—405— и непреоборимо для царства зла, – его сыны суть блаженные и непобедимые подвижники правды, добра, любви, – его Царь есть Богочеловек-Эммануил, Владыка души и тела, жизни и смерти людей, земли и неба, демонов и ангелов, всех стихий природы и тварей, – Сын Бога Живого и Господь Давида. Эти истины преимущественно раскрываются во втором отделе евангелия 573 . Христос как носитель немощей и болезней человеческих Изложение частных событий царственно-мессианского служения Спасителя евангелист открывает чудесным освобождением людей от страданий зла, частнее – от немощей и болезней телесных, указуя в этом исполнение пророчества Исаии об Отроке Иеговы, вземлющем немощи наши и несущем болезни наши (8:17 ср. Ис.53:4 и Ин.1:29 ). Чем сильнее чувственно-националистический эгоизм иудаизма разжигался мечтаниями фарисействующего зилотизма о внешних поразительных деяниях ожидаемого Мессии-царя для освобождения Израиля от внешнеполитического гнета язычников и от чувственно-телесных бедствий (голода, болезней, угнетения политического, социального и семейного и пр. и пр.), тем важнее было для Евангелиста направить сердца своих соплеменников на другую, предвозвещенную в Ветхом Завете и не безызвестную лучшим представителям раввинизма, нравственную задачу царственного служения Мессии – внутреннее очищение и духовное возрождение самого человека, как на условие его истинного блаженства и действительного спасения, поскольку настоящею причиною всех страданий человечества внеш- —406— них и внутренних – служит грех человека. Притом и по степени чудотворности (в отношении, конечно, к человеку, а не к всемогуществу Бога) исцеление человека должно стоять выше других чудес. Божественное всемогущество не может, конечно, иметь никаких ограничений, так что, например, истребление людей водою или огнем, потопление войска Фараонова, умерщвление первенцев Египетских и небесная манна для божественного всемогущества одинаково легки, как и укрощение бури, изгнание беса из человека и воскресение мертвеца. Но при исцелении телесных и душевных страданий человеческих, как необходимых следствий греха и явлений нравственно-волевых, божественное всемогущество может или волит действовать только под условием нравственно-волевого содействия со стороны исцеляемого и спасаемого. Насилие здесь было бы противно началам действенности божественного всемогущества. Всемогущий Бог совершил чудо создания мира посредством Своего Слова – Сына, независимо от воли еще не существовавших тварей: но спасти согрешившего человека мог уже только Сам ставший человеком Сын Божий, дабы возбудить в нравственно-разумном существе волю к отвержению зла и спасению. Таким образом создать человека Бог мог без человека, но спасти человека Он не мог и не может без человка, почему Сын Божий должен был стать человеком и возбуждать веру в человеке 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Господь увидит коголибо, что он удерживает себя от развлечений мира, решился служить Ему со страхом: то подаёт ему деятельную помощь от Своей благодати. Но что делать Богу с тем, кто добровольно предаёт себя миру, идёт вслед его похоти 402 ? «Поскольку Господь, обращаясь к Иерусалиму, сказал: колькраты восхотех собрати чада твоя, и не восхотесте ( Лк.13:34 ); то мы должны веровать, что Он сам нас собирает к Себе и требует от нас одного расположения (следовать за Ним). Но чем докажем сие расположение, если не произвольными трудами» 403 ? Человек должен принуждать себя по всякой добродетели; тогда он удостоится и помощи от благодати 404 . Но и тогда, как человек удостоится благодати, свобода его не стесняется. «Дабы и по принятии благодати видно было, к чему воля человека стремится и на что соглашается, для сего природа остаётся тою же самою; суровый (σκληρς) и остаётся суровым, а мягкий мягким. Случается, что человек простой, духовно возродившись, делается мудрым, и ему открываются сокровенные тайны, но по природе своей он остаётся простым. Иной, будучи суров от природы, предаёт волю свою на угождение Богу, и Бог приемлет его; но природа его остаётся суровою, хотя и благоволит к нему Бог . Другой кротких нравов, смиренный, добрый предаёт себя Богу, и Господь приемлет его: но если постоянно не пребывает в добрых делах; то Бог не благоволит к нему» 405 . Человек должен содействовать благодати, иначе, она останется бесплодною в нём, или совсем удалится. «Как богачи земные, – говорит св. Макарий, – хотя и много плодов соберут в житницы свои, однако ежедневно снова трудятся, чтобы не обнищать, а более