В 1924 г. монастырь был закрыт, в нем разместили колонию для преступников. В 1930 г. собор разрушили. На его месте построили школу. Ныне Зачатьевский женский монастырь возобновлен в нескольких уцелевших монастырских зданиях. Школу снесли, и на ее месте вновь возводится собор Рождества Пресвятой Богородицы. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в современном виде - это 5-ый собор за всю историю монастыря. Первым был деревянный храм, построенный при святителе Алексии. В 1514 году иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году. Третий собор был построен в конце XVI века царем Федором Иоанновичем, собор просуществовал до конца XVIII - начала XIX века. К тому времени он пришел в обветшалое состояние, был разобран. На его месте, воздвигли в готическом стиле по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова четвёртый собор. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1934 г. собор и колокольня были взорваны. В 2006-2010 гг. выстроен новый, 5-ый собор Рождества Пресвятой Богородицы, освящён 25 ноября 2010 года. С 1807 по 1934 год в центре обители возвышался массивный собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Зачатия праведной Анны. Смотрелся он довольно экзотически; необычность храму сообщало исполнение в духе псевдоготики, в которой с той или иной степенью смелости экспериментировали отечественные зодчие на рубеже XVIII-XIX веков. Обычно псевдоготика свойственна романтическому направлению в архитектуре; в Рождество-Богородицком же соборе она придала сооружению монументальность. Мощный подкупольный восьмерик с четырьмя " ужатыми " гранями - почти куб - обрамляли четыре башенки, перекликавшиеся с колокольней. В 1925 году в Зачатьевском монастыре отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, а через два года обитель закрыли, на некоторое время превратив в тюрьму. Приговор памятникам архитектуры вынесли в 1934 году. Собор с колокольней уничтожили, с Духовской больничной церкви сняли " верх " , к счастью надвратный Спасский храм устоял. На освободившемся месте выстроили школьные здания. В новейшее время монастырь, получивший статус ставропигиальной обители, начал восстанавливаться. Заново возвели купол Духовской церкви, но когда очередь дошла до собора, выяснилось, что возрождать его в прежнем виде не будут. Не понравилось, очевидно, " нерусское " готическое исполнение, которое сочли неподходящим для ставропигиального монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15057

Святейший Патриарх Алексий ознакомился с ходом строительства соборного храма Зачатьевского монастыря 28 октября 2008 г. 14:54 Предстоятель Русской Церкви посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь , в котором продолжаются работы по возведению собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме Сошествия Святого Духа Его Святейшество поклонился святыням Зачатьевского монастыря. Настоятельница обители игумения Иулиания (Каледа) рассказала Святейшему Патриарху о ходе строительства. «С тех пор, когда мы закладывали камень в основание будущего храма , произошли большие перемены, и чудом Божиим воздвигается этот величественный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нужно благодарить за ту милость, которую по молитвам Божией Матери Господь являет на этом святом месте, освященном подвигами и молитвами бывших насельниц монастыря», — сказал Святейший Патриарх. «В стране восстанавливаются храмы, и вместе с этим меняется лик России, — отметил Предстоятель Русской Церкви. — Храмы наполняются людьми, которые находят в них духовную поддержку и утешение». Автор проекта собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы А. Оболенский рассказал Патриарху Алексию о некоторых архитектурных особенностях строящегося храма. Его Святейшество сопровождали духовник г. Москвы старший священник монастыря протоиерей Николай Важнов, клирики монастыря и сестры обители. Справка: Зачатьевский женский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. Он был закрыт в 1925 году, а собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были разрушены. В 1995 году постановлением правительства Москвы строения Зачатьевского монастыря были переданы в безвозмездное бессрочное пользование монастырю. Позднее Московской Патриархией было принято решение провести обследование оставшихся фундаментов собора и приступить к воссозданию главного монастырского храма — Рождества Пресвятой Богородицы. При проведении археологических изысканий в 2003 году были обнаружены фрагменты культовых зданий XVI-XVII и XIX веков, фрагменты храма XVIII «Неопалимая Купина» и множество находок, связанных с деятельностью монастыря в XIV-XIX вв.

http://patriarchia.ru/db/text/481445.htm...

