Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Возмицкий в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. Возмицкий в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском (Ламитском) стане (совр. с. Возмище Волоколамского р-на Московской обл.), к юго-востоку от Волока Ламского, на правом берегу р. Городни. Впервые упоминается в записи на л. 456-457 Четвероевангелия, переписанного по просьбе свящ. Исмаила диак. Макарием в 1452 г. «в граде Волоце в обители святей Богородицы честнаго и славнаго ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху» ( Строев. 1891. С. 51; вероятно, ц. во имя свт. Николая Чудотворца на погосте Рах в Раховом стане (к западу от Волока Ламского) принадлежала обители). В синодике мон-ря 1649 г., составленном в Москве диаконом Никольской ц. в Заяицком Андреем, первым среди «начальников Возмищу» назван «преподобный игумен Селиван» (ГИМ. Щук. 716. Л. 37). (Совр. исследователи, в частности С. З. Чернов, не согласны с предположением В. В. Зверинского о том, что местом пострижения и кончины в 1294 блгв. кн. владимирского Димитрия Александровича «на Волоце» мог быть В. м.) В сер. XV в. в В. м. пришел из волоколамского Крестовоздвиженского мон-ря отрок И. Санин (см. ст. Иосиф Волоцкий , прп.). До 20 лет он жил в мон-ре в «особней храмине в безмолвии и в молитвах», читал и пел на клиросе, ок. 1460 г. ушел в тверской Саввин мон-рь. С 1462 г. В. м. находился во владениях волоцких удельных князей. Вступивший в 1494 г. во владение Волоцким княжеством Феодор Борисович после ссоры с прп. Иосифом Волоцким «почал грабити» волоколамские мон-ри, в т. ч. В. м. По повелению кн. Феодора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном диак. Михаилом, к-рых князь подозревал в сокрытии монастырского имущества, останки их были погребены в В.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Прп. Евфросин Курженский. Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор вел. кн. блгв. Александра Невского, Петрозаводск) († 1661/62?, Курженская (Андомская) пуст.), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник. Почитание Е. отразилось в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Среди святых г. Каргополя в «Описании...» указан «преподобный отец Ефросин пустынник, Куржеский чудотворец, иже в Андогской пустыне преставися в лето 7160 (1652)» (Описание о российских святых. С. 180). В ряде списков «Описания...» вместо Андогской пуст. указана Андомская пуст., напр. в рукописи РНБ. Q.I.603 (кон. XVIII в.), и Е. именуется «Андамской пустыни начальник». Можно с большой долей уверенности предположить, что Е. с сер. 50-х гг. XVII в. подвизался, возможно был строителем, в Курженской муж. пуст., где и скончался (неверным представляется мнение Е. Е. Голубинского о том, что Е. именовался Куржеским «или по родовой своей фамилии, или по месту своего рождения» - Голубинский. Канонизация святых. С. 323-324). Курженская пуст. находилась на острове Курженского оз. в Вытегорском у., в 90 км к северо-востоку от г. Вытегра, у истока р. Андомы (ныне Вологодская обл.), по-видимому, именовалась также Андомской (Андомской называлась еще одна пустынь - во имя свт. Николая, находившаяся в 12 км от Курженского оз. на Андоме ( Зверинский. Т. 3. 1368. С. 13); в лит-ре встречаются неверные указания на то, что Е. подвизался также и в данном мон-ре (см., напр.: Робинсон. 1963. С. 303. Примеч. к с. 190)). На рубеже 60-х и 70-х гг. XVII в. Курженская пуст. была важным центром старообрядчества , вслед. чего по повелению Новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) осенью 1671 г. она подверглась разгрому, церковь в ней была сожжена. В сер. XIX в. на месте пустыни находились часовня и памятник Е. ( Зверинский. Т. 3. 1707. С. 86). (Существуют фальшивые акты старообрядческого Курженского Собора 1656 г., в к-ром будто бы участвовал К-польский патриарх Афанасий. Собор предал анафеме реформированные обряды и постановил перекрещивать всех «еретиков», в т. ч. «никониан».)

