Введение Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Знакомство с пустынножительством в Рославльских лесах Начало иночества в Коневском монастыре Двадцать лет в сибирских лесах Основание женского Туринского монастыря Основание Одигитриевской обители под Москвой Наследие схимонаха Зосимы (Верховского) Современные паломничества по местам жизни преподобного Зосимы (Верховского) Часть II. Благодетели Зосимовой Пустыни Мария Семеновна Бахметева Дом грузинских царевичей Московские купцы Лепешкины Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Архимандрит Антоний (Медведев), первый благочинный Зосимовой пустыни Игумен Антоний (Путилов) и его духовные чада из Зосимовой пустыни Часть IV. История Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова Пустынь в доревалюционный период Одигитриевская пустынька до утверждения Одигитриевское Троицкое общежитие (1841–1856) Троице-Одигитриевский монастырь во второй половине девятнадцатого столетия Подвижницы благочестия, чьи судьбы были связаны с Троице-Одигитриевской Зосимовой пустынью Троице-Одигитриевский монастырь в начале двадцатого столетия Часть V. После семнадцатого Трудовая артель Зосимова пустынь в 1920-х годах Новомученики Российские из Зосимовой пустыни Годы безбожия и надежды над Зосимовой пустынью Зосимова пустынь под Наро-Фоминском – памятник архитектуры Часть VI. Воскресение Навстречу возрождению монастыря Заключение Приложение Приложение I. Тропарь, Кондак, Молитва Преподобному Зосиме Приложение II. Хронология основных дат в жизни старца Зосимы Приложение III. Хронология основных дат в истории Троице-Одигитриевской женской Зосимовой Пустыни Приложение IV. Указатель благодетелей и жертвователей Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь в 1826–1917 годах Приложение V. Указатель духовных лиц, посещавших Троице-Одигитриевский монастырь Зосимову пустынь Источники. Архивы и фонды  

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Часть IV. История Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова Пустынь в доревалюционный период Одигитриевская пустынька до утверждения Спустя много десятилетий, когда Зосимова пустынь получила статус монастыря, благочинный уездных монастырей архимандрит Пимен в своем хвалебном отзыве об обители произнес знаменательные слова: «Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает» 397 . При всех трудностях, с которыми сталкивался о. Зосима, обустраивая пустынь внешне, он никогда не забывал о главном – созидании храмов в душах своих учениц. Все, что способствовало этой цели, молитвенный круг (утреня, вечерня, келейное правило с положенным числом поклонов), выполнялось неукоснительно. В длинные зимние вечера сестры занимались перепиской духовных книг и рукоделием. Старец Зосима старался насадить в своих ученицах молчание, стремление к уединению, простоту, послушание, нестяжание, смирение и взаимную любовь. По кратким выпискам из Устава, сохранившимся с 1826 года, видно, что старец Зосима оставлял среди сестер те же правила и жизни, и молитвословий, которые разработал для них в Туринском монастыре 398 : «1) Не менее четырех разов говеют и причащаются Святых Тайн; 2) ни одна ничего собственного не имеет, но у всех общее и все в совершенном нестяжании... 6) постели из тонкого войлока и возглавие неуспокоительное; 7) прежде окончания утреннего моления ничего не разговаривают, кольми паче ничего не начинают делать; 8) в воскресные дни и в большие празднества всеночное совершают бдение, то есть сверх обычного церковного служения – в пении акафистов и канонов и Псалтиря и в чтении Нового Завета и поучительных слов провождают ночь; 9) во всякой и простой день сверх положенного церковного служения отправляют поклонение [страстям Христовым], сочиненное свт. Димитрием Ростовским чудотворцем, и еще поклонное правило и акафист и каноны и Псалтырь за здравие и за упокоение благотворителей и помянник, как обычно во всех общежительных монастырях... 21) Молочные снеди во весь год токмо на всеедных неделях.. 25) подобное чаю питие токмо в воскресные дни и на большие празднества подается всем сообща... 27) сама начальница с посещающими гостями не ест ниже пьет некое усладительное одна без сестр, якобы для угощения, хоть бы и от самих гостей было нечто такое принесено...» 399

