Но этот союз завершился внутренними военными конфликтами ( 2Пар.20 ). На время царь Иорам даровал Едому свободу ( 2Пар.21 ). Но Амасия вновь захватил землю и перебил 20000 воинов Едома ( 2Пар.25 ). Во время царствования Ахаза Едом напал на Иудею и захватил пленников ( 2Пар.28:17 ). Впоследствии Едом сохранил независимость от Иудеи, но только ценой вассальной зависимости от Ассирии с 736 года до н.э. После падения Иерусалима некоторые едомляне смогли расселиться на юге от Хеврона, в Иудее. В V веке Едом пал под натиском арабов, а в третьем веке на его территорию вторглись набатийцы, после чего еще большее число едомлян устремились на территорию Иудеи. В 11 веке до н.э. иудейские правители вновь установили контроль над югом страны и потребовали от жителей этих мест пройти обряд обрезания. Во времена Нового Завета южная Иудея получила название Идумея и бывшая некогда территория Едома стала именоваться Набатеей. Печально известный царь Ирод Великий был наполовину идумеянином. Текст и автор Об авторе нам не известно ничего кроме имени. 1001 Есть некоторые трудности в вопросе правильного произношения его имени. Вот как выглядит еврейское написание имени Авдий: ивр. (овадъях), что означает «поклонник или приверженец Яхве». Тем не менее, Септуагинта переводит это имя, как ивр. (авдиу), а Вульгата – как Abdias (абдиас). Это указывает на другое первоначальное еврейское произношение, которое значило бы: «слуга Яхве». Возможно, мы имеем дело с двумя различными произношениями одного и того же имени. Авдий и его краткая форма, Овид, – часто встречаются в Ветхом Завете. В тексте мы находим двенадцать Авдиев и пять Овидов. 1002 Наиболее известный Авдий – управляющий дворцов Ахава, который скрыл 100 пророков Яхве от гонений Иезавели ( 3Цар.18:316 ). Попытки связать автора книги Авдия с этим человеком неубедительны. 1003 Наиболее известный Овид – это дед царя Давида ( Руфь 4:17,2122 ). Все, что мы можем узнать о нашем Авдии, – это то, что он был пророком Божьим, который жил в VI веке до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

– «он (Озия) обстроил Елат и возвратил его Иуде, после того как царь почил с отцами своими». Это место еще замечательнее, чем только что рассмотренное. Об Озии говорится, что он возвратил Иудее Елат. Но господство над Елатом предполагает господство над Идумеей. Мореплавание из Елата в Офирскую землю представляло неисчерпаемый источник доходов. Со времен Соломона иудеи хорошо понимали это, и потому в особенности старались постоянно держать Идумею в подчинении. Таким образом Озии приписывается восстановление власти над Идумеей. Мы видели, что пророк Амос свидетельствует о том же самом. И по его указанию иудеи во время Озии или около этого времени не только не господствовали над идумеянами, напротив сами сильно страдали от них. Итак, в действительности этого факта не может быть сомнения. Между тем известно, что предшественник Озии Амасия нанес идумеянам страшное поражение. 10 000 идумеян пали в битве на Соляной долине, 10 000 были взяты в плен и казнены, и сама столица идумейского царства Села была взята приступом и переименована в Иоктеель 42 1). Что же это значит, что преемник Амасии должен был снова трудиться над подчинением идумеян? Когда они могли отложиться от Иудеи? Рассматривая места из книги Амоса, мы обошли этот вопрос, потому что не имели данных для ответа на него. Теперь мы с уверенностью можем отвечать: в смутные времена правления князей иудейских после смерти Амасии идумеяне свергли с себя ненавистное иго, и отомстили за недавнее поражение. Вторая половина стиха определяет время, когда Озия возвратил Идумею в подданство Иудее: «после того как царь почил с отцами своими». Эта дата чрезвычайно загадочна. Как ни представлять себе положение дел после Амасии, во всяком случае понятно само собою, что Озия, вступивший на престол 16-ти лет, совершил это дело не при жизни своего отца. Таким образом по меньшей мере эта дата совершенно излишняя. Но это еще не все. Амос, как мы видели, в 9-й главе своей книги обещает иудеям, что Бог даст им силу овладеть Идумеей. Между тем Амос начал свою деятельность уже после воцарения Озии, речь же его, содержащаяся в 9-й главе, одна из позднейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vremja...

