В мирное время и цари и вожди народные ездили на этих животных. Таким образом, вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира: Царь мира едет в свою столицу на осле – эмблеме мира. Замечательно, что хозяева осла и ослицы, по слову Господа, сразу же отдали своих животных, когда Апостолы сказали, для Кого они их берут. Отмечая удивительность этого обстоятельства, св. Златоуст говорит, что Господь хотел этим дать понять, что «Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего». Евангелисты Матфей и Иоанн указывают, что это было исполнением пророчества Захарии, которое они и приводят, но в сокращенном виде, и которое полностью читается так: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника (осла, который обыкновенно ходит под ярмом) и жребца юна» ( Зах. 9:9 ). Это пророчество близко пророчеству Исайи, из которого св. Матфей заимствует первые слова: «Рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицем Своим» ( Ис.62:11 ). Разумея величие этих минут, Апостолы сами стараются украсить это шествие торжественностью: они покрывают ослицу и молодого осла своими одеждами, которые как бы должны были заменить собой златотканные ткани, коими украшались царские кони. «И вседе верху их», т.е. поверх одежд. Ехал Господь, как ясно видно из повествования св. Марка, Луки и Иоанна, на осленке, а ослица, по-видимому, шла рядом. «Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути», следуя примеру учеников, «друзии же», не имея верхних одежд, по бедности, «резаху ветви от древ и постилаху по пути», чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем. Далее из совмещения повествований всех Евангелистов можно составить себе следующую общую картину: «Приближающужеся Ему уже к нисхождению горе Елеонстей» ( Лк. 19:37 ), т.е., когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, «начаша все множество ученик, радующеся хвалити Бога гласом велиим» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса – «о всех силех, яже видеша».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

8 . А пророк Исаия говорит о проповеди Иисуса Христа: Рцыте дщери сионове: се, Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду, я дело Свое пред лицем Своим ( Ис.62:11 ). 9 . Исаия же возвещает о чудесах Спасителя: Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых ( Ис.35:46 ). 10 . А пророк Захария пророчествует о торжественном входе Мессии в Иерусалим: Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жреца юна ( Зах.9:9 ). 11 . В книге Премудрости Соломона за много лет вперед открыта злоба саддукеев и фарисеев о погибели Иисуса: Уловим же (лестию) праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом нашим, и поносит нам грехи закона, и злословит нам грехи учения нашего; возвещает нам разум имети Божий, и Отрока Господня Себе именует: бысть нам на обличение помышлений наших. Тяжек есть нам и к видению, яко неподобно (есть) иным житие Его, и отменим (суть) стези Его: в поругание вменихомся Ему, и удаляется от путий наших яко от нечистот, блажит последняя праведных и славится отца имети (Себе) Бога. Увидим, аще словеса Его истинна, и искусим яже сбудутся Ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит Его, и избавит Его от руки противящихся. Досаждением и мукою истяжем Его, да увемы кротость Его, и искусим беззлобство Его. Смертию поносною осудим Его, будет бо Ему разсмотрение от словес Его ( Прем.2:1220 ). 12 . Псалмопевец Давид предвидел, что предателем Иисуса будет близкий Ему человек: Ибо человек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание ( Пс.40:10 ). 13 . Пророк Захария предсказал, что Иуда продаст своего Учителя за тридцать сребреников: И поставиша мзду Мою тридесять сребреник. И рече Господь ко мне: вложи я в горнило и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них. И приях тридесять сребреник, и вложих их в храм Господень в горнило ( Зах.11:1213 ). 14 . Исаия видит добровольные мучения Мессии: Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний ( Ис.50:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

