Но тяжелое время проходило, приближалась весна, и вместе с нею ожили упавшие, было, надежды крестоносцев. С теплом и прекращением дождей уменьшились болезни; в лагерь постепенно прибывали продовольственные обозы от герцога Эдесского, от армянских князей и монахов. Боэмунд, Роберт Фландрский одержали ряд блестящих побед над мусульманскими отрядами, которые выступили из Алеппо, Дамаска на помощь Антиохии. Наконец, прибыли послы от египетского халифа для переговоров о мире; все это утешало и ободряло измученных, усталых крестоносцев. К тому же крестоносное войско пополнялось новыми пришельцами – пилигримами с далекого севера: тут были и воины, и разные бездомные бродяги, искатели приключений, разорившиеся морские разбойники. Раз как-то на такой отряд и напал Баги-Зиан, но сделал только хуже себе; против него поднялся сразу весь христианский лагерь, и сарацины были жестоко побиты. После этой битвы крестоносцы стали более строго охранять все городские ворота, так что мусульмане были окончательно заперты в Антиохии. Но в это время дошла до крестоносцев страшная весть, что на защиту Антиохии поднялся и спешно идет к ним самый могущественный сельджукский эмир Кербога Моссульский со своими несметными силами. Надо было торопиться с осадой Антиохии; это поняли все рыцари: иначе осада могла окончиться очень печально для них; свежая армия Кербоги с одной стороны, обнадеженные антиохийцы с другой, как тисками, легко сжали бы рыцарей и стерли их с лица земли. IX. Ошибка Кербоги Моссульского. План Боэмунда Крестоносцев спасла от верной гибели ошибка Кербоги, который прежде всего пошел в Мессопотамию и осадил крепость Эдессу, где засел, как вы помните граф Балдуин. Кербога ошибочно думал, что в Эдессе находились главные силы крестоносцев. Но Балдуин крайне мужественно оказал ему такое храброе и искусное сопротивление, что Кербога только даром потерял под крепостью около трех недель. Это-то и помогло крестоносцам. Что же происходило под Антиохией? Уже семь месяцев безуспешно осаждали ее крестоносцы, и сами видели, что толку никакого не выходит. А что дальше будет, неизвестно: придет Кербога Моссульский и перебьет их всех до единого. Это вернее всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боэмунд уведомил Фируза и немедленно приступил к делу. Это было в ночь 2-го июня 1098 года. Задолго до наступления ночи часть крестоносцев была правильно выстроена отрядом и двинулась от Антиохии по дороге как будто бы навстречу Кербогу Моссульскому; ночью же дальними обходами крестоносцы отправились обратно к крепости. Мрак царил кругом, до зари было далеко; обманутый гарнизон спал глубоким сном… К ночи поднялась непогода, налетел резкий, порывистый ветер, тучи заволокли небесный купол; глухо загрохотал гром, молния пугливо вспыхивала и на миг озаряла дорогу и вдали – неясные очертания антиохийских стен и башен. Гроза приближалась. Под напором ветра деревья и кусты беспомощно гнулись и тревожно шуршали своими ветвями. Гроза еще более возбуждала крестоносцев; Боэмунд ясно чувствовал, что смелый, рискованный план его осуществится. Крестоносцы бесшумно крались к антиохийским стенам с запада и собрались под башней Трех Сестер, которой командовал