Иисус Христос мог передать духовную власть Своей Церкви двояким образом. Он мог передать духовную власть всей общине верующих, предоставив последней избирать для себя лиц, облеченных духовной властью. Но тогда бы эти лица были бы ответственными пред общиной, от которой они избраны и которая могла бы лишать их власти; тогда бы все устройство Церкви зависело бы от общины верующих и могло бы по ее желанию изменяться; тогда церковное устройство теряет свой Божественный характер и становится изменчивым человеческим делом. Но Иисус Христос мог Сам избрать отдельных лиц и им непосредственно от Себя передать свои полномочия независимо от воли верующих. В таком случае эти лица освобождаются от всякой зависимости от общины и ответственности пред ней, потому что свою власть они не от общины получили. В этом случае устройство христианской Церкви является неизменным, Божественным. Господу Иисусу Христу угодно было избрать последний способ, который наилучше устранял несогласия и беспорядки в христианской общине. Иисус Христос установил в Своей Церкви особых священнослужителей и им, а не всей общине верующих, передал духовную власть. Эти священнослужители получили от Него непосредственно троякую власть: учить народ Божественным истинам, освящать его Божественными таинствами, руководить и направлять его к достижению спасения. Установление Самим Иисусом Христом особых священнослужителей для Своей Церкви ясно видно из слов Самого Иисуса Христа: «истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Эти слова были сказаны только одним Апостолам, ибо они одни только были. «Не общине, а только Апостолу Петру обещал Иисус Христос, что он должен быть основанием Церкви ( Мф.16:18 ). Только одним Апостолам сказал Иисус Христос: «слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Прежде чем Иисус Христос избрал двенадцать Апостолов, Он всю ночь провел в молитве к Богу: «когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» ( Лк.6:12–13 ). Он сам сказал Апостолам: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» ( Ин.15:16 ). Иисус Христос посылает их в мир, как Он послан от Отца: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ), Иисус Христос сделал Апостолов Своими спутниками и свидетелями всех Своих дел, им открывал истинный смысл Своего учения и все необходимое к устроению царствия Божия ( Деян.1:2–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Ин.12:34 .  ...кто Этот Сын Человеческий?: ...кто есть Сын Человеческий? Если Он Христос, то Он не умирает, а если умирает, то значит Он не Христос. Но напрасны слова ваши, безумные! Верно и то и другое: Он бессмертен по Божеству, а смертен по человечеству. Но Иисус Христос не объяснил теперь, в каком смысле он бессмертен, и в каком – смертен, зная, что слушатели не поймут теперь речи о Божестве Его. Обрати внимание и на то, что эти люди продолжают лукавствовать даже после того, как слышали голос с неба и сами же сказали, что это Ангел говорил к Нему. Ин.12:35 .  Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма:...: Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть; ходите, Дóндеже свет имате, да тма вас не имет:... Светом Иисус Христос называет Себя, так как Он выше говорил: «Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме» ( Ин.8:12 ), а малым временем назвал время до Своей смерти. По Своему человеколюбию, Иисус Христос все-таки убеждает народ ходить во свете, т.е. следовать за Ним, пока Он еще светит им и указывает путь, – и поверить словам Его. Под тьмою я разумею то заблуждение, которым обольщали народ начальники после смерти Иисуса Христа, утверждая, что Сам Иисус Христос был обольстителем. Разумеют под тьмою и вообще заблуждение иудеев, которые, совершая внешнее Богослужение, думали, что они угодны Богу и что этим они спасаются. Но эта тьма уже и прежде покрывала иудеев. Значит, Иисус Христос сказал «не имет» вместо: «не овладевает вами до конца». Ин.12:35 .  ...а ходящий во тьме не знает, куда идет. ...и ходяй во тме не весть, камо идет, заблуждается, спотыкается, падает. Ин.12:36 .  Доколе свет с вами, веруйте в свет,... Дондеже свет имате, веруйте во свет,... Иисус Христос поясняет Свои слова. Ин.12:36 .  ...да будете сынами света. ...да сынове света будете. В начале своего Евангелия этот евангелист сказал: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его» ( Ин.1:12 ). Но там верующие называются сынами Отца, а здесь – сынами Самого Сына, чтобы ты знал, что сила ( νργεια) у Бога Отца и Сына одна, что все у Них общее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ин.14:12 .  ...и больше сих сотворит,... ...и болша сих сотворит,... Это служит доказательством силы Того, Кто даровал такую силу, а не того, кто совершает чудеса. Кто именем Иисуса Христа творит еще большие чудеса, чем сотворил Иисус Христос, тот свидетельствует о силе Самого Иисуса Христа. Ин.14:12 .  ...потому что Я к Отцу Моему иду. ...