Александр Иванович Гучков родился 14 октября 1862 года в Москве . Его прадед, выходец из крепостных крестьян, в конце XVIII века перебрался в Москву, где основал ткацкое производство, положив тем самым начало знаменитой купеческой династии; дед, помимо успешного ведения бизнеса, активно занимался общественной работой и в 1857 году был избран московским городским головой. Род Гучковых имел старообрядческие корни, но чтобы избежать ненужных проблем с московским начальством, дед Александра Ивановича перешел в единоверие, хотя и продолжал до конца жизни поддерживать старообрядцев. Отцом будущего политика был купец первой гильдии Иван Ефимович Гучков учредитель и руководитель Московского учетного банка; матерью православная француженка Корали Петровна (урожденная Вакье). Окончив с золотой медалью 2-ю Московскую гимназию (1881) и с отличием историко-филологический факультет Московского университета (1886), А.И. Гучков около года прослужил вольноопределяющимся в 1-м лейб-гвардии Екатеринославском полку. Выйдя в запас в чине прапорщика, Александр продолжил свое образование в Берлинском, Венском и Гейдельбергском университетах, где изучал историю и философию, государственное и международное право, политическую экономию, финансы и рабочее законодательство. Первоначальные планы молодого человека посвятить себя науке (Гучков готовил магистерскую диссертацию по творчеству Гомера) не реализовались, так как его деятельную натуру увлекла общественная работа. Уже в 1886 году Гучков стал почетным мировым судьей; в 189293 гг. принимал участие в оказании помощи голодающим Нижегородской губернии; в 1893-м стал членом Московской городской управы, а в 18961897 гг. товарищем московского городского головы; с 1897 г. трудился в качестве гласного Московской городской думы, являясь деятельным членом целого ряда думских комиссий. Занимался Гучков и предпринимательской деятельностью, являясь с 1901 года директором, а затем управляющим Московского учетного банка и председателем наблюдательного комитета страхового общества «Россия». Однако пойти по стопам своих предков он не захотел, коммерция привлекала его гораздо меньше общественной и политической деятельности, в связи с чем Гучков получил язвительное прозвище «неторгующий купец».

http://ruskline.ru/history/2016/06/21/st...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Человек большой государственной мудрости " Иван Щегловитов на службе Царю и Отечеству 01.05.2001 1534 Время на чтение 8 минут Охранители России Иван Григорьевич Щегловитов родился 13 февраля 1861 года в дворянской семье в Черниговской губернии. В 1881 году в двадцатилетнем возрасте он окончил Императорское Училище правоведения, окончил с золотой медалью. Щегловитов сделал типичную для государственного служащего карьеру. По окончании элитного учебного заведения Империи он начал службу при прокуроре Петербургского окружного суда. Вскоре стал секретарем при прокуроре Судебной палаты. В 1885 году назначен на должность товарища прокурора Нижегородского окружного суда, а весной 1887 года на аналогичную должность в Петербурге. В начале 1890-х годов Щегловитова перевели на службу в Сенат, затем он заведовал отделением в Министерстве юстиции, в 1893 году стал юрисконсультом, в 1894 году назначен на ответственную должность прокурора Петербургского окружного суда, а годом позже - на должность товарища прокурора судебной палаты. Молодой прокурор часто выступал в судах в качестве обвинителя. Много шума наделало его выступление по громкому делу о подлоге духовного завещания миллионера Грибанова. В 1897 году он был назначен товарищем обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената, а через три года - вице-директором 1-го департамента Министерства юстиции. Наконец, 6 апреля 1903 года 42-летний чиновник занял высокий пост обер-прокурора Сената. Как отмечали современники, его заключения по уголовным делам всегда отличались профессионализмом, основательностью и глубиной. Щегловитов принимал участие в составлении проекта дисциплинарного устава для служащих гражданского ведомства, а также в трудах комиссии по пересмотру законоположений по судебной части, для которой им была составлена объяснительная записка к проекту новой редакции устава уголовного судопроизводства, содержащая подробное историческое обозрение научного материала и законодательств русского и западноевропейских. В качестве представителя министерства юстиции был членом постоянного совещания при министерстве внутренних дел по вопросам предупреждения и пресечения публичного пьянства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

