—79— в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрёк через раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). „Печь железная“ – выражение, употреблённое в книге Второзакония 3390 ; благие слова, изречённые Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, даёт прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида, 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне ещё хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ). В 4-й книге Царств ( 4Цар.14:5–6 ) встречаем формальную цитацию из книги закона Моисеева. Амасия умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так-как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью. Приводится с буквальной точностью 16 стих 24 главы Второзакония (ср. 2Пар.25:3–4 ). В царствование Иосии, в 18 год, первосвященник Хелкия нашёл в храме книгу закона и через Шафана писца передал её Иосии; когда Шафан прочитал её пред царём, то последний разорвал одежды свои и отправил нарочитых мужей к пророчице Олдаме вопросить Господа о словах найденной книги. Пророчица Олдама сказала им: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский 3391 . Впечатление, произведённое на царя чтением книги, и содержание её, вкратце переданное в словах пророчицы, – ясно показывают, что это опять-таки было Второзаконие, что явствует и из нижеследующих распоряжений царя: Иосия повелел народу совершить —80— пасху, как написано в книге завета, потом истребил. вызывателей мёртвых, и волшебников, и терафимов, w идолов.., чтоб исполнит слова закона, написанные в книге, которую нашёл Хелкия священник 3392 . Предписание о пасхе есть во Второзаконии – гл. 16; постановление против вызывателей мёртвых, волшебников и пр. находится там же в 18 главе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Вот что сделало сребролюбие с человеком, казалось бы, здравым, с человеком, который содержался пророком Божиим при себе, как достойный пребывания в месте, где проявляет себя Божественный Дух.    И Господь отмечает грешника Своим посещением — ведь, как через века апостольский ученик Анания, и ветхий Гиезий «сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силой» и не только не поступил по правде, но «солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:4). Потому и «вышел он от Елисея белый от проказы, как снег», являя всему миру знамение своего греха.    Видишь ли, душа моя, как делает тайное явным Господь (См.: Мк. 4:22; Лк. 8:17)? Видишь ли, как уже в этой жизни обличает Он грешника? И это — тоже великий дар Божий, потому что такое обличение может стать для грешника и научением, подвигая его оставить грех и, покаявшись, вступить на путь праведности.    Остерегись же, душа моя, обличением чужого греха, не искушай долготерпения Божьего, не дожидайся, когда Обличитель подойдет и к тебе, чтобы явить миру тайное твое, во сто крат превышающее недостоинство сребролюбивого и лживого слуги Елисеева!    Последуй совету преподобного Андрея, приведшего тебе на память безумие Гиезия и нашедшее на него обличение Господне: «откажись от его сребролюбия хотя бы в старости твоей; убегай от огня геенского, оставив злые свои дела».     Помилуй, Боже, помилуй мя. Преступи понедельнику до Славы. Чти вторнику.    Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию     «И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии. Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вот что сделало сребролюбие с человеком, казалось бы, здравым, с человеком, который содержался пророком Божиим при себе, как достойный пребывания в месте, где проявляет себя Божественный Дух. И Господь отмечает грешника Своим посещением – ведь, как через века апостольский ученик Анания, и ветхий Гиезий «сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силой» 1551 и не только не поступил по правде, но «солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5, 4 ). Потому и «вышел он от Елисея белый от проказы, как снег», являя всему миру знамение своего греха. Видишь ли, душа моя, как делает тайное явным Господь (См.: Мк. 4, 22 ; Лк. 8, 17 )? Видишь ли, как уже в этой жизни обличает Он грешника? И это – тоже великий дар Божий, потому что такое обличение может стать для грешника и научением, подвигая его оставить грех и, покаявшись, вступить на путь праведности. Остерегись же, душа моя, обличением чужого греха, не искушай долготерпения Божьего, не дожидайся, когда Обличитель подойдет и к тебе, чтобы явить миру тайное твое, во сто крат превышающее недостоинство сребролюбивого и лживого слуги Елисеева! Последуй совету преподобного Андрея, приведшего тебе на память безумие Гиезия и нашедшее на него обличение Господне: «откажись от его сребролюбия хотя бы в старости твоей; убегай от огня геенского, оставив злые свои дела». Помилуй, Боже, помилуй мя. Преступи понедельнику до Славы. Чти вторнику. Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию «И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии. Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Некоторые токователи обращают внимание не то, что Иорам, отец первого из опущенных царей – Охозии был женат на дочери Ахава, израильского царя, и Иезавели, его жены – язычницы ( 2Пар. 21:6 ), вследствие чего и потомство, происходившее от него, было полуязыческое. А между тем женитьба на язычнице была строго воспрещена законом ( Втор. 7 гл.), так как это опасно было для веры и благочестия народа Божья. Иорам, действительно, и не избег этой опасности: он ходил путем царей израильских, как поступал дом Ахавов ( 2Пар. 21:6,12 и др.). Поэтому потомство Иорама евангелист считает достойным истребить из памяти истории и собственно до четвертого рода, согласно с тем, что всякое нечестие и особенно идолопоклонство Бог угрожал карать до четвертого рода ( Исх. 20:5 ). Однако же не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому, что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена ( 2Пар. 21:7 ). Поэтому и евангелист, начиная с Озии, исчисляет в родословии потомков Иорама. Другие же толкователи в истории каждого из полуязыческих потомков Иорама, опущенных из родословия, находят основания к непризнанию за ними прав наследства на престол Давидом. Так, Охозия носил только имя царя, всеми же делами в царстве заправляла мать его – Гофолия ( 2Пар. 22:3 ), которая по смерти его и царствовала в течении 6 лет ( 2Пар. 22:12 ). Что касается Иоаса, то он делает угодное в очах Господних во все дни Иодая, священника ( 2Пар. 24:2 ). Но по смерти Иодая пришли князья иудейские и поклонились царю, тогда царь стал слушаться их ( 2Пар. 24:17 и др.) Амасия недолго был верен Богу истинному; скоро он уклонился к идолопоклонству и потому пророк предвозвестил ему истребление ( 2Пар. 25:15–16 ). Сын его Озия был точно также не без греха, но он под конец жизни раскаялся ( 2Пар. 26 ). Что касается Иокима, то он сделался царем иудейским не по избранию народному и по прямому наследству, а поставлен был царем египетским ( 2Пар. 36:4 ). Точно также Седекия поставлен был царем египетским ( 2Пар. 36:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

3. Получив такой ответ, Амасия еще более воспылал желанием начать войну, причем, по моему мнению, сам Предвечный побуждал его к этому для того, чтобы наказать его за все его беззакония. И вот когда он выступил со своею ратью против Иоаса и уже собирался вступить в бой, войско Амасии внезапно обуяли страх и смятение, ниспосланные разгневавшимся на них Божеством, так что войско обратилось в бегство раньше вступления в бой. И в то время как люди его в страхе разбежались, Амасия увидел себя совершенно покинутым и попал в плен к врагам. Тут Иоас стал угрожать ему смертью, если он не убедит жителей Иерусалима открыть ему ворота и впустить его вместе с войском в город. В своем стесненном положении и опасаясь за жизнь свою, Амасия склонил к тому иерусалимцев. Тогда Иоас велел разрушить часть городской стены на расстоянии сорока локтей и чрез это отверстие въехал затем на колеснице в Иерусалим, ведя за собою Амасию в качестве пленника. Став таким образом хозяином города, Иоас разграбил сокровищницу храма, собрал все золото и серебро, принадлежащее Амасии и находившееся во дворце, и, освободив после этого Амасию из-под стражи, вернулся к себе в Самарию. Эта беда постигла иерусалимцев на четырнадцатый год царствования Амасии, который после этого подвергся преследованию со стороны своих приближенных, бежал в город Лахис и наконец все-таки попался в руки заговорщиков, выславших туда убийц. Тело царя было доставлено в Иерусалим и торжественно предано земле. Таким-то образом Амасия закончил жизнь свою вследствие своих новшеств и презрительного своего отношения к Господу Богу, прожив пятьдесят четыре года, в течение которых он царствовал двадцать девять лет. Преемником ему стал его сын Озия (Ср. 4Цар 14.1–14 и 2Пар 25.1–28 ). Глава 10 1. На пятнадцатый год правления Амасии царство Израильское перешло к сыну Иоаса, Иеровоаму, который удержал его за собою в Самарии в продолжение сорока лет. Этот царь также презрительно относился к Предвечному и был человеком крайне беззаконным, почитал идолов и предавался различным совершенно неуместным иностранным привычкам, следствием чего были неисчислимые бедствия, которые он причинил народу израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Во время на которое может указывать это положение пророчества Авдии в священном каноне, неприязненные и открыто враждебные отношения между Эдомом и Иудою, развивавшиеся при Иораме, должны были уступить место в воспоминаниях иудеев позднейшим, не менее чувствительным для них, проявлевлением неприязни к ним идумеев. Время царствования иудейского царя Амасии, если судить о том по свидетельствам только священных исторических книг ветхого завета, также не представляло, повидимому, поводов к произнесению речи, подобной речи Авдии. 