Древнерусские монахи не чуждались практической деятельности, которая сильно способствовала развитию разумно-нравственной жизни народа. В монастырях сосредоточивалось духовное образование, списывались книги, приготовлялись иконы и распространялись и те и другие в народе. В монастырях занимались вопросами не о материальных средствах или выгодах, но о высокой цели и назначении жизни человеческой, о трудном пути к достижению этой цели. Там собирались люди избранные, высоко-образованные, по своему времени, развитые более других; они всякому страннику, посетителю и вообще нуждавшемуся могли дать мудрый совет, полезный урок для жизни, разрешить затруднение или недоумение его. В мире большею частию желали жить и наслаждаться чужим трудом, старались насытить чувственные страсти, руководились личными расчетами и употребляли для выполнения их неправду, насилия, обман и коварство; в монастырях, напротив, народ видел добровольные лишения, презрение к богатству, великую борьбу с чувственными стремлениями, неумолимую строгость к своему самолюбию; здесь он находил правый суд и готовность к самообвинению пред вечною истиною и бесконечным благом. Созерцание такой высокой жизни приводило в изумление посетителей древнерусских монастырей, а строгие уроки, осуществлявшиеся в жизни, возбуждали народ к возможному подражанию. В этом отношении древнерусские монастыри имели особенно благодетельное значение в жизни новопросвещенного русского народа, как живой противовес прежним языческим понятиям и началам нравственной жизни. На встречу богатырю, гордому своею физическою, телесною силою, безнаказанно дающему полную волю своим страстям, из пещер и монастырей выходил другой богатырь, вооруженный нравственною силою, величием нравственного подвига, славою торжества духа над плотию, – выходил монах-подвижник. В совершавшейся незримой нравственной борьбе этих двух богатырей юное русское христианское общество было всецело на стороне второго, ибо хорошо чувствовало и понимало, что его подвиги выше и труднее подвига первого, и этим своим сочувствием заставляло, первого богатыря признавать себя побежденным, снимать свой железный панцирь и просить другого, более почетного в глазах всего народа – мантии монашеской. Под глубоким влиянием монашества на древнерусское общество, богатырь Илия Муромец, в конце своих дней, принимает монашеский подвиг и слагает свои кости в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

«И поча нарубати мужи лутши от словен и от кривич, и от чюдии, и от вятичь, и от сих насели и грады; бе бо рать от печенег» . Самым крупным из этих городов-острогов был Белгород, построенный близ Киева, в который Владимир «много людий сведе… бе бо любя город сий» . В «Повести временных лет» рассказано о нескольких печенежских набегах на Русь: в 992, 996, 997 гг. С набегом печенегов, который приходится на 992 г., связано народное предание о богатырском подвиге Никиты Кожемяки, включенное в «Повесть временных лет». Противники встретились тогда у брода через Трубеж, расположившись лагерями по обе стороны реки. Хан печенегов предложил решить дело единоборством, и предложение это было принято: «И заутра приехаша печенезе, а свой мужь приведоша, а наших не бысть. И поча тужити Володимер… И приде един мужь стар к нему и рече ему: “Княже! Есть у мене един сын дома менший… От детьства си своего несть кто им ударил”… и приведоша и ко князю…Сьй же рече: “Княже!.. искусите мя: нетуть ли вола, велика и силна?” И налезоша вол силен… и пустиша вола… и похвати вола рукою за бок и выня кожю с мясы, елико ему рука я. И рече ему Володимер: “Можеши ся с ним бороти”. И назавьтрее придоша печенезе… И выпустиша печенезе мужь свой, и бе превелик зело и страшен. И выступи мужь Володимер, и възрев печенежин и посмеяся, – бе бо средний телом…И ястася крепко, и удави печенежинина в руку до смерти. И удари им о землю. И вьскликоша русь, а печенезе побегоша, а русь погнаша по них, секуще е, и прогнаша их. Володимер же, рад быв, и заложи город на броду том и нарече и Переяславль, зане перея славу отрок. Володимир же великом мужемь створи того и отца его. Володимир же възвратися вь Киевь с победою и славою» . Подвиги богатырей из княжеской дружины отразились в русских былинах Подобными по силе и мужеству были и другие богатыри из княжеской дружины, чьи подвиги в фольклорном преломлении отражены в русских былинах, и среди них Илия Муромец, закончивший земную жизнь монахом Киево-Печерского монастыря и прославленный в лике преподобных, Алеша Попович и Добрыня, чье имя совпадает с именем родного дяди князя, хотя исторический Добрыня, посадник Новгородский, не мог, конечно, в отличие от былинного богатыря, иметь христианское отчество Никитич, поскольку родился язычником.

