Вторая история связана с событиями русского средневековья, которые всем нам хорошо известны. И там и там были русские люди (суздальцы, новгородцы) и там и там были православные христиане. Но одни видимо настолько основательно забыли про все это, что даже выставленная на городскую стену святыня, не могла отрезвить их, пробудить от мировоззренческой и культурной амнезии…  Итог – стрела пущенная в икону почти уже побежденных, обращает в паническое бегство и поражение почти уже победивших.. И это конечно знамение!.. Теперь, что касается Писания. В 1ой книге Царств есть рассказ о двух священниках патриотах, которые верили, что знамение подобное «новгородскому» всегда возможно как принцип (именно как принцип, а не потому что они предвидели то, что произойдет спустя тысячелетия, в иной культуре и на другом континенте). Они верили, что для подобного знамения достаточно лишь механического обладания святыней… Достаточно лишь крестного хода с Ковчегом Завета в район боевых действий и враги сразу же разбегутся, но вышло иначе… Как известно Офни и Финиес погибли, а святыня оказалась у филистимлян… И это тоже знамение! Библейское знамение на ту же самую тему… Почему? Да потому, что подлинные и Предания, и Писания, дорогие отцы, братья и сестры, всегда об одном и том же! Бога нельзя заставить Его можно только просить! И успех этих просьб зависит не столько от величины имеющейся у кого-то святыни, сколько, простите за вульгаризм, от нравственной «начинки» самих просителей.. Церковный Праздник, посвященный сегодняшней истории (во всех ее ракурсах) учит нас немногим, но очень важным вещам: Только вот результат всегда непредсказуем. А иначе откуда бы в нашей святоотеческой письменности появилось бы знаменитое слово-приговор святителя Григория Нисского – с весьма и весьма эпатирующим названием:“Слово против тех, кто ездит на Святую Землю»… Если в сердцах и делах русских людей вообще и церковных людей в частности будут прослеживаться те же тенденции, что и в жизни двух ветхозаветных «патриотов» или целых армий средневековых суздальцев с их псевдосвященным общественными начинаниями, результат у нас, я думаю, будет в лучшем случае, как у суздальцев, а в худшем как у израильтян, лишившихся после своего дерзкого крестного хода и жизни и святыни!..

http://azbyka.ru/propovedi/boga-nelzja-z...

В 3-х пребывание Иконы Божией Матери в граде нашем было временем благодатного и вкупе повсеместного, радостотворного помещения Ее чудотворною своею Иконою, посещения святых Обителей и Храмов, судебных мест и заведений, домов общественного собрания и частных жилищ. Вот Божественная Посетительница всеми приглашается, всеми благоговейно приемлется, и благоутробная Матерь никому не отказывает в своем посещении: всюду кротко шествует, всюду милостиво входит, от всех и более достойных и менее достойных молитву слышит и моление приемлет. И какое умилительное для взора и чувства зрелище! Не говоря о Обителях и святых храмах, святая чудотворная Икона благочестно подъемлется в места судебные и учебные, с честью вземлется на торжище народное и в стан воинский, посещает места общественного призрения бедности, и места исправления человеческой испорченности; входит в частные дома и храмины, шествует даже в темничное узилище к преступникам. Для чего все это? Для того, чтобы общая небесная Матерь все свыше благословила, все Божественным кровом своим приосенила, во всем явила свое благодатное заступление и ходатайство: здравое в нашем состоянии, правое в делах еще более укрепила; слабое, поврежденное, беспорядочное устроила, вовсе расстроенное, извращенное, падшее своею сильною помощию подъяла, восставила, исправила. Все это для нас слабых и не совершенных, уничиженных и грешных все необходимо и благодетельно. И если бы не Пречистая пред престолом Вышнего предстояла молящи, кто бы нас избавил от обременяющих нас грехов и належащих бед? Но и какое снисхождение Матери Божией к нашему уничижению, какое благосердие к нашему недостоинству! Она кротко входила Пречистою Иконою своею и туда, где знала о тяжких преступлениях, где видела нечистоты, где зрела одну: наружность, суетность, лицемерие; что много? смиренно входила даже в темницу к заключенным преступникам. О, не прогневайся на нас Владычице! По богатству благости Твоея, приими и наше малое за великое, и наше скудное за богатое, и наше недостаточное за Совершенное, и по безмерному благоутробию Твоему, паче всего покрой наши немощи, наши слабости, наши пороки и преступления; не возглаголи на нас Сыну Твоему и Богу нашему, но застени предстательством Твоим от взора Его недостойное в нас, возглаголи хотя о внешних знамениях нашей веры и благоговения к Тебе. Так, Божественная Мать, если Ты не обрела в нас чувства и расположения истинных сынов и дщерей: то как Госпожа и Владычица, не презри в нас чувства рабского. В сем-то чувстве, в чувстве уничиженном и смиренном, в