Вот, братья, знамение, которое Господь всем нам обещал дать, говоря: " род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка " (Мф. 12: 39), подразумевая крест, смерть, погребение и воскресение. И потом в другой еще раз, указывая на силу креста, Он сказал: " Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я " (Иоан. 8: 28). То есть: " Когда пригвоздите Меня ко кресту и будете думать, что я побежден, тогда всего более познаете Мое могущество " . И превосходно сказал Христос! После того, как Христос был пригвожден ко кресту, иудейские обычаи прекратили свое существование, проповедь процвела, слово распространилось до пределов вселенной, земля и море, обитаемые места и необитаемые повсюду возвещают Его силу. Никто да не стыдится честных знаков нашего спасения и самого главного из наших благ, которым мы живем и существуем. Как венок, будем носить крест Христов. Все важное для нас совершается через него: нужно ли было совершиться возрождению явился крест; нужно ли вкусить таинственную пищу, принять поставление или сделать что-либо другое везде является нам этот символ победы. Поэтому мы и изображаем его с великим усердием в жилищах, на стенах, на дверях, на челе и в душе. Это есть знак нашего спасения, общей свободы и благоволения к нам Господа: " как овца, веден был Он на заклание " (Ис. 53: 7). Итак, когда знаменуешь себя крестом, размысли о всем значении креста, укроти гнев и все прочие страсти; когда полагаешь на себе крест, пусть лицо твое будет исполнено великого дерзновения, и душу свою сделай свободной. Знайте во всяком случае, что дает нам свободу. Поэтому и Павел, возводя нас к этому (я говорю о приличной для нас свободе), поступал так, вспоминая о Кресте и о Крови Господней: " Вы, говорит, куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков " (1 Кор. 7: 23). " Подумай, говорит, о цене, данной за тебя, и ты не будешь ничьим рабом из людей " ; ценой же он называет Кровь, пролитую на Кресте. Поэтому не следует изображать его просто перстом, но прежде своей волей с великой верой и уже потом осенять им лицо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1579...

«… грозная, как полки со знаменами», потому что сильнее Церкви нет ничего, ее никто не смог истребить до сих пор. Где Наполеон? Где Гитлер, где Ленин, Сталин со всей их силой, могуществом? Какие были, а все они в земле закопаны, а души их в аду мучаются. Кто-то даже и не закопан, но душа все равно в аду мучается. А Церковь жива, она пережила и Гитлера, и Сталина, и Наполеона, Церковь пережила и древних тиранов. Церковь сильнее всех, потому что силы Церкви – в Боге, а не в человеке. Церковь опирается не на слабую рассудительность человеческую, а на Премудрость Божию, потому что она непобедима. Но каждый член Церкви, достигший усыновления, «сыноположения», как говорит апостол Павел, он становится блистающим, как заря, потому что в нем начинает разгораться заря, как говорит апостол Петр, «восходит утренняя звезда в душах наших». Она действительно начинает блистать, она прекрасна, как луна, то есть она сильнее, чем этот мир. Вот как один писатель сказал, что в мизинце одного святого достаточно силы, чтобы преобразить все творение. Это действительно чистая правда. Каждый человек, достигший богоуподобления, какого можно достичь на земле, он уже сейчас становится более красивым, чем любое творение на земле. Почему? Потому что изначально человек – венец творения. И когда он становится на то место, с которого упал Адам, – этого достигают люди еще на земле, потому что дальше душа будет выше Адама, – то он становится прекраснее луны, прекраснее изменяющегося мира и светел как солнце, потому что в нем сияет Христос. Это даже изображается на иконе. Видите: вокруг ликов святых изображается сияние – знак того, что в нем светит невидимое Солнце? Невидимое, потому что слишком яркое, и человек становится грозен, «как полки со знаменами». И дальше душа говорит: «Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» ( Песн.6, 11–12 ). Итак, эта душа, уже Богу уподобившаяся, она сходит посмотреть, как распускается ореховый сад, на зелень долины посмотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Если вы скажете всё то же на русском, а не на церковнославянском языке, святой, к которому вы обращаетесь, услышит вас ничуть не хуже. По мере того как вы начнёте пользоваться Молитвословом, вы сами начнёте использовать в своих молитвах церковнославянские слова и обороты, потому что увидите, что церковнославянский язык, за счёт своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты, гораздо более пригоден для общения с Богом, чем наш современный искалеченный разговорный русский язык. После того как вы произнесёте свою молитву (в уме или негромко вслух) перед иконой, дважды осените себя крестным знамением с поясным поклоном (если день не воскресный или праздничный, то можно и с земным), и «приложитесь» к иконе, то есть поцелуйте её в знак любви и почтения к изображенному на ней, после чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь. В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, святым мощам и другим, то есть: сперва зажигаете и ставите свечу, затем обращаетесь с молитвой, затем дважды креститесь и кланяетесь, затем целуете святыню, затем в третий раз креститесь и кланяетесь, после чего отходите. Иконы Вопрос: Что такое иконы и для чего они нужны? Ответ: Для того, чтобы понять, что такое икона («икон» – образ, изображение греческ .), необходимо заглянуть в Священное Писание. В Ветхом Завете Бог запретил создание каких-либо изображений Божества потому, что Он ещё не явил Себя людям видимым Образом, в то время как существовавшие тогда языческие религии изобиловали изображениями ложных языческих богов (идолов). Предостерегая народ Божий от впадения в идолопоклонство, Бог дал Заповеди: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исход 20:2–5). Зная, что человеку свойственно желание иметь видимый Образ Божества, Господь предостерёг в этих Заповедях людей от изображения Творца в видимом образе чего-либо сотворённого Им «на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли».

