По почину епископа Василия часть архиереев, сосланных на Соловки, составляет отзыв на «Декларацию», в котором делаются возражения против отдельных ее положений: а) «Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства; б) послание приносит правительству «всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения». Такого рода выражение благодарности в устах главы Русской Православной Церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству Церкви; в) послание Патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и государством возлагает на Церковь; г) угроза запрещения эмигрантским священнослужителям нарушает постановление Собора 1917—1918 гг. от 2/15 августа 1918 г., разъяснившего всю каноническую недопустимость подобных кар и реабилитировавшего всех лиц, лишенных сана за политические преступления в прошедшем».    Некоторые из архипастырей, недовольные новым курсом церковной политики Заместителя Местоблюстителя и его Синода, отказывались принимать назначения и по собственной воле уходили на покой. Так поступил бывший Серпуховской епископ Арсений (Жадановский); епископ Серафим (Звездинский) в ответ на требование митрополита Сергия прочитать перед паствой «Декларацию» сказал, что «морально не способен делать то, чего хотят не любящие Христа Спасителя». При этом присутствовал архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов), и они тут же подали составленные заранее прошения об увольнении на покой.    Не был согласен с митрополитом Сергием и передавший ему церковную власть архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Осуждал «Декларацию» и церковную политику Патриархии архиепископ Феодор (Поздеевский), впрочем не одобрявший уже и линии, выбранной Патриархом Тихоном после освобождения из тюрьмы. Владыка Феодор пользовался большим влиянием на епископат, и близкие ему по духу архиереи, епископы Гавриил (Абалышев), Григорий (Козырев), которых называли «даниловцами» по монастырю, где пребывал архиепископ Феодор, разделяли его отношение к «Декларации». Самым непримиримым в этой группе архиереев был епископ Дамаскин (Цедрик), который обратился к митрополиту Сергию с резким посланием: «За что благодарить? За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки преподобного Серафима, а еще ранее останки святых Феодосия, Митрофана, Тихона и Иоасафа подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?..»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Зеленский, врач. Зигабен Евфимий († после 1118), византийский богослов и экзегет. Зиновий (Дроздов Николай Петрович ; 1875–1941), архиепископ. В 1911 г. хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии. С 1918 г. епископ Тамбовский и Шацкий. С 1920 г. архиепископ. Осенью 1922 г. арестован, выслан в Москву, затем в Нижегородскую губ., в 1927 г., уволен от управления Тамбовской епархией. Арестован в 1927 г. в Арзамасе. До 1940 г. проживал во Владимирской обл. Арестован в 1940 г. Умер в лагере. Зиновьев Григорий Евсеевич (настоящая фамилия Радомысльский, по другим данным – Апфельбаум; 1883–1936), советский политический и государственный деятель. В 1934 г. арестован и вскоре осужден на десять лет тюрьмы. Содержался в Верхнеуральском политизоляторе. Златоуст см. Иоанн Златоуст , святитель. Зотов, заключенный Соловецкого лагеря. Зубкин, капитан государственной безопасности, помощник начальника учетно-архивного отдела. Зубрицкий И. А., помощник начальника СО ПП по Уралу. Зуев А. И., и. о. прокурора города Москвы. Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844 – после 1922), митрополит. В 1891 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 1910 г. архиепископ Казанский и Свияжский. С 1917 г. митрополит. В 1920–1921 гг. митрополит Томский. С 1921 г. на покое. В 1922 г. арестован, вскоре освобожден. Скончался после хирургической операции. Иван I Данилович Калита (до 1296–1340), Князь Московский с 1325 г., Великий князь Владимирский в 1328–1331, с 1332 г. Иванов А. Е., свидетель по делу митрополита Петра. Иванов, уполномоченный Обдорского ГПУ. Иванов Димитрий, киевский протоиерей. Игнатий (Жебровский Владимир Лаврентьевич; 1888 – после 1945), обновленческий «архиепископ». Совратился в обновленческий раскол в первые дни его возникновения. В 1923 г. «хиротонисан во епископа Клинского, викария Московской епархии», в том же году «епископ Кашинский, викарий Тверской епархии». С 1924 г. «архиепископ», в 1927 г. обновленцами лишен сана и возвращен в гражданское состояние. С 1935 г. назначен обновленцами «архиепископом Сталинградским». После войны оказался в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Таким образом, общее число депутатов от духовенства будет на съезде семьдесят человек. Что касается количества участников съезда от лица церковных старост епархии, то, утверждая предположенный консисторией распорядок избрания таких участников, предлагаю консистории сделать рас­поряжение, чтобы от городов Тамбова, Козлова и Моршанска были избраны на съезд и представлены к утверждению по два депутата от местных церковных старост, а от остальных девяти городов по одному; от уездов Лебедянского, Ли­пецкого, Спасского и Темниковского по одному депутату от всех старост уезда, а от остальных восьми уездов по два депутата. Таким образом, всех депутатов от церковных старост будет на съезде 35 человек. Епископ Кирилл». 123 Указ Св. Синода за 14156 от 20 сентября 1912 г.//Тамбовские епархи­альные ведомости. 1912. 40. С. 1010–1011. 128 Указ Св. Синода от 2 октября 1912 года за 14719/Тамбовские епархи­альные ведомости. 1912. 41. С. 1016. 132 М. Б. Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский/М. Б.– Пг.: О-во распостранения религиозно-нравственного просвещения в духе Право­славной Церкви, 1915. С. 267. 135 Зиновий (в миру – Дроздов Николай ), архиепископ. Род. 14 июля 1875 г., окончил Костромскую ДС (1897), рукоположен во иерея, овдовел. Поступил в СПбДА (1900), пострижен в мантию (1903), окончил СПбДА со степенью канди­дата богословия (1904). Иеромонах на госпитальном судне «Орел» (с 14. 08. 1904). Преподаватель Вятской духовной семинарии (с 23. 09.1905), смотритель Кутаисского духовного училища (с 28.09.1906), с 14.07.1907 – правитель кан­целярии Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского), архимандрит (с 12. 09. 1907); поскольку после убийства грузинскими националистами архи­епископа Никона (28 мая 1908 г.) жизнь архимандрита Зиновия также находи­лась в опасности, решением Св. Синода переведен на должность смотрителя Ека­теринбургского духовного училища (13. 07. 1908); ректор Кишиневской духовной семинарии (с 22. 01. 1909); хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии (11.12.1911); епископ Козловский, викарий Там­бовской епархии (с 17.01.1913); епископ Тамбовский и Шацкий (с 22.05.1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После нескольких дней в горячих молитвах за богослужением, крестьянка вернулась домой, получив исцеление». А в июне того же года Вышенскую пустынь посетила настоятельница одного из Костромских монастырей Ф-та. Иеромонах Н-р, разговорившись с паломницей, узнал, что она великая почитательница памяти свт. Феофана. При жизни подвижника она получила от него несколько писем с разрешением сомнительных и недоуменных вопросов и после его смерти во всех затруднениях молитвенно обращалась к нему за помощью и советом. Незадолго до ее приезда святитель