93 Давать же сим речам такое толкование, что Пророк имеет в виду начавшееся, или близкое, исполнение прежде данных пророчеств о падении Вавилона и избавлении иудеев, и от того приходит в особенный восторг, – никак не позволяет весь ход мыслей в сиих речах. Ибо в основании всех их лежит у пророка, как выше было показано, та мысль, что он предрекает совершенно неведомое никому и неизвестное самим иудеям. Около этой мысли постоянно вращается пророк, как около средоточия, – её с силою внушает другим, от неё сам воспламеняется. Если в некоторых местах указывается и на пророчества уже сбывшиеся ( Ис.42:9, 46:10, 48:5–6 и др.): то здесь разумеются вообще прежние исполнившиеся пророчества, от которых ясно различается настоящее пророчество (напр. Ис.48:5–6, 8 ). 94 Думать, что так говорится к прежним жителям Иерусалима и Иудеи, не позволяет связь речи. Притом мати градом – Сион с своими дщерями – прочими городами, если не берётся в смысле таинственном, обыкновенно в Св. Писании имеет собственное и буквальное значение. Слова Иеремии ( Иер.51:10 ) и Захарии ( Зах.2:10 ), на которые ссылаются, как на пример подобного же обращения к разрушенному Иерусалиму, вовсе не служат примером для настоящего случая. Иеремия 51 главу писал на 4 году царствования Седекии, когда Иерусалим ещё стоял, а Захария говорил по возобновлении города. 95 Вавилонян, конечно, можно подразумевать здесь, подобно как они подразумеваются у того же Пророка Исаии в 6-й гл. 17–25 где указывается прямо также на одних ассириян. Но что прямо говорится об одних ассириянах, а вавилоняне могут быть подразумеваемы под тем же именем, – это самое и показывает время преобладания ещё ассириян, а не вавилонян. И сходство в сем отношении мест, одного из пререкаемой части книги, другого – из неоспариваемой у Исаии, очень замечательно. 97 Не говорим уже, что некоторые виды нечестия и пороков, по самому свойству своему, указывают на целость церковно-гражданского устройства и на народное довольство. 98 Образцы сильных обличений и угроз можно видеть в предыдущем доказательстве. Яркие изображения тайны Христовой и обстоятельств её явления в нач. гл. 40 и 49, особенно 52–55. 60–62. Указания на благодать, в образе избавления от плена вавилонского и вообще от врагов внешних, видели выше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( ПослИер.1:21 ) 130 . Название сего животного не упоминается в канонических книгах Библии, хотя оно весьма почиталось и даже боготворилось в Египте, считавшемся её отечеством, и где она была посвящена луне. Когда кошки околевали, то их торжественно бальзамировали и погребали в Бубастиде. Крот ( Ис.2:20 ) 131 – животное из породы грызунов, нечистое по закону Моисееву. Крот встречается во многих подземных местах Палестины. Они слепы, не имеют хвоста, шерсть серебристого цвета, роют под землёй извилистые ходы, длиной около 10 вершков, питаются корнями и живут стаями. Лисица ( Суд.15:4 ) 138 . Еврейское слово shûâl включает в себе понятие как о лисице, так и о шакале, которых очень много водится в Палестине. Хитрость лисицы между восточными жителями, как и y европейцев, обратилась в притчу ( Иез.13:4 ; Лк.13:32 ). В Пс.62:11 указывается на таких хищных лисиц, иначе шакалов, которые питаются трупами или падалью. 300 лисиц, пойманных Самсоном и выпущенных с зажжёнными факелами в филистимские поля, вероятно, были шакалы, которые постоянно бродят большими стаями и которых он мог легко изловить в таком большом количестве, тогда как лисица большей частью бродит парами или в одиночку. Лошадь ( Наум.3:2–3 ; Втор.17:16 ) 139 . Слово лошадь в Священном Писании употребляется редко и только в связи с военными действиями. Мирные патриархи не держали y себя коней, и так как лошади употреблялись единственно для военных целей, то царям было воспрещено умножать число коней для собственного употребления. Конница была не особенно удобна в такой холмистой стране как Палестина; она существовала только в большой долине Ездрелонской, где, как известно, были введены в дело колесницы Иавина и Сисары, умножившиеся впоследствии при Давиде и Соломоне. Лошади ассирийские, халдейские и египетские в древности точно также славились, как и дромадеры мадиамские. Иов в своём наглядном очерке коней более обращает внимания на их силу, чем на быстроту бега ( Иов.29:19–25 ). Но лошадь впоследствии времени имела получить мирное назначение, именно, когда по пророчеству Захарии на её конских уборах будут начертаны слова: «Святыня Господу» ( Зах.14:20 ). Лошадь не принадлежала к вьючным животным, но употреблялась только на войне и охоте. Лесной вепрь (или дикий кабан)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