чувстве своего недостоинства мы приносим Тебе жертву благодарения, плод устен и сердца, исповедающихся имени Господа Вышнего и имени Святому Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Многие исцелялись от тяжелых недугов по одним обетам пойти по выздоровлению в Почаев на поклонение. Были поразительные случаи прозрения слепых, дарованья речи немыми, спасенья утопающих, избавления от беснования и проч., и проч. Много совершилось чудес от Почаевской иконы и в более близкое время. Особенной точностью и достоверностью отличаются записи с того именно времени, когда Почаевская обитель перешла в полное ведение православных. Приведем некоторые из этих чудес и знамений. Солдатская дочь Анна Акимчукова на первом году жизни лишилась зрения. Когда бабушка, у которой воспитывалась Анна, отправлялась в Почаев на богомолье, 9-ти-летняя девочка стала просить взять ее с собою. Трудно было идти со слепой, едва видевшей одним глазом, но нельзя было отказать в усиленной просьбе. Промывши в Лавре глаз водой из Стопы Божьей Матери, обе богомолки стали молиться Чудотворной иконе. Вдруг девочка воскликнула: «ах, бабушка, я вижу Божию Матерь обоими глазами!» Сын священника Подольской губернии, Брацлавского уезда, Виктор Гаевский, страдал болезнью, лечить которую отказались все врачи. Родители решили послать сына в Почаев. На дорогу они дали все вещи, необходимые для погребенья на случай, если бы он умер. Но мальчик не только не умер, а возвратился домой совершенно здоровым и вскоре отправился с матерью в Почаев, чтобы возблагодарить вместе Небесную Царицу, даровавшую такое дивное исцеленье. Богомолец всегда может видеть в Почаевской Лавре много приношений, сделанных, разными лицами в благодарность за исцеление. Эти приношения думается нам, особенно много должны говорить всем и каждому, так как все они составляют лучшее и вернейшее свидетельство чудес и знамений. Вот, серебряная привеска, присланная в 1833 г. жителем города Аккермана, в Бессарабской губернии, в благодарение Божией Матери за чудное исцеление его от тяжкой болезни; вот дары Московских купцов Прохоровых – архиерейские облачения, присланные в знак благодарения за чудесное исцеление супруги Прохорова от тяжкой болезни её в Лавре Почаевской. А сколько имеется в Лавре Почаевской собственноручных благодарственных писем разных лиц, испытавших на себе и на семье своей силу благословения горы Почаевской! Все это хранится, как свидетельство, поселяющее непоколебимую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По самому существу своему иконоборство было явлением, враждебным развитию церковного искусства, и если иконоборческие смуты имели некоторые последствия противоположного свойства и дали церковному искусству несколько иное направление, то это зависело не от самых принципов этого антихудожественного явления, а от условий и влияний сторонних, от того положения, которое создалось при встрече двух различных направлений в области христианской мысли. Иконоборство оспаривало самое право делать какие бы то ни было изображения священных предметов для религиозного употребления и таким образом осуждало на застой целую отрасль искусства церковного. Иконоборцы были фактическими врагами последнего, потому что относились к его произведениям вандальски, истребляли повсюду иконы, уничтожали рукописи с миниатюрами, преследовали художников. Каковы бы ни были мотивы известного эдикта Льва Исаврянина (726 года), он осуждал сначала на удаление из алтарей, а потом – на совершенное изгнание из храмов всякого рода изображений, будут ли они исполнены кистью на доске, или мозаичной работой на стенах, или вообще каким бы то ни было способом на церковных сосудах и алтарных завесах. Что императорское распоряжение не было мертвою буквой, но приводилось в исполнение, показывают самые факты. Так была ниспровергнута и разрушена знаменитая медная статуя Спасителя, находившаяся в Халке, над входными воротами константинопольского императорского дворца, причем произошло кровавое столкновение между исполнявшей поручение военной стражей и народной толпой, в которой особенным энтузиазмом отличились женщины. Известен поступок императора Феофила с живописцем Лазарем, которого он пытал и мучил, чтобы отклонить от его ремесла, а когда увидел, что тот все-таки не перестает заниматься своим делом, велел жечь ему руки раскаленным железом. Только ходатайство императрицы Феодоры спасло его от верной смерти. Патриарх Фотий в письме к болгарскому царю Михаилу в самых резких чертах изображает образ действий иконоборцев-императоров; говорит, что иконы Христовы при них подвергались всякого рода профанации: их волочили по площадям и улицам, попирали ногами, предавали, наконец, сожжению. Вопрос, впрочем, не в том, больше или меньше уничтожено было икон в это время, один ли только Лазарь был преследуем за свою профессию или многие из его собратий, и как было