Фрагмент юж. стены Зругского храма. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в. Фрагмент юж. стены Зругского храма. Нач. XI в. Фотография. 80-е гг. XX в. По датировке В. Долидзе, сооружение построено в нач. XI в. ( Долидзе. 1954), но, вероятно, храм мог быть возведен и неск. позже. Входит в группу зальных храмов, сооруженных у перевалов, ведущих из Грузии на Сев. Кавказ (напр., Датунский храм в Дагестане, Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимский храм в Ингушетии). В Двалети помимо З. х. существовало еще неск. подобных построек - в Тли, Наре, В. Зарамаге, Кесатикау и др., заказчиками к-рых были представители местных богатых родов. Эти храмы, возведенные груз. строителями, имеют много аналогий в груз. зодчестве кон. X-XI в. (Эхвеви (Чала), Арбо, Дисеви и Ванати, Земо-Карабулахи, Сатхе, Жабеши). Алтарная преграда (2-я пол. XII-XIII в.; Хворостова. 1990) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на к-рый нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для груз. культуры. Стены были покрыты фресками, от к-рых в основном сохранился подготовительный рисунок: в апсиде - фрагменты святительского и апостольского чинов, на юж. стене читаются «Распятие», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча Марии и Елисаветы», отдельные фигуры святых, над входом - «Чудо св. Евстафия Плакиды». Снаружи в тимпане над входом был образ Спасителя или Богородицы с Младенцем (практически утрачен). Изображение мученицы (видимо, св. Варвары), находившееся на юж. пилястре, перенесено в музей во Владикавказе (СОГОМИАЛ). Расположение сцен подчинено распространенной в Грузии схеме, традиц. для визант. провинции. На подбор сюжетов повлияло, возможно, посвящение храма Богородице; региональные особенности проявились в выборе фигуры всадника св. Евстафия, широко почитавшегося на востоке византийского мира. Роспись датируется 2-й пол. XII в. ( Вольская. 1954) и принадлежит к кругу фресковых комплексов XII - нач. XIII в. (Бетаниа, Вардзиа, Кинцвиси, Тимотесубани и др.).

http://pravenc.ru/text/200099.html

— Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева — прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев — прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу. — А что с сектантами на севере Осетии? — За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов — всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека. У сектантов всё гораздо проще — то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?.. Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, — это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения. — А как обстоят дела с колыбелью аланского православия — Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии? — Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре. Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле. — Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности — истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием…

http://pravoslavie.ru/66670.html

и ее культурных взаимосвязей. Архитектура верхнекубанских храмов (Сев., Средний и Юж. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский крестово-купольные храмы X-XI вв.), построенных по средневизант. канону, отражает этап непосредственного присутствия в регионе греч. миссионеров и священников, присылаемых сюда К-полем и имевших до кон. XI в. резиденцию в верховьях р. Кубани (Нижнеархызское городище). С визант. традицией связаны многочисленные небольшие по размерам крестообразные или прямоугольные храмы с выступающей полукруглой апсидой , распространенные в сев.-зап. регионе Кавказа и по строительной технике аналогичные храмам Крыма и Херсонеса. С перенесением в XII в. адм. ц. А. е. с Кавказа в М. Азию ослабевшие культурные связи с Византией восполнились влиянием зап. Грузии. Значительными памятниками этого периода являются Зругский храм с росписями, XII-XIII вв., и фрески Нузальской часовни в Сев. Осетии; фигурные рельефы фасадов храма Тхаба-Ерды («2000 святых») на р. Асса в Ингушетии; план трехцерковной базилики в пос. Ильич, XII-XIII вв., в верховье р. Уруп (Краснодарский край) и др. Распространение получили и зальные церкви со вписанной в прямоугольник плана апсидой и деревянной двухскатной кровлей. Своеобразие архитектуры А. е. проявляется и в соединении традиций зодчества местных святилищ и жилых строений с канонами христ. храма: в ц. Тхаба-Ерды тип христ. базилики, украшенной фигурными рельефами груз. мастеров, сочетается с традиц. для местных языческих святилищ устройством интерьера. Храмы XIII-XIV вв.- «Авд-Дзуар» в с. Галиат, в селах Фраскати и Донифарс в Дигории, Нузальская часовня в Алагирском ущелье - демонстрируют композиционные и строительные приемы, традиционно употребляемые в таких мемориальных сооружениях Вост. Кавказа, как языческие святилища и наземные склепы. Святилище Реком в Цейском ущелье Сев. Осетии - яркий пример синкретизма религ. верований осетин. Монументальная живопись в храмах А. е. принадлежит визант. (Сентинский и Зеленчукские храмы) либо западногруз.