Таково, по изображению исторических книг, было внутреннее состояние иудейского царства в тот период времени, на который непременно должна падать большая половина жизни пр. Амоса. Это положение дел в Иудее было весьма благоприятным для враждебных действий со стороны нерасположенных к ней соседей. После поражения и унижения, выпавших на долю Иудеи в несчастной войне Амасии с израильским царём Иоасом, идумеяне, незадолго пред тем жестоко разбитые и покорённые Амасией, могли снова поднять свою голову и оживиться надеждою на месть и освобождение от ненавистного им иудейского ига. Смуты и беспорядки последующего времени, понятная слабость Иудеи и самая юность Озии в первые годы царствования представляли для них не один удобный момент, чтобы отложиться от Иудеи и отмстить за старые обиды. Они действительно и воспользовались благоприятным временем. Восстание и отложение Идумеи от иудейского господства за это время не только предполагается соображениями о благоприятных для этого условиях того времени, но и подтверждается косвенным указанием на это обстоятельство ( 4Цар.14:22 и 2Пар.26:2 ). Здесь об Озии замечено, что «он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как царь почил с отцами своими». Елаф был приморский город на берегу Еланитского залива в земле идумейской ( 3Цар.9:26 ). Владение им предполагает господство над Идумеей; по крайней мере, известно, что из Елафа или из его гавани Ецион-Гавера отправлялись корабли в Офир только теми царями иудейскими, которые вместе с Елафом владели и Идумеей, – Соломоном ( 3Цар.9:26–28 ; ср. 2Пар.18:17–18 ), Иосафатом ( 3Цар.22:47–49 ; ср. 2Пар.20:36–37 ); и сирийский царь Рецин, овладев в царствование Ахаза Елафом, отдал его Эдому ( 4Цар.16:6 ). Если Озии нужно было возвращать Елаф Иудее, то и Идумея, которую покорил Амасия, судя по этому, не была уже покорна Иудее, и таким образом в 4Цар.14:22 Озии приписывается восстановление господства над Идумеей. Отсюда следует, что в период времени со второй половины царствования Амасии до утверждения на престоле Озии Идумея сумела свергнуть с себя иго зависимости и стать открытым врагом Иудеи. Прямым подтверждением этого заключения оказывается теперь свидетельство Ам.9:12 кн. Амоса, который также даёт понять, что в его время Иудея не господствовала над Идумеей, а напротив, сама сильно страдала от неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Царь иудейский Иосафат делал угодное Господу. Он очистил Иудейское царство от идолопоклонства и посылал по городам иудейским князей своих со священниками и левитами учить народ закону Господню. За это Господь благословил его успехами во всех его делах: он имел большое богатство, огромное войско (1160000 чел.), пользовался славой между народами. Царь израильский Ахав вовлек его в войну против царя сирийского 447 . Во время сражения он подвергся величайшей опасности быть убитым, но Бог спас его от погибели. После этого Иосафат сам обходил свое царство, обращал народ к Богу, поставил судей в городах иудейских и в Иерусалиме 448 и убеждал их судить по правде. При нем аммонитяне, моавитяне и идумеи в огромном числе вторглись в землю Иудейскую. Иосафат с народом своим помолился Богу, выступил против врагов, повелел впереди войска идти певцам и славословить Господа. Враги поссорились между собой, истребили друг друга и оставили иудеям богатую добычу (Иосафат царствовал 25 лет неполных, из которых последние 4 года царствовал с сыном своим Иорамом; 3Цар. 22:1–50; 2 Парал. 