велико их число... Важность не в этих отдельных случаях преследования, прекратившихся с иконоборством, а в том положении дел, какое было создано этим явлением. Сгруппируем по возможности кратко главные его результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Церковнославянский Русский Днесь светло красуется преименитый град Кострома/и вся Русская страна,/созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/на преславное торжество Божия Матере,/пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ко источнику цельбоносному,/источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/и избавляет вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих./Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/радуйся, Дево, христианом похвало. Сегодня радостно ликует знаменитый град Кострома/и вся Российская страна,/созывая к веселию все боголюбивые народы христианские/на преславное торжество Божией Матери/ради пришествия Её чудотворного и многоцелебного образа:/ибо в сей день явилось нам пресветлое великое солнце;/придите, все богоизбранные люди, новый Израиль,/ко источнику цельбоносному,/ибо источает нам неоскудевающие милости Пресвятая Богородица/и избавляет все города и страны христианские/невредимыми от всех наветов вражьих./Но, о Всемилостивая Госпожа, Дева Богородица, Владычица,/спаси страну нашу, и архиереев, и всех людей Твоего удела от всех бед/по великой Твоей милости, да взываем Тебе:/“Радуйся, Дева, христиан похвала!” Тропарь иной, глас 4 Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице,/обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/якоже древний Израиль к кивоту Завета,/притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/да Твоим Матерним к Нему предстательством/присно ходатайствуеши всем,/под сень крова Твоего прибегающим,/мир и велию милость. Пришествием священной Твоей иконы, Богоотроковица,/обрадованный в сей день Богохранимый град Кострома/как древний Израиль к ковчегу Завета/прибегает к изображению лица Твоего/и воплотившегося от Тебя Бога нашего,/дабы Ты Своим Материнским пред Ним заступничеством/всегда ходатайствовала о даровании всем,/под сень крова Твоего прибегающим,/мира и великой милости.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-ino...

Разве ты совсем отверг нас? Разве твоей душе опротивели мы? Вспомни, не разрушай с нами завета. Ты сам изрек: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ). Призри, многомилостиве Господи, призрением милости и щедрот Твоих на моления наши; прими покаяние и исповедание наше во благо! Чем более виновны мы перед Тобою. Тем более умилосердись над нами грешными и безответными. Чем более мы достойны праведного гнева Твоего, тем более яви на нас милость твою. Пощади создание рук твоих и не предай нас мучительству голода. Услышь рыдание сирот и убогих, и не предай смерти души их. Внемли милосердием твоим гласу и воплю младенцев, не познавших ни десницы, ни шуйцы своей. Обратимся к Господу первее всего мы, граждане богоспасаемого града. Пророк Божий говорит, что беззакония и пререкания, не в селениях, а в граде начинается: добро, а преимущественно зло нравственное из городов распространяется по селениям. От нас житель селений заимствуют понятия и правила для жизни; у нас перенимают обычаи и нравы; с нас берут пример для своих действий и поступков во взаимном отношении друг к другу. Цветут благочестием и правдою города? Цветут ими и селения. Умножаются беззаконие и нечестие в городах? Неудержимо распространяется оно и в селениях. Итак, если гнев Божий вызывает бедствие общественное, то не должно ли прежде всего жителям городов обратить внимание на себя, не мы ли первые виной гнева Божия? Не за нас ли бедствие и тьма, которые, трудясь в поте лица своего, питают нас плодами трудов своих? Духу святому изволися видимо явить нам свое присутствие через знамение от святой иконы Пречистой Богоматери, принесенной к нам 17 Мая. Как и в прошлый год, начало нынешней весны нас не радовало, те же самые физические явления тяготели над нами, что и в прошлый год и предвещали неурожай и голод еще в больших размерах, чем в тот, какой мы переживаем. Но появление чудотворной иконы Богоматери в нашем удрученном скорбью граде, встреченное с особенным религиозным восторгом жителями и пришельцами, возродило наше упование на милость Божию: появилась туча грозная, облекла она небо голубое, налилася она в обилии водой дождевой и пролилась здесь на земную грудь на широкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Во время обеда Новгородский Вице-Губернатор Действительный Статский Советник A. M. Марголи представителям г. Старой Руссы сказал следующую речь: «Приветствую вас, господа, и поздравляю с событием столь знаменательными для города вашего, для вашего края – вы обрели, наконец, родную Святыню, возвращения которой Старая Русса так долго ожидала; нет сомнения в том, что