4-я книга Царств и 2 книга Паралипоменон говорят, что Амасия поразил идумеев в долине Соленой, положив из них на поле битвы 10,000 человек и такое же количество сбросив в пропасть с вершины отвесной скалы. То, замеченное только в книге Паралипоменон, обстоятельство, что Амасия нанял было для войны с идумеями 100,000 израильтян, которых однако, по совету некоего человека Божия, не взял с собой на войну, а распустил по домам, – это обстоятельство может объяснить, как возникла война иежду иудейским и израильским царством тотчас по окончании войны Амасии с Идумеею. Израильтяне недовольны были тем, что их пригласили было к участию в военных действиях, от которых они могли ожидать богатой добычи, и потом объявили их помощь ненужною. Иоас, царь израильский, имел против Амасии, иудейского царя, вероятно, такую же претензию, какую гораздо раньше заявляли ефремляне Иефеаю, говоря последнему: для чего ты ходил воевать с аммовитянами, а нас не позвал с собою? ( Суд. 12:1 ). Амасия, на взгляд израильтян, поступил еще хуже Иефеая: он сдлал было израильтянам но взял его назад. Понятно, что Иоас на приглашение победителя идумеев повидаться лично отвчал надменно и что состоявшееся все-таки свидание повело к открытию военных действий между родственными государствами. В Веосамисе же, где цари говорили между собою, царь иудейский был схвачен израильтянами и приведен в Иерусалим, который был разграблен в присутствии самого царя, после того, как стена его была разломана на пространствах 400 локтей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Вскоре после сего Иоас умер, но Амасия не возвратил через сие своего благоденствия. На двадцать девятом году от восшествия своего на престол он убит в Лахисе, куда удалился от заговора. Озия, десятый царь иудейский С благочестивым Озиею или Азариею, сыном Амасия, возвратилось в Иудею благоденствие. Имея сильное войско, он разорил Геф, Иавнир и Азот; победил арабов, наложил дань на аммонитян. Он исправил и распространил укрепления Иерусалима. Но любимым его упражнением было земледелие и скотоводство. Один поступок положил пятно на его славу. Превознесшись своим величием, он отважился стать с кадильницею перед алтарем фимиама. Но на сем самом месте, когда он хотел изъявить свой гнев на Первосвященника Азарию и восемьдесят священников, обличавших его, поражен проказою, посему принужден был, оставив правление сыну своему Иоафаму, в уединенном доме ожидать смерти, которая последовала в пятьдесят второе лето его царствования. Иеровоав второй, четырнадцатый царь израильский Престол израильский после Иоаса наследовал сын его Иеровоам второй, 630 и царствовал сорок один год. Не будучи достойнее своих предков, он имел успехи в войне и распространил свои пределы. Бог сделал через сие последний опыт привлечь к Себе народ израильский Своими благодеяниями. Захария, пятнадцатый царь израильский Захария, сын Иеровоама второго после шестимесячного царствования публично убит Селлумом и его соумышленниками. Таким образом, племя Ииуа погибло в четвертом роде по пророчеству. Селлум, шестнадцатый царь израильский Селлум, проносив похищенный венец не более месяца, убит Манаимом. Манаим, семнадцатый царь израильский Манаим царствовал десять лет. Истребив жестоким образом город Ферсу, который не поспешил его принять, он сам, едва, искупил свою безопасность от Фула, царя ассирийского, тяжкой данью. Факия, восемнадцатый царь израильский Преемником Манаима был сын его Факия. Через два года он убит Факеем, своим военоначальником. Факей, девятнадцатый царь израильский Факей, процарствовав двадцать лет, потерял престол так же, как и приобрел его, потеряв прежде множество подданных из Галаада и Галилеи, которых пленил Фелгаффелласар, царь ассирийский. Осия, двадцатый царь израильский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это видно по тем изумительным и необычайным чудесам, которые он совершил благодаря присущему ему пророческому дару и которые до сих пор еще живут в воспоминаниях у евреев. Удостоился Елисей торжественного погребения, каковое приличествовало столь любимому Предвечным человеку. 