Содержание Введение Житие святого Арсения (Хаджефендиса) Чудеса святого Арсения Тропарь, глас 3 Кондак, глас 4 Величание       Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского († 1924; пам. 28 октября/10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий († 1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь. Перевод книги выполнен с 25-го греческого издания Издательским Домом “Святая Гора” с разрешения Иоанно-Богословского монастыря в Суроти (Фессалоники).   ДЕЯНИЕ ПАТРИАРХА И СВЯЩЕННОГО СИНОДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА О ПРИЧИСЛЕНИИ К ЛИКУ СВЯТЫХ ИЕРОМОНАХА АРСЕНИЯ КАППАДОКИЙСКОГО ДИМИТРИЙ I МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ – НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ ПРОТОКОЛ 112 Святой Христовой Церкви подобает во веки славить и почитать во всяком благочестии песньми и величаниями тех, кто показал преподобническое и святое житие в сей жизни, кто истощил себя словом и делом в служении и любви к ближнему, кто засвидетельствован от Бога знамениями и чудесами в сей жизни и по преселении из неё, и призывать ко Всеблагому Богу благоугодное их ходатайство об оставлении грехов и исцелении больных. Таковое житие показал и происходивший из Фарас Каппадокийских иеромонах Арсений, прозываемый Каппадокийским, в юношеском возрасте сопричтённый к монахам святой обители Честного Предтечи в Кесарии (Зиндзи-Дере) и воспринявший в ней благодать священства, последовавший во смирении сердца призывавшему гласу Церкви, принесший в жертву уединённое в подвиге житие. Более пятидесяти лет он пребывал в Фарасах, освящая, научая и укрепляя в вере и отеческом благочестии православный народ, проживавший в той отдалённой местности, за которым, будучи восьмидесятилетним старцем, последовал при исходе с родной земли. Он отошёл ко Господу на острове Керкира 10 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Когда Феодорос немного подрос, тетка послала его на учебу в Нигди. Там жила сестра его отца, учительница, она-то и должна была его опекать. Когда он завершил учебу, тетка–учительница, видя успехи племянника, договорилась с родственниками из Смирны, что они помогут ему продолжить обучение. В Смирне помимо греческого и церковного языка он выучил армянский, турецкий и основы французского. Окончив обучение, он снова поехал в Фарасы, простился со своей теткой, а потом и с другой теткой, в Нигди, и отправился в Кесарию. Ему было около двадцати шести лет, когда он поступил в монастырь Флавианон (Зиндзи–Дере) Святого Иоанна Предтечи, где и принял монашеский постриг с именем Арсений. Недолго Арсений наслаждался уединением. В то время была большая нужда в учителях, митрополит Паисий II рукоположил его в диакона и послал в Фарасы обучать грамоте брошенных детей. Диакон Арсений приехал на Родину и начал с праведной ревностью свое дело, дабы развеять тьму безграмотности. Примерно до тридцати лет он преподавал, будучи в сане диакона. Затем в Кесарии он был рукоположен в пресвитера, возведен в сан архимандрита и получил благословение на духовничество. После рукоположения он поехал в паломничество на Святую Землю и затем возвратился в Фарасы. С тех пор жители Фарас называли его Хаджиефентисом 27 . С этого времени его духовная деятельность начала возрастать и шириться. Испытывавшие страх христиане получали помощь и вдохновение оставаться твердыми в вере не столько от его ободряющих слов, сколько от чудес, которые на их глазах совершал отец Арсений: он имел благодать Божию в изобилии, исцелял не только души, но и тела страждущих. Где бы ни был отец Арсений и где бы к нему ни приводили больных, чтобы прочитал над ними молитву, он никогда не спрашивал, был больной христианином или мусульманином, а интересовался лишь тем, какая у него болезнь. Исцеляя больного по благодати Божией, он давал туркам понять великую ценность Православия. Каким запомнился современникам отец Арсений? Высокого роста, коренастый, но исхудавший от большого подвига. У него была шапка волос, окладистая борода, густые брови над голубыми, прямо глядящими глазами и светлый, высокий лоб. Лицо его было вытянутое, щеки впалые, а под глазами выделялись две скулы цвета созревшей айвы. Это – отличительные черты внешнего, телесного человека. Отличительной же чертой внутреннего человека было то, что он с детства Казался старше; впоследствии все его почитали как старца за рассудительность и благоразумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В статье