разбогатеть; ибо, если понадеются на богатство, лежащее в житницах, и не будут стараться приумножать его, но станут расточать собранное, то скоро впадут в бедность и нищету; посему, не смотря на свои приобретения и приращения, должны ещё трудиться и собирать, чтобы не обнищать: так должно быть в христианстве с теми, кто вкусит благодати Христовой. Но ежели душа будет неисправна в своём служении, и ежели не станет угождать Богу ни повиноваться Его воле, и не будет содействовать благодати Духа: тогда с срамом и поношением изгоняется, как бесчестная, и отлучается от жизни, как непотребная и неспособная к соединению с Царём Небесным» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Таким образом, все мы рождаемся при повивальной бабке – идолослужении, когда сами материнские утробы, обвязанные сделанными перед идолами священными повязками, объявляют своих отпрысков посвященными демонам, когда при родах взывают к Луцине и Диане, когда в течение всех семи дней Юноне предлагается трапеза, когда в решающий день призываются Судьбы Скрибунды 405 , когда даже первый шаг младенца по земле посвящен богине Статине 406 . 3. Кто после этого или всю голову сына не посвящает греху, или не выдергивает какой-нибудь волос, или все их не срезает бритвой, или не клянется ею совершить жертвоприношение, или запечатлевает жертвой, – в качестве родового, наследственного, общественного или частного обета? Так и Сократа, когда он еще был ребенком, нашел бесовский дух; так и за всеми людьми закрепляются «гении» (это – имя демонов). К тому же почти никогда рождение не бывает чистым (речь идет о рождении язычников). 4. По этой причине и Апостол говорит, что от одного освященного пола рождаются святые благодаря как преимуществу семени, так и способу воспитания. Иначе, – говорит, – рождались бы нечистыми 407 , словно бы желая, чтобы предназначенными святости и, следовательно, спасению считались сыновья верующих, чтобы, дав в залог такую надежду, защитить браки, которые, по его мнению, должны быть сохранены. Впрочем, он помнил о Господнем предписании: если кто не родится от воды и духа, не войдет в Царствие Божие 408 , то есть не будет святым. Глава XL. Плоть – служанка души. 1. Итак, всякая душа до тех пор оценивается по Адаму, пока не будет переоценена во Христе, до тех пор нечистая, пока не будет переоценена; грешница, ибо нечистая, принимающая также и бесчестие плоти из-за их общности. 2. Ведь, хотя плоть и грешница, поступать в соответствии с которой нам запрещено 409 , дела которой, желающей вопреки духу 410 , осуждаются, из-за которой порицаются люди, живущие по плоти 411 , однако она бесславна не своим именем. Ведь она не сама по себе нечто воспринимает или чувствует для того, чтобы склонить или побудить к греху. Разве не так? Она является прислугой, и прислугой не такой, как раб или младший друг, – названия живых существ, – но как кубок или какое-нибудь другое подобное тело, а не душа. Ведь и кубок служит жаждущему; однако, если испытывающий жажду не поднесет к себе кубок, тот ему никак не послужит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Издания : Parisot 1894 – Parisot J. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes//Patrologia Syriaca, vol.1. Paris, 1894. Parisot J. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes//Patrologia Syriaca, vol.2. Paris, 1907. Wright W. The homelies of Aphraates, the Persian Sage, edited from Syriac Manuscripts of the 5th and 6th in the British Museum. Londres, 1869. Lafontaine G. La version armenienne des oevres d " Aphraate le Syrien (CSCO 382–383, 405–406, 423–424, Arm 7–12). Louvain, 1977, 1979, 1980. Переводы : Bruns, P. Aphrahat, Demonstrationes. Unterweisungen I-II (Fontes Christiani 5:1–2), Freiburg, 1991–92. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. Traduction du syriaque, introduction et notes par Marie-Joseph Pierre. T. I (SC 349). Paris, 1988. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. Traduction du syriaque, introduction et notes par Marie-Joseph Pierre. T. II (SC 359). Paris, 1989. Исследования: Афиногенов Д. Е. Историософия Афраата//Вестник древней истори,1. М., 1994. С. 176–187. Муравьев А. В. Афраат//Православная энциклопедия, т. IV. М., 2002. С. 184–185. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 125–130. Baarda 1975 – Baarda, T. The Gospel Quotations of Aphrahat the Persian Sage. 2 vols. Amsterdam, 1975. Duval R. La litterature syriaque. Paris, 1899. Hausherr I. Aphraate//Dictionnaire de Spiritualite, t.1. Col. 746–752. Paris, 1937. Murray R. Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. Nau F. Aphraate le Sage//Dictionnaire d " Histoire et de Geographie Ecclesiastique, t.3. Paris, 1924. Col. 936–939. Neusner 1971 – Neusner J. Aphrahat and Judaism. The Christian-Jewish Argument in the Fourth-Century Iran. Leiden, 1971. Parisot J. Aphraate//Dictionnaire de Theologie catholique, t.1. Col.1457–1463. Paris,1903. Theodoret de Cyr 1977 – Theodoret de Cyr. L " histoire des moines de Syrie, 2 vols., ed. P. Canivet and A. Leroy-Molinghen. T. I (SC 234). Paris, 1977. Theodoret de Cyr. L " histoire des moines de Syrie, 2 vols., ed. P. Canivet and A. Leroy-Molinghen. T. II (SC 257). Paris, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

4) служащим в местных военных соборах и церквах причётникам из духовного звания в отношении прогонных денег при определении на службу, при переводах и служебных командировках, а также в отношении задействования в военно-учебных заведениях, присвоены права подпрапорщиков 405 . Относительно численности военного духовенства сохранились данные о том, что в 1812 году в ведомстве армейского духовенства состояли 240 человек, 200 из которых принимали участие в Отечественной войне 1812 года 406 . Причём в дальнейшем, в течение XIX века и в начале XX века, численность духовенства Военного ведомства постоянно увеличивалась. Так, в 1869 году ведомству были подчинены 24 военных собора, 437 полковых, 13 крепостных, 32 госпитальные, 33 судовые церкви, 17 тюремных, а также целый ряд лечебных, учебных и прочих богоугодных заведений 407 . По состоянию на 1880 год в ведении Протопресвитера находилось 400 священнослужителей 408 . Авторитет священнослужителя в обществе и армии постепенно возрастал в течение всего XIX века. Для Церкви начиналось весьма благоприятное время. Военное духовенство в начале XX века В начале XX века институт военного духовенства, находящийся под управлением Протопресвитера военного и морского духовенства, занимает наиважнейшее место в жизни армии и государства. В преддверии войны основной задачей военного духовенства начала XX века было патриотическое воспитание. Несомненно, важен неоспоримый факт высокого качества всей деятельности военного духовенства. Именно благодаря этому пастыри пользовалось достаточно высоким, зачастую непререкаемым авторитетом в войсках. 9 апреля 1910 года на должность Протопресвитера военного и морского духовенства был назначен протоиерей Евгений Петрович Аквилонов. 22 апреля 1911 года – Георгий Иванович Шавельский. Во время Первой мировой войны государство впервые предоставило право Протопресвитеру лично присутствовать на Военном совете. В период с 1914 по 1917 год в случае отсутствия служебных поездок Протопресвитер неизменно находился непосредственно в Ставке, имея уникальную возможность личного доклада у императора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Утиральник. См. Полотенце. Утрофим. См. Сукно. Ухват Ухват – конский убор, надевавшийся поверх узды и закрывавший ее. Ухваты делались из разноцветного и одноцветного шелка, иногда с золотом и серебром, в виде столпцов (веревок), к которым прикреплялись кисти с ворворками. «Ухват на дву столпцех; на столпцех по 5 кистей шолк … с золотом да с серебром; а по верху кистей 11 ворворок … низаны жемчугом» 922 . По обеим сторонам ухвата, у налобника и у переносья прикреплялись кованные из золота или серебра круглые бляхи, которые назывались кованцами 923 . Участок Участок – дорогая ткань по золотной, серебряной или шелковой земле с разноцветными травами. У царя Михаила Федоровича были: «платно новое участок по зеленой земле; платно участок золотной, по зеленой земле, в травах розные шолки». У царя Алексея Михайловича: «платно участок по серебреной земли травы золотныя, в травах шолки червчат да лазорев». У ездовой ферези «зуфь бела, подпушка участок золотной с червчатым да с зеленым шолком» 924 . В описи царской казны 142 (1634 г.) значится цена участка по гвоздичной земле листье золото да серебряно 5½ руб. за арш. 925 . «Козырь участок золотной» 926 . Уши=Наушки. 915 Как и название «хрещатый» или «крещатый» происходит от крестов и означает «крестчатый» или «крестовый»: «на облачение сак (саккос) рудожелтой кресчатой. – Сак малые кресты. – На кажении сак болшие кресты». – Уст. Новгор. Соф. соб. ркп. л. 33 об. 29 об. 30 и др. 916 Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 280. 281. 288. 289. 291. 300. 318. 320. 321. 338. 339. 340. 345. 347. 348. 353. 356. 360. 374. 375. 376. 377. 379. 381. 382. 388–392. 394. 397. 