21.  Его же. Сокровище премудрости. Харьков, 1912. 22.  Его же. Атмабодха. Пер. с санскр. А. Сыркина. — В кн.: Идеологические течения современной Индии. М., 1965, с. 174-184. 23. The Dipavamsa. Transl. Н. Oldenberg. London, 1879. 24. Lalstavistara. Ed. by S. Lebmann. Halle, 1902-1908. 25. Mahayana texts. Transl. М. Muller, 1894. 26. Patanjali " s Yoga Aphorisms. — In: The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1962, v. I. 27. Sources of Indian Tradition. New York, 1958. 28. The Vishnu Purana. Transl. Н. Wilson. 1840. 29. Woolner A. Asoka Texts and Glossary. V. I-II. Oxford, 1920.   Литература 30.  Абхедананда С. Как сделаться йогом. Пер. с англ. СПб., 1914, 84 с. 31.  Барт А. Религия Индии. Пер. с франц. с предисловием С. Трубецкого. М., 1897, 337 с. 32.  Бараидийн Б. Статуя Майтрейи в Золотом храме в Лавране. Л., 1924. 33.  Бонгард-Левин Г. «Индика» Лигастрена и надписи Ашоки. М., 1960. 34.  Его же. К проблеме историчности III собора в Паталипутре. — В кн.: Индия в древности. М., 1964, с. 119-134. 35.  Его же. Индия эпохи Маурьев. М., 1973, 407 с. 36.  Его же. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, 332 с. 37.  Бонгард-Левин Г., Герасимов А. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975, 341 с. 38.  Бэшем А. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ. М., 1977, 316 с. 39.  Вивекананда С. Философия Йога. Пер. с англ. Сосница, 1911, с. 126-185. 40.  Его же. Практическая Веданта. Пер. с англ. М., 1912. 41.  Его же. Бхакти Йога. Пер. с англ. М., 1914. 42.  Его же. Карма Йога. Пер. с англ. Рига, (б.г.), 88 с. 43.  Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974, 419 с. 44.  Гусева Н. Религиозная обрядность в жизни индусской семьи. — В кн.: Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973, с. 50-69. 45.  Ее же. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., 1977, 327 с. 46.  Джонстон В. Шри-Шанкара-Ачария, мудрец индийский. М., 1898 (с приложением трактата Шанкары «Атма-Бодха»), 47 с. 47.  Дейсен П. Веданта и Платон в свете Кантовой философии. Пер. с нем. М., 1911, 42с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В этот день 1905 года скончался от ран капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев. Он родился 12 августа 1850 года. В звании мичмана в годы Русско-турецкой войны 19877-78 гг. находился в деле против неприятеля при устройстве минных заграждений и при двухдневной бомбардировке турецкой эскадрой под Сулином (устье Дуная) на борту шхуны «Ворон» Окончив в 1880 г. Морскую академию служил офицером Минного броненосца береговой обороны «Вице-адмирал Попов». С 1889 года Лебедев служил командиром ряда миноносцев. В 1895 г. Лебедев был назначен командиром крейсера «Забияка», в 1896 г. — младшим помощником командира Владивостокского порта, в 1897 г. — командиром крейсера 2-го ранга «Опричник» с переводом в Балтийский флот. Получив в 1901 году звание капитана 1-го ранга, И.Н.Ле6бедев был вскоре назначен командиром крейсера «Дмитрий Донской». Командуя крейсером «Дмитрий Донской», участвовал в Цусимском походе и сражении. Во время боя получил тяжелые ранения, от которых скончался в японском госпитале. В этот день 1908 года скончался прозаик, драматург, поэт, публицист и редактор Василий Михайлович Михеев. Он родился в 1859 году в Иркутске в семье богатого купца-золотопромышленника. После окончания Иркутской гимназии переехал в Москву , где учился в университете. Впервые его стихи были напечатаны в 1882 году в газете «Восточное обозрение». В 1884 году вышел его сборник «Песни о Сибири». Затем появились роман «Золотые россыпи», сборники рассказов и повестей «Художники» (1894) и «В семье и вне семьи» (1895). На провинциальных и столичных сценах ставились драмы и комедии Михеева «Осень», «Тайга», «По хорошей верёвочке», «Ложные итоги», «Мать», «Весенняя дума», «Дочь-невеста», «Гёте в Страсбурге», «Арсений Гуров». Основные герои стихов Михеева в эти годы – сибирские рабочие, крестьяне-переселенцы, коренные народы. Ряд произведений посвящено вопросу места искусства в обществе. В конце 1890-х годов Михеев переехал в Ярославль, где прожил до конца жизни. В 1898 году стал активным сотрудником появившейся здесь крупной газеты «Северный край», с 1902 года был её главным редактором. Будучи главным редактором, активно публиковал в своей газете свои редакционные и публицистические статьи, статьи о политике, театре и литературе, иногда стихи и рассказы. В журнале «Нива» были опубликованы его роман «Тихие дела» и историческая повесть «В пурпурном покое священного дворца». Роскошным изданием с иллюстрациями М. Нестерова, В. Сурикова и Е. Бём вышел в 1895 году его роман «Отрок-мученик. Угличское сказание», повествующий об Иоанне Чеполосове. В 1899 году вышла повесть «Колдунья Марина» о ярославской ссылке Марины Мнишек. Остался неопубликованным роман о ярославской действительности «В хорошей школе».

