Этими местами св. Писания выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душою есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в них почил Дух Господень; однако такие люди Божий храм усердно посещали, как напр. прор. Давид: Пс. 5:8; 26:4 ; апост. Павел: Деян. 22:17; 24:18 . Сектанты еще ссылаются в отрицании храмов на Деян. 2:46 ; но эта ссылка не столько подрывает, сколько утверждает достоинство храмов Божиих. Здесь повествуется о том, что первые христиане для молитвы («единодушно») ежедневно являлись в храм иерусалимский, для совершения же «преломления» собирались у себя в домах. Последнее делали, очевидно, потому, что в храме иерусалимском им иудеи этого не дозволили бы. Когда эти «дома» и «горницы» христиане приспособили нарочито для молитвы и богослужения («но обыкновенно был молитвен, дом», «в горнице было довольно светильни ков»: Деян. 1:13; 20:8 ), – тогда у них явились свои св. храмы, настоящие храмы христианские. Разумеется, это приспособление и устройство требовало времени, и потому по необходимости первые христиане преломление совершали временно «по домам». Сами сектанты признают необходимость нарочитых домов для молитвы, или что то же, св. храмов, но только по своей злонамеренности, упорству неразумно путают в названиях, исключительно применяя к человеку название – «храм», к молитвенной же постройке – «дом»; между тем человек, хотя и называется «храмом» и «домом», но тем не менее живет по большей части в доме (квартире) вещественной, да наконец и само слово Божие безразлично применяет названия «храм» и «дом», как к человеку, так и к зданию, что видно из тех же мест св. Писания, которые приведены сектантами: напр. к человеку ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ; 1Пет. 2:5 ; Евр. 3:6 ) и к свящ. постройке: Пс. 121:1–2 ; Ис.56:7 ; Мф. 21:12 ; Деян. 22:17 . Пс. 5:8 . А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Пс. 26:4 . Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его. Деян. 22:17 . Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. Деян. 24:18 . При сем нашли меня очистившагося в храме не с народом и не с шумом. Деян. 1:13 . И пришедши взошли в горницу, где и пребывали,Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома. Деян. 20:8 . В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Пс. 121:1 Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. 2 . Вот, стоят ноги наши в вратах твоих, Иерусалим. Ис. 56:7 . Я приведу на святую гору Мою. и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Мф. 21:12 . И пошел Иисус в храм Божий. Деян. 22:17 . Когда же возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

...Оживут ли кости сии? Вернется ли слава Ягве народу Божию? Ряд пророчеств говорит о имеющей возвратиться славе Ягве. Осуществилось ли это при возвращении иудеев из Вавилонского плена? Вошла ли слава Ягве в храм Зоровавеля? Или должно было ожидать еще чего-то иного? Как, когда слава Ягве воссияет над всеми народами? Ожил ли? Оживет ли первенец Божий, Израиль? Вот тезисные ответы на эти вопросы, а в дальнейшем рассмотрим подробнее некоторые пророческие тексты. Положение 1. Храм Зоровавеля, воздвигнутый иудеями в Иерусалиме после Вавилонского пленения, не достиг не только внешней красоты храма Соломонова, но, главное, в него уже никогда не вернулись основные святыни – ковчег Завета и святые скрижали. Новый храм, в отличие от первого, так и не стал их хранилищем. А слава Ягве обитала над каппорет (крышкой, очистилищем) ковчега. Теперь ей обитать было не над чем – как первый раз выпущенная Ноева голубица не нашла себе сухого места над гибельными водами потопа. В пустой, без ковчега со скрижалями, храм слава Ягве не вернулась. Святое Святых храма Зоровавеля было пусто 18 . Ковчег со скрижалями искали сразу же, когда их спрятал пророк Иеремия, но не нашли. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место... ( 2Мак. 2:7–8 ). При возвращении иудеев из Вавилонского плена ковчег так и оставался ненайденным. Пророчество Иеремии о возвращении иудеев из семидесятилетнего плена сбылось, а о возвращении ковчега – нет. Слава же Ягве и облако по словам Иеремии вернутся только вместе с ковчегом. Значит, тогда, при Зоровавеле, не вернулись. Несмотря на отсутствие ковчега Завета и славы Ягве над ним, храм Зоровавеля был освящен. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд. 6:16 ). Так что дом сей стал все-таки домом Божиим. Как при Моисее и Соломоне, этот храм был освящен. Но, в отличие от скинии и храма Соломонова, о схождении славы Ягве и облака здесь ни слова! Так что не случайно при закладке Зоровавелева храма радостные восклицания одних перемежались громким плачем других – стариков, видевших первый храм Соломонов ( 1Езд. 3:11–13 ). И связано это было, не только с внешним видом первого и второго храмов, а с тем, что второй храм, хотя и будет освящен, но где слава Ягве?