Сказанного там считаем достаточным. 88 Более важное значение имеет для нас политическое деление страны к западу от Иордана и соответствие его с географическим её делением. Страна эта делится географически, как мы видели, на три части. В позднейшее время еврейской, собственно иудейской, истории она делится на три части и в политическом отношении – именно на Галилею, Самарию и Иудею. Граница между Галилеею и Самариею шла по равнине изреельской («великому полю» у Флавия), следовательно, по той естественной границе, которую и мы указывали между северною и среднею частями западной Палестины: – и именно, к юго-западу Галилея доходила до Кармила, а прежде включала в себя и Кармил, к юго-востоку до Скифополиса, а к югу до местечка Гинеи (ныне Дженин), на южном краю равнины изреельской. 89 Граница между Самариею и Иудеею, как показывает ее Флавий, не совпадает с тою, которую мы указываем между средним и южным Ханааном. По нему к Иудее принадлежали топархии Гофна и Акраватта; а та и другая лежали севернее нашей границы. 90 Но и по самому Флавию Самария имела некогда более широкие границы. Три её области – Аферема, Лидда и Рамафем принадлежали к Иудее при Ионафане. 91 Можно думать, что первоначально, когда естественное разграничение имело более места, и южная граница Самарии совпадала более или менее с указанной нами. В перечне иудеев, возвратившихся из плена вавилонского с Зоровавелем и Иисусом и поселившихся в своих городах – в Иерусалиме и Иудее, только три города выходят за пределы указываемой нами линии – Вефиль, Гай и Михмас ( 1Ездр.2:27,28 ), но и они лежат в непосредственной с нею близости. Такое трехчастное деление страны в политическом отношении, в позднейшее время, опирающееся и на географическое деление, даёт нам некоторое основание искать подобного деления и некоторую надежду найти его следы и в древнейшей истории страны. Следы его, хотя лишь разрозненные и слабые, действительно можно находить. – История патриархов еврейских не представляет ничего такого, что позволяло бы заключать о политическом делении страны к западу от Иордана на три части.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нав.12:18 .  Один царь Афека, один царь Шарона, Города с названием Афек, значащим «крепость», упоминаются неоднократно в других местах кн. Иисуса Навина и прочих ветхозаветных книг ( Нав.13:4,15:53,19:30 ; Суд.1:31 ; 1Цар.4:1,29:1 ), но какой из этих одноименных городов разумеется в данном месте кн. Иисуса Навина и где он находился, остается неясным. Шарон 112 (по-еврейски Лашшарон 113 в некоторых из позднейших греческих списков Λεσαρον) не упоминается более в священных книгах, и место его неизвестно. Нав.12:19 .  один царь Мадона, один царь Асора, Нав.12:20 .  один царь Шимрон-Мерона, один царь Ахсафа, См. Нав.11:1 . Нав.12:21 .  один царь Фаанаха, один царь Мегиддона, Фаанах находился в уделе Иссахарова колена, но принадлежал Манассиину ( Нав.17:11 ); он расположен был на месте нынешней деревни Таанук в Изреельской равнине. Мегиддон по еврейскому тексту Мегиддо, в греческих списках Μεγιδδων, находился также в уделе Иссахарова колена, но принадлежал Манассиину ( Нав.17:11 ). Он расположен был близ Таанаха, как на это указывает неоднократное упоминание о нем рядом с последним ( Суд.5:19 , 3Цар.4:12 и др.). Место его указывается к северу от Таанаха в месте развалин, расположенных на двух холмах, носящих название Ледшун. Некоторые (Conder), впрочем, место Мегиддо указывают на Медшедд, около Беф-сана, значительно на восток от Изреельской равнины, что признается менее вероятным. Нав.12:22 .  один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле, Кедес, впоследствии принадлежавший Неффалимову колену ( Нав.19:37 ), в отличие от других городов, носивших то же название, назывался Кедесом в Галилее. Он находился к западу от озера Мером. Существующая на его месте небольшая деревня с остатками древности, между которыми указывается гробница Варака ( Суд.4:6 ), доселе сохранила древнее название. Иокнеам при Кармиле (по греческим спискам εκοναμ το Χερμελ, в славянской Библии Иеконам Хермела) находился в уделе Завулонова колена ( Нав.21:34 ) и расположен был при потоке ( Нав.19:11 ). Его местом признается Телль-эль-Кэмун, как называется высокий, покрытый развалинами холм на юго-восточной стороне Кармила, вблизи потока Киссона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

