2010. С. 11. Ил. 5-11). Среди произведений XVIII в. сохранились иконы 7-ярусного иконостаса Петропавловского собора (кроме храмовой иконы апостолов Петра и Павла поновлены в 1824-1825 живописцем В. С. Туриным, в 1864-1865 - Н. А. Мензитовым), к-рые отчасти написаны под влиянием нового понимания иконного образа, насыщенного декоративностью в стиле позднего барокко. Иконостас включал большое количество икон апостольского чина - ряды стоящих фигур напоминают укрупненные образы многочастных итал. алтарей. В 1-й пол. XVIII в. старинные церкви Свияжска были перестроены в камне, что потребовало много новых икон. Свияжское происхождение (из неизвестных церквей Свияжска или Свияжского у.) имеют ок. 100 икон XVI-XIX вв. в собрании ГМИИРТ, однако их принадлежность к определенным церквам не выявлена. Иконы «Апостол Петр», «Апостол Иоанн Богослов» и апостолов Андрея и Марка на одной доске из апостольского чина (1-я треть XVIII в., ГМИИРТ) отличаются пластичностью форм, особенно заметной в обнаженных ступнях учеников Спасителя, и яркой красочностью одежд. Тихвинская икона Божией Матери, со святыми на полях. XVIII в. (ГМИИРТ) Тихвинская икона Божией Матери, со святыми на полях. XVIII в. (ГМИИРТ) Вероятно, при митр. Тихоне появились иконы письма мастеров Оружейной палаты с характерным «живоподобием» личного письма, широкими золотыми пробелами, «облачным» фоном, употреблением малинового бакана. К ним относится пядничная икона «Богоматерь Владимирская, с неизвестной преподобной» (кон. XVII - нач. XVIII в., НМРТ), представляющая собой упрощенный вариант икон работы царских изографов кон. XVII в. (ближайшая аналогия - «Богоматерь Владимирская», ГИМ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. М., 1988. Кат. 153. С. 123). Иконы 1-й пол. XVIII в. представляют разные изводы, в т. ч. связанные с новыми чудотворными иконами: сохранились 2 иконы Божией Матери в изводе «Всех скорбящих Радость», отличающиеся деталями (на одной тип близок к изводу «Неувядаемый цвет»; на другой Богоматерь держит на руках Младенца, оба увенчаны коронами, изображены на фоне храма; см.: Гос. музей. 1997. С. 50. Ил. 40; обе в ГМИИРТ). Старинная икона Божией Матери «Живоносный Источник» хранилась в Петропавловском соборе ( Пинегин. 1890. С. 375).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Конец XIX – начало XX в. Одна из самых любимых икон – «Всех скорбящих Радость». Впервые образ с таким названием прославился в Москве в XIX веке. Списки с него разошлись по всей России. При этом они нередко существенно отличались друг от друга: на одних Богородица изображена с Богомладенцем, на других Одна, разнятся и группы предстоящих. Иконографию определяют слова молитвы, которая написана на вьющихся вокруг Божией Матери лентах: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех вспоможение и заступление». Каждая молитвенная строка расположена над иллюстрирующим её изображением. Здесь и алчущие, обретающие пищу, и нагие, получающие одежду, и исцелённые и т.д. Икона Божией Матери «Целительница». Прорись Так же развернут сюжет и в других иконах. «Нечаянная Радость» и «Целительница» были созданы как иллюстрации к духовной книге о Богородице свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» 146 . Явления Пресвятой Богородицы картинно запечатлены в образах Божией Матери Пюхтицская, где мы видим Её стоящей у источника, и «Спорительница хлебов», где Она с облаков благословляет пшеничное поле. К иконам, основанным на литературной аллегории можно отнести «Прибавление ума», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Неупиваемая чаша», Козельщанская, «Взыскание погибших», Леньковская – именуемая «Спасительница утопающих», «Недремлющее Око», «Прозрение очес», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Тучная Гора» и другие. 141 Подробнее об иконографии: Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 41–51. 144 «Древнейшее известное на сегодня изображение Богоматери Неопалимой Купины восходит к XIV в.», – пишет Г.И. Вздорнов в комментариях к публикации работы А.И. Анисимова «Владимирская икона Божией Матери»//Материалы и Каталог выставки «Богоматерь Владимирская». М., 1995. С. 66. К сожалению, подобного изображения не имеем и вынуждены опираться в своих рассуждениях на более поздние списки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

М., 1982. С. 214). В «Слове на Рождество Богоматери» прп. Иоанна Дамаскина Богоматерь воспевается как «облеченная благолепием добродетелей, как златотканными одеждами» (Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресв. Богородицы. СПб., 1868. С. 16-32). Радость, торжество, звучащие в каждой строке канона и в др. источниках, передаются на иконах с помощью пламенеющей киновари и мерцаюшего золота, тончайшей орнаментики, пышных цветов, расшитых золотом драпировок, богато украшенных палат. Это наиболее ярко проявилось в одной из самых драгоценных по живописи икон - образе из Голутвинской церкви. Однако этот вариант иконографии со временем практически вышел из употребления, на смену ему пришли иконы упрощенной иконографии, хотя в целом и повторяющие чудотворный образ из Алексеевского мон-ря, напр. икона XIX в. (ЦМиАР; см.: О Тебе радуется. 1995. С. 65. Кат. 54). Из московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах Из московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах происходит несохранившаяся чудотворная икона «Н. Ц.» (празд. 