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Устанавливая связь между храмом Иерусалимским и храмом тела Своего, Иисус предсказывает создание Церкви как всемирного храма, не ограниченного конкретным местом, основанного на Евхаристии, где истинные поклонники поклоняются Отцу в духе и истине. Учение о Церкви как о храме, краеугольным камнем которого является Христос, содержится в Посланиях апостолов Петра и Павла (см.: 1Пет. 2:4–6 ; 1Кор. 3:11 ). Иисус Христос – тот краеугольный камень, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе ( Еф. 2:20–21 ). Все христиане вместе составляют храм Бога живого ( 2Кор. 6:16 ) и тело Христово ( 1Кор. 12:27 ); каждый христианин в отдельности есть член тела Христова (см.: там же), а тело христианина – храм Духа Святого (см.: 1Кор. 6:19 ). В общине учеников Спасителя после Его смерти и воскресения в течение некоторого времени сохранялся обычай посещать Иерусалимский храм. В Деяниях говорится, что ученики Христа каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян. 2:46 ). Упоминается также о том, как апостолы Петр и Иоанн шли в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ). Впрочем, христиане посещали храм не столько для участия в иудейских религиозных обрядах, сколько с целью проповеди иудеям о Христе (см.: Деян. 5:20 ). С этой же целью апостолы посещали синагоги (см.: Деян. 9:20, 13:14, 44, 14:1, 19:8 ) и молитвенные дома (см.: Деян. 16:16 ). Открытое противодействие иудеев проповеди христианства вскоре сделало посещение храма невозможным для христиан. Дистанция между храмом и христианской общиной увеличивалась очень быстро, и среди христиан росло сознание ненужности храма для поклонения Богу в духе и истине ( Ин. 4:24 ). Не случайно первомученик Стефан, обращаясь к иудеям и напоминая о строительстве Соломоном храма, говорит о том, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет, ибо небо – Престол Его и земля – подножие НОГ Его ( Деян. 7:46–49 ). Окончательному разрыву христианской общины с Иерусалимским храмом, помимо гонений со стороны иудеев, способствовало принятие в общину бывших язычников без совершения над ними обряда обрезания. Кроме того, христианская община довольно скоро вышла за пределы Иудеи и распространилась по другим частям римской «экумены». Наконец и сам храм был полностью разрушен в 70 году, когда в результате короткой «иудейской войны» Иерусалим захватили войска римского полководца Тита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 8–10. Вот вы надеетесь на слова лжи (или лживые), который не принесут вам пользы. Вы, крадете, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, кадите Ваалу и ходите во след богов чужих, которых не знаете. И пришли вы и стали предо Мною в доме сем, в котором призвано имя Мое, и сказали: мы избавлены (или мы перестали) оттого, что сделали все эти мерзости. Что они напрасно надеются на храм, это показывают дальнейшие грехи их. Ибо какая польза дерзновенно переступать порог дома Божия, стоять с поднятою головою, а между тем не только сердце, но и руки иметь оскверненные воровством, убийством, прелюбодеянием, клятвопреступлением, кощунством и почитанием неведомых богов? Нет сомнения, что в смысле духовном совершается это и в Церкви, когда видя благополучие настоящего времени, люди не думают о грехах своих, и думают, что Бог сокрылся потому, что не тотчас следует воздаяние, и еще более когда впадают в такое безумие, что считают себя спасенными за то, что после злодеяний они отступили даже от служения Господу. Ст. 11. Не вертепом ли разбойников сделался дом сей (или Мой), в котором призвано имя Мое в глазах ваших? Я, Я есмь, Я видел, говорит Господь. Думаю, что отсюда заимствовано в евангелии: писано есть Храм Мой, храм молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником ( Мф. 21,13 ), или, как написано в другом евангелии: дом купли ( Иоан. 2. 