рассказывается о достопримечательностях Константинополя: храме Святой Софии и Церкви Хора, о Патриаршей резиденции и других местах, которые любили посещать русские путешественники на Востоке. Приводятся свидетельства из путевых заметок и из мемуаров, например, Ф. Палеолога, С. И. Быстрова, Д. А. Скалона и др. Ключевые слова: Византия, Константинополь, древности, святыни, церкви, Святая София, Церковь Хора, Патриаршая резиденция. Константинополь – столица Византийской империи и центр средневекового христианского мира – всегда привлекал паломников к своим святыням. Русские путешественники еще 100–150 лет назад восхищались сохранившимися памятниками великой православной державы. Многие из паломников к святыням Константинополя оставили свои путевые заметки. Ввести их в научный обиход, прикоснуться к свидетельствам эпохи – цель данной статьи. По обоим берегам Босфора громоздятся сегодня современные бетонные дома и виллы. А ведь еще в начале XX в. здесь теснились небольшие деревеньки, а в селении Буюк-Дере располагалась летняя резиденция российского посольства с громадным тенистым садом из платанов позади здания 1 . Bo время летнего пребывания посольства на даче в Буюк-дере, богослужение совершалось в устроенной там церкви св. царей Константина и Елены. Отечественный палестиновед Ф. Палеолог так описывает это место, каким оно было в конце XIX века: «Буюк-Дере, что значит «Большая деревня», расположено дугой по глубокому заливу, излучистый берег которого ласкают постепенно замирающие здесь волны Босфора. Изящные жилища, между которыми особенно выдаются летние дачи русского посольства, картинно раскинуты по берегу у подножия холмов и среди зеленеющих садов. Сюда каждый вечер пароход привозит из Константинополя богатых людей в их загородные дома и дачи на отдых после дневных трудов. Население здесь преимущественно христианское. По вечерам набережная оживляется толпами гуляющих в роскошных нарядах гречанок и армянок, выходящих подышать чистым воздухом, насыщенным благоуханием цветов. Наиболее посещаемые уголки Буюк-Дере, это – луг с семью вековыми платанами, Кестане-Су (т. е. ручей каштанов) и «долина роз». Каштаны, называемые Иеди-Кардаш, т. е. «Семь братьев», по преданию, насаждены вождем крестоносцев Готфридом Бульонским и существуют будто бы уже 800 лет» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Касательно иконостаса вот что нам думается. Существующий бордюр никуда не годится, и живопись не православная. Говорят, что у вас в Иерусалиме где-то сложены забракованные Мансуровым шесть икон, годные для иконостаса. Правда ли? И согласны ли вы нам их уступить для церкви в Буюк-Дере? Не забудьте, что я не теряю надежды, что эта церковь будет устроена столько же для вас, сколько и для нас, т. е., что вы в ней служить будете. Если бы упомянутые 6-ть икон (и хоругви с ними) могли быть уступлены для посольской церкви, то осталось бы позолотить вновь иконостас, что я сделаю охотно, не прибегая к скупости казны, и написать новую местную икону». 145 Желание графа Игнатьева было удовлетворено немедленно и вызвало с его стороны полнейшее одобрение. «Иконы будущей Буюк – Дерской церкви получили, – писал он о.Антонину, – и расход не замедлили возвратить. Действительно, усердие ваше, выразившееся необыкновенно быстрым доставлением икон, нас удивило несколько, хотя я наперед знал, что вы одобрите мысль и порадеете о благолепии вашей церкви в Буюк-Дере, о которой вы прежде так заботились» 146 «Вы меня убеждаете о. архимандрит, – писал в том же письме граф Игнатьев, – выстроить особую церковь в Буюк-Дере. Разве вы не слышали, что у нас теперь в Министерстве Иностранных Дел пуще прежнего мода на экономию? Денег не хватает даже на постройку дома (казармы) в Буюк-Дере, в меньшем виде, а об особой церкви и слышать не хотят. Беда, что скорый о. Леонид поторопился, не предупредил меня, и из простого любопытства – тронул престол. Кажется, придется освящать (малое) на нынешний год старую церковь » 147 . Церковью этой остался граф Игнатьев вполне доволен. « Церковь Буюк-Дерскую отделали, -писал он о. Антонину, – благодаря вашему содействию, вышла вполне приличная, так что и вы, прихотливый архитектор, не расхаяли бы чрезмерно, хотя и не в византийском стиле построена» 148 . Сооружение больницы и храма при ней для русских путешественников и для многочисленных славян, проживающих в Константинополе, без отказов медицинской помощи и тем беднякам иноплеменникам и иноверцам, которых бедность и