8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13. За Фед., Никиф. и Дем. Григ. Шматовыми Ив. Дем. Трызнова; Алекс., Луки и Сем. Вас. Лошаковых 14. За кн. Ив. Ив. Елетцким-Селезнем Владычних 15. За кн. Петр. Ив. Елетцким Владычних Саввинск. с Козм. ул. Юрьевского м. с Лубяницы 16. За кн. Дм. Ив. Елетцким Св.-Хутынского мнт. 17. За кн. Ив. и Сем. Елетцкими, меньшими Никольского мнт. из Неревск. к. 12. Ил.-Тигодский погост Из земель Дворов 1. За Конст. Бор. Кушелевым Фед. и Яким. Мих. Троецких Як. и Пан. Троецк. 2. За Григ. Вокшериным-Булгаком Савелия Гурылева 3. За Ив. Вокшериным-Сумороком Ив. Захар. Овинова 4. За Вас. Ник. Пушкиным Онк. Вас. Брюхатого 5. За Андр. Клим. Толмамачевым Пав. и Петр. Онфимова 6. За Настасьей, ж. Мокея Веревкина с сыном Самойликом Фед. Ив. Троецкого 7. За Гр. Немцев.-Забелиным Ив. и Вас. Филиппова Гр. Куз. Кречатникова 8. За Ив., Вас. и Гр. Исаковыми Малыгиными-Булгак Лукиана Окулова 9. За Офон., Гр. Прасоловым Андр. Ив. Клементьева 10. За Андр. Малым, подключ. Ив. Аф. Вязгунова 11. За Гр. Карповым поддьяч. Ив. Аф. Вязгунова 13. Солецкий на Волхове погост Из земель Дворов 1. За Ив. Мих. Волынским Ив. Зах. Овинова 2. За Вокшериным-Булгаком Петр. и Павл. Олф. Гучевых 3. За Ст. Немц.-Забелиным Юрия Данилова 4. За Фед. Немц.-Забелиным Юрия Данилова с Борк. ул. 5. За Гр. Немц.-Забелиным Андр. Дмитриева Юр. Дан. Хромого 6. За Андр. Малым, подключн. Палки Медяева 7. За Гр. Карповым, поддьяч. Панф. Гридина 8. За Вас. Дм. Шадриным Тим., Бор. и Арт. Ивановых 14. Коломенский на Волхове погост Из земель Дворов 1. За Самойликом Мокеевым Веревкиным с матерью Сем. Бабкина и Марьи, ж. Луки Бабкина 15. Петровский на Волхове погост Из земель Дворов 1. За Ив. Вокшериным-Сумороком Александра Тимофеева 2. За Левою Хлебником Аркажского мнт. 16. Ив.-Переездовский погост Из земель Дворов 1. За кн. Вас. Дан. Холмским Ив. Зах. Овинова 2. За дьяк. Ив. Вокшериным-Сумороком Никит. и Вас. Гущиных Александра Кислякова Копорский уезд 1. Каргальский погост Из земель Дворов 1. За Иваном Кобылою и Федором Александровыми детьми Сухово

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

«Ведущее начало». В стоической доктрине—средоточие высших потенций человека, разумное начало. 177 Перечислены представители презираемых занятий. Трибада— лесбиянка. Жрецы Кибелы оскопляли себя. 178 Имеется в виду трактат «О душе». 179 Первосвященники иудейские (см. Лук. 3:2). 180 См., например, Ис. 13—23. 181 См. Пл. Христ. 10 сл. 182 См. Иоиль 3:9—16; Дан. 7:13сл. 183 См. Деян. 1:11; Зах. 12:10—12; Мал. 4:5; Откр. 12:6; 18:9 и др. 184 Онисифор — ученик ап. Павла. 185 Фигелл и Гермоген—ученики ап. Павла, покинувшие его (см. 2 Тим. 1:15). Ср. прим. 9 к трактату «О прескрипции…». 186 См. Откр. 6:9—11; 15:7; 16:1; 17:12; 19:19—20; 20:4—12. 187 Любопытный пример аллегорического толкования, основанного на недоразумении. В Септуагинте стоит не Ιμτια («одежда»), но Ιματα («выздоровление», «исцеление»). Тертуллиан либо неверно прочел слово, либо пользовался поврежденным текстом. 188 См. Исх. 4:2—9. 189 Тертуллиан ошибочно приписывает Исайе слова из Второзакония. 190 Источник установить не удалось. 191 См. Быт. 9:4—5. 192 См. Ис. 6:9. 193 См. Матф. 13:18—23; Лук. 18:1—5; 13:6—9. 194 См. Лук. 15:4—6. 195 См. Матф. 22:11 сл. 196 См. Матф. 22:23—28; Марк. 12:18—23; Лук. 20:27—34. 197 Тертуллиан подразумевает неготовность израильтян последовать за Моисеем (см. Иоан. 6:31:49:58). 198 Ср. выше, гл. 19. 199 Exuti («раздетые») вместо vestiti («одетые») Вульгаты; видимо, Тертуллиан читал εκδυσμενοι вместо ενδυσμενοι. 200 Текст испорчен. Восстановлено по смыслу, следуя Кг. 201 Самая мелкая римская монетка (четверть асса). 202 См. Душ. 51. 203 Речь, видимо, идет о Карфагене. Одеон — крытый театр для музыкальных представлений. 204 См. Быт. 1:28. 205 См. Душ. 27. 206 См. Крещ. 1. 207 Ср. Пл. Христ. 