Но сказание отнюдь не имеет цели развеять ореол, окружающий ветхозаветную святыню. Языческие идолы падают, когда в их храме оказывается Ковчег Завета; эпидемия, разразившаяся в филистимских городах, побуждает их жителей вернуть Ковчег израильтянам. Его ставят на повозку, и волы привозят его в Кириаф-Иарим. 4. Самуил — вождь и судья (7,3-15). Возглавив народ, Самуил вдохновляет его на восстание против филистимского ига. Его успех объясняется тем, что «обратился весь дом Израилев к Господу» (7,2). Пророк потребовал, чтобы люди удалили «из среды себя богов иноземных и Астарт» и вернулись к почитанию единого Бога. Разумеется, одному ему совершить этот религиозный поворот народного сознания было не по силу. В союзе с ним действуют общины Сынов Пророческих . То были группы прорицателей, которые проповедовали борьбу против язычества и возвращение к вере Моисея. Их выступления носили экстатический характер и сопровождались игрой на музыкальных инструментах (10,5). По внешности они мало отличались от прозорливцев других народов, но их преемников ожидало великое будущее. «Подобно тому, — говорит Б. А. Тураев, — как религия Иеговы, очистившись от ханаанства, сделалась наиболее высокой верой в единого Бога, так из этих вещателей уже в Х веке выделились могучие личности, сделавшиеся духовными вождями народа и религиозными индивидуалистами, причем момент экстаза отступает, а то и совсем незаметен» (ИДВ, т. 2, с.67). Самуил и Сыны Пророческие обходят страну, призывая народ к покаянию и готовя его к борьбе с филистимлянами. Около 1030 года под их влиянием происходит постепенная консолидация Израиля. Под знамена Самуила собирается все больше людей. В Массифе (евр. Мицпа), недалеко от Гаваона, был совершен общенародный обряд покаяния: «черпали воду и проливали пред Господом» в знак очищения от язычества и прежних грехов. Слух о большом скоплении израильтян в Массифе доходит до филистимского гарнизона, и он спешит подавить начинающееся восстание. Приближение врага смущает израильтян, которые уже много лет не брали в руки оружия. Они просят Самуила усердно молиться, чтобы Господь укрепил их перед лицом врага. Самуил приносит жертву на алтаре, и как раз в это время неприятель подступает к городу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

3. Учение о Премудрости Божией. В Прологе Кн. Притчей Премудрость, по словам Б. А. Тураева, «ипостасирована» (ИДВ, т. 2, с.280). Это не просто олицетворение отвлеченной идеи, а нечто большее. Правда, в первых трех главах ее можно понимать как собирательное обозначение сословия мудрецов. Но Премудрость Божия Притчей есть и сила, исходящая непосредственно от Творца. В русской религиозной мысли на этом основании была развита концепция «софиологии» (Вл. Соловьев, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков), которая рассматривала Премудрость Божию (греч. София) как извечно пребывающий в Боге ипостасный первообраз твари. Однако общецерковного признания этот теологумен не получил . В Кн. Притчей Хокма-Премудрость говорит: Господь имел (дословно создал ) меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони… Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там, когда Он проводил круговую черту по лицу бездны… Тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время. (8,22-30) Прибегая к языку Отцов Церкви, Премудрость есть «энергия» Сущего: те аспекты высшего Бытия, которые только и могут быть восприняты человеком. Вне этих свойств Божиих никакое богословие невозможно, кроме апофатического (отрицательного), которое утверждает о Боге только то, «чем Он не является». В согласии с Кн. Притчей (3,19) псалом 103 учит, что Бог все сотворил «премудро» (дословно: бэ-хокма — в премудрости). Тем самым Премудрость сближается со Словом, Которое в Новом Завете открывается как второе Лицо Святой Троицы: «Все через Него начало быть» (Ин 1,3). «Бог благоволил, — пишет свт. Афанасий Великий, — чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие Его образа, чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога делом» (На ариан, 2,78). Возвещая непостижимость Творца, Ветхий Завет в то же время знает и о Его Откровении миру. Через Откровение, или Самопроявление, Неизреченный становится познаваемым. Уже акт творчества есть форма Откровения, а вступая с людьми в Завет, приближая их к Своей Полноте, Ягве еще полнее открывает Себя твари.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

