Следующая часть обличения вложена в уста sof…a тоа qeoa ‘премудрости Божией’, говорящей от первого лица. Может быть, Премудростью Божией Иисус здесь прямо называет Себя (так это, например, понимается у Татиана); однако в таком случае необъяснимо употребление прошедшего времени (аориста): epen ‘сказала’. Некоторые комментаторы полагают, что выражение Премудрость Божия здесь следует переводить как ‘Бог в Своей премудрости’; при этом, однако, остается непонятным, чем вызвано такое упоминание. Очевидно, перед нами известный по ВЗ персонифицированный образ Премудрости Божией (7:35), которая может непосредственно обращаться к людям (Притч 1:20–33; 8) и посылать к ним своих вестников (Прем 7:21–30). Если это цитата из какой-то авторитетной книги, то придется признать, что никаких других следов ее существования до нас не дошло. В основе отрывка могло лежать некое известное слушателям Иисуса иудейское изречение, возникшее в рамках устной или письменной традиции почитания Премудрости Божией. Иисус процитировал и, может быть, видоизменил эти слова с целью усилить обличение и предупреждение о грядущем Суде над миром. Да взыщется от рода сего кровь всех пророков — целевой союз †na ‘да(бы), чтобы’, может быть, выражает ту мысль, что убийство праведных предназначено исполнить меру грехов врагов Божиих и приблизить день суда над ними, ср. Прем 19:4; Откр 6:11. Первым из мучеников назван Авель, ср. Евр 11:4; 12:24; то, что он упомянут в числе пророков, говорит о том, что это слово понимается здесь в широком смысле. Последним из мучеников ВЗ выступает Захария. В 2 Пар 24:20–22 рассказывается о священнике Захарии, сыне Иодая, который обличал отступников, стоя на возвышении пред народом, и которого побили камнями на дворе дома Господня; умирая, Захария говорил да видит Господь и да взыщет! С этим рассказом согласуются слова Евангелия о том, что Захарию убили между жертвенником и храмом, чем подчеркивается святость места, оскверненного убийством (жертвенник всесожжения находился вне святилища). Очень вероятно, что книги Паралипоменон занимали последнее место в ветхозаветном каноне, принятом в евангельское время, — таким образом, это был последний рассказ об убийстве пророка в Писании. Трудность, однако, возникает при сравнении параллельного места у Матфея, где Захария назван сыном Варахииным, то есть отождествлен с пророком-писателем (Зах 1:1); может быть, существовало предание, не сохранившееся в других источниках, о том, что и второй Захария претерпел мученическую кончину. Иосиф Флавий (Иудейская война 4,334–344) рассказывает о том, как в 67 г. зилоты убили в храме Захарию, сына Вареи, что также могло рассматриваться современниками как последнее из убийств пророков, а наступившее вскоре падение Иерусалима — как акт Божественного правосудия. Бесстрашное исповедание (12:1–12)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Это вполне согласно с духом свободы пользования ветхозаветными местами со стороны новозаветных свящ. толкователей, тем более, что все другие объяснения не лишены натяжек или в отношении к ветхозаветному тексту или же к контексту самой новозаветной цитации 59 . б) Иоан. 7, 38 : веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Буквально таких слов нигде нет в Писании, а предположение Беля 60 , что здесь имеется в виду текст Притчей 18, 4, совершенно противоречит всему духу цитации (в устах Господа), низводя ее на степень аккоммодации. Мы опять, сообразно высказанному выше, охотнее следуем объяснение о. А. Михаила, что «Господь, как иногда делает, и здесь указывает на смысл известных мест Писания, а не на букву» 61 . Очевидно, что эта цитация, в смысле Господа, есть прямо пророчественная и имеет в виду ветхозаветные места, также как она образно или прямо предсказывающия о грядущем в царстве Мессии обильном излиянии благодати и ведения (Исаии 12, 3; 44, 3; 55, 1; 58, 11; Иоиля 3, 18: Зах. 14, 8 ; особенно же Иезек. 