Зиновий (Дроздов), еп. Тамбовский и Шацкий. Фотография. 1918 г. Зиновий (Дроздов), еп. Тамбовский и Шацкий. Фотография. 1918 г. Во время гражданской войны придерживался позиции невмешательства в политические события. Вставал на защиту священнослужителей и мирян, подвергавшихся гонениям со стороны красноармейцев, но не поддерживал антисоветских выступлений. Во время занятия в авг. 1919 г. Тамбова отрядом ген. К. К. Мамонтова отказался провести благодарственный молебен, отклонил предложение выехать с белыми из города и покинуть паству. Был арестован 25 сент. 1919 г. органами ВЧК, освобожден через неделю. З. выступил решительным противником обновленчества . 28 июля 1922 г. организаторы местной группы «Живой церкви» явились к З. и потребовали признания обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). З. ответил резким отказом, назвав обновленцев богоотступниками. 30 июля, во время воскресного богослужения, З. объявил, что запрещает членов образованного обновленцами епархиального управления в священнослужении. 16 авг. руководитель «Живой церкви» В. Д. Красницкий от имени ВЦУ известил Тамбовский губисполком об увольнении З. на покой с удалением из пределов епархии, однако авторитет епископа был столь значителен, что власти не решились на его немедленный арест. 24 авг. уполномоченный ВЦУ путем обмана убедил собрание тамбовского духовенства признать обновленческое руководство. З. был вынужден согласиться на совместное управление епархией, встав во главе нового епархиального управления с участием обновленцев. При поддержке властей обновленцы стремились устранить З. от управления епархией. В сент. 1922 г. против З. было начато следственное дело по обвинению в сокрытии церковных ценностей в тамбовском Покровском соборе. Уполномоченный ВЦУ потребовал от З. на время следствия оставить должность епархиального архиерея. В ответ 27 сент. З. объявил о разрыве с обновленцами, т. к. «представители новой церковной власти перестали считаться с канонами и в основу своей деятельности положили не апостольские и соборно-отеческие правила, а программу Живой церкви». 13 окт. 1922 г. З. произнес в Покровском соборе получившую широкую известность т. н. громовую проповедь против обновленцев, после чего городское духовенство Тамбова порвало с обновленческим ЕУ.

http://pravenc.ru/text/199817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

Зиновий (Дроздов) Зиновий ( Дроздов Николай ), архиепископ Тамбовский. Родился 14 июля 1875 года. В 1897 году окончил Костромскую духовную семинарию и рукоположен в сан иерея. Овдовел. В 1904 году окончил СПб/духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1903 году, будучи на четвёртом курсе, пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. 14 авг. 1904 г. командирован Св. Синодом иереем на госпитальное судно «Орёл». 23 сент. 1905 г. назначен преподавателем в Вятскую духовную семинарию. 28 сент. 1906 г. – смотритель Кутаисского духовного училища. С 14 июля 1907 года – правитель канцелярии Экзарха Грузии. 12 сент. 1907 г. возведён в сан архимандрита. С 13 июля 1908 г. – смотритель Екатеринбургского духовного училища. С 22 янв. 1909 г. – ректор Кишинёвской духовной семинарии. 11 декабря 1911 г. хиротонисан во епископа Измайловского вик. Кишинёвской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 17 янв. 1913 г. – епископ Козловский, вик. Тамбовской епархии. С 5 июня 1913 г. временно управлял Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским. С 22 мая 1918 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 1920 г. возведён в сан архиепископа. С 1923 года епархией не управлял. Скончался после 1927 года. Труды Речь архимандрита Зиновия при наречении его во епископа «Приб. к „ЦВ“» 1911, 51–52, стр. 2240 «С Эскадрой до Цусимы» Вятка, 1906 год Литература «Церк. Вед.» 1906, 41, стр. 443. 1911, 49, стр. 391. 1913, 4, стр. 15. 1917, 36–37, стр. 324. 1918, 21–22, стр. 163 «Приб. к „ЦВ“» 1911, 50, стр. 2212. 1911, 51–52, стр. 2240. 1913, 23, стр. 1100 Булгаков стр. 1402 41, стр. 2 ФПС III 103, стр. 8 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 128–129 Заметки и дополнения Е.