28.02.2012 Фондовый рынок. 25 июня 2014 года// ( франц .) между нами будь сказано. Ницше Фр. Сочинения в 2-х томах. Т. 1., М., 1993. С. 447-448. Титаренко М. Древнекитайский философ Мо Ди о мудром управлении страной/ИДВ РАН, 2014. Человек и культура Востока. Исследования и переводы - 2012. ИДВ РАН. Составитель и ответственный редактор В.Б. Виногродская. Перевод - В.П. Абраменко. М., 2014. С. 133-134. Миронов В.Б. Россия, защити Украину от фашисткой хунты//«Русский вестник». 12. 2014 Гладунов О. Денежный насос на Запад//«Свободная пресса». 10 июля 2014 года Исаев А.С. Китай - наш шанс//«Невское время». 18 июня 2014 года. Пожидаев Е. Донбасс как геополитическая Цусима для России//ИА REGNUM. 22.07.2014 Леонтьев К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России. Институт русской цивилизации. М., 2014. Мобилизация на Украине как подготовка к полномасштабной войне//РНЛ. 24.07.2014. Карамышев С. Россия наступает на Запад//«Русская народная линия». 14.07.2014 Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. Ч. I. М., 1971. С. 354. Платонов О. Уроки русской экономической мысли. М., 2014. С. 340. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 18.06.2015 16.04.2015 19.02.2015 13.02.2015 08.12.2014 Бывший СССР День присоединения Крыма к России Сегодня мы вспоминаем русского флотоводца адмирала Г.А.Спиридова, государственных деятелей графа Н.Н.Новосильцева и П.А.Харитонова, геолога И.М.Губкина и великого князя Владимира Кирилловича Романова 21.04.2024 День памяти Великой княгини Софии Палеолог Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова 20.04.2024 19.04.2024 День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова 19.04.2024 18.04.2024 Александр Сергеевич Пушкин 18.04.2024 17.04.2024 11.04.2024 11.04.2024 29.03.2024 Последние комментарии 21.04.2024 16:40 21.04.2024 16:33 21.04.2024 15:38 21.04.2024 15:25 21.04.2024 14:49 21.04.2024 14:31 21.04.2024 12:55 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/28/...

Закрыть «Поворот на Восток без востоковедов не работает» Об изменении роли РФ в АТР и АСЕАН на современном этапе Владимир Колотов   10:30 22.10.2021 1055 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора 15-16 октября прошла международная конференция «Россия и АСЕАН в АТР: динамика взаимодействия, региональные процессы и глобальный контекст», сообщает ИА R egnum. В мероприятии приняли участие ведущие российские и иностранные эксперты по региону из МГИМО, ИДВ РАН, ИМЭМО, ИСАА МГУ, СПбГУ, РУДН, ДВФУ, представители МИД России и других стран. Об итогах конференции рассказал в интервью «Русской народной линии» её участник, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Николаевич Колотов: В МГИМО проходил XIII Конвент РАМИ (Российской Ассоциации международных исследований), в рамках которого состоялась конференция по АТР и АСЕАН, посвящённая,в том числе и изучению роли России в этом важнейшем регионе. Конференция была организована МГИМО на высочайшем профессиональном уровне, собраны представители почти всех аналитических, научных и образовательных центров, занимающихся проблематикой Юго-Восточной Азии. На конференции шли достаточно откровенные дискуссии о том, что происходит в настоящее время и о том, какие позиции занимает Россия в этом регионе. Мой доклад был посвящён роли России в АТР, в АСЕАН и во Вьетнаме. Такая трёхуровневая региональная матрёшка. Очевидно, что здесь есть проблемы - проблемы с самоидентификацией, и с объяснением того, какую политику проводит Россия в этом регионе. К сожалению, проблемы есть на всех трёх уровнях. Наша бюрократия рапортует, что каждый год они достигают выдающихся успехов. Однако, если посмотреть на товарооборот России со странами АСЕАН, то мы увидим, что очень сильно проигрываем таким партнёрам, как Соединённые Штаты Америки, Китайская Народная Республика, ЕС, Япония, Республика Корея и т.д. Мы даже не входим в десятку основных торговых партнёров. Например, МИД в целом работает вполне профессионально, потому что в Министерстве работают люди, которые знают языки и регион. МИД старается открыть дверь, устанавливает отношения с АСЕАН, но он не может работать вместо бизнеса, различных министерств, организаций и предприятий, у которых очень странное представление о регионе - они просто не понимают где они, куда и зачем попали.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/po...