2. Арсеньев Н. Плач об умирающем боге. М., 1912. 3. Арсеньев Н. Пессимизм и мистика в древней Греции. — «Путь», 1926, 5. 4. Баз Ю. Политеизм древних греков. СПб., 1885. 5. Базинер О. Идея о прошедшем и будущем золотом веке человечества. — «Русская мысль», 1902, кн. XI. 6. Байбаков E. Из истории обоготворения монархов в античном мире. Баку, 1922. 7. Богачевский Б. Земледельческая религия Афин. Пг., 1926. 8. Боголюбов Н. Кризис мифологического сознания в Индии и Древней Греции. Нежин, 1912. 9. Брикнер М. Страдающий бог в религиях древнего мира. М., 1908. 10. Виллемс П. Бессмертие души и загробная жизнь в произведениях Гомера. «Гимназия», 1892, 11. Власгов Г. Теогония Гесиода и Прометей. СПб., 1897. 12. Воеводский Л. Введение в мифологию Одессеи. СПб., 1881..13. Воронцов E. Религиозно-нравственное значение трагедий Эсхила. — БВ, 1900, 14. Гайденко В. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении. — ВФ, 1969, 15. Гау Дж. Минерва. СПб., 1893. 16. Глаголев С. Греческая религия, ч. I. Сергиев Посад, 1909. 17. Дютшке. Олимп. Мифология греков и римлян. СПб., 1892. 18. Зелинский Ф. Древнегреческая религия. П., 1918. 19. Зелинский Ф. Харита; идея благодати в античной религии. — «Логос», вып. 1,1914. 20. Зелинский Ф. Идея нравственного оправдания. — В кн.: «Из жизни идей», СПб., 1908. 21. Зелинский Ф. Дионис в религии и поэзии. — «Русская мысль», 1915, июль. 22. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога. — «Новый Путь», 1904, 2, 6, 8, 9. 23. Иванов Вяч. Религия Диониса. — «Вопросы жизни», 1905, N8 6, 7. 24. Иванов Вяч. Древний ужас. — Сб. «По звездам», 1909. 25. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1922. 26. Кагаров E. Этюды по истории греческой религии. — «Филологические записки», вып. V—VI, Воронеж, 1905. 27. Кагаров E. Виды представления о душе в религиозном сознании язычества. — «Гермес», 1911, 28. Кагаров E. Кули фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913. 29. Казанский Б. Очерк развития идеи бессмертия в античности. — «Сб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/180261.html

[...] В это время, в 1897 г., с горячей проповедью о реальной помощи, более существенной, чем пассивное сострадание, выступил А.Н.Баранов. В ряде беллетристических очерков, напечатанных в «Камско-Волжск[ом] Крае» и доступных более широким слоям читателей, чем брошюра покойного д[окто]ра [В.Н.]Окорокова и специальных работ по трактуемому вопросу, [А.Н.]Баранов нарисовал горькую жизнь жертв общественного темперамента и причины их падения, и ту охоту, которую устраивают на девушек «любители клубничных развлечений» - в большинстве случаев почтенные старички или представители золотой молодёжи. И номера газеты с данными очерками, и первое издание книжки «В защиту погибших женщин», включавшее в себя их, расходились замечательно быстро и читались всеми, - и большинство сочувствовало автору, поднявшему голос на защиту погибших женщин, хотя, конечно, нельзя утверждать, что не было не сочувствующих. [...] Поставленная на сцене казанского театра вскоре после появления в печати очерков [А.Н.]Баранова Феломеевская «Злая яма» была яркой иллюстрацией к теориям о том, что проститутки рекрутируются из пролетарских классов, что безысходная нужда гонит девушек на «промысел». Никогда не приходилось видеть в театре столько публики: весь он был переполнен сверху донизу, все места, оркестр, проходы. Никогда с таким вниманием публика не слушала и не смотрела пьесы, как в те вечера, когда шла в первые разы «Злая яма»; никогда в театре не приходилось наблюдать столько истерик, как в эти вечера. Бьющий в глаза реализм «Злой ямы», её потрясающая правда схватывала зрителя, давила камнем ему на сердце и вызывала слёзы на глазах даже у самых чёрствых людей. «Злая яма» сыграла крупную роль в организации нашего общества, вызвав ещё большие симпатии к проекту [А.Н.]Баранова - организовать в Казани общество для защиты падших женщин и для предупреждения падения тех девушек, которым оно грозит в силу тяжёлых экономических обстоятельств. Проект [А.Н.]Баранова вызвал сочувствие почти всей периодической печати и перепечатывался всюду.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