И вся овцы Кидарския соберутся тебе, и овни Навесфстии приидут к тебе, и вознесутся приятная на жертвенник Мой, и дом молитвы Моея прославится ( Ис.60:7 ). В Сион испытают стези, тамо бо обративше лица своя приидут, и приложатся ко госопду заветом вечным, иже забвению не предастся ( Иер.50:5 ). Дах в Сионе спасение Израилю в прославление ( Ис. 46:13 ). 6) Пророчества о торжественном входе Иисуса Христа во Иерусалиме: Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл Его, дóндеже приидут Отложеная Ему: и той чаяние языков. Привязуй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего ( Быт.49:10–11 ). Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жеребца юна ( Зах.9:9 ). Воцарится Госопдь посреде Тебе, и не узриши зла ктому ( Соф.3:15 ): Се бо Госопдь слышано сотвори до последних земли; рцыте, дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду, и дело Свое пред лицем Своим ( Ис.62:11 ). Красуйся и веселися, дщи Сионя, зане се Аз гряду, и вслеюся посреде тебе, глаголет Господь. И прибегнут языцы мнози ко Госопду в той день, и будут Ему в люди, и вселятся посреде тебе, и уразумееши, яко Госопдь Вседержитель посла Мя к тебе ( Зах.2:10–11 ). И воцарится госопдь над ними в горе Сионе от ныне и до века ( Мих.4:7 ). И тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена, и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется ( Дан.7:14 ). Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Госопдь Бог престол Давида Отца Его, И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезвпу приидет в церковь свою Госопдь, егоже вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете, се грядет, глаголет Госопдь Вседержитель ( Малах.3:1 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ; Ин.2:14–17 ). Замечание Приведенные свидетельства Священного Писания прямо осуждают молокан и всех иконоборцев. Если бы не нужен был храм для Иисуса Христа, то Он не стал бы так торжественно входить в него, не стал бы изготавливать из него бесчинных иудеев и не стал бы называть его Своим домом Си домом Отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Скачать epub pdf Священное Писание, говоря о Сыне Божием, без всякого противоречия самому себе, указывает в Нем необходимое некоторое различие между Богом и человеком, в которого Он облекся. Ибо, если б оно постоянно проповедовало Его только Богом, то не было бы места страданию и воскресению, – и Христос ничего не сделал бы для мира сего; а если б – только человеком (как некоторые думают, будто бы Он получил начало свое уже во чреве Девы), то какая надежда для верующего на будущее блаженство, когда в Писании ясно сказано: «проклят человек, иже надеется на человека» ( Иер.17:5 )? Посему Писание в тех местах, в которых означает одно только Божество Его, выражается, например, в книге Бытия, так: «и созда Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт.1:27 ), и еще в Псалмах: «Бог же Царь наш прежде век содела спасение посреде земли» ( Пс.73:12 ), и: «готов престол твой оттоле: от века Ты еси» ( Пс.92:2 ). Но где оно означает принятое Им человечество, то выражается следующим образом: «радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зах.9:9 ; сн. Ис.62:11 ), и: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ), и волхвы спрашивают: «где есть рождейся Царь Иудейский» ( Мф.2:2 )? Братья! Сей Царь есть Тот самый, Коего пришествие предвозвестили Пророки, Который по плоти родился во времени, Который высок на высоких и смирен на земли, – Творец веков и Сын Девы, – Который бессмертен сам в себе, но благоизволил умереть человеком. Он вкусил смерть для того, чтобы победить ее, – снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми. Единородный, по рождению от Отца прежде сложения мира, по скончании многих народов бывает, как выражается Апостол, «перворожден из мертвых» ( Кол.1:18 ). Он есть Тот, Кому по воскресении дана от Бога власть «на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ); однако эта власть новая только для нового имени Его ( Флп.2:9 ); ибо Он Сам говорил еще до воскресения: «Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю: и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» ( Ин.17:4,5 ), и в другом месте: «вся Мне предана суть Отцем моим» ( Мф.11:27 ; сн. Лк.10:22 ). Он – Тот, Кто на землю снисшел, яко Дух ( Ин.4:24 ), а на небо восшел с плотию. Он, говорю, есть Тот, Кто, по словам Апостола Павла, получает царство, царствует, и «предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу» ( 1Кор.