6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

подвижников XIX века: епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819) — праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). Ревностно исполняя повеление Воскресшего Господа идти, учить все народы (Мф. 28:19), архимандрит Макарий со смирением и самоотверженностью потрудился «во благовестии Христовом» народам алтайского края. Новое поколение христианских миссионеров видит в нем образец апостольского горения; народ церковный благоговейно хранит память о нем, его трудах и чудесах по его молитвенному предстательству, на протяжении всего времени со дня его смерти не угасает особое почитание подвижника в Алтайской и Орловской епархиях; священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), – подвижника и аскета Нижегородской епархии, за праведность удостоенного Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившегося многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом, и великое множество людей с теплой верой и любовью и до ныне ходит молиться на его могилу; игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступили материалы: – о праведной жизни, исполненной смирения и благодатных даров Святого Духа, чудесах и молитвенном подвиге преподобного Иова (+1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита. Память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году; – о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев, причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году. Со дня их прославления в Оптину пустынь обратилось около 300 приходов и монастырей Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей с просьбой выделить частицы святых мощей преподобных Оптинских старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Современный список сего дела, на столбцах, хранится в архиве Соловецкаго монастыря. 170 . Отписка соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму. 1676 г. ноябрь 1090 Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всея Росии. Всемилостиваго Спаса и Пречистыя Богородицы и преподобных чудотворцов Зосимы и Саватия Соловецкого монастыря архимандрит Макарий, келарь старец Иларион, казначей иеромонах Феодосий з братиею, твоего архиерейского благословения просим, Бога молим и челом бьем. В прошлом, государь, во 184 году, июня в 17 день, подал нам, богомольцам твоим, воевода Иван Мещеринов роспись, за своею рукою, взятым вором чернцом, которые взяты в монастыре, a в росписи государь написано: взятых в монастыре чернцов четырнатцать человек; да в прошлом, государь, во 183 году взятых на Соловецком острову чернцов семь человек; да выходцов в прошлых во 182-м и во 183-м и во 184-м трое человек черных попов, восмь человек чернцов; да высланых из монастыря два попы да три чернцы. И те, государь, выходцы и высланые из монастыря, и монастырские осадные сидельцы ныне, по твоему святительскому указу, у нас, богомольцов твоих, роспрашиваны, где хто родился и хто где постригся. И соборной и апостольской церкви во всем покорилися, и у отцев духовных, у священников, которые с нами, по твоему святительскому благословению, посланы в Соловецкой монастырь, исповедывалися и пречистых таин – тела и крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащались, и впред обещаютца лице свое крестить первыми тремя персты правые руки, исповедание православные веры говорить без прилогу «истиннаго», и святую аллилуию говорить потрижды, а в четвертые Слава Тебе Боже, и клобуки, и камилавки и рясы приняли и, благодаря Бога, носят и впред обещаютца носить безо всякого сомнения. А в Соловецком, государь, монастыре, в книгохранительной службе, сыскал я, богомолец твой, в писмяных книгах, которые писаны при великих князех – две книги: Миротворной Круг, а в них написано исповедание православные веры в толку, а написано: и в Духа Святаго Господа и животворящаго, без прилогу «истиннаго»; такожде и в книге Катихисисе писмяном, и в Анзерской пустыни в Миротворном же Круге такожде, и в письмяном, государь, Уставе чин церковный написан против новоисправного Устава и печатного, которой напечатан в новоисправных Шестодневах печатных; и в житии преподобнаго отца Зосимы чин и устав и предание написано против Типиков студийского и еросалимского, и против того письмяного Уставу, которой в книгохранительной нашел я, богомолец твой; и Филиппа, государь, митрополита в письмяной во Псалтири с следованием в полдесть, в 9-м часу, в Богородичне написано: и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А святый антиминс в ту новопостроенную церковь при сей на шей архиерейской благословенной грамоте выдан тое горы Голгофы иеродиакону Спиридону, и велено ему той антиминс везти со всяким бережением и чистотою. Писася на Холмогорах, в дому Всемилостивого Спаса и в нашем Архиерейском, лета Господня 1715 месяца Мая в 15 день». Сия благословенная грамота по подписанию рукою преосвященного Архиепископа и на челобитной отпущена без пошлины. На