http://azbyka.ru/katehizacija/vocerkovle...

Звезды с огнями падают на город и скалы. 6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (Откр. 7, 1-12). Как бы в укрепление верным христианам и в знамение непобедимости Церкви Христовой, ап. Иоанну вновь явлено знамение славы Господа Иисуса Христа. «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе и с ним 144 000, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14,1) Мы видим изображение ангела на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца» (Откр. 14, 3). Рис. 6 Шестая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата. Фото автора 2014 г. Надпись 6: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (Откр.7, 1-2). 7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (Откр. 8,1-13). Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море. Рис. 7 Седьмая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата (фрагмент). Фото автора. 2014 г. Надпись 7: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (Откр.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

и вообще нигде не упоминает о блуднице, не хвалится своим поступком, как сделал бы всякий другой, если не из тщеславия, то по крайней мере для того, чтобы не подумали, будто он за худое дело ввергнут в такое жилище. И если даже люди, виновные во грехе, не воздерживаются от обвинения, хотя самое то подвергает их стыду, то как не удивляться Иосифу, который, будучи чистым, не говорил о страсти жены, не объявлял греха ее, и даже, когда достиг власти и сделался правителем всего Египта, не помнил зла и не мстил? 8. Видишь ли, как он заботился о ней, а она не любила, но неистовствовала? Да, она не любила Иосифа, а хотела только удовлетворить своему сладострастию. Самые слова ее, если внимательно рассмотреть их, исполнены гнева и великой злобы. Что говорит она? " Он привел к нам Еврея ругаться над нами " (39:14). Укоряет мужа за его благодеяние и показывает одежду, сделавшись свирепее всякого зверя. А Иосиф не так. Но что я говорю об его расположении к ней, когда он был таков же к братьям, которые едва не убили его, и никогда не говорил о них ничего худого ни дома, ни на стороне? Потому-то Павел называет любовь матерью всех благ и предпочитает ее чудотворениям и прочим дарованиям. Как при золотой одежде и обуви нам нужно бывает и некоторое другое одеяние, чтобы узнать царя; а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, – так точно и здесь. Когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных. " По тому " , говорит Господь, " узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин.13:35). Этот знак важнее всех знамений, потому что по нему узнается ученик (Христов). Пусть иные совершают тысячи знамений, но, если они питают вражду между собой, они будут осмеяны неверными; напротив, хотя бы они не произвели ни одного знамения, но только бы искренно любили друг друга, они будут всеми уважаемы и неукоризненны. И Павлу мы удивляемся не потому, что он воскрешал мертвых, очищал прокаженных, а потому, что говорил:  " Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? " (2Кор.11:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

