Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона «Взыграние младенца», икона «Взыскание погибших», икона «Достойно есть»,– Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

В К.-П. л. почитается список одного из древнейших в обители образов - Печерской иконы Божией Матери (ок. 1288, ГТГ) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Список был сделан во 2-й пол. XIX в. При закрытии обители в 1-й пол. XX в. икону удалось спрятать, а позже передать лаврскому насельнику архим. Спиридону (Лукичу; в схиме Дионисий). В 1991 г. он завещал образ К.-П. л.; его установили на горнем месте в алтаре ц. Всех святых Киево-Печерских (с 2002 - в киоте за левым клиросом). В Иоанно-Богословском приделе Успенского собора находилась Игоревская икона Божией Матери. Согласно «Повести о убиении блаженного Игоря» ( Бережков. 1893. С. 37-38), перед этим образом молился перед кончиной блгв. вел. кн. Киевский Игорь (Георгий) Ольгович , убитый киевлянами в 1147 г. Икона, вывезенная в 1941-1943 гг. в Германию, по одной из версий, сгорела в февр. 1945 г. в имении Вильденхоф возле Кёнигсберга (ныне Калининград) ( Полюшко. 2012. С. 22-25). Серебряные риза чудотворной иконы 1-й пол. XVIII в. и рама работы ювелира А. С. Стрельбицкого 1833 г., найденные после 1943 г. при разборке руин Успенского собора, хранятся в НКПИКЗ. В Крестовоздвиженской ц. находятся киевская Барская икона Божией Матери , переданная в лавру в 1992 г. В Зачатиевском храме хранятся чтимые Иверская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XVIII в.), переданные в лавру в 1988 г. Ранее иконы находились в семье сына прот. А. Глаголева, настоятеля ц. Николы Доброго на Подоле. В К.-П. л. находятся также чтимые иконы, возвращенные или пожертвованные обители в XX в., после возобновления монашеской жизни. Крест прп. Марка Гробокопателя. Медь. 1090 г. Древней святыней К.-П. л. является крест прп. Марка Гробокопателя, изготовленный во 2-й пол. XI в. в Византии (НКПИКЗ). На лицевой стороне (утрачена) медного креста-энколпиона размещалось изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Крестителем, вверху - прп. Марка ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1831. С. 320). Сохранилась оборотная часть креста с изображением Спасителя в центре, 12 апостолов на горизонтальной ветви (по 6 с каждой стороны), св. Феодора вверху и вмч. Георгия Победоносца внизу. Крест, полый внутри, по преданию, служил прп. Марку сосудом для питья. Позднее богомольцам позволялось пить из него воду. В 1701 г. московский свящ. Иоанн Лукьянов писал: «И ходихом по пещере… И пихом воду с Маркового креста, что на себе нашивал преподобный» ( Лукьянов И., свящ. Путешествие в св. землю//РА. 1863. Вып. 1. Стб. 40-44). В 1621 г. было отмечено исцеление теряющего зрение кн. Павла Курцевича, который, вняв совету братии лавры, омыл глаза водой из креста на мощах прп. Марка (Дива печер лаврських. 1997. С. 76-77). К 1830 г. крест хранился при мощах прп. Марка, а к 1868 г.- в ризнице Успенского собора. В кон. XIX в. крест предлагался для целования на выходе из пещерной Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Толгская икона Божие Матери . Толгская икона Божией Матери получила свое название от места ее явления в 1314 г. на реке Толге около Ярославля, где потом возник монастырь, в котором хранилась явленная икона 184 . Иконы Толгской Богоматери различны: на одних Она изображается сидящей на троне со стоящим на Ее коленях Богомладенцем, как, например, на знаменитой иконе, находящейся в Третьяковской галерее в Москве. На других Она изображена по пояс, но с Богомладенцем во весь рост, что является, очевидно, списком с упомянутой иконы Третьяковской галереи. Воспроизведенная на с. 154 икона 185 представляет собой третий вариант: в отличие от других икон здесь Богомладенец не тянется в тревожном порыве к Своей Матери, а спокойно стоит, обнимая Ее за шею. Эта икона лишена какого бы то ни было драматизма. В ней меньше интимности, чем в других воспроизведенных здесь иконах Умиления, но больше глубины и значения. Материнская нежность в ней обретает бесстрастный покой, граничащий с отрешенностью. Все человеческие чувства и переживания нашли здесь свое предельное осмысление и потому приведены к высшему покою. Икона поражает своей исключительной духовной чистотой. Она как бы образное переложение слов Богородичной стихиры дня празднования иконы: «Порока несть в доброте Твоей, Дево: Ты бо едина Пречистая явилася еси от века, Всечистая, девства лучами озаривши мир и чистоты светом» 186 . Фигура Божией Матери как бы лишена физического объема и тяжести. Ее непропорционально маленькие руки не прижимают, а лишь касаются обнимающего Ее Отрока Христа. Все здесь сосредоточено на просветленных, лишенных всяких эмоций ликах. Взгляд темных, с удлиненными ресницами и полных затаенной печали глаз, обращенных в пространство, направлен в то же время в свою собственную глубину. Просветленный, скорбный лик Божией Матери спокойно склонен к Сыну в уверенности в Его милости к твари; и Он, прижимаясь ликом к Ее щеке, как бы отвечает на Ее скорбь благословением Ей и миру. Богоматерь Игоревская. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Кн. 4. С. 108-112; Перерва В. С. Biдkpummя цepk.-napaфiяльhux шkiл у Kuïbcьkiй (сер. XIX ст.)//Проблеми ryмahimaphux наук: Наук. зап. Дрогобицького державного пед. ун-ту iм. I. Я. Франка. 2000. Вип. 5. С. 116-129; он же. Haцiohaльhuй фактор у ocbimhiй дiяльhocmi духовенства у Kuïbcьkiй та Фihcьkiй в XIX ст.//Emhiчha icmopiя hapoдib К., 2001. Вип. 10. С. 63-66; он же. Icmopiя шkiльhuцmba в мicmax i селах Киïвщини XIX - поч. ХХ ст. Бiлa Церква, 2008; Войналович В. А. Дyxobhi habчaльhi заклади Украïни (друга пол. 40-х - перша пол. 60-х рр. XX ст.)//Украïнський icm. ж. 2003. 2. С. 24-38; 4. С. 61-74; Степаненко А. В. «Киевский почин» о. Петра Лебединцева: Попытка микроист. анализа//Проблеми icmopiï Украïни XIX - поч. XX ст. К., 2008. Вып. 15. С. 320-334. В. Г. Пидгайко Чудотворные и чтимые иконы К. е. Одними из наиболее почитаемых святынь К. е. являются древнейшие чудотворные иконы Киева: Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы» (не сохр., в наст. время почитается список XIX в. из Крестовоздвиженской ц. в Киево-Печерской лавре); икона свт. Николая Чудотворца «Мокрого» из Софийского собора, перед к-рой, согласно Житию святого, был обнаружен живым утонувший в Днепре младенец ( Закревский. 1868. Т. 2. C. 824); икона свт. Николая Чудотворца «Слупского» (Столпового) из Пустынно-Николаевского мон-ря, явившаяся блгв. кн. киевскому Мстиславу (Феодору) Владимировичу (не сохр.). Одновременно с Владимирской иконой Божией Матери (до 1130, ГТГ, ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах), ставшей главной святыней правосл. Руси, была привезена в Киев из К-поля известная только по летописным источникам Пирогощая икона Божией Матери и поставлена в ц. Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) на Подоле (ПСРЛ. Т. 2. С. 78). Игоревская икона Божией Матери , моленный образ блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147), до нач. 40-х гг. XX в. находилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (не сохр.). История иконы свт. Николая Чудотворца «Доброго» связана с одноименной киевской церковью на Подоле (не сохр., в наст.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После утрени до литургии и по окончании последней (на время первого молебна) чудотворная икона вместе с серебряным кругом спускается вниз для целования; а также и в каждую среду, исключая праздников, перед спущенной иконой, до литургии, соборне отправляется акафист Успению Божией Матери. В несчастные годы и во дни губительной болезни икона эта обносится вокруг монастыря. Празднование ей совершается 3 мая и 15 августа. С 1812 года перед этой святой иконой, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горит неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра свящ.-архим. Лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 года внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI века. В этом же храме находятся: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у святого князя Игоря Ольговича, перед которой он молился перед своей мученической кончиною в 1147 году (см. 5 июня) и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови святого Иоанна Крестителя и апостола Фомы, частью мира из гроба святого великомученика Дмитрия Солунского и частицами мощей святых пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей святых печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей святого архидиакона Стефана; мощи преподобного Феодосия Печерского под спудом (см. 14 августа) над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем и предстоящими двумя ангелами и преподобными Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая); мощи святого Михаила, первого митрополита Киевского (см. 30 сентября), и глава святого равноапостольного князя Владимира, положенная здесь митрополитом Петром Могилою в 1635 году; нетленное тело Тобольского митрополита Павла (Канюскевича), гробница князя К.И.Острожского.