17–20). Иорам. Охозия. Гофолия. Иоас. Амасия Сын Иосафата, Иорам, женился на Гофолии, дочери Ахава, поэтому стал идолопоклонником. Вступив на царство, он убил всех братьев своих. Пророк Илия написал ему письмо, в котором предсказал, что за нечестие Господь поразит народ его, семейство и имущество, а его самого накажет болезнью внутренностей. Действительно, идумеи отложились от него; филистимляне и аравийцы ворвались в Иудею, ограбили ее, взяли имущество и семейство царя, кроме сына, Охозии, и сам Иорам поражен был болезнью внутренностей, от которой и умер. Народ не удостоил его царского погребения. (Царствовал Иорам 8 лет неполных.) Сын Иорама, Охозия, царствовал один год. Ииуй, убив царя израильского Иорама, убил вместе с ним и Охозию. Гофолия, узнав о смерти сына, истребила царский род, овладела престолом и царствовала 6 лет. Один только сын Охозии, младенец Иоас, спасен был от смерти Иосавефою, сестрой Охозии, женой первосвященника Иодая, и скрыт в одном здании при храме 449 . На седьмом году его жизни Иодай собрал в храме священников, левитов, военачальников и старейшин народа, представил им царского сына и помазал его на царство. После этого Гофолия была убита, храм Ваала, его статуи и жертвенники разрушены. Достигнув совершеннолетия, Иоас возобновил храм Божий и устроил для него священные сосуды. Но когда Иоад умер, Иоас позволил князьям иудейским служить языческим богам. Сын Иодая, первосвященник Захария, стал обличать отступников от истинного Бога; его, по приказанию Иоаса, побили камнями во дворе храма. За это Господь наказал Иоаса через сирийцев, которые разбили его войско и принудили его выдать сокровища храма и царского дворца. Иоас был убит заговорщиками. (Царствовал 40 лет, из которых последние 3 года царствовал с сыном Амасией.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

4Цар. 14:17–19; 2Пар. 25:26– 27 По смерти Иоаса, царя Израильского, Амасия жил еще 16 лет. Против него составлен был заговор. Он бежал от него в Лахис, но заговорщикн нашли его здесь и убили. 9. Озия, сыв Амасии – цари Израильские:14. Иеровоам II, 15. Захария, 16. Селлум, 17. Манаим, 18. Факия и 19. Факей – Исаия пророк 4Цар. 14:23–28 Иеровоам II, царь Израильский, несмотря на то, что не оставил служения тельцам, вел счастливые войны с Сириею. Господь помогал ему потому, что еще не хотел предать на погибель потомков Израиля. Древние пределы Израильского царства на севере были восстановлены, и самый Дамаск завоеван. Счастливое царствование Иеровоамово продолжалось 41 год. 4Цар. 14:21– 22; 15, 1–5 ; 2Пар. 26:1–23 Между тем царство Иудейское должно было претерпеть неустройство безначалия. Наследник Амасии Озия, иначе называвшийся Азариею, имел не более пяти лет, когда убит был его отец; царем он призван был не ранее как в шестнадцатилетнем возрасте, в двадцать седьмом году царствования Иеровоамова, и царствовал 52 года. Он был нелицемерно благочестив, доколе пользовался наставлениями Захарии, исполненного пророческим даром; и Бог споспешествовал ему во всех делах его. У него было 307,500 прекрасно вооруженного и отлично обученного войска; над ним поставлено было 2,600 военных начальников. С этим войском он разрушил крепости Фнлистимские, победил Аравийские племена и заставил Аммонитян приносить ему дары. Прошедши до Эланнтского залива Чермного моря, он опять завоевал и обстроил приморский город Элаф, который некогда покорен был Давидом, но потом возвращен Идумеями. Стены Иерусалимские были укреплены башнями, на которых устроены были стрелометные и каменометные машины. Для большей безопасности столицы возведены были башни в пустыне, где также выкопано было множество колодезей для скота. Он распространил скотоводство; развел виноградники на горах, особенно в восточной части Иудея, и любил земледелие. Слава о нем распространилась до отдаленных пределов. Но когда он достиг высоты могущества, тогда возмечтал о себе на свою погибель. Он вошел в святилище, чтобы возложить фимиам на алтарь кадильный. Вслед за ним вошел первосвященник Азария, в сопровождении осьмидесяти священников, и начал говорить ему: «тебе не следует кадить фимиамом пред Господом: это есть дело священников, сынов Аароновых, которые на то и посвящены, чтобы возносить курения. Удались из святилища! ты согрешил, и Господь Бог не прославит тебя». Озия вспылил гневом на священников Господних; но тотчас