51 Доселе Господь Иисус уклонялся от всяких торжественных заявлений толпы и не объявлял Себя открыто мессией, чтобы ненависть Его врагов не воспрепятствовала Ему возвестить благую весть (евангелие) царства Божия во всех местах Палестины. Теперь Его служение приближалось к концу; и перед этим-то временем, когда должна была совершиться над Ним страшная и позорная казнь, Он уже не мог, Он не должен был более держать народ в недоумении касательно своего свойства – мессии. Вот почему на этот раз Он не уклонился от царственной встречи, устроенной Ему народом, и принял Его прославление. Но и тут Он заявил, что Он – царь мира, а не войны и завоеваний: осленок был символом мира, потому что лишь лошадь употреблялась на войне ( Притч.21:31 ; Ос.14:4 ; Иер.17:25 ). «Скажите дщери»… Это место взято из двух пророков – Исайи ( Ис.62:11 ) и Захарии ( Зах.9:9 ). «Сион», с крепостью Давида на нем, господствовал над всем Иерусалимом, «Дочь Сиона» – самый город Иерусалим. 52 Ветви в руках, постилание одежд и т. п. на Востоке всегда были принадлежностями встреч царей и победителей. Господу Иисусу и воздана эта честь – как царю нового царства (христианства) и победителю греха и смерти. 53 «Осанна», собственно – «госийях-на», спаси же, даруй здравие (salvifica, σσον δ). «Осанна», бывшее народным криком у евреев при всех исключительно торжественных случаях, взято из торжественнейшего псалма – сто восемнадцатого (по еврейскому счету псалмов, а по переводу Семидесяти – из Пс.117:25 «О, Господи, спаси же; о Господи, споспешествуй же». Это почти то же, что теперь на Западе – «виват» (vivat – да живет, да здравствует), а у нас – «ура». 54 «Уже несколько лет шла борьба с римлянами в Галилее и Иудее. Судьба Иерусалима решилась во время Пасхи. Более миллиона людей собралось на праздник в св. город. Тогда придвинулись к городу римские легионы и окружили его. Со всех сторон началась жестокая битва. Римская храбрость и религиозный фанатизм оспоривали друг у друга победу. А в городе свирепствовали дикая борьба партий, отчаянье и голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Вспомнил я милость Господа: о доблестях Господа напомню, о хвале Господу за всё, чем Он воздает нам. Господь, судья благой дому Израилеву, поступает с нами по милости Своей и по множеству правды Своей. И сказал Он: «Не народ ли Мой вы? – Дети, и не изменят!» И сделался им спасением от всякой скорби их. Не посланник, ни Ангел, но Сам Господь спас их по любви к ним и жалости к ним: Сам искупил их, и принял их, и вознес их на все дни века. Ис 62:10–12; 63:1–3, 7–9 3. Пророчества Захарии чтение Так говорит Господь: Вот наступает день Господень. И станут ноги Его в день тот на горе Елеонской, напротив Иерусалима к востоку солнца. И в тот день выйдет вода живая из Иерусалима – половина ее в море первое и половина ее в море последнее: летом и весной будет так. И будет Господь Царем над всею землею; в день тот будет Господь един, и имя Его едино, окружая всю землю и пустыню от Гавы до Реммона, к югу от Иерусалима; и он возвысится и на месте пребудет от ворот Вениаминовых до места ворот первых, [до ворот Гомора] и до башни Анамеила, и до башни угловой, и до подточилий царских. Будут обитать в нём, и проклятия больше не будет, и будет жить Иерусалим спокойно. Зах 14:4, 8–11 Стихиры на литии Взойдя на небеса,/с которых и сошел,/не оставь нас сиротами, Господи./Да придет Твой Дух, принося мipy мир./Покажи сынам человеческим дела силы Твоей,/Господи, Человеколюбец! Взошел Ты, Христе, к безначальному Отцу Твоему,/от беспредельных Его недр не отлучавшийся;/и Небесные Силы к Трисвятой своей хвале дополнения не прибавили,/но единого Сына и по вочеловечении узнали в Тебе, Господи,/единородного у Отца./По множеству сострадания Твоего помилуй нас! Ангелы Твои, Господи, Апостолам возглашали:/«Мужи Галилейские, что вы стоите, взирая на небо?