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Часть VI. Воскресение Навстречу возрождению монастыря Одна из платформ на железнодорожной линии Москва – Калуга до сих пор носит название «Зосимова пустынь». Старая монастырская дорога в данное время прервана вновь построенной окружной железной дорогой и сортировочным узлом в районе Бекасова. Подъехать сейчас к монастырю можно только по шоссе от Рассудова через Яковлевское – Кузнецове – Руднево – Круги. Селение Кузнецово – то самое Рыжкове», где в прошлом находилась часовня с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрии» (часовня не сохранилась). Если же идти в монастырь пешком, то самый краткий путь от платформы «Бекасово центральный пост» по тропинке через лес. Шестьдесят пять лет не слышна была молитва на территории бывшего монастыря. Обезглавленный Троицкий собор был превращен в клуб. От Одигитриевского храма не осталось и следа. Колокольня исполняла функции водонапорной башни. Запустение царило повсюду, но Матерь Божия покрыла Своим омофором посвященную Ей обитель, и старец Зосима, основавший пустынь, несомненно, ходатайствовал перед Престолом Всевышнего о ее возрождении. Для тех, кому дорога Зосимова пустынь, это понятно и по внешним событиям, происходившим за эти годы. Немцы не осквернили монастырской земли (враг был остановлен перед Наро-Фоминском), и цивилизация не «поглотила» обитель. Хотя огромный сортировочный железнодорожный узел, построенный всего в километре от пустыни, скрежещет и гудит день и ночь. Лишь узкая полоска елового леса осталась на страже безмолвия, заповеданного старцем Зосимой. И Отчин колодец, подающий людям исцеления, спрятавшись в лесной траве-мураве в ста метрах от железнодорожного полотна, оказался не тронутым стройкой. Впервые мы увидели бывший монастырь Зосимова пустынь 23 мая 1992 года. Нас привел туда Анатолий Георгиевич Серегин, исследователь истории Отечественной войны 1812 года, который прошел по ее военным дорогам и познакомился таким образом с Зосимовой пустынью 897 . Многое о последних десятилетиях жизни Зосимовой пустыньки рассказала местная жительница Нина Алексеевна Мясникова 898 и очень помогла нам объединить усилия по организации общественного движения за воссоздание монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Москва. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1826. Ссылки:   Адрес: г.Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь Координаты: 55.407472, 36.91218 Проезд:с Киевского вокзала до станции Бекасово - Центральный пост (эл. поездом на Кресты). От станции 1 км по указателю по шоссе до леса, перейти ж/д полотно, и 1 км по лесной тропе. Автотранспортом: по Киевскому шоссе до указателя на Яковлевское (ж/д станция Рассудово), далее через пос. Кузнецово, село Руднево. У белого храма с.Руднево - поворот направо, далее 4 км по асфальтовой дороге по лесу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троице-Одигитриевский (Зосимова пустынь) монастырь, 3 класса, общежительный, в 46 верстах от города Зерен, в 12 верстах от железнодорожной станции Нара. Основан 1856 году из существовавшей с 1841 года женской общины, начало которой было положено еще в 1826 году схимонахом Зосимою Верховским, происходящим из рода дворян Смоленской губернии и скончавшемся в 1833 году), гробница которого находится в южном приделе монастыря Троицкого храма. При монастыре странноприимный дом, богадельня и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» С 1856 до 1918 гг. являлась второклассной женской общежительной обителью со статусом монастыря. Храм над могилой старца, посвящённый Живоначальной Троице, как и все необходимые постройки в обители, возвёл С.Л. Лепёшкин.  В 1852 г. над западными вратами был возведён Одигитриевский храм (полностью разрушен в советское время). В 1855 г. митр. Филарет освятил расширенный двумя приделами Троицкий храм. В 1857 г. было закончено строительство колокольни с храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором её ярусе. До закрытия в 1917 г. монастырь процветал. В 1920 г. насельницы организовали сельхозартель и сумели продержаться 8 лет. Монастырь был закрыт окончательно в мае 1929 г. На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом, затем пионерский лагерь. Троицкий храм переоборудовали под клуб, колокольня служила в качестве водонапорной башни.