хронологии с египетскою относительно времени исхода из Египта. Научное обоснование указанного древнего представления об этом соединено с большими трудностями по недостаточности египтологических сведений относительно этого и вследствие сильной аргументации в пользу предположения о фараоне Меренпте, как современнике исхода. Вновь открытая надпись отчасти восполняет этот недостаток и дает новое сильное оружие против этого последнего, что весьма важно, потому что установившийся неправильный взгляд, усыпляя человеческую пытливость, препятствует достижению истины; устранение такого взгляда служит залогом выработки в будущем более правильного понятия. Доброе влияние нового открытия проявилось уже в указанном повороте мнений западных ученых, которые, приходя теперь к мысли об исходе, как совершившемся ранее фараона Меренпты, не находят ничего невероятного в том, что и хабиры тель-амарнских писем были не кто иные, как евреи. Подтверждением того, что в начале 19 египет. династии еврейский народ находился уже в Ханаане, служит еще находимое египтологами указание на Асирово колено. В египетских именно текстах, описывающих походы Сети 1-го (первого или 2-го фараона 19 династии) в Азию, в частности в северную часть западного Ханаана, неоднократно встречается название: «сру " или полнее «асару»; в одном из текстов оно поставлено между названиями: Кадес (на р. Оронте, к северу от Ханаана) и Мегиддо (в известной Изреельской долине); по такому своему положению имя «Асару» должно означать полосу земли между Ливанскими горами и Изреельской долиной в Ханаане. A так как область Асирова колена по библейскому указанию ( Нав.19:24–31 ) занимала соответствующую представлениям египетского текста часть Ханаана, так как, с другой стороны, египетское название (асару) и еврейское (ашер=Асир) вполне сходны между собою, то в виду этого естественно заключить к тождеству обозначаемого этими названиями, т. е. к тому, что во времена Сети Асирово колено жило уже в Ханаане 46 . А так как далее Асирово колено по библейскому повествованию вступило в Ханаан вместе с прочими коленами, то следоват., существование Асирова колена на север Ханаана должно указывать на присутствие здесь и прочих колен 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Во дни Илии филистимляне, выступив против Израидя, располагаются при Афеке, израильтяне же при Авен-езере ( 1Цар.4:1 ). Под Авен-езером разумеют обыкновенно местность, получившую своё название позднее ог памятника, поставленного здесь Самуилом. А так как этот Авен-езер находился где-либо недалеко от Массифы ( 1Цар.7:11,12 ) в колене Вениаминовом ( Нав.18:26 ), то здесь где-либо недалеко от Массифы находился, полагают, и Афек. Кейль. Bibl. Comm. Die Bücher Samuels. S. 40. Кёлер полагает его к северо-западу от Иерусалима. Lehrbuch II. S. 106. Раумер – в колене Иудином ( Нав.15:53 ). Palästina S. 170. Ho основание указывать местоположение Афека недалеко от Массифы, кажется, не совсем достаточное. Авен-езер, в 1Цар.7:11,12 , не местность, а камень, поставленный после победы на том месте, где преследование врага было совершенно окончено; тогда как в 1Цар.4:1 Авен-езер должен быть каким-нибудь селением и притом существующим уже при Илии. Поэтому, быть может, небезьосновательно Берто видит в Афеке, при котором расположились станом филистимляне, Афек в долине изреельской, или, как он говорит, в равнине кисоновой (Zur Geschichte S. 283). В пользу этого предположения говорит