Преподобне отче наш Амвросие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Анатолий старший (Зерцалов) День рождения — 24 марта/6 апреля 1824Мирские именины — 17/30 мартаПостриг в мантию — 17/30 ноября 1862День тезоименитства — 3/16 июляИерейская хиротония — 7/20 сентября 1870Постриг в схиму — 15/28 декабря 1893Кончина (день памяти) — 25 января/7 февраля 1894Обретение мощей — 27 июня/10 июля 1998   Преподобный Анатолий (Алексей Моисеевич Копьев-Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в селе Бобыли Калужской губернии Боровского уезда в семье диакона и в Святом Крещении был назван Алексеем, в честь святого Алексия человека Божия. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.    Мальчик рос тихим и кротким, горячо любил своих родителей, особенно мать, а родители с ранних лет учили его преданности воле Божией. С 5 лет Алексея стали обучать грамоте. Под руководством отца он освоил азбуку, Часослов и Псалтирь. Отец-диакон хотел, чтобы его сын пел и читал на клиросе, но слишком слабый голос мальчика препятствовал этому. В 8 лет он был определен в Боровское Духовное училище, а через 4 года — в Калужскую Духовную Семинарию. Учился он хорошо, старательно и закончил учебу третьим учеником; в Семинарии ему дали новую фамилию — Зерцалов. Желание его родителей, чтобы их сын стал монахом, стало теперь и его личным желанием. Тяга к монашеству была так сильна у юноши, что он не раз собирался тайно уйти к пустынножителям в брянские леса.    Алексей поступил на службу в Казенную палату, начав жить на собственное жалованье, и здесь за свое благонравие и аккуратность по службе был также любим начальством. Неожиданно он вместе с двумя товарищами заболел чахоткой. Поскольку в те времена она считалась болезнью неизлечимой, то врачи не видели никакой надежды на выздоровление. Тогда Алексей дал обет Богу: в случае своего выздоровления, не откладывая, идти в монастырь. Товарищи его скоро умерли, а Алексей стал поправляться.    В 1853 году Алексей был принят в число братии Оптиной пустыни, будучи 23 лет от роду, а старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Почтовая дорога из Москвы на Калугу через Боровск и Малоярославец была учреждена в 1800 г. А в 1812 г. по этой дороге через Тимашово шли к Малоярославцу войска Наполеона. В декабре 1812 г. в донесении в Калужскую духовную консисторию было послано донесение о состоянии храмов, которые оказались на пути французской армии. О церкви Рождества Богородицы сообщалось, что захватчики разломали престолы и жертвенники в алтарях, похитили серебряные сосуды и некоторое другое имущество. Село было расхищено и сожжено. Год не было в храме богослужения. Через год храм ожил. Настоятелем храма стал священник Петр Федоров. После смерти П.А. Болдина имением стала управлять его мать Е.Г. Болдина. Ее стараниями в 1824 г. был перестроен придел муч. Иоанна Воина. Он построен в стиле зрелого классицизма с палладианскими мотивами. В фондах Калужского государственного объединенного краеведческого музея есть антиминс с надписью, что он выдан для служения «во храме Великомученика Иоанна Война, что в приделе теплом». Антиминс был освящен 18 августа 1824 г. и подписан епископом Филаретом (Амфитиатровым), занимавшим Калужскую кафедру в 1819-1825 г.г. Впоследствии Антиминс 1824 г. заменили новым, а старый отправили в Калужскую архиерейскую ризницу. До наших дней святыня дожила в качестве музейного экспоната. Согласно справке храма о приходе 1830 г., причт храма состоял из священника, дьячка и пономаря. Священническое место в Тимашове передавалось по родству. С 1831 г. настоятелем храма становится выпускник Калужской духовной семинарии Иван Алексеевич Беляев, а болезненный и вдовый священник Петр Федоров остался на попечении зятя. 27 марта 1840 г. в Рождественской Церкви был крещен Илларион Михайлович Прянишников, родившийся в с. Тимашово, впоследствии ставшим известным русским художником. С 1874 г. настоятелем храма становится священник Александр Иванович Любимов. В июне 1891 г. Тимашово посетил епископ Виталий (Иосифов). Владыка ознакомился с положением дел в храме и советовал прихожанам обратиться к благотворителю Афанасию Петровичу Маркову с просьбой о приведении храма в надлежащее благолепие. Благодаря купцу Маркову Храм Рождества Богородицы был украшен росписями. После смерти священника Александра Любимова, в храм назначен выпускник Калужской духовной семинарии Иоанн Федорович Зерцалов родственник покойного настоятеля. В 1903 г. настоятелем храма назначили иерея Федора Филипповича Стеллиферовского. Прослужить священнику пришлось многие годы.