до Р.Х.). Быть может, он был одним из тех книжников-писцов, которые трудились при дворе Соломона (3 Цар 4,3). По своему литературному жанру (см. §9) Ягвистический раздел сказаний принадлежит к прозаическому эпосу (с вкраплением стихотворных частей). Язык его живой, наглядно-образный. Возвещая тайну близости Бога к человеку, св. писатель часто прибегает к антропоморфизмам. Ему чуждо абстрактное мышление, его картины, насыщенные смыслом, доступны и мудрецу и ребенку. При этом кругозор его широк. «Он с любовью и терпимостью, — пишет Б. А. Тураев, — собирает сказания, будь то вавилонского или халдейского происхождения. Он художник слова, обладающий тонким психологическим чутьем, он интересуется величайшими проблемами бытия и религии. Это — высокоодаренный иудей не из среды духовенства, вероятно, из круга древних пророков, полный глубоких мыслей и исканий, монотеистического и универсального миросозерцания» (ИДВ, т. II, с.28). Повествование Ягвиста охватывает историю от создания человека до смерти Моисея. Богословие его тесно связано с важнейшими библейскими темами: Откровением, Заветом и Обетованием. СКАЗАНИЕ ЭЛОХИСТА (Э). После распада Соломонова царства (922) в Северном царстве (Израиле, или Ефреме) возникла потребность в собственной интерпретации Моисеева Предания. Она и была, как считают библеисты, осуществлена неведомым североизраильским мудрецом (ок. IX-VIII вв.). Свое сказание этот мудрец (именуемый условно Элохистом) начинает с Авраама и завершает смертью Моисея. Это уже «представитель более развитой духовной эпохи, менее терпимой и оригинальной, уступающий Ягвисту и в художественности, и в стиле» (Б. А. Тураев). Элохист избегает антропоморфизмов, Авраама он называет пророком (Быт 20,7); явления Бога в его рассказах происходят чаще всего во сне или в видениях. Он подчеркивает, что имя Ягве было открыто только при Моисее (Исх 3). Как северянин Элохист уделяет большое внимание героям северных колен: Иосифу и Иисусу Навину. После падения Северного царства Моисеево сказание в элохистическом варианте было, вероятно, доставлено в Иерусалим (ок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

ОПЕК — Очерки по истории еврейской культуры. Библейский период. Под ред. М. Соловейчика. СПб., 1913 ПО — Православное Обозрение. М., 1860-1891 ПС — Православный Собеседник. Казань, 1855-1917 ПТО — Прибавления к Творениям св. Отцов ТБ — Толковая Библия ТКДА — Труды Киевской Духовной Академии ИДВ — Б. А. Тураев. История Древнего Востока. т. 1-2. Л., 1935 ХДВ. 63 — Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963 ХДВ. 1981 — Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1981 ХЧ — Христианское чтение ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863-1915 РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ 1. Переводы библейских текстов Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Московской Патриархии. М., 1970 (синодальный перевод) Священные тексты Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста. Вена, 1877, т. 1-2 Библия (учебное издание синодального перевода с комментариями). Брюссель, 1973-1977 Издания переводов отдельных ветхозаветных книг будут указаны ниже в библиографии к соответствующим разделам 2. Боговдохновенность и канон Андреев И. Д. Канон библейский. — НЭС, т. 20 Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. М., 1916, т. 1, с. 44-76 Дагаев Н. К. История ветхозаветного канона. СПб.,1898 Иннокентий Херсонский (Борисов). О религии откровенной. — Соч. СПб., 1877, т. XI, с. 137-172 Князев А., прот. О боговдохновенности святого Писания. — Православная Мысль. 1951, # 8 Лепорский П. И. Богодухновенность. — В кн.: Православная богословская энциклопедия, т. II, с. 730-747 Хейдт У. Боговдохновенность. — Каноничность. — Тексты. — Герменевтика. Колледжвиль, 1970 (машинопись) 3. Толкования Библии и библейская наука Андреев И. Д. Библия. — НЭС, т. 6 Его же . Библейская история. — НЭС, т. 6 Его же . Критика библейская. — НЭС, т. 23 Вигуру Ф. Указ. соч., с. 248-326 Дроздов Н. М. В защиту свободных научных исследований в области библиологии. Киев, 1902 Властов Г. Священная летопись первых времен мира и человечества. СПб., 1878-1898, т. 1-5 (труд сильно устаревший)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Юдина Тамара Николаевна , д.э.н., доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корр. РАЕН, член Центрального Правления Общества Российско-Китайской дружбы (ОРКД) Литература: 1. Мамий И.П., Чжоу Ц., Юдина Т.Н. Экономико-статистический анализ добычи и потребления нефти и газа в КНР в период с 11-й по 13-ю пятилетку//Сборник. 40 лет экономических реформ в КНР/сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2020. –320 с. ISBN 978-5-8381-0363-5. – С. 252-262. 2. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. М.: ТЕИС, 2015. –448 с. 3. [ Электронный ресурс ]//URL: - (дата обращения: 28.07.2020). 4. [ Электронный ресурс ]//URL: - (дата обращения: 19.10.2020). 5. [Электронный ресурс]//3138. “”--- cpc.people.com.cn. – (дата обращения: 28 ноября 2017). 6. [ Электронный ресурс ]//URL: - (дата обращения: 21.07.2020). 7. [ Электронный ресурс ]//URL: - (дата обращения: 20.10.2020). Статья Т.Н. Юдиной на китайском языке опубликована, см.: Yudina T. N. Russia-China economic cooperation and the building of a community of shurred future in Northeast Asia//Journal of Northeast Asian Studies. – 2021. – no. 2. – P. 28-33. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/08/ki...

