Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

В Благовещенском монастыре в Нежине Черниговской губ. (ныне Черниговской обл.) (празд. 9 окт.). По преданию, ее написал Рафаил (Заборовский), митр. Киевский и Галицкий, в бытность епископом Псковским и Нарвским (1725-1731; сведений о том, что митрополит писал иконы не сохр.). Икона в XIX в. находилась в Благовещенском храме над царскими вратами и ее опускали к верующим по образцу чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение Пресв. Богородицы»; в кон. XIX в. она лежала на аналое пред царскими вратами, по субботам перед ней читали Акафист. Ни в одном из ранних описаний монастыря этот образ не упоминается (ИРИ. Т. 3. С. 361-377; Чернов И. Краткая история построения Нежинского Благовещенского мон-ря, называемого Богородичным Назаретом. М., 1815. С. 1-85); нет сведений и в кратких описаниях обители ( Зверинский. Т. 2. 637. С. 67-68; Денисов. С. 910), хотя в них и говорится о знаменательных иконах, в т. ч. об «Успении Пресв. Богородицы», писанном в Риме в 1435 (1400) г. Первое известие об иконе встречается в описании мон-ря 1843 г., где среди проч. украшенных ризами икон в Благовещенском соборе (восстановлен после пожара в 1805) сказано о «замечательном образе Богоматери Корсунском, написанном Киевским митр. Рафаилом Заборовским» ( Кулжинский. 1843). В совр. публикациях о мон-ре дополнений к информации кон. XIX-XX в. нет. На воспроизведении иконы нач. XX в. представлен извод К. и. типа «Умиление», близкий к изводу Касперовской иконы Божией Матери (см.: [Василий (Богоявленский), еп.] Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй ее истории. К., 1911. Ил. на с. 130). Лит.: [Кулжинский И. Г.] Нежинский Благовещенский мон-рь, называемый Назарет Пресв. Богородицы. М., 1843. С. 21-22; Филарет (Гумилевский), архиеп. Нежинский муж. мон-рь//Черниговские ЕИзв. 1861. 7. С. 361; Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. мон-рь, называемый «Назарет» Пресв. Богородицы//Там же. 1867. 22. С. 830; Сребницкий И. Нежин//Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко. СПб., 18812. С. 24.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Извод Г. и. имеет среди памятников Грузии X-XVI вв. аналогии и широко распространен, особенно в Кахети ( Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. 46, 148, 182, 546, 555; Гусева. 1995). Лит.: Мартынов А. А. , Снегирев И. М. Рус. старина в памятниках церк. и гражданского зодчества. М., 1857; Даль Л. В. Церковь Грузинской Божией Матери в Москве//Зодчий. 1877. 9/10. С. 87-88; Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. описание Красногорского мон-ря. М., 1880; Васильев А. Ист. очерк Красногорского мон-ря Архангельской губ. Пинежского у. СПб., 1880; Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание Моск. Девичьего Алексеевского мон-ря. М., 1896; Шмаков А. Сказание о чудотв. иконе Богоматери Грузинской и бывших чудесах от нея. СПб., 1886; Зверинский. Т. 3. 888; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 293-294; Челмогорский В. Красногорский Богородицкий мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской еп. Архангельск, 1902. С. 321-379; Романский Н. А. Чудотв. икона Грузинской Богоматери в моск. Алексеевском мон-ре//Моск. ЦВед. 1903. 17. С. 214-220; Тренев Д. К. Памятники древнерус. искусства ц. Грузинской Богоматери в Москве. М., 1903; Поселянин Е. Богоматерь. С. 542-546; Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 907; Гусева Э. К. Из истории почитания на Руси иконы Богоматери Грузинской и ее груз. прототипе//Древнерус. искусство. Искусство XVIII - 1-й пол. XIX в.: Сообщ. ГТГ. М., 1995. С. 6-14; Смирнов Я. Е. Б-ка ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в.//Чт. по истории и культуре др. и новой России: Мат-лы конф. Ярославль, 1998. С. 87-102; Мюллер Г. А. Раифская история: Святыня обители - чудотворная икона//Раифа. Свияжск. Каз., 2001. С. 20; Козаржевский А. Ч. Моск. святцы: Правосл. месяцеслов. М., 2005. Э. К. Гусева Рубрики: Ключевые слова: ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви

http://pravenc.ru/text/168197.html