яко Аз ко Отцу Моему гряду. Теперь, говорит Иисус Христос ученикам, уже ваше дело – творить чудеса, потому что Я иду к Своему Отцу, чтобы войти в Свою прежнюю славу. Все это говорил Иисус Христос в утешение Своим ученикам, которые были смущены и совершенно пали духом, так как не понимали учения Его о Своем Воскресении. Ин.14:13 .  И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,... И еже аще что просите [от Отца] во имя Мое, то сотворю,... все, чего только вы попросите, призвав Мое имя. Словом – «сотворю» Иисус Христос указал на Свое могущество. Ин.14:13 .  ...да прославится Отец в Сыне. ...да прославится Отец в Сыне, так как всемогущество Сына – слава для Отца. Ин.14:14 .  Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. [И] аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Я сделаю, как всемогущий наравне с Отцом. Иисус Христос повторяет то же самое, усиливая этим повторением Свою речь. Так как те, которые просят Отца, должны любить Сына, то Иисус Христос учит, как должно любить Его, именно – не только словом, но и делом. Ин.14:15 .  Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите,... Знаком вашей любви ко Мне будет служить соблюдение Моих заповедей. Соблюдение же заповедей значит исполнение их, осуществление на деле. Вероятно, ученики желали, чтобы Иисус Христос пребывал всегда с ними телесно и вел с ними обычные Свои беседы; поэтому Он продолжает еще успокаивать их смущение. Ин.14:16 .  И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя,... ...и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам,... С этого места Иисус Христос начинает открывать ученикам Своим учение о Святом Духе. «Иного Утешителя» – чем Меня, т.е. наставника и руководителя в подвигах добродетели, утешителя и заступника в скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

К высочайшим свойствам существа Божия принадлежит далее вездесущие. Когда мы называем Бога вездесущим, то этим выражаем, что Бог в одно и то же время находится всюду, и нет такого места, где бы Его не было. «Разве Я Бог только вблизи, – говорит Господь, – а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы Его? – говорит Господь, – Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь»; так Сам Господь объясняет вездесущие Свое. Таким же вездесущием обладает и Господь Иисус Христос. Он Сам свидетельствует о Себе: «где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди их». Значит, во всех местах, где христиане собираются для молитвы, здесь ли, в Америке ли и в других странах, им всегда и всюду соприсутствует и Господь Иисус Христос. Это же Иисус Христос выразил и при вознесении Своем на небо, сказав последователям Своим: «се Я с вами во все дни до окончания века. Аминь». Вспомним при этом еще раз историю исцеления слуги Капернаумского сотника. Телом Иисус Христос находился далеко от него, и, однако, чудом исцеления его показал, что вместе с тем Он был и вблизи него. Вспомним также историю исцеления апостолом Петром расслабленного Энея. «Эней, исцеляет тебя Иисус Христос», – так сказал апостол Петр этому расслабленному. Но Иисус Христос в то время уже вознесся на небо. Значит, эта история показывает, что Иисус Христос, находясь на небе, в то же время находится и на земле. Как апостолы верили в вездесущие Иисуса Христа, это показывает нам первое действие, совершенное ими по вознесении Иисуса Христа на небо. Они вознамерились избрать нового апостола на место Иуды и, назначив для избрания Матфея и Варнаву, обратились со следующей молитвою к Господу Иисусу: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал». Такою молитвою они показали, что вознесшийся на небо Господь был близок к ним, ибо в ней они говорили к Господу и с Господом так, как будто бы Он находился среди них. Подобно этому и ныне Иисус Христос хотя и находится на небесах, но вместе с тем Он обитает и среди нас на земле и слышит все наши молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Молитва Его в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. После Тайной Вечери Иисус Христос пошел со Своими учениками в сад Гефсиманский, который находился около Елеонской горы, чтобы помолиться там. Дорогой Он говорил о Своих страданиях и, обратясь к Апостолам, сказал: «все вы покинете, оставите Меня и разбежитесь в страхе, как разбегаются овцы без пастуха, так как в эту ночь Меня уже не будет с Вами». Чтобы утешить учеников Господь обещал ниспослать им Духа Святого. Иисус Христос сказал ученикам: «Дух Святой будет с вами всегда, научит вас всему и напомнит то, что Я говорил вам». При прощании Господь дал ученикам Своим заповедь о любви: «Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я возлюбил вас» – сказал Господь. «По вашей любви люди узнают, что вы истинные Мои ученики. Любите друг друга так сильно, чтобы вы готовы были умереть за других: это самая большая любовь». Сказав это, Иисус Христос поднял