Способ погребения монгольских ханов описывается в Юань-ши, в отделении о народных религиозных обрядах монголов, равно в записках Чэ-гэн-лу времен Юань. 35 Главное старание при погребении было то, чтобы скрыть от ведома посторонних людей местонахождение могилы; для этого, по зарытии её, прогоняли по ней табун лошадей, которые утаптывали и уравнивали землю на значительное пространство. Цао-му-цзы , записки также времен Юань прибавляют (вероятно на основании слухов), что на уравненной могиле покойного хана закалали верблюжонка (в глазах его матери); когда, в последствии, наступало время обычных жертвоприношений на могиле, то пускали верблюдицу, мать убитого верблюжонка, которая с ревом приходила на место его заклания, – из чего и узнавали о месте могилы. Погребение живых людей вместе с умершими было обычаем общим для племен восточной Азии; сопогребались обыкновенно любимые слуги и жены в Китае избавлены были от этой участи главные жены и те наложницы, которые имели уже детей; у тунгусских и монгольских племен, избранные жертвы были умерщвляемы пред погребением удавлением; в Китае погребали живых в могильном склепе. В Китае прекращено сопогребение в 1464 г. по Р. Х. 36 При нынешней, маньчжурской, династии сопогребение воспрещено императором Кан-си в конце XVII столетия; но сопогребение разумелось насильственное; добровольное осталось в прежней силе. 37 Несмотря, однако ж, на это запрещение, в глубине Маньчжурии повторялись и после примеры насильственного сопогребения; когда наложница не желала последовать за своим умершим мужем, то её без церемонии давили тетивою. 38 Я должен, впрочем, заметить, что в исторических документах не упоминается о существовании сего обычая у монголов; оно предполагается только по аналогии религиозных убеждений и обычаев монголов с другими племенами. Гл. LII. Фараоновы мыши. В монгольском жизнеописании Чингисхана 39 упоминается два рода норожитных животных, употребляющихся монголами в пищу: тарбагат и кучугур. Гл. LIII. Бог неба у М. Поло есть, очевидно, Тэнгри монголов, 40 высший предмет их чествования; они придавали ему эпитеты Дере, верховного, и Мункэ, вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Центральная часть фронта определялась двумя пунктами: Буюк-дере в западной части пролива и Бейкосом − в восточной. Левый фланг плацдарма упирался в море около устья р. Гивы, правый − в 10 верстах по берегу от входа в Босфор. … Местность внутри плацдарма, ненаселенная, дикая, прорезанная глубокими расщелинами, маловодная, была очень затруднительна для сообщения, но позволяла создать ряд последовательных позиций. … При затрате значительных сил и средств выбранные мной позиции можно было сделать очень сильными, требующими для овладения ими серьезных осадных работ. Но и для обороны участков на обоих берегах Босфора я рассчитывал по корпусу из трех пехотных дивизий и бригады конницы. В мирное время в качестве гарнизона этой русской Босфорской крепости достаточно было дивизии пехоты с артиллерийской бригадой и полка конницы» . Следует подчеркнуть, что при исполнении поручения Государя, Алексей Николаевич проявил незаурядные качества прирожденного разведчика, в чем легко может убедиться каждый желающий, прочитав указанный выше «отчет о командировке». На маневрах с генералом Петром Федоровичем Рербергом Рассмотрение причин, по которым так и не состоялась столь важная для России Босфорская операция, возможность успешной реализации которой сохранялась до 1896 года, не входит в задачу данного исторического расследования. Отмечу только, что мощь нашего Черноморского флота середины 1890-х годов сильно облегчала задачу захвата Босфора, а при удаче и Константинополя. Черноморский флот ночью. 1894 год. Худ. Л.Д. Блинов Но нельзя не констатировать, что человек с опытом разведки генерала Куропаткина, в том числе с опытом разведчика-нелегала, не мог не понимать значения разведки. Характерно, что 20 января 1903 года, военный министр Куропаткин, получил Высочайшее одобрение на свое предложение о создании в рамках военного ведомства «разведочного отделения». Так что, возвращаясь к началу работы, следует признать действия Главнокомандующего Маньчжурской армией генерала Куропаткина, столь поразившие и огорчившие генерала, а тогда капитана Батюшина, весьма странными.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/06/...

