39 См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. 1334–1598. СПб., 1841. С. 521; Казакова Н., Лурье Я. Указ. соч. С. 314; РИБ. Т. 6. Стб. 759–760. 40 АИ. Т. 1. С. 522. О градской казни еретиков в Москве сообщает Никоновская летопись: «Того же лета новогородских попов биша кнутием, прислал бо их владыка Генадей из Новагорода Великаго, что поругалися иконам пьяни; и послал их ко владыке назад» (ПСРЛ. Т. 12. С. 220). 42 См.: Казакова Н., Лурье Я. Указ. соч. С. 436; Послания Иосифа Волоцкого /Подготовка текста А. Зимина и Я. Лурье. М.; Л., 1959. С. 176. В связи с этим представляется интересным такое высказывание: «Равным образом характерно для караимов стремление и умение опереться на иноверную власть (установка, восходящая, по-видимому, к саддукеям): Анана бен Давида поддерживал багдадский халиф, его последователей – мусульманские правители Палестины и Египта и христианские правители Византии, «хион» – османский султан, крымских караимов – татарские ханы, «трокских иудеев» – великий князь Литовский, русских караимов XVIII-XX вв. – Российские императоры; подобным образом и древнерусские «жидовская мудрствующие» несколько десятилетий находили опору в высших правительственных кругах Москвы» (Прохоров Г.М. Указ. соч. С. 352). 51 Казакова Н., Лурье Я. Указ. соч. С. 472, 482; Древняя российская вивлиофика. Ч. 14. С. 134–135. 52 У академика Д.С. Лихачева есть такое высказывание: «В древнерусском смехе большую роль играло выворачивание наизнанку одежды (вывороченные мехом наружу овчины), надетые задом наперед шапки. Особенную роль в смеховых переодеваниях имела рогожа, мочала, солома, береста, лыко. Это были как бы «ложные материалы» – антиматериалы, излюбленные ряжеными и скоморохами. Все это знаменовало собой изнаночный мир, которым жил древнерусский смех. Характерно, что при разоблачении еретиков публично демонстрировалось, что еретики принадлежат к антимиру, к кромешному (адскому) миру, что они «ненастоящие». Новгородский архиепископ Геннадий в 1490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

39 Исправление сие поручено было Гавриилу от св. синода, по высочайшей воле. Энцикл. лексик. т. XllI стр. 44. 43 Орлов на диспуте в лаврской семинарии был с императрицей в октябре 1762 года, как свидетельствует м. Платон. Москвит. 1849 г., 14, стр. 8. Житие м. Платона 1831 г. ч. I, стр. 20. 44 Москвит. 1849 г. 14 стр. 9, также сказано, что на возвратном пути из Ростова Сеченов объявил Платону об избрании его в законоучители вместо Гавриила, вследствие рекомендации пред Императрицею. 45 Вообще Гавриил пользовался расположением Димитрия Сеченова. По записи Антония Знаменского: «раз случилось впрочем, что Сеченов осердился на Гавриила за то, что он снял с него омофор, по случаю отлучившихся на тот раз иподиаконов». 47 Взято из записок Антония Знаменского, а о греческом архимандрите из записок иером. Платона Шишкина, где также сказано, что у Собакина было совершаемо какое-то поминовение. 51 Указ хранится в ризнице Новг. Соф. собора под 2. В этом указе Гавриил назван синод. конторы членом, вероятно, по бывшему 23 октября 1763 года представлению. 53 В записках Антония Знаменского замечено без объяснения о Гаврииле, что он по рукоположении отпущен в епархию холодно. 55 Грамота начинается: «Богоспасаемые Тверские паствы. Богохранимым градовом: Твери, Кашину, Торжку, Старице, Ржеву, Зубцеву и Осташкову, и всякой веси и месту... благодать и любы и мир» и проч. 56 Грамота сия, без указания года, типографии и имени писавшего, напечатана в лист, с надписью вверху рукою м. Евгения: «Пастырская граммата преосв. Гавриила по поставлении его на Тверскую епархию». Она находится в рукоп. книге в листе под 29, в библиотеке С.п.