глаза к небу и молился за всех верующих, потом он отошел от учеников и пал лицом на землю. Зная, что скоро начнутся Его страдания, Он молился; «Отец Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, т. е. если можно, избавь Меня от страданий, впрочем не как Я хочу, а как Ты». И молился так Господь три раза. В это время явился с небеси Ангел и укреплял Его. Когда Иисус Христос закончил молитву, в сад пришел Иуда с воинами. Он заранее сказал воинам, чтобы они схватили Того, кого он поцелует, и, подошедши к Иисусу Христу, поцеловал Его сказав при этом: «Здравствуй, Учитель!» Тогда воины схватили Иисуса Христа и повели Его сначала к первосвященнику Анне, а потом к Каиафе. Вопросы: Куда пошел Иисус Христос со своими учениками после Тайной вечери? О чем беседовал Иисус Христос дорогою? Что предсказал Господь апостолам? Кого обещал ниспослать Иисус Христос в утешение апостолам? Какую заповедь о любви дал Господь своим ученикам? О ком молился Иисус Христос? Что говорил Он при этом? Кто укреплял Иисуса Христа во время молитвы? Кто пришел в сад Гефсиманский после молитвы Иисуса Христа? Какой знак дал Иуда воинам? Куда повели Иисуса Христа из сада? Суд над Иисусом Христом у первосвященника Каиафы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но проанализируем, с помощью Евангелия, чудеса Иисуса Христа. Источник чудотворной силы в Иисусе Христе есть Сам Иисус Христос . Все чудотворцы, которые предшествовали Иисусу Христу или следовали за Ним, обладали силою творить чудеса отчасти, временным образом и для одной определённой цели. Один только Иисус Христос обладал этой силой безгранично и беспредельно. Она составляет отличительное свойство Его божественной природы, что подтверждается общей верой бесчисленных свидетелей Его чудес. Господь Иисус Христос говорит о Себе: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Эти слова означают, что сила, которой обладает Иисус Христос, совершенна, безусловна и безгранична во времени и пространстве, что ничто не выходит из пределов Его всемогущества ни на небе, ни на земле, что ничто не может исчерпать Его божественного всемогущества. Иисус Христос, как Сын Божий, всё получил от Своего Отца, Который прежде всех веков сообщил Сыну Свою божественную природу со всеми её свойствами, которые делают Его абсолютным совершенством. Всемогущество Отца есть, следовательно, всемогущество и Сына; и как в Отце оно безгранично, так, равным образом, и в Сыне. Эту истину подтвердил Сам Иисус Христос сими словами: «Всё, что творит Отец, то и Сын творит также, ибо как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:19–21 ). Как Богочеловек, Иисус Христос человеческое естество, воспринятое Им в Свою божественную ипостась, соделал орудием Своей беспредельной благости и всемогущества, которыми Он, как Слово Отчее, обладает от вечности. Какое богатство любви Бога к людям открывается в этом обстоятельстве! Всемогущество Бога сокрыто, так сказать, под бренной оболочкой человеческой плоти; всё в этом смертном теле ставит нас в соприкосновение с бесконечным всемогуществом Иисуса Христа, которое открывает для человечества неиссякаемый источник бесчисленных благодеяний. Господь Иисус Христос расточал Свои чудеса верующим в Него с такой щедростью, что иногда казалось, что Он замечал совершенное Им чудо после того, как оно уже стало совершившимся фактом. «Кто прикоснулся ко Мне, – спрашивает Он учеников – прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, изшедшую из Меня» ( Лк.8:45–46 ). Народ, следовавший за Господом, так именно и был убеждён, что стоит только прикоснуться к Иисусу Христу или обратить на себя Его взор, чтобы получить желаемое исцеление. Народ верил во всемогущее действие Его голоса, телодвижения, Его взгляда, одежды и даже Его тени. Вот, почему к Иисусу Христу стекались толпы из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, чтобы послушать Его и исцелиться от болезней своих ( Лк.6:17–18 ). За Ним следовали толпы народа в городах и сёлах, где обыкновенно к Его приходу собирали больных и немощных; Его не оставляли в покое ни на море, ни в полях, ни на вершинах гор, ни даже в глубине пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

