Безбородко. Досифей, друг и ученик о. Никиты, происходил из города Карачева, Орловской губ., из однодворцев Драгунской слободы. Сначала он жил в Площанской пустыни, где и пострижен был в монашество. Поселился в Рославльских лесах еще при о. Адриане (около 1784−85 г.) и прожил здесь более 40 лет, вместе со старцами Варнавою, Никитою, Иаковом, Василиском, Зосимою, Адрианом, Афанасием Степановым, Афанасием Афонским , Арсением и другими. Между сожителями своими он отличался особенной простотой и младенческим незлобием. Келья его, судя по некоторым данным, находилась на краю «Монашескаго рва», где была и келья о. Никиты. Несмотря на то, что ему пришлось пострадать от полиции и просидеть три года в остроге он не хотел расставаться со своей пустыней, и когда его сожители, о. Моисей и Антоний в 1821 г. переселились в Оптинский скит, он остался на своем месте. В 1825 г. взятый вместе с о. Афанасием и другими пустынножителями Рославльским земским судом под стражу, он с послушником своим Дорофеем целый год просидел в Рославльской тюрьме, пока кончилась о них гражданская переписка с Карачевскими присутственными местами. Выпущенный из острога в октябре 1827-го года, Досифей прибыл в Оптинский скит, где радостно и честно был принят своими бывшими собратьями и настоятелем пустыни, о. Моисеем. О. Досифей поселился в скиту, где и скончался 22-го декабря 1828 года в глубокой старости. За несколько времени до кончины его был такой случай. Помещица Крапивенского уезда, г-жа Воейкова, еще молодая женщина, заболела горячкой, и родные собрались у ее постели в ожидании ее кончины. Вдруг, она, поговоривши с кем-то тихо, сама встала с постели и спросила: «где же монах, который сейчас приходил сюда?» Пока родные уверяли ее, что это ей показалось, больная чувствовала все большее облегчение и рассказала, что виденный ею монах говорил ей следующее: «чего же ты лежишь? Вставай да приезжай в Оптину пустынь служить молебен, а я на твое место лягу, – так Бог велел»! В несколько дней после того больная выздоровела совершенно и тотчас она поехала с мужем в Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Текст подготовлен к печати по рукописи, хранящейся в частном собрании. Впервые он был опубликован в 1998 году издательством «Отчий дом». Митрополит Вениамин располагал следующими материалами о схиигумене Германе. Во–первых, собственные воспоминания об игумене Германе, в основу которых положена поездка в Зосимову пустынь в 1910 году. Эти записки под названием «Зосимова пустынь» вошли в 1–ю тетрадь книги «Божьи люди». В настоящей книге они предваряют главу «Отец схиигумен Герман» (в соответствии с указаниями самого владыки Вениамина). Во–вторых, на основании перечисленных ниже рукописей владыка составил «рабочий» вариант жизнеописания отца Германа. 1) «Отец игумен Герман сам о себе». Записано со слов его отцом Мелх[иседеком]. Рукопись (размером 35x22 см) делится на две части. С левой стороны – текст, запись сделана карандашом и чернилами (уже выцветшими); правая сторона – пустая: оставлено место для заметок. 2) Пятнадцать двусторонних листов такого же формата (35x22 см). Рукопись озаглавлена: «Дополнительные сведения. Детство отца игумена Германа со слов отца игумена» (прочитано отцу игумену и исправлено с его слов). Рукопись датирована, записи относятся к 1919 году. В тексте четко прочитывается фамилия отца Германа – «Гомзин» (см. об этом примеч. 2 к настоящей главе). Каждый лист делится пополам: слева – текст, справа – примечания. Их много, и большинство из них сделано от первого лица. Вероятно, записаны непосредственно со слов самого отца Германа. 3) На трех листах означенного формата – рабочие пометки (чьи?), как пользоваться рукописями. Надпись: «Эти пометки сделаны при просмотре записных тетрадей м. И.». 4) На восьми листах означенного формата: «Беседы с отцом игуменом Германом». 5) Выписки из «духовного дневника» епископа Арсения Серпуховского, касающиеся отца игумена Германа. 1 лист. 6) «Со слов отца Мелхиседека»: «Слово отца игумена Германа о схиме». 1 лист. 7) «Со слов отца игумена Германа». 15 августа 1921 года. 1 лист. 8) «Со слов отца Иннокентия о батюшке». 