б. дух. академии под названием: «Разные записки и сочинения, собранные покойным преосвященным Новгородским митрополитом Гавриилом Петровым». В этих записках помещены инструкции для священников, благочинных, для увещателей с поправками Гавриила и другие современные ему и древние записи. 58 Подлинный рескрипт сей в ризнице Новг. Соф. собора под З. след. в отеч. 1830 года. вызов Гавриила отнесен к 6 января 176l года неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Особо следует сказать о системе записи песнопений в древнерусской традиции. Певческие рукописи, относящиеся к домонгольскому периоду, содержат знаки весьма похожие на византийские. Встречаются и рукописи исключительно греческого, так называемого невменного письма. Однако впоследствии вырабатывается совершенно оригинальная система записи, создается своеобразное крюковое письмо, нигде за пределами Руси больше не встречавшееся и до сих пор сохраняющееся у старообрядцев. «Крюковым» оно называется по названию одного из самых распространенных знамен – «крюка». Название других знамен: «параклит», «палка», «сгатия», «змеица», «столица», «голубчик», «стрела», «скамеица», «подчашие», «чашка» и т.д. «Каждое знамя – это целое духовно-музыкальное понятие, имеющее свое название и лицо – начертание, облик. В отличие от ног светской музыки, оно не показывает наглядно звуки, их высоту и длительность, а только указывает, как должен звучать данный слог песнопения. Поэтому само музыкальное значение каждого знамени должно хорошо быть известно певцу заранее, знамена лишь подсказывают его. Система знамен сложна и многообразна: тут и самые простые знаки, заключающие только один звук, и многозвучные, изменяющие значение в зависимости от своего положения, и целые построения, охватывающие слова и даже предложения текста» 40 . Большим достижением явилось изобретение в середине XVI в. Иваном Акимовым Шайдуровым особых киноварных (красных) помет для указания звуков разной высоты, что в значительной степени облегчало исполнение песнопений по крюкам. Никоновская реформа коснулась и богослужебного пения. Еще будучи новгородским митрополитом, Никон вместо древнего унисонного знаменного пения завел в Новгороде партесное (многоголосное) – по западному образцу. Став патриархом, он перенес это пение и в Москву, выписав польских певцов, певших «согласием органным», а для своего хора взял композиции знаменитого в свое время директора капеллы рорантистов в Кракове Мартина Мильчевского. «И законы и уставы у них латинские, руками машут и главами кивают и ногами топочут, как де обыкли у латинников по органом», – писал о таком пении протопоп Аввакум.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Помимо пяти рассмотренных выше новгородских житий, в анализируемом Прологе следует отметить ещё один текст новгородского происхождения – Память небесного знамения (запись летописного характера): « . Чюден еси Господи и дивна дла Твоя. Ты един мудръ. В лто 6923 (1415) месяца июля въ 7 мракъ бысть яко зелен и другъ друга одва видити, на одинъ час, как обдню поют» (л. 170 об.). Речь идёт о полном солнечном затмении, бывшем в действительности не 7 июля, а 7 июня 1415 г. Искажение названия месяца легко объясняется палеографически и известно в рукописной традиции (в Церковном уставе 1608 г. под 8 июня находится заметка на поле: «В лто 6923 июня в 7 час дни тма бысть по всей земли и стояла до полудня»). Об этом же явлении речь идёт в целом ряде летописей, но наиболее близкий текст находится во всё той же новгородской по происхождению Летописи Авраамки: Память небесного знамения (7 июля) Летопись Авраамки В лто 6923 месяца июля въ 7 мракъ бысть яко зелен и другъ друга одва видити, на одинъ час как обдню поют . В лто 6923 (...) июня въ 7 мракъ акы зелен, и друга возле, одва видети, начася како обднюю пели 1778 . В более ранних, чем Летопись Авраамки, летописных источниках о зелёном оттенке мрака ничего не говорится, лишь в Московско-Академической летописи упоминается, что