/Этот – Христос Бог, вознесшийся от вас на небо;/Он вновь придет таким же образом,/как вы видели Его на небо отходящим;/послужите Ему в святости и правде!» Когда пришел Ты, Христе, на гору Елеонскую,/чтобы завершить благую волю Отца,/ужаснулись Ангелы небесные, и устрашились те, кто в преисподней./Ученики же предстали с радостным трепетом,/когда Ты с ними беседовал;/но как престол уже напротив было готово/ожидающее Тебя облако;/а небо, раскрыв врата, красоту свою являло,/и земля открывает сокровенное,/дабы известным стало схождение в нее Адама/и восхождение вновь;/но вот, стопы Твои стали возвышаться над землею,/как по мановению руки,/а уста громко благословляли,/так что можно было слышать;/облако поднимало Тебя,/и небо приняло внутрь./Это дело великое и преславное/соделал Ты, Господи,/для спасения душ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Иногда у Пророков обетованный Спаситель изображается под образом великого Пастыря, которому приписываются величие и могущество Царя. Так: У Пророка Исаии пришествие на землю Господа Спасителя предсказывается в таких чертах: «Господь с крепостию идет; и мышца Его со властию: се мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Аки пастырь упасет паству Свою, п мыщцею Своею соберет агнцы ( и в недре Своем понесет, – прибавл. с Евр. ), и имущия во утробе утешит (и доящих кротко поведёт)» ( Ис.40:10–11 ). У Иезекииля говорит Бог: « и раб Мой Давид Князь среде их, и Пастырь един будет всех, яко в заповедех Моих ходити будут, и суды Моя сохранят, и сотворят я ... и Давид раб Мой Князь их будет в век ( Иез.37:24–25 . слич. Иез.34:23 ; Мих.5:4 ; Зах.13:7 ). II. В Новом Завете Царственное достоинство Иисуса Христа ещё яснее раскрыто в Новом Завете: ветхозаветные предсказания о Нем здесь показываются в исполнении и в высшем знаменовании. Ангел Господень, возвещая Пресвятой Деве Марии о зачатии Иисуса, говорит: «и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 . слич. 1Пар.17:12, 14 . Ис.9:7 ; Иер.33:15 и сл.). Волхвы, с востока пришедшие в Иерусалим под руководством чудесной звезды, спрашивали: «где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему» ( Мф.2:2 ). Первосвященники и книжники поняли, о каком они спрашивают Царе, и указали на Вифлеем, свыше предопределённый, по пророчеству, в место рождения Царю Мессии ( Мих.5:2 ). Нафанаил, из опыта познав в Иисусе свойство Божественного всеведения, воскликнул: «Равви, Ты иси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев» ( Ин.1:49 ). Евангелисты, изображая торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, указывают на него как на шествие Царя, которое совершено было в исполнение пророчеств ( Мф.21:5 ; Ин.12:15 . сл. Ис.62:11 ; Зах.3:9 ). На вопрос Пилата: «убо Царь ли еси Ты?» Иисус ответствовал утвердительно: «ты глаголеши, яко Царь есмь Аз» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Бог наказывал все более погружавшийся в идолопоклонство народ преданием его в руки врагов, которые истребляли и уничтожали плоды земные, и, наконец, покарал еврейский народ рассеянием между язычниками, – то пророки, на основании Божественного обетования о вечном продолжении завета, предсказывали не только возвращение раскаявшегося народа в землю отцов и восстановление царства Давидова, но и распространение истинного богопознания и благочестия среди всех народов, окончательное наступление Царства Божия в Святой Земле, через удаление отсюда нечестивых, и восстановление Иерусалима на новой земле, в вечной, не преходящей славе (Ис.главы 60, 62, 65, 66; Иер.главы 30 и 31; Иез. главы 36 и 37; Зах.14:7 и далее). Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. … И не будет тебе ктому солнце во свет дне, ниже восход луны просветит твою нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя ( Ис.60:1,19 ). «Восстань, светись, (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою…. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею». И будет день един, и день той знаемь будет Господеви, и не день и не нощь, и при вечере будет свет. И в день он изыдет вода жива из Иерусалима, пол ея в море первое и пол ея в море последнее: и в жатву и в весну будет тако. И будет Господь в царя по всей земли: в день он будет Господь един, и имя Его едино ( Зах.14:7-9 ). «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино». Вследствие этого, понятие Палестины, как обещанной Богом и данной еврейскому народу в наследие страны, расширяется в понятие вообще земли, возвышается до значения земной области Царства Божия в Новом Завете, подобно тому как Сион или Иерусалим делается символом центрального места этого царства, символом самой новозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«И если кто из нас живет благочестиво, как поучает св. Иоанн Златоуст , тот да пребывает непоколебимо во благочестии, всегда умножая сие благое старание; а вели мы лишены вовсе дерзновения и сознаем в себе одни только грехи, то да исправимся, дабы нам приобрести такое же дерзновение, а там вместе и единодушно встретить с достодолжной славой Царя Ангелов и насладиться блаженной оной радостью о Христа Иисусе Господе нашем». – Установление праздника Вознесения несомненно восходить к самой глубокой древности. Кроме важности воспоминаемого в этот праздник события, за глубокую древность его говорит и положительные свидетельства древности. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относить его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами, – Пасхи и Пятидесятницы. Блаж. Августин тоже называет его праздником древнейшим и повсехместным. Тропарь, гл. 4. Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира. Кондак, гл. 6. Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы. Величание. Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение. Парем. (1. Ис.2:1–3; 2 . Ис.62:10–12; 63:1–3, 7–9; 3 . Зах.14:1, 4, 8–11 ; Утр. Ев. Мк.16:9–20; 71 зач.; Ап. Деян.1:1–12; 1 зач.; Ев. Лк.24:26–57; 114 зач.). Праздник Вознесения Господня – дванадесятый; он празднуется (вместе с предпразднством, попразднством и отданием) 9 дней (см. четверт. 7-й седмицы). – Накануне дня самого праздника, «в среду вечера (на четверток), глаголем час девятый трипсалмный; по начале глаголет чтец Трисвятое, и до недели 50-я, во всяком церковном пении» (т.е., пред «Трисвятом» на церковных службах до 50-цы, как и в предшествующий период пения Цветной Триоди, опускается молитва: «Царю Небесный», – там, где она для обычного времени положена на церковных службах).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В первой паримии таинственно изображается Церковь под образом горы дома Божия, к которой спешат отвсюду потомки Адамовы ( Ис.2:2–3 ). Во второй представляется торжественное возвращение Сына Божия к Отцу с крестными заслугами. Кто Сей пришедый от Едома, обращение риз Его от Восора; Сей красен в одежде Своей ( Ис.62:10–63:3, 7–9 ). В третьей Церковь произносит о спасительных плодах вознесения Господа. Се день Господень грядет, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонской, прямо Иерусалима от восток солнца ( Зах.14:4, 8–11 ). Чтением Апостола ( Деян.1:1–12 ) и Евангелия ( Лк.24:36–53 ) Церковь благовествует о явлении воскресшего Господа и о вознесении Его на небо. После праздника Вознесения Господня Православная Церковь выражает в своих песнопениях ожидание сошествия Святого Духа. Ибо Сам Господь пред вознесением на небо заповедал Апостолам ожидать скорого пришествия Святого Духа. По гласу Церкви Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру. Поучительность праздника Вознесение Господне есть свидетельство нераздельного и неслиянного соединения Божества и человечества в лице Иисуса Христа. «Скажи, лжеучитель, говорит св. Златоуст, о каком естестве сказал Господь: седи одесную Мене? – не о человеческой ли плоти, восприятой Им от св. Девы? Итак, да устыдятся заблуждающие, что во Христе одно только естество. Божественная же Его природа есть совечна престолу славы Его» 573 . Настоящее празднество, говорил бл. Августин в день Вознесения, явило нам в Иисусе Христе таинства человека и Бога. В одном и том же лице познай и Божественное могущество возносящего и возносимое человечество. Итак, сколько возможно должно убегать яда этого нового заблуждения, которое дерзнуло мыслить, что Сын Божий и сын человеческий есть одного естества. Или отвергнешь славу Творца, если назовешь Его только человеком, или отвергнешь милосердие Искупителя, если назовешь Его только Богом. Кто по гибельному заблуждению будет верить, что в Спасителе нашем одно естество, тот должен будет сказать, что Христос распят или как только человек, или только как Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Псалом 22 представляет собою поучительное изображение испытанного псалмопевцем во время преследования его врагами милостивого попечения о нём Господа, который тогда являлся для него истинно добрым пастырем, питателем и охранителем, заботливо предупреждая все его нужды и своим покровительством успокаивая и ободряя его. Дух и характер псалма и свойственный Давидовым псалмам язык его не оставляют сомнения в том, что писателем его был именно Давид, которому он приписывается в надписании; а особенное сходство его с псалмами 3, 4 и 