10 ел. 208 См. Иоан. 209 См. Исх. 4:6—7; 34:30. 210 См. Деян. 7:60. 211 См. Матф. 17:3—8. 212 См. 1 Фесе. 4:13—17; 5:23. 213 Здесь перечисляются права вольноотпущенника. В частности, он получал родовое имя господина, приписывался к его трибе — территориальному округу (основное условие обладания гражданскими правами); право носить золотое кольцо первоначально было привилегией должностных лиц и сенаторов (jus anuli aurei), но в эпоху империи его могли носить и вольноотпущенники. О белых одеяниях ср. Идол. 18 и прим. к этому месту. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Речь заключает в себе 4 части, и каждая часть заключает два члена; в первом члене показываются преступления, в другом угроза наказанием, и каждая часть оканчивается одинаковым возгласом, что гнев Божий не утолился, но рука Иеговы еще поднята на казнь. В 1-й части в 9–12 ст. мечтательная надеянность Ефремлян на союз с Сирийцами, который яко бы вознаградит им все прежние потери с избытком, поражается угрозой, что Бог накажет их чрез Ассириян и Египтян. Ст. 8-й. Господь посылает (грозное) слово на Иакова и оно (как молния) упадает на Израиля, не помещенный в Паремье, составляет как бы надписание и содержание пророчества ( Зах.9:1–2 ), где наименованием Иаков и Израиль означается царство Израильское или Ефремляне ( Зах.9:11,13 ; Ос.1:3,5,7,1:10 ). 9. И узнают на самом опыте это грозное, гневное слово. Узнает, говорится, в угрозу тому, кто многократно оставлял без внимания делаемые нарочитые увещания, внушения, предостережения ( Ос.3:7 ). И Ефремляне в мечтательности и своеправии многократно возвещаемые им угрожения пророчеств с пренебрежением и посмеянием выслушивали. Потому в 10 ст. обольщаемые надеждою несметных приобретений от завоевания Иудеи представляются в самонадеянности говорящими: пусть кирпичные здания разрушены у нас неприятельскими нападениями, но мы вновь построим другие из камней тесаных, т. е. хотя в разные времена, претерпевая поражение от Сириян, не мало мы потерпели от них урону, но теперь сделавшись союзниками Царя Сирского, в надежде завоевания Иудеи, все бывшие наши потери вознаградим с преизбытком. Таково свойство естественного растления, как в частности в человеке, так и в целом обществе; когда шумная слава, великая корысть и другие обольстительные виды изводят на поприще действования: тогда ни родство, ни единоверие не берутся во внимание, а единственно суетная корысть, честь и подобные нечистые виды, и только бы достигнуть их, с доверчивостью принимаются для содействия в содружество и свои, и враги Божии. Так поступили Ефремляне с Иудою: дабы Царство Иудино обратить в предмет своей корысти и корыстного приобретения, они вступили в союз с Сирийцами, прежними врагами своими и, по нечестию их, врагами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И увеси и уразумееши: от исхода словесе, еже отвещати (о возвращении народа) и еже соградити Иерусалим (с евр. — знай и разумей: от издания повеления ο восстановлении Иерусалима), даже до Христа Старейшины (‘Ηγουμνου — Вождя; ср. Иез 44, 3) седмин седмь, и седмин шестьдесять две (т. е. всего пройдет шестьдесят девять седьмин): и возвратится (народ), и соград и тся стогна и забрала, и истощатся л е та (обстроятся улицы и стены, но в трудные времена). И по седминах шестидесяти двух потреб и тся (предан будет смерти) пом а зание (χρομα вместо Χρστος, евр. Мессия), и суд не будет в Нем (т. е. хотя и не будет в Нем никакой вины; ср. Ис 53, 8–9): град же и святое (святилище, т. е. храм) разсыплется со Старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе, и до конца рати сокращенные чином, погибельми (т. е. потом град и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и истребятся, как потопом, и до конца войны предопределены опустошения). И утвердит завет (т. е. новый) мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние (т. е. совершится