солнце «скры луча своя зелене от лица земнаго». Очевидно, что из всех летописных текстов Память небесного знамения в Прологе наиболее близка к тексту новгородской Летописи Авраамки. Итак, автор агиографического цикла сплетает в своём повествовании три разных традиции: другие жития, содержащиеся в том же Стишном Прологе Папского Восточного института, откуда он порой заимствует текст целыми фрагментами, новгородскую летопись (типа Летописи Авраамки) и местные устные предания, откуда автор получил сведения об именах персонажей, об их родстве или знакомстве, о пребывании их в той или иной обители, о продолжительности нахождения владык на кафедре. Последний источник, устный, особенно интересен. Рассмотренные тексты, хоть и в редуцированном виде, отражают новое фольклорное влияние на книжность, проявляющееся со второй половины XV в. «Новгородские» Жития Пролога Папского Восточного института нельзя считать, как оценил их А.А. Турилов, не имеющими историко-литературного значения 1779 . Они содержат важное свидетельство о влиянии устной традиции на книжность в начале XVI в., подтверждают отразившееся и в летописании проникновение в письменную литературу фольклорной стихии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икос 8 Всех скорбящих утешительнице и бедствующих помощнице, Всеблагая Богородительнице, не презри нас, припадающих к Тебе пред Пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем и зовем Ти: Радуйся, богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; радуйся, многоценный алавастре, миром Божия благодати умащаяй боголюбивая сердца. Радуйся, умнаго Солнца Мати верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; радуйся, славо небесных и упование земных. Радуйся, надеждо наша и заступнице всех притекающих к Тебе с верою; радуйся, любящия и чтущия Тя от вся­ких бед избавляющая. Радуйся, обетовании благими души верных благодатно веселящая; радуйся, девственных ликов славо и похвало. Радуйся, подвижников благочестия к горнему Сиону путеводствующая; радуйся, верных к небесному Иерусалиму приводящая. Радуйся, омраченная сердца светом истиннаго боговедения просвещающая; радуйся, и всех нас благодатными лучами великия Своея милости покрывающая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 9 Вся ангельская воинства благоговейно Тебе служат, небесе и земли Царице, человеческий же род немолчныя хвалы Тебе приносит, горних и дольных Владычице, и Твою святую икону поклонением досточестным почитает. Сию бо во отраду и утешение нам даровала еси, Всеблагая, и знамения Матерния любве Твоея оною нам присно являеши, да поем Тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветии суемудреннии человечестии не могут постигнути Божественную тайну приснодевства Твоего, Марие Богородице, како в рождестве и по рождестве ключи девства Твоего целы сохранила еси, ангелов и человеков удививши. Темже Тя благочестно Матерь и Деву исповедующи, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе воспеваем: Радуйся, возвеличившая род человеческий непорочною Твоею чистотою: радуйся, освятившая землю всесвятым Твоим рождеством. Радуйся, девство и рождество в Себе дивно сочетавшая; радуйся, во обою непорочно Себе сохраньшая. Радуйся, велие вселенныя чудо; радуйся, непостижимая человеческими умы тайно. Радуйся, ангельских ликов удивление; радуйся, святых Божиих угодников присное радование. Радуйся, мира горняго первейшее украшение; радуйся, мира дольняго благонадежное заступление. Радуйся, демонов низложение; радуйся, ада попрание. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В канонических формах церковного осмогласия русские певцы создали самобытное искусство многих церковных распевов. Осмогласие придает им единство, стройность и упорядоченность. Подобно лицевым подлинникам в иконописи осмогласие составляет конструктивную основу гласового пения. На этой основе возникли и Большой знаменный и позднейшие распевы – Малый знаменный, киевский, греческий, болгарский. Суровый, монументальный стиль знаменного пения сложился в певческих центрах Древней Руси, в древнерусских митрополиях, в кафедральных соборах Киева, Новгорода, Владимира, Москвы, в монастырских хорах русского Севера. Подобно храму новгородской Софии, Успенским соборам Владимира и Москвы, он выражает идею подвижничества, сплочения и единства народа Божия, призванного через принятие христианства к великому духовному подвигу. Знаменный распев покоряет величием и строгостью напева. В нем с необычайной силой выражено моление. Мелодические попевки, образующие его, стали основой и других позднейших распевов. Как и знаменный, они служат выявлению слова , его духовной сущности, они передают и молитвенное состояние поющих и стоящих в храме. Молитвенная сила знаменного распева заключена в его необычайной распевности, выявляемой в одноголосном напеве. Тесно сопряженный с молитвенным текстом, он значительно отличается от речитативного произнесения. Слово наполняется глубиной духовного созерцания и молитвенного переживания. Напев возникает из опевания опорных тонов, плавных подъемов и спадов, поступенного движения мелодии, как бы парящей, несущей слово. Смысловые кульминации достигаются устремлением к мелодической вершине, переходом в более высокое «согласие» (часть церковного звукоряда), длительным распеванием слова (отсюда так называемые фиты – мелодические украшения) Выражение вечного, отрешенность от земли – примечательная особенность знаменного распева. В нем господствует строгий и размеренный ритм, суровая диатоника, с переменным тяготением к опорным тонам мелодического звукоряда. Ритмическая размеренность распева сопоставима с плавностью ритма в древнерусской иконописи – вспомним иконы и фрески с изображением шествия праведников в рай, а укрупненность и кругообразное чередование мелодических строк сходны с символикой в иконописании, где молитвенное устремление к горнему определяет и композиционное расположение удлиненных фигур, и соподчиненность взаимосвязанных линий, нередко образующих круг – образ вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Богород.-Донской-Московский, II, 785. Богород.-Дунилова, Волог. г., II, 642. Богород.-Зачатиев.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Богород.-Зачатей.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Богород.-Знамен.-Елецкий, I, 200. Богород.-Знамен.-Курский, I, 201. Богород.-Знамен.-Обоянский, II, 810. Богород.-Иверский, Новг. г., II, 819. Богород.-Игрицкий-Песошенский, Костр. г., I, 211. Богород.-Казанский, I, 55. Богород.-Казан.-Жадовская, Симб. г., I, 240. Богород.-Казан.-Костромская, II, 847. Богород.-Казан. – Ломовский, Пенз. г., II, 651. Богород.-Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Богород.-Казан.-Калужский, II, 854. Богород.-Казан.-Мокшанский, I, 56. Богород.-Казан.-Нижнеломов., II, 652. Богород.-Казан.-Сызранский, II, 650. Богород.-Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Богород.-Красногор., Арх. г., II, 888. Богород.-Одигитр.-Страстный – Московский, II, 1211. Богород. – Одигитр. – Успен. – Воронина, Новг. г., I, 130. Богород. – Одигитр. – Шерьинская или Шервинская, Перм. г., II, 1359. Богород.-Озерян., Харьк. г., II, 1022. Богород. за Оникиева, Волог. г., II, 715. Богород.-Оранская, Нижег. г., II, 1027. Богород. – Ордынская, Орденская или Арденская, Смол. г., II, 1028. Богород.-Пельшем., Волог. г., II, 909. Богород.-Перынский, Новгор. г., I, 351. Богород.-Площанс., Орл. г., II, 1057. Богород.-Покров.-Озерский, С. Петерб. г., II, 1067. Богород. – Пречист. -Успен.-Кассианова- Учемская, Яросл. г., II, 861. Богород.-Раифская или Раевская, Каз. г., II, 1110. Богород.