2 листа. Дата: 17 августа ? года.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Кондак преподобному Алексию, затворнику Зосимовскому, всея Руси чудотворцу, Глас 3. Благочестиваго корене жезл святый,/от юности живот свой на служение богу подал еси,/в пустынь же Зосимову вселився,/любовию Христовою уязвленный,/стяжал сию добродетель яко высшую и вечную,/и верным благодати источник неоскудный показался еси,/милости всем изливая и немощные врачуя./преподобне старче Алексие,/моли всещедраго Бога/даровати нам мир и велию милость. Величание Ублажаем тя», преподобне старче наш Алексие», и чтим святую память твою», наставниче монахов», и собеседниче ангелов. Преподобномученик иеромонах Макарий Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера. Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве. 21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему. 3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию. «Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом. Почти тридцать лет служил верой и правдой отец Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой». 19 Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть третий путь, путь светлый странничества, когда, порвав с уютом и семьей, становятся странники во имя Христа на дорогу для того, чтобы уйти с нее в могилу. Они видят Христа, грядущего по весям и долам, по тропам лесным и берегам глубоких рек, и идут за Ним, радостные, твердо веря, что эта дорога земная подымется к небу и сольется со светлой дорогой надзвездной. Об этих странниках ради странничества, а не ради ухода и исканий, буду я говорить, попытаюсь приоткрыть их лик, показать их подвиги. Но раньше скажу об одной общей черте, соединяющей три вида странничества Руси, это - скитания по дорогам. Все странники связаны с дорогами, знают завораживающую силу путей Руси. Дороги, перелески, тихие предрассветные зори, суровые бури одинаково встречали их, одинаково пели им свои песни... И они возлюбили эти голоса Руси, они предались дороге до конца, предались, исчезнув в ее нескончаемых далях. Дорога встречает вступающих на путь страннический, манит к себе душу, вкусившую тревоги исканий. Три пути ведут к странствиям. Первый - это любовь к природе. Биографии странников сохранили воспоминания о первых днях приобщения их к странничеству. Один из безымянных странников, посетивших Оптину пустынь, говорил старцу Анатолию (Зерцалову): " Я, батюшка, так странником стал. Шел как-то к преподобному Сергию в Радонеж из Воронежа. Осень была. Путь был длинный и трудный, а мне, глядя на дорогу, не то что досадно становилось - и ноги болели, а какая-то особенная радость в душу вливалась. И не хотел я, чтобы путь мой кончился, и эта самая радость меня странником сделала. Все бы я шел и шел от святыни к святыне. Приложился я к мощам преподобного Сергия, дальше пошел в Зосимову пустынь. Что бы, думаю, если бы и дальше эта самая дорога меня в радость приводила... Да так до сих пор и странствую. И все я думал раньше о грехах своих, все думал о своих сквернах и никак даже собственную душу свою в себе отыскать не мог. Душа Богу свечи возжигает, а у меня такие греховные помыслы были, что теплился разве только огарочек покаяния, и этим очень я мучился. А как встал на дорогу, да как увидел Божий мир, как услышал птиц небесных, как почуял благоухание цветов, о себе забыл совсем. О Боге стал думать и хвалу Ему воздавать за столь великое миру украшение " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С. 103–104. 