http://pravoslavie.ru/157669.html

Народная память сохранила имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Матерью Ильи, согласно былинам, была Ефросинья Яковлевна. Из былин известно, что героические события Ильи начинаются после 33 лет. Все свое детство и юность он просидел на печи. И все это было неспроста, а из-за того, что не владел он своими руками и ногами. Согласно церковной версии недуг мальчика стал наказанием за поведение его деда, который, будучи язычником, однажды разрубил икону. Как бы то ни было, но историческим фактом является то, что от рождения самый сильный русский богатырь Илия был немощен и не мог ходить до тридцати трех лет. Современные гипотезы определяют причиной этой «немощи» редкое гормональное заболевание, которое также спровоцировало такие большие габариты богатыря. Рост Ильи Муромца составлял 177 сантиметров. Конечно, сегодня таким ростом никого не удивишь, но тогда, в XII веке, этот рост был гораздо выше среднего. Сложение у Ильи – настоящее богатырское. Он был ладно скроен и крепко сбит, про таких, как он, в старину говаривали – «косая сажень в плечах». В настоящее время эти заболевания излечимы. Тогда же все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой. Но через тридцать три года недуг оставил его. Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», богатырь получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/ilya_m...

 В 1912-м г. Глеб Евгеньевич Котельников первым в мире создал ранцевый парашют и запатентовал его в России, Франции, Германии и США.  В 1906-м г. князь Борис Борисович Голицын изобрел первый электромагнитный сейсмограф.  Русская армия//Советская военная энциклопедия/под ред. Н.В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т. 7. — С. 174.  «Накануне Октябрьского переворота воздушный флот России представлял собой внушительную силу. В него входило свыше 300 различных частей и подразделений, в том числе 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, эскадра воздушных кораблей Илья Муромец (4 боевых отряда), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также многочисленные поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и т.д. В этих частях насчитывалось до 35 000 солдат и офицеров и около 1500 аэропланов различных типов». ( Хайрулин М.,   Кондратьев В.  Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 7.)   Корякин Ю.  Кто же был инициатором и вдохновителем электрификации России? Ленинский план ГОЭЛРО оказался лишь бледной калькой дореволюционных программ развития энерготехнической отрасли страны//НГ-наука. — 1999. — 15 декабря.   Козлов Б. И.  Вклад Академии Наук в индустриализацию России//Вестник РАН: журнал. — М., 2000. — 12. — С. 1059—1068. Россия. 1913 год… — С. 107. История железнодорожного транспорта России. — СПб., 1994. — Т. I: 1836–1917 гг. — С. 158. Боханов А. Н . Николай II. — М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997. — С. 91. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Священник Илия Царьков 28 декабря 2023, 00:57 Вячеслав27 декабря 2023, 07:38 Давайте уж опираться на официальную статистику если желаете описывать процессы во всей стране. Не понятно Ваше возражение. Официальная статистика по всей стране уже приведена ранее в переписке: доля сельского населения страны 26% в 1991г. 25% в 2023г., ей соответствует положение села в нашем районе.