http://pravenc.ru/text/187845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Борисов в ссылке. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Константинович Борисов (7.01.1866, с. Сухая Нива Демянского у. Новгородской губ.- 4.06. 1942, Ярославль), сщмч. (пам. 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1887 г. М. окончил Новгородскую ДС. Был назначен псаломщиком в Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь в Новгородском у. 17 сент. 1889 г. рукоположен во иерея. Назначен священником Рождество-Богородицкой ц. в с. Кипине Демянского у. Новгородской губ., одновременно состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы. В 1891 г. переведен священником в ц. Параскевы Пятницы на погосте Строилово Демянского у. и законоучителем строиловской земской школы, стал заведующим и законоучителем открытой им в Строилове женской церковноприходской школы. В 1902 г. назначен священником в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском у., был заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском мон-ре. Состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского у., благочинным 1-го округа Демянского у., был делегатом на епархиальных съездах от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа. В 1906 г. назначен священником Борисоглебской ц. в Новгороде. С 1907 г. был директором, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе. С 1909 г. входил в состав Новгородского епархиального миссионерского совета, был членом Новгородского уездного отделения епархиального училищного совета, с 1911 г.- помощником благочинного 2-го Новгородского округа. Принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде. 30 июля 1917 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден скуфьей (1896), камилавкой (1901), наперсным крестом (1909), орденом св. Анны 3-й степени (1912). После Октябрьской революции 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2563490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г. Зверинецкая икона Божией Матери. Литография. 1913 г. чудотворный образ, связанный происхождением с киевским Зверинецким во имя архангела Михаила монастырем . Исторические сведения о появлении в мон-ре и почитании иконы в ранний период не известны. Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впосл. был погребен зверинецкий игум. прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игум. Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В. Д. Жевахова (см. ст. сщмч. Иоасаф , еп. Могилёвский и Минский; † 1937) ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы. 21 апр. 1915 г. Святейший Синод указом 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери Зверинецкой (ЦГИАК. Архив В. Д. Жевахова. Док. 312. С. 191; Архив Зверинецких пещер. Фотокопия. 101002). По открытии пещер икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игум. Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах З. и. была помещена в построенную в 1913 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, З. и. исчезла. В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого мон-ря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре). Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913) Воссозданная Зверинецкая икона Божией Матери (2000) в окладе (1913) В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию З.

http://pravenc.ru/text/199665.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ (кон. XIV - нач. XVII в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Стромынский. И. назван в Белозерских святцах (РНБ. Кир.-Бел. 516/773. Л. 15 об., 1626 г.) под 21 марта: «В тои ж день преподобных отець Иякова, иже на Костроме, и другаго Иякова, иже на Стромыни, новых чюдотворцев». Очевидно, что память И. (вместе с ним упом., видимо, прп. Иаков Железноборовский († 11 апр. 1442), канонизированный во 2-й пол. XVI - 1-й четв. XVII в.) помещена под 21 марта не потому, что это был день кончины святых, но в связи с празднуемой в этот день памятью св. исп. Иакова Нового , еп. Катанского. В святцах РНБ. Кир.-Бел. 493/750. Л. 54, сер. XVII в., память И. помещена под 21 марта без определения его как «нового чудотворца», но с указанием на то, что он был игуменом «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни». И. не упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.), в старообрядческих святцах, аккумулировавших данные о рус. святых до сер. XVII в. По источникам известен один мон-рь «на Стромыни» - Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы , основанный прп. Сергием Радонежским по повелению вел. кн. св. Димитрия Иоанновича на р. Дубенке (приток Клязьмы), в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиева мон-ря. 1 дек. 1379 г. в мон-ре была освящена ц. Успения Пресв. Богородицы, 1-м настоятелем обители стал прп. Леонтий Стромынский, ученик прп. Сергия (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137-138; см.: Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 86-87). В 1616 г. Стромынский Дубенский мон-рь был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю ( Зверинский. Кн. 2. 1212. С. 348). Этим обстоятельством, вероятно, объясняется сообщение в святцах об игуменстве И. в мон-ре «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни», к-рое, т. о., должно датироваться не ранее 1616 г. Архим. Леонид (Кавелин) писал об ученичестве И. у прп. Сергия, по всей видимости отождествляя его с прп. Иаковом Радонежским. С этим мнением не были согласны Е. Е. Голубинский и еп. Никон (Рождественский) ( Голубинский. Канонизация святых. С. 357; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. М., 1989р. С. 232-233). По позднему церковному Преданию, мощи И. почивали в соборе Успенского Стромынского мон-ря ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144). В 1764 г. мон-рь был упразднен, в 1785 г. Успенский собор был разобран и перевезен в с. Капотня Московского у. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) .