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, возми плач на князя Тирска, и рцы ему: сия глаголет… Господь: ты еси печать уподобления… и венец доброты в сладости рая Божия (в раю Б.) был еси (Иез. 28, 11–13). Ужели рай сотворен был для диавола, так что он укоряется за то, что лишился рая? Человек был в сладостях рая, он есть печать уподобления, потому что создан по подобию Божию. Но о печати сказал рядом с добротою , подобно тому как чрез Аггея, когда братья его борются друг против друга, Бог обещает Церкви: Аз потрясу небом и землею… морем и сушею… и превращу колесницы и всадники. И снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии (с мечем, in gladio) на брата своего. В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя Зоровавелю (сыне) Салафиилев, рабе мой (раба моего) и положу тя… печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель (Агг. 2, 22–24; Сир. 49, 13). Зорававель есть все тело, ибо нигде с тех пор мы не читаем, чтобы Зоровавель, будучи потрясен, поднялся над собою . Он из колена Иудина и при Дарии заслужил чести построить Иерусалим. Он также прообразовательно основал дом Божий и совершил его, как говорит тот же Господь: руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его (Зах. 4, 9). Но что — печать, то и — венец красоты, как Бог обещает Церкви, говоря: узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым (назовут имя твое), имже Господь наименует (еже Господь наименова)… Будеши (сие будетъ) венец доброты в руце Господни, и диадима царствия в руце Бога твоего. (Такожде, etiam) u (ты) не прозовешися… оставлен (оставленою): и земля твоя… не наречется пуста. Тебе… (такожде) прозовется (имя) воля моя, и земля твоя вселенная (Ис. 62, 2–4). Итак, человек есть печать уподобления и венец красоты, и часть его твердо пребывает в этой доброте Божественнаго подобия и сладостях рая, т. е. — Церкви; другая же часть, дабы она не имела вечной жизни, отделяется от древа жизни простертым между нею и им пламенным мечем (Быт. 3, 24). Ибо Адам, по слову Апостола, есть образ (сень, umbra) будущаго (Рим. 5, 14). Так и эти братья, Каин и Авель, на которых он разделился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

30) И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, возопили, говоря: «Господи, помилуй нас, Сын Давидов!» 31) Народ же требовал от них, чтобы они замолчали. Но те сильнее возопили, говоря: «Господи, помилуй нас, Сын Давидов!» 32) И остановился Иисус, и подозвал их, и сказал: «Чего вы хотите, чтобы Я сделал вам?» 33) Они говорят Ему: «Господи! Чтобы открылись глаза наши». 34) Иисус же, умилосердившись над ними, прикоснулся к глазам их. И тотчас прозрели, и пошли за Ним. Глава XXI 1) И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2) сказав им: «Пойдите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную, и осленка с нею; отвяжите и отведите ко Мне; 3) и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их». 4) Все же сие стало, да исполнится реченное через пророка, говорящего: 5) «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и осленке, сыне подъяремной» ( Ис.62:11 ; Зах. 9:9 ). 6) Пойдя же, ученики поступили так, как повелел им Иисус. 7) И привели ослицу и осленка, и положили на них одежды свои, и помогли Ему сесть сверху. 8) Множество же народа постилали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и постилали по дороге; 9) толпа же, предшествовавшая и сопровождавшая, восклицала, говоря: «Осанна/спасение/Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» 10) И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, говоря: «Кто Сей?» 11) Народ же говорил: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». 12) И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и столы менял и седалища продающих голубей опрокинул, 13) и говорил им: «Написано: «Дом Мой домом молитвы наречется» ( Ис.56:7 ); вы же сделали его «вертепом разбойников» ( Иер.7:11 )». 