1441 . Борисоглебский, мужской, ныне село Борисоглебское–Волохово, Вла­димирской губ., Александровского у., в 14 вер. к зап. от Александрова. Он сожжен поляками в 1609 г. и более не возобновлялся. “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, Отд. I, 45. 1442 . Борисоглебский, мужской, ныне приходская церковь в губерн. гор. Владимире. Имя его упоминается в актах под 1389 г. и дальнейшая история его неизвестна. Он непосред­ственно зависел от митрополита. “Тру­ды Владим. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 25 (мон. быв. во Владим.); “Акты Арх. Эксп.”, I, 9 (Устав. грам. 1389 г. кн. Вас. Димитр. и митр. Киприана, о церков. судах); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, V, 49, 96. 1443 . Борисоглебский, мужской, ныне приход. церковь во имя Живон. источника пресв. Богородицы с приде­лом Бориса и Глеба, в гор. Суздале, Владимирской губ. Упразднен еще до 1764 г. и находился тогда на Борисов­ской стороне. Уже существовал в XV ст.; при Вел. кн. Василие Васильевиче в м-ре был игуменом Герман. По описи 1628 г. значится: «за р. Каменкою м-рь Борисоглебской архиеп. Иосифа Суз­дальского и Торусского; на м-ре церкво во имя Благовещ. Пресв. Богородицы, другой храм теплой Николы чудотв., древяны клетцки; строенье прежних архиепископов. На м-ре в келье игу­мен Пимен...». На сохранившемся еван­гелии осталась надпись: «Лета 7171 (1663) июня в 29 день дал сие евангелие в Суждаль в домовый Прссв. Богородицы монастырь в церковь св. страстотерп. Бориса и Глеба преосв. Филарет архиеп. Смол. и Дорогобуж. (бывший Суздальск. епископ) по своих родителех». “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1051; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 63; “Ежегодн. Влад. губ. стат. Комит.”, т. II, Отд. 1, 132; “Владим. губ. вед.”, 1843 г. 29 (писцов. кн. 1628 г.), 1854 г. 28 (Мон. бывш. в Сузд.), 42 (надпись на евангелии); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.”, 120; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 703, 31. 1444 . Борисоглебский, женский, при богатой ныне церкви Крестовоздвиженской, в гор. Шуе, Владимирской губ. О нем в поручной записи шуян ска­зано: «Посацкой человек Елька Гаври­лов сын, иконник живет в Шуе, на Борисоглебском женском монастыре, за попом, а вышел с посаду во 140 (1632) году, а тягло платил с полуш­ки». М-рь этот замечателен в том отношении, что инокини не имели осо­бого помещения, а жили по квартирам и владели приделами Бориса и Глеба при церкви Крестовоздвижения. В та­ком виде он существовал до конца царствования Имп. Петра I. Потом уже образовался особый Спасский м-рь. Бори­сов, “Опис. гор. Шуи и его окрестн.”; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 6 (Крестовоздвиж. дер. в Шуе), 1852 г., 15 (Шуйск. школа иконописи), 1854 г. 42 (акты 1627 г.); 8 (Опис. Крествоздв. ц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М-рь имеет великое миссионерское значение для края. “Ист. Росс. Иер.», IV, 549 (с грамот.); Ратшин, 523; “Опис. монаст.», 1817 г., 57; Зверинский, “Списки на- сел. мест Тоболь. губ.», CLXXXIV; Белявский, “Поездка к Ледовит. морю», 21; “Тоболь. губ. вед.», 1857 г., 26 (О Кондинском монастыре); 1867 г., 35 (Кодинский Троиц. мон.); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1857 г., XII, 386, 392; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1881 г., 20 (миссионер. деятельность); 1884 г., 230, 238 (училище); 1885 г., 63 (миссионер. деятельн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 324, 6; “Известия Археол. Общ.», 1859 г., I, 355 (образ Страшн. суда Христ.); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., III, Спасский, “Список с чертеж. Сибир. земли», 26, примеч. 30 (об основании); пременник Общ. ист., 1854 г., XX, митроп. Сибир. Филофей Лещин., 40 (наместник иеромон. Зиновий, 1716–1719 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 775 душ. крест.); 1863 г., IV, смесь, 38 (Челобитн. митр. Филофея Лещинского 1702 г.); 1864 г., смесь, 30 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 83 (дело об иеромон. Евсевие Левонове; в м-ре постригся в 1717 г. наместник Тоболь. архиер. дома Федос Качанов); VII, 1727 г., 288 (доношение Тоболь. митроп. Антония о разрешении постричь отставн. казака Алексея Лапина в Троиц.