На северной: „Зде же в пепле обретена икона Пресвятыя Богородицы, неповрежденная всепоядающим огнем и предъизвестившая нашествие латин на обитель сию. Сей памятник сооружен в лето 1873; месяца июня 12 дня“. И как нам всем, православным вообще и насельникам Святой Горы Афонской в особенности, не радоваться, когда Сама Царица Небесная, наша верховная Игумения, Промыслительница и Назирательница, благоизволила чрез один из многочисленных Своих дивных и благодатных образов в Своем земном Уделе, Своим гласом от него, предупредить нашествие на оный кровожадных латин и иже с ними единозломудренных и сим явно показать нам, а чрез нас и всем другим, отпадшим и отторгнутым, что они действительно уклонились и отпали от истинной веры христианской, сохранившейся лишь в Святой Соборной Апостольской Церкви на Востоке. „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою и Тобою – с нами! Радуйся, кровожадных латинских стремлении наказательнице! Радуйся, заблуждших обличительнице! Радуйся, гору Афонскую иконами Твоими облагодатствовавшая и святою ей достойно нарекшеюся! Радуйся, многими чудесами и дивными знаменьми их ознаменовавшая и прославльшая! Радуйся, и Сама чрез них от восток солнца до запад прославлыпаяся и прославляющих Тя прославляющая! Радуйся, иноков Афонских хранительнице! Радуйся, несомненное наше упование! Радуйся, всех православных славо и утешение! Радуйся, Обрадованная! Радуйся, Благодатная! Радуйся, всех радостей Радосте!“ Празднование Пресвятой Богородице ради этой Ее святой иконы в России и повсюду, где есть списки подобия этой иконы, в особенности же в последнее время присланныя в дар и во благословение с Афона, в благодатную помощь на врагов и гонителей Православия, совершается и должно совершаться 10 октября в день страдальческой кончины святых 26 преподобномучеников Зографских. На Афоне имеется нарочито составленная полная бденная служба в честь и похвалу Богоматери и в обличение латиномудрствующих. Путь к монашеству и священству Так был перейден последний рубеж в возвращении святого в истинную веру самый важный рубеж в его жизни. После неоднократных посещений России он принял истину Православия глубоко в душу, но в этой уверенности была также и сильнейшая любовь к Руси, чувство причастности к великому. Александр был честен сам с собой и понимал, что Православие неотделимо в его сознании от русскости, поэтому для него было особенно важно посетить древнейшие центры христианства, чтобы убедиться, что любовь к Святой Руси, чувство народного единства, то есть сознание национальное, не влияет на его важнейший в жизни выбор. Только поэтому святой несколько лет медлил с окончательным переходом в Святое Православие, пока не убедился собственными глазами, при сошествии Благодатного Огня на Гроб Господень, что Православие не только русская вера, но и вера единственная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первое письменное упоминание о монастыре под именем Зограф встречается в первом афонском Типиконе Иоанна Цимисхия. Говорится в нем и об игумене по имени Георгий. Однако история почти ничего не говорит о судьбе монастыря вплоть до XIII века. Причиной тому – пожары, уничтожившие монастырские архивы. К этому времени обитель уже почти полностью населена болгарскими монахами. По странному стечению обстоятельств, император Михаил Палеолог, щедро изливавший свои милости на Зограф, в конце XIII века вместе с Патриархом Иоанном Векком прилагал все усилия, чтобы принудить насельников Святой Горы принять унию с Римом. 10 октября 1276 года в монастыре Зограф были сожжены латинянами 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом. Этому предшествовало знаменательное событие. На расстоянии получаса ходьбы от Зографа подвизался в уединении старец. Однажды, стоя перед иконой, он читал акафист Божией Матери. Вдруг подвижник услышал голос, исходивший от образа: «Иди скорее, возвести братии, чтобы заперлись, потому что скоро на обитель нападут богопротивные латиняне, икону же Мою оставь здесь». Старец поспешил в монастырь и вдруг увидел, что образ, оставленный им в келье, стоит над вратами обители. Когда он поведал о случившемся братии, игумен Фома посоветовал убоявшимся мучений удалиться из Зографа вместе со священными сосудами, сам же с оставшимися верными заперся в монастырской башне, взяв туда и икону Божией Матери. Вскоре и в самом деле явились латиняне, сопровождаемые вооруженными униатами. И начался необычный богословский спор между монахами и латинскими священниками, сопровождавшими войско. В конце концов, пришельцы разложили под башней костер. Так приняли мученические венцы зографские насельники и четверо мирян-послушников. Униаты также разграбили обитель и сожгли некоторые постройки и посевы. Замечательно и то, что