подлинной печать красного воску с благословляющею рукою. Подлинная грамота имеется в Соловецкой ризнице. Таким образом Голгофораспятский скит получил первоначальное свое основание. Построенная деревянная церковь снабжена была богатою церковною утварью, иконами и книгами от щедрость царских, а более всего от царицы Параскевы Феодоровны (вдовствующей супруги царя Иоанна Алексеевич а) и Великой Княжны Марии Алексеевны по особенному их благоволению к строителю скита Иисусу, который до пострижения в монашество был духовником их Царских Величеств и Высочеств; но по неизвестному следствию по делу Гришки Талицкого подпал он царскому гневу и прислан в Соловецкий монастырь для пострижения. Слух о богатых царских вкладах и о пожертвованиях других знаменитых лиц распространился по окрестным местам, от чего в 1718 году на новоустроенный скит напали разбойники и, бив нещадно, братию разогнали, а имущество церковное и скитское, ограбив, увезли с собою, которое и после не было найдено. При таких скорбных обстоятельствах Иисус все еще не оставлял попечения о построении в своем ските каменной церкви; в 1719 году дал он троицкому строителю достаточное количество денег на заготовку кирпича и другие строительские материалы, которых не малое количество было заготовлено, но как строитель переведен был в Оленецкий Юрьегорский монастырь, то и работа опять остановилась. Наконец силы стали истощаться и, поверженный на болезненном одре, распятский строитель Иисус просил своего приемника, анзерского строителя Спиридона о продолжении заготовки строительных материалов и отдал ему остальные 236 рублей, один алтын и две деньги, каковой суммы при тогдашней дешевизне достаточно бы было для окончания постройки. Но последовавшая затем кончина прекратила неутомимое рачение Иисуса. Будучи при смерти, добродетельный старец кроме вышеупомянутых денег еще дал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму сто червонных и тридцать восемь рублей завещевая им достроить храм, и, приобщившись св. Таин Христовых, мирно отошел в вечные обители 1720 года марта 6 дня, на 85-м году от рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Что мы можем сделать, чтобы порадовать наших матерей? Им приятно, когда дети о них помнят, и очень неприятно, когда забывают: не звонят, не приходят в гости. Матери Божией, наверное, так же неприятно, когда христиане забывают Ее праздники, дни памяти, и не посещают в эти дни храм. Мы должны приходить к Ней, как к родной матери, и с Ней беседовать, делиться своими проблемами, заботами. А если у нас все хорошо, все у нас есть - поблагодарить Божию Матерь за это, за то, что Свой Покров Она простирает над нами. То есть надо с Нею общаться. Это первое. Второе - нужно подражать Божией Матери и Ее родителям Иоакиму и Анне: они смиренные были люди, и Сама Божия Матерь была смиренная и кроткая. Как стать смиренным? Надо исполнять беспрекословно заповеди Божии, жить по воле Божией, считать себя самым великим грешником на земле. Смиренный человек, даже если не виноват, всегда готов признать свою вину и попросить прощения, а гордый человек, даже если виноват, всегда будет оправдываться и говорить, что виноват кто-то другой " . Находясь под свежим впечатлением от посещения Соловецкого монастыря, где побывал в конце августа, сопровождая Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит привел в пример кротости эпизод из жития святого Иисуса Анзерского: " Однажды преподобный решил покинуть свою келью для какого-то дела, а несколько разбойников, узнав об этом, задумали ограбить келью в его отсутствие. Вот, затаились они и ждут, когда он уйдет. А старец обратился с молитвой к Богу: " Господи, дай людям, которые притаились у меня в сенях, чтобы они все время моего отсутствия проспали! " Господь мгновенно услышал молитву старца, и разбойники уснули. Пять дней старец отсутствовал, пришел, а они еще спят. Тогда старец разбудил их: " Хватит сторожить мою келью! Пора просыпаться и идти домой! " И накормил их, потому что они от пятидневного сна совсем обессилели. Конечно же, они раскаялись. Вот как поступает святой человек. Мы должны учиться быть такими. В этот праздник мы должны запомнить три вещи: всегда почитать Божию Матерь, всегда с Ней общаться, быть смиренными и кроткими.