62, относящимися ко времени возмущения Авессалома, заставляет предполагать, что он относится к одному с ними времени. Судя по тому, что псалмопевец, по изображению псалма, находится вдали от святилища (ст. 6) и ему грозит смертная опасность (ст. 4) от преследующих его врагов (ст. 5), но он успокаивается при этом видимым покровительством Господа (ст. 1–3:5), – надобно полагать, что псалом воспет был Давидом во время его бегства от Авессалома, по переходе чрез Иордан, в Маханаиме, где псалмопевец успокоен был известием о разрушении совета Ахитофела ( 2Цар.17:21–22:24 ), а вся внешняя обстановка положения его с людьми в пустыне у вод Иордана, напоминая знакомые с детства пастушеские образы, живо возбуждала его к представлению себя и своей свиты под образом пасомого Господом стада, которое добрый Пастырь из знойной пустыни привёл как бы на злачное пастбище в спокойное и безопасное убежище и там в виду войск мятежников ( 2Цар.17:26 ) чрез Верзеллия и других преданных людей приготовил ему в изобилии все необходимое ( – 17:27:29) 125 . Так как образ пастыря, под которым Давид изображает в Пс.покровительствующего ему Господа, в писаниях последующих пророков по преимуществу усвояется обетованному Мессии ( Ис.40:11 ; Иез.34:23–31 ; Мих.7:14 ; Зах.13:7 ) и был любимым образом И. Христа, под которым Он всего чаще представлял Свое отношение к верующим, именуя их овцами, а Себя добрым Пастырем ( Ин.10:11–16, 26–28; 11:16–17 ; Мф.15:24; 25:32–33; 26:31 ; Лк.15:4–6 ); то церковь Христова с древнейших времен, в лице своих оо. и учителей (Евсевия Кес., Афанасия Алекс., Феодорита, Кирилла Алекс., Григория Нисского , Исидора Пелусиота , блаж. Августина, Евф. Зигабена и др.) изъясняла 22 Пс.в смысле пророчества о Христе Спасителе, как Пастыре и руководителе верующих ко спасению, которых Он пасёт в Святой Своей Церкви и, питая и напояя дарами благодати Своей, ведёт к вечному упокоению в обителях Отца Небесного, где они не будут уже ни алкать, ни жаждать и где Бог отрет всякую слезу от очей их (Ап. 7:16–17). Как напоминающий о трапезе и чаше Господней (ст. 5) и располагающий верующих к живейшему общению с Господом, псалом этот в Православной Церкви с древних времён состоит в числе молитв для готовящихся к св. причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Они рассеялись, так как уже не стало у них пастыря. Так одним из святых пророков сказано, как бы от лица Христа: и рех: не имам вас пасти, и умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да поят кийждо плоть ближнего своего ( Зах.11:9 ); ибо совершенное отпадение от милосердия и любви Божией, какому вреду не подвергнется? Предадутся они желающим расточать и увлекать их туда, куда угодно каждому из беззаконствующих. Отторгают их от Бога и лукавые и заблудшие демоны, как написано: части лисовом будут ( Пс.62:11 ). Учиняют (демоны) это и также многообразные страсти в нас, ибо преданы некоторые, говорит всемудрый Павел, в страсти бесчестия и в неискусен ум ( Рим.1:26,28 ). Итак, что же обещает в изъясняемых изречениях божественное слово? Призвание и собрание рассеянных, духовное обращение погибающих, возвращение беглецов, обращение и бодрствование и награды любви ко Христу: осмотрись, говорит, и примет всех, – вот они собраны к тебе. Но дабы явить обещание верным, клятвою подтверждает сказанное и говорит: живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими облечешися в красоту невесты, так как украшением Церквей служит единство во множестве 176 . Посему-то боговдохновенному Писанию обычно украшать Церковь ризами позлащенными и преиспещренными ( Пс.44:10 ). Как многовидные и многоценные камни, разумею индийские, будучи окованы золотою оправою, составляют удивительное и досточудное украшение; так и души святых, преукрашенные отличиями из добродетелей, сияют блистающею красотою в очах Божества, так что каждый, воссылая благодарение Христу, говорит: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия: яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою ( Ис.61:10 ). Содержание слова пророк и теперь составляет из предметов как бы находящихся пред взорами и очевиднейших. Когда Израиль не уверовал и наложил руки на Самого Христа, тогда подверглась опустошению страна иудейская, сожжен был вместе с Иерусалимом и самый храм и Иудею объяло такое малолюдие, что блаженный пророк Исаия прикровенно указал на то самое во многих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010