16 ). Церковь Божия обращается в вертеп разбойников, когда живут в ней воровство, убийства, прелюбодеяния, кощунство, клятвопреступления, еретические измышления и всякие беззакония, кода князья ее горят огнем сребролюбия, когда бедная, или лучше не бедная, ряска обладает богатствами, какими некогда владели дари. Поэтому присовокупляете: Я, Я есмь, Я видел, говорит Господь. Глаза Мои видели то, что вы считаете сокрытым: мрак сокровищ не избегает Моего ведения. Тот, Кто будучи богат обнищал ради нас ( 1Кор. 8 ), теперь стыдится за наше богатство и говорит: горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего ( Лук. 6, 24 ). Ст. 12. Пойдите на место Мое в Силом, где обитало имя, Мое от начала, и посмотрите, что Я сделал с ним за нечестие народа Моего, Израиля. Прошедшим вразумляет настоящее; говорившим: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть и утешавшимся великолепием драгоценного здания напоминает об истории Силома, где сначала была скиния Божия, – историю, о которой написано в псалме: и отрину скинию Силомскую ( Пс. 77, 60 ), – что как это место обращено в развалины и прах, так падет и храм, когда он будет обиталищем подобных же грешников. Итак, как Силом служит примером для храма, так храм служит примером для нас, когда настанет время оного свидетельства: сын человеческий пришед обрящет ли си веру на земли ( Лук. 28, 8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет», – говорит святой Стефан ( Деян. 7, 48 ). Где же тогда нерукотворенный храм Вышнего? Каждый человек, одухотворенный, вразумленный и просвещенный Святым Крещением, – вот храм Божий, как об этом свидетельствует и апостол: «Храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор. 3, 17 ); и еще: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор. 6, 19 ). Если же каждый праведный человек есть храм Божий, то, значит, в каждом человеке можно искать Христа, обитающего после Воскресения, и тогда можно будет сказать: «Он здесь», но и это под сомнением и не доподлинно известно. Много есть просвещенных Крещением и правоверных, но мало тех, в которых обитал бы Христос, как в истинном Своем храме. Ведь и вор крещен, и разбойник, и прелюбодей; ведь каждый злодей просвещен верой. Но не ищи в них Христа: «Его нет здесь». Разве давно когда-либо был; разве только, когда вор еще был младенцем. Когда же он пришел в возраст и стал воровать, тотчас отошел от него Христос: «Его нет здесь. Он воскрес». Иной с виду и кажется добродетельным, но Бог знает, что в тайниках его, ибо в одном месте апостол говорит: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 12 ). Не скоро найдется Христос и в этих людях: «Его нет здесь». ...Нелегко найти драгоценный жемчуг в глубине моря, золото и серебро в земных недрах; так же трудно найти Христа в людях, в которых бы Он мог обитать, ибо, по словам Давида: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 13, 3 ). «Его нет здесь». Слова псалма: «Господь во храме святом Своем» в старопечатной Псалтири, а также и в Киевской читаются так: «Господь в церкви святой Своей», и это гораздо правильнее, ибо иное есть храм и иное – Церковь . Храм построен руками, имеет каменные или деревянные стены, он утвержден и стоит на одном месте... Церковь же не руками сотворена; не имеет она и стен каменных, ибо Церковью считается собрание верующих, находящихся не на одном каком-либо месте, но по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

I. Однажды Иисус Христос, вошедши в Иерусалимский храм и встретив здесь торговцев и меновщиков, сделав бич из веревок, выгнал их из храма, также овец и волов, деньги у меновщиков рассыпал, столы их опрокинул и сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:16 ). В другой раз Господь также изгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. «И говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепам разбойников» ( Мф.21:13 ). Где продажа, и купля, и мена, там обыкновенны обман, хитрость, лукавство и наглость; потому Господь и называет место торговли вертепом разбойников. II. Братия! Внимайте ревности Господней о сохранении достоинства и святости храма Божия . Своей ревностью и негодованием против нарушающих святость храма Божия Господь научает нас тому, как должны мы быть внимательны к самим себе, когда собираемся идти в храм Господень, когда приходим в храм и стоим в храме, и как свято мы должны всегда хранить свой внутренний храм. а) Собираясь идти в храм Божий, помысли: для чего идешь туда? Для того, чтобы, отрешившись от житейских забот, в храме посвятить время на служение Господу Богу, чтобы там помышлять о величии Божием, неисчисляемых Божеских благодеяниях и, помышляя, благодарить Бога, прославлять Его всесвятое имя и просить Его милостей, всегда необходимых нам. А чтобы с таким расположением идти в храм, надобно заранее приготовлять себя к этому. Для этого, прежде чем пойдешь в храм, перестань заниматься суетными помыслами и житейскими заботами и старайся, сколько можно, обращать свои мысли к Богу и к предметам духовным. Устраняйся от таких разговоров и занятий, которые могут