http://sobory.ru/article/?object=01858

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1680. Архитектор: С.В. Крыгин (1890-1896) Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы Координаты: 56.359105, 38.42799 Проезд: От станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде — с Ярославского вокзала до станции ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде — с Ярославского вокзала до станции Арсаки (Александровское направление). Садитесь в последний вагон электрички, на станции Арсаки идите до конца платформы. Там увидите асфальтированную дорогу, перпендикулярную железнодорожным путям. Примерно через полчаса ходьбы по ней будет пропускной пункт воинской части. Пропуск следует заказать заранее по указанному ниже телефону. Необходимо также иметь при себе удостоверение личности. На автомобиле из Москвы надо выезжать по Ярославскому шоссе. После границы Московской и Владимирской областей проезжаете деревню Верхние Дворики, поворачиваете направо, на Александров (по указателю). Далее минуете деревню Брыковы Горы и вновь поворачиваете направо, по указателю «Арсаки, 6 км». После станции едете по дороге в лес до КПП. Паломническим группам в монастыре предоставляется бесплатное двухразовое питание и ночлег. Телефон для заказа пропуска: +7 (49244) 9-47-11, добавочный 2-35 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части - проход осуществяется по документам с записью в журнал.

http://sobory.ru/article/?object=00206

     Гроза Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила на даче под г. Александровым, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, сверкала молния, гремел гром, но у меня было непреодолимое желание ехать. Подруга сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала икону Казанской Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали трое ее маленьких дочерей. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву. Зосимова пустынь расположена в живописном месте, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки. Боярская вдова, Ульяна Ивановна Зворыкина, передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Троице-Сергиевой лавре, на помин душ родителей. Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине XVII пришел сюда с келейником преподобного Сергия Радонежского. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом. Сохранилось предание, «что сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет, сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине XIX века происходили случаи явления Зосимы пильщиками леса. Явления преподобного Зосимы продолжатся и в наше время. Встреча Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающимся над лесом. Мы успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю иеромонаха, с куколем на голове, схимника. Он разговаривает с женщиной, стоя напротив меня, но лица я его не вижу, так как его загораживает женщина. — Исповедаться хочешь, — вдруг спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет, «угадывание» моего желания.