I В июле 1897 года исполнилось 400 лет со времени первого формального проявления государственного Русского герба, непрерывно существующего с июля 3 1497 года и в основах одинакового с нынешним. Каждому русскому гражданину, сознательно относя­щемуся к основным историческим формам русского государственного строя, естественно почтит вниманием столь продолжительную долговечность отличительно русского символа, выдающегося своею особенной знаменательностью. А так как значение гербов вообще теперь мало известно, гербы же и отличительные гербовые флаги, как знамена государств, стали приобретать все большее и важное значение 4 то, прежде сообщения исторических сведений о русском государственном гербе, скажу хотя несколько слов о «гербе» и его значении вообще. «Гербом» называется эмблематическое или символи­ческое изображение, которое принадлежит и наслед­ственно передается роду, местности или государству 5 . Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дво­рянскому роду, и изображенных на щите 6 . Самое сло­во «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследствен­ность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или госу­дарству. В древней Руси герб и печать назывались знаменем. Так, например, читаем по летописи об этом так: «при великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце и оттоле прозваша деньги копейные 7 . Также издавна у Славяно-Руссов существовали и знамена и флаги гербовые или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между про­чими следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ива­новича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): „Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит); повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черные, писаны главы львовы золотом и серебром, опушки тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле пи­сано розными красками. По ерлыку написано: прапор боя­рина Никиты Ивановича Романова.” 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Ср. тему «света и цвета», «расцвеченности и цветения» в штампах советской песенной лирики: Друзья, вперед,//Нас жизнь зовет,//Наша Родина кругом  цветет.  (Л. Ошанин) Наше счастье в борьбе и в пути,//В том, чтоб Родине  ярче цвести.  (Л. Ошанин) Под  лучезарным  небосводом,//В  сиянье солнца золотом,  II  Как символ мира и свобо­ды,//  Алеют  флаги над Кремлем.//Родина моя,//Мирная, любимая!//Нерушимая, неприступная,//Родина моя! (Л. Ошанин) Где найдешь страну на свете//Краше Родины моей?//Все края земли моей  в расцве­те,  II  Без конца простор полей! (С.Алымов) Примеры взяты из сборника:  Песенник. 1964.  Москва. 80  Покровский, М.Н. 1920.  Русская история в самом сжатом очерке.  Части 1 и 2. Моск­ва. 81 Люлечник, В. 1995. Русский вопрос в России.  Новый журнал,  196, 359–370. 82 Поливанов, Е.Д. 1931.  За марксистское языкознание: сборник популярных лингвисти­ческих статей.  Москва. 83  Clark, Katerina. 1995.  Petersburg,  Crucible of Cultural Revolution.  Cambridge, Mass. 84 Селищев, A.M. 1928.  Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет. 1917–1926.  Москва. 85 Интересное собрание таких мифов можно найти в Пирогов, А.Е. 1897.  Русская военная сила. История развития военного дела от начала Руси до нашего времени.  Тт. 1, 2. Моск­ва. 86 «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду». 1Кор. 3:18 . 87 «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». Быт. 3:19 88 Поэтическую утопию труда как часть большевистской программы преобразования природы и человека см. Богданов, А. 1918.  Красная звезда.  Роман-утопия. Петроград. 89 О жертвоприносительном аспекте поклонения Родине, с точки зрения экономии сим­волического обмена в сталинской культуре, см. paбomy Merlin, Valery. 1999. «From General Economy to Great Economy: Thinking the Conditions of Russia».  Wiener Slawistischer  Almanach,  Band 43, 143–161. 90  Примеров  славословия  Родины («Родина, тебе я славу пою») — несчетное количество, например, тот, который мы приводим ниже (примечателен мотив «прославления Родины делами (а не словами)», еще одно заимствование из ап. Павла): Мы за Партией идем,//Славим Родину делами,//И на всем пути большом//В каждом деле Ленин с нами. (Л.Ошанин).