М. Regel’son 531 1923 verhaftet Regel’son Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1927–: Александр Сахаров, паки 1932–1933: 10 .1933–27.08(09.09).1935: Палладий Селецкий 09 .1935–17(30).12.1935: Мелхиседек Николев 1935–1936: Михаил Князевский Таврическая и Таврическая (обн.) см. Симферопольская и Симферопольская (обн.) Таганрогская 04(17).04.1913–07(20).09.1917: Иоанн Поммер 07(20).09.1917–06(19).06.1925: Арсений Смоленец 1925–1930: Александр Бялозор 1930–1932: 14(27).11.1932–1942: Иосиф Чернов Таганрогская (обн.) 1922–: Александр Бялозор 29 .10(11.11).1924–1927: Александр Шубин Таганрогская (укр.) 25 .07(07.08).1942–: Феодор Рафальский Таллинская 18(31).12.1917–14(27).01.1919: Платон Кульбуш 1919–1923: 08 .1923–1944: Александр Паулюс 1943–1944: Николай Лейсман, в. у. 1944(?)–1945(?): Григорий Чуков , в. у. 04 .1945–19.01(01.02).1946: Павел Дмитриевский Тамбовская 30 .12(12.01).1909–19.03(01.04).1918: Кирилл Смирнов 22 .05(04.06).1918–1922: Зиновий Дроздов 1923–1924: Димитрий Доброседов, в. у. 1924–06(?).1927: Зиновий Дроздов, паки Стефан Гнедовский, в. у. 29 .06(12.07).1927–28.01 (10.02).1928: Серафим Мещеряков 09(22).06.1927–27.03(09.04).1930: Вассиан Пятницкий в. у. 27 .03(09.04).1930–20.02(05.03).1936: Вассиан Пятницкий 20 .02(05.03).1936–03.1937: Венедикт Алентов 1937–1943: 09 .1943–01.1944: Григорий Чуков , в. у. 01 .1944–05.1946: Лука Войно-Ясенецкий 27 .03(09.04).1946–26.07(08.08).1961: Иоасаф Журманов Тамбовская (григ.) 1925–: Константин Булычев Тамбовская (обн.) 17(30).01.1923–28.04(11.05).1923: Пётр Рождественский, в. у. 30 .01(12.02).1924–29.06(12.07).1924: Аристарх Николаевский 19 .06(02.07).1924–27.09(10.10).1925: Николай Чижов 03(16).01.1926–1927: Геронтий Шевлягин 1927–1927: Анатолий Левицкий 09 .1928–29.09(12.10).1929: Василий Знаменский 09 .1930–1932: Василий Павлов 12 .1932–11.1933: Арсений Покровский 08 .1934–09(22).08.1935: Николай Новосёлов Николай Алявдин 1935–23.07(05.08).1936: Николай Чудновцев 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Виктор Путята Таращанская 1926–1928: Георгий Делиев Таращанская (укр.) Марк Грушевский Ташкентская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Заключение Отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно указать, что термин «Священное Писание» вошел в употребление и закрепился в отечественной богословской литературе в первой половине XVIII в., а термин «Священное Предание» — в 30-х годах XIX в. Введение этой терминологической пары стало заметным новшеством в отношении предшествовавшей многовековой византийской традиции обозначения источников христианского Откровения. При этом если термин «Священное Писание» был введен в результате прямого влияния западного богословия, главным образом протестантского, как калька с латинского sacra Scriptura, то термин «Священное Предание» был введен как зеркальный термин к уже устоявшемуся термину «Священное Писание» в рамках католического по происхождению учения о двух источниках Откровения. И хотя ни протестантское учение об одном источнике Откровения, ни католическое учение о двух источниках Откровения не прижились в чистом виде на русской почве, но были творчески переосмыслены в рамках православного вероучения, термины «Священное Писание» и «Священное Предание» надежно закрепились в отечественном богословском лексиконе.   Источники Амфитеатров (1862) — Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие Православной кафолической восточной Церкви: С присовокуплением общего введения в курс богословских наук. СПб.: Типография Александра Якобсона, 1862. Булгаков (1913) — Макарий (Булгаков), митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М.: Синодальная типография, 1913. Т. 1. Горский (1773) — Феофилакт (Горский), еп. Догматы христианския православныя веры в богословском учении. М., 1773. Дроздов (1824) — Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис, Православныя кафолическия восточныя греко-российския Церкви. М., 1824. Зиновий Отенский (1863) — Зиновий Отенский, прп. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань: Университетская типография, 1863. Иосиф Волоцкий (1896) — Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Казань: Типо-литография имп. университета, 1896.