http://sobory.ru/article/?object=06768

711. (427.) Сто глав из Зерцала Великого, устав. мелкий, четкий, исх. XVII века, в четверть, 87 листов. л. 5. Заглавие: Духовныя приклады и душеполезныя повести, новопреведенныя от Великаго Зерцала в честь Богу и всем Святым. Впереди оглавление. Недавно поступила в лавр. библиотеку ркп. Великое Зерцало, в 733 главах, (см. Оп. Рум. Муз. стр. 226), писан. скорописью исх. XVII века, в лист, 183 и 472 листа, с подписью внизу первых листов: Лета 7207 (1699) купил сию книгу, глатолемую Великое Зерцало, Пыскорскаго монастыря архимандрит Евфимий Свиренов в великом царствующем граде в Москве, в дом боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а куплена на казенныя деньги. 712. (1824.) Патерик Печерский с избранными житиями на мес. май, полууст. разный, напис. 1497 года, в четверть, 504 листа. По счету тетрадей сначала недостает 19 листов. Начинается житием препод. Феодосия, от слов: …она же к тому уже не смирением начя глаголати старцю, но с гневом великым впияше: о нужда старца сего, яко имы сына моего и скры и в пещере. Сочинение Нестора Летописца , напечатано в Чтен. общества Истории и древностей 1858 г. кн. 3. л. 65 об. Похвала св. отца нашего Феодосия, игумена печерскаго, архимандрета всея Руси началнику, иже в Руси мнишьскому чину. Нач. Похваляему праведнику взвеселятся людие. л. 76 об. Сказание Симона епископа володимерьскаго о печерьскых черноризцих, иже в Кееве, в лавре св. Феодосиа (о св. Онисифоре и Евстратии). л. 82. О Никоне. л. 84 об. О Купши и о Никоне (о Кукше и Пимене). л. 85. О Афонасьи. л. 86 об. О князи о Святоши. л. 93. О Еразме. л. 94 об. О Арефе. л. 96. О Евагрии и о Тите. л. 97 об. О создании церкви святыя Богородица печерьскыя. л. 105 об. О мастерех. л. 109. О писцих. л. 115 об. Написание второе. К архимандриту, игумену печерьскому Акиндину от Поликарпа о черноризцих святых, иже в печерьском монастыри. О Агапите лечьце. л. 120. О блаженемь Григорьи чюдотворци. л. 124 об. О Никите. л. 127 об. О Лаврентии затворнице. л. 129. О Иоанне затворнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

◊ Относительно пути подвижнического старец говорил сестрам: «Держись средины, вперед не забегай и назад не отставай». ◊ Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенной плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, «мир, всяк ум превосходящий». ◊ Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, смиренного и кроткого, и понесли бы подобно Ему скорби, хотя и не такие, какие Он нес за наши грехи, а маленькие и в тысячную долю; а мы и совсем не хотим Божьего, а чтоб непременно было – хоть хуже, да наше. ◊ Потерпи, смирись – и обрящешь рай в себе самой. Как говорит один святой: «не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Матерью Своею и с сонмом ангелов и святых». Поэтому не унывай, что ты еще не достигла сего, а старайся и начинай не с верху, а с нижней ступени, – то есть со смирения, самоукорения. Говори себе: недостойна, чтоб живою жить в раю, Сподоби меня, хоть по смерти, вместе с благоразумным разбойником наследовать Твой рай. ◊ Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, то есть путь смирения, самый надежный и, как говорят Отцы, «непадательный». Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?.. Что же касается высоких дум – бойся их как огня. «Мерзостен пред Богом всякий высокосердый». Пред Ним чистым и Святым – самое небо нечисто. И что такое наша всякая правда, оценил давно пророк Исаия: «рубище жены нечистыя поверженное!» ◊ Всяк, кто желает достигнуть Христова Царства, не должен озираясь припоминать свои высокие добродетели – и особенно высокие думы, – а зреть подвиги и славу святых: и будет с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души и ужасающие истязания тогдашние – и не согрешишь. ◊ Враг только внушает помыслы, а сделать ничего не может, без попущения Божия и если мы сами не