среди обгоревших руин была обретена та самая чудотворная Богородичная икона, нимало не пострадавшая от огня. Теперь она стоит в иконостасе одного из параклисов обители. Сожженная башня стояла в монастырском дворе до 1873 года, пока не обветшала; на ее месте установлен памятник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В настоящее время в большинстве храмов Болгарской Православной Церкви в богослужении присутствуют как церковнославянский, так и болгарский язык, причём распределяются эти языки, как правило, следующим образом: то, что читается (и прежде всего Священное Писание , то есть Евангелие, Апостол и паремии), читается по-болгарски, то, что поётся, – по-церковнославянски. Такой способ сосуществования двух языков объясняется прежде всего тем обстоятельством, что на болгарский язык практически не переведена гимнография (Минея, Октоих, Триодь): как и в XVIII–XIX веках, в наши дни в болгарских храмах используются русские издания этих богослужебных книг. Описанное положение в отдельных случаях нарушается: так, в Софии имеются храмы, где богослужение совершается исключительно на национальном языке; в то же время существуют приходы, где преобладает церковнославянский язык (однако Писание везде читается по-болгарски). Формальное решение о возможности и желательности служения на болгарском языке принял IV Церковно-народный собор (2–4 июля 1997 года), постановив: «Поощрять использование современного болгарского языка в богослужении» 191 . Однако реальное использование этого языка в богослужебной практике относится, вероятно, к значительно более раннему времени. Так, служебное Евангелие на болгарском языке было напечатано в городе Русчук священником Ненчо Несторовым ещё в 1865 году. В 1908 году Охридский митрополит Борис издал в Константинополе Требник на болгарском языке, а в 1910 году – Служебник с параллельными церковнославянским и болгарским текстами. В 1925 году после двадцатилетней работы над переводом увидело свет так называемое Синодальное издание Библии. В последующие годы выходят и другие богослужебные книги: Апостол, Паремийник, Часослов, Малый Требник, Служебник. Как уже отмечалось, непереведёнными остаются наиболее значительные по объёму книги – Минея, Октоих, Триодь (Постная и Цветная), существенная часть Большого Требника. Напротив, практически исключительно на болгарском языке издаются молитвословы и акафистники 192 . Как минимум, два акафиста, изданных в последние годы (Евфимию, Патриарху Тырновскому 193 и 26-ти Зографским преподобномученикам) 194 ,– оригинальные тексты, написанные по-болгарски. О создании служб на болгарском языке авторы сведениями не располагают.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 – Прмч. Иларион Критянин, Афонский († 1804, память 20 сентября) Святой Иларион был родом с Крита, мирское имя его было Иоанн. Воспитанием его занимался дядя врач, который не захотел посвящать мальчика в тайны своей профессии. Через некоторое время Иоанн покинул дом дяди и устроился в помощники к некоему торговцу в Хиосе. Тот заподозрил Иоанна в мошенничестве с деньгами. Под страхом казни юношу принудили принять ислам. Его помиловали, одели в красивые одежды и передали на обучение хожде. Но Иоанн вымолил у Бога возможность побега и сбежал в Крым. Но совесть не давала ему покоя за отречение от веры. По совету других христиан, он последовал на Святую гору Афон, где сначала поступил в скит св. Анны, а затем стал послушником некоего иеромонаха, который был учеником прпмч. Луки Митиленского Одринского (см. 23 марта). Позже старец постриг его с именем Иларион. Через несколько лет Иларион объявил старцу, что готов твердо исповедовать Христа. Он отправился в Стамбул, где приел в храм, помолился, причастился св. Христовых Таин. Затем Иларион предстал перед агой и исповедовал Христа. После долгих мучений святой был обезглавлен. От помазания кровью святой главы мученика исцелилась восьмилетняя бесноватая девочка. 22 Преподобномученики Зографские (Афонские) Тропарь, глас 1: Тревеличайшия светильники,/всех преподобномученик Богоизбранный полк,/двадесять и шесть Божественныя обители Зографския отец, почтим,/прелесть латинскую обличившия/и насильственно во огни скончавшияся;/Фому пастыреначальника, священнаго Варсонофия,/достославнаго Парфения и прочия, подвизавшияся,/сошедшеся, песньми почтим,/сии бо Троицу Святую/присно о нас умоляют. Краткое сказание о страдании Зографских преподобномучеников В 1274 году на Соборе в Лионе Византийский император Михаил VIII Палеолог решил укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом – унией. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 году издал указ вводить унию в Византии хотя бы даже и насильственными мерами.