развлекать твою душу и препятствовать ей собираться в себя и помышлять о Боге и о своем спасении. Помысли о твоих грехах, открывай их перед Господом с чувством раскаяния и проси прощения их у Господа. Вспомни при этом слова Господа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23,24 ). Если имеешь ближних, оскорбленных тобою или оскорбивших тебя, поспеши примириться с ними, прежде чем пойдешь в храм Божий: Бог любви и мира хочет, чтобы и мы жили в любви и мире с нашими ближними. Иисус Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14,15 ). Так необходимо прощать оскорбления ближним и мириться с ними! Если нельзя этого достигнуть по независящим от тебя причинам, то искренно молись Богу, да Он Своею благодатию благорасположит твоего ближнего, враждующего против тебя, и призовет его к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Может быть не сам учитель и пастырь гнил и нечестив, а паства его или слушатели, по готовой уже развращенности своей и по плотскому и душевному направлению своих умов и сердец, оказались все-таки гнилым материалом – сеном, соломой и хворостом. Как поступить с таким учителем? Конечно, и его дело сгорит также, как и у других, прямо виновных строителей. Но сам он все же избегнет осуждения после строгого пересмотра его жизни на неумытном суде Божием (так, как бы из огня). 11) Даже и не основание, а можно сказать, цельный храм Божий выстроен в Коринфе из душ и сердец тамошних христиан; как бы не покарал Бог Коринфских разделителей за разорение храма Божия ( 1Кор. 3:16, 17 ). 1Кор. 3:16 . «Разве вы не знаете, что вы храм Божий?» Сим вопросом приводя в сознание Коринфян, что все они суть один храм Божий, Апостол хочет привести им на мысль и то, что храм обыкновенно хотя есть многочастное здание, но единое, нераздельное. При этой мысли совесть не могла им не напомнить: у нас же что? Мы разошлись по разным главам, кто под одного, кто под другого, кто под третьего учителя. Выходит, мы разломали храм Божий на части, здание Божие разорили (Еп. Феофан). «И дух Божий живет в вас?» Что напоминает сим Апостол? То, что разделение, начавшееся среди Коринфян, может повести к тому, что Дух Божий отойдет от них. Как сосуд, пока не разбит, держит в себе и хранит аромат какой, а когда разобьется, аромат выходит: так и у них могло быть, что по причине разделений они лишатся Духа (Еп. Феофан). 1Кор. 3:17 . «Если кто разорит храм Божий, того покарает (слав. – растлит) Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». Растлит, т. е. предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает (Св. Златщуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над главой (Еп. Феофан). 12) После всего вышесказанного не лучше ли Коринфским учителям бросить мудрость мира сего, помня, что она есть безумие пред Богом, а Коринфянам не лучше ли не хвалиться человеками. Павел ли то, или Аполлос, или Кифа? ( 1Кор. 3:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Полнота Божественных дарований не может не обусловливаться полнотою священнодействий. Человек в своем опознании своего духовного состояния. Слово человеческое и другие формы вынаружения духовной жизни человека. Культ в религии в сравнении вообще со всяким обиходом жизни. Священнодействие и храм. Храм и религиозное чувство человека. Вера человека и храм Божий. Другие состояния души человека и храм Божий Слова евангельской самарянки, обращенные к Иисусу Христу: «Господи! Вижу что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе – Гаризим; а вы – иудеи, говорите, что место, где должно кланяться, находится в Иерусалиме» ( Ин.4:14–20 ), раскрывают пред нами ту исключительность религиозного мировоззрения как самарян, так и иудеев, которое, оставив дух и истину, все относило уже к одной внешности в религии. Храм посещался не для возбуждения в человеке наибольшего, более высокого молитвенного духа, не для живейшего восторжения чувства к Богу живому и действующему в преимущественном и как бы чрезвычайном приближении к человеку на месте святе, а ради самого присутствия на сем месте и произнесения устами, без всякого участия души и сердца, тех или других молитвенных слов. «Не надейтесь на обманчивые слова, говорил Господь еще устами прор. Иеремии: здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень! Вот вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред Лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости.» ( Иер.7:4,8–10 ). Сию то, без сомнения, узкость и плотяность представления Иудея о храме, в виду всемирности имеющего открыться Его Царства, и имел в виду Иисус Христос, когда говорил самарянке: «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине: ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух: и поклоняющийся Ему должен поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Превозношение, тщеславие и гордость с осуждением ближних были отличительными чертами фарисейского духа. В делах веры сей дух душепагубен. Посему-то и нужда была Спасителя предложить настоящее врачество. Он и предлагает его в притче о мытаре и фарисее. Рече же и ко другим уповающим собою, яко суть праведницы, и уничижающим прочих, притчу сию (–9). «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и унижали других, следующую притчу»: Человека два внидоста в церковь помолитися. «Два человека вошли в церковь помолиться». Обратите внимание на эти слова Господа Иисуса Христа. Какую это церковь именует Он? Храм Иерусалимский, единственную церковь на всем земном шаре в то время, посвященную имени истинного Бога. Сам Господь Бог свидетельствовал еще во дни Соломона царя, отвечая на молитву его: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня». А Соломон именно просил о том, чтобы Господь сделал храм местом молитв, прошений и воплей народа, чтобы «очи Господа отверсты были на храм сей день и ночь... При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем, Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем, и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй». И Господь на прошение царя благоволил сказать: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. гл. 8 и 9). Храм Соломонов был разрушен Вавилонским царем Навуходоносором. Но на месте его иудеи построили второй. И сей храм посвящен был имени Господа Вышнего и стал местом молитв для всего Израиля. Господь наш Иисус называл сей Иерусалимский храм домом Божиим, назначенным для молитв ( Мф.21:13 ; ср. Мк.11:17 ). Если же таковой храм, который был отобразом небесного и прообразом новозаветных, был наречен домом Божиим, местом общественного богослужения и молитв, то что же, братие, скажем о наших православных христианских храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Отсюда, ни вся она в целом, ни какая-нибудь часть ее не желает почитаться вместо Бога, не желает, чтобы Богом было что-нибудь, относящееся к храму Божию, который строится из богов, творимых несозданным Богом. А поэтому, если бы Дух Святой был творением, а не Творцом, то, конечно, был бы разумным творением, так как Он есть высшее творение. И, следовательно, в символе веры не упоминался бы прежде Церкви, потому что и сам принадлежал бы к Церкви в той ее части, которая на небе. И не имел бы храма, но сам был бы храмом. Он же имеет храм, о котором говорит апостол: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?» ( 1Кор. 6:19 ). В другом месте о них говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» ( 1Кор. 6:15 ). Каким образом, следовательно, тот, кто имеет храм, не Бог ? Или Он меньше Христа, члены Которого имеет храмом? Ведь и храм Его – храм Бога, если тот же апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий» и, чтобы доказать это, прибавляет: «И Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ). Бог, следовательно, обитает в храме Своем; не только Дух Святой, но и Отец и Сын, который даже о теле Своем, через которое сделался главою церкви, пребывающей среди людей, «дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол. 1:18 ), говорит: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2:19 ). Итак, храм Бога, то есть всей высшей Троицы, есть святая Церковь , которая вся на небе и на земле. 57. Но о той, которая на небе, что мы можем утверждать, кроме того, что нет в ней никакого зла, что никто оттуда не пал и не был низвержен после того, как Бог «ангелов согрешивших не пощадил, – как пишет апостол Петр, – но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет. 2:4 ). 58. В каком же состоянии пребывает то блаженнейшее и высшее общество, какие и у кого там преимущества (так как, хотя все они называются общим именем ангелов, как в послании к Евреям читаем: «ибо кому... из ангелов сказал..: седи одесную Меня?» ( Евр. 1:13 ); однако есть там и архангелы; или, может быть, те же архангелы называются силами, и сказанное: «Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все силы Его " ( Пс. 148:2 ); и чем различаются между собою те четыре наименования, коими апостол обозначил, по-видимому, весь тот небесный сонм, говоря: «Престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» ( Кол. 1:16 ), – обо всем этом пусть говорят те, кто могут, если, однако, они в состоянии доказать то, что говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010