http://azbyka.ru/kniga-o-rodine

Спокойный образ Христа, контрастирующий с возбужденными фигурами обвинителей, разворачивает взгляд зрителя к толпе, вернее, к лидеру толпы — фарисею-обвинителю. Фигура Христа несколько смещена влево, но не произвольно, а в соответствии с правилом золотого сечения: расстояние от левого края картины до Христа составляет треть общего расстояния. Тем самым создается композиционный узел, объединяющий трех главных героев картины: Христа, оправдывающего грешницу, фарисея-обвинителя и саму женщину, в страхе ждущую своей участи. Композиционный центр картины — точка в пространстве, в которой встречаются взгляды этих трех персонажей. Апостолы со стороны Христа и толпа позади фарисея — словно кулисы для разыгрывающейся на наших глазах драмы. Вся сцена происходит на фоне Иерусалимского Храма. Его белые стены и уходящие вверх ступени создают ощущение, что здесь вершится не человеческий суд, а Суд Божий. Полотно было представлено на XV выставке передвижников, которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. Прямо на выставке картину приобрел император Александр III. Некоторое время она находилась в Зимнем дворце, а в 1897 году, когда был образован Русский музей, ее передали в музейную коллекцию. Евангельский цикл «Из жизни Христа» Погружение в Евангелие захватило Поленова полностью. Он уже не мог удовлетвориться одной, пусть и значительной картиной. После полотна «Христос и грешница» Поленов написал еще ряд картин на евангельскую тему: «На Генисаретском озере» (1888), «Думы» (1894), «Среди учителей» (1896). И постепенно в нем рождается замысел создать живописный аналог Евангелия. Одновременно с работой над серией картин Василий Дмитриевич писал книгу «Иисус из Галилеи». Создание цикла картин «Из жизни Христа» Поленов считал главным делом своей жизни. Этот грандиозный замысел так увлек художника, что вытеснил его занятия пейзажной живописью и жанром и даже успешную педагогическую карьеру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Задуманный Поленовым цикл картин «Из жизни Христа» включал 72 картины, выстроенные по хронологическому принципу.

http://e-vestnik.ru/culture/vasilii_pole...