нужда приводят к дверям русского госпиталя, в загородной местности Царьграда – Панкальди – это тоже осязательный плод высокой христианской настроенности и человеколюбия покойного графа Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил совершили чин малого освящения церкви святых Константина и Елены в Бююк-Дере Стамбул, 6 июля 2009 г. 6 июля 2009 года Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей совершили чин малого освящения церкви святых равноапостольных Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере близ Стамбула, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . За богослужением пел хор московского Сретенского монастыря. На малом освящении домового храма российского консульства присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции В.Е.Ивановский, Генеральный консул России в Стамбуле А.И.Кривенко, представители дипломатических корпусов, аккредитованных в Стамбуле, сотрудники консульства. После освящения Константино-Еленинского храма на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере близ Стамбула Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в нем Божественную литургию. В алтаре храма молился Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, а также митрополит Австрийский Михаил и митрополит Галльский Эммануил. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Турции В.Е.Ивановский, Генеральный консул России в Стамбуле А.И.Кривенко, аккредитованные в Стамбуле дипломаты разных стран, сотрудники консульства. За Божественной литургией пел хор московского Сретенского монастыря. «Я выражаю свою радость и свое волнение в связи с тем, что нахожусь здесь в этот момент, – сказал в слове после литургии Предстоятель Константинопольской Православной Церкви. – Мы восславляем Бога Отца нашего за то, что место, которое было предназначено когда-то для служения Единому Истинному Богу, снова передается для служения Ему. Мы поздравляем уважаемое Правительство Российской Федерации за то, что оно приняло решение отреставрировать этот храм в консульской резиденции. Мы благодарим Святейшего брата Патриарха Кирилла за то, что он совершил первую Божественную литургию в этом обновленном месте и на этом обновленном жертвеннике».

http://pravoslavie.ru/31054.html

§ 2. Духовным началовождем этой епархии состоит его высокопреосвященство, временный митрополит Саранта-Екклисион. Он, по силе данного ему Матерью нашей Великой Христовой Церковью сана и пожалованного почтенным императорским правительством высокого императорского берата, есть высший руководитель и наблюдатель епархии и по самому праву своему председатель Димогеронтии и Центральной педагогической епитропии, а вместе с тем и всех прочих учреждений епархии. Его высокопреосвященство, митрополита, в случае отсутствия или задержки заменяет канонический его епитроп. § 3. Представительствующие в епархии Саранта-Екклисион власти суть епархиальные, кинотские и приходские. Власти епархиальные суть Димогеронтия и Центральная педагогическая епитропия, а кинотские и приходские – существующие в кинотах и приходах ефории и епитропии школ, храмов и прочих благотворительных заведений. § 4. Управление священных храмов и школ производится под высшим наблюдением священной Митрополии – в трех приходах (Успения Богоматери, Всех Святых и Сорока Мучеников) города Саранта-Екклисион, согласно прежде господствовавшему обычаю, существующими в них учреждениями (Просветительным Силлогом, Просветительным Братством «Надежда» и Благотворительным Братством «Мир») применительно к параграфам 67–109 (настоящего устава), а в приходе Честного Предтечи, равно как и в остальных кинотах епархии – епитропиями и ефориями, избираемыми на кинотских или приходских собраниях. h9 Глава II. О епархиальном собрании § 5. Епархиальное собрание образуется из тридцати членов, из которых десять избираются от города Саранта-Екклисион, пять из Скопоса, три из Петры, два из Генны, два из Вунар-Хисара, два из Скепаста, два из Сконела и по одному из сел Евкариоп, Куру-дере, Гьянтциклар и Кугью-дере. § 6. Епархиальное собрание созывается высокопреосвященным митрополитом в очередном порядке – в двухлетие, в первое воскресенье после 10 января. а экстренно – всякий раз как представится необходимость, в обоих случаях священная митрополия за тридцать, по крайней мере дней, отправляет пилотам окружное послание, определяющее день, час и предмет, для избраны антипросопа в Епархиальном собрании. Антипросопы должнь: 1) иметь требуемым