явился ей и велел усердно молиться на Выше. К десятилетию со дня кончины Владыки вышла в свет книга «Жизнь и учение Преосвященного Феофана, Вышенского Затворника», написанная смотрителем Шацкого Духовного училища профессором Петром Алексеевичем Смирновым, принявшим затем священный сан. В составлении этого первого жизнеописания Владыки участвовал о. Аркадий. Для назидания верующих он благословил посещение паломниками покоев святителя, в которых бережно сохранялась вся обстановка. Авва Аркадий отошел ко Господу 1 ноября 1907 г. Его монашеский путь к возлюбленному Христу длился шестьдесят два года. В 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) 15 ввел в обычай ежегодное совершение заупокойных Литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных святых Иоанна Кронштадтского , Феофана Затворника , Питирима Тамбовского и Амвросия Оптинского . В эти дни всё тамбовское духовенство соборно служило панихиду об упокоении дивных подвижников благочестия, что свидетельствовало о вере современников в их прославление в Церкви Небесной и грядущее прославление на земле. А в 1915 г., несмотря на военное время, в Вышенской пустыни прошли торжества, посвященные столетию со дня рождения святителя. Возглавлявший их Владыка Зиновий (Дроздов), епископ Козловский, после Божественной Литургии сказал: «Счастливы вы, братия, что можете припадать к гробнице святителя Феофана и просить его святых молитв и предстательства пред Престолом Всевышнего за нас, грешных. Он – наша путеводная звезда! Будем подражать ему по мере наших слабых сил». Исполнение предреченного

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Незадолго до закрытия Саровской пустыни в 1927 г. Тамбовский архиепископ Зиновий (Дроздов) объявил, что один из саровских иноков должен скрыться со святыми мощами на Кавказе. Но иеромонах, которому владыка поручил спасение святыни, отказался, поскольку был твердо уверен, что св. мощи — источник множества чудес, и сами не дадутся в руки святотатцев. Мощи преп. Серафима оказались сначала в московском Центральном антирелигиозном музее, а потом в ленинградском Музее истории религии и атеизма, размещенном безбожной властью в Казанском соборе, где их кто-то спрятал в самых дальних запасниках. Впоследствии, вероятно, не только верующие, но и государство ничего не знало о местонахождении мощей. «Уход» мощей преподобного был пережит верующими как наказание за грехи — святыня отнималась за недостоинство. Для многих это стало призывом к покаянию, горем, исполненным надеждой на непрерванность связи видимого и невидимого. В течение долгого времени не было никаких точных сведений о судьбе мощей старца. Тем не менее в Москве 1960–1970-х твердо верили: они надежно спрятаны, и в Дивееве есть люди, которые знают место хранения святыни. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7), и бесчинства богоборческого режима не поставили точку в истории почитания святых в России. 4 ноября 1990 г. мощи преподобного были найдены в запасниках музея, вместе с мощами святителя Иоасафа Белгородского. Неожиданное явление св. мощей вызвало новое, чрезвычайно сильное духовное напряжение, сходное, наверное, с таким же глубоким волнением сердец в 1903 году. В инвентарной описи они не числились. После нескольких экспертиз было твердо установлено, что найденные останки — действительно св. мощи Серафима Саровского. 11 января 1991 г. Московский Патриарх Алексий II и директор музея в торжественной обстановке, в присутствии тележурналистов, подписали документ о возвращении Православной Церкви мощей Серафима Саровского. Был установлен праздник второго обретения святых мощей (в день блаженной кончины святого — 2 (15) января).