же ощутил следы гнева Божия на себе самом: проказа легла на его чело, в виду священников, у самого алтаря кадильного. Он поспешил выйти. Болезнь не покидала его до самой смерти, и он должен был жить в отдельном дворце, предоставивши правление сыну своему, Иоафаму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По 3Цар.16:22  и сл. Амврий воцарился, одержав верх над Фамнием и по смерти этого последнего, в 81-м году Асы, царя иудейского, и царствовал 12 лет, по истечении которых умер, уступив престол своему сыну, Ахаву, вступившему на царство, однако уже в 38-м году Асы (там же ст. 29). Эти данные можно объяснить только тем предположением, что царствование Амврия, окончившееся в 38-м году Асы, началось раньше 31 года этого царя. Прямое основание для такого пред­положения заключается в том свидетельстве 3Цар.16:21 , что до смерти Фамния царство израильское разделено было на две части, из которых одна признавала царем Фамния, а другая – Амврия. Только единоличное царствование последнего началось с 31 года Асы; но не с этого года считаются те 12 лет царствования Амврия, о которых сказано в ст. 23 и в числе которых посчитаны, очевидно, и те годы, которые Амврий царствовал одновременно с Фамнием. Предположение о междуцарствиях, к которому гораздо чаще прибегали для примирения хронологии царей иудейских с хронологией царей израильских, основывается обыкновенно также на сопоставлении некоторых библейских свидетельств. Именно: а) по 4Цар.14:17 , Амасия, царь иудейский, жил после смерти Иоаса израильского 15 лет: следовательно, преемник Амасии, Озия или Азария, должен был бы взойти на престол не позже, как в 14-м году Иеровоама II (вступившего на престол после 16-летннго царствования Иоаса). А между тем, по 4Цар.15:1 , этот Азария вступил на престол в 27-м году Иеровоама II. Таким образом, считают возможным предполагать, что после смерти Амасии в иудейском царстве имело место междуцарствие, продолжавшееся лет 14. Но это предположение делается не нужным, если держаться мнения (как выше показано, также имеющего свои основания), что 27 год Иеровоама II соответствует первому году только единоличного царствования Азарии, – году, который был вместе и 29-м (последним) годом Амасии. Мы видели, в самом деле, что при счислении лет царствования Азарии свящ. писатель книг Царств в одном случае ( 4Цар.15:8 ) считает эти лета, очевидно, со времени вступления Азарии в управление народом страны еще при жизни Амасии, а в другом ( 4Цар.15:1 ) – с начала его единоличного царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Слово «Амос» значит «бремя» или народ отверженный. По собственному указанию (гл. 7, ст. 14), пророк Амос был пастухом, т. е. занимался скотоводством, пас свои стада (евр. Паскед – владетель стада). 1-й ст. 1 главы правильнее переводится так: «слова Амоса, одного из пастухов фекуйских». Он не был богат, ибо не выделялся от других пастухов и занимался собранием сикомор (плоды с дикой смоковницы), к чему прибегали только бедные. Фекуя – селение в колене Иудовом, на юге от Иерусалима, в 3 верстах. От этого селения получила свое название и пустыня фекуйская, которой начиналась пустыня Иудейская. Амос пророчествовал во дни Озии, царя иудейского, и Иеровоама II Израильского (1, 1); так как Иеровоам II царствовал в первые годы Озии (до 26 г.), то, следовательно, Амос пророчествовал ранее Исайи (который действовал в последние годы Озии), и позднее Иоиля, так как об одном и том же бедствии – опустошении страны саранчой – Иоиль говорит, как о настоящем, а Амос, как о прошедшем. Амос пророчествовал, как он сам говорит, за два года до землетрясения. Землетрясение. действительно, было при Озии, когда этот царь самовольно хотел присвоить себе первосвященническое достоинство; но оно было в конце царствования Озии, когда Иеровоама II не было уже в живых, следовательно, в книге Амоса разумеется другое землетрясение, бывшее раньше, на