была создана в Муроме в 1992 г. худож. И. В. Суховым по инициативе представителей рода Гущиных, считающих себя потомками святого. В день памяти И. М. 1 янв. 1993 г. образ был перенесен крестным ходом во главе с еп. Владимирским Евлогием (Смирновым) в возрожденный храм мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове, где установлен в киоте на левом клиросе. В икону вложена частица мощей И. М. в серебряной оправе 1850-1875 гг., выполненной нижегородским мастером (передана из МИХМ, куда поступила из Нижегородского музея в 1930). На иконе, написанной в древнерус. стилистике, И. М. представлен прямолично, по пояс, в коричневой мантии и охристой рясе, в остроконечном куколе, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке. У него тонкие аскетические черты лица и длинная, овальной формы седая борода, надпись: «оаг прпд Iлuя Муромец Печер». В храме зафиксированы видения, чудеса и исцеления от этого образа (см.: Сухова О. А. Муромский миф о богатыре Илье: История и современность//Уваровские чmehuя-IV. Муром, 14-16 апр. 1999 г. Муром, 2003. С. 14. Ил.; Она же. Муромский миф о богатыре Илье//Благо. 2005. 1. С. 97. Ил.). 20 мая 2005 г. при каменном Троицком храме (в руинах, отреставрирована только колокольня) в Карачарове была освящена часовня. 21 мая 2005 г. в ней был установлен образ И. М. аналогичного извода (с частицей мощей в звездообразном ковчеге) в резном киоте, написанный в Киеве по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и освященный в Антониевых (Ближних) пещерах на раке святого. И. М. облачен в розоватую рясу и бордово-коричневую мантию, резко выделяются морщины на щеках. От этого образа также известны случаи исцелений. Прп. Илия Муромец. Икона. 2006 г. Иконописец И. В. Сухов (воинский храм 46-й бригады внутренних войск МВД, г. Грозный) Прп. Илия Муромец. Икона. 2006 г. Иконописец И. В. Сухов (воинский храм 46-й бригады внутренних войск МВД, г. Грозный) В Благовещенском мон-ре Мурома имеется неск. совр. изображений святого, в частности поясной образ И.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Позирует для создания скульптуры «самый сильный человек мира» Василий Вирастюк 25 апреля. ПРАВМИР. В Киеве откроют памятник богатырю Илье Муромцу (Преподобный Илия Муромец, Печерский). Монумент установят в парке «Муромец» (бывший парк Дружбы народов), сообщает на своей странице в Facebook мэр Киева Виталий Кличко. Над памятником работает художник-скульптор Владимир Журавль. Позирует ему «самый сильный человек мира», украинский спортсмен Василий Вирастюк. «Установить памятник планируем летом. В новом парке соединятся и дух нашей доблестной старины, и современность. А название «Муромец» он получил не случайно, поскольку расположен в историческом месте, где в XII-XIII веках была территория сторожевой заставы и место постоянной дислокации киевской дружины. Парк будет оборудован с использованием современных трендов в ландшафтной архитектуре, современной системой информации и навигации, велодорожками, современным освещением», – отмечает мэр Киева. Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Мощи Ильи Муромского (Печерского) покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Ильи находится в одном из храмов Мурома во Владимирской области. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2011 24 декабря, 2013 1 января, 2015 5 марта, 2024 17 октября, 2023 28 августа, 2023 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 24 февраля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-kieve-ustanovyat-pam...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Илия Муромец. Богатырь под рентгеном 12 мин., 29.06.2010 В нынешнем веке суперменов и человеков-пауков древние богатыри иногда кажутся такими же мифическими персонажами, как и порождения фантазии голливудских сценаристов. Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами. Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки. Но существовал ли такой человек в действительности? А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? С этими вопросами «Фома» обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Киево-Печерской лавре. В XIX веке историки считали Илью Муромца мифическим героем. Причины были вескими: его имя не упоминается в древнерусских летописях, а в некоторых былинах он называется «казаком», иногда даже «донским казаком», что делает такие былины настоящими сказками — ведь былинный Илья жил на Киевщине (!) b XII (!) веке. Реконструкция внешности Ильи Муромца Но в прошлом веке образ Ильи оказался более востребованным: в одной из былин богатырь ссорится с киевским князем, и поэтому советские историки усмотрели в этом доказательство извечной борьбы угнетаемого класса против господ. В результате появился фильм «Илья Муромец», который от реального портрета древнего русича далек так же, как и «Иван Грозный» Эйзенштейна от исторического Иоанна IV. Как богатырю делали рентген Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989–1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры среди более чем сотен мощей древних святых покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых.

http://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muroms...