качества, согласно параграфам в главе (устава) о качествах; 2) быть снабжены установленным удостоверением кинотского собрания, подписанным председателем и секретарем, и засвидетельствованным печатью церкви, следовательно, назначением посредством телеграммы, как и всякое другое, не приемлемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Таковы общие предписания Халкидонского устава об управлении и суде в Халкидонской епархии. Но этот устав ведет подобную речь и об устройстве управления в отдельных кинотах или приходах, определяя, как должны составляться списки прихожан-избирателей и избираемых на различные должности в киноте, как и с каким назначением созываются очередные и чрезвычайные кинотские собрания, а равно давая предписания общего характера о кинотских епитропиях святых храмов, о положении приходского духовенства и других служащих при храмах, об ефориях школ и личном составе учащихся в приходских школах, о контроле общественных сумм и пр. Но в этом пункте епархиальное управление соприкасается уже с приходским вопросом, исследование которого должно послужить задачею особого очерка. Отметим лишь, что предписания «Общего устава Халкидонской епархии» по приходскому вопросу имеют руководящее значение для отдельных кинотских, или приходских уставов той же епархии и в этой изложенной нами части разъясняют с принципиальной стороны некоторые подробности в организации приходов Халкидонской митрополии. h8 Устав епархии Саранта-Екклисион Устав епархии Саранта-Екклисион представляет некоторые отличия сравнительно с уставом Халкидонским. Он был составлен в 1906 году, получил утверждение от местного митрополита Анфима (« Σαρανταεκκλησιν νθιμος πιβεβαιο») и не восходил на рассмотрение и утверждение вселенского патриарха и его священного синода. «Устав, регламентирующий общественные дела епархии Саранта-Екклисион», предваряется эпиграфом из «Законов» (IX, 13) Платона: «Людям необходимо постановлять законы и жить по законам, в противном случае они ничем не станут, отличаться от самых диких во всем животных». Устав имеет следующее содержание. h9 Глава I. О кинотах епархии и о представительствующих в них властях § 1. Епархия Саранта-Екклисион обнимает города большие и малые и села; они суть следующие: Саранта-Екклисион, Скопос, Генна, Вунар-Хисар, Скепаст, Гьянтциклар, Куру-дере, Евкариоп, Петра, Сконел и Врахо-хорион (Кугью-дере).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Подле Патриархии посетил я доброго старца, митрополита Ираклийского Панкратия, который один имеет право вручать жезл пастырский новопоставляемому Патриарху, потому что некогда убогая Византия находилась в епархии ираклийской; как не утратились такие предания старины? Не смотря на то, он считается третьим между 12 архиереев, составляющих Синод Патриарший, и ему предшествуют Кесарийский и Ефесский. Я застал у него двух митрополитов, членов Синода, – Никомидийского и Кизического. Первый из них, человек простодушный, услышав о моём желании посетить Никею, предложил мне письмо к митрополиту Никейскому, живущему теперь в Киосе на берегу залива, где пристаёт пароход, а не в древней, славной некогда, Никее. С благодарностью принял я его предложение. От Ираклийского владыки зашёл я на соседнее подворье Иерусалимское к давнему своему знакомцу Архиепископу Фаворскому, и приятно было встретиться нам после долгой разлуки. Мне хотелось ещё поклониться иконе Влахернской, над священным её источником, или агиасмою, среди развалин древнего дворца Кесарей; Фаворский дал мне своего архидиакона спутником в близь лежащий квартал Галаты на берегу моря, так названный, вероятно, от бывших тут некогда палат царских. Под навесом древних сводов обрушенного здания спускаются сперва к тому месту, где стоит икона, и потом, ещё и несколькими ступенями, к агиасме, струящейся под низкого аркой. Зачерпнув священной воды из источника, который один уцелел от всей минувшей славы сих мест, я жадно глотал его прохладные струи, и, омыв себе лицо, по обычаю местному, поставил свечи пред иконой. Она невелика, в серебряном выпуклом окладе, и не показалась мне, древней. Патриарх Анфим сказал мне, что неподалёку, в церкви св. Дмитрия, близ так называемых деревянных врат Ксилопетри, находится священный подлинник Влахернской, но я усомнился в истине сего предания. Впрочем, я ещё буду иметь случай осенью осмотреть подробнее всё, что осталось древности и святыни христианской в Царьграде. Вечером я возвратился в Буюк-дере, но, может быть, слышавши так часто это имя, Вы пожелаете знать: что такое Буюк-дере?