которое указывает прор. Захария (14, 5). Амос был призван к пророческому служению посредством трех видений, которые он описывает в 7, 1–3. Главным местом деятельности Амоса был Вефиль, как другая столица царства Израильского, как центр идольского нечестия и разврата; сюда то и был послан пророк из незначительного города Иудеи, чтобы простым, но сильным словом обличать народ. Амасия, жрец вефильский, донес Иеровоаму II, что явился человек из Иудеи, возмущающий народ и грозящий погибелью дому Иеровоама; последний повелел изгнать его из своей земли (гл. 7). Предание прибавляет, что при этом изгнании Амос получил удар палкой в лоб между бровей, от сына Амасии, и от этого удара пророк, по возвращении на родину, скоро скончался. О других обстоятельствах его жизни ничего не известно. Современное состояние царства Израильского

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если обычное еврейское название самарян – „кутийцы» может давать мысль о численном преобладании среди переселенцев вавилонян, то, с другой стороны, И. Флавий прямо называет 336 самарян жителями Мидии и Персии, указывая этим на то, что из названных стран была выведена большая часть иноземного населения средней Палестины. Другой этнический элемент, вошедший в состав самарянской народности, представляли евреи. В состав этого элемента вошли, во-первых, остатки израильского населения, занимавшего среднюю Палестину до разрушения десятиколенного царства, во-вторых, те, по-видимому, многочисленные эмигранты из иудеи, которые примкнули к самарянской общине после религиозной реформы Ездры и Неемии. Что ассирийские колонисты, прибыв в самарийскую область, застали здесь значительное израильское население, это не может подлежать сомнению 337 . Народонаселение израильского царства было весьма многочисленно. Известно, что при Давиде ( 2Цар. 23:9 ) у евреев было более миллиона и трехсот тысяч людей, способных носить оружие; значит, все население страны в это время можно считать в несколько миллионов. По разделении царства большая часть этого населения вошла в состав царства северного. Насколько народонаселение этого царства было многочисленно, можно заключать из сообщения 2Пар. 25о том, что уже за сто лет до падения царства иудейский царь Амасия, мог нанять к себе на службу сто тысяч израильских воинов. Нельзя допустить, чтобы ассирийскими нашествиями, как бы сильной волной, было смыто все многочисленное население Ефремова царства, и ассирийские колонисты явились единственными обитателями средней Палестины. По всем признакам, количество людей, уведенных в Ассирию, едва ли было очень значительно. Пример иудейского царства 338 показывает, что вавилонские цари переселяли только людей знатных, ремесленников и городских жителей, а земледельцам, и вообще низшим классам, предоставляли оставаться на прежних местах и заниматься прежними делами. Такова, без сомнения, была практика и царей ассирийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

е. тельцеслужение, «ты первый понесешь наказание, потому что поревновал нечестию 10 колен и вовлек в беззаконие Иерусалим» (блаж. Феодорит). То же говорит и Ефрем Сирин , т. е. что «Лахис первый из городов иудейских обратился к идолослужению, введенному Иеровоамом, и беззаконным своим поступком вовлек в идолослужение и другие города»; и в нашествии врагов – ассириян видит возмездие за то возмущение (в Лахисе), в котором был убит иудейский царь Амасия ( 4Цар. 14:19 ). Впоследствии сам Иерусалим был начальником греха – идолослужения для всей Иудеи при царе Ахазе; здесь же пророк говорит о первоначальном служении золотым тельцам жителей города Лахиса. Мих. 1:14 . Сего ради даст посылаемыя даже до наследия Гефова, домы суетны, вотще Быша царем Израилевым. С Евр.: «Итак, ты дашь отпускную Морешеф-Гефу; домы Ахзива оказались неверными царям Израилевым». Нелегко определить буквальный смысл сего стиха по причине различных значений еврейских