http://ruskline.ru/history/2015/05/20/et...

Закрыть Не было среди экономистов в России человека с более ярко выраженным славянофильским мировоззрением Идеи С.Ф. Шарапова и современная Россия 02.10.2023 694 Время на чтение 9 минут Фото: reosh.ru «В своей статье “Экономика России от Сергея Витте до Сергея Шарапова”, посвященной золотому рублю, введенному в Российской империи в 1897 году, я говорил о Сергее Федоровиче Шарапове, главном критике золотого рубля на тот момент. Этот выдающийся российский деятель сегодня незаслуженно забыт. Однако многие его идеи сегодня кажутся очень актуальными», – такими словами начинается публикация «Идеи С.Ф. Шарапова и современная Россия» д.э.н., профессора, председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ) Валентина Юрьевича Катасонова, опубликованная на сайте РЭОШ. «Сергей Федорович родился 1 июня 1855 года в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии в родовитой дворянской семье. – продолжает автор. – В 1868-1872 гг. учился во 2-й Московской гимназии. Продолжил образование в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге. С началом боевых действий на Балканах отправился добровольцем на войну в Боснию. После войны с 1877 года работал за границей в качестве корреспондента ведущей санкт-петербургской газеты “Новое время”. Вернувшись осенью 1878 года на родину, вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в родной Сосновке. Прославился как изобретатель плугов новой системы, которые с успехом экспонировались на многих выставках (получил 16 наград, в том числе 10 первых). Основал в Сосновке мастерскую этих плугов. С 1905 года стал активным участником монархического движения. Выступил в качестве одного из учредителей Союза русских людей в Москве, создал Русскую народную партию. Был участником монархических съездов, часто выступал с докладами в Русском собрании. Был активным участником славянского движения, состоял вице-президентом Аксаковского литературного и политического общества в Москве. Занимался издательской деятельностью. Выпускал газеты “Русский труд”, “Русское дело”, “Сеятель”. Издал также “Московский сборник” (1887), куда, помимо его работ, вошли произведения М. Д. Скобелева, А. А. Киреева, Ф. М. Достоевского, И. С. Аксакова и др., сборник “Теория государства у славянофилов” (1898), включавший труды И. С. и К. С. Аксаковых, А. В. Васильева, А. Д. Градовского, Ю. Ф. Самарина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/ne...