Вознесенский женский монастырь в Кремле Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории. Плач Евдокии Московский Кремль. Вознесенский монастырь Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыряЗачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле. Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг. Святая Евдокия, одна из великих женщин России, была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ее отец чтил русскую старину: именно для него монах Лаврентий составил знаменитую Лаврентьевскую летопись. Время было тревожное. Русь терзали междоусобицы, неспокойно складывались отношения и с Москвой: суздальский князь добивался себе великого княжения, но после того как московский великий князь Димитрий Иоаннович оказал ему военную помощь в удельных раздорах, состоялось их примирение. Сей мир должен был закрепиться каким-нибудь знаменательным событием – свидетельством примирения и залогом мира в будущем. И тогда суздальский князь выдал свою дочь Евдокию за великого князя Димитрия Иоанновича. Невесте было всего 13 лет, жениху шел восемнадцатый год. Венчание состоялось 18/31 января 1367 года в праздник святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В память об этом великий князь повелел поставить у Спасских ворот (тогда еще Фроловских) Кремля деревянную церковь во имя святых Афанасия и Кирилла.

http://pravoslavie.ru/775.html

Последние воспоминания матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой) Он нагибается и спрашивает: «Матушка, а когда постригаться будем?». Я инстинктивно отнекиваюсь – у меня дети, внуки и правнуки, а он опять «пусть молятся все» и постриг не позже Великого Поста – благословляет — «я буду за Вас молиться» и уходит. 21 июля, 2010 Он нагибается и спрашивает: «Матушка, а когда постригаться будем?». Я инстинктивно отнекиваюсь – у меня дети, внуки и правнуки, а он опять «пусть молятся все» и постриг не позже Великого Поста – благословляет — «я буду за Вас молиться» и уходит. Из воспоминаний монахини Георгии (Каледа) Осенью 2008 года у меня была удивительная встреча, изменившая мою жизнь на 180 градусов. 15 сентября в день преподобных Антония и Феодосия Печерских  в Зачатьевский Женский ставропигиальный монастырь неожиданно приехал старец Илий из Оптиной пустыни. Он был в Москве в больнице и ему надо было где-то отдохнуть.  Попросили Зачатьевский монастырь его принять. Матушка-настоятельница очень обрадовалась и к вечеру он приехал. Сестры его ждали. Он внимательно с каждой поговорил. Шла вечерняя служба в Зачатьевском храме и сестры попеременно бегали к старцу. Он собрался уезжать, тут ко мне прибегает инокиня Владимира (внучка) и приглашает подойти к нему под благословение. Я соглашаюсь, меня быстро одевают и на коляске везут- старец с матушкой и сестрами стояли недалеко от Святых ворот. Я подъезжаю и прошу благословения. Он нагибается и спрашивает: «Матушка, а когда постригаться будем?». Я инстинктивно отнекиваюсь – у меня дети, внуки и правнуки, а он опять «пусть молятся все» и постриг не позже Великого Поста – благословляет — «я буду за Вас молиться» и уходит. Матушка игумения этого не ожидала, я сидела растерянная.  Позвонила «братьям»- они тоже остались в недоумении. Но все считали, что это «глас Божий» и надо ему подчиниться. Поскольку наш монастырь ставропигиальный, надо в первую очередь спросить благословения у Святейшего.  Постепенно я пришла в себя и поняла, что другого пути у меня нет.  Патриарх Алексий  все собирался к нам приехать и посмотреть на строящийся собор, но был либо очень занят, либо ему нездоровилось.

http://pravmir.ru/poslednie-vospominaniy...

По царскому указу от 11 июля 1700 г. вся руга З. м. была заменена землями в Ряжске из отписных поместий окольничего кн. С. Р. Пожарского. Право на земли монастырской слободы было также оставлено за З. м. (Там же. Стб. 487), но доля поступлений с ее дворов продолжала падать. В прошении 1716 г. описано положение З. м. как самое бедственное: «…заплатить нечем, монастырь самой скудной и кормимся мирским поданиям; а руги вашего царского денежного жалованья нам не определено и пребываем в великой скудости и никогда такой доимки заплатить не можем; и сколько нас на правеже бить не будут, заплатить нам нечево»,- писала игумения Анна (Ларионова) с сестрами (Там же. Стб. 731), объясняя это тем, что жители «от талой воды, и от постою, и от пожаров пошли и дворы свои покинули, а некоторые остальные живут и те платят с той земли мостовые деньги и постой ставят же, а в прошлых годах платежей с них не бывало…». С нач. XVIII в. на участках, принадлежавших З. м., начали строить каменные здания; часть их сохранилась в перестроенном виде: палаты Киреевских (ул. Остоженка, 19, стр. 2), дом Бухвостова (2-й Зачатьевский пер., 5/23), дом Окуловой (3-й Зачатьевский пер., 5). Костяные четки. XVII–XVIII вв. Костяные четки. XVII–XVIII вв. После указа о возможности покупки и продажи монастырских земель трудности усугубились: пустующие земли стали скупать купцы, чиновники, разбогатевшие цеховые. З. м. утратил общежительный устав: насельницы жили на жалованье из казны, на семейные капиталы или средства благотворителей; начали селиться т. н. белицы, в большинстве из дворянских родов, жившие в т. ч. на средства, вырученные от продажи рукоделия. Среди рукоделий были широко распространены прядение (в 1722 с прядильного двора были разосланы мастерицы с инструментами для обучения монахинь прядильному искусству), вязание, плетение кружев, шитье парадного платья и шитье золотом. Уже к кон. 20-х гг. XVIII в. и особенно в правление Анны Иоанновны (1730-1740) состояние дел улучшилось, перепись населения Москвы 1738 г.