http://pravenc.ru/text/200181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОДИЩЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Хмельницкой и Шепетовской епархии), находится в с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл. (Украина). В справочной лит-ре ( Сендульский; Зверинский. Т. 1. 166; Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 82) ошибочно отождествляется с основанным в 1538 г. на Волыни правосл. магнатом кн. Б. Ф. Корецким правосл. Городисским (Городищенским) муж. мон-рем Ровенского у. (АрхЮЗР. Т. 1. Ч. 1. С. 97). В XVI - 2-й пол. XVII в. с. Городище принадлежало шляхте - кн. И. К. Острожскому, сыну литов. гетмана кн. К. И. Острожского , панам Хомяковым и Погрошевским. С XVI в. в селе существовала приходская деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Селище, впосл. неоднократно обновлявшаяся. Ее приход был в составе Луцкой и Острожской епархии . В храме находилась почитаемая икона свт. Николая Чудотворца. В 1746-1782 гг. на средства местной католич. шляхты князей С. и И. Любомирских, пана Я. Погрошевского и их соседей в с. Городище были построены каменные кляштор (мон-рь) для монахов-кармелитов и костел с обширным подземельем, ставшим одной из усыпальниц для волынских католиков. 12 мая 1782 г. костел и кляштор освятил Луцкий еп.-суффраган Ян Хризостом Качковский. Вокруг построек были разбиты фруктовые сады и вырыты пруды. Во 2-й пол. XVIII в. капитал кляштора составил 102 тыс. польск. злотых. Мон-рь владел селами Городище и Пашуки вместе с жителями (311 муж. и 228 жен. пола). В 1777 г. он был приписан к Гощанскому базилианскому униатскому мон-рю (см.: Гощанский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). После 2-го (1793) и 3-го (1795) разделов Речи Посполитой Волынская земля вошла в состав Российской империи. В 1832 г. за подстрекательство ксендзами местной шляхты к бунту и участие монахов-кармелитов в Польском восстании (1830-1831) костел и кляштор были закрыты. По распоряжению правительства костел был обращен в правосл. приходскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1858 г. по указу Святейшего Синода в здание бывш. кармелитского мон-ря были переведены сестры во главе с игум. Василиссой из правосл. полонинского Успенского мон-ря Волынской губ. Г. м. был отнесен к 3-му классу, получил участок леса из казенных оброчных статей.

http://pravenc.ru/text/166245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко) . XIX в.- 1942 г. Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры/Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148). Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре , где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иван; † 8 (?).11.1470, Вел. Новгород), свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский. Посвященные И. агиографические сочинения Свт. Иона, архиеп. Новгородский. Роспись ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород. Между 1467 и 1472 гг. Свт. Иона, архиеп. Новгородский. Роспись ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород. Между 1467 и 1472 гг. Житие святителя («Месяца ноеврия в 5 день. Въспоминание о житии, чюдодеиствии и о преставлении о блаженем Ионе, архиепископе Великаго Новаграда, иже бысть по вторем архиепископе Еуфимии чюдотворци, иже на Вежищах, в лето 6976-е до лета 9-го»; в дореволюционной научной лит-ре имело название «Воспоминание», в советской - «Повесть») помещено под 5 нояб. в Великих Четьих-Минеях митр. св. Макария (1539). В XIX-XX вв. большинство исследователей считали, что Житие И. было составлено вскоре после его кончины. В. О. Ключевский привел аргументы в пользу того, что первоначальное Житие И., являвшееся по существу черновыми записками, в которых события излагались не в хронологической последовательности, но, как вспоминал автор, было составлено в 1472 г. ( Ключевский. 1871. С. 184-188). Г. М. Прохоров высказал предположение, что в основе сохранившихся редакций Жития лежит произведение, написанное современником И. ( Прохоров Г. М. Пахомий Серб//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 175-176). Я. С. Лурье полагал, что текст был создан вскоре после 1480 г., учитывая указание в нем на пророчество И. об освобождении Руси от ордынских царей ( Лурье. 