http://pravoslavie.ru/157587.html

А через год, истомившись в разлуке, Илия посетил возлюбленную, коя уже одарила богатыря малым чадом, в честь Архистратига именованного Михаилом. Вероятно, и в будущем посещал Илья Латыногорку, родившую Илье и дочь, но, похоже, воинские походы в дальние земли, сражения, ранения, излечения со временем затмили жену, увы, так и не обрётшую венца Божия. А сын Ильи, прозванный Сокольником или Сбут Борисом королевичем, и дочь росли – внебрачные, крапивные чада, коих злоязыкие дразнили ублудками (от слова блуд), звали сколотами, байстрюками да выродками. По былинам, возмужавшие сын и дочь со Златых гор либо со Святых гор ринулись на Русь отомстить отцу за брошенную мать; но битва с дочерью, богатыркой-поляницей, редко поминается в ст аринах, а вот сражению отца с сыном Сокольником посвящены былины. Явился Сокольник во Святую Русь и, проезжая мимо богатырской заставы, грозно посулился: Да и еду я нонь да в стольный Киев-град, Я грометь-шурмовать да в стольно Киев-град, Я соборны больши церкви на дым спущу, Я царевы больши покои на огонь сожгу, Я печатны больши книги во грязи стопчу, Чудны образы-иконы на поплав воды, Самого я князя да в котле сварю , Саму я княгиню да за себя возьму. Равно и перед битвой с Жидовином, казачий атаман Илья Муромец думал думу: пошлю Алёшу Поповича против Сокольника, а у того глаза завидущи, руки загребущи, – искусит Сокольник златом-серебром, сгинет Алёша понапрасну. Послал Илья Добрыню Никитича, да вот беда-бединушка: выбил чужеземный богатырь Добрыню из седла, а потом «…дал он раз да по отяпышу, да прибавил он еще по алябышу» (отяпыш, олябыш – удары, шлепки) и горемычный Добрыня едва ноги унёс. Смекнул Илья: лишь атаману казачьему и посильно сразить ворога во чистом поле, а ворог – чудище: Во чистом то поле видно – курева стоит, У коня из ушей да дым столбом валит, Да из глаз у коня искры сыплются, Из ноздрей у коня пламя мечется, Да и сива де грива да расстилается, Да и хвост то трубой да завивается. Битва Ильи с богатырём Сокольником подобна битве с Жидовином: сошлись две горы, бились при яром солнце, бились при стылой луне; сломали копья, сабли, раскалили палицы добела и сцепились в рукопашную; и вновь, яко в битве с Жидовином, левая нога у Ильи поскользнулась, правая подломилась, и пал богатырь на земь. Вскочил Сокольник на «белы груди» Ильи, выхватил «чинжалище», но взмолился святорусский витязь Царю Небесному и Царице Небесной – силы втрое прибыло. Свалил Сокольника Илья, сел на «черны груди», занёс было кинжал, но вдруг рука в плече занемела: и решил старый казак проведать «какой земли, какой вотчины» добрый молодец, какого роду и племени да как звать по имени, отчеству. Зло усмехнулся Сокольник: мол, будь я сверху, не стал бы выпытывать род и племя, а вспорол бы груди твои белые. Но коль русский воитель настаивал, Сокольник и поведал: вотчина – камешек от Латыря (Златые горы), а мать – Златыгорка (Латиногорка), «поляница да преудалая». Илья в ответ и покаялся:

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/17/...