http://pravenc.ru/text/182731.html

С развитием железнодорожной сети в конце XIX в. оборот ярмарки стал уменьшаться. Но до закрытия в 1930 г. её значение для экономики страны оставалось огромным. В наше время сохранились Спасский и Александро-Невский соборы, а также главное здание ярмарки, в котором размещены магазины. Ежегодно здесь проводится несколько десятков выставок. Монастыри [ править править код ] Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород) [ править править код ] Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря. Адрес: 603001, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8; Телефон: (831) 430-07-97 , 430-09-17 (наместник), 437-00-68 (бухгалтерия), 430-09-12 (швейные мастерские); Подробнее... Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород) [ править править код ] Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижний_Новгоро...

Украинские беженцы посетили московские монастыри 1 сентября 2022 г. 10:19 30 августа 2022 года в рамках программы по организации паломнических поездок для украинских беженцев паломники посетили ставропигиальные монастыри Москвы: Марфо-Мариинскую обитель милосердия , Донской , Данилов и Зачатьевский . Поездка была организована паломнической секцией Императорского православного палестинского общества . День начался с молитвы у главной святыни Марфо-Мариинской обители — мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Затем паломники посетили Донской монастырь, где перед мощами святителя Тихона , Патриарха Всероссийского, был совершен молебен о мире на Украине. Поклонившись мощам святителя Тихона и Донской иконе Божией Матери, вынужденно покинувшие Украину переселенцы ознакомились с историей обители, осмотрели Малый Донской собор, услышали рассказ о чине варения мира, традиционно здесь совершаемом Святейшим Патриархом Московским. Паломники посетили также монастырский некрополь и увидели уцелевшие горельефы из разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя. Далее гостей принял Данилов монастырь: богомольцам была предоставлена возможность поклониться мощам святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского и другим святыням, хранимым в обители; посетить келью преподобноисповедника Георгия Даниловского, осмотреть Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Обзорное знакомство с находящимися на территории монастыря строениями (Патриаршая резиденция и Отдел внешних церковных связей , дом наместника и надвратная колокольня) завершилось обедом в трапезной. В заключение дня состоялся визит в Зачатьевский женский монастырь: помолившись перед иконой Божией Матери «Милостивая» и поклонившись частицам Животворящего Креста и Гроба Господня, Поясу Пресвятой Богородицы, мощам святого Лазаря Четверодневного и праведных Иоакима и Анны в главном соборе обители, посвященном Рождеству Пресвятой Богородицы, паломники вознесли молитву о погибших и усопших. Кроме того, богомольцам была предоставлена уникальная возможность посетить пещерный храм Успения Пресвятой Богородицы, подземную Неопалимовскую церковь и монастырскую костницу. Группу сопровождал руководитель паломнической секции Императорского православного палестинского общества, ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  игумен Серафим (Кравченко). Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Никодим, митрополит Новосибирский и Бердский (Чибисов Юрий Валерьевич) Дата рождения: 30 декабря 1969 г. Дата хиротонии: 23 марта 2008 г. Дата пострига: 24 декабря 1997 г. День ангела: 8 января Страна: Россия Биография: Родился 30 декабря 1969 г. в православной семье в Павловском Посаде Московской обл. В 1985 г. закончил Павлово-Посадскую среднюю школу а в 1988 г. — СПТУ 34. С детства посещал храм Вознесения Господня в Павловском Посаде, пел на клиросе. В 1988-90 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. С 1990 г. помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм г. Павловского Посада, в котором исполнял послушание пономаря и различные другие послушания. Впоследствии этот храм был преобразован в Покровско-Васильевский мужской монастырь. В 1992 г. принят в Московскую духовную семинарию , за время учебы в которой исполнял послушание лектора истории Русской Церкви в иконописной школе при МДА. По окончании семинарии  Учебным комитетом направлен на преподавательскую работу в Саратовскую духовную семинарию, где исполнял послушание старшего помощника инспектора и проректора по воспитательной работе. 24 декабря 1997 г. принял монашеский постриг. 7 января 1998 г. архиепископом Саратовским и Вольским Александром рукоположен в сан иеродиакона, а 18 января — в сан иеромонаха. Для проведения восстановительных работ в Троицком соборе г. Саратова 29 апреля 1998 г. назначен и.о. настоятеля этого храма. 12 октября назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери поселка Александров Гай. В январе 1999 г. перешел на служение в Москву в храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, 13 августа 1999 г. назначен на служение в Зачатьевский ставропигиальный монастырь . В 2000 г. заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь». Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года ( журнал 155 ) избран епископом Шатурским, викарием Московской епархии. 9 марта 2008 г. в Храме Христа Спасителя   Святейшим Патриархом Алексием II   возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245748...