31 дек.). По преданию, она принесена с Афона болящему прихожанину этого храма надворному советнику А. В. Малевскому-Малевичу в 1865 г. Вскоре он почувствовал облегчение. После этого слава иконы как чудотворной стала распространяться. С этой иконы для Успенской ц. на Могильцах был сделан список (8×63/4 вершка), к-рый поместили в Никольский придел ( Ловцов. 1899. С. 33-35). Иконография этого образа существенно отличалась от чудотворной иконы Алексеевского монастыря. По описанию Ф. М. Ловцова, Богородица была изображена восседающей на престоле, правой рукой Она поддерживала Младенца, стоящего на цветке, к-рый вырастал из-под ног Богоматери. Христос был представлен в венце, над Богоматерью венец держали ангелы. У Младенца в правой руке была держава, у Богородицы - жезл с цветами лилии. Точное повторение этого чудотворного образа представляет собой икона сер. XIX в. (ЦМиАР; см.: О Тебе радуется. 1995. С. 64. Кат. 53). Образцом для икон этого типа послужили иконы, восходящие к афонским гравюрам, или сами вышеуказанные гравюры ( Papastratos.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Женские: Алексиевский , 1 кл., в Москве, на Красносельской улице. Основан был в 1360 г. св. Алексием, митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, где ныне Зачатиевский мон. После пожара в 1547 г. он был перенесен ближе к Кремлю, на место, где ныне храм Христа Спасителя. В 1837 г., по соизволению имп. Николая I, желавшего построить на месте обители храм Христа Спасителя, мон. переведен был на нынешнее место (прежде Красное село), к приходской Крестовоздвиженской церкви. В мон. находятся Тихвинская и Грузинская чудотворные иконы Божией Матери. Эта последняя, по сохранившемуся в мон. письменному известию, во время бывшего в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1654 г. морового поветрия, обретена была во впадине церковной стены за шкафом (по сонному видению одной инокини монастыря); по перенесении ее в церковь многие получили исцеление; день обретения ее, 15 окт., празднуется в мон. с особенной торжественностью. В мон. также хранится третья чудотворная икона Божией Матери. прославившаяся в XVIII в. и именуется «Целительница»: на этой св. иконе изображена во весь рост Богоматерь (без Богомладенца), стоящей у одра больного юноши; по свидетельству св. Димитрия Ростовского , поводом к этому изображению послужило исцеление от тяжкой болезни одного благочестивого клирика, имевшего обыкновение всегда при входе и выходе из церкви совершать с преклонением колен краткую молитву пред образом Божией Матери; празднование этой св. иконе совершается 18 сент. Находится в мон. также чтимая св. икона Богоматери, празднуемая 3 апр. и именуемая «Неувядаемый Цвет», на которой изображена Божия Матерь в короне, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем и держащею в левой руке лилию 84 (символ Ее девства и непорочности). В 1891 г. в мон. был освящен новый обширный и великолепный храм во имя Всех Святых. При мон. имеется школа, больница и богадельня. При этой обители находится благоустроенное кладбище, служащее одним из источников для ее содержания. Борисоглебский Аносин , 3 кл., общ., в 16 в. от г. Звенигорода, при с. Аносине, на бер. р. Истры. Основан в 1823 г. из существовавшей с 1820 г. женской общины. Здесь находится чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прп. Паисий Угличский. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова (Преображенский собор, Углич) Прп. Паисий Угличский. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова (Преображенский собор, Углич) Поясной вариант иконографии П. встречается на иконе артели Ф. Н. Рожнова (ок. 1706, УИХМ), находящейся в круглом картуше над юж. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над сев. вратами - прп. Кассиан Учемский). П. представлен прямолично, в мантии, с непокрытой головой, правой рукой именословно благословляет, левой сжимает свиток, волнистая борода с обильной проседью раздвоена; надпись: «С, ПРП(Д)БН: NAUCIЙ.». Редкий деисусный образ П. входит слева (на сев. стене) в иконостас ц. арх. Михаила «в Бору» (ок. 1787?, видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): П. с более густыми волосами и бородой, преклонил голову в молитве, в левой приподнятой руке держит свиток. Необычный образ преподобного в молении (голова покрыта куколем, напротив - прп. Игнатий Прилуцкий) помещен также на левом поле иконы прп. Кассиана Учемского (раскрытый слой живописи - посл. треть XVIII - нач. XIX в., ц. арх. Михаила «в Бору»). Прп. Паисий Угличский. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия, Углич) Прп. Паисий Угличский. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия, Углич) Существовал тип иконографии П. как основателя мон-ря - с видом угличской Покровской обители. На старообрядческой иконе нач. XIX в. (УИХМ; из ризницы Покровского мон-ря) он изображен в правой части композиции в молении Божией Матери с Младенцем в небесном сегменте, персты правой руки святого сложены для крестного знамения; в надписи именуется Углецким. У ног преподобного - вид обители с Покровским, надвратным Никольским и Богоявленским храмами, колокольней и входным порталом, фланкированным башнями. Слева под сводами собора показано богослужение перед престолом, справа - явление ангела П. во время молитвы в келье перед основанием обители (с подписью из текста Жития). Редкий извод представлен в композиции «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», как на иконах кон. XIX - нач. XX в. (Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; частное собрание). В таких композициях восседающей на престоле Божией Матери предстоят ангел, прп. Герасим Иорданский и Угличские преподобные (П.- в коленопреклоненном молении).