присутствие Ея послужить к преумножению вашего благоденствия и благосостояния, чего я, от всей души моей, желаю вам, всем и каждому Я только что сказал, что событие это знаменательное для вас. Подобные события, господа, имеют, вообще, великое значение в духовной жизни нашего народа; они освежают те чувства, которыми мы, русские, живем. Все видели, во время торжественного шествия св. иконы благоговейные слезы народные, все слышали почти все народное пение – в них ярко выражалась глубокая вера; но в русском народе вера нераздельно связана с другими еще чувством, чувством тоже глубокими, это с беспредельной преданностью и любовью к своему Царю; эти вера, преданность и любовь – тот камень, на котором утверждено могущественное Государство Русское; эти вера, преданность и любовь и составляют непобедимую силу нашу, и с нею не страшны нами никакие враги-ни внешние, ни внутренние. Так было, есть н будет». Общее Ура! было ответом на речь г. Марголи. Обед окончился около семи часов вечера. На другой день, 19 сентября, Преосвященный Владимир служили литургию в Старорусском городском Воскресенском соборе при участии двух архимандритов. шести протоиереев и священников. По заамвонной молитве, Владыка сказали гражданами поучение, принаровленное к условиям города Старой Руссы, особенность и преимущество которого состоит в том, что в нем находятся целебные минеральные воды, по присутствии которых город известен не только по всем краям нашего отечества, но и далеко за пределами, и стекается сюда не малое число посетителей, ищущих в водах Старорусских исцеления от своих недугов. «Кто же дал граду сему такое великое преимущество? сказал Владыка. Тот, в деснице которого жребий всей земли. Кто посылает источники в дебри, по слову которого и на горах станут воды. Кто так легко исчисляет песок морской, как и дает имена светилам небесными. Его вседержавный перст указали здесь расположиться благотворными слоями соли врачебной, от которой и воды Старорусские сделались целебными. Врачебное искусство, может сколько угодно, разнообразить употребление этих вод; но не может изменить Творческого дара».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Что же касается Знаменской церкви, то оставалось решить лишь один вопрос: как быть с постановлением Президиума ВЦИК от 20 февраля 1931? Видимо, его можно было обойти, только договорившись с обновленческой епархией «по-хорошему». И такая договорённость с обновленческим архиепископом Петром Рождественским, 2 июля 1931 г. сменившим епископа Софонию, была достигнута. Чтобы всё выглядело более или менее прилично, президиум горсовета 2 февраля 1932 г. принял постановление об организации в Ярославле детского театра. «Учитывая, что до сего времени в г. Ярославле совершенно отсутствует, за исключением нерегулярных киносеансов, культурное обслуживание детей дошкольного и школьного возраста, считать необходимым организацию в городе детского театра, - говорилось в постановлении. - В связи с письменным согласием религиозной общины Знаменской часовни на переход в другое молитвенное здание, указанную часовню передать для нужд детского театра, предложив комиссии по культам оформить передачу часовни». 26 февраля председатель комиссии по религиозным вопросам при Яргорсовете Мартьянов направил «исполнительному органу религиозной общины Знаменской часовни» письмо: «Вследствие поступившей от Общества „Друг Детей“ просьбы о предоставлении занимаемого вами помещения для Театра юных зрителей и учитывая изъявленное вами согласие об освобождении занимаемой часовни, комиссия по вопросам культа Яргорсовета предлагает вам объединиться для отправления религиозных потребностей с Пятнице-Туговской общиной. С получением сего подтвердите ваше согласие на объединение с упомянутой выше общиной и представьте нам перечень предметов культового имущества, подлежащих передаче из Знаменской часовни в Пятнице-Туговской храм». 27 февраля требуемое согласие было подтверждено. 7 марта в присутствии секретаря горсовета, представителей союза безбожников, музея, ОГПУ и врачей Розова и Мельника были вскрыты мощи святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина, находившиеся в Знаменской церкви. Затем мощи передали в антирелигиозный музей. 8 марта состоялась «проверка всего имущества Знаменской церкви». Проверяльщики обнаружили не значившиеся в описи ризы, а также нехватку двух наперстных и двух напрестольных крестов и обитого железом сундука. «Комиссия постановила всё имущество, могущее быть использовано по прямому назначению, как столы, шкафы, ковры, дорожки, мелкую деревян. золочёнку и все проч., а также и облачение, за исключением которая согласно описи, передана общине „Пятница Туговская“, зачислить в Госфонды, предметы, составляющие историческую ценность, передать Музею, остальное культовое имущество, не могущее быть использованным, как иконы, книги и аналой, передать ОГПУ».