то, что филистимляне и позднее располагали свой стан при Афеке и именно в долине изреельской ( 1Цар.29:1; 28:4 ). Таким образом, Афек был бы излюбленною счастливою их позициею; напротив, израильтяне, проиграв сражение на первой позиции, хотя и знаменательной по своему имени – Авен-езер – камень помощи, переменили ее на новую – у источника, что пра Изрееле. Возражением против этого местоположения Афека не может быть и то, что филистимляне в это время (при Илии) уже слишком далеко распространили бы свое господство: война с ними при Илии была не вначале их господства. В пользу предподожения о распространении господства филистимлян далеко на север, около этого времени, могут говорить другие известия. Именно, у Иустина есть рассказ о том, чго Тир основан на острове после поражения понесенного сидонянами от аскалонского царя. До расчету Моверса основание или расширение островного Тира должно падать на 1209-й год до Р. Хр., за 100 дет до Иеффая. Das Phönizische Alterthum. I Th. S. 315–316. Гретц, напротив, и поражение сидонян со стороны аскалонского царя и основание Тира относят ко времени Самуила: ранее этого времени филистимляне не имели царя, а позднее, во время Давида, встречается уже тирский царь (Хирам). Graetz. Geschichte der Iuden. Leipzig. 1874. S. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равнина Ездрилонская, или Изреельская. От Дофаима начинается знаменитая в истории равнина Ездрилонская, или Изреельская. Она представляет самую плодородную местность и имеет волнообразную поверхность, покрытую зеленью, цветами и разными хлебными произведениями. Кругом синеют горы: Гелвуй, Малый Ермон и Фавор; на западе возвышается Кармил. Почва земли состоит из богатого чернозема и так плодородна, что некогда здесь в изобилии росли разные плоды хлебных растений. Ныне она, по беспечности жителей, большею частью не возделана; земля заросла травою, и по ней бродят только кочующие племена бедуинов с их стадами. На сей равнине сыны патриарха Иакова пасли стада свои. Близ Дофаима, нынешнего Дженина, Иосиф брошен был в ров своими братьями, которые потом, извлекши его оттуда, продали в рабство купцам египетским. Местность эта тем более имеет значения, что здесь идут дороги – из Галилеи в Иерусалим и из Дамаска, через Газу, в Египет. Благодаря такому своему положению и пространству, эта равнина издавна служила местом великих сражений и важных событий. Здесь Гедеон одержал великую победу над амаликитянами и мадианитянами ( Суд.6:33; 7:11 и далее). Здесь стояло лагерем войско израильское во дни Саула, пред последним сражением его с филистимлянами ( 1Цар.29:1; 31:1 и дал.). На этой равнине, при Афеке, Ахаав одержал знаменитую победу над царем сирийским Венададом ( 3Цар.20:26 и дал.). Здесь, перед городом Изреелем, через Ииуя совершился суд Божий ад домом Ахаава ( 4Цар.9:14 и дал., 21 и дал., 30 и дал.). Здесь стояло войско Олоферна, полководца Навуходоносора, осаждая город Ветилую ( Uyдuфь VII, 3 ). Здесь же сражались римский полководец Веспасиан с иудеями, крестоносцы с сарацинами, французы с турками. Ездрелон – Нзреель (ныне Зераин). От Дженина в разстоянии и часа пути к северу лежит на холме небольшая деревенька Зераин. Это древний Ездрелон, или Изреель, третья столица Израиля (после Сихема и Самарии). Здесь Ахаав, устроивая свою резиденцию, вздумал приобресть соседнюю с своим дворцом усадьбу израильтянина Навуфея, и когда тот отказался продать свое родовое имение царю, то нечестивая Иезавель прибегла к хитрости и, пролив кровь Навуфея, явилась к царю с радостным известием; встань, возьми во владение виноградник Навуфея изральтянина, который не хотел отдать его тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер ( 3Цар.21:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментаторы утверждают, что Ахиш не понял всей двусмысленности произнесенной Давидом фразы, которая между тем означала, что Давид отнюдь не собирается