-Колоцком (?) м-ре); “Матер. для ист. г. Тобольска XVII и XVIII ст.», 44 (в 1696 г. давалось руги: игум. Варсонофию 8 р., дьякону Савватию 5 р., дьячку Митрофану 4 р., пономарю Варлааму и просвирн. Павлу по 3 руб.); “Русск. истор. Библиот.», II, 152, 68 (цар. грам. 1599 г. о построении храма в городке Коде во имя св. Троицы с предел. св. Николая, в вотчине кн. Алачевых), 172, 79 (грам. 1608 г. Березовским воеводам о переводе из Кодского острога в Березов игум. Евстратия); “Календарь Тобольской губ. на 1890 г.», (Епитимщики и колодники Кондин. м-ря прошлого и нынешнего столетий). 1270. Троицкий – Липицкий – Пустынный – Нерлинский, мужской, ныне село Троица-Берег, Владимирской губ., Суздальского у., в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ист.: Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий мон-рь/Подгот.: Е. В. Крушельницкая. СПб., 1998; Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого/Подгот. текста, перевод и коммент.: Е. В. Крушельницкая//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 678-691, 836-839. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 155-182; Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI в. СПб., 1853. С. 142 (Зап. РГО; 8); Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 391-394; История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии с прил. записи достопамятных событий, по преставлении прп. Мартирия в нем случившихся. СПб., 1866; Ключевский. Древнерусские жития. С. 346; Строев. Списки иерархов. Стб. 273; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357; Тихомиров Е. А. Вечный календарь. М., 1882. Т. 1. Март. С. 3-4; Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 1. С. 279-283; он же. Обзор. 1884. С. 254; Описание Зеленецкого Троицкого мон-ря. СПб., 1883; Зверинский. Т. 1. 194. С. 145-146; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 219. С. 52-53; Токмаков И. Ф. Краткий ист.-стат. очерк Троицкого Зеленецкого муж. мон-ря. М., 1904; Троицкий Зеленецкий мон-рь и его основатель прп. Мартирий. СПб., 1912; Zenkovsky S. A. Der Mönch Epifanij und die Enstehung der altrussischen Aumobiographie//Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1956. Jg. 1. H. 3. S. 286-289; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI в.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 334-336; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история произведения. Л., 1974. С. 133, 161-163; Понырко Н. В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 385-387; Крушельницкая Е. В. Мартирий//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 106-108; она же. Повесть Мартирия Зеленецкого и автобиографическое повествование в памятниках рус. лит-ры XIV-XVI вв.//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 21-35; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996; она же. К вопросу об автобиографизме в древнерус. лит-ре//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 102-121.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

К З. м. были приписаны церкви упраздненных Белого во имя святителя Николая Чудотворца (в 1764) и Лазаревского жен. (возможно, в 1816) мон-рей. Примыкающий с юга к территории З. м. Белый (Николо-Бельский, свт. Николая Белого) мон-рь составляет с ним единый комплекс. В 1135-1136 (или в 1144) гг. неким Ирожнетом (Рожнешем) была построена Никольская ц. (Н1Л. С. 7; Н3Л. С. 214; Т. 43. М., 2004. С. 65; Н3Л. С. 214). Однако в данном случае, вероятно, речь идет об ином храме в том же районе и с тем же посвящением ( Штендер. 1991. С. 89-90, 100; Петров. Историческая топография. 1999. С. 6). Собственно Белый мон-рь впервые упоминается в связи с закладкой Новгородским архиеп. Давидом «на своем дворищи» в 1312 г. каменного собора (Н1Л. С. 70) и устройством обители. В 1521 г. игум. Илией Цветным был устроен придел «на сенях» во имя св. прор. Илии. Вероятно, вскоре после введения в обители общежития (1552) была построена каменная трапезная Ильинская ц. (упом. в описи 1583-1584 гг. наряду с Никольской ц., имевшей Петропавловский придел). Земельные владения обители по р. Гзень граничили с угодьями упраздненного в XVII в. Борисоглебского мон-ря. После Смуты, по описи 1615 г., каменные церковь и трапезная были «разорены, келей и ограды нет… старцов и слуг того монастыря нет ни единово человека» (Опись Новгорода. 