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Саввы; это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии. Святитель Никодим управлял Сербской церковью восемь лет; и, следовательно, скончался в мае 1325 г. Пред иконостасом Печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца. (Память святителя вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям – 30 августа). 13 Прпп. отцев, монахов Иверского монастыря, замученных латинами b XIII веке (память 13 мая) Император Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болгарским царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (о этом повествует «Сказание о нашествии папистов на Святую гору Афонскую»). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском монастыре униаты встретили сопротивление; около 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии». Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе… все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; некоторые остались на Афоне и приняли монашество. Прп. Иоанн Святогорец, Иверский (Афонский) († 998, память 13 мая, 12 июля) Богоносный отец наш Иоанн был родом из Иверии (Грузии), из области Тао, происходил от царского рода иверского и славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и вся, яже в мире, и, приняв на себя иноческий образ, подвизался сначала в находящихся в Иверии монастырях.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Киевского и всея Руси Петра , принадлежащее перу его преемника митр. Киприана ( Ангелов. 1958. Т. 1. С. 159-176; Дончева-Панайотова. 1981). После XV в. на долгое время прекратилось создание новых житий преподобных. В XVII в. мон. Памфилий составил Житие прп. Пимена Зографского ( нач. XVII в.), иконописца и книгописца, мн. годы подвизавшегося в Зографском мон-ре, а затем в разных обителях в Болгарии, преимущественно вокруг Софии. Сохранилась единственная копия его Жития с афонского списка 1683 г. ( Динеков. 1954). Жития болг. преподобных, подвизавшихся на Афоне, напр. Козмы Зографского , помещены в т. н. Афонском патерике, через посредство которого они и распространялись до кон. XIX в. ( Партений. 1979. Т. 2). III. Мученичества. В древнеболг. лит-ре присутствуют гл. обр. переводные мученичества. Канонизация мучеников в Болгарии до нач. XV в. не происходила, за исключением Зографских преподобномучеников , сожженных в пирге мон-ря в 1274 (1275 или 1276) г. за сопротивление введению на Афоне унии. Время возникновения их Мученичества точно неизвестно (между кон. XIII - нач. XIV в. и XVI в., т. к. единственный его список находится в ркп. 2-й четв. XVII в.). Несмотря на небольшой объем текста, его автор демонстрирует хорошее знакомство с лит. принципами дометафрастовских мученичеств (в т. ч. прослеживается влияние Жития 40 Севастийских мучеников). В тексте сохранились важные исторические сведения (о сгоревших 193 книгах, о церковной утвари и ценностях, подаренных болг. царями). В нач. XV в. Григорий Цамблак в качестве пресвитера соборной молдовлахийской церкви в Сучаве принял участие в перенесении мощей пострадавшего за Христа трапезундского купца вмч. Иоанна Нового Сучавского из Аккермана (ныне Белгород-Днестровский) в Сучаву и написал его Мученичество и проложное Житие (т. н. Афлисис - см.: Яцимирский. 1898. С. 74; Темчин С. Ю. Гимнографическое творчество Григория Цамблака: Вильнюсский список службы с житием Иоанну Новому Сучавскому 2.VI//Krakówsko-Wilenskie studia slawistyczne.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Монастырь Зограф (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Зограф — болгарский монастырь на Святой Горе Афон, 9-й в иерархии афонских монастырей, посвящён св. Георгию Победоносцу; один из трёх традиционно славянских по составу насельников. Монастырь Зограф (болг. Зографски манастир; греч. Μον Ζωγρφου) расположен в западной части полуострова, в 3 км от моря, в живописном заросшем лесом ущелье. Ближайшим соседним монастырем является Костамонит , расположенный в 3 км от Зографа. Существующие теперь здания сооружены преимущественно в XVIII — XIX веках. Содержание История [ править править код ] Название Зограф значит Живописец. Основан в царствование Льва Философа тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем (Ζγραφος) и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Монахи из Лидды пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители. При Михаиле Палеологе Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. 10 октября 1276 года в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом. Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году. В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, был взят штурмом греками; болгарские же солдаты как военнопленные были увезены в Грецию. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Зогр...