47, 1–12) 62 . в) 1Кор. 2, 9 : как написано: не вид t л того глаз не слышало ухо , и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. «Где это написано?» с недоумением спрашивает св. Златоуст , и затем отвечает: «так говорится и тогда, когда что нибудь изображено не словами, а самыми действиями, как напр. в повествованиях, или когда выражена таже мысль, хотя и не теми же словами, как здесь» 63 . А бл. Феодорит, в виду неточности цитации, высказывается: «о свидетельстве же не должно сомневаться; ибо достаточно и того, что блаженный язык изрек: якоже есть написано " 64 . Это замечание древнего учителя церкви должно было бы служить уроком для аккоммодатистов, так бесцеремонно обращающихся с новозаветными цитатами. Цитация очевидно опять прямо пророчественная 65 и имеет в виду Исаии 64, 4; 65, 17 и др. г) 2Кор. 6, 18 : и буду вам Отцем и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Цитация весьма свободно излагает смысл ветхозаветных изречений, каковы напр. 2Цар. 7, 14 , 1ер. 31, 33 и др. с расширением обетования, данного Давиду о сыне его Соломоне в прообраз Христа, и распространением его на всех верующих в духе толкования Гал. 3, 16 66 . Таким образом, раскрывая дух ветхозаветного Писания, свидетельствующего о Христе ( Иоан. 5, 39 ), свящ. толкователи новозаветные тем самым излагают истину самого же Ветхого Завета 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

140 На иконостасе московской церкви св. Николая на Щепах пр. Аарон изображен со свитком: «аз разумех тя быти жезл прозябший». В иконостасе московского Архангельского собора в свитке у Аарона написано: «Проразумех аз цветущу прежде моего жезла отроковицу» (Описан. Лебедева, 166–67). Следовательно, разница между подлинником Тиханова и приведенными памятниками состоит в том, что в первом упомянутое изречение отнесено ко Христу, а в последних – к Богоматери. 141 В иконостасах Спасо-Мошнской церкви и новгородской Мячинской церкви пр. Софония изображен со свитком: «радуйся зело дщи Сионова проповедуй дщи Иерусалимова». Это изречение сходно с тем, которое в подлиннике Тиханова усвоено пр. Захарии. Однако это сходство не дает права смешивать обоих указанных изречений между собою, потому что в дальнейшем своем продолжении они различаются. Вышеприведенное изречение пр. Захарии по славянской библии сполна читается следующим образом: «Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зах.9:9 ). Изречение же пр. Софонии читается так: «Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла ктому» ( Соф.3:14–15 ). Впрочем, в наших старинных памятниках иногда смешивались оба вышеприведенные изречения. Например, в Музее Общ. Люб. Др. Письменности мы видели одну старинную икону пр. Софонии из иконостаса со свитком, в котором написано пророчество Захарии: «радуйся зело дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимля, се царь твой грядет...» 142 В притворе Спасо-Мошенской церкви есть иконостасная икона пр. Аггея со свитком: «небо престол мой, земля же подножие ног моих». В миниатюрном иконостасе, хранящемся в Музее Общ. Л. Др. Письменности под Аггей изображен со свитком: «ты еси пророк Вышняго наречешися». Первое изречение взято из книги пр. Исаии ( Ис.66:1 ), а второе – из благодарственной молитвы Захарии, отца Предтечи, изложенной в I главе Евангелия Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

495 (по преж. кат. 870). Несколько служб, в 8 д., бум., полууст. XVII, л. 111. На первых листах написаны тропари и кондаки святым Зосиме и Савватию, митрополиту Алексию, преп. Сергию. Иные из них с отменами от нынешнего, напр. кондак св. Алексию. Л. 7. (@Мца июл в. И днь . вленїе іконы прты бца. иже в казанї@). – Служба та же, что в нынешней печ. Минее 8-го Июля. Кн. пишется только празднику, нач. (@Блгоговю т т бце@), с опущением кн. Одигитрии. В конце службы несколько строк не дописано. Л. 31. (@Слжба. на положение ризы. єже еть хитонъ. великаго га бга и спса нашего іса ха@). – Служба та же, что в нынешней печ. Минее Июля 10-го 643 . Листы 65 и 66 белые. Л. 67. (@Слжба стымъ. аггло. и прочиимъ безплотны@). Против нынешнего печ. на 8-е Ноября многое опущено; на малой вечерне стихиры на Гос. воз. и на стих., на вел. веч. иные стихиры