Перспективы российско-китайского сотрудничества с центрально-азиатскими государствами Сотрудничество России и Китая с государствами Центральной Азии во многом замыкается на определенные международные структуры. Речь идет о ШОС, ОДКБ, Евразийском и Таможенном Союзах (из всех этих образований наиболее влиятельными являются ШОС и Таможенный Союз). В сборнике «Международные отношения в Центральной Азии» (Москва, Аспект Пресс, 2011 г.) под редакцией доктора политических наук, профессора А. Богатурова следующим образом описывается стратегия китайской дипломатии в регионе: «Новой чертой ситуации в начале 2000х годов стало заметное усиление присутствия Китая, который стремился стать второй, после России, политической и военной силой региона. Важнейшей стратегической целью КНР было ограничение возможностей западных держав в расширении своих военно-стратегических позиций в Центральной Азии. Регион объективно выглядел стратегическим «тылом» КНР Регион также стал приобретать для КНР большое экономическое значение, поскольку быстрый рост китайской экономики в 1990х годах сопровождался возрастанием потребления в Китае энергоносителей. Курс на расширение влияния Китай строил осмотрительно. Дипломатия КНР стремилась избежать конкуренции с Россией, которую рассматривала не столько как соперника, сколько как партнера в деле предупреждения усиления позиций Запада...». Аналогичным образом описывает перспективы российско-китайского сотрудничества в регионе С. Лузянин в своей научной работе «Шанхайская организация сотрудничества 2013-2015. Прогнозы, сценарии и возможности» (Москва, ИДВ РАН, 2013 г.), хотя он считает, что в долгосрочной перспективе Россия и Китай станут (и уже частично являются) конкурентами в Центральной Азии, и ШОС призвано делать эту конкуренцию максимально мягкой. Мы считаем, что сотрудничество России и КНР в регионе происходит с учетом следующих параметров: 1) ШОС защищает российско-китайские позиции в регионе на мировом уровне (состав участников ШОС с учетом геополитических раскладов выглядит так: Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан - участники; Индия, Иран, Монголия, Пакистан - наблюдатели; Белоруссия и Шри-Ланки - партнеры по диалогу). В частности, ШОС позволяет России и Китаю создавать систему координат, в которой определенным образом решаются афганский вопрос, развязывается узел индо-пакистанских противоречий, решаются проблемы раздела Каспийского моря и осуществляется противодействие «гуманитарным акциям» США в различных регионах мира.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/22/...