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Изображение Богоматери поясное, Христос сидит на Ее левой руке, вполоборота повернут к Богоматери, которую благословляет поднятой правой рукой, кисть левой руки Его опирается на поставленный на колено свиток, ступни ног до половины укрыты хитоном. Изобразительный канон Елеуса ( " Умиление " ) сложился в Византии в XI веке. Особенное распространение получил вариант иконы, где Богородица держит на руках Сына, припавшего к Ее щеке; склонив голову, Мария поддерживает Младенца, обнявшего Ее шею. В этой композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. К иконам Умиление относятся Владимирская, Волоколамская, Донская, Федоровская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Ярославская, Взыскание погибших, Почаевская и др. Древнейшим на Руси образом Богоматери Умиление является Владимирская икона (см. выше). С возвышением Москвы в конце XIV века икона перемещается из Владимира в новый духовный и политический центр и становится национальной святыней, с нее сделано множество списков. Икона почитается как покровительница и защитница России. В XVII веке иконописец Симон Ушаков пишет икону " Богоматерь - древо Государства Московского " . В центре иконы образ Владимирской Богоматери, как прекрасный цветок на древе, которое поливают митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы Московской государственности. На ветвях дерева подобно плодам - изображения святых подвижников. Около Успенского собора, из которого вырастает дерево, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина " со чады " . Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум Русской земли - Владимирскую икону Богоматери; это единственная икона, удостоившаяся такой чести. В 80-е годы XX века в Софрино Московский иконописец пишет " Древо патриархов " , где вновь прославляется икона Владимирской Богоматери. В Успенском соборе Киевской лавры хранилась икона Игоревской Божией Матери, ее можно определить как Умиление оплечное, она представляет собой основную часть иконы Богоматери Владимирской, отличие состоит в отсутствии изображения левой руки Младенца, обнимающей шею Богоматери. Первообраз иконы относится к середине XII века, к ней обратил молитвы перед смертью великий князь Киевский Игорь Ольгович, подвизавшийся уже в схиме и смертельно раненый киевлянами в 1147 году. Игорь Ольгович вспоминается как страстотерпец наравне со святыми Борисом и Глебом, памятником его молитвенных стояний служит Игоревская икона Божией Матери, перед нею молящиеся ищут утешения в скорбях.

http://pravicon.com/text-15

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами. В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой. В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь. Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале. Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения — из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями.

http://sobory.ru/article/?object=05643

О.В. Губарева Глава 3. Образ Божией Матери «Умиление» («Ласкающая») Игоревская икона Божией Матери. XVI в. Москва Святое лобызание любви «Умиление» (в Греции «Елеуса» – Ласкающая, Милующая) – русское название икон, на которых Младенец Христос прильнул к лику Богородицы и нежно обнимает Её. Подобные изображения Божией Матери и Христа известны с VII века 88 , но окончательно иконография «Умиление» сформировалась лишь в конце XI – начале XII веков. Наиболее ранним из известных образов «Умиление» с уже сложившимся каноном является Владимирская икона Божией Матери 89 . В древнерусском языке слово «умиление» означает «скорбь», «жалость», «милосердие», «смирение», «любовь». Поэтому такое название, характеризуя отношения Матери и Сына 90 , раскрывает и основную идею иконографии: образ святой жертвенной любви, которая является главной заповедью христианского учения. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин.13:34 ), – сказал Христос ученикам. Что это за любовь и какова её мера человечество осознало только после Голгофы. Современные исследователи иконописи, опираясь на изучение древних текстов и историю Литургики, толкуют «Умиление» как образ Боговоплощения, спасительной жертвы, любви Христа и Его Церкви 91 . Многие авторы отмечают и то, что данная иконография по смыслу совпадает с предуготовительной частью Литургии, которая оформилась в чин Проскомидии после возникновения образа «Умиление» 92 . Перед « Символом веры » бывает в алтаре братское целование. На иконах «Умиление» в движении Христа к Богородице можно также увидеть святое целование. «Лобзание святое, или лобзание любви, представляет древнейший обряд и восходит ко временам апостольским ( Рим.16 ; 1Пет.5:14 ). Порядок целования в алтаре следует образу двух главнейших заповедей: любить Бога и любить ближнего. Поэтому и лобзают священнослужители прежде предуготовленные к освящению Дары и Престол – седалище Бога Живаго, а затем друг друга…» 93 . Среди мирян в Церкви в знак благоговейной любви к Богу и смирения тоже установили благочестивый порядок целования Евангелия, потира, креста и икон, а также друг друга в Пасхальной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