согласимся с ним. И ты не соглашайся с ним, вот он и ничего не сделает тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Начнем сначала. Приведем на память: как звать Бога. И будем детски звать Его, пока Он Сам не придет и научит всякой истине. Вижу, что ты много читала – и это тебе не помогло. Попробуй – начни читанное, по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву и узришь милость Божию. Чтоб ты туне не ретилась и не смущалась тем, что читаешь, читаешь, а в остатке нет ничего, скажу тебе секрет, добытый долголетним опытом: приступая к книге, прицеливайся прежде всего улучить ту мету, которой, как ты говоришь, нет у тебя, но которая во всякой добродетели неизбежна, то есть терпеливо ждать милости Божией в разумении; ибо Бог разумов Господь, даяй премудрость и разум. Второе – книга не есть существо и сущность ведения: она – одно из средств к нему. А потому может человек знать тайны Царствия без книги; может и прочитавши воза книг, не знать оных таин. Кто подготовил себя делом, тот не крепко нуждается в книге. Говорю это не к тому, чтобы отвращать тебя от книг, но чтоб предостеречь, чтобы ты не возненавидела их, если, зубря их, не обретешь желаемого. Третье и главное скажу к ободрению твоему: «вопросившу о мудрости, мудрость вменится». ◊ Ты затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате. В таком случае оставь обрядовый чин, например читать перед святыми иконами со свечой и прочее, а делай проще: или ходя, читай и молись, или уткнувшись в уголок, или где в передней... Конечно, надо стараться, чтобы не подать повода к насмешкам. ◊ Считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оные имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели – тогда прощай, мир душевный! ◊ Чистота и бесстрастие даются не по летам («седина есть – мудрость человекам»), а по смирению. Святой Иоанн Лествичник учит: дарования (значит, и чистота) даются не трудам (тем более не по годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет, и будем святы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

2 . Высочайшая премудрость. На основании общего понятия о премудрости, высочайшую премудрость Божию (σοφα) можно определить так: она состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе с тем, в совершеннейшем умении прилагать последние к первым; следовательно, она есть не что иное, как то же всеведение Божие, только рассматриваемое в отношении к Божественным действиям, или есть самый разум Божий, рассматриваемый с практической стороны. Священное Писание приписывает Богу это свойство со всей ясностью, когда а) представляет Его вообще премудрым, у которого «премудрость и сила; Его совет и разум» ( Иов.12:13 ), и источником мудрости для всех: «если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иак.1:5 ); б) священнописатели Ветхого Завета указывают преимущественно на мир, как на зерцало премудрости Божией. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро», – взывает Давид, восхищенный совершенством творения ( Пс.103:24 ). «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом», – повторяет в притчах своих премудрый сын Давидов ( Притч.3:19 ); в) в писаниях Нового Завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной премудрости Божией. «Мы проповедуем Христа распятого», – говорит св. ап. Павел в Послании к Коринфянам, – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ); «о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ). Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она представляется нам по естеству своему высочайше свободной, а по свободной деятельности – всесвятой. В последнем случае она является, прежде всего, всеблагой, так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным. Потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона. И наконец, правосудной, поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