Фируз. По условному знаку Фируз опустил из окна башни кожаную лестницу; по ней поднялся сначала простой воин-крестоносец, а за ним – Боэмунд. Мало-помалу воин за воином стали подниматься на башню, и вскоре несколько отрядов рассыпалось по антиохийским улицам, и тут началось страшное избиение сонных антиохийцев; их погибло в одну эту ночь более десяти тысяч. Сам Баги-Зиан тайком бросился через малые ворота на северо-восток, но его узнали, и страшный вождь был убит новыми властителями Антиохии. Утренняя заря осветила развевающееся знамя Боэмунда на одной из самых высоких башен. Но победа была неполная. Сын Баги-Зиана собрал около тысячи человек, пробился в цитадель (кремль) Антиохии, в южной части города, и заперся за ее стенами; несмотря на все попытки Боэмунда выбить оттуда турок, последние удержали-таки за собою эту засаду… Опасность такого положения понимали только старейшие рыцари; что касается до остальных, то никто не придавал этому никакого значения, и все на радостях буйствовали на развалинах Антиохии. XII. Нашествие Кербоги

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фонд К. в НАРТ 969, 551 документ, 473 рус. и вост. печатные книги) содержит материалы биографии К., рукописи опубликованных сочинений, переписку и проч. Многочисленные документы, отражающие деятельность К., находятся также в фондах Казанского ун-та (977), КазДА (10), а также в Отделе рукописей и редких книг Научной б-ки им. Н. И. Лобачевского Казанского ун-та. Соч.: Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков: (Енисейской губ.). СПб., 1885; Поездка к карагасам в 1890 г.//Зап. РГО по Отд. этнографии. СПб., 1891. Т. 17. Вып. 2. С. 1-96 (отд. паг.); Отчеты... Катанова, отправленного для этногр. исслед. тюркских племен в Вост. Сибирь, Монголию и сев. Китай//Живая старина. СПб., 1892. Вып. 1. С. 111-122; Вып. 4. С. 134-137; Письма из Сибири и Вост. Туркестана//ЗИАН. 1893. Т. 73. Прил. С. 1-114; Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губ.//Живая старина. 1893. Вып. 4. С. 559-570; Среди тюрк. племен//Изв. РГО. 1893. Т. 29. Вып. 6. С. 519-541; Китайский бунтовщик Чи-Чи-Гун//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1894. Т. 12. Вып. 5. С. 448-454; О наказании ленивых богомольцев у татар кит. Туркестана//Там же. Вып. 6. С. 578-593; О погребальных обрядах у тюрк. племен с древнейших времен до наших дней//Там же. Вып. 2. С. 109-142; О свадебных обычаях татар Восточного Туркестана//Там же. Вып. 5. С. 409-434; Этнографический обзор турецко-татар. племен: Вступ. лекция в курс обозрения турецко-татар. племен, прочит. в Имп. Казанском ун-те 29 янв. 1894 г. Каз., 1894; Народные приметы и поверья бельтиров//Деятель. Каз., 1896. 8. С. 424-425; О поездке в Минусинский округ Енисейской губ.//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1897. Т. 14. Вып. 2. С. 219-221; Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский окр. Енисейской губ.//УЗ Имп. Казанского ун-та. 1897. Т. 64. Кн. 3. С. 1-50; Кн. 5/6. С. 1-53 (отд. паг.); Материалы к изучению Казанско-татар. наречия. Каз., 1898. 2 ч.; Описание одного металлического зеркала с арабской надписью, принадлежащего Об-ву археологии, истории и этнографии при Имп.