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Иерусалим), Спасояковлевский в Ростове и Соловецкий. Внутренняя жизнь монашества Внешняя обстановка монашеской жизни во многом имела влияние и на нравственное состояние монашества. За всю первую половину XVIII столетия оно представляет мало утешительных явлений и обрисовывается непривлекательными чертами во всех законодательных и других официальных и неофициальных памятниках того времени. Главными его недостатками выставляются упадок в монастырях не только общежительного, но и всякого порядка, своеволие и бродяжничество монахов, полное отсутствие религиозного образования и господство суеверия. Во время разных розысков по монастырям при Петре, а особенно при Анне Иоанновне тайная канцелярия заставила дорого поплатиться за эти беспорядки и суеверия многие монастыри, даже один из лучших – Саровский, в котором сохранялись и строгое общежитие, и, по крайней мере внешнее, обрядовое благочестие. Из высоких подвижников за это время, кроме, конечно, сокровенных рабов Божиих, встречаем одного иеросхимонаха Иисуса, бывшего сначала священником – духовником Петра I, потом в 1708 г. сосланного на Соловки и здесь постриженного; в 1713 г. он основал Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове, отличавшийся при его жизни строгим подвижничеством. Введение штатов 1764 г. произвело в монашестве сильное потрясение и на первых порах еще более расстроило его жизнь; никогда еще не было столько бегства монахов из обедневших монастырей и их бродяжничества, как несколько лет спустя после 1764 г. – кто искал себе лучшей жизни по разным монастырям, кто удалялся в лес для пустынного жительства, а некоторые уходили даже за границу – в Молдавию или на Афон. Но когда это движение немного поуспокоилось, началось лучшее время для монашества, и те же самые штаты 1764 г., то самое лишение старого вотчинного богатства, которые привели было монашество к расстройству, стали обращаться ему в пользу. Св. Синод и разные святители, ревновавшие о благе монашества, принялись за устройство монастырей, сообразно новому положению, через введение в них общежития, и за возвышение их внутреннего благоустройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Уединенный, суровый Анзерский остров лежит в двадцати двух верстах от Соловецкого острова и прежде был необитаем. В 1616 году на нем поселился преподобный Елеазар, вокруг которого собралось несколько ревнителей скитской жизни. Келии отшельников стояли в версте одна от другой. В субботу вечером они собирались для общей молитвы в церкви, а в воскресенье после литургии расходились опять по келиям, дли уединенных подвигов молитвы и богомыслия. Вступив в число братии Анзерского скита, о. Иов считал себя последним послушником, и всем смиренно служил, особенно больным и старым. Но вскоре братия избрала его своим начальником. В новом звании своем о. Иов еще усилил свои иноческие подвиги. В сердце, мысли и на устах его была постоянно молитва Иисусова, а телом он неутомимо трудился, прежде всех приходил на богослужение и на работу и последним уходил. Весь день у скитян обыкновенно проходил в келейной и соборной молитве, трудах и послушаниях, а по ночам о. Иов обыкновенно обходил кельи. Если слышал он, что стоят на молитве, то радостно отходил. Если же слышал разговоры, то стуком напоминал о молитве и утром обличал наедине виновных. Этим обычаем подражал он великим отцам русского монашества, преподобным Феодосию Киево-Печерскому и Сергию Радонежскому. Сам же настоятель большую часть ночи проводил, стоя на молитве на коленях, а с первым ударом колокола первым шел в церковь к утрене. Скитяне и наружно должны были выражать свое внутреннее настроение. Они держали руки на груди, при встрече кланялись друг другу в пояс. Умиление и мир сияли на лицах их, приветливость была во взорах. Послушание было в скиту беспрекословное — ничего не делалось без благословения старших. Заботясь о больных, о. Иов своими руками обмывал и перевязывал им раны, часто мазал больные места освященным маслом, и тем исцелял их. В 1710 г. о. Иов принял схиму с именем Иисус, в память Иисуса Навина, вождя израильского. Ища уединения, особенно же со времени принятия схимы, иногда от трудов настоятельства он удалялся куда-нибудь в пустынное место, а еще чаще уходил на время к пустынникам.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Письмо Никона Полянскому находится в РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 206; текст письма издаётся впервые: 2104 Никонъ Божиею милостию патриархъ. Данилу Леонтьевичю благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Писал я к великому государю прежде сего с московскимъ стрельцом и с монастырским служкою о своих нуждах и о келейном нестроении на кириловских властей. И нын послал я к великому государю писмо Каменного монастыря с служкою, с Андрюшкою Кузьминым, на них же, кириловскихъ, что он великого государя указу чинятся ослушны и кльи не достраивают, и плотники их, не достроя клей по их приказу, от того дла збежали. А было в тх кльях строена вмсто церквицы для церковного правила особая малая клеица. И нын нам от безпокойства в нестроении их и достал теснота стала большая и положить ничего нгд. И братия, которые со мною терпят, Господа ради, скитаются кое-гд – в хлбне и в поварне, и хотят розно брести. А которое внизу и построено, а вверху недостроено. И от той их недостройки в кльях ничего положить нельзя, сверху дождем и снгом набивает. И от дождевой и от снежной мокроты все мокнет и тлет. И ты, Господа ради, спомози нам и восприим, поднеси великому государю, чтоб великий государь умилосердился надо мною и по моим бы письмам свой, великого государя, милостивой указ учинил. Здрав буди и сего нашего прошения не забуди, да и сам от Господа Бога незабвен будеши. Л. 200 ...