1984. С. 121). В 1623-1628 гг. монастырь был возобновлен по указу царя Михаила Феодоровича, подтверждены его права на вотчины и угодья, в т. ч. в Кожевниках (1641). 5 февр. 1672 г. деревянные строения сгорели. В 1685-1764 гг. мон-рь приписан к Новгородскому архиерейскому дому, в мон-ре открылась больница. Наряду с Никольской ц. за деревянной оградой находились трапезная каменная Ильинская ц. и надвратная каменная колокольня, к нач. XIX в. они были разобраны. Между 1845 и 1860 гг. Никольская ц. была возобновлена; пристроены новый обширный притвор и сев. придел на месте древних (XVI в.?). В церкви почитались икона свт. Николая - древнейший список образа из Николо-Дворищенского собора и икона апостолов Петра и Павла - древний список т. н. Корсунской иконы апостолов из Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/199663.html

над 2-тысячным отрядом А. Ю. Лисовского, помощи М. (об этом сражении сообщает «Новый летописец» (ПСРЛ. М., 2000. Т. 14. С. 89)). Разгром наиболее боеспособного карательного отряда имел тяжелые последствия для Лжедмитрия II . В. Поволжье перешло под контроль войск царя Василия Иоанновича Шуйского , следствием чего стало изгнание отрядов Лжедмитрия из Замосковья. В каждом населенном пункте, упомянутом в «Сказании о чудесех...», были созданы храмы и мон-ри, посвященные М.: деревянный храм в Юрьевце; мон-рь на устье р. Нёмды, устроенный крестьянами дер. Коряковской, несмотря на трудности военного времени (упразднен в 1708); мон-рь близ с. Пурех Балахнинского у. (упразднен в 1-й четв. XVIII в.); мон-рь близ слободы Решма Кинешемского у. (см.: Зверинский. Т. 3. С. 91. 1727, 1728). По оценкам историков, земское движение стало частью того патриотического подъема, к-рый привел к созданию народного ополчения во главе с Д. М. Пожарским и К. Мининым и к восстановлению самостоятельности России после многих лет интервенции и гражданской войны (подробнее об этом: Кравец. 2001. С. 227-237). М. почитали в царской семье. В «Истории вкратце о пришествии великого государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича…» (известна в составе унженских сборников: ИРЛИ. Колл. Лукьянова. 51. Л. 348 об.- 354; РНБ. F.I.861. Л. 160-164 об.; РНБ. ОЛДП. F.21. Л. 232-235) повествуется о богомолье царя Михаила Феодоровича в Унженском мон-ре в 1619 г. Впервые, как сообщает это произведение, царь посетил обитель еще отроком, когда вместе с матерью «из Костромских предел» ходил молиться к М. об освобождении из плена своего отца (впосл. патриарх Филарет (Романов)) ( Понырко. 1990. С. 62). 24 авг. 1619 г., спустя неск. месяцев после возвращения Филарета в Москву и возведения на Патриарший престол, царь Михаил Феодорович вместе с великой инокиней Марфой снова отправился в Унженский мон-рь для богомолья у гроба М. По благословению первосвятителя было проведено церковное следствие о чудесах, происходивших в Унженской обители (Письма рус.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значился в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 31 (фундат 1619 г. Раисы Могилянки Михаиловой Корибутовой Вишневской, коим она позволила фундовать м-рь девичий и коим передала его в вечное влад. сестре Исаии, игум. Александре; упомин. игум. Харитина 1695 г., Иннокентия Андрузская 1715 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1848 г., XXIII, 421 (воспомин. о гор. Золотоноше; сказано, что он возобновлен в 1817 г., причем был упразднен Благовещенский Зазуловский м-рь); Григорович, “Обзор учрежд. м-рей 1764–1869 г.», 74 (старшая монахиня м-ря Митрофания, в мире дочь есаула Матрена Степанова Золоторевская, была назначена строительницею Марии Магдалинин. пустыни Кубанской обл.). 1072. Покровский на устье Нерли или Нерлинский, мужской, ныне одинокая церковь Покрова близ села Нового, Владимирской губ. и уезда, в 12 вер. к сев.