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Местная икона Сошествие Святаго Духа, больших размеров в дорогостоящей ризе. Также находились прекрасные иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого преподобного Серафима Саровского и святителя Феодосия, Иверская Божия Матерь, огромная икона, высокохудожественной работы Плащаница, рукоделия сестер обители. Из старинных икон в соборе находились Казанская Божия Матерь, святитель Николай, великомученик Димитрий, Феодоровская Божия Матерь, Нерукотворенный Спаситель, Знамение Божией Матери. Вот чем славился собор. Под собором было огромное и сухое помещение, где на зиму хранился картофель и другие овощи, а также находился другой церковный инвентарь, как-то: носилки для икон, чан для водоосвящения и другой церковный инвентарь. На паперти и на хорах собора было четыре помещения, в которых хранились дорогостоящие облачения для священнослужителей, а также прекрасные пелены, ковры, иконы, богослужебные книги и другие богослужебные принадлежности – а всего этого было огромное количество. В собор вели три двери. Третья церковь теплая, однопрестольная, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иконостас пятиярусный с древними иконами. Более замечательные – это местная Успение, Нерукотворенный Спас, Неувядаемый Цвет и больших размеров другая Успение, без ризы. Церковь отоплялась тремя печами. Четвертая церковь находилась вне ограды монастыря на монастырском кладбище и была посвящена Иоанну Крестителю. Там служили очень редко, и особых достопримеча­тельностей в ней не было. У Святых ворот обители была часовня, в которой находилось резное изображение во весь рост святителя и чудотворца Николая, в серебряной ризе, с мечом в руке. Эту икону но­сили по приходу четыре раза в году. Еще в часовне находилось резное изображение во весь рост Спасителя, сидящего в темнице. Это изображение было у верующих в большом почете. Впоследствии я его видал в краеведческом музее города Мологи. Вторая часовня находилась на территории скотного двора, размером примерно 21/2 метра на 3, с иконостасом. Но иконы были литографические, на жести. Пола не было. В центре находилась могила, на которой лежала треснутая каменная плита с надписью, которую никто не мог прочитать, за исключением слов «игумен Корнилий», а остальное не разобрать. На северной и южной стенах висели очень древние иконы: Знамение Божией Матери и две преподобного Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Мы спим, а на небе никогда не спят, там нет ночи, всегда день, славословие и молитва. Мы тоже должны день и ночь молиться Божией Матери, особенно в это сложное время. Надо усилить молитвы, больше каяться, причащаться, исправляться. Направлять силы и энергию на то, чтобы побыстрее справиться с искушением, которое постигло род человеческий. Матерь Божия внимает всем молитвам, в том числе грешников. Она услышала преподобную Марию Египетскую, когда та пришла в храм в Иерусалиме, и помогла ей встать на правильный путь, достичь святости. Матерь Божия и нас ждет сегодня, чтобы мы призывали Ее. Мы должны быть Ее послушниками, тогда Она за нас молится и помогает нам. Желаю, чтобы Царица Небесная простирала над нами покров, чтобы мы помогали друг другу в наше непростое время, особенно заботились о больных и престарелых. У нас часто не хватает внимания, мы заняты и не видим, что вокруг нас люди нуждаются в помощи. Мы должны воспитывать детей, учить их православной вере, заботиться о престарелых, которые дали нам жизнь, трудились ради нас, а теперь немощны и нуждаются в уходе. Надо помогать друг другу и в любви строить свою жизнь " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона Божией Матери " Неувядаемый Цвет " . Правящий архиерей подарил владыке Силуану крест и панагию, изготовленные к 800-летию со дня рождения святого Александра Невского. Губернатор поздравил верующих с Днем народного единства и вручил митрополиту букет цветов. " Наш народ всегда был сильным, когда был единым. Казанская икона Божией Матери - хранительница семьи, а наш город - это одна большая семья. Желаю, чтобы все испытания, которые выпали нашему городу и стране, мы вместе преодолели " , - сказал он. Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube. Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской, было установлено в благодарность за избавление России от нашествия поляков в 1612 году. Конец XVI - начало XVII века известны как Смутное время.