http://pravoslavie.ru/122816.html

Так, например, недостаточно внимания уделяется факту, что архиепископ Зиновий (Дроздов), принявший смерть в сталинских лагерях, в годы русско-японской войны был корабельным иеромонахом. На госпитальном судне «Орел» вместе со 2-й тихоокеанской эскадрой будущий архиепископ проделал путь от Балтики до Цусимы, попал в плен и оставил интереснейшие воспоминания «С эскадрой до Цусимы» . Мало кому известно, что в военно-санитарном поезде в годы войны в течение нескольких месяцев служил известный русский философ священник Павел Флоренский, впоследствии расстрелянный большевиками. В качестве проповедника Особой армии на фронте в 1917 году находился архимандрит, а впоследствии архиепископ священномученик Петр (Зверев) . Те же обязанности в 1-й армии выполнял протоиерей Валентин Свенцицкий, также претерпевший гонения и умерший в ссылке . Наконец, очень немногие знают, что в течение некоторого времени в 1914 году в рядах военных пастырей (в качестве проповедника, затем священника лейб-гвардии Финляндского полка) находился иеромонах Николай (Ярушевич) , будущий митрополит, также в течение своей жизни подвергавшийся преследованиям. Военное духовенство, как и вся Русская Церковь, в полной мере испытало на себе тяжесть гонений. И первые проявления безбожной политики государства в отношении военных священников начались вскоре после февральской революции. Как известно, русское христолюбивое воинство в 1917 году за несколько месяцев перестало быть не только «христолюбивым», но и «воинством». Известный приказ Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 1 послужил толчком к развалу армии. Хотя Временное правительство и продолжало содержать военных священников и призывать к продолжению войны до победы, оно при этом боялось сильной армии и тратило огромные средства на агитаторов, призывавших солдат не слушать «попов и офицеров», а разъезжаться по своим деревням делить господскую землю. И это, конечно же, не могло не сказаться на положении военного духовенства. Преподобномученик Гавриил (Владимиров) И все же убийств военных священников в 1917 году было немного. До октябрьского переворота произошел, пожалуй, всего один случай. В июле 1917 года в расположении воинской части солдатами был убит священник 175-го Батуринского полка Николай Петровский, однако обстоятельства этого преступления так и остались нераскрытыми. Убийство, по всей видимости, было совершено ради ограбления: с убитого священника были сняты сапоги, брюки, шляпа. Пропали также вещи из карманов. Убийство произошло на нашей позиции, где вражеских воинов быть не могло .

http://pravoslavie.ru/44668.html

  © Сингх С. С., 2020   Официальное наименование военно-морского флота Российской империи. Добровольный флот – судоходное общество, основанное в 1878 г. на добровольные пожертвования. Его суда были резервом военного флота, в мирное время пароходы общества осуществляли грузопассажирские перевозки, в основном на линии «Одесса–Владивосток», в военное время использовались в качестве транспортов и вспомогательных крейсеров. Командующий соединением кораблей, эскадрой, флотом. РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 78–83. Морской устав. 1885. СПб., 1885. С. 82. Кузнецов О. Ю. Русское военно-морское духовенство//Военно-морские силы России и Тульский край: Сборник материалов научной конференции. Тула, 1997. С. 17–25. Там же. С. 23. Котков В. М., Коткова Ю. В. Военное духовенство России. Страницы истории: Учебное пособие. СПб., 2005. Там же. С. 99. Морской устав. С. 245, 246, 247, 248, 303, 305, 306, 307, 308. Там же. С. 245. Самохвалов С. В. Духовенство военного флота Российской империи. Корабельные священники на рубеже XIX–XX веков (Электронный ресурс: (дата обращения: 17 декабря 2017 г.). Беляков А. П. Религиозное воспитание военных моряков в дореволюционной России. СПб., 2014. Копылов С. Н. Повседневная служба священников русского флота в конце XIX – начале XX века//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. 1(49) (Электронный ресурс: (дата обращения: 24 января 2020 г.). РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 208, 208 об. (О назначении иеромонахов на суда в кампанию 1890 г.) Там же, д. 2183, л. 1–4 об. (По отчетному рапорту священника Николая Дьякова, командированного на пароход Добровольного флота). Морской устав. Сергий (Страгородский), архим. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). М., 2013. Зиновий (Дроздов), иером. С эскадрой до Цусимы. Вятка, 1906. Поликарпов Д., свящ. Воспоминания и впечатления первого судового священника во время заграничного плавания в 1900 году//Вестник военного духовенства. 