http://pravenc.ru/text/64006.html

Древнюю церковь в Зруге восстановят в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании 7 октября 2020 г. 18:21 Один из древнейших христианских памятников на территории России — Зругскую церковь Успения Пресвятой Богородицы (XI век) в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания — планируется восстановить в 2021 году. К храму, расположенному в труднодоступном Зругском ущелье на высоте более 2000 м над уровнем моря, ведет узкая горная дорога, протяженность которой от Транскавказской автомагистрали составляет 9 км. Рукав реки Зругдон, протекающей по ущелью, с годами переместился правее и стал подмывать основание холма, на вершине которого располагается строение; две стены и кровля обрушились в реку. В течение многих лет специалисты, священнослужители, деятели культуры старались  предотвратить  гибель Зругского храма. В рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании, стараниями архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида , Зругский храм включен в федеральную программу по сохранению объектов культурного наследия. Согласно утвержденному проекту, специалисты планируют отодвинуть русло реки. «В данный момент на объекте идут работы по укреплению левого берега реки, затем будет укрепляться правый берег. Далее по плану строительство гидротехнического сооружения, которое послужит замедлению потока реки Зругдон. После укрепления правого берега рабочие приступят к отсыпке земляной насыпи с послойным уплотнением. После завершения этого этапа в грунт будут погружены сваи, на них сделают ростверк (верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания — Ред.), и уже на нем воссоздадут утраченную часть здания. Проведение работ рассчитано до конца 2021 года», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» заместитель министра строительства и архитектуры РСО-Алания Константин Моргоев. По словам директора ГБУ «Наследие Алании» Людмилы Габоевой, изначально рассматривались несколько вариантов спасения храма, в том числе разбор и перенос храма в сторону от обрыва, а также предложение ограничиться консервацией двух сохранившихся стен. «Была идея законсервировать стены и указать утраченный периметр. Но мы решили не только объем воссоздать, но и восстановить внутреннее пространство. Это принципиальный момент — внутреннее, намоленное пространство храма, а не только внешние границы. Да и потом, как можно сохранить штукатурку, если он будет открыт ветрам и непогоде? Трудно представить, как храм будет в таком виде существовать. Вернуть объем и наполнить пространство молитвой — вот наша задача», — сообщила Л. Габоева.

http://patriarchia.ru/db/text/5700575.ht...

На представленных на выставке фотографиях - потрясающей красоты природа и дело человеческих рук: зеленчукские храмы, запечатленные в разную пору – зимой, весной, летом; не менее известные Сентинский и Шоанинский храмы. Кстати, виды последних сохранились на фотографиях более чем столетней давности. Георгиевский (Шоанский) храм X века стоит на горе Шоан у села Коста-Хетагуров и выглядит ласточкиным гнездом, недосягаемым, неприступным для посторонних. Отчасти именно поэтому в конце XIX века здесь появился георгиевский скит. Но сегодня, как следует из фотографий, в шоанинском храме возобновляются богослужения. Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза .   НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИЛИ АРХЫЗСКИЙ ЛИК Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.

http://pravoslavie.ru/1928.html

— Могут ли древние храмы Осетинской земли служить своеобразной проповедью Евангелия, Православия для невоцерковленных жителей РСО — Алании? — Да, эти храмы имеют огромный миссионерский потенциал, надо только его использовать. К сожалению, многие осетинские дети, а также взрослые никогда не бывали в горах и не видели их. Поэтому еще одной из епархиальных задач на ближайшее время вижу организацию в них миссионерских богослужений. Было бы здорово, например, собрать молодежь и организовать поход в Успенский Зругский храм, который датируется XI веком и является одним из древнейших христианских памятников на территории России. В озере неподалеку можно было бы устроить крещение для всех желающих. Думаю, что посещение этого святого места в труднодоступном ущелье на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря станет для молодых людей настоящим открытием. — Достаточно ли на епархию двух монастырей? В какой мере, на ваш взгляд, обители участвуют в миссии среди жителей РСО? — Монастырей у нас должно быть больше. Старец Ипполит которого называют современным апостолом Осетии, хотя он ни разу не бывал здесь, но удивительным образом принял участие в судьбах сотен местных жителей, говорил, что Осетия спасется монашеством. Я с этой мыслью полностью согласен. Подвижников много не бывает. У нас есть прекрасные места для монашеского уединения. Сейчас мы предпринимаем усилия по созданию двух обителей — женского скита в селении Кобан с храмом Рождества Христова и мужского скита в селении Верхний Мизур, где восстановлен храм Архангела Михаила. Но они пока малочисленные, все только начинает развиваться. Что касается миссии уже действующих монастырей, то она стала очевидна в дни бесланской трагедии, а затем во время грузино-осетинского конфликта в 2008 году. Так, женский Богоявленский монастырь в 2004 году явился настоящей лечебницей для детей и родителей, пострадавших от теракта в школе 1 Беслана. В обители был создан реабилитационный центр. И от сестер монастыря во главе с игуменией Нонной (Багаевой) исходил настолько мощный импульс сострадания и любви, что не только подопечные реабилитационного центра, но и их дети до сих пор испытывают глубочайшую благодарность монастырю и его поддерживают. В 2008 году во время Пятидневной войны масса беженцев из Южной Осетии хлынула в Северную, и первым пристанищем для них опять стал Богоявленский монастырь. Там принимали всех.