Преподобный Илия Муромец, Печерский Преподобный Илия Муромец Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало. Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях. С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, – «Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, Я поеду во славный стольный Киев-град – Помолиться чудотворцам киевским, Заложиться за князя Владимира, Послужить ему верой-правдою, Постоять за веру христианскую», – Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»… Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

http://pravoslavie.ru/2766.html

286-287 287-288 ИЛИЯ I (II) (ок. 430 - 518), свт. (пам. зап. 4 июля (Римский мартиролог), 18 февр. (Мелькитская католическая Церковь); в греч. и рус. синаксарях не упом.), патриарх Иерусалимский (494 - 516) 288-290 290-291 291-292 ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) 292-300 ИЛИЯ III [в миру Абу Халим (ибн) аль-Хадиси] (1108 - 1190), католикос-патриарх Церкви Востока (с 1176) 300-301 ИЛИЯ III (1867 - 1932), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1917), причисленный этой Церковью к лику святых (пам. 13 февр.) 301-302 302-304 ИЛИЯ БАР ШИНАЙЯ [Илия Нисибинский] (975 - 1046), еп. Нисибинский, церковный деятель и писатель Церкви Востока 302-304 ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма 304-306 ИЛИЯ ДИАКОН [Элиа], прп. (пам. груз. 4 янв., вместе с 12 сирийскими отцами, основателями монашества в Грузии) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИЛИЯ ЕГИПТЯНИН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) 307-315 315-316 316-317 ИЛИЯ ФАХР [Ильяс ибн Фахр ат-Тараблуси] (ок. 1680 - 1758), церковный деятель и писатель Антиохийской Православной Церкви 317-318 318-319 ИЛЛИДИЙ († 384/5), св. (пам. зап. 5 июня, 7 июля), 4-й еп. г. Арверн (ныне Клермон-Ферран, Франция) 319-320 ИЛЛИРИК историческая область в сев.-зап. части Балканского п-ова (классическое греч. название Иллирия, Иллирида); префектура в составе Римской и Византийской империи (IV-VI вв.); диоцез древней Церкви, к-рый до VIII в. входил в область юрисдикции Римского престола

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Закрыть Святому Илие Муромцу не было составлено канонического жития «Моё богатство — сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов её оборонять»  Николай Головкин   07:52 05.04.2024 89 Время на чтение 4 минуты Источник: Камертон По промыслу Божиему каждый Новый год у нас в Отечестве открывается днём памяти преподобного Илии Муромца. ...Святому Илие Муромцу не было составлено канонического жития. Однако имеется его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Илия Муромец — один из самых популярных героев русского эпоса, при этом не сказочный персонаж, а реальная историческая личность, воин. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв оценивал древнерусский эпос, народные песни, былины как очень ценные исторические документы. Академик Дмитрий Лихачёв: «Древнерусская литература не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в своё повествование чудесное, это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного». Илия много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха — был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илия Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»… Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Илии Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов её оборонять».

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/svyato...

Получив в одном из боёв с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это даёт основание предположить, что его постриг пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164—1182). Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. К лику святых богатырь был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской Лавры. Журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения и всё русское воинство считают преподобного Илию Муромца своим Небесным покровителем. В начале 2000-х на официальном уровне было принято решение устанавливать в лагерях Воздушно-десантных войск передвижные полевые храмы преподобного Илии Муромца. …В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года — с июля 1999-го по июнь 2003-го - был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного. Много веков назад завершил земную жизнь легендарный богатырь Илия Муромец. А образ его не тускнеет в памяти народной. Сегодня, как и тысячу лет назад, наше Отечество нуждается в наличии могучих защитников от врагов внешних и внутренних.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/svyato...

Когда будем в Киеве, придем и мы в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры, к мощам преподобного Илии Муромца, поклонимся этому реальному человеку, выросшему в народной благодарной памяти до былинных богатырских размеров. Былина «Илья Муромец и Идолище», которая предлагается в литературном приложении к данной книге, показывает его не просто как воина, но и как защитника православных святынь. Он освобождает от идолища святой град Константинополь, расчищает дорогу в Иерусалим и на Иордан-реку. Примечательно, что, хотя Илья Муромец и говорит об обиде на князя Владимира, он все же не соглашается остаться в Константинополе, несмотря на уговоры царя Константина, и возвращается на Святую Русь. Во мнении народном Илья Муромец всегда был воином и молитвенником. Он воплощает собой само служение Отчизне. Большевики всячески старались упростить образ Ильи Муромца, сделать его более сказочным, нереальным. Записи и публикации былин в большевистское время стали содержать сведения о том, что не Иисус Христос с апостолами приходили к немощному Илье Муромцу (как это пелось сказителями в дореволюционное время), но безымянные калики перехожие. Стали ученые проверять: был ли в действительности такой легендарный витязь? Освидетельствовали мощи преподобного. И что же дали эти исследования? Рост богатыря превышал средний на голову. Кисть левой руки была действительно пронзена копьем. В области грудной клетки также была рана. Видимо, богатырь, защищаясь от удара, прижал левую руку к сердцу. Специалисты в области народного творчества (фольклористы и этнографы) уже давно обращали внимание, что в раннехристианских германских памятниках письменности высится во весь рост легендарная личность богатыря и монаха Илии Русского. Несомненно, речь идет об Илье Муромце. Официально святой Илия Муромец был канонизирован в 1643 году в числе еще 69 угодников Божиих Киево-Печерской Лавры. Основные события жизни Множество путешественников XVI–XVIII веков утверждали, что видели мощи Илии Муромца. Некоторые из них уже тогда описывали его как былинного богатыря и полагали, что жил он не при князе Владимире, крестившем Русь, а намного позже. Они твердо считают, что умер он в 1188 году. Нестор Летописец