http://bogoslov.ru/article/6176570

Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь использовали как базу для создания разветввлений к/р организации, целиком разделяющей платформу ликвидированной организации " ИПЦ " . Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва... Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза, преимущественно из монашеского элемента и " бывших людей " . Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др. Вели с ними переписку через специальных связистов. Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с Советской властью... Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме - монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. - имели общую " трапезную " . Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг " монастыря " целого ряда " благодетелей " из а/с лиц в разных городах Советского Союза, которые снабжали руководителлей " монастыря " большой денежной и натуральной помощью... Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса, имели потайные места для хранения денег и к/р документов... " . На допросе заявил: " Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии. Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища, издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются, св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки "

http://drevo-info.ru/articles/17058.html

11.01.1880 КУРСКАЯ 11.01.1880 19.03.1883 ПЕРМСКАЯ 19.03.1883 08.05.1888 Св. Ефрем (боярин, Скопец) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ Ефрем Хвостов КАЗАНСКАЯ 08.1606 26.12.1613 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 08.1611 26.12.1613 Ефрем Янкович Пятицерковенский Серб ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 24.08.1708 18.03.1712 Захария (Зенько) Ильяшович в/у ХОЛМСКАЯ 08.03.1566 05.01.1569 ХОЛМСКАЯ 05.01.1569 03.06.1577 Захария Корнилович ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 01.10.1700 28.08.1715 Захария ТВЕРСКАЯ Захария I ЧЕРНИГОВСКАЯ (XII–XIII вв.) Захария II ЧЕРНИГОВСКАЯ (1285–1320) Захария, кн. Догебуадзе МИНГРЕЛЬСКАЯ 07.06.1853 05.03.1854 Сщмч. Захария Лобов НИЖНЕЧИРСКАЯ 09(22)09.1923 01(14)10.1923 АКСАЙСКАЯ 01(14)10.1923 НОВОТОРЖСКАЯ БЕЖЕЦКАЯ 11(24)04.1928 11(24)04.1929 ВОРОНЕЖСКАЯ 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 Захария Попов ОСТРОГОЖСКАЯ, обн. 17(30)12.1922 Зиновий Дроздов ИЗМАИЛЬСКАЯ 11.12.1911 17.01.1913 МИЧУРИНСКАЯ 17.01.1913 09(22)05.1918 в/у ОРЛОВСКАЯ 05.06.1913 ТАМБОВСКАЯ 09(22)05.1918 10.1927 Зиновий Красовский ЛЫСКОВСКАЯ 26.11(09.12)1943 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)11.1948 Зосима ЛЬВОВСКАЯ (XIII в.) Зосима Брадатый ВСЕРОССИЙСКАЯ 26.09.1490 17.05.1494 Зосима Давыдов в/у ЯКУТСКАЯ 04(17)08.2004 14(27)09.2004 ЯКУТСКАЯ 14(27)09.2004 Зосима Остапенко в/у ЭЛИСТИНСКАЯ 23.09(06.10)1995 11(24)12.1995 ЭЛИСТИНСКАЯ 11(24)12.1995 Зосима Прокопович ЧЕРНИГОВСКАЯ Зосима (обн. Александр) Сидоровский КИРЕНСКАЯ 10.08.1914 24.11.(07.12)1918 в/у КРАСНОЯРСКАЯ в/у ИРКУТСКАЯ 07(20)12.1918 в/у КРАСНОЯРСКАЯ, паки КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 10.1922 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. ФРУНЗЕНСКАЯ, обн. 14(27)04.1926 Иакинф Сикора в/у ЛЬВОВСКАЯ (1533–1534) 05.08.1535 Иаков (в сх. Иоанн) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ПОЛОЦКАЯ (1300) Св. Иаков ЯРОСЛАВСКАЯ Иаков Аккерсдайк ГААГСКАЯ 05(18)08.1972 17(30)12.1987 Иаков Вечерков САРАТОВСКАЯ 27.03.1832 13.01.1847 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.01.1847 20.05.1850 Иаков Домский ЯКУТСКАЯ 08.01.1884 27.05.1889 Иаков Заика ВИННИЦКАЯ 20.01(02.02)1947 05(18)11.1948 ЧЕРНИГОВСКАЯ 05(18)11.1948 03(16)11.1953