http://patriarchia.ru/db/text/5961758.ht...

Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид поблагодарил всех за труды и подчеркнул, что открытие здания духовно-просветительского центра стало важным этапом на пути к празднованию 1100-летия крещения Алании. Михаил Мишин зачитал поздравительное обращение руководителя ФАДН РФ Игоря Баринова. По завершении церемонии открытия, под звон колоколов, гости прошли в храм на праздничный молебен, после чего осмотрели здание и епархиальное древлехранилище, где был подготовлен выставочный проект «1100 лет аланского Православия». Экспозиция включает предметы, связанные с Зругским и Нузальским храмами, входящими в число древнейших на территории России; работы осетинских мастеров Сосланбека Едзиева, отца и сына Темираевых, в творчестве которых раскрыто своеобразие народного христианства. Ряд экспонатов относятся к XIX веку, когда проходило становление первой Владикавказской епархии, административный центр которой располагался в здании исторической архиерейской резиденции. Митрополит Воскресенский Дионисий поделился впечатлениями от посещения духовно-просветительского центра: «Здесь я увидел удивительную вещь. С одной стороны,  с большой любовью восстановленный исторический памятник; с другой — современное его прочтение, с разрешения, конечно, всех надзорных органов», — отметил управляющий делами Московской Патриархии. Выявленный объект культурного наследия «Архиерейский дом с храмом во имя святого Владимира в г. Владикавказе» обладает большой историко-культурной значимостью для всего Кавказского региона.  В 1875 году во Владикавказе была учреждена викарная архиерейская кафедра, ставшая административным и духовным центром утверждения и распространения христианства на Северном Кавказе. Для размещения архиерейской резиденции было приобретено здание на улице Крепостной (ныне Церетели). В 1885 году была образована самостоятельная Владикавказская епархия. Создание Владикавказской епархии было следствием просветительских трудов епископа Иосифа (Чепиговского) и целой плеяды священников-осетин. В XIX веке повсеместно открывались церковно-приходские школы, духовные училища, открылась первая женская гимназия; начали издаваться книги на осетинском языке. Именно духовно-просветительская роль Церкви оказала решающее влияние на формировании осетинской интеллигенции.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5695149...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Северной Осетии ведутся работы по спасению храма XI-XII вв., расположенного на высоте свыше 2 тыс. м. над уровнем моря 25.03.2008 В Северной Осетии – Алании не прекращаются попытки спасти уникальный храм XI-XII веков , расположенный на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря в одном из труднодоступных ущелий Алагирского района. Спасение храма, который разрушается вследствие природных условий, предполагается осуществить за счет укрепления холма и изменения русла реки Зругдон, которая подтапливает склон и стоящий на нем храм. Как сообщила директор Северо-Осетинского центра по охране памятников истории и культуры Людмила Габоева, сейчас наступил благоприятный момент – можно использовать технику, которая находится на территории соседнего ущелья в связи с проведением там водоспасательных работ. Переброс техники и работы по отводу русла реки ориентировочно планируется начать в апреле – мае, после завершения паводков составления проекта работ. Параллельно проводятся противоаварийные мероприятия. Поддержку в спасательных работах храма оказывает правительство республики Северная Осетия-Алания, однако, сказала Людмила Габоева, «без помощи федерального центра нам не обойтись». Большую помощь в спасении храма оказывают спонсоры. По словам Людмилы Габоевой, храм представляет интерес, прежде всего, сохранившимися остатками фресок, а также фрагментов резной алтарной преграды. В прошлом году храм был обследован специальной комиссией, которая пришла к выводу о необходимости скорейшего проведения аварийных и восстановительных работ. Упоминание об этой церкви фигурирует в осетинских молитвах. В одном из томов «Православной энциклопедии» будет помещена статья, посвященная Зругскому храму, сообщила Л. Габоева. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 25.03.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4694.html