http://pravenc.ru/text/1681359.html

1916. Кн. 2/3. С. 197-206; Чувашские слова в болг. и татар. памятниках. Каз., 1920; Избранные научные труды: (Bilimsel eserlerinden seçmeler). Анкара, 2000 (на тур. яз.); Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях. Абакан, 2004. Изд. и пер.: Бронзовый Стрелок и Чистое Серебро: Богатырская поэма минусинских тюрков (Енисейская губ.). СПб., 1885; Золотая кукушка: Богатырская поэма минусинских тюрков: Пер. и доп. примеч. СПб., 1885; Гадания у жителей Восточного Туркестана, говорящих на татар. яз.//Зап. Вост. отд-ния РАО. СПб., 1893. Т. 8. Вып. 1/2. С. 105-112; Песня Худаяр-хана и приход русских. СПб., 1894; Татарские сказания о 7 спящих отроках//Зап. Вост. отд-ния РАО. 1894. Т. 8. Вып. 3/4. С. 223-245; Мусульманские легенды: Тексты и переводы//ЗИАН. 1895. Т. 75. Прил. 3. С. 1-44; Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке//Ежег. Тобольского губ. музея. 1895/1896. Вып. 5. С. 1-13; Предание тобольских татар о происхождении киргизского народа//Там же. 1897. Вып. 7. С. 73-75; Грамоты двух тобольских архипастырей XVIII в.//Там же. 1898. Вып. 9. С. 17-23 (отд. паг.); Предание тобольских татар о грозном царе Тамерлане//Там же. С. 50-52; Исторические песни казанских татар//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Каз., 1899. Т. 15. Вып. 3. С. 273-306; Снотолкователь, приписываемый мусульманами ветхозаветному патриарху Иосифу, сыну Иакова: Джагатайский текст, рус. транскр. и рус. пер./Пер.: П. А. Поляков; ред.: Н. Ф. Катанов. Каз., 1901. (УЗ Имп. Казанского ун-та; Т. 68. Кн. 9. Прил.); Маньчжурско-китайский «Ли» на наречии тюрков кит. Туркестана//Зап. Вост. отд-ния РАО. 1902. Т. 14. С. 31-75; О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири//УЗ Имп. Казанского ун-та. 1903. Т. 70. Кн. 12. С. 133-146; Сказания иностранцев о Казани: P. Thomas, А. Legrelle//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1903. Т. 19. Вып. 5/6. С. 277-285; Два исторических документа имп. Екатерины II о древностях Волги и Кавказа//Там же. 1907. Т. 23. Вып. 3. С.

http://pravenc.ru/text/1681359.html

К лицевой стороне оклада на серебряной цепочке прикреплен серебряный крест, принадлежавший, согласно надписи, выполненной грузинским поздним письмом мхедрули, некой Анне. Кондаков сравнивает это Четвероевангелие с другим пергаменным Четвероевангелием (1030) из ц. Саване (близ Сачхере, Имерети), переписанным Мелхиседеком, сыном Самсона, по распоряжению Мераба Калмахели «в моление» за него, его супругу Елену и за детей Ростома и Елисавету ( Бакрадзе. 1880. С. 49; Кондаков. 1890. С. 150-151; Марр. Дневник. 1911. С. 189-201; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 444). Ист.: Inscriptions géorgiennes et autres, recueillies par le Pére Ners è s Sargisian et expliqueés par M. Brosset. St.-Pb., 1864. (Mémoires de l " Académie Impèriale des sciences de St.-Pèterbourg. Sér. 7; Vol. 8. N 10); Бакрадзе Д. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; он же. Об археол. поездке, совершенной в 1879 г. по поручению Академии наук, в Чорохский бассейн, в Батум, Артвин и Артанудж//ЗИАН. 1880. Т. 37. Отд. 1. С. 47-50; он же. Записки о Батумской обл.//Изв. Кавказского отдела ИРГО. 1879-1881. Т. 6. Отд. 1. С. 153-167; он же. Ист.-этногр. очерк Карсской обл.//Там же. 1882-1883. Т. 7. С. 193-202; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Павлинов А. М. Экспедиция на Кавказ 1888 г.