Все это мы поистине видим во Христе. Этого не знал ученый Платон, этого не разумел красноречивый Демосфен. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор. 1, 19). Истинная мудрость погубит ложную мудрость. И хотя в учении о Кресте есть буйство проповеди, однако апостол Павел говорит: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2, 6–7). А премудрость Божия есть Христос. Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Эта премудрость была сокрыта в тайне, почему и надписание 9го псалма гласит о тайнах Сына, в котором все сокровища мудрости и разума сокровенны и Который Сам был сокровен в тайне, предуставлен прежде век. Он же был предзнаменован и предызображен законом и пророками. Посему и пророки называются видящими, ибо они видели Того, Кого другие не видали. Авраам видел день Его и возрадовался (см.: Ин. 8, 56). Отверзаются для Иезекииля небеса, заключенные для грешного народа. Открый очи мои, говорит Давид, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Ибо закон духовен, и нужно откровение, чтобы мы могли уразуметь его и открытым лицом созерцать славу Божию. В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга (Отк. 5, 1); и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что эта книга запечатленна». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатленную книгу и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит (Откр. 3, 7)! В Деяниях апостольских святой евнух или муж (ибо и тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — сказал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8, 30–31).

http://pravoslavie.ru/2718.html

Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил посылается Богом на землю для целей спасения людей. В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входят, само собою, и возношение ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см., напр., Uob. V:1, XXXIII:23 ; Зax. I:12 ), и – особенно в Новом Завете, – в классическом месте Апокалипсиса гл. VIII, ст. 2–4. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте («которые возносят молитвы святых»), хотя и является сравнительно менее текстуально засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности (ср. у А. Глаголева , Ветхозав. библ. учение об ангелах: с. 269, 274–275). Что касается семеричного числа предстоящих Богу ангелов, – о чем говорит книга Товита (XII:15), – то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля ( Ueз.IX:1–2 ) выступают семь мужей-карателей, видимо, ангелы (ср. Зax. IV:10 ), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божьим ( Откр. 1:4, 4:5, 8:2, 6 ). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т.е. архангелами. Таким образом, в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологией вообще (ср. у проф. Дроздова, с. 368 и д. у А. Глаголева , с. 408–409). Тов.12:16 Тогда оба смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Тов.12:17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек. Тов.12:18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек. Тов.12:19 Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил,– только взорам вашим представлялось это. 16–19 . Описание впечатления, произведенного откровением Ангела на Товию и Товита, вполне аналогично с другими библейскими сказаниями о том, как принимали библейские лица явления ангелов (напр., Cyд. VI:22 ). Но здесь лишь рельефнее оттеняется (ст. 19), что ангелы, хотя при своих явлениях людям и действовали подобно людям, образ которых они принимали, однако вкушение ими пищи было лишь кажущимся действием, не сопровождавшимся превращением пищи и питья в кровь – существенным процессом питания. (Слова Ангела ст. 19 Гуго Гроций перифразирует так: non vertebantur cibi et potus in meam substantiam). Тов.12:20 Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. Тов.12:21 И встали они и более уже не видели его. Тов.12:22 И стали рассказывать о великих и чудных делах Божиих, и как явился им Ангел Господень. 20–22 . По заповеди Ангела Товит и Товия и устно исповедывали великие дела Божии, совершившиеся на них, и письменно закрепили эти события в славу Божию и на пользу ближних своих и потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь не только устанавливает различия между властью государственной и духовной, но и определяет место той и другой в жизни человека. [книга] за семью печатями [КНИГА] ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ Образное обозначение чего-либо недоступного пониманию или потаенного; применимо также по отношению к скрытному, замкнутому человеку. Образ книги запечатанной, книжного свитка, исписанного внутри и снаружи, встречается в  В.З . и символизирует полноту откровения о замысле Господнем. Пророку Исайи сказано о будущем испытании верности Израиля: «И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» ( Ис.8:15 ). С одной стороны — это сокровенное знание: «Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих», — повелевает Господь пророку ( Ис.8:16 ). С другой стороны, истины, заключенные в книге, сокрыты и запечатаны лишь потому, что мудростью и разумом, без совершенства веры, их не постигнуть. Несовершенных в вере пророк обличает: «Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли… ибо навел на вас Господь дух усыпления, и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать». И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» ( Ис.29:9-14 ). Представление о сокровенном знании, которое избранному дано поглотить, усвоить, сделать своим внутренним достоянием, материализовано в книге пророка Иезекииля в образе книжного свитка. Призванный к служению пророк видит: «…рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе. И я съел, и было в устах моих сладко, как мед» ( Иез.2:9–10, 3:1–3 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

«Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» ( Иов 42:2 ). Так Иов свидетельствует о Божием всемогуществе, означающем, что Бог обладает властью делать все, что Он пожелает в Своей совершенной мудрости и Своем великодушии. Из этого не следует, что Бог может все. Он не может грешить, лгать, изменять Свою природу или игнорировать требования диктуемые Его святостью ( Чис 23:19 ; 1Цар 15:29 ; 2Тим 2:13 ; Евр 6:18 ; Иак 1:13:17 ). – Бог не может создать квадратный круг, поскольку само понятие квадратного круга внутренне противоречиво, не может перестать быть Богом. Но все, что Он желает и что обещает, Он может исполнить и обязательно исполнит. Преувеличивал ли Давид, когда говорил «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя, на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс 17:2:3 )? Преувеличивал ли другой псалмопевец, заявляя «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» ( Пс 45:2 )? Вряд ли, если они знали, что Бог вездесущ и всемогущ. Знание о Божием величии (а вездесущность и всемогущество являются аспектами Его величия) естественным образом порождает великую веру и великое поклонение. Книга пророка Иезекииля Божия слава ( Иез.1:28 ) Цель Бога – Его слава, однако этот тезис нуждается в подробном объяснении, поскольку его легко истолковать превратно. Он свидетельствует не об эгоизме Бога, как иногда представляют, а о Его любви. Разумеется, Бог желает чтобы Ему воздавали должное и восхваляли Его величие и благость. Он хочет, чтобы Его ценили по достоинству. Но являющаяся Его целью слава – это фактически двусторонние отношения, а именно с Его стороны – это откровения, в которых Бог открывает Свою славу Своим творениям, а с их стороны – это поклонение, в котором они воздают Ему славу в благодарность за то, что они видели и что получили. В этих актах откровения осуществляется общение любви для которого и созданы разумные Божии творения и ради которого были искуплены Христом падшие человеческие существа. Видеть славу Божию и воздавать Богу славу – именно в этом истинное предназначение человеческой природы и именно это приносит радость как людям так и Богу (ср. Соф 3:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Нав. 10, 13 ). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона – Притчами и Екклесиастом. Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания как великий праведник. Так, например, в книге пророка Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом (см. Иез. 14, 14–20 ). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5, 11 ). Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого и увидят Его» ( Иов 19, 25–27 ). Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно». Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что значит «играть на струнах». Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтырион», похожем на арфу. У евреев Книга Псалмов называется «Тегиллим», что значит «хваление». Псалтирь, слагаясь в течение восьми столетий – от Моисея (1500 лет до Р.Х.) до Ездры и Неемии (400 лет до Р.Х.), содержит 150 псалмов. Царь Давид положил начало этой книге, составив наибольшее количество псалмов (более 80-ти). Кроме Давидовых, в Псалтирь вошли псалмы: Моисея – один ( Пс. 89 ), Соломона – три ( Пс. 71 ; Пс. 126 ; Пс. 131 ), Асафа-прозорливца и его потомков асафитов – двенадцать; Емана – один ( Пс. 87 ), Ефама – один ( Пс. 88 ), сынов Кореевых – одиннадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Рубрики Коллекции Огненная река и явление Ветхого днями. Самые загадочные пророчества Библии 5 мин., 12.09.2019 Поделиться Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом  проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии» . Одним из величайших пророков израильского народа был Даниил. Около 597 года до Р. Х. вместе с другими знатными жителями Иерусалима он был уведен в Вавилон завоевавшим Иудею царем Навуходоносором и пользовался здесь немалым авторитетом как истолкователь тайных смыслов различных событий и снов. Здесь, в Вавилоне, Господь открыл Даниилу некоторые тайны, связанные с Его предстоящим приходом в мир. Видел я… поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая ( «Волна» по-славянски — овечья шерсть, обработанная и выбеленная. — Прим. ред.); престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем ( «Тьма» по-славянски — число, превышающее тысячу: десять тысяч, сто тысяч, миллион. Выражение «тьмы тем» можно перевести как «бесчисленное множество людей». — Прим. ред.) предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Книга пророка Даниила, глава 7, стихи 9–10, 13–14 «Видел он Отца, — толкует это место из книги пророка Даниила святитель  Кирилл Александрийский , — явившегося как бы в старческом возрасте, покрытого седыми волосами и блистающего одеждами, подобными снегу». А Подобный сыну человеческому — это, конечно, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. «Когда Единородный явился в подобном нам образе, тогда и Отец раскрыл книги, перестал судить повинных греху и предоставил, наконец, людям мужественным быть внесенными в перепись, зачисляться в небесные лики и содержаться в памяти Божией».