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому справедливо считать большие домонгольские храмы с нартексами и вимой постройками четырехстолпного типа. Столпы Спасского собора – крестчатые, они совершенно необычны для традиционного византийского зодчества этой поры. В храме четырехколонного типа в качестве опор применялись мраморные колонки, в храме вписанного креста – квадратные опоры, иногда «отходящие» к углам квадрата плана и зрительно превращающие такую структуру в бесстолпную. Крестчатые опоры – мотив архаический, восходящий к ранневизантийской архитектуре (Дере-Ази), они «всплывают» в зрелое византийское время в провинциальных постройках (храм в Элегми). Сложные и массивные опоры в константинопольских постройках, вроде храма Гюль Джами, 12 не могут быть названы крестчатыми, хотя и имеют лопатки, поскольку сами опоры вместе с плоскими пилястрами интерпретированы как стены. В Спасском соборе опоры воспринимаются как отдельно стоящие столпы, по месту в пространстве похожие на массивные колонны, но снабженные плоскими лопатками, придающими столпу крестчатые очертания. Между тем система перекрытий Спасского собора – та же, что и в храмах на четырех колонках. Основанием для изменения формы столпов стали хоры. 13 Обширные хоры над нартексом и над боковыми нефами делают эти зоны двухэтажными. Применение колонн обычного типа невозможно, поскольку они оказались перерезанными посредине плоским перекрытием хор. С очертаниями крестчатых опор хоры согласуются даже органичнее, чем с обычными квадратными столпами. На границе хор пространство между подкупольными столпами занимают аркады. Они помещены и в первом ярусе, где, вторя аркаде хор, отгораживают боковые нефы. Вся структура Спасского собора, несмотря на меньшие по сравнению с ранневизантийскими храмами размеры, весьма напоминает купольные базилики, где аркады, сопровождающие продольное движение и фланкирующие центральное подкупольное пространство, были обязательными. В качестве примера можно привести обширный круг памятников: Алахан монастырь, Св. Ирина и Св. София в Константинополе, Каср ибн Вардан и др. А. И. Комеч выделяет как особенно близкую Спасскому собору постройку в Дере-Ази, размеры которой совпадают с Черниговским храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Анастасия изображалась в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в ее левой руке - маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом. По мнению нек-рых исследователей (Д. Войводич), сосуд в руках присущ образу А. У., почитавшейся как целительница. Иногда св. Анастасия представлена в богатых одеяниях рим. патриции: в Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520 г.; с венцом на голове: в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г. Изображения св. Анастасии присутствуют в росписях каппадокийских церквей: Трех крестов 3) в Гюлю-Дере, кон. IX в.; св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере, между 913 и 920 гг.; св. Апостолов в Синасосе, 1-я четв. X в.; в Баллы-килисе в Соганлы, 1-я пол. X в.; Мазыкёй, ок. Ургюпа, сер. X в.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; св. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; Киличлер-Кюшлюк в Гёреме, 1-я пол. XI в.; а также в мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; на фреске собора Св. Софии в Киеве , после 1037 г.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50-60-е гг. XII в., в ц. Панагии Мутулла (Кипр), ок. 1280 г.; на фреске в сев. апсиде собора св. Стошии (Анастасии) в Задаре (Хорватия), ок. 1285 г. С сосудом в руке А. У. представлена в церквах: Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1113 гг.; Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (Югославия, Косово и Метохия), между 1330-1337 гг.; Панагии Форвиотиссы в Асину (Кипр), 2-я пол. XIV в.; вмч. Георгия в Речани, 1360-1370 гг.; Богоматери в Нова-Павлица, 1381-1388 гг.; на фреске парекклисиона ц. святых Константина и Елены в Охриде (Македония), ок. 1400 г.; на единоличной иконе святой, нач. XV в. (ГЭ). Одно из ранних изображений св. Анастасии в древнерус. искусстве сохранилось на новгородском серебряном кратере XII в. (НГОМЗ). Будучи наряду с мц. Параскевой одной из наиболее почитаемых на Руси, святая представлена во многих памятниках XV-XVII вв., особенно на новгородских и сев.

http://pravenc.ru/text/114938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010