воевать против евреев, а, наоборот, намерен сыграть роль “пятой колонны”, ударив в решающий момент битвы по филистимлянам. Однако если не мудрствовать лукаво, то из текста видно, что слова Анхуса повергли Давида в смятение. Он нашел удачную формулировку для ответа, но как выпутаться из той ситуации, в которой оказался, Давид в тот момент, похоже, не знал. Глава десятая. " Как пали сильные! " “И собрались филистимляне, и пришли, и расположились станом в Шунейме, а Шаул собрал всех исраэльтян, и расположились они станом на Гильбоа…” ( 1Цар. 28:4 ). Это была не просто еще одна война. Филистимляне двинулись на этот раз по необычному для них маршруту, чтобы ударить по израильтянам со стороны Изреельской долины, предоставляющей отличные возможности для маневра конницы и колесниц — ударных родов войск их армии, которых и в помине не было у евреев. Саул разгадал эти замыслы противника и вывел свои полки навстречу врагу, став станом у горы Гильбоа (так она называется и сегодня, но синодальный перевод передает ее название как Гелвуя). Здесь пешие израильские полки имели с точки зрения обороны явные преимущества: коннице, а тем более колесницам, как известно, не так уж легко наступать под гору. Вот как анализируют диспозицию израильской и филистимской армий накануне этого сражения известные израильские военные историки Хаим Герцог и Мордехай Гишон: “Филистимляне собрали свое войско в Афеке, в Шфеле, но в планах у них было испробовать новый путь. После многочисленных неудачных попыток проникнуть в центральные горы с запада филистимляне задумали большой обходной маневр к северу, вдоль равнины Шарон (прибрежной равнины), а затем через один из перевалов хребта Кармил в Изреельскую долину, чтобы таким образом проникнуть в центральные горы у Енн-Ганима (Анема, современный Дженин) и двигаться дальше к югу вдоль плато. Совершая маневры в Изреельской долине, филистимляне могли надеяться на помощь из ханаанейских городов, которые еще не были захвачены израильтянами” .

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

20:46. Лес южного поля. Под «южным полем» здесь подразумевается Негев – пустынная местность к югу от Иудеи. В данном случае, Иезекииль, по-видимому, использует это определение только как указатель направления (см. подобные примеры в Иез. 40:2; 46:9 ). Поскольку в пустыне Негев нет леса, вполне резонно предположить, что под «лесом» здесь понимается Иерусалим. 21:1–32 Меч Яхве: Вавилон 21:1. Нашествие врагов как божественное наказание. Еще в конце 3-го тыс. до н. э. нашествие вражеских армий истолковывалось как целенаправленная акция бога-покровителя, разгневанного поведением народа (напр., в «Проклятии Аккада» прекращение существования Аккадского царства объясняется нашествием племени гутиев). В Месопотамии это традиционное представление отражено в риторике Кира, который истолковывал падение Вавилона тем, что Набонид разгневал Мардука. 21:18–20. Дороги в Равву и Иерусалим. В этом повелении обсуждается перемещение вавилонских войск по маршруту, обозначенному на карте, начерченной на земле. Иезекииль прослеживает перемещение войск до перекрестка дорог, вероятно, до Дамаска, где должно быть принято решение о дальнейших действиях: разделить ли войска на две группы, или идти всем вместе. Если принять во внимание полученное знамение, то они должны были продвигаться на юг, по «Царской дороге» ( Чис. 20:17 ) в столицу аммонитян Равву (расположенную в 23 милях к востоку от Иордана). В случае получения других знамений они могли повернуть на запад через Голанские высоты, к северу от Галилейского моря. Тогда войско должно было проследовать на юг до Бефсана, затем на запад по Изреельской долине до Мегиддона и на юг вдоль морского побережья. Был и еще один маршрут – на юг, вдоль Иордана к Иерихону, до поворота на запад, в Нагорную Иудею с целью осады Иерусалима. 