495 Экземплярский В. И. Старчество. С. 152, 154, 185, 206, 214 и др.; Пастырство монастырское, или старчество. С. 173–184; Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. С. 19–29. Ср.: Экземплярский В. И. Старчество. С. 164 и сл. 500 Ср. «завет» с духовными дочерьми преподобного Зосимы (Верховского) : «Аще не от всего сердца и души моей о Бозе к вам усердствую дотолико, что даже и в царствие Божие не хощу без вас внити, то да лишен буду онаго во веки. Сице равно и мы твои духовные дщери, во утверждение нашего вечностию связаннаго духовного дружелюбия с тобою, и между собою, тако глаголем пред самим Богом. Аще которая из нас таковых усерднолюбительных чувств, дотолико к тебе духовному нашему отцу, или к сестрам не имеет, что даже ниже царствия Божия желати наследити единой без других. Или которая из нас, аще неоткровенна во всемъ будет тебе, или не восхотеть всегда в повиновении быти у тебе тогда таковая яко неистинствующая, и отпадшая, и поправшая сей завет наш пред Богом соделанной, да будет изглаждена из него, и лишена нашего с нею союза. И прочее да не числится между нами в нашем единодушном, вечном неразторжном о содружестве». – Беглов А. «Вечностию неразрушимое содружество». С. 210–212; Женская Зосимова пустынь. С. 66–69. 501 См., например: Кучумов В. А. Русское старчество//Монашество и монастыри в России. века: Исторические очерки. М., 2002. С. 229. Правда, в русской дореволюционной! историко-богословской науке высказывались (со ссылкой на жития святых) и мнения об общераспространенности старчества в Древней Руси. Однако это происходило без необходимой аргументации. См.: Смирное С. И. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 26, примем. 5; ср.: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 9. 503 Так, монахиня Игнатия (Пузик) высказывала мнение о том, что старчество как метод духовного трезвения всегда существовало в недрах русского монашества: и в момент его рождения в киевских пещерах, и во время его расцвета в лесах Северной Фиваиды. Между тем ее произведения не могут восприниматься как научные труды с их точностью языка и последовательностью аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Сделавшись смотрителем собора, Пороховников поехал опять к старцу Алексию взять благословение на новую службу и новую жизнь. Батюшка, благословляя его, давал ему разные советы относительно службы в соборе, где он сам раньше служил, между прочим дал ему совет, по-видимому к Александру Викторовичу не относившийся, а именно, как ему продавать свечи и как ему при этом держать себя. Тот возразил, что он не староста и продажа свечей не его дело. Батюшка на это промолчал. Через месяц после этого за случившейся болезнью старосты собора он должен был по указу Синодальной конторы взять на себя временно обязанности старосты, а через год, в августе 1911 г., он был и утвержден в настоящей должности. Совет отца Алексия был дан ему кстати. 7 . Сын А.В.Пороховникова, Сергий, окончив в 1914 г. реальное училище в Москве, очень хотел поступить или в гардемаринские классы Морского корпуса, или, если это не удастся, в Московское инженерное училище. Отец для решения этого вопроса посоветовал ему съездить в Зосимову пустынь к батюшке и взять его благословение. Они поехали в пустынь вместе. Сережа отличался нежной душой и был очень религиозен. На вопрос, куда батюшка его благословит поступить, он совершенно неожиданно и для себя, и для своего отца получил ответ: «В Александровское военное училище”. Сережа растерялся этим ответом, так как он совершенно не чувствовал влечения к военной службе, даже расплакался и плакал как ребенок на плече у батюшки. Однако батюшка решения своего не переменил и только повторил: «Сережа, милый, не плачь, ведь ты спросил моего благословения, а мне думается, что тебе всего лучше поступить сейчас туда”. С этим они и уехали от батюшки. Приехав домой, Сережа, однако, подал прошение в Инженерное училище. И что же? Прошло лишь несколько недель, и вдруг объявляется война с Германией и предлагается желающим молодым людям, получившим среднее образование, поступить в Александровское военное училище. Патриотическое чувство захватило тогда и Сережу, он тут же записался в это училище, как и благословлял батюшка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время не было всех этих теорий о самовнушаемости, подсознании и тому подобном, – женщина встала успокоенная, и, действительно, с этого момента стремление брата к спиртным напиткам, как говорится, как рукой сняло. Много лет спустя, эта женщина отправилась в Оптину пустынь, и каков же был ее нравственный восторг и удовлетворение, когда она увидала старца Амвросия, именно таким, каким она его видела во сне. Очень часто старец Амвросий касался будущего, но