на Госп. воз., три стихиры на литии и стихиры на стих., третья паремия, на литии слава и ныне и на утрени седальны по 1 и 2 стихословии – иные. Кн. пишется только первый, нач. (@Вси воспоимъ людие@). На 9-й песни по светильне слава совсем опущена, и ныне – богородичен свой; стихиры на хвалите, кроме слава и ныне, также свои. Сверх сего к последнему стиху прибавлен крестобогородичен, слава и ныне на стиховне и крестобогородичен. Листы 97, 98 и 99 белые. Л. 100. (@Мца апрел въ. кв дн . прпбна г ца ншго едора секита@). Служба совершенно та же, что в печ. Минее. Паремии пишутся во 1-х, л. 32 об., на положение Ризы Господней из книги Исхода, Притчей и прор. Исаии – те же самые и в том же переводе, что представляются в служебн. Минее за Сентябрь 497 644 на день Воздвижения честного креста; во 2-х, л. 69, в службе св. бесплотным силам – из книги Навина, прор. Исаии и Захарии. Эти паремии те же, что в служеб. Ноябрьской Минее 500 645 пишутся на 8-е число тем же бесплотным силам. И текст ркп. тот же, что и в Минее, кроме немногих разностей, в коих он сходствует с полными списками Библии 1–3. Напр., в пар. 1. Нав. 5:13 (@и мечь бнаженъ в рц єю@) 500 (@і ржиє исторжено@), 1 (@мечь извлеченъ@), ομφαα σπασμνη), ст. 15 (@изи сапогъ твой@), как и в 1–3 500 (@разрши бщ@), λσαι τ πδημα); пар. 3 Зах. 3:5 (@и возложите крн и клобкъ чистый@), как в 1–3 500 (@кидарь чистъ@), κδδαριν καθαρν); 4:2. (@и седмь чаицъ свтилник@), как и в 1–3 500 (@и седмь паристри@) – κα πτ παρυστρδες).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

59. Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир ( Агг. 2, 10 ). 60. Обратитесь ко Мне, говорит Господь... и Я обращусь к вам ( Зах. 1, 3 ). 61. Видел пророк: се, муж всед на коня рыжа, и за ним кони рыжы... и сери, и пестри и бели, которых Господь послал обойти землю ( Зах. 1, 8, 10 ). 62. Красуйся и веселися, дщи Сионя, зане, се, Аз гряду и вселюся посреде тебе, глаголет Господь ( Зах. 2, 10 ). 63. И прибегнут языцы мнози ко Господу в той день Богоявления ( Зах. 2, 11 ). 64. Четыре колесницы выходят из ущелья между двумя медными горами, с конями рыжими, вороными, белыми, пегими, сильными ( Зах. 6, 1–3 ). 65. Ангел сказал: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли ( Зах. 6, 5 ). 66. Вороные кони там выходят к стране северной, и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной ( Зах. 6, 6 ). 67. Вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной ( Зах. 6, 8 ). 68. Сице глаголет Господь Вседержитель: се, Муж, Восток (Отрасль) имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень ( Зах. 6, 12 ). 69. Он созиждет храм Господень и сядет и возобладает на престоле Своем, и будет иерей одесную Его, и совет мирен будет между обема ( Зах. 6, 12–13 ). 70. Сице глаголет Господь Вседержитель: се, Аз спасу люди Моя от земли восточныя и от земли западныя и введу их в землю их, и вселюся посреде Иерусалима, и будут Ми в люди, и Аз буду им в Бога во истине и в правде ( Зах. 8, 7–8 ). 71. Говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь ( Зах. 8, 16–17 ). 72. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9, 9 ). 73. И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал Мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в Дом Господень для горшечника ( Зах. 11, 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

67) Тогда плевали Ему в лицо, и наносили Ему удары кулаками, другие же ударяли Его кулаками по лицу, 68) говоря: «Прореки нам, Христе, кто ударил Тебя?» 69) Петр же сидел снаружи, на дворе. И подошла к нему одна служанка, сказав: «И ты был с Иисусом Галилеянином». 70) Но он отрекся перед всеми, сказав: «Не знаю, что ты говоришь». 71) Когда же он выходил через ворота, увидела его другая служанка, и говорит бывшим там: «И этот был с Иисусом Назарянином». 72) И он опять отрекся с клятвою: «Ведь я не знаю [Сего] Человека». 73) И немного спустя, подошли стоявшие [там] и сказали Петру: «Точно и ты из них, ибо и говор твой обличает тебя». 74) Тогда он начал отмежевываться и божиться, что не знает [Сего] Человека. И вдруг запел петух. 