отменение ветхозаветных жертв и приношений), и во святилищи (храме) мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение (т. е. близ крыла или кровли храма будут поставлены мерзости опустошителя, и даже до кончины времени передастся т. е. храм вместе с градом опустения). Под седьминами в пророчестве разумеются седьмины лет, т. е. круг субботнего года — семилетия (Быт 29, 27; Лев 25, 3–5), следовательно, семьдесят седьмин составляют круг времени (70х7 л.) в 490 лет. Счисление седьмин должно начинать с того времени, как вышло повеление ο восстановлении Иерусалима (25 ст.). Пророки Аггей и Малахия возвещали, что Желаемый или Чаяние всех языков придет во второй иерусалимский храм, почему велия будет слава храма сего последняя паче первыя (Агг 2, 6–10; Мал 3, 1). Наконец, пророки с чрезвычайной подробностью предвозвестили многие частные обстоятельства жизни Мессии и Его служения. Так, они предсказали, что Ему будет предшествовать Предтеча, уготовляющий путь (Ангел Его, пророк Илия — у Мал 3, 1; 4, 5; Глас вопиющего в пустыне — у Исаии 40, 3–5), что Он будет творить чудеса (Ис 26, 19; 35, 3–6), совершит кроткое и смиренное вшествие во Иерусалим на жребяти (Зах 9, 9), будет предан за 30 сребренников (Зах 11, 12–13), ученики Его рассеются, как овцы без пастыря (3ах 13, 7), Его прободут гвоздями и копием (12, 10; 13, 6; Иер 11, 19), смерть Его будет сопровождаться великими знамениями в природе — солнце померкнет и потрясутся основания земли (Ам 8, 9; Агг 2, 7; сн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Также в Вавилонском Талмуде (его редакция закончена в 6 ст. по Р.Х.) есть несколько интересных для нас мест. В трактате Chagiga 4, а. в верху, ср. Goldsblimidt, S. 828 приведено предание одного раввина о том, что «каждый день служебные Ангелы творятся из огненнаго потока (динур – под престолом Шехины или Славы Божией), воспевают хвалебную песнь и исчезают, согласно Плач. 3:23 », – а далее цитуется и другое предание, по которому «из каждаго слова, которое вышло из уст Бога (при творении мира), был создан Ангел, согласно Пс. 33:6 ». В Pesachim 118. а-в. ср. Goldsch. 737 называется Ангел Иуркеми, князь града, могущий своим явлением загасить огонь (печи, в которую были ввержены Анания, Азария и Мисаил), и Гавриил – князь огня, имеющий огненную природу. В Schabbath. 88. b в конце, Gold. 523 Моисей говорит Богу: «Господь мира! Я боюсь, чтобы они (Ангелы, окружающие престол Божий) не сожгли меня дыханием уст своих». В Иерусалимском Таргуме 1 – Псевдоионафана (ок. половины VII ст. по Р.Х). к Быт. 1:26 сказано, что служебные Ангелы созданы во второй день творения мира (Walton, t. IV). Подобное же в больших истолковательных катенах (Midraschim rabboth). В Bereschith rabba (VI стол. Палест. ред.), parascha 1, к Быт. 1 :l, Wünsche S. 2 приведены предания двух раввинов: Иоханана, по коему Ангелы созданы во второй день, согласно Пс. 104:4 , – и Ханины, по коему это было в пятый день, когда созданы были птицы, летающия над землею, по тверди небесной ( Быт. 1:20 ), т.е. Ангелы, согласно Ис. 6:2 . А третий раввин отмечает в обоих преданиях ту общую мысль, что Ангелы созданы не в первый день, чем устраняется возможность видеть в Ангелах помощников и сотворцов Бога при создании мира. Подобное же в Par. Ш, к Быт. 1:5 , Wünsche S. 13, Par. LXXVni к Быт. 32:26 , Wünsche 379: Ангельский хор не повторяет своей хвалебной песни, но, провозгласив ее, исчезает в огненном потоке (под престолом Бога), из коего они и творятся. В Schemoth rabba (11–12 в.) Par. XV к Исх. 12:1–2 Wünsche 107: Ангелы сотворены из огня, согласно Пс. 104:4 , – они ежедневно появляются из огненного потока и исчезают в нем, после хвалебной песни Богу. Ibid, к 12, 12 Wünsche 120: после создания тверди Бог сотворил Ангелов, именно во второй день. Ibid. Par. XXV к Исх. 16:4 , Wünsche 188–189: Бог называется Богом воинств потому, что Он совершает с Ангелами Своими, что хочет: заставляет их сидеть ( Суд. 7:11 ), стоять ( Ис. 6:2 и Зах. 3:7 ), являться в образе женщин ( Зах. 5:9 ) или мужей ( Быт. 18:2 ), иногда творит их ветрами, а иногда огнем, согласно Пс. 104:4 . В Bemmidbar г. (12 в.) par. XII к Числ. 7:1 , Wün. 287: Михаил назван Ангелом снега, а Гавриил – огня. В Debarim г, (ок. 900 г.) par. IX к Втор. 31:14 , W. 99: в Пс. 104:4 Ангелы называются духами, – ср. тоже в Midrasche Kohelet (9 в. ?) к Еккл. 8:8 , W. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В арамейском источнике (5, 6 гл. Ездры) Костерс видит вообще комбинацию двух документов, разногласящих в своих свидетельствах, а это обстоятельство бросает тень подозрения и на характер самих показаний источника. Однако и при таком характере источника последний не говорит ни одним словом о возвращении иудеев при Кире даже там, где был решительный повод высказаться по данному вопросу утвердительно, в рассказах о приходе в Иерусалим Фафная ( 1Ездр. 5:3–13 ), выдаче сосудов Шешбацару ( 1Ездр. 5:14–15 ). Списки же 1Ездр. 2 гл. и Неем. 7 гл., по взгляду Костерса, ни своим внешним положением в библии, ни внутренним содержанием не говорят за действительность возвращения, а потому и не могут быть признаны списками лиц, возвратившихся при Кире, за каковые их обычно считают библеисты. Возражения Костерса против действительности возвращения из плена при Кире, заимствуемые Костерсом из свидетельств пророков Аггея и Захарии, заслуживают более серьезного рассмотрения, чем положения Костерса, основываемые им на указаниях 1 кнг. Ездры, потому что в первом случае Костерс относится к документу с доверием, а во втором с сомнением и произвольной критикой. Из рассмотрения названий, прилагаемых пророками Аггеем и Захарией к современному им населению Палестины, как ( Агг. 1:2,12; 2:14 ), ( Агг. 1:12,14; 2:2 ) или ( Зах. 8:6,11,12 ), ( Агг. 2:4 ; Зах. 7:5 ), далеко не следует заключения, что этими именами обозначаются лишь иудеи, оставшиеся в стране от плена. Что касается первых двух наименований: haam, haam hasseh, то они настолько общи по своему значению, что с удобством могли быть применяемы не только к народу, оставшемуся от плена, но и к возвратившемуся из плена. Если Костерс стоит за эти имена, как названия оставшегося в Палестине народа, то мы, конечно, не вправе ожидать употребления этих имен после возвращения иудеев из Вавилона и их применения к обозначению возвратившегося народонаселения. Однако в 8 главе Неемии, которую сам Костерс относит к эпохе возвращения и оседлости gola Ездры в Палестине, мы неоднократно встречаем , как обозначение народонаселения Иудеи ( Неем. 8:3,5 (3 раза), 6, 7 (2 раза), 9 (3 раза), 11, 12, 13, 16), то же мы находим и в 1Ездр. 10:1 . Правда, в указанных местах Неемии мы встречаем kol-haam, а не haam hasseh, но если слово haam употреблялось лишь для обозначения оставшихся от плена, то его применение к возвратившимся, с точки зрения Костерса, непонятно. Что же касается указательной частицы или указательного местоимения , то оно в соединении с существительным вообще «означает предмет, находящийся в настоящее время в предлежащем месте» 265 , а не означает какого-либо специального предмета. Отсюда, конечно, в устах пророков выражение «сей народ» было очень естественным и уместным при обращении пророков вообще к современному им народу, и это выражение не дает еще ключа к пониманию того, какой это был народ: оставшийся от плена или возвратившийся из Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