http://sobory.ru/article/?object=01105

Так она была выставлена в Московском Историческом музее на Красной площади, где должна была, по-видимому, выступать как важный памятник русской истории. В 1930 г. она была перемещена в Третьяковскую галерею, где стала важной вехой исторической перспективы этого художественного собрания, ставившей своей целью познакомить посетителей со стилистической эволюцией национальной живописи от первых свидетельств XI в., вплоть до произведений века XIX. В 1980-х и в 1990-х гг., когда началось усиленное стечение верующих, одушевлённых желанием почтить заступницу всея Руси, руководству музея стало очевидно, что необходимо найти способ сочетания требований благочестия и культурного туризма. Найденное решение оказалось, на мой взгляд, гениальным. Было решено вновь освятить бывшую часовню, устроенную Третьяковым в здании галереи, и использовать её в качестве экспозиционного зала только для Владимирской иконы, сделав её доступной как изнутри, так и снаружи галереи 1174 . Более радикальным было решение, принятое в Новгороде относительно иконы Знамения Божией Матери, почитаемой за знаменитое чудо, обеспечившее независимость города в 1170 г., во время его осады суздальскими войсками, которые она отразила, послав против них их же собственные стрелы 1175 . Государственный музей искусства и истории в этом случае согласился передать икону в пользование находящегося рядом Софийского собора, выдвинув в качестве условия только помещение её в контейнер, который кажется отличным сочетанием кивота и проскинитария. Тем самым обеспечиваются полная обозримость образа и его правильное хранение. В то же время у верующих имеется возможность почитать её возожжёнными пред нею свечами, коленопреклонением и лобзаниями, которые не разрушают живописную поверхность, поскольку уста верующих по необходимости касаются лишь стекла. На этом фоне развернулась научная дискуссия по проблемам истории чудотворных образов, и ясно, что имеет особую важность, между прочим, и по политическим мотивам, строгое определение образов, причисляемых к этой категории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак 3 Госпожу Пречудную узревши, лазурным светом озаренную, устремися к ней эстляндский пастырь. Но исчезновением видения и паки его появлением умудрен быв в его Божественности, возопи со страхом: Аллилуиа. Икос 3 Дивное видение друзем и сродником стремяся показати, призва их пастырь, вкупе с ним, воззрети на Госпожу Пречудную, на верху горы стоящую. Видевше же Ея исчезновение по их приближении и светозарное Ея сияние по их удалении, со страхом Божиим воспеша сице:Радуйся, гордым противящаяся; радуйся, смиренным благодать подающая.Радуйся, детскую веру лжеименному разуму предпочитающая; радуйся, в чудесех и видениях Своих токмо чистым душам открывающаяся.Радуйся, Веро, Надеждо, Любы и Мудросте христианския; радуйся, Покрове, не крыющийся от притекания взыскующих Тя.Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая. Кондак 4 Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, селяне веси сей на верх горы текоша и, дошедше до места стояния Чудной Госпожи Лазоревой, в расщелине дуба икону Успения Божией Матери обретоша и гору сию Богородицкою прозваша. С той поры у дуба, явлением святыя иконы Твоея прославленнаго, часовню для хранения ея людие православныя воздвигоша и крестными ходами ю почиташа, купно Тя, Пречистая, славяще и воспевающе Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше о чуде явления Матери Божией на Богородицкой горе в Эстляндии, стекашася людие со всех сторон земли Русския, радовахуся видевше новое явление милосердия Твоего, о Богомати. Сего ради благодарственно вопием Ти сице:Радуйся, Предивная Госпоже, на спасение православных эстляндскаго края явившаяся; радуйся, милость Свою людем Твоим ниспославшая.Радуйся, икону святую Свою верным на поклонение даровавшая; радуйся, знамением многих чудотворений ю прославившая.Радуйся, местом благочестивых размышлений дуб, освященный Твоим явлением, соделавшая; радуйся, пристанищем скораго слышания тайных и сокрушенных молитв часовню, хранившую святую икону Твою, ощутимо явившая.Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1233...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010