1908. 15 С. 472–480; 16. С. 501–511; 17.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) епископ Малоярославский, викарий Калужской епархии; Феодор (Поздеевский) архиепископ (Данилов монастырь); Мелхиседек (Паевский) епископ Минский и Туровский; Николай (Добронравов) архиепископ Владимирский и Суздальский; Платон (Руднев) епископ Богородский, викарий Московской епархии; Валериан (Рудич) епископ Смоленский; Пахомий (Кедров) архиепископ Черниговский; Иоанн (Василевский) епископ Бронницкий; Варфоломей (Ремов) епископ Сергиевский; Алексий (Готовцев) епископ Серпуховский; Арсений (Жадановский) бывший епископ Серпуховский; Филипп (Гумилевский) епископ; Амвросий (Полянский) епископ Каменец-Подольский; Серафим (Самойлович) архиепископ Углический; Борис (Рукин) епископ Можайский, викарий Московской епархии; Парфений (Брянских) епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии; Павел (Кратиров) бывш. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии, на покое; Митрофан (Поликарпов) епископ Бугумильский, викарий Казанской епархии; Стефан (Знамировский) епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии; Зиновий (Дроздов) архиепископ Тамбовский; Иринарх (Синеоков-Андреевский) епископ Якутский 14 . Сам факт одновременного (и, понятно, вынужденного) продолжительного нахождения такого количества правящих архиереев вне территории их епархий свидетельствует об отсутствии в этот период самых минимальных условий и хотя бы ограниченных возможностей для формальной деятельности церковного управления на местах, что значительно облегчало деятельность обновленцев в епархиях. Это обстоятельство необходимо учитывать в исследованиях изучаемого нами периода истории Русской Церкви. В начале сентября 1924 г. АРК разрабатывает новую политику в отношении Патриарха. 3 сентября Комиссия принимает следующее: “б) Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию. в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)” 15 . К этому моменту провал попытки внедрения Красницкого был уже очевиден. 9 сентября на публичном диспуте об этом заявил и сам Красницкий 16 .

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

Дивеевская обитель Панорама Дивеевского монастыря. Фото нач. ХХ в. Новый вызов на Лубянку произошел 12 июля 1926 года. От владыки требовали его выезда из Москвы в Новгород, однако он смог договориться, чтобы вместо Новгорода его направили в Дивеев, куда и прибыл 18 июля 1926 года. Игуменья холодно приняла владыку Серафима. Тогда в обители жил уже епископ Тамбовский Зиновий (Дроздов). Поначалу епископу Дмитровскому даже не разрешали служить. Позже для него был расчищен подвальный храм в честь иконы «Утоли моя печали». Он стал ежедневно совершать Божественную литургию, каждый день обходил Святую Канавку, часто молился в лесу. В 1926-м году он еще мог ездить в Саров, дважды служил там на праздничных богослужениях: в честь прославления преподобного Серафима Саровского и на Успение. Но сразу же после этого выезд из Дивеева владыке был запрещен. Многие сестры Дивеевские были уверены в том, что пророчества старца о Канавке, которую не сможет перейти антихрист, сбудутся в буквальном смысле, и поэтому они не боялись, что в обитель могут прийти большевики. Однако владыка Серафим был убежден, что это пророчество они понимают неправильно, что его нужно понимать духовно. «Вы не так понимаете слова преподобного, он учил читать полтораста раз Богородице, Дево, радуйся” и говорил: кто исполняет это правило, душой того антихрист не овладеет никогда», – объяснял владыка. 14 февраля 1927 года он видел, как Сама Пречистая шла по Своей Канавке. Закрытие обители В Дивеево епископ Серафим общался и с блаженной Марьей Ивановой. Как-то в разговоре он пожаловался на то, что существует непонимание в их отношениях с игуменьей, на что блаженная ответила: «На одной лошади из Дивеева вывезут». Слова эти сбылись позже, при закрытии монастыря осенью 1927 года: мать игуменью, епископа Зиновия и епископа Серафима, не пожелавших покидать обитель, повезли в Арзамасскую тюрьму на одной повозке. 26 ноября они были отправлены в Нижний Новгород, остановились Дивеевском подворье. По болезни епископа Серафима вскоре освободили. Игуменья предала владыке Серафиму часть мощей.

http://pravoslavie.ru/123281.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4494@ Подпись к иллюстрации: Архиеп. Зиновий (Дроздов) Размер файла: 22.1 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 16.02.2011 19:46:04 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/4494.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010