402. 403. 405. 406. 410. 412. 920 Летоп. зан. Археограф. Ком. вып. III. СПб. 1865. отд. II. стр. 7. У Даля (словарь): «поршни не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры, на вздержке, очкуре, ременной оборе». Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1635 Вспоминается знаменитая битва между кельтами и римлянами в июле 390 г. до н.э. «Это была первая встреча римлян с варварским войском кельтов, закончившаяся полным и страшным поражением римлян. Причиной его явилась не сама атака кельтов, а тот панический страх, какой-то мистический ужас, который охватил римлян при их появлении. Античные историки красочно рассказали о том устрашающем впечатлении, которое кельты произвели на римлян. Они внезапно увидели перед собой тысячи людей гигантского роста с развивающимися волосами, танцующих и жестикулирующих, потрясающих в такт щитами и мечами. К тому же эти варвары громко распевали песни на незнакомом языке, а музыкальные инструменты фантастического вида завывали, напоминая рев хищных зверей. Затем, перекрывая все шумы, внезапно раздался боевой клич, изданный всеми воинами в сопровождении звуков труб и повторенный вдалеке эхом долин. Этот страшный крик окончательно изгнал из душ римских воинов мужество и надежду. Даже не попытавшись вступить в бой, римляне обратились в бегство». – Широкова П. С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Л., 1989. С. 102–103. 1636 См.: Гуревич А. Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 68, 72, 74–75. Не случайно понятие «богатство» у древних соотносилось с понятием «бог».–См.: Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 182–183. 1640 Мы считаем ошибочным утверждение Л. В. Даниловой о том, что патриархальное рабство появляется на последней ступени первобытнообщинного строя. –Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994. С. 114. 1643 Мы знаем, что «многие индейцы Южной Америки устраивали набеги на соседей с целью захвата женщин и детей для увеличения размеров своих общин». – История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С. 405–406. 1644 См.: Корсунский Р. Φ. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 158; Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980. С. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 .Во всех списках текст начинается с фразы «Список с грамоты». 2.В конце «Послания 2» повествование переходит в изложение от 3-го лица единственного числа, в то время как в«Послании 1» в том же месте повествование строится как обращение автора к адресату – во 2-м лице единственном числе, что логично, поскольку автор, патриарх Никон , обращается к Паисию Лигариду. Приведу пример: «Послание 1» «Послание 2» «О книгах пишешь до царскаго величества, яко от многих стран собраны суть и запечатлены без пользы; несть была на се царская воля, но мы трудились в тех;//и ест ныне в дальних наших монастырех отвезены» (Паисий, л. 151 об. – 152). «О книгах пишет царскаго величества, что изо многих стране обранныя, заперты лежат безпожиточно, для которых на бытия не была царская воля, но наше радение; оттуду в далния монастыри наши отвезены суть» (л. 234 об.). 3 .В «Послании 2» точно датировано одно событие – 15 июля 1658 г. (л. 227 об.), когда, по заключению автора, царь Алексей Михайлович устроил торжественный обед по случаю прибытия в столицу грузинского царевича Теймураза. Эта дата отсутствует в «Послании 1» (Паисий, л. 145). Нет ее и в «перехваченной» грамоте патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию 1665 г. 403 . Стремление к уточнению и датировке этого события характерно для поздней рукописной традиции грамоты Никона к Дионисию: в списках XVIII – XIX вв. наблюдается тенденция к установлению точной даты события – 4 июля 404 или 8 июля 405 , в то время как в осуществленных в Посольском приказе переводах этой грамоты и других посланий Никона ко вселенским патриархам с греческого языка на русский язык дата события, как и в оригинале, отсутствует 406 . Полагаю, что в русле этой же поздней традиции датировано событие в «Послании 2», что свидетельствует о вторичном происхождении «Послания 2» по отношению к «Посланию 1». Но если бы даже дата события была проставлена в первоначальном виде послания, то она исторически неверна: патриарх Никон 10-го июля служил в Успенском соборе свою последнюю литургию, а 12-го числа покинул столицу 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Временному правительству: Открывшийся в Вологде Епархиальный Съезд духовенства и мирян, приветствуя Временное Народное