М. был родом из самого города. В большинстве текстов себежской версии сообщается, что богатырь родился в с. Корочаеве под Муромом. В некоторых текстах говорится, что он был сыном крестьянина Ивана из дер. Лаптевой или сельца Каптяева, в др. былинах социальный статус И. М. не уточняется, но приводится имя отца - Иван Елефериевич («стар матер человек» в Муроме). В текстах черниговской версии И. М.- сын крестьянина Ивана Тимофеевича из с. Карачарова (село известно с XVII в., ныне в черте Мурома; в XIX в. в селе жили крестьяне Ильюшины, к-рые вели свое происхождение от И. М., ныне потомками И. М. считают себя живущие в Карачарове Гущины, род к-рых известен с XIX в.). В устных былинах имена родителей богатыря - Иван Тимофеев и Евфросинья Яковлева. В ряде былин местом рождения И. М. назван г. моров, с этим названием соотносятся встречающиеся прозвища И. М.- Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин. Данные факты дали основание В. Ф. Миллеру высказать предположение о происхождении И. М. из упоминаемого в летописях с XII в. г. Моровийска в Черниговском княжестве (ныне с. Моровск Черниговской обл., Украина). Согласно гипотезе ученого, после перенесения посвященной И. М. фольклорной традиции из юго-западнорусских земель в Россию Моровийск трансформировался в Муром. Карачарово исследователь считал измененным названием древнерус. г. Карачева (известен с XII в., ныне в Брянской обл.). С Карачевом к XIX в. было связано немало местных легенд об И. М.: недалеко от города, у с. Девять Дубов, богатырь сражался с Соловьем-разбойником. Здесь показывали речку Смородинку, пень, оставшийся от 9 дубов, на к-рых сидел Соловей ( Миллер. 1924. Т. 3. С. 86-90). По-видимому, в древнейшем предании об И. М. местом его рождения указывался Муром, как об этом рассказывается в подавляющем большинстве былин и о чем свидетельствуют относящиеся к кон. XVI в. топонимы Мурома (см. ниже). Прозвища И. м., зафиксированные на украинско-белорус. землях (Муровлянин, Моровлянин (см. свидетельства Филона Кмиты и Лясоты)), вероятно, являются результатом бытования сказаний о богатыре среди восточнослав.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Украина запретила былины о русских богатырях за «имперскую пропаганду государства-агрессора» 23.12.2017 2436 Время на чтение 6 минут На Украине запретили продажу книг об Илье Муромце и прочих русских богатырях, так как сочли их ярким образчиком «пропаганды государства-агрессора». Официально запрет на продажу произведений «Илья Муромец и Соловей-разбойник: сказки о русских богатырях» и «Богатырские русские сказки» вступил в силу еще в конце ноября после заседания экспертного совета Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины (Госкомтелерадио). За запрет проголосовали 11 из 15 членов совета. Сначала чиновники объяснили свое решение тем, что эти книги изданы в России. Однако 21 декабря издание «Украинские новости» опубликовало выдержки из протокола заседания, и оказалось, что дело не только в стране выпуска книг. «Пропаганда государства-агрессора, в частности имперских геополитических доктрин, которые предусматривают объединение народов вокруг государства-агрессора, его государственного языка, культуры, главенствующей религиозной конфессии (православие) и служат идеологической основой возвращения Украины в сферу доминирования государства-агрессора», - так поясняется необходимость запретить сказки о богатырях. Членов экспертного совета не смутило, что действие былин происходят на территории древнерусского государства, столицей которого на тот момент был Киев. Кроме того, возможный прототип богатыря Илия Печерский впоследствии стал монахом Киево-Печерской лавры, его мощи до сих пор покоятся в Ближних пещерах храма. Складывается впечатление, что украинские власти вообще испытывают перед русскими богатырями мистический страх, как какое-нибудь Чудо-Юдо. К примеру, фильм «Последний богатырь», который установил кассовые рекорды на территории всего СНГ, выйдет на Украине на два месяца позже - под Новый год. Видимо, студия Disney, в копродукции с которой снята картина, не захотела терять гарантированный заработок и пролоббировала ее прокат.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/23/uk...

Василий Леонидович Яцкин солидарен с вышесказанным мнением. И предлагает провести интересный эксперимент, дабы не быть голословными и позволить зрителю самому увидеть и почувствовать разницу и силу «превращенной формы»: «Посмотрите с детьми сначала старый мультфильм, освежите в памяти тот русский образ. Именно он вам когда-то полюбился (и его было за что любить!). А потом сразу включите серию современной Маши”… Во время наших выступлений и лекций мы устраиваем такие просмотры, аудитория ощущает колоссальную разницу между этими образами и своим настроением, настроением и поведением своих детей. Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду. Границы дозволенного стерты. Этот стереотипный юмор вызывает у детей привыкание, поэтому старые мультфильмы начинают казаться им скучными и неинтересными, родителям кажется, что их дети “выросли из крокодил ген и чебурашек”, а на самом деле они толком и не доросли до них. Это как с едой: если употреблять в пищу каждый день продукты с усилителями вкуса, то по истечении времени обычная пища станет казаться пресной и безвкусной. Василий Леонидович упомянул ещё один мультипликационный «шедевр» последнего времени – «Три богатыря». Здесь, по его мнению, проблема будет серьезней и глубже, ведь образы богатырей исковерканы до неузнаваемости. Этот мультфильм дискредитирует былинный пласт и историю Руси, истинный дух русского народа. Не будем забывать, что Илия Муромец причислен к лику святых. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, о котором складывались многочисленные былины! Так давайте же будем читать своим детям былины, а не знакомить их с «похабными качками», отчего-то названными «богатырями». «У Маши злое лицо, – констатирует Юрий Борисович Норштейн. – При всей якобы миловидности злое лицо. И поведение садистское, это точно, к сожалению». Юрий Борисович Норштейн Беседа с мастером получилась особенно интересной. Мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание

http://pravoslavie.ru/101297.html

Молчание великорус. летописей об И. М., вероятно, свидетельствует о юго-западнорус. происхождении относящегося к богатырю предания. Можно согласиться с мнением В. Ф. Миллера, писавшего о том, что сказания об И. М. попали на великорус. земли достаточно поздно. По-видимому, возникновение и первоначальное распространение посвященных И. М. фольклорных текстов связаны с украинско-белорус. землями, к к-рым относятся наиболее ранние - относящиеся к XVI в.- письменные свидетельства о существовании связанного с И. М. предания. В авг. 1574 г. Филон Кмита, староста г. Орша в Литовском великом княжестве , писал трокскому каштеляну Евстафию Воловичу, жалуясь на свое положение «на стороже» в Орше, где он терпел голод и холод. Кмита сравнивал себя с И. М., который также стоял «на стороже» и испытывал пренебрежение со стороны князя. Оршанский староста завершает письмо словами: «приидет час, коли будет надобе Илии Муравленина и Соловия Будимировича, приидет час, коли будет служб наших потреба» (róda do dziejów polskich. Wilno, 1844. t. 2. s. 290). Староста сравнивает себя с героями эпоса, о к-рых вспоминали при опасности,- именно в такой ситуации изображается И. М. в ряде былин. Очевидно, к 2-й пол. XVI в. на украинско-белорус. землях сложился и получил широкое распространение цикл сказаний о богатыре, известный по бытованию в более позднее время и в другом регионе (России). распространенность преданий об И. М. в Киеве отметил австр. дворянин Э. Лясота, посетивший город в 1594 г. Путешественник записал, что он видел во внешнем притворе Софийского собора место, где «была некогда гробница Илии Моравлянина, который был славным богатырем, как они его здесь называют, и о котором рассказывают много легенд». (лясота также пишет о сохранившейся в притворе Софийского собора гробнице «товарища» И. М. и о гробнице великана и богатыря по прозвищу Чоботок (укр. сапожок) в Киево-Печерском мон-ре. Когда на Чоботка напали враги, он сапогом обратил их в бегство (Дневник Эриха Лясоты из Стеблева//Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси/Пер.: К. Мельник; Ред.: В. Антонович. К., 1890. Вып. 1. С. 157, 159)).

http://pravenc.ru/text/389413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ МУРОМЕЦ Прп. Илия Муромец. Икона. 1-я пол. XIX в. (Благовещенский собор Благовещенского мон-ря в Муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 1-я пол. XIX в. (Благовещенский собор Благовещенского мон-ря в Муроме) († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых). Образ И. М. в фольклоре И. М.- главный герой русского героического эпоса - былин, записанных в XVIII-XX вв. в основном в Олонецкой и Архангельской губерниях и в Сибири. Наиболее ранние упоминания о богатыре «Илье (Jlias) русском» содержатся в немецких рыцарских поэмах, зафиксированных в XIII в. В записанной в сер. XIII в. северонем. «Тидрек-саге», посвященной одному из главных героев нем. героического эпоса Дитриху Бернскому (его прототипом является остгот. кор. Теодорих Великий, завоеватель италии (ум. в 526)), названы сидящий в Новгороде правитель Руси Гернит и рожденный от наложницы его сын Илья - «великий властитель и сильный рыцарь». В сражении с гуннами Илья побеждает дядю Дитриха Гильдебранда. В южнонемецкой поэме ломбардского цикла «Ортнит», записанной в 20-х гг. XIII в., Илья из Руси - дядя по матери Ортнита, правящего в Гарде в Ломбардии, помогает добыть ему невесту ( Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском). СПб., 1906. С. 137, 140, 166). Эти сведения имеют мало общего с образом И. М. рус. былин, обнаруживая связь скорее с древнерус. преданиями о кн. Владимире, Добрыне или Вольге Всеславиче. Прп. Илия Муромец. Икона. 1998 г. (ц. прп. Илии Муромца при военном гарнизоне в дер. Власихе Одинцовского р-на Московская обл.) Прп. Илия Муромец. Икона. 1998 г. (ц. прп. Илии Муромца при военном гарнизоне в дер. Власихе Одинцовского р-на Московская обл.)

http://pravenc.ru/text/389413.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010