1993. С. 193). Однако, по мнению А. А. Турилова , ряд обстоятельств не позволяет отнести памятник (вернее, сохранившуюся редакцию) к посл. трети XV в., исследователь считает, что Житие было составлено специально для включения в Великие Четьи-Минеи ( Турилов. 2005. С. 43-44; Он же. 2006. С. 184). Ок. 1571/72 г. Зиновий , инок Отенского мужского монастыря , где был погребен И., написал Похвальное слово святителю («О обретении мощеи преподобнаго Ионы, архиепископа Великаго Новаграда, и о казнех, бывающих на нас от Бога»; опубл.: Калугин. 1894. С. 22-26). В Похвальном слове повествуется об обретении мощей И. в Отенской обители в 1553 г., чему Зиновий был свидетелем. В сочинении говорится о бедствиях, постигающих народы, «внегда бо нам не любити милости, и щедрот, суда и правды не творити». Среди этих бедствий названы эпидемия, во время которой скончался Новгородский архиеп. Серапион (1552), вскоре последовавшее появление ереси, пожары. Наряду с этим Господь ниспослал Русской земле Свою милость - обретение нетленных благоухающих мощей И. В Похвальном слове Зиновий сообщает о пожаре в обители, случившемся между 1568 и 1571 гг., во время к-рого гробница с мощами святителя была вынесена из горящего храма на монастырский двор. Биография

http://pravenc.ru/text/578254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ ЗВЕРИНЕЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на правом берегу Днепра, недалеко от киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря . Основан 9 июля 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ. Самое раннее упоминание названия «Зверинец» относится к 1-й пол. XIII в. (надпись над жертвенником в подземной церкви пещерного кладбища: «Игоумени Звериньнсьци Левоньтия Марькьяна Михаила Ионы Мины Клименьтья Мануила»). Но в летописях название «Зверинец», как и сведения о возможном пещерном мон-ре, не встречаются ( Высоцкий. 1985. С. 85). 12 окт. 1888 г. состоялось открытие Зверинецких пещер. По преданию, киевлянке Феодосии Матвиенко, проживавшей близ пещер, трижды во сне являлись монахи с просьбой накормить их. Она отнесла продукты в расположенный поблизости Ионинский Троицкий мон-рь и попросила братию отслужить панихиду. Утром 12 окт. Феодосия услышала некий гул и обнаружила свежий провал грунта. Киевский Зверинецкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Зверинецкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Проникнув вниз со свечой, женщина и ее сосед, худож. Д. Зайченко, увидели за полузасыпанной деревянной дверью проход и человеческие останки: одни были погребены в кельях и криптах, другие лежали на поверхности. По благословению настоятеля Троицкого мон-ря прп. Ионы (Мирошниченко) в тот же день монахи спустились в пещеру и подтвердили свидетельство Матвиенко и Зайченко. Вскоре у пещер начали собираться богомольцы, любопытные посетители спускались вниз и выносили оттуда уникальные артефакты. Пещеры взяла под охрану полиция, тем более что над ними находились артиллерийские склады, а сама территория принадлежала Киевскому фортификационному инженерному управлению в составе военного ведомства. 14 окт. в газ. «Киевское слово» в разд. «Местная хроника» сообщалось, что недалеко от Троицкого мон-ря, в нижней части Зверинецкой горы, при добыче глины был открыт вход в пещеру. Длина обнаруженного подземного коридора составила 68 м. В нем насчитывалось 48 погребальных ниш, т. е. пещера являлась подземным кладбищем. Пещеры посетили профессор Киевского ун-та археолог В. Б. Антонович , уже имевший опыт исследования подземных памятников, историк проф. А. В. Прахов , директор Херсонского музея древностей В. И. Гошкевич и художник П. А. Сведомский. Были найдены серебряные крестик с цепочкой в виде тесьмы, гривна в середине к-рой был вырезан крест, неск. медных крестиков, фрагменты древнего кирпича. Остатки кожаной обуви, кожаные кресты и пояса были отправлены в Имп. археологическую комиссию в С.-Петербург, откуда находки вскоре вернулись в Киев, в Музей Церковно-археологического об-ва при КДА. Но полноценные археологические исследования в подземном памятнике на Зверинце провести не удалось.

http://pravenc.ru/text/1684563.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010