21:21. Гадание на распутье. В такой сложной обстановке обращение Навуходоносора за советом к богам легко понять. Стоя на перекрестке дорог, важном месте для совершения божественных акций (см.: Иер. 6:16 ), он хочет узнать с помощью различных способов гадания, какой именно город (Равву или Иерусалим) следует атаковать первым. Такие гадания служили методом познания воли бога. Один текст из Мари приводит яркий пример, иллюстрирующий подобного рода гадание: вопрошали бога, какую из трех дорог выбрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46:13. Вторжение Навуходоносора в Египет. См. коммент. к 43:11,12. 46:14. География. См. коммент. к 44:1. 46:18. Гора Фавор и гора Кармил. В египетском искусстве фараон всегда изображался выше всех других людей, и здесь пророк, обыгрывая это, предрекает пришествие царя (Навуходоносора), чье величие сравнимо с горными вершинами (Фавор – 1800 футов; Кармил – 1700 футов). Это также может служить указанием на маршрут отступления египтян. Гора Фавор расположена на восточной окраине Изреельской долины, а гора Кармил входит в состав горной гряды, которая расположена к югу от палестинского побережья. 46:19. Разрушение Мемфиса ( в русском переводе – «Нов»). В VII-VI вв. до н. э. Мемфис (евр. Noph, в 15 милях к югу от совр. Каира) был культурной и политической столицей Египта. В ассирийскую эпоху (674 г. до н. э.) Асархаддону удалось захватить Мемфис (см. коммент. к 4Цар. 19:9 ), но это имело место до времени, в которое жил Иеремия. Навуходоносор выступил против Египта в 601 г. до н. э., но ему не удалось завоевать его территорию. Вавилонские войска были атакованы в районе крепости Магдол по дороге на Газу и вынуждены были отступить. Есть некоторые основания полагать, что Навуходоносор предпринял еще одну попытку вторжения в Египет в 568 г. до н. э., но каких-либо данных об успехе этого предприятия или об осаде Мемфиса нет. Мемфис был захвачен персидским царем Камбизом в 525 г. до н. э., а фараон Псамметих II пленен. 46:20. Погибель от севера. В оригинале здесь приводится название насекомого, нигде более в Библии не упоминающееся. Телица в данном контексте символизирует Египет, а жалящие насекомые – вавилонян. 46:22. Топоры, дровосеки. Победители часто вырубали деревья или сады (см. коммент. к 4Цар. 19:28 ). Помимо прочего, завоеватель получал доступ к национальным природным ресурсам (см. коммент. к Ис. 14:8 ), хотя, конечно, в Египте не могло быть лесов. 46:25. Аммон из Фив ( в русском переводе – «который в Но»). Греческое название «Фивы» относится к египетскому городу Уасет, расположенному в 325 милях к югу от Мемфиса. Большой храм в Карнаке был посвящен Амону-Ра, верховному богу Египта со времен фараонов 18-й династии (XVI-XV bb. до н. э.). Амон, который связывался с ветром, или дыханием жизни, в сочетании с богом солнца Ра, почитался во всем Египте. Значение этого божества возрастало по мере возрастания могущества и славы Египетского царства. В результате он стал считаться богом-творцом, а его город Фивы – местом творения. Фивы были завоеваны Ашшурбанипалом в 663 г. до н. э. и основательно разграблены. Как и Мемфис, он подвергся нападению царя Камбиза в 525 г. до н. э. 47:1–7 Пророчество о филистимлянах

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:11. Время между пророчеством и исполнением. Весть Амоса, относящаяся к 760-м гг. до н. э., вероятно, означала, что, в конечном счете, ассирийцы послужили Богу орудием наказания Израиля, хотя это звучит у пророка подспудно. В любом случае, Самария и Израиль падут под натиском ассирийских войск Саргона II в 722 г. до н. э., и значительная часть их населения будет угнана в плен в другие районы Ассирийской империи. 3:12. Обязанности пастыря. В сводах законов древней Месопотамии (включая шумерский кодекс Хаммурапи) содержалась статья, гласившая о необходимости оказания помощи пастухам, у которых лев или другой хищник растерзал животное. Этот пастух давал показания и клялся перед богами. Если была возможность, пастух должен был предоставить вещественные доказательства, например, «часть уха». В таком случае пастух освобождался от подозрения в краже. 