И спор этот проходит не столько в залах и аудиториях, сколько в сердцах и во взаимоотношениях людей между собой в самой что ни на есть повседневной жизни. Крест Христов – символ не только Его искупительной жертвы и победы над смертью, не только скорбей, множеством которых надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22), но в первую очередь – это символ Его любви, непостижимой «плотскому мудрованию»; любви, возводящей на Крест, побуждающей все почитать тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа нашего, все почитать за сор, чтобы приобрести Христа (Флп. 3:8), и притом распятого (1 Кор. 2:2). Крест – символ той радости небесной, с которой ничего не страшно; радости любви не от мира сего – той самой любви, которую Господь заповедует Своим ученикам, той самой, по которой их будут распознавать как учеников Христовых (Ин. 13:35). Иными словами, заповеданная любовь христианская к Богу, себе и ближнему – знамение: наш христианский опознавательный знак, притом «знамение пререкаемо», потому что чего только не сказано о ней, чего не выдумано такого, чтобы только не выполнять эту заповедь, будь то под предлогом необходимости «сначала обрести другие добродетели, и только потом – ее, как высший плод» (со ссылкой, разумеется, на свв. Отцов), будь то подменяя ее какой угодно иной, естественной любовью – любовью от мира сего, побуждающей думать не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23): к отдельному человеку и человечеству в целом, к народу, стране, родине, государству, партии и правительству – к чему и кому угодно, лишь бы подменить любовь не от мира сего каким-нибудь суррогатом. Фото: VK/Симбирская митрополия Не мир, но меч А любовь Божия не терпит фальши. Она ревностно требует искренности, отсекая все чуждое, отделяя истинное от ложного. Вот откуда эти слова: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10:34–36).

http://pravmir.ru/myi-vstrechaemsya-s-ni...