ского. Так как о последней уже заведено дело, то да будет позволено выразить желание, чтобы она устроена была в строго-византийском стиле. Моля Господа Бога о благословении всех Ваших благих начинаний и о Вашем драгоценном здравии, с глубочайшим почтением и живейшей преданностью, честь имею быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою архимандрит Антонин. 12 сент. 1864 г. Ф. 797. Оп. 34. 2 отд. 3 ст. Д. 272. Лл. 5–8. 33. Письмо Н. П. Игнатьева С. Н. Урусову 15/27 сентября 1864 г. Буюк-Дере. Посылаю Вам совершенно доверительно письмо отца архимандрита Антонина, которого я запросил о составе нашей Духовной Миссии в Константинополе. Несмотря на ловкую изворотливость слова, на осторожность в выражениях, на разные дипломатические ухищрения почтенного указанного архимандрита, оно достаточно уяснит Вам необходимость коренного, радикального изменения нынешнего состава Миссии Духовной, находящейся при нашем посольстве. Не недоученных либералов, не будущих профессоров, под скромным именем дьяконов и дьячков нужно нам здесь, а людей истинно духовных, или, по крайней мере, заботящихся единственно об исполнении своих обязанностей церковных, о церковном благолепии. Певчим здесь делать почти нечего, положение их какое-то неопределенное, не удовлетворяющее их мечтания, а потому всякая дурь лезет им в голову. Нельзя ли применить к константинопольским певчим позднейшее устройство певчих иерусалимских? Нельзя ли, под предлогом переформирования Миссии здешней, отозвать весь нынешний личный состав, за исключением, разумеется, о. архимандрита, и дать иеромонаху, иеродиакону и певчим назначение, согласно указаниям, заключающимся в письме о. Антонина. Подчиненные его, может быть, и хорошие сегодня, каждый на своем месте, но здесь они не годятся. Между нами сказать, я опасаюсь, что если Вы оставите Миссию в нынешнем ее составе, то не миновать нам какой-нибудь беды или скандала, вроде того, что случился в Афинах с дьяконом. Самый неблагонадежный в политическом отношении Полиевктов, а затем, пожалуй, и Акакий. Фактов для обвинения Полиевктова в сношениях с раскольниками и нашими заграничными беглыми у меня в руках нет, а потому официально просить об его отозвании не могу. Косвенные данные указывают сношения его с Кельсиевым 191 . Если он или кто-либо другой из членов Миссии мне попадется тотчас же вышлю в Одессу. Лучше было бы заблаговременно отозвать, под благовидным предлогом, а то может случиться, что скроются в Константинополе и убегут так далеко, что не достанешь. Шум и срам будут большие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Я предполагал видеть в нем публициста с большею эрудициею. Оказалось, что это– болтун и говорит по заказу. Я и профессора так пообчистили его, что он уже уклонялся сам от беседы с нами, тогда как сначала сам навязывался. С какою целью теперь едет он в Константинополь, а затем в Афины, – точно не знаю. Этого нам он не поведал; но есть весьма веские данные заключить, что он едет по поручению раскольников поговорить с патриархом Константинопольским, митрополитом Афинским и другими восточными иерархами о признании ими законности раскольнической иерархии в ответ на синодальное послание русского Синода, который на дерзкие притязания Греческой Церкви (относительно деятельности Палестинского общества, афонских монастырей) ответил очень внушительною нотою. Это я точно знаю. Раскольники обещают патриархии сотни тысяч за это. Не дай Бог, если это будет. Это поведет к окончательному разрыву между Церквами Греческою и Русскою. Увидим, что будет. Об этом я написал митрополиту и Субботину. В Буюк-Дере мы распростились с послом, который обещался к вечеру приехать в Константинополь, в посольство. Благодаря его любезности, все наши книги, пропуск которых в турецкой таможне весьма затруднителен, были присоединены к его вещам, избежав таким образом слишком бдительной турецкой цензуры. Около четырех часов прибыли мы в Константинополь. Картины мне все знакомые по двукратному прежнему путешествию. На моих спутников Босфор и вид Константинополя произвел сильное впечатление. Братия подворий выехала к нам навстречу на лодках. Я с студентами остановился на Пантелеимоновском подворье, а профессора с монахами-спутниками в Андреевском. Такое разделение нужно было во избежание раздора между подворьями. В Пантелеимоновском подворье был встречен всею братиею с колокольным звоном. После краткой литии и провозглашения многолетий была мною сказана речь братии. Вскоре же посещены мною и другие подворья, где также сказаны были мною речи после обычных литий и многолетий. Подворья прекрасные. Они – большое благодеяние для паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Буюк-дере, 9-го июля, 1819 г. 1   Наконец, исполнилось пламенное желание моего сердца! Я был в храме Св. Софии; был и молился внутренне, с чувством сердечного умиления, хотя должен был не обнаруживать своих