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Св. изображения на иконах иконостаса написаны с обеих сторон. Этот иконостас сооружен иждивением инокинь сей обители Феофании Готовцевой и Александры Бердяевой. Св. иконы писаны сестрами монастыря. Здесь за левым клиросом помещается особочтимая икона Божией Матери, т.н. " Неувядаемый цвет " , пред которою горит неугасимая лампада и читают непрестанно Псалтирь. Сохранилось предание, что в 1812 году, пред нашествием Наполеона, появились слезки из очес сей Царицы Небесной, которыя одна благочестивая старица собрала на ватку и от которых потом получались исцеления. После сего усердием сестер сооружена была фольговая риза на нее, сделана приличная рамка со стеклом и возжена неугасимая лампада. К сей церкви с южной стороны примыкает трапеза, почему и церковь называется трапезною. В столовой также имеется несколько особочтимых икон, из коих считается чудотворною икона Святителя Николая, во весь рост, с чудесами; она имеет 1 1/2 арш. вышины, в серебряной ризе; пред нею горит неугасимая лампада и ежедневно, по окончании вечерняго правила, читается акафист Святителю. Другая икона недавно чудесным образом поновившаяся, Господа Вседержителя, с изображениями на ней Царевича Димитрия и Вел. Екатерины, а ниже на одной стороне Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский, а на другой преп. Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Вышина образа 1 1/2 арш., ширина 1 аршин. б) Троицкий собор Вблизи Воскресенскаго летняго собора, с восточной стороны, имеется второй величественный теплый храм в честь св. Троицы. Храм этот каменный трехпрестольный, устроен усердием и иждивением игумений Маврикии Ходневой и сестер обители в 1821 году, на месте погребения царских узниц, княгини-инокини Евдокии и Александры, где прежде была деревянная часовня. Храм устроен в виде продолговатого квадрата с выдающимися полукружиями в восточную и западную стороны, немного пониженными. С южной и северной стороны храма устроены фронтоны, поддерживаемыя четырьмя полуколоннами. Над полукружиями деревянные карнизы поддерживаются шестнадцатью каменными круглыми колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=04074

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

И. Златоустого на Евангелие Иоанна, слово на латинов о Святом Духе, четыре слова – „о еже како подобает блюсти символ веры “, исследование Православной веры и об исправлении книг Русских, рассуждение о пользе грамматики, риторики, философии и другие. Оригинальные сочинения пр. Максима многочисленны и разнообразны по своему содержанию, но большей частью очень незначительны по объему, так что все вместе (около 134) составляют небольшие три книжки; они изложены то в форме размышлений и рассуждений, то в форме церковных слов и бесед, то в виде посланий, разговоров, исторических рассказов, молитв и св. песнопений, отрывков, заметок, иногда в несколько строк. Сочинения эти пользовались большим уважением: собирались в сборники, списывались в XVI и XVII в., цитировались последующими писателями наряду о святоотеческими творениями и вносились в другие сборники. 84 Известны также именуемые «Неувядаемый цвет» иконы Богоматери, находящиеся: в Московской приходской церкви Успения, что на Могильцах (празднуемая здесь 31 дек.), в г. Воронеже, в Богородице-Рождественской церкви, в г. Кунгуре, Тамбовской губ. (см. также о Кадомском мон., Тамб. еп.). С подобным же наименованием имеется местно чтимая древняя (поновленная в 1795 г.) икона в Никольской церкви с. Будищ, Полтавской губ.; на этой св. иконе, представляющей собою копию с Владимирской иконы, Богоматерь изображена держащею в правой руке цветок розы с листьями. 85 На именуемых Живоносный Источник иконах Богоматерь изображается, держащею в руках Богомладенца и сидящею в большой чаше (на подобие купели). Местно чтимые иконы с таким наименованием еще находятся: в г. Уржуме, Вятской губ., в Билярске, пригороде Чистопольского y., Казанской губ. (где эта икона называется также и «Источная»), в с. Валявке, в 12 в. от г. Пензы, в г. Липецке, Тамбовской губ., в г. Туле – в Старо-Никитской церкви (прославившаяся приблизительно в 1771 г.) и в Николаевской церкви, за Валом. 86 По преданию, эта Корсунская икона Божией Матери, принесенная св. кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010