http://pravoslavie.ru/99692.html

Часть V. После семнадцатого Трудовая артель Зосимова пустынь в 1920-х годах Организация сельскохозяйственной артели Первое упоминание о Зосимовой пустыни как о «трудовой общине» появилось в советских документах в апреле 1919 года. Официальное закрытие монастыря произошло, по сути дела, в результате февральского Декрета 1918 года об отделении Церкви от государства. Но насельницы обители не были изгнаны из стен монастыря, и в храме продолжались богослужения. Как складывались взаимоотношения с властями, как удавалось одновременно сохранять внутренний монастырский уклад и оставаться верными своим обетам, данным Богу, – об этом немного рассказали сухие протоколы земельных и волостных уездных организаций. Рассмотрим найденные источники. 14 апреля 1919 года на заседании Рудневского волостного исполкома слушался вопрос о снабжении дровами богадельни, находившейся в трудовой общине Зосимовой пустыни. Постановили: «Дровами потребное количество для богадельни удовлетворить из дров, имеющихся в роще бывшей Самарина» 692 . То есть уже – «в роще бывшей Самарина», а не в монастырских владениях! Потеряв землю-кормилииу, насельницы Зосимовой пустыни предприняли попытку выстоять, используя внешнюю форму трудового коллектива 693 . 31 января 1920 года трудовой общине было предложено «выработать устав, представив таковой со списком входящих в трудовую общину на утверждение для регистрации» 694 . Список сохранился,в нем перечислены 206 насельниц бывшего монастыря, 18 беженок и 9 членов семейств священников. Некоторые имена беженок, такие как Никодима, Магдалина, Ювеналия, позволяют предположить, что эти беженки были монахинями (возможно, какого-то западного монастыря) 695 . Продолжали ли жить в Зосимовой пустыни некоторые красностокские матушки или к 20-му году прибыли другие – данный вопрос требует специального исследования. В списках 1920 года мы впервые встречаем имя председательницы трудовой общины Зосимовой пустыни Афанасии Лепешкиной 696 . В более подробном списке за сентябрь того же года указано, что бывшая игумения «София Никаноровна Быкова проживает в богадельне» 697 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Иеромонах Поликарп Петр Крат. Казак Полтавской губернии 1870 года рождения. 13 июня 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание на конном дворе. 8 декабря 1901 года зачислен в указную братию и переведен на послушание в просфорную. 3 декабря 1903 года принял постриг. 26 декабря 1904 года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения заведовал работами на послушаниях. «Очень хорошего поведения», – отмечал игумен Герман, как по отношению иеромонаха Поликарпа, так и по отношению почти всех братий из послужного списка. Иеромонах Гедеон Георгий Алексеев. Родился в 1870 году в крестьянской семье Московской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе. Служил в армии. Запасной нижних чинов. Женат не был. 2 марта 1897 года поступил в Валаамский монастырь. Проходил послушания на рыбной ловле и звонаря. 14 июля 1899 перемещен в Зосимову пустынь. Послушание проходил в хлебной и на кухне. 30 апреля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 13 августа 1902 года принял постриг. 22 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. 9 июля 1907 года назначен временно исполняющим должность казначея. 24 декабря 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушания помощника ризничного и библиотекаря. «Очень хорошего поведения». Иеромонах Иосиф Иван Козин родился в крестьянской семье Владимирской губернии в 1876 году. Образование получил в церковно-приходской школе. 8 мая 1894 года восемнадцатилетним юношей поступает в Зосимову пустынь. Трудится на различных послушаниях. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 2 апреля 1908 года принял постриг. 20 января 1910 года рукоположен в иеродиакона. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушание на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеромонах Авраамий Алексей Уланов. Родился в 1869 году в городе Мологе. Ярославской губернии. Из мещан. Образование получил в городском училище. Был женат и, скорее всего – счастливо, так как после кончины молодой жены, двадцатичетырех-летним, уходит из мира и 14 октября 1893 года поступает в Зосимову пустынь. Через пять лет его зачисляют в братию. Проходит чуть более месяца, и в январе 1903 года Алексей принимает постриг с именем Авраамий. Послушанием его была работа в пекарне, помощником келаря, затем становится келарем. 15 февраля 1904 года его рукополагают во иеродиакона. 21 сентября 1908 года – в иеромонаха. Помимо священнослужения нес в обители клиросное послушание. «Очень хорошего поведения». монах Самуил