чувств и прикрывать их внешним восторгом, какой невольно возбуждает в каждом красота здания, и к которому привыкли Турки. Но не без крестного знамения взошел я в тот храм, где предки наши впервые уверовали в Распятого на кресте; из глубины души воссылал я тайные хвалы благодарения Господу, давшему нам познать Его в храме Божественной Его Премудрости и просветившему Ею все необъятное отечество наше! Мне хотелось плакать не от радости о минувшем и от скорби: о настоящем; мне страшно было вступить в заветную внутренность святилища: сердце мое боролось между церковью и мечетью, и родственное одолело! Я взошел в Св. Софию, как бы христианскую, и хотел только помышлять о Св. Софии! Здесь только вполне понял я послов Владимировых! Из храма Св. Софии нельзя было им возвратиться язычниками! Это действительно храм Божий, в полном и совершенном смысле сего слова, и такое впечатление храма Св. Софии сильно само по себе, даже и тогда, когда в нем нет христианского богослужения: – что же долженствовало быть при Патриаршем? – Я видел лучшие храмы западных вероисповеданий в Европе, но после Св. Софии ни на один не хотел бы смотреть, как и послы Владимировы говорили, что: «никто, вкусив однажды сладкое, не захочет более горького». Что такое римская базилика Св. Петра в сравнении со Св. Софией? – Там лишь чудное здание, из которого лучшие художники усиливались сделать великолепнейший в мире храм, но везде оставили они следы своей человеческой немощи, хотя и в гениальных порывах: потому что не столько благоговейное чувство, сколько суетное желание земной славы их одушевляло, и разнородная печать столетий легла на продолжительное дело стольких веков, не удовлетворив, однако, сердца! Даже внутри храма Св. Петра невольно спрашиваешь: «Где же святилище?» – Ибо утрачено единство основной мысли, взоры разбегаются далее престола Божия по галереям, и красота целого, можно сказать, подавлена красотой частей!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во вторник назначена обще бригадная стрельба. С величайшим напряжением, с надеждой и. со страхом жду я встречи с Алешей. Как только вернусь с полигона, обо всем напишу Тебе. Жду Твоего письма. Твой Николай.     Сельцы, 14-го июля 1911 г. Несколько часов тому назад я вернулся с бригадной стрельбы. Алешу видел, но не так, как ожидал: — хотя и близко, но совершенно мельком. Возможность примирения сегодняшняя встреча все же отодвинула куда-то в даль... Возвращаясь с полигона один (я отпросился у командира заехать на почту отправить Тебе письмо заказным), я увидел перед собою облако пыли... Через несколько секунд — дула мортир, лошадиные крупы, солдатские спины. В полном строевом порядке возвращалась со стрельбы какая-то батарея. Еще только поравнявшись с хвостом её, я почувствовал тревожный удар в самое сердце, почти в ту же секунду я увидел Алешину спину. Боже, до чего он изменился, Наташа. Такой видимой, такой внешней перемены я и по Твоим словам никак не представлял себе. Не только от того вдохновенного Алексея, который уступал мне Тебя, но и от никлаго и скорбного которого я видел в последний раз, не осталось ни одного намека. Голову он остриг наголо. Лицо у него почернело, осунулось и заострилось как у покойника. Злое и измученное, оно не показалось мне на этот раз тем сложным, одухотворенным и скорбным Алешиным лицом? к которому я так привык за последний год. В седле он сидел как-то выпрямленно и мертво, словно дере-     вянный, ничем не связанный ни с лошадью под собою, ни с людьми вокруг себя, совсем одинокий.. Обходя батарею рысью и поравнявшись с ним, я со странным чувством приложил руку к козырьку. Несмотря на то, что Алексей ехал в строю й был обязан ответить мне тем же, он этого не сделал. В ту секунду, когда он в обгонявшем офицере узнал меня, он побагровев быстро отвернулся в сторону и мертво опустил на поводья инстинктивно дернувшуюся было к козырьку руку...  Встреча эта, совсем не такая, как я себе ее представлял, произвела на меня очень сложное впечатление, Наташа. Не скрою от Тебя, что облик того внешне изуродованного и заостренного в злобу Алексея, которого я обогнал сегодня, как-то умалил мое представление о его страдании и охладил мой порыв к нему. Мне не хочется сейчас ни писать ему, ни пойти к нему с тем, чтобы умолить или заставить себя выслушать. Сейчас мне ясно, что он ничего не в силах понять, так как он ничего не чувствует кроме себя и своей боли; проблемы же жизни и страсти не видит. Мне остается потому только ждать, пока она во весь свой рост снова встанет перед его мыслью и совестью. Тогда я уверен, он до конца поймет и оправдает нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