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Об этом говорят многие древние святые, например, пророк Исаия дважды пишет о новой вселенной: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих» ( Ис. 65, 17–20 ). Господь творит новую землю и новое небо необыкновенно прекрасными. Он обещает, что мы будем жить в новом мире, созданном рукою Бога, под новым небом и на новой земле, ибо Творец обновляет вселенную Своим могуществом, Своей красотою. Дальше Исаия говорит: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» ( Ис. 66, 13–14 ). Как понять слова«расцветут кости, как молодая зелень»? Это значит, что люди воскреснут. Можно представить себе: лежат сгнившие, разломанные кости в земле, и вдруг они, по гласу Божиему, начинают срастаться и расцветать, точно молодая зелень, обрастать мышцами и кожей. Затем Господь душу каждого человека возвращает в его тело. Это подробно описано у другого пророкаИезекииля. И дальше Господь говорит через пророка Исаию: «И откроется рука Господа рабам его» ( Ис. 66, 14 ), то есть Бог откроет все Свои планы, весь Свой замысел об управлении миром Своим рабам. Все люди поймут, почему Бог так управлял; раскроются все загадки, все удивительные тонкие замыслы, реализуемые Богом сегодня, будут раскрыты во всей полноте. Почему Бог сейчас их не открывает? Потому что только плохой художник показывает недорисованную картину, а настоящий представляет на суд зрителей работу только после ее завершения. Бог творит вселенную, и сейчас она не завершена, картина мира не закончена. Мы живем в динамическом мире, он изменяется, так как Бог продолжает писать Свою летопись, книга судеб Божиих все еще пишется, и именно поэтому планы Божии до конца еще не ясны. К тому же идет война, поэтому стратегические планы Господа пока сокрыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Неумолимо приближалась катастрофа. В 587 г. халдейские войска взяли Иерусалим и разрушили его, храм уничтожили. Наступили мрачные времена Вавилонского плена. И тогда, во времена пленения народа Божия на реках вавилонских, уже из уст другого пророка вновь зазвучало пророчество о временах, когда Ягве Бог заключит новый завет со Своим народом. 13.2. Пророчество Иезекииля о Новом Завете Ягве Бог велел пророку Иезекиилю сказать пленным иудеям: И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом ( Иез. 36:24–28 ). Собственно о новом завете Иезекииль не говорит, он говорит о возвращении иудейских пленников в обетованную землю своих отцов. Но они не просто вернутся, а обретут новое качество, именно то, что еще ранее возвещал Иеремия о временах некоего нового завета. В те времена Ягве даст Своим людям сердце новое, Он даст им и дух новый. И более того– Он возьмет из плоти... сердце каменное, а вместо него даст сердце плотяное. Такова Божественная трансплантация сердца, которую совершит Бог над больными с окаменевшими сердцами. В те времена Ягве вложит внутрь людей Дух Свой и сделает то, что они будут ходить в заповедях Его и уставы Его будут соблюдать и выполнять. Соблюдающие букву закона никогда не соблюдут его, а живущие по духу – и заповеди, и уставы выполнят, даже не замечая этого. Таковы будут новые времена. Еще апостол Варнава отмечал в своем Послании, что Новый Завет был предвозвещен пророками: «Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: Вот, – говорит Он, – отниму от них, т.е. от тех, которых провидел Дух Господа, сердца каменные и вложу в них плотяные ( Иез. 11, 19; 36:26 ), ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас, т.к., братия мои, обиталище нашего сердца есть святой храм для Господа» Посл, от Варнавы, гл. 6]. Храм нового завета не в Иерусалиме, а в сердце человека, не из камня, а из живой плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Даже выражение Сын Божий в тогдашней иудейской среде не было столь притязательным. Но Сын Человеческий – это Мессия, имеющий небесное происхождение, Тот, Кто пришел исполнить все пророческие обетования о Нем. И потому, когда Христос говорит Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), Он соединяет Свое служение и Себя Самого с образом Раба Господня у пророка Исаии, то есть сливает воедино самый превознесенный и самый скорбный образ пророческой традиции. И это соединение для слушателей Иисуса Христа, как и для нас сегодня, есть подлинное откровение Его личности. Это откровение уже включает в себя необходимость отвержения, страданий и смерти Сына Человеческого ради того, чтобы Он, наконец, вернулся во всей Своей славе, в окружении ангелов, на облаках небесных. Таким путем учение Иисуса Христа, Его смерть и Воскресение и благовествование о пришествии ожидаемого Царства, то есть Евангелие, становятся исполнением пророчеств, осуществлением надежды Израиля. Глубокая верность Иисуса Христа всему тому, что вело к Нему с разных сторон, не менее чудесна, чем небывалая новизна Его Божественной личности. Следует помнить, однако, что Благовестие о Христе, обращенное к Израилю и звучавшее из Его собственных уст, и Благовестие о Иисусе Христе, обращенное к язычникам, могло звучать по-разному. Это важно для понимания и толкования Посланий апостольских. Так, у апостола Павла (как и у других апостолов) нет выражения Сын Человеческий. При этом великий «апостол языков» полностью сохраняет все содержание понятия Сын Человеческий и строит на нем собственное учение о Иисусе Христе. По мысли апостола, Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных, – не только Царь будущего века, и даже не только его Творец: Он Сам по Себе составляет его принцип. Для человечества умирающего и воскресающего под дуновением Божественного Духа, согласно видению пророка Иезекииля, Он – то самое, чем был Адам для первоначального человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010