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Влечет к себе Зосимова пустынь. Словно невидимые нити связывают нас с древней обителью. Как до конца не разгаданная тайна, манит, зовет она к себе. И с тихой надеждой мы снова стремимся туда, где нас любят. Мы сидим на скамейке у храма. В монастыре тихо, прохладный ветерок освежает летний день. Мы сидим, впитываем тишину и воздух, растворенный молитвой, и ждем, когда на службу пойдет иеросхимонах Зосима. — Батюшка, вы нас узнаёте? — спрашиваем мы, едва увидев его, с трудом спускающегося с крыльца. — Немного узнаю… Мы показываем фотографии, сделанные прошлым летом. Иеросхимонах Зосима разглядывает фотографии с нашими улыбающимися лицами, снятыми вместе с ним. — Ну, теперь не откажешься, — улыбается он. Он садится рядом на скамейку, до службы 20 минут. Мы замечаем, что ноги его по-прежнему больны. Когда-то он принимал радоновые ванны и после этого получил осложнение на ноги. Так хочется причаститься в обители, но мы в дороге ели скоромную пищу. И все же я с надеждой спрашиваю: — Можно причаститься? — Было бы желание, вы же путешествующие. После службы и исповеди батюшка благословляет готовиться к Причастию. Еще мне хочется попить за ужином монастырского молочка — коровьего, неразбавленного. Когда еще такого напьешься?! И я спрашиваю: — А можно молока попить? — Можно, — говорит отец Зосима. Я сама удивляюсь и себе, и ему и от удивления повторяю за ним: — Можно? Отец Зосима кивает головой и с улыбкой говорит: — Завтра. После службы батюшка приглашает нас на беседу. Иеросхимонах Зосима приглашает нас войти и усаживает на диван в гостиной. Комната большая, но кроме кровати, дивана и старого паласа в ней ничего нет. Но зато в ней есть окно с видом на дорогу. Дорога кажется ленточкой с высоты монастыря, и кажется, она похожа на нашу жизнь, которая, сколько веревочке ни виться, а все равно приведет нас к одному итогу, к одному концу. И благо человека, если дорога его приводит к Богу. Еще в прошлый наш приезд в Зосимову пустынь батюшка нам рассказал о себе, об удивительных случаях из своей жизни.

http://pravoslavie.ru/100969.html

Зосимова пустынь 62 Это было в 1910 году. Посетить Зосимову пустынь 63 побудило желание разрешить один душевный вопрос, который беспокоил меня долгое время. Для этого нужно было посоветоваться с лицом опытным и духовно тонким. Таким мне показался, со слов знавших его лично, настоятель Зосимовой пустыни, отец Герман 64 . И я выехал к нему через Москву. Из Москвы нужно было ехать по железной дороге несколько десятков верст на север, мимо Сергиевой Лавры. Крошечная станция Лесики 65 . Кругом было сплошное чернолесье. Ни деревни, ни иного какого человеческого жилья. Действительно – пустыня лесная. Но до монастыря нужно было еще пройти пешком около 4 или 5 верст по узкой лесной дороге. День был хороший, августовский. В лесу тихо. Через час пути в просвете между деревьями я увидел обитель. Она была еще новая, храмы и дома казались свежими по краскам. Архитектура была красивая. Дорога подвела меня к монастырской гостинице, построенной для богомольцев вне обители. Заведующий ею был иеромонах Иннокентий 66 . Года два назад он был еще жив. Тогда ему было лет около 35–40. Острое лицо, остренькая черная бородка, серьезный взгляд. Он отвел мне в гостинице маленькую чистенькую комнатку. Скоро я направился к настоятелю. Я ранее слышал, что к нему обращаются с духовными вопросами и монашествующие из близкой Московской духовной академии, и писатели светские, и великая княгиня Елизавета Феодоровна 67 . Следовательно, по одному этому можно было заранее видеть в старце незаурядного подвижника и духовного руководителя. Известна мне была и небольшая брошюра, в которой была издана переписка его с знаменитым Затворником Вышенским, епископом Феофаном 68 . Там затрагивались, главным образом, вопросы о молитве. Но мне особенно запомнилось одно письмо епископа Феофана о бесах. Отец Герман просил Затворника подарить ему на память какую–либо одежду свою. Епископ Феофан отклонил просьбу. И между прочим мотивировал это тем, что с одеждой его в келию отца Германа налетит много бесов и искушений. Вспоминается и ответ о духовничестве. Батюшке до настоятельства было дано послушание исповедовать монахов и богомольцев. Оно казалось ему трудным и опасным для него самого, почему он просил настоятеля снять с него этот крест, но ему отказывали. Тогда он обратился с вопросом к Вышенскому Затворнику. И между прочим сообщал, что иные приходят к нему исповедоваться с одними и теми же грехами многократно; как быть с такими?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010