3:12. Постели. В грядущих бедствиях дома богатых купцов и вельмож Самарии ждет разграбление. Бегущие в панике люди смогут захватить с собой только ничтожную часть своих богатств. Амос едко высмеивает их, судорожно ухватившихся за край своей постели. По иронии судьбы, это те самые ложа из слоновой кости ( Ам. 6:4 ), за которые пророк обличает богачей. 3:14. Жертвенники в Вефиле. См. коммент. к 3Цар. 12:29,30 об установлении Иеровоамом золотого тельца в Дане и Вефиле. Хотя Вефиль связывают иногда с жертвенниками патриархов Авраама и Иакова ( Быт. 12:8; 35:7 ), во времена Амоса этот город соперничал с Иерусалимом, и потому его жертвенники подлежали осуждению как элемент религиозного отступничества Израиля. 3:14. Отсечение рогов алтаря. Рога жертвенника служили убежищем ( Исх. 21:13,14 ) и ассоциировались с очищением и искуплением ( Лев. 16:18 ). Отсечение рогов лишает жертвенник его важнейших качеств и превращает священный объект в бесполезную груду камней. Израиль, таким образом, лишался всякой надежды на защиту или искупление своих грехов перед лицом грядущего разрушения. 3:15. Зимний и летний дома. Два дома были признаком богатства и роскоши в Самарии. Летний дом в Самарии имел преимущества в более холодном климате центрального нагорья Израиля, а зимний дом – в условиях более теплого климата Изреельской долины, что позволяло жителям избегать резких перемен погоды и температуры. Есть многочисленные примеры, указывающие на то, что цари имели возможность переезжать из одной резиденции в другую в летнее и зимнее время, например, арамейский царь VIII в. до н. э. Барракуб, а также Кир, персидский царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

27, 1–12. Когда, вследствие постоянных преследований Саула, стало невозможно скрываться в израильской земле, Давид находит прибежище у филистимлян и поселяется в пограничном городе Секелаге как вассал царя гефского Анхуса, обязанный защищать его южную границу (ср. 21, 1–15). Здесь Давид находился до смерти Саула, последовавшей через два года. Во время преследований Давида Саулом ярко проявились высокие духовные качества личности Давида, его глубокая вера и надежда Бога, преданность воле Божией, великодушие и благородство. Давид дважды щадил жизнь Саула, в то время как Саул продолжал преследовать Давида, нарушая свои обещания и клятвы. 1Цар. 28 – 31 ; 2Цар. 1 . Конец правления Саула. Филистимляне решили воспользоваться ослаблением царства Саула для восстановления своего господства и начали концентрацию своих войск в районе Сонама, на равнине Изреельской, планируя нападение с севера на холмистую южную часть страны. В это же время Саул собирал свого армию на горе Гелвуй и готовился к решающему сражению (28, 1–4). В плохом расположении духа он направляется в Аэндорф к волшебнице и здесь слышит слова, подтверждающие его богоотверженность и предрешение гибели (28, 5–25). В сражении с филистимлянами у Гелвуйских гор, в восточной части Ездрилонской равнины, израильтяне потерпели полное поражение. Три сына Саула были убиты, а сам он пал на свой меч и умер (31, 1–6). Давид не принимал участия в этой битве, так как филистимские князья, не доверяя ему, отослали его обратно в Секелаг, где ему пришлось воевать с амаликитянами (29–30). 2Цар. 1 . Давид получает известие о полном поражении израильтян (1, 1–16) и выражает свою скорбь в составленной им замечательной элегии на смерть Саула и Ионафана, своего лучшего друга (1, 17–27). IV. Давид – царь Иудеи (2 – 4) и всего Израиля (5 – 20). 2Цар. 2 – 20 . 2Цар. 2 – 4 . Давид – царь в Хевроне. После смерти Саула Давид возвращается из Секелага в Хеврон, главный город колена Иудина, и здесь помазывается царем Иудеи в 30-летнем возрасте (2, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010