все это происходило у него в высокой степени осторожно, деликатно и смиренно, и дышало трогательной верой. И очень часто наблюдались такие факты, которые подтверждают вышеприведенное иноческое правило не вопрошать об одном и том же по нескольку раз старца. Случалось так, что старец, что либо предукажет вопрошающему по первому разу. Последнему – это или не понравится, или неудобно, невыгодно, не подходит с житейской точки зрения, – он начинает снова переспрашивать старца и упрашивать – переменить свое решение. Как необычайно добрый, мягкий и кроткий сердцем, старец Амвросий поддавался таким просьбам и изменял свое решение, но... на деле всегда торжествовало его первое указание. Относительно прозорливости старца Амвросия существует тоже чрезвычайно много записанных фактов, и из них особенно ярки следующие: В 1875 году юнкер Энгельгардт окончил курс в Михайловском артиллерийском училище и в 1877 году пошел в качестве офицера на войну. Сестра его, Варвара Энгельгардт, жила в Зосимовой пустыни, Московской губернии, и здесь получила письмо от товарища брата, сообщавшее ужасную весть о том, что молодой, 20-летний ее брат застрелился. В своем горе она кинулась в Оптину и со слезами передавала о.Амвросию не только свою скорбь об утрате брата, но еще более тяготившие ее опасения за его загробную участь. Когда на другой день она пришла к старцу, о.Амвросий встретил ее радостный и сказал ей, что брат ее жив и здоров. На вопрос ее: увидит ли она брата, – старец отвечал, что она узнает о нем лет через десять. Это предсказание исполнилось в точности. Через десять лет она получила из Америки письмо от брата, который извещал ее, что он жив и здоров, и извинялся, что так долго держал ее в неведении о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Радостно и с честью принят был Старец своим учеником, Настоятелем пустыни, о. Моисеем, и помещен на жительство в скиту, где и скончался о Господе, в маститой старости. О. Досифей родом из города Карачева, из однодворцев Драгунской слободы; жил первоначально несколько лет в Площанской пустыне, где и пострижен в монашество; потом лет 40 провождал пустынное и подвижническое житие Смоленской губернии, Рославльского уезда, в лесах со старцами: Варнавою, Никитою, Иаковом, Василиском, Зосимою, Адрианом, Афанасием, Арсением и другими. Отличался особенною простотою и младенческим незлобием. За несколько времени до кончины сего Старца был достойный внимания и памяти случай: супруга Крапивенского помещика А. С. Воейкова, женщина еще молодых лет, находилась в сильной горячке; все пособия врачей оказались недействительными; неутешный супруг и родственники, отчаявшись в выздоровлении больной, могли только ожидать скорой ея кончины; вдруг она, как казалось им, поговоривши с кем-то тихо, встала сама собою с постели и спросила: «где же монах, который сейчас приходил ко мне?» – и когда ей говорили, и уверили с клятвою, что никто не приходил и они никого не видали: в ту минуту больная почувствовала облегчение от болезни и сказала, что приходивший монах говорил ей следующее: «что ты лежишь? вставай, да приезжай в Оптину пустынь служить молебен, а я на твое место лягу, – так Бог велел!» В несколько дней, после сего, больная выздоровела совершенно и как только позволили силы, в то же время поехала с мужем в Пустынь воздать благодарение Господу Богу. Выйдя из экипажа, они пошли по тропинке, ведущей к скиту; по Божьему смотрению, на этот раз братия, как монастырская, так и скитская, были на общем их послушании, – на покосе; один Старец Досифей оставался в скиту; прохаживаясь по лесу за вратами, он встретился с приезжими, с простодушным приветствием ввел их в скит и показывал его внутреннее расположение. Встреча с о. Досифеем сильно поразила бывшую больную: она смотрела на Старца с благоговейною радостью и, едва скрывая это чувство, тихо сказала своему мужу: «этот монах видом и простою беседою разительно походит на явившегося мне в болезни!»