//МАК. 1893. Вып. 3. С. 1-105. Табл. 23-47; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2: 1213-1700 гг. С. 452, 465, 506; Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели (кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); он же. То же (изм. загл.: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; он же. То же//Древнегруз. лит-ра, V-XVIII вв./Сост.: Л. Менабде; пер. на рус. яз.: Н. Я. Марр. Тбилиси, 1982. С. 107-204; он же. То же (Труд и подвижничество достойного жития святого и блаженного отца нашего Григола, архимандрита Хандзтийского и Шатбердского строителя, и с ним поминовение многих отцов блаженных)/Пер.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Лит.: Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды рус. духовенству. М., 1842. С. 111-130; Красносельцев Н. Ф. Зап. миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Каз., 1872; Веселовский Н. И. Хан из темников Золотой Орды. Пг., 1922. (ЗИАН. ИФО; Т. 13. 6); Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Присёлков М. Д. Ханские ярлыки рус. митрополитам. Пг., 1916; Насонов А. Н. Монголы и Русь: (История татарской политики на Руси). М.; Л., 1940; Пашуто В. Т. Героическая борьба рус. народа за независимость: (XIII в.). М., 1956; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960; Зимин А. А. Краткое и пространное собрания ханских ярлыков, выданных рус. митрополитам//АЕ за 1961 г. М., 1962. С. 28-40; Мерперт Н. Я., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Чингис-хан и его наследие//История СССР. 1962. 5. С. 92-119; Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М., 1966; Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Вост. Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966; он же. Обществ. строй Золотой Орды. М., 1973; он же. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994; он же. Денежное дело Золотой Орды. М., 2003; Греков И. Б. Вост. Европа и упадок Золотой Орды: (На рубеже XIV-XV вв.). М., 1975; он же. О характере ордыно-рус. отношений 2-й пол. XIII - нач. XIV в.//Древности славян и Руси. М., 1988. С. 125-133; Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: (Чингизидские жалованные грамоты). Л., 1978; он же. Сб. ханских ярлыков рус. митрополитам: Источниковед. анализ золотоордынских док-тов. СПб., 2004; Егоров В. Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 174-213; он же. Ист. география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985; Янин В. Л. «Чёрный бор» в Новгороде XIV-XV вв.//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. С. 98-107; Хорошкевич А. Л. Монголы и Новгород в 50-е гг. XIII в.: (По данным берестяных грамот 215 и 218)//История и культура древнерус.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

С лит. т. зр. очевидно, что очень скудные сведения об историческом епископе Л. были использованы для обрамления занимательной истории с фольклорно-мифологическими мотивами. Так, Л. и Илиодор в нек-ром смысле предстают как олицетворение стихий огня и воды соответственно (идея Каждана; см.: Афиногенов 2011. С. 416-417); эта история тем не менее выдержана в христ. духе и может рассматриваться как душеполезная повесть. Почитание О весьма древнем почитании Л. в качестве святого свидетельствуют руины средневизант. ц. (X-XI вв.) Агиос-Леос в Брики (п-ов Мани на Пелопоннесе) с фресками XIV-XV вв. ( Δρανδκης Ν. Β. Ο νας το Α-Λου ες τ Μπρκη τς Μνης//ΔΧΑΕ. 1972. Τ. 6/4. Σ. 146-168). В Катании функционирует ц. во имя свт. Л., находящаяся в юрисдикции К-польского Патриархата. Ист.: BHG, N 981-981e; ActaSS. Febr. Vol. 3. Col. 222-226; SynCP. Col. 477-478, 479-480, 929-930; MartRom. Comment. P. 70; ЖСв. Февр. С. 355-358; Латышев В. В. Неизданные греч. агиогр. тексты. СПб., 1914. (ЗИАН. ИФО; Т. 12. Вып. 2); Raffin D. La vita metrica anonima su Leone di Catania//BollGrott. N. S. 1962. T. 16. P. 33-48. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 77-78; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 799; Da Costa-Louillet G. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe, et Xe siècles//Byz. 1959/1960. Vol. 29/30. P. 89-173; Amore A. Leone, vescovo di Catana//BibllSS. Vol. 7. Col. 1223-1225; Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantesimi del mago Eliodoro//RSBN. N. S. 1989. Vol. 26. P. 3-98; eadem. A proposito di un articolo sull " agiografia iconoclasta//Ibid. 1992. Vol. 29. P. 4-174; Turner D. The Politics of Dispair: The Plague of 746-747 and Iconoclasm in the Byzantine Empire//AnnBSA. 1990. N 85. P. 419-434; Auz é py M. F. Á propos des Vies de saints iconoclastes//RSBN. N. S. 1993. Vol. 30. P. 3-5; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 271; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 291-293; PMBZ, N 4277; Афиногенов Д. Е. Пространное житие свт. Льва, еп. Катанского//Scripta Antiqua. М., 2011. Т. 1. С. 415-432; он же. Стихотворное Житие Льва, еп. Катанского//Θεοδολος: Сб. пам. И. С. Чичурова. М., 2012. С. 32-44.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Большую значимость для коптологов до наст. времени сохраняют серии «Kleine koptische Studien» и «Koptische Miszellen», регулярно публиковавшиеся Л. на протяжении полутора десятков лет (1899-1912 и 1907-1915 соответственно) в «Известиях Императорской Академии наук» (в 1972 переизданы в ГДР); в них входят большие и малые заметки (общим числом более 200) по копт. филологии, в к-рых автор демонстрирует не только глубокое знание копт. текстов, но и широкую эрудированность в отношении самых разных аспектов восточнохрист. культур. Арх.: ИВР РАН. Архив востоковедов. Ф. 35. Оп. 1-2; Архив РАН (СПб). Ф. 4. Оп. 4. Д. 352; Ф. 4. Оп. 5. Д. 79. Л. 457-466. 1324 (Формулярный список). Соч., изд. и пер.: египтология: Studien zum Ritualbuch des Ammondienstes: Diss. Lpz., 1882; Aegyptische Lesesmьcke zum Gebrauch bei Vor lesungen u. zum Privatstudium. Lpz., 1883; коптология: Bruchsütcke der sahidischen Bibelübersetzung nach Handschriften der Kaiserlichen Öffentlichen Bibliothek zu St. Petersburg. Lpz., 1885; Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens. St.Pb., 1888. (ЗИАН. ИФО. Сер. 7; Т. 36. 11); Коптская легенда о нахождении Гроба Господня//ЗВОРАО. 1889. Т. 4. Вып. 1/2. С. 1–19; Koptische apokryphe Apostelakten: I–II//Bull. De l’Académie Impériale des Sciences de St.Pétersbourg. 1890. Т. 1 (33). P. 509–581; Idem: III//Ibid. 1892. Т. 3 (35). P. 233–326; Sahidische Bruchstücke der Legende von Cyprian von Antiochien. St.Pb., 1899. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 4. 6); Eine dem Dionysius Areopagita zugeschriebene Schrift in koptischer Sprache//ИИАН. Сер. 5. 1900. Т. 12. 3. С. 267–306; Der Alexanderroman bei den Kopten: Ein Beitrag zur Geschichte der Alexandersage in Orient. St.Pb., 1903; Das Triadon: Ein sahidisches Gedicht mit arabischer Übersetzung. St.Pb., 1903; Iberica. St.Pb., 1906. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 7. 6); Bruchstücke koptischer Märtyrerakten: I–V. St.Pb., 1913. (ЗИАН. Сер. 8; Т. 12. 1); Kleine koptische Studien. I–LVIII/Hrsg. P. Nagel. Lpz., 1972; Koptische Miszellen. I–CXLVII/Hrsg. P. Nagel. Lpz., 1972.