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Николай, в мон. Платон, Городецкий. Иван Чупровский. Михаил Архидиаконский. Дмитрий Соснин. 5. Нил Трунев. Иван Протопопов – Тверский. Иеродиакон Никодим. Иван Соколов. Стефан, в мон. Софония, Сокольский. Василий Березин. С правом на получение степени магистра, по выслуге двух лет с одобрением по должности и представлением сочинений по дух. учености. Иван Протопопов – Могилевский. Андрей Михайлов. Андрей, в мон. Феогност, Лебедев. 15. Лавр Соколов. Михаил Сборовский. Николай Ладинский. Иван Аристов. Алексей Заборовский. – кандидата: 20. Василий Богословский. 35. Александр Бельский. Филипп Лебедев. Ефим Пашеозерский. Николай Семенов. Николай Высокоостровский. Василий Серебровский. Иван Гуляев. Алексей Яснев. Василий, в мон. Николай, Троицкий. 25. Иван Титов. 40. Иеродиакон Палладий Городков. Яков Алфеевский. Иеродиакон Анастасий Протопопов. Арефа Силуанов. Зиновий Архангельский. Григорий Добротворский. Борис Волотский. Семен Орлинский. Иеромонах Вениамин Колоколов. 30. Александр, в мон. Леонид, Зарецкий. Иван Солнцев. Михаил Галицкий. Тимофей Паозерский. Иван Волков. Павел Цветков. Иван Беляев. – студента: Александр Дроздов. С правом на получение, через один год, степени кандидата, с одобрением по должности и поведению. Павел Федоров. 50. Александр, в мон. Герман, Нарцисов. VIII-ro курса Со степенью магистра: 1. Семен Красноцветов. 10. Никанор Новиков. Федор Сидонский. Доримедонт Соколов. Яков Предтеченский. Алексей Никольский. Михаил Басов. 5. Алексей Дроздов. Андрей Лазарев Иеромонах Гедеон Виноградов. Константин, в мон. Порфирий, Успенский. Петр Гальковский. С правом на получение степени магистра, по прошествии одного года, с одобрением епархиального начальства. Александр Удальцов. Николай Ильдомский. 15. Дмитрий, в мон. Аввакум, Честной. Василий Тихонравов. – кандидата: Василий Смердынский. Александр Ласточкин. 20. Антон Нечаев. 25. Петр Смирнов. Николай Кушин. Петр Солярский. Никифор Левитский. Иеродиакон Герман. Иван Орлинский. Матфей Соколовский. Михаил Волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

27 .08(09.09).1917–05.1919: Серафим Руженцев 01 .1919–02.1919: Митрофан Загорский 1919–1923: 10(23).12.1923–04(17).04.1924: Глеб Покровский Михайловская (обн.) Митрофан Мичуринская 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Зиновий Дроздов 1918–1920: Павел Поспелов 1920–1923: 13(26).09.1923–1925: Димитрий Добросердов 1926–1927: Алексий Буй 09(22).06.1927–27.03(09.04).1930: Вассиан Пятницкий 1930–1936: 1936–1937: Венедикт Алентов Мичуринская (обн.) – 1927: Христофор Сокольский 11 .1927–1927: Сергий Волков 28 .03(10.04).1927–1928: Досифей Степанов 21 .09(04.10).1928–07(20).03.1929: Герман Никольский 1929–1930: Алексий Щербаков 1930–10.1930: Димитрий Крылов –24.04(07.05).1931: Иоасаф Рогозин 05 .1931–12.1932: Арсений Покровский 1933–1935: Гермоген Лебедев 19 .09(02.10).1935–02(15).04.1938: Григорий Орлов Могилев-Подольская 14(27).02.1921–1922: Лоллий Юрьевский Могилев-Подольская (обн.) 1922–1928(7): Лоллий Юрьевский Могилёвская 04(17).10.1911–1923: Константин Булычев 1922–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924(?): Нифонт Фомин 01 .1924–12.1924: Варлаам Ряшенцев , в. y., паки 06(19).12.1924–05(18).10.1927: Никон Дегтяренко 1925–1925: Тихон Шарапов, в. у. 