направил письмо поддержки митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану 7 сентября 2023 г. 12:45 7 августа 2023 года Винницким городским судом был вынесен обвинительный приговор в отношении иерарха Украинской Православной Церкви митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана , по надуманным обвинениям его приговорили к пяти годам лишения свободы.  В письме митрополиту Ионафану, направленном 14 августа 2023 года, экзарх Иерусалимского Патриархата на острове Кипр митрополит Вострский Тимофей выразил глубокую скорбь в связи с «надругательствами и гонениями, которым подвергаются иерархи, духовенство и народ Украинской Православной Церкви» со стороны государственной власти, а также представителей раскольнической структуры, поддерживающих ее решения. «Проходя через это тяжелое испытание, не забывайте слова Господа, Который сказал: " Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь " , и люди, совершающие это, " возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое " (Лк. 21:8-13) — своими ложными доносами, c неминуемым арестом имущества и Вашим личным заключением на пять лет, как нам сообщают средства массовой информации, они тем самым приближают Вас ко Христу», — говорится, в частности, в письме митрополита Вострского Тимофея. «Посему хочу по-братски заверить Вас, что в эти дни и всегда мои мысли и моя смиренная молитва — с Вами», — подчеркнул иерарх. «Вспоминаю наши студенческие годы в Духовной академии в городе Ленинграде, Вашу преданность Церкви, когда это порицалось безбожным государством Советского Союза, Ваша смелость в принятии монашеского пострига и рукоположения, ревность, с которой Вы служили, и Ваши замечательные достижения в церковной музыке и композиции, и Ваши страдания — это знак любви Христовой», — засвидетельствовал экзарх Пресвятого Гроба на Кипре.

http://patriarchia.ru/db/text/6057131.ht...

Архиепископ сильно опечалился из-за клятвы именем Господним и говорит ему: «жив Господь! если ты не разрешишь клятвы, которою ты связал меня, я отчуждаю тебя всякого общения с христианами в веке сем и будущем». Тогда апа Афу повергся [пред ним] и сказал: «ты побе- дил меня. Это было бы позором для меня и скорбью во веки. Вот я пред тобою: если я нужен тебе, делай со мною, что тебе угодно». И [еще раз] повергшись [сказал]: «прости мне, господин мой, отче!» И он рукоположил его и отправил его в город его. 17 . Сделавшись епископом, [он завел] такую практику (πρακτικν τς πισκοπς), что во все дни свои ни разу не позволил себе ни успокоиться в городе ночью, ни вкусить в нем хлеба днем, но жил один в загородном монастыре... В субботу приходил он в церковь , собирал народ и до вечера проповедовал ему слово Божие; ночь [с] субботы [на воскресенье проводил он] в молитвах и псалмах..., вставал... на [служение] святой литургии и опять поучал (κατχει) их до шестого часа воскресенья и опять удалялся в монастырь до [следующей] субботы. 18 . A того пресвитера, который был избран к поставлению во епископа, он поставил над счетною частью 41 всей церкви. Раз в год он отдавал отчет по церкви, и все, что оставалось за покрытием расходов 42 по церкви, он разделял бедным в городе и своим ближним, так что благодаря ему... забыли о [существовании] нищеты... И случалось, что... другой начальник помогал ему кроме... имущества церковного и... ему пожертвование по обету или дар... и он разделял их между всеми, смотря по нужде каждого. 19 . [Если случалось, что] в субботу [обращались к нему] нуждающиеся и обиженные, то он занимался их нуждами и расследовал их дела до девятого часа. A с девятого часа до вечера он пребывал в святой молитве и собирал их и выходил... и проводил ночь в бодрствовании до утра. 20 . Ни одна женщина не смела приступить к нему приобщиться, если на ней было что-нибудь золотое. Он сделал такое распоряжение, чтобы ни одна женщина с золотыми украшениями или в цветной одежде не подходила к нему приобщаться тела и крови Христовой. Ибо диаконы боялись его и стояли по [его] приказу 43 y дверей и не дозволяли входить никому кроме прилично (σεμνς) одетых, т. е., тех, y кого покрывала на лице и на руках и прочия одежды были не цветные, вышли не из рук красильщика, но светлые, белого цвета. 21 . Равным образом и диаконы шли по стопам его: никто из них не позволял себе несправедливостей ни... но те одни... народ Божий. – И он не раз говорил в поучениях (κατχησις), что его сердце скорбит не столько об обиженных, как об обижающих: обиженным расширяется [путь в] царство небесное, a обижающие сами себя лишают его и расширяют себе [путь в] погибель. – Нередко случалось, что он был в экстазе, и ему было возвещаемо, что делалось в городе. И он увещавал народ покаяться и [таким образом] отвращал грядущий на них гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Брак признается Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквах. Впрочем, в Католической церкви в средневековье существовали на сей счет разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указания на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством принадлежит уже Тридентскому Собору. При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274) и Флорентийского (1438) Соборов. В протестантских церквах имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признается. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах ( 1Пет. 3:1–4, 7 ). 49.2.Брак в Ветхом Завете Грехопадение прародителей поколебало идеальные основания брака, и у всех народов до Пришествия в мир Христа Спасителя самый институт брака нес в себе печать греховного повреждения. До известной степени это касалось и богоизбранного народа. У ветхозаветных евреев религиозным основанием брака почиталась заповедь Божия: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:28 ). При этом, однако, и у них брак не до конца соответствовал своему богозаповеданному идеалу. В частности, у древних евреев допускался полигамный брак, при этом число жен ограничивалось только имущественным состоянием мужа. В полигамном браке состояли и святые праотцы: Авраам и Иаков, цари Давид и Соломон. Не запрещалось законом Моисея и наложничество. Господь Иисус Христос несовершенство ветхозаветного брака объяснял человеческой греховностью: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так ( Мф. 19:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Братство ревнителей Православия. Издание друзей истины». (Прим.: напечатано в типографии без какого-либо обозначения места и года, мелким шрифтом, листовками). Е.А.Тучков был совершенно ошеломлен такой неожиданностью. Ошеломлено было и ВЦУ. Митрополит Агафангел был немедленно арестован и отправлен в ссылку, в Нарымский край. Однако появление этого воззвания и листовки указывало на то, что беспринципная линия В.Д.Красницкого и К° наталкивается на резкий отпор в церковной среде. Впрочем, и среди обновленцев, которых вовсе не следует всех,отождествлять с Красницким, назревал протест против политики, которую проводили продажные и случайные лица, неожиданно очутившиеся у церковного руководства. Была и другая, гораздо более принципиальная и чистая линия в расколе – ее выразителем был искренний и мужественный епископ Антонин Грановский. Чтобы уяснить себе это переплетение двух линий в расколе, необходимо остановиться на его внутренней жизни. К внутренней жизни раскола в эти бурные дни 1922 года мы и обратимся. Год 1922-й «Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его. Ни стоять на перекрестках для убивания бежавших, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия». (Книга пророка Авдия 1,12–14.) Эти слова древнего пророка, обращенные к единокровному с иудеями народу Едома, вступившему в союз с врагами евреев, невольно вспоминаются, когда речь идет об обновленцах. В час величайшей драмы, которую переживала когда-либо Русская Церковь , часть ее служителей решила воспользоваться несчастиями своих братьев для личных выгод. Это опозорило обновленческое движение в глазах народа, оттолкнуло от него широкие массы и завело его в тупик. Предательство и карьеризм – воплощением этих главных пороков обновленчества была «Живая Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В версии Луки главная мысль – о том, что в имущественной сфере любовь сводится к раздаче имущества – выражена еще яснее, ибо там нет несколько сбивающего с толку упоминания о «совершенстве»: « И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат » ( Лк.18:18–23 ). Последующий текст Луки по смыслу совпадает с изложением Матфея. Знаменательно, что у Луки среди исполненных заповедей отсутствует «люби ближнего как самого себя». И Спаситель прямо говорит юноше « еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим» . Не розданное богатство обличает, что недостает любви к ближнему. Как видим, оба евангелиста по сути дела говорят об одном и том же – о эквивалентности заповедей «раздай все нищим» и «люби ближнего как самого себя». Только у Матфея этот эпизод описывается как зарисовка с натуры, давая нам в словах Христа « если хочешь быть совершенным » почувствовать тончайшую горькую иронию. Лука и Марк больше озабочены верной передачей смысла, а потому опускают слова о «совершенстве», ибо любовь к ближнему – не совершенство, а необходимое условие наследования жизни вечной. Евангельская логика проступает тут совершенно ясно: кто не любит ближнего как самого себя, тому вход в Царство Небесное закрыт; но «раздай все нищим» — лишь конкретное выражение этой общей заповеди любви применительно к имущественным отношениям. Отсюда понятно, что не выполнивших эту конкретную заповедь, в Царстве Божием не ждут. «Умеренная» доктрина недостаточно сознает негативные стороны богатства.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010