-Рожд., Калуж. г., II, 1122. Богород. – Рожд. – Анастасов-Лихвинский, II, 614. Богород. – Рожд. Антония – Римлянина- Новгородский, II, 617. Богород. – Рожд.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Богород.-Рожд.-Боголюбов, Влад. г., I, 47. Богород.-Рож.-Белгородский, II, 1123. Богород.-Рожд.-Владимирский, II, 1120. Богород. – Рожд.-Возмицкий-Волоколамский, II, 1002. Богород. – Рожд. – Воротиловская. Твер. г., II, 643. Богород. – Рожд.-Гамалеев.-Пустынно- Харлампиев., Черниг. г., I, 151. Богород.-Рожд.-Глин., Кур. г., II, 765. Богород. – Рожд. – Голубинская, Волог. г., II, 769.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Икос 11 Света невечерняго приятелище, светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши нас, помраченных греховною мглою, Богородительнице Пречистая, и приводиши к немолчному славословию Твоего пресвятаго имене. Знаме­нием иконы Твоея святыя воистинну явила еси воеводство Твое державное, Госпоже всеблагая, егоже светло празднующе, радостно зовем Ти: Радуйся, возвеличенная Богом паче земных и небесных; радуйся, едина чистая и благословенная в женах. Радуйся, Царице и Владычице небесе и земли; радуйся, порфиро Царя Царей. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, главизно спасения человеческаго. Радуйся, уповающия на Тя не срамляющая; радуйся, просящия Твоея святыя помощи от бед избавляющая. Радуйся, столпе и утверждение девства; радуйся, щите и ограждение веры православныя. Радуйся, боголепное украшение Святыя Христовы Церкве; радуйся, пок­рывающая всех нас Матерним Твоим покровом. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 12 Благодать и милость свыше подаждь нам, Владычице, от иконы Твоея святыя, юже в знамение заступления Твоего нам даровала еси, чудесы, от нея бывающими, пра­вославную веру в нас утверждающи, неверие же посрамляющи. Темже поклоняемся Тебе и молимся: в Православии соблюди нас, Всебла­гая, и сподоби до конечнаго дыхания нашего верно пети Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще чудеса Твоя, от иконы знаме­ния Твоего явленная, Богородице Дево, хвалим, славим и величаем Тя, честнейшую воистину Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Ты же, всеблагая Заступнице наша, покрый нас державным Твоим покровом и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспеваем Тебе непрестанно гласом хваления: Радуйся, богообрадованная и непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрач­ная Агнца и Пастыря Мати. Радуйся, увенчан­ная диадимою царскою от Триединаго Бога; радуйся, святолепная и светоносная палато святых святейшаго Слова. Радуйся, одесную стоящая Сына Твоего и Господа; радуйся, всегда молящаяся Ему за род христианский. Радуйся, виновнице благодатнаго человеков обновления; радуйся, кающихся грешных к Богу примирение. Радуйся, страждущих от бед избавление; радуйся, взыскание погибших. Радуйся, телес наших врачевание; радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Света невечерняго приятелище, светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши нас, помраченных греховною мглою, Богородительнице Пречистая, и приводиши к немолчному славословию Твоего пресвятаго имене. Знамением иконы Твоея святыя воистину явила еси воеводство Твое державное, Госпоже Всеблагая, егоже светло празднующе, радостно зовем Ти: Радуйся, возвеличенная Богом паче земных и небесных; радуйся, едина Чистая и Благословенная в женах. Радуйся, Царице и Владычице Небесе и земли; радуйся, порфиро Царя царей. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, главизно спасения человеческаго. Радуйся, уповающия на Тя не срамляющая; радуйся, просящим Твоея святыя помощи от бед избавляющая. Радуйся, столпе и утверждение девства; радуйся, щите и ограждение веры православныя. Радуйся, боголепное украшение святыя Христовы Церкве; радуйся, покрывающая всех нас Матерним Твоим покровом. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 12 Благодать и милость Свыше подаждь нам, Владычице, от иконы Твоея святыя, юже в знамение заступления Твоего нам даровала еси, чудесы от нея бывающими, православную веру в нас утверждающи, неверие же посрамляющи. Темже поклоняемся Тебе и молимся: в Православии соблюди нас, Всеблагая, и сподоби до конечнаго дыхания нашего верно пети Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще чудеса Твоя от иконы знамения Твоего явленная, Богородице Дево, хвалим, славим и величаем Тя, честнейшую воистину Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Ты же, Всеблагая Заступнице наша, покрый нас державным Твоим покровом и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспеваем Тебе непрестанно гласом хваления: Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати. Радуйся, увенчанная диадимою царскою от Триединаго Бога; радуйся, святолепная и светоносная палато святых святейшаго Слова. Радуйся, одесную стоящая Сына Твоего и Господа; радуйся, всегда молящаяся Ему за род христианский. Радуйся, Виновнице благодатнаго человеков обновления; радуйся, кающихся грешных к Богу примирение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«Свете тихий» киевского распева в синодальном изд. Обихода (М., 1772. Л. 20 об.— 21) «Свете тихий» киевского распева в синодальном изд. Обихода (М., 1772. Л. 20 об.— 21) Многоголосие К. р. известно во 2-й пол. XVII в. по демественным и знаменным партитурам, в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.- по партесным обработкам, в кон. XVIII-XX в.- по многочисленным композиторским гармонизациям и аранжировкам (см.: Лисицын. Обзор; Свод напевов). Во 2-й пол. XVII в. К. р. постоянно звучал на службах в присутствии царей и патриархов и поощрялся ими; этим, возможно, объясняется надписание «Достойно есть» именем царя Феодора Алексеевича (опубл. в сб.: Успенский. Образцы. 1971. С. 139-140). В 1772 г. подобны К. р. вошли в печатный синодальный Октоих, значительное число песнопений К. р.- в Обиход (см.: Захарьина. 2003. С. 141-142). К. р. стал неотъемлемой частью пореформенной русской певческой традиции, а с сер. XIX в.- предметом сравнительных исследований (чаще по печатному синодальному Обиходу 1772 г., чем по рукописям). Изучение песнопений рус. певч. источников выявило частые совпадения (или заметное родство) К. р. со знаменным и с греческим (а иногда и болгарским) распевами. В лит-ре содержится много примеров такого рода. Описывая современное ему церковное пение, архиеп. Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) отмечал: «...киевский, черниговский и новгородский напевы суть не что иное, как один и тот же греческий, но переиначенный по вкусу и характеру жителей городов российских» ( Феоктист (Мочульский). 1813. С. 9); прот. Д. В. Разумовский обратил внимание на полное совпадение напевов песнопений «Воскресение Христово видевше» греческого распева и псалма «Господи, воззвах» К. р. (см. в изд.: История рус. музыки. М., 1983. Т. 1. С. 219). Родство К. р. со знаменным отмечали Н. М. Потулов («По характеру своему он (К. р.- Е. Ш.), видимо, истекает из знаменного и местами до того бывает с ним сходен, что если бы над песнопением не стояло надписание киевского распева (каковому надписанию не доверять нет основания), то напев можно было бы назвать знаменным» - Потулов . 1884. С. 73), прот. Д. Разумовский («Воскресные тропари «Днесь спасение» и «Воскрес из гроба» с надписанием киевского распева суть, несомненно, большого знаменного распева. Прокимны утренние в большом знаменном и киевском распеве почти сходны по напелу гласов» - Разумовский. 1867. Вып. 1. С. 85), А. В. Преображенский («Киевский распев образовался под несомненным влиянием знаменного и есть его упрощение» - Преображенский. 1910. С. 23).

http://pravenc.ru/text/1684569.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010