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 10 .1927–09(22).08.1928: Иоасаф Шешковский-Дрылевсхий 1928–1929: 24 .04(07.05). 1929–31.07(13.08). 1930: Феодосий Вощанский 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Пётр Соколов 23 .08(05.09).1930–04.1933: Феодосий Вощанский, паки 1933–1933: Феофил Богоявленский 16(29).06.1933–01.1936: Павлин Крошечкин 02 .1935–03(16).10.1936: Иоасаф Жевахов 03(16).10.1936–21.08(03.09).1937: Александр Раевский 1937–1941: 1941–1942: Филофей Нарко, окк. – 1949: Могилёвская (обн.) 1922–1923: Сергий Иванцов 14 (27).02.1923–1924: Феодор Бекаревич 1923–1925: Константин Булычев 20 .05(02.06).1926– 1926: Иосиф Кречетович 21 .08(03–09).1926–1927: Алексий Копытов –1927: Владимир Кириллов 1928–1928: Сергий Добромыслов 1928–1931: 03 .1931–08.1935: Николай Поликарпов Можайская 18(31).05.1914–15(28).01.1918: Димитрий Добросердов 15(28).01.1918–04(17).02.1920: Иоасаф Каллистов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Обновленцы перед угрозой полного краха вновь прибегли к интригам против православных, обвиняя их в политической нелояльности. В конце концов они добились своего. 3 февраля 1924 г., в день иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», епископ Мануил был арестован и в октябре приговорен к трехлетней ссылке в Соловецкий лагерь. Несколько ранее, в конце 1923 г., был арестован и ближайший помощник патриарха архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) , которого заменил в Патриаршем Синоде архиепископ Крутицкий Петр (Полянский) . В 1923 г. были арестованы архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископы Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Анатолий (Грисюк) , Вассиан (Пятницкий), Гавриил (Абалымов), Евсевий (Рождественский), Филипп (Гумилевский), Лука (Войно-Ясенецкий) и вернувшиеся из обновленчества Артемий (Ильинский), Киприан (Комаровский), Софроний (Старков), а вместе с ними тысячи священников, диаконов, церковнослужителей и благочестивых мирян. Большинство архиереев ссылали в Соловецкий лагерь особого назначения, а самым страшным местом на Соловках была штрафная командировка, расположенная в основанном преподобным Иовом Голгофо-Распятском скиту на Анзерском острове. В конце 1924 г. здоровье Святейшего Патриарха Тихона, потрясенное выпавшими на его долю многими тяжкими испытаниями, резко пошатнулось. Святитель Тихон страдал хроническим воспалением почек, общим склерозом и грудной жабой. 13 января он согласился переехать из Донского монастыря в частную клинику Бакуниной на Остоженке, где в его лечении участвовал знаменитый врач профессор Плетнев. В клинике его здоровье заметно поправилось. Но 2 апреля после зубоврачебной операции состояние патриарха Тихона внезапно резко ухудшилось. Тем временем Синод вел переговоры с представителем государственной власти Тучковым об издании нового обращения к пастве от лица патриарха. В праздник Благовещения состоялось экстренное заседание Синода, на котором обсуждался текст этого документа. После заседания около 10 часов вечера изнемогший патриарх попросил келейника помочь ему умыться. При этом он сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная». У больного начался бред, он впал в забытье. Потом, без четверти 12, открыв глаза и узнав, который час, он начал креститься. «Ну, слава Богу, слава Тебе Боже», – повторил он трижды, осенив себя крестным знамением. Руки бессильно упали. Святейший патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещение 1925 г. в 23 часа 45 минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010