2. Итак, ты, торжественнейший из проповедников и величайший из пророков, Исаия, поведай Церкви тайну этого славного торжества, и предложи доблестным собратиям обильно насладиться неотъемлемыми благами, чтобы и ты, сравнив с твоим зерцалом открытую нам истину, мог, как неложный прорицатель, рукоплескать исполнению пророчеств. Было, говорит он, в год, в который умер царь Озия, видел я Господа, седящего на престоле высоком и превознесенном, и исполнился дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Его: шесть крыльев у одного и шесть крыльев у другого. И взывали друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа, также с нечистыми устами, и царя Господа Саваофа видел я глазами моими. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих, и сказал: вот это коснулось уст твоих, и отъимет беззаконие твое, и грехи твои очистит. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Я пошлю? и кто пойдет к народу сему? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал он: иди и скажи народу сему: слухом услышите, и не уразумеете, и (очами) смотреть будете, и не увидите (Исай. 6, 1 – 9). Таковы предвещания пророка, по внушению Духа. Те же, возлюбленный, вникни в силу сказанного, чтобы понять исполнение тайн и узнать, каково и для чего здешнее собрание наше. При словах пророка, предвещающего чудо, ты поди и перенесись мысленным взором с пламенным чувством, с радостию и усердием, к славному Вифлеему, и напечатлей в себе ясный образ, сравнив пророчество с исполнением событий; ибо кто пристально посмотрит на тамошние события, для того не нужны будут длинные речи, чтобы достигнуть познания. Все ясно для разумных и справедливо для приобретших знание ( Притч. 8, 9 ). Ибо вот здесь открыто предстоит Дева-Матерь, как престол для Царя Господа Саваофа, высокий и превознесенный славою Создавшего его. На нем представь Господа, ныне пришедшего к тебе во плоти. На этом, говорю, девственном престоле преклонись пред Тем, который предпринял для тебя такой новый и преславный путь. Посмотри вокруг очами веры, и ты найдешь около Него и царское священство Серафимов. Ибо и они обыкновенно сопровождают шествие Царя. Посему там и говорится, что они восхваляли не только хвалами триипостасное существо единого Божества, но и почитаемую всеми славу, явившуюся ныне на земле Богоявлением одного из лиц Святой Троицы, словами: вся земля полна славы Его. Ибо мы веруем, что вочеловечившемуся для нас по благоволению (Ефес. 1, 5) Сыну присущ по божеству и нераздельный от него Отец с единосущным своим Духом. Потому что Бог, говорит священно-проповедник Павел, был во Христе, примиряя с Собою мир, не вменяя людям преступлений их ( 2Кор. 5, 19 ), указывая на Отца в Сыне по причине одного их благоволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

4) Христиане свободны от церемоний иудейских, каковы были у них: обрезание, приношение животных в жертву, и прочее. § 504. Спросит кто: «Если христиане не под законом, а под благодатью, то зачем же закон проповедуется?» Ответ: 1) Проповедуется неисправным, чтобы законом устрашившись и очувствовавшись, в покаяние пришли. Так Предтеча святой, желая привести людей к покаянию и так приготовить сердца их к восприятию веры евангельской, проповедал: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10). 2) Проповедуется и благочестивым истинным христианам, дабы по правилу его исправляли житие свое, дабы на него, как зерцало, взирая, познавали немощь естества своего и очищали верою во Христа Сына Божия, и так бы ветхого человека совлекались и облекались в нового, преуспевали в любви к Богу и ближнему, что есть цель закона. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). § 505. Спросит кто: «Если христиане на свободу позваны и свободу имеют, то им (можно) свободно, что хотят, делать?» Никак, не в том состоит христианская свобода, чтобы им по воле своей жить и, что хотят, делать. Сия свобода есть не христианская, но плотская, и не столько свобода, сколько работа рабская и тяжкая, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха, по учению Спасителя (Ин. 8:34). Лишаются христианской свободы те, которые, плоти своей следуя, попечения о ней превращают в похоти (Рим. 13:14), а вместо того попадают под тяжкое иго мучителя дьявола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих и чадами вечной погибели, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим. Христиане, когда сладчайшую свою свободу имеют, между тем признают себя рабами Бога вышнего, Которому должно служить со страхом, как Господу (Пс. 2:11; Флп. 2:12; 1 Петр. 1:17), из рук врагов своих избавившись, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни своей (Лк. 1:75), любовью служить друг другу (Гал. 5:13), и прочее. Глава 11. О работе христианской

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Погодиным, представляет собою не первоначальную редакцию этого сочинения, читанную и одобренную св. Димитрием и употреблявшуюся самим Посошковым до 1715–1719 г., а редакцию новую и притом сокращенную, составленную или самим Посошковым, или кем-либо другим; 5) письмо святителя Димитрия к Феологу с отзывом о Зерцале относится не к 1706, а к 1709 году, самое же Зерцало писано Посошковым, по всей вероятности, в 1708 году. И. Нильский 1 Преосв. Филарет не только в «Обзоре русск. дух. литер.» заметил, что св. Димитрий писал Феологу о Посошковском Зерцале, но повторил тоже самое и в письме к г. Погодину. «Ведь это-то самое Зерцало безыменного творца, которым так дорожил и восхищался дивный святитель Димитрий», писал преосв. Филарет г. Погодину, когда последний послал ему Зерцало Посошкова. Это письмо преосвященного известно и г. Брикнеру («Моск. Ведом.» 1864 г. 57). 2 Впрочем, о Самаринском списке доселе известно только то, что в конце его есть следующая подпись: «Иван Тихонович Посошков, творец книжицы сея, 1709 года». 5 Возвращая Феологу «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало», святитель Димитрий писал ему: «прошу честности твоей, возвести мне, кто тоя книжицы писец? жив ли он? Аще жив, стану к нему писати. Аще же умре, стану его поминати». 6 Если бы Посошков означил свое имя так: «аще хощеш унеда творца книги сей, и ты положи слово десятое и второе и первое и пятидесятое и восьмидесятое и семидесятое и двусотое» и т. д., тогда человеку, знакомому с нашими древними памятниками, не трудно было бы узнать это имя. 7 Имя как раз соответствует числу 63:– 10 – в –2 – а —1— н – 50, а прозвание 512 – II – 80 – о – 70 – с – 200 – о – 70– ш – к –20 – о – 70 – в – 20», замечено в статье «о перстосложении». 8 Таковы оба списка, но которым издало Зерцало г. Погодиным (см. стр. XXIII). После этого мы затрудняемся понять, почему г. Бриннеру кажется, что на списке г. Строев означено имя автора Зерцало. 9 Сколько нам помнится, такой же список был и у нас под руками в 1856–7 г.: в нем об антихристе говорилось в 16 главе: тоже видим и в списке казанской академии; между тем как, по печатному изданию, речь об антихристе идет в 18 главе. 13 Мы считаем этот список Зерцало списком краткой редакции на том основании, что в Строевском списке, как оказалось по справке, недостающие в начале заглавный лист и несколько страниц предисловия выписаны кем-то, как там и замечено, из списка г. Самарина, и содержание их буквально сходно с содержанием тех аге страниц списка г, Большакова. 14 Говорим: на одном списке, именно Самаринском, – потому, что находящаяся в конце печатного Зерцала подпись: «Иван Тихонович Посошков москвитян, творец книжицы сея, о лете 1708», взята в Строевский список, как замечено в нем, из списка г. Самарина; неизвестно только, почему здесь указан 1703 год, тогда как, по уверению г. Погодина (Соч. Посошкова, ч. II, стр. XXIII; «Моск. Вед. 1854 г. 57), на Самаринском списке выставлен 1709 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010