Вышла антиэкуменическая книга известного болгарского богослова София, 11 сентября 2014 г. Вышло из печати новое богословское исследование иеромонаха Виссариона, насельника монастыря св. вмч. Георгия Зографа — болгарской святой обители в саду Пресвятой Богородицы, Святой Горе Афон, сообщает официальный сайт Болгарской Патриархии. Полное название книги иеромонаха Виссариона — «Краткая апология православного христианства от наветов экуменического синкретизма». У нее имеются следующие подзаголовки: «Анализ совместной декларации патриарха Варфоломея и папы Франциска от 25 мая 2014 г. Некоторые размышления о всеправославном соборе 2016 года». Издание святой Зографской обители имеет целью предоставить православным христианам и всем будущим читателям актуальный материал для размышлений на тему так называемого «экуменического диалога любви». Автор анализирует экуменическое движение в свете святоотеческой богословской, исповеднической и мученической традиции и оценивает его как глобальный обман, ведущий к опасным искажениям апостольской веры. Иеромонах Виссарион посвящает книгу святым 26-ти преподобномученикам Зографским, исповедникам Святого Православия, живьем сожженным на Святой Горе Афонской в 1276 году руками римо-католиков и униатов. Автор надеется, что данный богословский труд будет полезен всем желающим исповедовать истинную православную веру, укрепляться и спасаться ею. Напомним, что Болгарская Православная Церковь вышла из экуменического движения и Всемирного совета церквей в 1998 году. К книге прилагается переведенное на болгарский язык «Исповедническое послание — изобличение папской и экуменической ереси» двух митрополитов Греческой Православной Церкви: Андрея, митрополита Дриинуполя, Погониана и Коницы , и Серафима, митрополита Пиреи и Фалиро Иеромонах Виссарион — первый эпитроп Зографского монастыря на Святой Горе Афонской. Он окончил факультет международных экономических отношений болгарского Университета национальной и мировой экономики, затем изучал богословие в Софийском университете им. св. Климента Охридского. Его магистерская диссертация представляет собой богословский анализ личности и деятельности болгарских оккультных лжеучителей Петра Дынова и Ванги.