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Там, где нас ждут Мы планировали дождаться отпуска и поехать в Зосимову пустынь, встретиться с батюшкой, задать ему вопросы, беспокоящие нас. — Скончался иеросхимонах Зосима, — услышала я в телефонной трубке скорбный голос. Мы оказались не готовы к такому известию, все наши надежды были на встречу, которая, казалось, разрешит наши недоумения и затруднения. Мы не были его духовными чадами. В нашей жизни он появился совершенно неожиданно. Просто так вышло, что через несколько дней после похорон нашего духовного отца мы оказались на празднике Казанской иконы Божией Матери в Зосимовой пустыни. Уже заканчивалась служба, когда я увидела красивого седого монаха с ясными голубыми глазами. Он стоял к нам лицом, разговаривал с женщиной и вдруг спросил меня: — Исповедаться хочешь? Именно такое желание было у меня на сердце. …Исповедь была долгой. Казалось, он касался струн моей души, которые в то время были расстроены. А он будто бы желал настроить мою душу, показать ей путь. Дети, с которыми мы приехали, вели себя удивительно непосредственно. Сонечка порхала по храму, как бабочка. Катюшка сидела тихонько на скамеечке. А Настя мечтала повозиться с котятами во дворе, после того как мы закончим исповедоваться. Детям было не до наших грехов. У них свой мир — особенный. А мы про этот мир забыли, хотя сами когда-то были такими. Наверное, так же, как мы забыли о Царствии Небесном. Иеросхимонах Зосима Будущий духовник Зосимовой пустыни иеросхимонах Зосима (Яцурин) родился 5 июня 1940 года на Кавказе в городе Прохладном и был крещен с именем Петр. Происходил он из благочестивой семьи. Мать его звали Марией, а отца Иваном. В семье было пятеро детей, трое из них умерли. В четырнадцать лет отрок Петр написал 12 бумажек с профессиями, на кого хотел бы учиться, и вытянул записку, на которой было написано «священник». — Когда я окончил зоотехникум, — вспоминал батюшка, — снится мне сон: сел я в поезд, а он не туда едет, и мне надо, пока поезд не набрал скорость, соскочить. Этим сном Господь подсказывал мне, что хоть я и зоотехник, но это временно. Когда мне исполнилось двадцать два года, я поступил в семинарию.

http://pravoslavie.ru/100969.html

11, ст. 14). 30. 32. В отсутствие начальницы до ее возвращения от новоприходящей никому никаких тайн не изведывать, но еще и внушать ей, чтобы без благословения начальницы не была ни с кем откровенна (зри кратких правил Василия Великаго главу 229 и слово о разсуждении Кассиана Римлянина в «Добротолюбии» в 4-й части). 33. Находящимся еще во искусе, пока привыкнут, хотя можно в некоторых отношениях делать позволительныя послабления и снисхождения, но притом надлежит внушать им, чтобы старались с самаго начала исполнять все правила под опасением, что после времени искуса им труднее будет, поскольку обыкновенно с перваго вступления более бывает горячности и охоты на все труды и подвиги, а особливо у молодых; и если таковыя не самочинно, а с благословением будут следовать своим первым усердным движениям, то придут в благое навыкновение; а если сначала не покажут ревности, то нельзя не опасаться, что по времени еще более ослабеют. 34. Впрочем, всем вообще стараться провождать жизнь тихую, уединенную, подвижническую, молчаливую, а наипаче в святую Четыредесятницу тщательно наблюдать строгое безмолвие так, чтобы и в келий одна к другой, кроме субботы и воскресенья, не ходили и избегали всяких бесед, по-видимому и полезных, ибо молчание и безмолвие приносят высшую пользу(по Григорию Синаиту , глава 104 в «Добротолюбии»). Дни поста суть дни плача, покаяния и очищения. В сие время преимущественно должно стараться сердечною верою и любовню сострадать страданиям Искупителя, пролившаго святейшую кровь Свою за грехи наши. В сие священное время дается более свободы на занятия духовныя отдел обительских. 35. Впрочем, сверх установленнаго поститься или молиться или какое подвижническое дело творить не должна ни которая сестра самочинно и скрытно от начальницы, а должна взять на то каждая благословение у начальницы или у своей келейной старшей, опасаясь прелести вражией. (Зри кратких правил Василия Великаго гл. 137 и 138.) 36. В праздники Христовы не ходить никогда в светские домы для славления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010