1. Как осуществляется преемственность двух Заветов в тайне призвания? 2. Какую роль играет вера в обоих Заветах? 3. Почему Бог избирает «немощное мира»? 4. Какое значение имеет «школа страдания»? 5. Какое значение имеет пустыня в Библии? 6. Что прообразует земля обетованная? 7. Какую роль сыграла жизнь народа Божия в Плену и в рассеянии? 8. Каково соотношение старого и нового Заветов? 9. Из чего видно, что Божие Домостроительство совершается в Общине и через Общину? 10. Что означает «Остаток»? 11. Как осуществилось в Новом Завете пророчество о Помазаннике? 12. Какие символы Ветхого Завета связаны с таинствами Церкви? 13. Как учит Библия о грядущей судьбе мира? 14. Как изображается в Библии отношение человека к Слову Божию? Приложения ко 2 тому 1. Краткая библиография Принятые сокращения БВ — Богословский Вестник БВЛ — Библиотека Всемирной литературы ВДИ — Вестник Древней истории ЖМП — Журнал Московской Патриархии ИДВ — Б. А. Тураев. История древнего Востока. Л., 1936 ПМ — Православная мысль ПО — Православное обозрение ПС — Православный собеседник ТБ — Толковая Библия ТКДА — Труды Киевской Духовной Академии ХЧ — Христианское чтение ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Книги Пророков. Святоотеческие толкования Свт. Василий Великий . Толкование на пророка Исайю. — Творения свт. Василия Великого. Серг. Пос., 1900, т. 2 Свт. Григорий Двоеслов . Беседы на пророка Иезекииля. Казань, 1863 Прп. Ефрем Сирин . Толкования на пророков Исайю и Иеремию. — Творения прп. Ефрема Сирина. М., 1861, т. 7 Его же . Толкования на пророков Иезекииля, Даниила, Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию, Малахию. — Творения, т. 8 Бл. Иероним . Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. — Творения бл. Иеронима. Киев, 1906, 1911, т. 7-9 Его же . Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. — Творения, Киев, 1912, т. 10-11 Его же . Шесть книг толкований на пророка Иеремию. — Творения, Киев, 1906, т. 6 Его же . Три книги толкований на пророка Осию. — Творения, Киев, 1912, т. 12

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

ВТОРОЗАКОНИЕ (евр. — Эти слова; греч. Книга излагает в основном законы и заповеди Моисея, повторенные им (с добавлением новых) незадолго до смерти. Так, новая заповедь — святилище Богу должно быть только в одном, свыше установленном месте. В заключение приводятся песнь и благословение Моисеевы (32-33) и рассказ о его смерти на границе, отделяющей западный Ханаан от восточного. Таким образом, Пятикнижие представляет собой историю основания ветхозаветной Церкви, перемежающуюся сводами ее законов и заповедей (религиозно-этических, богослужебных, канонических и правовых). В силу этого Тора есть как бы фундамент всего Ветхого Завета. Она учит о мудрости, всемогуществе и благости Творца, Который, встречая противление со стороны человека, призывает избранных людей и открывает им Свою волю. Он обещает им великое будущее (Обетование), тесно связанное с Его таинственными замыслами. Он испытывает веру тех, кто свободно принял Его Завет, охраняет их среди опасностей и дает им Закон жизни. Они должны стать «царством священников», беззаветно преданных Богу, готовых служить Его промыслительным намерениям. Как видимый знак будущего народу Господню дается во владение Земля Обетованная, которой суждено впоследствии стать Землей Спасения для всего человеческого рода. 3. Происхождение Пятикнижия от Моисея. В Новом Завете Закон определенно называется Моисеевым (Мф 19,7; Мк 10,3; 12,19; Лк 16,29; 24,27; Ин 1,17; Деян 15,21), поэтому православная Церковь с древнейших времен признавала Моисея автором Пятикнижия. Предание о Моисеевом авторстве отстаивается с полным правом и основанием. Другое дело — как понимать это авторство: в буквальном современном смысле слова или шире — по духу. «Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам, — указывает акад. Б. А. Тураев, — во многих случаях надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности; индивидуальность творчества и авторов в почти современном смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков» (ИДВ, т. 1, с.6). Нет никаких сомнений, что основы ветхозаветного Закона и учения восходят к Моисею, но что именно конкретно было написано им, а что передавалось в устном Предании и записано позднее — установить нелегко.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

  001     002