Продолжаются работы по спасению Зругского храма в горах Северной Осетии 25 марта 2008 г. 17:26 В Северной Осетии-Алании не прекращаются попытки спасти уникальный храм XI-XII веков, расположенный на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря в одном из труднодоступных ущелий Алагирского района. Как сообщалось ранее, спасение храма, который разрушается вследствие природных условий, предполагается осуществить за счет укрепления холма и изменения русла реки Зругдон, которая подтапливает склон и стоящий на нем храм. Как сообщила «Благовест-инфо» директор Северо-Осетинского центра по охране памятников истории и культуры Людмила Габоева, сейчас наступил благоприятный момент — можно использовать технику, которая находится на территории соседнего ущелья в связи с проведением там водоспасательных работ. Переброс техники и работы по отводу русла реки ориентировочно планируется начать в апреле — мае — после завершения паводков, и после составления проекта работ. Параллельно проводятся противоаварийные мероприятия. Поддержку в спасательных работах храма оказывает правительство республики Северная Осетия-Алания, однако, сказала Людмила Габоева, «без помощи федерального центра нам не обойтись». Большую помощь в спасении храма оказывают спонсоры. По словам Людмилы Габоевой, храм представляет интерес прежде всего сохранившимися остатками фресок, а также фрагментов алтарной резной преграды. В 2007 году храм был обследован специальной комиссией, которая пришла к выводу о необходимости скорейшего проведения аварийных и восстановительных работ. Зругская церковь упоминается в традиционных осетинских молитвах. В одном из томов «Православной энциклопедии» будет статья, посвященная Зругскому храму, сообщила Л. Габоева. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/385627.htm...

Работы по спасению уникального Зругского храма в Северной Осетии осуществят специалисты из Пятигорска 27 сентября 2008 г. 10:52 Начались работы по спасению уникального историко-культурного памятника федерального значения — Зругского храма XI века, расположенного в высокогорной зоне Северной Осетии. Летом 2008 года в Москве были подведены итоги тендера, определившего исполнителя дальнейших противоаварийных работ в Зруге, на проведение которых в этом году Северной Осетии были выделены средства в рамках целевой программы «Культура России – 2006-2010 гг.» Однако возобновиться эти работы (стартовавшие при поддержке правительства республики еще в прошлом году и финансировавшиеся из внебюджетных источников) за лето так и не смогли. К храму, расположенному в Алагирском ущелье на высоте больше двух тысяч метров над уровнем моря, у покинутого жителями селения Хозита, ведет единственная дорога от базирующегося рядом, в восьми километрах, пограничного поста. Весной ее перекрыли два оползня, сделав доступ к святыне невозможным. Как сообщила газете «Северная Осетия» Людмила Габоева, директор республиканского Центра по охране памятников истории и культуры, в настоящее время дорога расчищена. Для проведения противоаварийных работ в Северную Осетию прибыли из Пятигорска специалисты фирмы «Ремстройиндустрияцентр». «Наша фирма — многопрофильное предприятие, уже много лет занимающееся реставраторской деятельностью, — рассказал корреспонденту «Северной Осетии» генеральный директор предприятия Сергей Кирьянов. — Довелось нам, к примеру, реставрировать и знаменитые московские железнодорожные вокзалы — Ярославский, Белорусский, Казанский, Киевский, — и немало памятников архитектуры в городах Кавминвод и на Ставрополье. Опыт сотрудничества с Северной Осетией у нас тоже есть: мы реставрировали здесь, во Владикавказе, фасад Суннитской мечети, покрывали медью ее купол. А теперь вот выиграли в Москве тендер на проведение противоаварийных работ в Зруге. На этой неделе уже собираемся приступить там к укреплению откосов и верхних участков стен храма, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение. А осуществлять все это будем " в одной связке " с промышленными альпинистами из владикавказского ООО «Горный клуб " Каскад " », возглавляемого Олегом Рыжановым, которые работали в Зруге и в прошлом году».

http://patriarchia.ru/db/text/466213.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010