двсти тесницъ. – Теснина (теснина, тесина) – доска, пилёная доска – Даль 4, 403. Л. 203 ...был в Крестном монастыр строителем. – Крестный монастырь на острове Кий основан патриархом Никоном в 1656 г. Монастырь выстроен по обету: в 1639 г. на острове Кий Никон, тогда ещё никому не известный иеромонах Анзерского скита, нашёл спасение от морской бури – Шушерин 1997, 28. Л. 204 ...в Кожезерской монастырь. – Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь основан в середине XVI в. на острове в Коже-озере – Зверинский 1, 164 250). В 1643–1646 гг. Никон был игуменом этого монастыря – Шушерин 1997, 30; Кр. описание 1902, 480; Известие 1906, 17; Лобачёв 1995, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Свидтельствую своею бедною рукою и страхом Божиим, Аминь. О писме, великий государь, не покручинься, Господа ради, что худо и не исправлено. То и черное и блое, у себя иного не оставил, а се мало вижу. Богъ Отецъ о имени Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, молитву приемлет и просимое дает, яко же свидтельствует слова истина: – рече, – чего просите о имени Моем от Отца Моего, дастъ Сего ради и аз о имени Христа Бога и святаго ради Рождества Его прошу 2059 Не премолчи о нашемъ к тебе, великому государю, прошении, да не в суд ти будет писание се и прошение наше. Здравъ буди и насъ, сирыхъ, во царствии своемъ не забуди. Примечания Л. 194 И по прехождении триех лтъ бил челом я теб... чтоб ты, великий государь, отпустил меня в монастырь. – По мнению протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон усматривал некий мистический смысл в троичных этапах своей биографии: в Анзерском ските он пробыл три года, столько же в Кожеозерской пустыни; по три года служил архимандритом Ново-Спасского монастыря, а затем новгородским митрополитом; а пробыв три года на патриаршей кафедре, в 1655 г. Никон попросил у царя Алексея Михайловича об уходе – Лебедев 1995, 115. И ты, великий государь, прислал постити Афанасиа Матюшкина... И я о той милости не зло порадовался. – О приезде в Воскресенский монастырь стольника Афанасия Ивановича Матюшкина с царскими подарками патриарх Никон вспоминал и в послании к Алексею Михайловичу в 1659 г. См.: 5. Примечания. Л. 29. Об А.И. Матюшкине см.: 2. Примечания. Л. 2. ...врагъ моих к теб... Романа Бобарыкина и Ивана Сытина... – Земельная тяжба с помещиком Иваном Константиновичем Сытиным, начавшаяся в конце 1660 г., и дело о монастырских землях со стольником Романом Фёдоровичем Боборыкиным, возникшее в 1661 г., возобновились почти одновременно в 1665 г. Самым «громким» и обидным для Никона было спорное дело с Боборыкиным, которое Монастырским приказом было решено в пользу стольника. В переписке с Алексем Михайловичем из Воскресенского монастыря патриарх Никон неоднократно вспоминал об этих делах. См.: 9. Примечания. Л. 244; 12. Примечания. Л. 59–59об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Большую часть своих доходов он употреблял на милостыню. Заступался за обиженных и страждущих несправедливо. Оклеветанного в сношениях с врагами Государя шестидесятилетнего старца Иоанна Пётр I повелел отослать в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. В 1701 году 3 апреля Иоанн был пострижен в монашество с именем Иова. На первое время послали отца Иова на послушание в монастырскую поварню. Он первый являлся на работу. Старец рубил дрова, носил их по высоким лестницам в поварню. Так же усердно проходил и другие послушания. Не однажды являлся ему искуситель в образе знакомого ему в мире врача и говорил как бы с состраданием: «Возлюбленный! Следует тебе поберечь своё здоровье, чтобы, изнуривши плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам, как купленный раб, не привыкши прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в мире, ты пришёл в убожество и принял тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Берегись, чтобы недуги твои не умножились, тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрёшь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль». «Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восстановляла брани, – отвечал Иов мнимому своему знакомцу, – впрочем, хотя бы плоть изнемогала, но сила Божия в немощи совершается. Пост есть мать целомудрия, ты внимай себе с подобными». Услышав такой ответ, врач исчез. Слава о Соловецком подвижнике дошла до Петра I; удостоверясь в клевете на духовника своего, он хотел возвратить его к царскому двору на прежнее служение, но Иов просил оставить его в Соловках. В 1702 году он переселился в Анзерский скит. В 1710 году пострижен в схиму с именем Иисуса. Однажды Иисус, находясь у пустынника Паисия, жившего в 6 вёрстах при высокой горе, называемой ныне Голгофа, продолжил молитву свою до полуночи; уставши, он сел и в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010