Я пришла, святой отец! Счастья жизни скоротечной Вечный роковой конец. – Поп: – Если таешь ты в страданьи, Если дух твой изнемог, Но не молишь в покаяньи: Не простит великий Бог!.. 1829 Ангел По небу полуночи Ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. 1831 Романсы более 20 композиторов: А.Е. Варламова (1843), А.Г. Рубинштейна (1852), С.В. Рахманинова (1895), Н.А. Римского-Корсакова (1897) и других.  Ветка Палестины Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела? Каких холмов, какой долины Ты украшением была? У вод ли чистых Иордана Востока луч тебя ласкал, Ночной ли ветр в горах Ливана Тебя сердито колыхал? Молитву ль тихую читали, Иль пели песни старины, Когда листы твои сплетали Солима бедные сыны? И пальма та жива ль поныне? Все так же ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой? Или в разлуке безотрадной Она увяла, как и ты, И дольний прах ложится жадно На пожелтевшие листы?.. Поведай: набожной рукою Кто в этот край тебя занес? Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слез? Иль, Божьей рати лучший воин, Он был, с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и Божеством?.. Заботой тайною хранима, Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой! Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой… Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой. 1837 Романсы И С. Макарова (1863), Полины Виардо (1865), А Л Спендиарова, вокальный квартет (1903), С.В. Панченко, смешанный хор (1909), и других композиторов. Молитва Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Михаил Егорович Красножен (1860 – после 1919) Рецензии Церковное право Михаил Егорович Красножен Юрист, профессор церковного права Императорского Юрьевского университета. Биография Родился в Калуге. Окончил Калужскую гимназию (1881) с серебряной медалью и поступил на юридический факульттет Московского университета. Ещё на 4-м курсе он стал заниматься, под руководством известного канониста профессора А. С. Павлова, каноническим правом и за предложенное юридическим факультетом сочинение по этому предмету был награждён золотой медалью. По окончании (1885) курса в Московском университете со степенью кандидата, был оставлен при университете для приготовления к профессорской деятельности по кафедре канонического права, под руководством профессора А. С. Павлова. После сдачи магистерского экзамена, был командирован за границу, где пробыл 21/2 года. Большую часть этого времени Красножен провёл в Вене, собирая в богатой греческими рукописями Венской придворной библиотеке материал для своей магистерской диссертации. Кроме Вены, Красножен занимался изучением рукописей также в библиотеках Рима, Флоренции и Мюнхена. Результатом заграничной командировки явилась магистерская диссертация «Толкователи канонического кодекса восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон». По возвращении из-за границы (1892) был назначен приват-доцентом Московского университета и читал обязательный курс лекций церковного права студентам 4-го курса юридического факультета. Кроме того, Красножен в течение пяти лет был помощником присяжного поверенного (у А. К. Вульферта и Ф. Н. Плевако). Получил приглашение (1893) занять кафедру церковного права в Юрьевском университете в должности экстраординарного профессора; назначен и. д. ординарного профессора (1895) по той же кафедре. Состоит (с 1899) деканом юридического факультета и, кроме того, заместителем председателя Учёно-Литературного Общества при Императорском Юрьевском университете, заместителем председателя Общества для пособия нуждающимся студентам Юрьевского университета, заместителем председателя Русской Публичной Библиотеки, церковным старостой Православной университетской церкви. В 1897, 1901, 1902 гг. Красножен был командирован с научной целью за границу, где продолжал заниматься изучением греческих рукописей канонического содержания. Участвовал в заседании IV интернационального старокатолического конгресса (в Вене). Защитил в Казанском университете (1901) диссертацию «Иноверцы на Руси» на соискание степени доктора церковного права. Член Поместного Собора РПЦ (1918—1919). Дальнейшая судьба неизвестна. Поместил несколько рецензий в «Журнале Министерства народного просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В заключение нашей речи о постановке церковного пения в Алексеевском монастыре мы должны упомянуть об одном обстоятельстве, обусловливавшем собою благие результаты деятельности игуменьи Антонии в этой области, – ее любовно-материнском отношении к певчим. Она не только внимательно заботилась о всех насущных нуждах своих клирошанок, но даже находила возможным доставлять им некоторые удовольствия. Так в продолжение многих лет своего настоятельства в Алексеевском монастыре игуменья Антония имела обычай в день своего ангела – 10 июля угощать всех певчих особо для них устраиваемым обедом с фруктами. Любовь и материнские заботы матушки Антонии о певчих были настолько велики, что не оканчивались со смертью их, но и сопровождали их и в загробной жизни. Скорбя о потере кого-либо из своих певчих, она усердно поминала их в своих молитвах призывая в то же время к поминовению и лиц, знавших почившую. «Сочувствую Вашей скорби, матушка, в потере такого редкого голоса