Издательский Совет проводит в Москве благотворительную акцию «Подари книгу детям» 2 марта 2017 г. 14:13 С 1 марта по 1 апреля 2017 года в Москве в рамках празднования Дня православной книги проходит традиционная благотворительная акция «Подари книгу детям». Организатор мероприятия — Издательский Совет Русской Православной Церкви. В ходе акции, проходящей в книготорговой сети Москвы, осуществляется сбор детской литературы и книг православного содержания, пожертвованных посетителями книжных магазинов. Все собранные в рамках проекта книги будут переданы детям из многодетных и малоимущих семей, а также детям, с ограниченными возможностями и оставшимися без попечения родителей. Акция проводится в следующих магазинах: 1. «Библио-глобус»; 8 (495) 781-19-00 (368-321), 621-63-40 (434-321), ул. Мясницкая д. 6/3, стр. 1 2. «Сретение»; 8 (495) 621-14-86, ул. Б. Лубянка, д. 19 3. «Православное слово»; 8 (495) 951-51-84, 951-34-97, 951-50-44, ул. Пятницкая 51/14, стр. 2 4. «Троицкая книга», подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; 8 (495) 684-31-648, 688-33-80, 2-й Троицкий пер. д. 6A, стр. 9 5. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь ; 8 (495) 695-16-94, 695-16-92, 695-16-91, 2-й Зачатьевский пер., 2 6. Данилов ставропигиальный мужской монастырь ; 8 (495) 958-11-07, ул. Даниловский вал, 22 7. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь ; 8 (495) 676-95-70, пл. Крестьянская, 10 8. «Православная книга», Издательство Московской Патриархии 9. Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры Традиция отмечать День православной книги появилась по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Праздник приурочен к памятной дате: 14 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года на Руси была издана первая печатная книга Ивана Федорова «Апостол». С 2010 года праздник проводится во всех епархиях Русской Православной Церкви. Программа праздника включает круглые столы, презентации, выставки, концерты, встречи с писателями, а также другие культурно-просветительские мероприятия и благотворительные акции. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4820672.ht...

Синода о мужских и женских монастырях по какому случаю и дозволению построены и какия в них были достопамятныя происшествия в Московской духовной Консистории представлены надгробном камне надпись такова в 7100-м году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» (копия 1798 г. со списка 1781 г.- ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Ед. хр. 2346. Л. 8; др. редакция - Смирнов. 1884. C. 80). В XIX в. плиты покрывали 2 рамы, на к-рых «на полотне» находились изображения сестер свт. Алексия (Метрика для имп. АХ. 1887 г.//ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и игум. Зачатьевского Иулиания на временной выставке археологических находок в Фотография. 25 нояб. 2005 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и игум. Зачатьевского Иулиания на временной выставке археологических находок в Фотография. 25 нояб. 2005 г. Т. о., можно поставить вопрос о почитании места погребения сестер-инокинь свт. Алексия, митр. Московского, в З. м. не позднее чем с кон. XVI в. Монастырская традиция отождествляет первоначальницу московского Алексиевского мон-ря с алексиевской игум. Ульяной «от града Ярославля», упоминаемой в выписке Н. М. Карамзина под 1393 г.: «Того же лета (6901 Ред.) по Велице дни на четвертой недели в субботу на ночь преставися игуменья Алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечествовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» (см.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 442; Карамзин. ИГР. 1842. Т. 5. Кн. 2. Стб. 98. Примеч. 254; в известных летописных сводах текст отсутствует, его возводят к Троицкой летописи, утраченной в 1812). Отнесение известия о смерти игум. Иулиании к Алексиевскому мон-рю на Остоженке позволяло писавшим о мон-ре сдвигать момент его появления здесь к 1363 г.

http://pravenc.ru/text/182731.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010