Соответственно формируются три основных русских субэтноса - великороссов, малороссов, белороссов - насельники Великой, Малой и Белой Руси. Восточная часть Руси попадает под влияние Золотой Орды, здесь начинается борьба русских княжеств за лидерство в регионе. В итоге Москва одолела своих заклятых соперников и Волго-Окское междуречье становится эпицентром русского, а позже с 1612 г. русско-евразийского этногенеза. К исходу 16 века русские земли в основном объединятся, русские выходят за границы местообитания за Волгу на востоке, в Дикое поле на юге. Также пытаются пробиться в Прибалтику. Закончилось второй этногенетической бифуркацией или гражданской войной начала 17 века - русской Смутой. 3. В начале 17 в. русский этнос входит в период зрелости, имперских амбиций. Расширяя территорию обитания до макси- мально возможного - от Карпат до Тихого океана, от морей Ледовитых до Закавказья, Иранского нагорья и монго- льских степей на юге. Через кровнород- ственные связи с народами Северной Евразии превращая этническое в суперэтническое. Через социально-экономическое создавая основы государства имперского типа. Русские расходились на занятые земли, смешивались с местным населением, тем самым закладывая основы русско-евразийского этногенетического поля. На момент переписи 1897 г. в Российской Империи проживало 74% русских, остальные из других народов. Век 19-ый был временем всемерного ускорения, усиления этногенетических процессов. Что выражалось взрывным ростом населения, повышением его мобильности, массовым перетоком крестьян из деревень в города и на восточные и южные окраины государства, усилением смешения русских из разных регионов между собой и с народами Северной Евразии. Такая ситуация вызывала размывание русского среди североевразийского. Ослабление русского этногенетического начала негативно сказалось на духовном состоянии русского народа. Ещё одним фактором ослабления и разрушения русского начала стала революционизация российского общества. Если вначале она представляла собой естественную реакцию этногенетического характера на централизацию государства, унификацию жизни общества, массовую русификацию нерусского населения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Скажи же нам, угодник Божий, какими дарами почтим тебя? Какие блага ценишь ты? Какие жертвы приятны тебе? – Хочешь ли, мы принесём к ногам твоим золото наше, из серебра устроим покров над тобой, жемчугом и камнями дорогими украсим твой образ? – „Нет, говорит преподобный, – нет, от юности я не был златоносцем, – от юности..., а в старости тем паче желаю в нищете пребывать“, – так ответствовал он святителю Алексию, отказываясь от золотого наперсного креста („Житие препод. Сергия“ – архим. Никона, стр. 151). – В старости..., однако это было на земле, – но и тогда он не сбирал себе сокровищ, ибо всегда помнил, что здесь их тля тлит и татие подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ); он знал, что вещественное достояние земное быстро проходит: и одежды изнашиваются, и золото ржавеет, и всякое другое вещественное благо истребляется временем и пропадает. Это мы – люди ценим выше всего наше золото, наши деньги, – а он старался лишь о том, чтобы собрать себе сокровище небесное, которое ни червь, ни тля тлит, ни татие ни подкапывают ни крадут ( Мф.6:20 ). „Впрочем, принеси, говорит преподобный, – принеси и дай мне золото твоё, ибо это будет всё-таки лучше, чем если ты употребишь его на злое дело. Дай мне золото твоё, а я дам приют бесприютному, упокою странника, накормлю голодного, воспитаю сироту, подниму падшего: твоим золотом я покрою верхи моих обителей, твоим серебром и жемчугом я украшу мои храмы, уставлю в них лики иноков и хоры песнословцев, я покажу иноплеменникам благолепие богослужения православного, я привлеку неверных к Богу христианскому, как древняя Византия привлекла к себе тво- —171— их предков, – славян; я зароню любовь к отечеству нашему в сердца, иностранцев, толпами приходящих сюда; наконец, если потребуется, твоё золото я отдам на пользу общую в тяжёлую годину гнева Божия, как многократно делала это обитель моя в былое время. Мало того, я воспитаю духовных мужей, которые по лицу земли нашей построят новые обители и разнесут – распространят повсюду заветы мои. Помнишь ли древние дни, когда я воспитал Михея, Никона, Павла Обнорского, Кирилла Белоезерского, Савву Звенигородского, Андроника, Епифания и многих других; посмотри и ныне вокруг меня и ты увидишь Вифанию, Гефсиманский скит и киновию, пустыню Параклита и т. д. Всё это – дети мои, но без жертв доброхотных они не явились бы в этой пустыне, где прежде бродили лишь дикие звери и не было живого человека. Поэтому дай мне золото твоё, и тогда говори: Преподобне отче Сергие моли Бога о нас!“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010