Вашего хора, писал ей архимандрит Иустин от 22 августа 1888 г. В последний раз нашего приезда я слушал этот голос и любовался им, не воображая, что она была больна и столько времени. Жаль ее и Ваш хор. В первый день Пасхи у нас отправляется после вечерни так называемая архиерейская панихида, на которой поминают почивших архипастырей, – помянем вкупе с ними и новопреставленную монахиню Варсонофию». Последние слова архимандрита Иустина были, можно думать, ответом на просьбу матушки Антонии помолиться об умершей. Игуменья Антония еще при жизни ее послушницею в Спасо-Бородинском монастыре имела большую любовь и усердие к женским рукоделиям. Почти все время, свободное от молитв и поручаемых игуменьею Мариею занятий, она проводила в вышивании различных вещей для церковного употребления, и, продолжая такие занятия почти до конца своей жизни, она достигла в этом деле большого искусства Признавая такой труд особенно приличествующим монашествующим, она старалась как можно шире развить его в Алексеевском монастыре. Золотошвейное искусство – по выработке главным образом предметов церковного обихода издревле было весьма распространено среди русских цариц и боярынь, живших в затворе в своих теремах и среди других затворниц монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Революционная финансовая реформа Александра II проведенная в 1860-64 гг., одним махом перечеркивает весь традиционный хозяйственный уклад. Россия начинает втягиваться в мировую экономику, т. е. в финансовую глобализацию. В 1860 г. учреждается Центробанк, выпускающий деньги. И сразу же «удивительным образом» денег в экономике начинает не хватать. Кредиты становятся дорогими! (Ничего не напоминает?) Банкиры-ростовщики радостно потирают руки: наконец-то настало их время!.. Стараниями близких ко двору «молодых реформаторов» (Штиглиц и др.) экономика России быстрыми темпами превращается в рыночную… Да-да! – все это , до боли знакомое , начиналось у нас более 150 лет назад. Следующий этапом становится финансовая «реформа» Витте (масона высокой степени, связанного с Фининтерном). В 1897 году Россия переходит на золотой стандарт… и моментально подсаживается «на иглу» золотых кредитов (ротшильды). При действительно бурном развитии экономики: строительстве железных дорог, заводов и т. д. (активы), страна быстро погружается в долговую яму (пассивы – обязательства по долгам). В результате к 1907 году Россия выходит на первое место в мире по государственному долгу. Иностранные инвесторы в большинстве отраслей захватывают более половины уставного капитала! Таким образом, пятидесятилетний «капиталистический эксперимент» при кажущемся прогрессе доводит страну до экономического тупика, за которым должна последовать потеря государственного суверенитета и превращение страны в полуколонию! Это к вопросу: «какую Россию мы потеряли?». Но главное – эти экономические противоречия накладываются на более серьезные противоречия ментального характера: большинство русского народа категорически не желает встраиваться «в такую» рыночную экономику! Согласно православному взгляду на мир – все, что связанно с банковским процентом, т. е. деланием денег «из ничего», – это грех. Причем такой, за который полагается отлучение от церкви. Именно поэтому буксует столыпинская «фермерская» реформа, поэтому государство насаждает капитализм сверху (в тяжелой промышленности), поэтому привлекаются европейские «инвесторы» . И поэтому же, подчеркнем, среди собственно российских капиталистов мы видим много нерусских: евреев, немцев, армян и других инородцев – за ними многовековой опыт банковского дела, предпринимательства и торговли. Они буржуазнее наших «буржуазных человеков».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/23/is...

Когда В. Вихров в статье «Рыцарь мечты» с самыми лучшими чувствами писал: «Удивляться надо не житейской неопытности Грина, не тем передрягам, которые претерпевает шестнадцатилетний мечтатель, попавший из провинциальной глухомани в шумный портовый город, а тому поистине фанатическому упорству, с каким пробивался он к своей мечте – в море, в матросы» , то этот восторженный пассаж мало соответствует действительности. Гораздо больше доверия оценке самого Грина. «Теперь я вижу, как я мало интересовался техникой матросской службы. Интерес был внешний, от возбуждающего и неясного удовольствия стать моряком. Но я не был очень внимателен к науке вязанья узлов, не познакомился с сигнализацией флагами, ни разу не спустился в машинное отделение, не освоился с компасом», – писал он на склоне лет, отделяя себя от своих смелых и настойчивых героев. Грин сделал всего несколько рейсов, самым интересным из которых было его единственное заграничное плавание в Александрию на судне «Цесаревич» весной 1897 года. После этого территорию России создатель Гринландии никогда не покидал, а о своем африканском путешествии замечательно написал в 1925 году в автобиографическом рассказе «Золото и шахтеры», опубликованном в «Красной ниве». «Когда еще юношей я попал в Александрию (Египетскую), служа матросом на одном из пароходов Русского общества, мне, как бессмертному Тартарену Доде, представилось, что Сахара и львы совсем близко – стоит пройти за город. Одолев несколько пыльных, широких, жарких, как пекло, улиц, я выбрался к канаве с мутной водой. Через нее не было мостика. За ней тянулись плантации и огороды. Я видел дороги, колодцы, пальмы, но пустыни тут не было. Я посидел близ канавы, вдыхая запах гнилой воды, а затем отправился обратно на пароход. Там я рассказал, что в меня выстрелил бедуин, но промахнулся. Подумав немного, я прибавил, что у дверей одной арабской лавки стояли в кувшине розы, что я хотел одну из них купить, но красавица арабка, выйдя из лавки, подарила мне этот цветок и сказала „селям алейком“.