http://pravoslavie.ru/73527.html

Вышел в свет 20-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 26 июня 2009 г. 17:23 В 20-м томе закончена публикация статей на букву «З», начатая в 19-м томе энциклопедии, и положено публикации материалов на букву «И», которые, как ожидается, будут весьма многочисленными. Открывает том статья священника Александра Берташа, посвященная Зверину Покровскому монастырю — одной из древнейших обителей Великого Новгорода, богатой памятниками церковной старины. Монастырскую тему продолжает статья о другом выдающемся памятнике древнерусского церковного зодчества — Зеленецком Троицком монастыре Санкт-Петербургской епархии, также подготовленная отцом Александром Берташем в соавторстве с иеродиаконом Антонием (Козиным). В 20-м томе читатель также найдет статьи, посвященные таким известным монастырям Русской Православной Церкви, как основанная старцем Зосимой (Верховским) Зосимова женская пустынь (Наро-Фоминский р-н Московской области), Ивановский Введенский женский и Ивановский Успенский мужской монастыри. Еще об одной обители Ивановской епархии — Золотниковской Успенской пустыни — можно узнать из отдельной публикации 20-го тома «Православной энциклопедии». В нем также размещены материалы о Злоцком Георгиевском монастыре (Молдавия) и двух Знаменских женских обителях — в Днепропетровской и Корсунской епархиях (один из монастырей расположен на территории Украины, другой — во Франции). Ряд статей 20-го тома рассказывает о монастырях других Поместных Православных Церквей. Так, например, в томе присутствуют публикации, посвященные древним грузинским монастырям Зеда-Вардзиа и Зедазени, болгарскому Земенскому монастырю св. Иоанна Богослова, обители Зербица (Элладская Православная Церковь). Обширная статья рассказывает о знаменитом болгарском монастыре Зограф на Святой Горе Афон и его многочисленных святынях и художественных памятниках (автор — Л.К. Масиель Санчес). Отдельная статья посвящена преподобномученикам Зографским — афонским болгарским монахам, пострадавшим за отказ принять унию с Римом во 2-й половине XIII в.

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Святые мученики Карейские пострадали в 1280 году от латинян, разорявших Святую Гору. Прот был повешен, а иноки, жившие вокруг Карей в келлиях, усечены мечом. 26 преподобномучеников Зографских с игуменом своим Фомой были сожжены латинянами в пирге (башне). Ватопедские мученики. Одни из них были убиты, а иные повешены за веру Православную. Иверские мученики также пострадали от латинян. Одних потопили вместе с кораблем в море, а других продали иудеям в Италию. Еретики требовали изменить Символ веры , брить бороды, но Матерь Божия наказала отступников веры тем, что разрушились стены Ксиропотама и прекратилось чудесное исцеление больных. Святитель Евстафий, архиепископ Сербский, еще в юности принял иноческий постриг и проводил строгую и безмолвную жизнь в Хилендарской обители. Свт. Евстафий был игуменом этой обители, а позднее семь лет управлял Сербской Церковью , совершая знамения и чудеса. Преподобный Дамиан Есфигменский был суровым и ревностным подвижником и строго хранил заповеди. 23 февраля/8 марта 1280 года он отошел в вечные обители. И Бог за благочестивую жизнь прославил его, и от гроба прп. Дамиана далеко исходило благоухание. Блаженный Симеон Мироточивый подвизался на Афоне, где слезами покаяния обновил внутреннего своего человека и стяжал любовь и рассуждение. Он поселился в скале и терпел брань от сатаны. За подвиги и смирение получил дар прозорливости и основал по повелению Владычицы Богородицы обитель. Прп. Симеон обратил в христианство разбойников-сарацин. Перед кончиной он завещал своим ученикам хранить миролюбие, страннолюбив, молчание. Почил 28 декабря/10 января 1287 года. Бог прославил его после смерти многими чудесами. Преподобный Григорий Византийский просиял на Афоне равноангельским своим житием в лавре прп. Афанасия. Он был наставником в трезвенном любомудрии свт. Григория Паламы и удостоился принимать пищу из рук ангельских. Преподобный Григорий Синаит изучил Священное Писание и, став иноком, сначала жил на Кипре, потом на Синайской горе, любил молитву, питался только хлебом и водой. Был в Иерусалиме. На острове Крит старец Арсений научил его умносердечной непрестанной созерцательной молитве Иисусовой. И он долго со слезами молился и познал высшие и благодатные состояния. Когда душа озаряется светом, благодатью, любовью и отрешается от всего земного, то переживает воскресение и становится световидной и прозорливой. И прп. Григорий стал учить своих учеников умному трезвению, смирению и благодатной молитве, чтобы души их стали сокровищем всех добродетелей. Со своими учениками преподобный воздвиг на горе близ Андрианополя большой монастырь. Прп. Григорий для многих стал чудным наставником умного делания, безмолвия, созерцания и восхождения на высоту благодатного озарения светом богопознания. Блаженная кончина его последовала 8/21 августа 1310 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010