75) И вспомнилось Петру слово Иисусово, что Он сказал: «Прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». И, выйдя вон, плакал горько. Глава XXVII 1) Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. 2) И, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3) Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он был осужден, движимый раскаянием, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4) говоря: «Согрешил я, предав кровь праведную». Они сказали ему: «Нам то что? Смотри сам». 5) И, бросив сребреники в храме, он отошел и, выйдя, повесился на удавке. 6) Первосвященники же, взяв сребреники, сказали: «Непозволительно положить их в корвану [in corbanam], потому что это цена крови». 7) Совещание же сделав, купили на них поле горшечника, для погребения странников. 8) Ради того и называется земля та Акелдама, то есть «Поле крови» даже до сего дня. 9) Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, говорящего: «И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Который оценен сынами Израиля, 10) и дали их за землю горшечника, как приказал мне Господь» (ср. Иер.32:6–15 ; Зах.11:12–13 ). 11) Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: «Ты Царь Иудейский?» Иисус сказал ему: «Ты говоришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга пророка Захарии    Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5:1-4). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Зах. 1:3). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16-17).    Содержание Книги пророка Захарии:    призыв к покаянию (Зах. 1:1-6);    видение Ангела среди мирт (Зах. 1:7-17);    видение четырех всадников (Зах. 1:18-21);    видение Ангела с землемерной веревкой (Зах. 2 гл.);    видение Первосвященника Иисуса как Мессии (Зах. 3 гл.);    видение золотого светильника (Зах. 4 гл.);    видение летающего свитка и ефы (Зах. 5 гл.);    видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (Зах. 6 гл.);    пророческие речи Захарии о новозаветных временах (Зах. 7-8 гл.);    мессианские предсказания (Зах. 9-11);    о благодатных дарах, подаваемых верующим (Зах. 12 гл.);    пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (Зах. 13-14 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5, 1–4 ). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» ( Зах. 1, 3 ). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах. 8, 16–17 ). Содержание Книги пророка Захарии: призыв к покаянию ( Зах. 1, 1–6 ); видение Ангела среди мирт 17 ( Зах. 1, 7–17 ); видение четырех всадников ( Зах. 1, 18–21 ); видение Ангела с землемерной веревкой ( Зах. 2 гл.); видение Первосвященника Иисуса как Мессии ( Зах. 3 гл.); видение золотого светильника ( Зах. 4 гл.); видение летающего свитка и ефы 18 ( Зах. 5 гл.); видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника ( Зах. 6 гл.); пророческие речи Захарии о новозаветных временах ( Зах. 7–8 гл.); мессианские предсказания ( Зах. 9–11 ); о благодатных дарах, подаваемых верующим ( Зах. 12 гл.); пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима ( Зах. 13–14 гл.). Книга пророка Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

составляют 2-ю часть З. п. к. (Зах 9-14). Возвещается буд. пришествие Царя-Мессии, несущее радость Иерусалиму и горе языческим народам. Господь уничтожит «высокомерие Филистимлян», «сделает… бедным» накопивший большие богатства Тир и защитит Свой город от всех притеснителей (Зах 9. 4, 6, 8). Пришествие Мессии будет торжеством для «дщери Иерусалима»: «…се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; Он сокрушит «бранный лук», возвестит «мир народам» и утвердит Свое владычество повсюду, «от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах 9. 9-10). Восстановление Израиля сравнивается с освобождением «узников… изо рва», к-рое Мессия совершит «ради крови завета» (Зах 9. 11). Господь Саваоф защитит сынов Сиона, Он «возгремит… трубою» против притеснителей и спасет, «как овец, народ Свой» (Зах 9. 14-16). Он посетит «стадо Свое, дом Иудин», и они будут, «как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь…» (Зах 10. 