сост. О.А. Платонов Очерки истории русской иконы Русская икона в XII–XIV веках Богоматерь Купятицкая. Икона. XVIII в. 142,5х116,8 см. ГМИР Единственным памятником киевской древности в Софии Киевской является Корсунский бронзовый крест, с изображением Богородицы, чтимой под именем Купятицкой Божией Матери. Даже предания отказываются назвать что-либо на русском юге памятником древнейшей иконописи и настойчиво указывают то на Москву и Владимир, то на Рязань, Смоленск и Нижний Новгород, куда перенесены были образа: Спаса Нерукотворного Образа в 1352 г. в Нижний Новгород или Одигитрии в Суздаль в 1381 г., или в Рязанский Богословский монастырь икону Иоанна Богослова в 1237 г. и в храм Архангела Михаила – его византийский образ. Лишь позднее мы увидим, что все же связи русского юга с греческою Корсунью и Кафою уже с конца XIV в. и в течение всего XV столетия обусловили собой возрождение характерного южного мастерства, которое получило название Корсунского. Древний Киев, благодаря бесчисленным нашествиям, начавшимся с XI в. и закончившимся общим запустением Киевской Руси, сохранил от своей древнейшей иконописи так мало, что составить себе представление о древней киевской иконописи по фактическому материалу, т.е. по памятникам, не представляется возможным. Чудотворная икона Успения Богоматери в Киево-Печерской лавре, подвешенная наверху к иконостасу и почти не доступная рассмотрению, на основании предания относится к 1073 г.; по внешнему виду продолговатой низкой дощечки, на которой она написана, икона имеет форму древней миниатюры, написанной ранее обычной композиции Успения (в «Праздниках»), и напоминает мозаичное изображение Успения в алтаре римской церкви св. Марии Маджиоре XIII в., но, кажется, грубо переписана. Икона Игоревской Богоматери, в той же лавре, в приделе, относимая, по преданию, к князю Игорю Ольговичу, не может быть ранее конца XIV в. Точно так же и образ Николая Чудотворца, сохраняемый на хорах Киевской Софии, должен быть отнесен к XV в. и тоже нуждается в расчистке. Таков весь материал по древней киевской иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Рядом с гробом преп. Феодосия находится дверь, чрез которую входят в Лаврскую ризницу. В этой последней собрано много предметов церковной утвари и украшений, преимущественно пожертвованных благочестивыми русскими царями, императорами, императрицами, великими князьями, равно как и другими благотворителями св. Обители. У южной же стены главного придела Великой церкви, возле иконостаса, в серебряной раке почивает глава св. равноапостольного князя Владимира. Св. Владимир, бывший крестителем и христианским просветителем русского народа, скончался 15 июля 1015 г. Он был погребен в построенной им Десятинной церкви. Могила его во время последующих разорений Киева была сокрыта. Только уже в 1636 г. митрополитом Киевским Петром Могилою , при исследовании развалин Десятинной церкви, была обретена глава св. Владимира и положена в Великой Лаврской церкви. В Богословском приделе, у северной стены его, возле иконостаса, находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревскою. Такое наименование эта икона получила от того, что пред нею молился в последние минуты своей жизни бывший великий князь Киевский св. Игорь Ольгович, подвизавшийся в схиме в древней Киевской обители во имя св. великомученика Феодора и там убитый возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Пред сею иконою усердно молятся особенно те из богомольцев, которые подвергаются каким–либо несчастиям. В том же приделе, на южных дверях иконостаса, находится чтимая богомольцами икона святителя Николая Чудотворца, с частицею мощей его. Здесь же, при южной стене Богословского придела, возле иконостаса, в нише, в особой гробнице, находятся частицы св. мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и прочих святых греческих, сербских, молдавских и русских, а также и другие святыни. Под полом Великой Лаврской церкви погребены тела многих русских древних князей, малороссийских гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. В числе других погребен здесь и вышеупомянутый покровитель Лавры и ревнитель благочестия, князь Константин Иванович Острожский, над могилою которого устроено особое надгробие, находящееся в северной стене Великой Лаврской церкви, ближе к западной стене ее, где люди науки, и вообще все желающие видеть оригинальное надгробие могут осматривать его, с разрешения начальства Лавры. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010