В День Военно-морского флота в Стамбуле совершена панихида по погибшим в 1917 году в проливе Босфор российским морякам 30 июля 2019 г. 14:25 28 июля 2019 года, в День Военно-морского флота, День Крещения Руси, в резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Стамбуле священник Георгий Сергеев, и.о. настоятеля храма святых равноапостольных Константина и Елены при российском Генконсульстве, ответственный за окормление паствы Московского Патриархата в Турции, совершил панихиду на месте захоронения российских моряков с подводной лодки «Морж». Моряки погибли при выполнении боевого задания весной 1917 года у входа в пролив Босфор. На заупокойном богослужении присутствовали сотрудники Генконсульства, представители судоходных торговых компаний в Стамбуле. В своем приветственном слове отец Георгий поздравил присутствующих с Днем Крещения Руси, а также отметил важность героического подвига российских моряков в деле защиты Родины. Подводная лодка «Морж» была спущена на воду 15 сентября 1913 года в Николаеве. В боевой состав Черноморского флота введена 30 апреля 1915 года. Она быстро завоевала репутацию одного из лучших кораблей — на ее боевом счету была целая флотилия уничтоженных и плененных кораблей противника: восемь буксиров с баржами, пароходы и трехмачтовый бриг. 5 мая 1917 года подлодка «Морж» подорвалась на мине, все 42 члена экипажа погибли. Тела нескольких моряков были захоронены на территории летней резиденции нынешнего Генконсульства РФ в Стамбуле. На месте захоронения моряков был сооружен мемориал, отреставрированный в 2016 году. Точное место затопления лодки было установлено в 2000 году — ее обнаружила международная группа исследователей, искавшая в Черном море корабли, затонувшие в ходе военных действий в 1940-х годах. 6 июля 2009 года после освящения храма святых равноапостольных Константина и Елены на территории российской консульской дачи в Бююк-Дере память погибших моряков подводной лодки почтил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Летом 2016 года было обустроено предполагаемое место захоронения трех матросов «Моржа». Весной 2017 года, накануне 100-летия гибели подлодки, возле мемориального памятника были установлены якоря как символ уважения к подвигу российских моряков. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5479682.ht...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере 7 июля 2009 г. 08:58 6 июля Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин малого освящения церкви святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере близ Стамбула. Фото: С. Власов Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День третий. Освящение храма в святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере»

http://patriarchia.ru/db/text/687850.htm...

Касательно иконостаса вот что нам думается. Существующий бордюр никуда не годится, и живопись не православная. Говорят, что у вас в Иерусалиме где-то сложены забракованные Мансуровым шесть икон, годные для иконостаса. Правда ли? И согласны ли вы нам их уступить для церкви в Буюк-Дере? Не забудьте, что я не теряю надежды, что эта церковь будет устроена столько же для вас, сколько и для нас, т. е., что вы в ней служить будете. Если бы упомянутые 6-ть икон (и хоругви с ними) могли быть уступлены для посольской церкви, то осталось бы позолотить вновь иконостас, что я сделаю охотно, не прибегая к скупости казны, и написать новую местную икону». 145 Желание графа Игнатьева было удовлетворено немедленно и вызвало с его стороны полнейшее одобрение. «Иконы будущей Буюк – Дерской церкви получили, – писал он о.Антонину, – и расход не замедлили возвратить. Действительно, усердие ваше, выразившееся необыкновенно быстрым доставлением икон, нас удивило несколько, хотя я наперед знал, что вы одобрите мысль и порадеете о благолепии вашей церкви в Буюк-Дере, о которой вы прежде так заботились» 146 «Вы меня убеждаете о. архимандрит, – писал в том же письме граф Игнатьев, – выстроить особую церковь в Буюк-Дере. Разве вы не слышали, что у нас теперь в Министерстве Иностранных Дел пуще прежнего мода на экономию? Денег не хватает даже на постройку дома (казармы) в Буюк-Дере, в меньшем виде, а об особой церкви и слышать не хотят. Беда, что скорый о. Леонид поторопился, не предупредил меня, и из простого любопытства – тронул престол. Кажется, придется освящать (малое) на нынешний год старую церковь » 147 . Церковью этой остался граф Игнатьев вполне доволен. « Церковь Буюк-Дерскую отделали, -писал он о. Антонину, – благодаря вашему содействию, вышла вполне приличная, так что и вы, прихотливый архитектор, не расхаяли бы чрезмерно, хотя и не в византийском стиле построена» 148 . Сооружение больницы и храма при ней для русских путешественников и для многочисленных славян, проживающих в Константинополе, без отказов медицинской помощи и тем беднякам иноплеменникам и иноверцам, которых бедность и нужда приводят к дверям русского госпиталя, в загородной местности Царьграда – Панкальди – это тоже осязательный плод высокой христианской настроенности и человеколюбия покойного графа Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010