3-5). Грядущий Царь-Мессия соберет сынов Израиля, потому что Он «искупил их»; они вернутся в землю обетованную, «будут жить с детьми своими» и станут верными Господу (Зах 10. 8-12). Пришельцы будут столь многочисленными, что, когда Бог приведет «их в землю Галаадскую и на Ливан» (в то время малонаселенные местности - Meyers. 1993. P. 294), для них «недостанет места» (Зах 10. 10). Видение прор. Захарии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 642) Видение прор. Захарии. Миниатюра из Книги пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 642) В начале следующего пророчества речь опять идет о Ливане, однако в совершенно ином контексте: возвещаются гибель его кедров, к-рые «пожрет огонь», и скорбь по этому поводу др. деревьев (Зах 11. 1-2). К плачу деревьев присоединяется «голос рыдания пастухов» из-за опустошения зарослей вокруг Иордана (    , в синодальном переводе «краса Иордана» - Зах 11. 3). Грядущие события изображаются далее посредством образного языка (11-я гл. З. п. к. с первых веков христианства считалась одним из самых сложных для толкования библейских текстов - Meyers. 1993. P. 296). Говорится об овцах, «обреченных на заклание», символизирующих людей, которых Господь предаст «каждого в руки ближнего его и в руки царя его»; Он обратится к ним с требованием дать Ему плату, и «они отвесят в уплату… тридцать сребренников», к-рые он бросит «в дом Господень для горшечника» (Зах 11. 4-13; ср.: Мф 26. 15; 27. 3, 7, 9-10). После этих грозных событий Господь обещает поставить «на этой земле» лжепастыря, «который о погибающих не позаботится… а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет». Пророчество завершается провозглашением «горя негодному пастуху» и описанием наказания, к-рое постигнет его за нерадение о стаде (Зах 11. 16-17).

http://pravenc.ru/text/182655.html

Различные народы будут приходить в Иерусалим для поклонения единому Богу «и для празднования праздника кущей». Те племена, которые хоть раз пренебрегут этим обычаем, будут лишены дождя и подвергнутся «поражению, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей» (Зах 14. 16-19). Жертвы, приносимые Господу Саваофу со всех концов земли, станут столь многочисленными, что для их приготовления будут использованы «все котлы в Иерусалиме и Иудее». Служение истинному Богу распространится повсеместно, «и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день» (Зах 14. 21; одно из наиболее распространенных толкований этого места состоит в том, что представители традиционно враждебных Израилю хананейских племен станут исповедовать истинную религию - Meyers. 1993. P. 491-492). Основные темы З. п. к. Спасение избранного народа Увидев умножение зла в др. народах, Бог обратился «к Иерусалиму с милосердием» (Зах 1. 16). Притеснение Израиля более неугодно Богу, Он накажет его врагов (Зах 2. 8-9), а вместо униженной жизни в плену подаст ему процветание «на святой земле» (Зах 2. 12). Все это станет возможным благодаря тому, что Бог очистит Свой народ, оставив в нем лишь достойных: «...ибо всякий, кто крадет, будет истреблен... и всякий, клянущийся ложно...» (Зах 5. 3). В божественный план спасения включен не только Израиль, но и др. народы, к-рые «будут приходить... чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа» (Зах 8. 22). Однако и в этом подчеркивается избранничество иудеев - все остальные спасутся лишь тем, что «возьмутся за полу Иудея» (Зах 8. 23). Сион - место присутствия Божия Господь «утешит... Сион» (Зах 1. 17) и снова изберет его в качестве места Своего пребывания: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя...» (Зах 2. 10). Сион, «гора Господа Саваофа», будет названа «горою святыни», а Иерусалим станет «городом истины» (Зах 8. 3). К «дщери Сиона» обращено и известное мессианское пророчество З. п. к., относимое обычно к входу Господню в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9. 9). Фигура Зоровавеля

http://pravenc.ru/text/182655.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010