http://pravenc.ru/text/2463373.html

Некие Лаврентий, Босс и Пробиан, жившие по соседству с П. и вместе с ним поучавшиеся премудрости Божией, видели все, что претерпел великомученик, и слышали голос Божий, предрекший ему блаженную участь. Несмотря на повеление императора предавать смерти всех, кто осмелятся написать о мученичестве П., Лаврентий, Босс и Пробиан, рискуя жизнью, запечатлели сказание о святом и др. людях, вместе с ним пострадавших за веру. После того как в городе стало известно об этом повествовании, Лаврентию, Боссу и Пробиану пришлось скрываться в вост. приделах Римской империи. Агиографическая традиция Греч. дометафрастовское Мученичество BHG, N 1412z было издано В. В. Латышевым по рукописи ГИМ. Син. греч. 161. XI в. Л. 135-145 об.- Латышев В. В. Неизданные греч. агиографические тексты//ЗИАН. ИФО. 1914. Т. 12. Ч. 2. С. 40-53. Многие редакции этого Мученичества остаются неизданными (BHG, N 1413b - 1413h). События Мученичества во всех этих редакциях излагаются сходным образом; могут различаться мелкие детали и лит. обработка повествования. Как показала Ф. Потенца, все варианты дометафрастовского Мученичества могут быть сведены к 9 основным редакциям ( Potenza. 2019). Симеоном Метафрастом (X в.) была составлена собственная редакция Мученичества (BHG, N 1414; изд. в PG. 115. Col. 448-477; см. также ее переработку: BHG, N 1414m). На греческом языке сохранилось 7 Похвальных слов в честь святого: Никиты Давида Пафлагона или свт. Андрея Критского - BHG, N 1416 (изд. Латышевым вместе с анонимным энкомием BHG, N 1416b ( Латышев В. В. Неизданные греческие агиографические тексты//ЗИАН. ИФО. 1914. Т. 12. Ч. 2. С. 53-65; 65-75)), Похвальное слово Иоанна Геометра в ямбических стихах (BHG, 1415; см.: Demoen. 2004; Иоанн Геометр. 2016), Константина Акрополита (BHG, N 1418b), Феофана Керамевса (BHG, N 1417) и еще 2 анонимных энкомия - BHG, N 1418, 1418c. Помимо полных текстов Мученичества известны и краткие синаксарные сказания - в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) (SynCP. Col. 847-852), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 561).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

И. Отчет о первом присуждении Ломоносовской премии//ЗИАН. 1868. Т. 12. Кн. 3. С. 196-197). В кон. 30-х - 50-х гг. XIX в. в отношении работ академических богословов высшая церковная власть неоднократно высказывала неудовольствие: напр., в 1837 г. вышло постановление Синода, предостерегающее от «худого направления» в преподавании всеобщей истории: от односторонней критики, произвольного философствования, политического направления ( Дьяконов. 1907. С. 284-285), а в 50-х гг. в столичных высших церковных кругах усмотрели нек-рые «неологизмы» в лекциях Горского по истории Церкви. Что касается МДА, она в эти годы подвергалась критике реже др. академий: богословская взвешенность и интуиция свт. Филарета служили надежными критериями для академических публикаций. Святитель, допуская обсуждение самых сложных вопросов во внутренних академических кругах, следил, чтобы на общий суд предъявлялись только тексты, не имевшие неосторожных выражений, двусмысленных богословских фраз. Управление подведомственными семинариями С начала своей деятельности МДА должна была вступить в руководство своим духовно-учебным округом, а в 1818-1842 гг.- и Казанским. Но Внешнее правление, как и Конференция, было сформировано только в 1818 г., поэтому первые 4 года решением вопросов, связанных с устроением семинарий по новому уставу, составлением преподавательских корпораций, набором студентов занималось Внутреннее правление. Т. к. реформа 1808-1814 гг. теснейшим образом связала получение академических степеней со служением священства, на Правление была возложена обязанность рекомендовать выпускников на приходские места. За решением этих вопросов также наблюдали ревизоры. Так, в июле 1815 г. при ревизии МДА архим. Филарет (Дроздов) поставил на вид Правлению замеченную им ошибку: на священническое место в Кострому был рекомендован смотритель Солигаличского ДУ В. С. Горский, не имевший академической степени, в обход преподавателей Костромской ДС, имевших кандидатские степени СПбДА. Непосредственно наблюдением за семинариями занималось Внешнее правление МДА, состоявшее из ректора, 2 членов Конференции и 2 членов Внутреннего правления, к составлению же программ или обсуждению пособий для семинарий привлекались преподаватели соответствующих дисциплин.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001   002     003    004    005    006    007