14) И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15) Увидев же чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «Осанна Сыну Давидову!» – первосвященники и книжники были возмущены 16) и сказали Ему: «Слышишь ли, что они говорят?» Иисус же сказал им: «Да! Разве вы никогда не читали: «Ибо из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»? ( Пс.8:3 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И привели осленка к Иисусу и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:1–10 ). Версия Луки достаточно близка к версии Марка, отличаясь лишь концовкой рассказа: А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Таким образом, если у Марка Иисуса приветствует народ, у Луки Его прославляет все множество учеников ( Лк.19:28–38 ). Формула мир на небесах и слава в вышних напоминает ангельское славословие из того же Евангелия, прозвучавшее при рождении Иисуса: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:14 ). Версия Матфея отличается от версий двух других синоптиков одной существенной деталью. Согласно Матфею, ученики получают повеление найти ослицу привязанную и молодого осла с нею. Они приводят ослицу с осленком к Иисусу, полагают на них свои одежды, и Иисус садится на них. При этом Матфей отмечает: Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной ( Мф.21:1–7 ). Цитата является комбинированной из двух источников – Книги пророка Исаии, где говорится: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой ( Ис.62:11 ); и Книги пророка Захарии, где читаем: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ). Ученые, как правило, объясняют наличие в рассказе Матфея ослицы и осленка либо склонностью Матфея к удвоениям, 16 либо его желанием показать, что пророчество Захарии сбылось буквально. 17 Второе объяснение кажется более правдоподобным. В любом случае сидеть одновременно на ослице и осленке человек не может: если даже там и было второе животное, его, очевидно, вели под уздцы рядом с тем, на котором сидел Иисус. 18 Иоанн Златоуст предлагает свой вариант решения проблемы: «В то время как ученики, отрешив ослицу, вели ее к Нему, вероятно, Он нашел молодого осла и сел на него» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он (Тир) очень умудрился – «тою мирскою мудростью, гордою и слепою, которая отнимает у Бога славу и не знает, в чем состоит истинная сила человека и народов». Зах.9:3 .  И устро­ил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Зах.9:4 .  Вот, Го­с­по­дь сделает его бедным и по­раз­ит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем. Упоминается о крепкой и высокой стене, окружавшей Новый Тир, расположенный на острове, и о несметных его богатствах, вследствие чего Тир считал себя в совершенной безопасности и не помышлял о карающей деснице Божией. Зах.9:4 угрожает богатому Тиру отнятием богатства и уничтожением твердынь его от пожара. Зах.9:5 .  Увидит это Аскалон и ужаснет­ся, и Газа, и вострепещет сильно, и Екрон; ибо по­срамит­ся надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем. Зах.9:6 .  Чужое племя будет жить в Азоте, и Я уничтожу высокомерие Филистимлян. Далее перечислены несколько Филистимских городов, которым, каждому в отдельности, угрожают, различные бедствия, по существу относящиеся и ко всем в совокупности; причем каждая частная черта делает яснее указание на окончательный разгром упоминаемых пророком городов. Зах.9:7Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанет­ся Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей. Но над филистимлянами будет одержана победа, еще более блистательная. Они будут уничтожены совсем, как народ языческий: кровавые жертвы идолам прекратятся, гнусные жертвенные яства ( Ис.65:4 ) будут вырваны из уст идолопоклонников, и остаток филистимлян сделается собственностью истинного Бога и частью Иудеи – земли народа Божия; с Екроном будет то же, что и с Иевусеем; Екрон, т. е. филистимляне вообще войдут в состав народа Божия, как это было некогда с иевусеями, древними обитателями Иерусалима, по завоеванию этого города Давидом. Пророчество о судьбе филистимлян толковники считают исполнившимся при Маккавеях, которыми была завоевана их страна; во времена Иисуса Христа она составляла часть Иудеи; а несколько позднее некоторая часть филистимлян приняла христианскую веру, и епископы упоминаемых в этом отделе Филистимских городов Газы, Аскалона и Азота (Azqoga) принимали участие в соборах IV, V и VI веков (Keil 597–598, Руж.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010