слов и по причине происшедшей отселе темноты греческого и славянского переводов 33 . По LXX, можно думать, что пророк говорит о Лахисе и под «посылаемыми» разумеет послов. Т. е. потому, что Лахис был стеснен врагами – ассириянами, он отправит послов во владения Гефа – к филистимлянам; но напрасно, эти жилища обманщиков ( «домы суетны») не помогут, обманут, как обманывали прежде царей Израильских. Но блаж. Феодорит под «посылаемыми» разумеет жителей Лахиса, плененных врагами. «Сего ради,» т. е. Поскольку в Лахисе обрелось израильское нечестие, потому «враги возьмут у тебя (Лахис) множество пленных (их пророк назвал «посылаемыми»), и до самого Гефа земля твоя обратится в пустыню (в «домы суетны» – пустые); потому что последовал ты нечестию неразумных царей Израильских». Мих. 1:15, 16 . Дондеже наследники приведу тебе, живущая в Лахисе: наследие даже до Одоллама приидет, слава дщери Сиони. Оброснися и остризися по чадех своих младых: разшири оброснение твое яко орел, понеже пленени Быша от Тебе. С Евр.: «Еще владельца веду к тебе, живущая в Мореше; он дойдет до Одоллама, коим величается Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

После блестящей победы Амасии над идумеянами в эту войну, в политическом положении иудейского царства вскоре совершается видимый поворот к худшему. Война с израильским царём Иоасом, предпринятая по недальновидной самонадеянности и гордости иудейского царя, была неудачна для Амасии и кончилась для Иудеи большим бедствием. Разбивши иудейское войско при Вефсамисе (иуд.), израильский царь пошёл на самую столицу иудейского царства; он овладел Иерусалимом, разрушил часть его стен, разграбил сокровища храма и царского дворца и удалился к себе с иудейскими заложниками ( 4Цар.14:8–14 ; ср. 2Пар.25:17–24 ). Такое крупное несчастье, разразившееся над Иудеей, не могло быть скоро поправлено и позабыто; во всяком случае, репутация иудейского царства, поднявшаяся было после блестящей победы над идумеянами, в глазах соседних народов должна была снова очень понизиться. Хотя Амасия пережил разгром Иерусалима, пережил на целые 15 лет и виновника его Иоаса израильского, но должно полагать, что с того времени политическое положение дел в Иудее было далеко не счастливое, что Амасию продолжали преследовать разные неудачи; недаром он сделался жертвой заговора недовольных и поплатился своею жизнью ( 4Цар.14:17–20 ; ср. 2Пар.25:25–28 ). Преемником убитого Амасии на иерусалимском престоле был его сын Азария-Озия. Последовало ли его воцарение не скоро после насильственной смерти отца (спустя довольно продолжительное время анархии), или в самый год смерти Амасии, – исторические известия не говорят прямо об этом. И мы не берёмся отвечать на этот вопрос категорически при недостатке решительных данных и различии мнений о времени вступления Озии на престол 110 . Считаем однако не подлежащим сомнению тот факт, что Озия занял престол своего отца 16-летним юношей, и что он не мог взять в руки царскую власть самостоятельно, а был возведён на царство всем народом иудейской земли: , ; ,  – «и взял весь народ иудейский Азарию, которому было 16 лет, и воцарили его вместо отца его Амасии» ( 4Цар.14:21 ; ср. 2Пар.26:1 ). Это указание библейского историка на 16-летний возраст Озии и на участие всего народа в воцарении законного наследника престола (по крайней мере – отчасти) благоприятствует заключению, что Озия взял в свои руки царскую власть не сразу по убиении Амасии, а после некоторого времени анархии, когда уже народ оказал реакцию против бунтовщиков-заговорщиков, вероятно, захвативших было себе управление государством. Вступив на престол при таких условиях, Озия, несомненно, должен был употребить в первые годы своего царствования много усилий для упрочения власти и успокоения государства, прежде чем сумел поставить иудейское царство на высокую степень могущества и блеска.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010