И увидел другого зверя, выходящего из земли. Это говорится о великом лжепророке, который будет совершать знамения, чудеса и творить обман ради него (зверя) перед взором людей. Имеющий два рога, подобные агнчим, по видимости человек, но говорящий как дракон, то есть [он] говорит, преисполненный диавольского коварства, и творит на виду у людей, и даже видимым образом оживляет мертвых. Так что и огонь низводит с неба перед взором людей. Однако, как мы уже говорили, [все это только] по видимости. Так же и чародеи [творят] посредством падших ангелов вплоть до сегодняшнего дня. Поставит и золотой образ Антихриста в Иерусалимском храме. И пошлёт падших ангелов и прикажет им: сделайте рабам и свободным знак на чело и на правую руку их: число имени зверя, чтобы с ним они покупали или продавали. И оскорбит Бога, и озлобится, как предрекал пророк Даниил : и поставит, говорит, свой храм между Самарией и горой славной и святой, что в Иерусалиме, воображая себя Навуходоносором. И когда это произойдет, тотчас же вспомнят о том, как Господь предупредил Церковь об ужасах последних времен, сказав: когда увидите мерзость отвращения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет (Мф 24:15). Отвращением же именуется тот, кто прогневил Бога, поставив на Его место идола либо внеся еретические учения в Церковь. Совратитель же – тот, кто явил людям ложные знамения и чудеса, отвращающие от спасения. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ДАНИИЛА Против пророка Даниила написал двенадцатую книгу Порфирий, утверждая, что книга эта написана не тем, именем которого надписывается, а неким, жившим в Иудее во времена Антиоха, называвшегося Эпифаном, и что не столько Даниил предсказал будущее, сколько тот описал прежде бывшее. Поэтому все то, что он сказал до времён Антиоха, содержит действительную историю, дальнейшие же гадания его, вследствие незнания им будущего, были-де вымышленными. Ему весьма умно отвечали Евсевий, епископ Кесарийский, в трёх книгах, то есть в восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой, и Аполлинарий в одной большой книге, то есть в двадцать шестой, а прежде них отчасти Мефодий . Но так как задачей нашей является не ответы давать на клеветы противника, что потребовало бы длинных рассуждений, а изъяснять то, что сказано пророком для наших, то есть для христиан; то я в предисловии напомню о том, что никто из пророков не говорил столь ясно о Христе. Ибо он не только пишет о пришествии Его, в чём он не отличается от прочих [пророков], но также сообщает, в какое время придёт Он, и располагает царей по порядку, и перечисляет годы, и предуказывает самые ясные признаки.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ибо все сии от изобилия своего опускали в дар Богу, она же – от того, чего ей самой не хватает, весь прожиток свой, какой имела, опустила». И говорившим о храме, что он украшен красивыми камнями и дарами, Он сказал: «Вы видите всё сие, но придут дни, когда не останется камня на камне, коий не будет разрушен». И спрашивали Его, говоря: «Наставник, когда будет сие и какой знак, что начинается?» Он сказал: «Смотрите, чтобы не соблазниться, ибо многие придут во имя Мое, говоря, что это Я и время пришло. Посему не ходите за ними. Когда же услышите о битвах и восстаниях, не бойтесь: подобает прежде быть сему, но еще не тотчас конец». Тогда говорил Он им: «Восстанет народ против народа и царство против царства. И будут землетрясения великие то там, то здесь, и моры, и глады, и ужасы с неба, и знамения великие будут. Но прежде всего сего прострут на вас руки свои и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы и ведя пред царей и правителей ради имени Моего. Сие же будет вам во свидетельство. Посему положите в сердцах ваших не размышлять наперед, как будете отвечать. Ибо Я дам вам уста и премудрость, коим не возмогут противостать и возражать все противники ваши. И будете вы преданы родителями и братьями, и родичами, и друзьями, и некоторых из вас умертвят. И будете ненавистны всем ради имени Моего. И волос с головы вашей не погибнет. В терпении вашем будете владеть душами вашими. Когда же увидите Иерусалим, окруженный воинством, тогда знайте, что приблизилось разорение его. Тогда, кто в Иудее, да бегут в горы; и кто в средине его, да уходят; а кто вне города, да не входят в него. Ибо то – дни отмщения, когда исполнится все написанное. Горе же беременным и кормящим во дни те. Ибо будет бедствие великое на земле и гнев на народ сей. И падут от лица меча, и пленников отведут во все народы, и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не исполнятся времена народов. И будут знамения на солнце, и луне, и звездах, и на земле утеснения язычников из-за смешения рева морского и потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Источник такого могущества, значимости и необходимости Креста для нашего спасения – это личность Господа Иисуса Христа. Наш Господь, принявший на Себя всю полноту нашего человечества, также, в этой плоти, принял на Себя обычную форму римского распятия и навсегда превратил крест в славу и победу для всех верующих. Писание говорит, что Христос в Своей смерти, «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Представьте же, какая невероятная сила стоит между нами и смертью, между нами и когтями царства тьмы, между нами и вечным адом. Да, крест – это больше, чем символ для земной декорации, он – оружие мира, которое делает нас свободными от рабства греху, смерти и дьяволу . Ничего удивительного, что апостол Павел восклицал с верою: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). Реальность креста была запечатана в груди Павла, который сумел в одиночку противостоять козням зла и пройти свой путь до конца. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Знак для всех времен Давайте вернемся к той эпохе, когда Церковь не была разделена, и посмотрим, почитали ли ранние христиане крест так же сильно, как Апостол Павел. В христианстве второго столетия мы встречаем Тертуллиана (145–220), который говорит: Во всех путешествиях и передвижениях, каждый раз уходя из дома и возвращаясь обратно, надевая обувь, принимая ванну, садясь за стол, зажигая свечи, ложась или садясь, во время любого своего занятия, мы осеняем себя знамением креста. (О венце, гл. 3) Примерно столетие спустя, Великий святой Афанасий Александрийский написал: Крестным знамением прекращается всякое волшебство, обращается в ничто всякое чародейство, все идолы лишаются своих поклонников и оставляются ими, всякое неразумное наслаждение прекращается, и всякий человек обращает взор от земли к небу. (Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. IV, 31)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Не все, даже иудейские комментаторы, соглашаются с тем, что стегно – это именно обрезание. Так, например, Ибн-Эзра, пишет: «Мне кажется наиболее вероятным, что в то времена был обычай, чтобы человек давал клятву, положив руку под стегно своего повелителя. Общий смысл высказывания тогда таков: «если ты подчиняешься мне, положи руку под стегно мое». Господин восседал бедром на руке в знак того, что «вот рука моя в твоем распоряжении, я готов исполнять твою волю». В Индии такой обычай существует по сей день» 236 . В Таргуме Онкелос, читаем: «Коснись моего бедра…» 237 Преподобный Ефрем, настаивает на обратном: «Раб клянется заветом обрезания. Ибо на том, что люди осквернили в начале своего бытия до и после потопа, Бог положил знамение завета, и что было презрено в человеческом теле, тому Он сообщил преимущественную честь, положив на нем знамение завета, так что этим клялись дающие клятву и этим заставляли свидетельствовать о себе требующие клятвы» 238 . Скорее всего, преподобный Ефрем не видит в человеческом теле ничего оскверненного и презренного. Он как бы вместе с апостолом Павлом готов сказать: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит. 1:15 ). «…положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли ( Быт. 24:2–3 ). Авраам говорит: положи руку твою под стегно мое ( Быт. 24:2 ), как если бы он говорил: Возложи руку твою на алтарь, или: возложи руку твою на ковчег завета, или: простри руку твою к храму Божию – и клянись мне. Он положил руку под стегно и принес клятву Богом неба и Богом земли. И не ошибался благословенный Авраам, когда повелел это сделать, но, будучи исполнен пророческого духа, он знал, что из его семени родится Христос, Господь неба и земли. Потому, когда раб его коснулся стегна, он не приносил клятву какой-либо частью плоти, но клялся живым и истинным Богом, ибо Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду – из семени его родился Господь Иисус» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010