Правительство, желает ему полного успеха в охранении свободы, порядка и законности и просит употребить всю силу Государственной власти к защите граждан и Церкви от произвола и насилий, откуда бы таковые ни исходили. Военному министру Керенскому и верховному главнокомандующему Брусилову: Епархиальный Вологодский Съезд духовенства и мирян приветствует славных вождей родной армии и флота и народных героев с решительным наступлением на врага и разделяет с Вами твердую уверенность, что ближайший и верный путь к честному миру, свободе и счастью России в победе над ним. Да благословит Вас Бог . Слава и честь революционной армии. Вечная память положившим жизнь за свободу обновляющейся родины. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 580. Л. 7071. Брошюра типографской печати: «Журналы Вологодского епархиального съезда...». С. 78. 405. Телеграмма А.Ф. Керенскому Воронежского епархиального съезда духовенства и мирян 696 1 июля 697 1917 г. Воронежский епархиальный съезд духовенства и мирян восторженно приветствует славные полки победоносной Российской революционной армии, перешедшей в наступление и геройски сражающейся ныне за правду и народную свободу. Все мы душою с нашими храбрыми воинами, молитвенно напутствуем их на подвиги во славу горячо любимой Родины нашей и нашего многострадального народа. Горячо приветствуем мы Вас, господин Министр, беззаветного друга народа, великого руководителя и вдохновителя нашей свободной революционной армии. Дай Бог Вам сил до конца послужить великому народному делу. Вестник церковного единения. Воронеж, 1917. 7. С. 3. 406. Телеграмма Военному и морскому министру А.Ф. Керенскому Всероссийского съезда военного и морского духовенства 1 июля 1917 г Всероссийский съезд военно-морского 698 духовенства, открывая свои заседания, шлет Вам, господин министр, свой привет и молитвенное пожелание: да поможет Вам Господь Бог в Вашей великой организаторской работе. Ее плоды мы видим в могучем наступательном порыве вдохновляемой Вами славной русской революционной армии, поднявшейся на защит) молодой свободы и благородного призыва к миру, которого не хотел оценить коварный враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

391 Prof. Ad.Harnack, Lukas der Arzt, S. 152: „Lukas ein Meister in der Nachbildung von Stilarten gewesen ist“. 398 Prof. Ad. Harnack, Die Apostelgeschichte, S. 409: „Die Rede zu Milet ist somit hochst wahrscheinlich eine authentische Rede, soweit von der Authcntie kurzer Referate die Rede sein kann“. 399 Prof. James Moffatt, An Introduction, p. 305: „of the later speeches, that at Miletus is probabby nearest to a summary of the original words of Paul». 401 См. и Prof. Ad. Harnack: Die Aposteigeschichte, S. 181; Neue Untersuchungen zur Apostelgeschichte, S. 58, 60–62 403 См. у проф. Ф. И. Мищенко, Речи св. Ап. Петра в книге Деяний Апостольских, Киев 1907, и ср. об этой диссертации в «Богословском Вестнике» 1911 г., 1, 2, 4, 5,7–8, стр. 364–379, 754–771, 221–239, 467–492 „критические замечания» проф. М. Д. Муретова , а равно е г о ж е Древне-еврсйские молитвы под именем Апостола Петра с приложениями: о литературных особенностях творений Ап. Петра и о значении термина καθολικ ς“, Св. Тр. Сергиева Лавра 1905. 405 См. Ф. И, Мищенко, стр. 349: „Мы видим между речами Ап. Петра в Деяниях и посланиями его удивительное совпадение в основных пунктах и духе учения. Как в речах Деяний, так и в посланиях веет один дух, господствует одно направление. Читая речи, мы находим в сущности те же воззрения, что и в посланиях. Одно только можно дать естественное объяснение такого поразительного сходства в учении – это то, что автор посланий должен был произнести и те речи, которые изложены в Деяниях. На наш взгляд внутреннее содержание речей дает убедительное даказательство принадлежности их по содержанию Ап. Петру». 406 См. Ф. И. Мищенко, стр. 350: „В изложении речей, сь одной стороны, выступают особенности, чуждыя оригинальному стилю Дееписателя, и большею частью отвечающие характеру Ап. Петра и иногда прямо повторяющиеся в его писаниях. С другой – чрез все речи в равноймере проходят обороты и выражения, несомненно принадлежащия перу св. Луки“. 409 Специально о ней см. трактат К. В. Орлова, Речь сз. Первомученника Стефана: ея общий характер, задача и содержание в .Богословском Вестнике» 1900 г., 9 и 10, стр. 1–27, 167 – 88. Ср. еще у проф о. Д. И. Богдашевского (архиеп. Василия), Опыты по изучению Свящ. Писания Н. 3., вып. II, стр. 15–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010