-вост. от Владимира и в 1 вер. от Боголюбова мон., недалеко от впадения р. Нерли в Клязьму, с левой ее стороны. Основан Андреем Боголюбским в память сына своего Изяслава, скончавшегося в 1165 г. В 1656 г. о м-ре говорится: «володимирского уезду, боголюбовского стану, вотчины Покровского монастыря, что на устьи р. Нерли, села Нового»... Упразднен в 1764 г. В церкви сохранившей свою архитектуру со времени основания, совершается богослужение только 3 раза в год; она приведена в порядок в 1859 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 161; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.», т. I, вып. 1, 283 (Опись 1656 г. кн. Ухтомского в получении денег за стрелецкий хлеб); т. III, Отд. I, 119, 298; “Древн. Суздаль.-Владим. обл.», I, 50; “Владим. губ. вед.», 1853 г., 15 (Прекрасное христиан. обыкновение, опис. церкви); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.); 1859 г., 39 (освящение храма); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 705, 33; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 12 (Уставн. гр. 1676 г.; игум. Пахомий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 54 (основание), 97 (древний крест из белого камня); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», III, 126, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1499 г.; игум. Кассиан); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 215 душ. крест.). 1073. Покровский – Николаевский – Макошинский, женский, ныне село Макошин, Черниговской губ., Сосницкого у., в 13 вер. к юго-зап. от Сосниц, при р. Десне, недалеко от упраздненного Николаевского мон. Основан в 1640 г. воеводою Адамом Киселем и в описи 1654 г. значится: «Да над рекою Десною, от села Маковшины, стоит девичей монастырь. В том м-ре церковь древеная, во имя Николо чудотв. Да в том же м-ре, игуменья Антонида, с нею черных стариц 15 сестер». Упразднен в 1786 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 44; Ратшин, 543; “Акты к истор. Ю. и З. Росс.», X, прибавл. к 5, 823 (опис. Малороссий. городов 1654 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DXIX, XLVII ( церковь Рожд. Богород. неизвестно когда построена, а теплая Иоанна Злат. с приделом св. Николая в 1677 г.); VII, 1727 г., 297 (дело о быв. священнике м-ря Сергие Порфириеве), 377 (прошение прихожан м-ря о рукоположени пономаря этой обители Мих. Федорова во священн. к придельному в м-ре храму во имя св. Николая); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1360 (межев. книга 1652 г. вотчинной земли м-ря в пустоши Кудрявцевой и дер. Поповой Бохова стана), 1382 (межев. кн. 1665 г. вотчин м-ря в селе Хомутове Бохова стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 72, 82, 106 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря сел Шабанцова, Меткина и Хомутова); “Древн. Росс. Вивлиоф.», I, 371 (духовная кн. инокини Евпраксии 1427–53 г.); 1773 г., II, 277 (тоже духовная); 1789 г., XI, 306 (церкви в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Рождеству на Рве 10 руб.); 1789 г., V, 106 (под именем Рождество Пречист., что были надо рвом, упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого 1509 г.), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Рождеству Пречистой на Рве 10 руб.); “Переписн. книги Москвы», 1738 – 42 г., I, 74, 75 (опись дворов в приходе церкви Рождествен. жен. м-ря), 88 (по описи м-рь занимал 77½ саж. в переднем конце, длиннику 67 саж. и в заднем конце поперешнику 73 саж.; тогда в м-ре были диакон Василий Никитин, поп Михаил Алексеев и дьячек Федор Алексеев), 97, 105 (опись дворов в приходе ц. Николая чуд., что в Рождествен. жен. м-ре); 1638 г., 92 (Рождественново м-ря слободка, а в ней живут монаст. крестьяне: следует перечень дворов). 1129. Рождество – Богородицкая – Богоявленская – Паданская, мужская пустынь, ныне села Паданский Погост и Богоявленское, составлявшие до 1782 г. город Паданск, Олонецкой губ., Повенецкого у., в 100 вер. к сев.-зап. от Повенца, на зап. берегу обширного оз. Сиг. Была приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1764 г., при упразднении, обращена в приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010