1. На второй год правления израильского царя Иоаса в Иерусалиме воцарился и стал править коленом Иудовым Амасия, мать которого называлась Иодадою и была родом из самого Иерусалима. Еще юношею он выказывал необычайную склонность к соблюдению справедливости. Лишь только он достиг власти, как немедленно на первых же порах решил отомстить за отца Иоаса и наказать тех его приближенных, которые подняли на Иоаса руку. Поэтому он велел схватить их всех и умертвить; но он не позволял себе при этом ни малейшего насилия по отношению к их детям, в точности следуя предписаниям Моисея, который не разрешил наказывать детей за преступления отцов. Затем он назначил смотр войску, состоявшему из молодежи в возрасте свыше двадцати лет и набранному из представителей колен Иудова и Веньяминова. Таким образом он собрал войско из трехсот тысяч человек, назначил ему сотников и отправил к израильскому царю сто талантов серебра для найма ста тысяч тяжеловооруженных. С этими силами он решил пойти войною на племена амалекитян, идумеян и гавалитян. Когда он совершенно приготовился к походу и уже собирался выступить, один пророк посоветовал ему отпустить израильское войско, потому что оно состоит из нечестивцев и Господь Бог предсказывает ему поражение, если он употребит их в дело в качестве союзников, тогда как Амасия, При желании Предвечного, сможет одержать верх над врагами даже с небольшим количеством воинов. Царь был недоволен тем, что уже успел выплатить наемную плату израильтянам, но пророк все-таки убедил его поступить сообразно с желанием Господа Бога, уверяя, что Амасия значительно выиграет от этого. Тогда царь отпустил своих наемников, говоря, что дарит им их плату, а сам с собственными силами начал войну против названных племен. Победив их в битве, он перебил из них десять тысяч человек и столько же взял живьем в плен. Отведя их к высокой скале, находящейся вблизи пределов Аравии, он велел их сбросить оттуда. Кроме того, ему достались от покоренных племен значительная добыча и богатые денежные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока Амасия действовал таким образом, отпущенные им израильские наемники рассердились за свое увольнение и, считая это увольнение позором для себя, так как иначе как недоверием к себе не могли объяснить его, напали на царство Амасии, дошли до Вифсемира 590 , предавая все на пути разграблению, и, захватив множество вьючного скота, перебили три тысячи человек жителей. 2. Возгордившись своею победою и военными удачами, Амасия стал забывать, что виновником этого был Господь Бог, и начал почитать тех богов, культ которых он привез с собою из страны амалекитян. Тогда к царю явился пророк и выразил ему свое удивление по поводу того, что он считает настоящими богами те божества, которые не были в состоянии ничем помочь своим всегдашним поклонникам и не смогли не только вырвать последних из-под его власти, но даже спокойно взирали на гибель множества своих почитателей и на то, что их самих забрали в плен: ведь их привезли в Иерусалим точно таким же образом, каким отвозят туда пленных неприятелей. Это заявление вызвало гнев царя, и он приказал пророку замолчать, угрожая ему в противном случае, если он будет вмешиваться не в свое дело, жестоким наказанием. Пророк ответил, что он готов молчать, но предсказал при этом, что Господь Бог не оставит без возмездия всех начинаний царя. Между тем Амасия не умел удержаться в состоянии того благополучия, которое послал ему Предвечный, но продолжал пренебрегать Господом Богом и в своем высокомерии написал израильскому царю письмо с приглашением подчиниться ему со всем народом, подобно тому как и его колена были подчинены его предкам, Давиду и Соломону. При этом он упомянул, что, если тот не захочет подчиниться ему добровольно, дело относительно верховной власти будет решено войною. В ответ на это Иоас написал следующее послание: «Царь Иоас царю Амасии. На горе Ливанской стояли огромный кипарис и куст терновника. Однажды терновник обратился к кипарису с предложением отдать дочь свою за его сына замуж. И в то время, пока происходили переговоры, приходил какой-то дикий зверь и растоптал терновник. Пусть эта притча послужит тебе предостережением не тянуться за слишком высоким и в упоении того, что тебе удалось одержать на войне верх над амалекитянами, напрасно не навлекать опасность на себя и на все свое царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010