О воскресении Христа апостол Петр приводит слова псалма 15: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» ( Деян. 2:27 ). 218. Есть ли в Священном Писании указания на то, что Спаситель должен воскреснуть в третий день? В Ветхом Завете есть указание на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Образ этого дан пророком Ионой: «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» ( Иона 2:1 ). 219. Каким образом люди узнали, что Иисус Христос воскрес? Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; ангелы возвестили о воскресении Христа Марии Магдалине и некоторым другим; Сам Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе ( 1Кор. 15:6 ). 220. Почему Иисус Христос после воскресения являлся апостолам в течение сорока дней? Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней для того, чтобы продолжать учить их тайнам царства Божия ( Деян. 1:3 ). О шестом члене Символа веры 221. Откуда взято указание Символа Веры на вознесение Господа? Указание на вознесение Господа заимствовано из следующих слов Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4:10 ). «Мы имеем такового Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 8:1 ). 222. Божеством или человечеством вознёсся Иисус Христос на небеса? Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. 223. Как надо понимать слова «сидит одесную Отца»? Сказано, что Иисус Христос сидит одесную Отца (т. е., по правую руку, рядом). Однако Бог вездесущ. Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом. О седьмом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так, ни один царь на земле не может повелевать ветру и морю, а Господь наш Иисус Христос повелевает им, и они повиновались Ему. Ни один человек не может одним словом своим претворить воду в вино, и, однако, Иисус Христос превратил воду в вино; ни один человек не может одним словом своим иссушить бесплодное дерево, и, однако, Иисус Христос иссушил его. Таким образом, верно то, что воссевший одесную Бога Отца Иисус Христос имеет могущество и власть над всеми силами на небе и на земле. То же выражает и апостол Павел в Послании к ефесянам, когда говорит о Христе, что Бог Отец воскресил Его из мертвых и посадил «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». Словами «и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но в будущем» – апостол выражает именно, что нет ничего такого в мире видимом и невидимом, над чем Иисус Христос не господствовал бы. В заключение апостол называет Иисуса Христа главою Церкви, то есть общества верующих во Христа. Все верующие в Него и пребывающие в Церкви суть члены Его и поскольку в них пребывает и действует благодать Божия, то они и образуют собою царство благодати. Но некогда они, как истинные члены Церкви, будут прославлены Богом и образуют царство славы. Вот почему называя Иисуса Христа главою церкви, апостол научает нас, что Иисус Христос есть также Господь и Владыка царства благодатного и царства славы. Таким образом верно то, что Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, имея с Ним равное Божеское могущество и силу. Истина эта чрезвычайно утешительна для нас. Иисус Христос есть величайший Благодетель наш, ибо Он искупил нас от греха, проклятия и смерти, и даровал нам вечное блаженство. Не должны ли были люди принять Его с величайшею радостью? Но вместо любви грешные люди возненавидели Сына Божия и распяли Его. Подобную же ненависть мира сего должна испытывать и святая Церковь Иисуса Христа, по слову Его: «и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если Христос — это Отец, то Отец был помазан, а значит [помазан] кем–то другим. Если же Самим Собой, то докажи это. Но не так учат Деяния Апостолов, когда Церковь воззвала к Богу: Ибо собрались вместе, Ирод и Пилат с язычниками, в городе сем против Сына Твоего Святого, Которого Ты помазал (Деян. 4:27). Итак, они засвидетельствовали, что Иисус это Сын Божий, Который помазан Отцом. Следовательно, Иисус и был Христом, Которого Отец помазал, а не Отцом, Который помазал Сына. Также и апостол Петр [сказал]: Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2:36). Апостол же Иоанн обличает ложь того, кто отрицает, что Иисус есть Христос, и, напротив, [утверждает], что всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1). Ради этого он и нас призывает верить во имя Сына Божиего Иисуса Христа, чтобы мы были в единении с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Точно так же и апостол Павел везде говорит о Боге Отце и Господе нашем Иисусе Христе. Например, когда он пишет к римлянам и благодарит Бога чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 1:7:8). Или когда он пишет галатам, называя себя Апостолом, [избранным] не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. 1:1). Ты имеешь все его Писание  , которое именно так и проповедует и утверждает Двух — Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Отца, а также [говорит], что Иисус есть Сам Христос; [и в том] и в другом имени Он все равно есть Сын Божий. Отсюда ясно, что на том же самом основании, на котором и то, и другое имя принадлежит Одному, то есть Сыну Божию, и одно [имя] без другого также принадлежит Одному и Тому же. И там, где называется имя Иисус, понимается и Христос, ибо именно Иисус был помазан. И там, где [называется имя] Христос, Он же есть и Иисус, ибо Иисус был именно помазан. И из этих имен одно — собственное имя, которое было дано Ангелом, а другое несобственное, случайное, которое происходит от помазания, поэтому Христос [то есть помазанник] есть Сын, а не Отец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010