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Студентом первого специального класса Владимир Григорьевич сделал свое первое практически ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Изобретение было высоко оценено Дмитрием Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги " Основы фабрично-заводской промышленности " (1897). Принципы этой конструктивной системы используются и поныне. Курс В.Г.Шухов окончил в 1876 году с золотой медалью и как лучший выпускник училища сразу уехал в командировку в Соединенные Штаты. Здесь состоялось его знакомство с инженером Александром Вениаминовичем Бари, который, как член научно-технического совета ИМТУ, опекал русских студентов в США. В Америке, Шухову особенно понравилось, с какой скоростью осуществляются технические идеи и как заботливо опекает состоятельная общественность талантливых изобретателей. В это же время в США находился изучавший нефтяное дело Менделеев. Который, вернувшись из-за океана, сказал: " ...оставаться жить там - не советую никому из тех, кто ищет от человечества чего-нибудь, кроме того, что уже достигнуто... никому из тех, кто развились до понимания общественных задач. Им, я думаю, будет жутко в Америке " . Дважды - до и после командировки за океан - знаменитые ученые Жуковский, Орлов и Чебышев предлагали Шухову заняться " чистой наукой " . Но Шухов вежливо отказывался, повторяя: « Я человек жизни...» Правда, еще в юности он увлекся астрономией; впоследствии серьезно интересовался теорией относительности Эйнштейна, " самой необходимой наукой " называл историю. Одним из первых Шухов задумался о взаимосвязях биологии и техники. И после содержательных бесед с Н.И.Пироговым в 1877 году, два года посещал вольнослушателем лекции в Военно-медицинской академии, обогатившись пониманием самой совершенной " конструкции " , созданной природой, - человеческого организма. После Америки Шухов поступил в Управление Варшавско-Венской железной дороги начальником чертежного бюро. А в 1878 году возвратившийся из Америки инженер-предприниматель А.В. Бари, занимавший в то время пост главного инженера Товарищества братьев Нобель предложил ему отправиться в Баку. Выполняя заказы нефтяных компаний, Шухов в короткий срок на научной основе решил труднейшие проблемы отрасли. Стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России. Изобретенные им совершенные конструкции резервуаров, трубопроводов, насосов, нефтеналивных судов, нефтеперегонных аппаратов преобразили нефтяные промыслы Баку и другие нефтеносные районы мира,

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

А. Кандинского, выпускника Читинской гимназии, служившего в Верхне-Амурской золотопромышленной компании. Пройдя курс обучения, он в марте 1899 г. поступил на службу в торговую фирму «Токмаков, Молотков и К°» в Ханькоу. В октябре 1896 г. Иркутский генерал-губернатор в письме на имя Н. П. Шишкина предложил МИДу направить в Пекин в качестве стипендиата Илария Уфтюжанинова, обучавшегося вначале (1887–1892) в Томском реальном училище, а затем (1892–1896) – на специальных курсах Промышленного училища в Иркутске. В декабре того же года российскому поверенному в делах в Пекине было сообщено о зачислении на стипендию им. И. Е. Паргачевского предложенного выше кандидата 215 . В связи с тем, что один из будущих стипендиатов Сергей Синцов, окончивший в 1897 г. Иркутское промышленное училище, не дождавшись окончательного решения вопроса об отправке в Пекин, поступил на службу в г. Николаевск с обязательством отслужить три года, его место занял Константин Пискунов, который должен был отправиться к месту назначения в сентябре 1899 г. вместе с Н. И. Гомбоевым, начальником почтовой конторы в Пекине 216 . Примерно в это же время Министерство иностранных дел сообщило в цинскую столицу о назначении стипендиатом кяхтинского мещанина Н. И. Осипова, прошедшего полный курс обучения в Троицкосавском реальном училище 217 . Присутствие светских лиц в Пекинской Духовной Миссии,, все более приобретавшей черты миссионерского учреждения, не всегда и не всеми ее членами воспринималось должным образом. Это видно из телеграммы поверенного в делах А. И. Павлова, отправленной из Пекина 20 августа 1898 г. В ней говорилось: «Начальник духовной миссии арх. Иннокентий, уже ранее неоднократно высказывавший взгляд на неудобство содержания стипендиатов Паргачевского в духовной миссии в Пекине с возложением наблюдения за их занятиями на начальника, ныне обратился ко мне письменно, прося содействия в видах освобождения... миссии от возложенной завещателем обязанности... Нельзя не признать, что опыт первых шести лет содержания стипендиатов при духовной миссии очень мало оправдал ожидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010