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Е. В. Лопухина, Б. Н. Флоря Иконография Изображения И. М. до 2-й пол. XVII в. неизвестны. Персональные образы святого до 90-х гг. XX в. были немногочисленны. После освящения новых храмов во имя И. М., распространения его почитания в Муроме образ святого появился на иконах, в росписях храмов, произведениях скульпторов. В наст. время иконография И. М. достаточно разнообразна. Прп. Илия Муромец. Икона. 1963 г. Иконописец инокиня Глафира (собрание Н. С. Епанчиной, Муром) Прп. Илия Муромец. Икона. 1963 г. Иконописец инокиня Глафира (собрание Н. С. Епанчиной, Муром) Наиболее раннее изображение И. М.- гравюра работы мастера Илии , созданная для издания Киево-Печерского патерика 1661 г., но не вошедшая в него; подпись автора: «uлiя с.». Была обнаружена В. В. Стасовым в коллекции старопечатных книг И. П. Каратаева ( Стасов В. В. Изображение Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.//ИИАО. 1861. Т. 3. Вып. 2. С. 122-126. Прил. Ил.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 632; Кн. 4. С. 59-60. Примеч. 83). На гравюре И. М. представлен как пустынник, полуобнаженным (на плечи накинут плащ), босым, с непокрытой головой. Он изображен в рост, с воздетыми в молении руками (орант), волосы короткие, слегка вьющиеся, борода средней длины, немного кудрявая. Надпись по сторонам от нимба: «Пр(д)б: Iлuя Mypoмckiй. iжe bceлicя в пещеру пр(д). Ahmohiя в kieb. идеже до нн нетлнен пребывает». На поземе изображены горки и деревья, справа от фигуры И. М. вход в пещеры прп. Антония Печерского (обозначен проемом и главой Крестовоздвиженского храма). Данное изображение И. М. является исключением в его иконографии. Согласно иконописным подлинникам кон. XVIII в. и 20-х гг. XIX в., святой изображался иначе: «Надсед, брада Феодосиева, разсохата, власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническа, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 319, «левыя страны» 53-й; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 59. Примеч. 82); «Сед, брада доле Власиевы, в клобуке, риза преподобническа, а почивает в пещере киевской» (РНБ. Погод. 1931. Л. 84; под 24 дек.).

http://pravenc.ru/text/389413.html

Прп. Илия Муромец. Икона. 2008 г. Иконописец И. В. Сухов (частное собрание, Москва) Прп. Илия Муромец. Икона. 2008 г. Иконописец И. В. Сухов (частное собрание, Москва) Образ И. М. встречается в «сказании о киевских богатырех, как ходили во Царьград» (списки XVII-XVIII вв.), в «Сказании о семи богатырях» (самый ранний список 1-й четв. XVIII в.), в былине о Михаиле Потыке. И. М. фигурирует в качестве символа богатыря, подобно всем живущим на земле бессильного против смерти, в особой редакции (или разновидности) «Повести о прении живота со смертью», представленной в старообрядческом сборнике 3-й четв. XVIII в.- РГБ. Собр. А. И. Маркушевича. 22. Л. 70 об.- 73 об. (данная редакция «Повести...» не учтена в монографии-публикации: Дмитриева Р. П. Повесть о споре жизни и смерти. М.; Л., 1964). В записях кон. XIX в. известна былина о встрече в поле и столкновении И. М. и Добрыни. Появление новых сюжетов в эпосе об И. М. исследователи фиксировали до 60-х гг. XX в.: былина о женитьбе И. М., записанная в Пудожье в кон. 30-х гг. XX в. (Былины Пудожского края. 50), и ряд былин М. С. Крюковой о подвигах И. М. (Былины М. С. Крюковой. Т. 1. 10, 12, 13, 15). Наиболее распространенными и древними являются былины об И. М. и Соловье-разбойнике. Сюжеты «Илья и разбойники», «Илья и Идолище», «Исцеление Ильи сидня», встречающиеся в устной традиции как самостоятельные былины, в рукописях XVIII - нач. XIX в. объединены с повествованиями об И. М. и Соловье-разбойнике. Былины об И. М. и Соловье-разбойнике из рукописных сборников исследователи разделяют на 2 версии: в 1-й версии И. М. по пути из Мурома в Киев освобождает г. Себеж (город известен с нач. XV в., ныне в Псковской обл.) (себежская версия), во 2-й редакции богатырь освобождает Чернигов (черниговская версия). Внутри каждой группы выделяется неск. редакций. В подавляющем большинстве былин рассказывается о происхождении И. М. из Мурома (город возник, вероятно, на рубеже X и XI вв., ныне районный центр владимирской обл.). Согласно поздним редакциям былин из рукописных сборников, И.

http://pravenc.ru/text/389413.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010