кротость – успокоение нрава – показатель нравственного выздоровления (Блаженны кроткие... 3-я заповедь блаженства). воздержание – смирение, покаяние и воздержание – это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей (Блаженны нищие духом ... Блаженны плачущие..., первые две заповеди блаженства). Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них. Первое действие Святого Духа – это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15—16, Еф. 2:8; Неем. 9:20—30, Иез. 36:26—27; Ин 16:13; 1 Ин 2:20—27; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры, в свою очередь, открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51). Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10—13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1 Иоан. 1:7; Ев. 9:9; Деян. 2:22—41). В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3—6, 8:34; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15). Разбудив в человеке духовные способности, Дух Святой ведет его к духовному образу жизни и подвигу (Лк. 4:1, Гал. 2:20; Тит. 2:11—14). В результате трудов покаяния и подвигов воздержания «внешний человек» (тело), как бы «тлеет,» зато «внутренний человек» обновляется на всякий день (2 Кор. 4:16). Людям, живущим духовными интересами, Дух Святой дает теплое чувство усыновления и близости к Богу (1 Иоан. 3:1—2; Рим. 8:13—16, 23; Гал. 4:6). Он зажигает в них духовное горение и расположение к Богу (Лк. 12:49; Фил. 2:13). При этом Он подает им силу, бодрость, крепость и неутомимость (Ис. 40:29—31; 1 Кор. 15:10; Еф. 6:10; Филип. 4:13; Еф. 3:20; Рим 8и 8:37; Гал. 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

    Кротость – успокоение нрава, показатель нравственного выздоровления («Блаженны кроткие...» (Мф. 5:5)).     Воздержание: смирение, покаяние и воздержание – это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей («Блаженны нищие духом... Блаженны плачущие...» (Мф. 5:3-4)).    Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них.    Первое действие Святого Духа – это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15-16, Еф. 2:8; Неем. 9:20-30, Иез. 36:26-27; Ин 16:13; 1 Ин 2:20-27; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры в свою очередь открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51).    Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10-13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1 Иоан. 1:7; Ев. 9:9; Деян. 2:22-41).    В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3-6, 8:34; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15).    Разбудив в человеке духовные способности, Дух Святой ведет его к духовному образу жизни и подвигу (Лк. 4:1, Гал. 2:20; Тит. 2:11-14). В результате трудов покаяния и подвигов воздержания «внешний человек» (тело) как бы «тлеет», зато «внутренний человек» обновляется на всякий день (2 Кор. 4:16).    Людям, живущим духовными интересами, Дух Святой дает теплое чувство усыновления и близости к Богу (1 Иоан. 3:1-2; Рим. 8:13-16, 23; Гал. 4:6). Он зажигает в них духовное горение и расположение к Богу (Лк. 12:49; Фил. 2:13). При этом Он подает им силу, бодрость, крепость и неутомимость (Ис. 40:29-31; 1 Кор. 15:10; Еф. 6:10; Флп. 4:13; Еф. 3:20; Рим. 8:37; Гал. 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

1167 См.: Ис. 39:6; ср.: 4 Цар. 20:12—17. 1168 См.: Иер. 9:23—24; ср.: 1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17. 1169 Ср.: Ис. 3:16—25. 1170 Для обозначения преисподней Тертуллиан использует название подземного царства в римской мифологии. В Септуагинте используется слово ςδης. 1171 См.: Ис. 5:14. 1172 См.: Ис. 5:15. 1173 Там же. 1174 См.: Ис. 10:33—34. Перевод согласно Септуагинте. 1175 Ср.: Лк. 6:24. 1176 См.: Пс. 62 61:11. 1177 Ср.: Лк. 6:25. 1178 См.: Пс. 49 48:17—18. 1179 См.: Пс. 62 61:11. 1180 См.: Ам. 6:4—6. 1181 Ср.: Лк. 6:25. 1182 Ср.: Лк. 6:26. 1183 См.: Иер. 17:5. 1184 Ср.: Мф. 23:37. 1185 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не касалось бы их Бога». 1186 1 См.: Лк. 6:27. 1187 См.: Ис. 65:13. 1188 См.: Лк. 6:27—28. 1189 См.: Ис. 66:5. Цитата по Септуагинте. 1190 Ср.: Исх. 21:24. 1191 Ср.: Лк. 6:29; Мф. 5:39—40. Et super tunicam pallio quoque cedi. Ср.: tunica propiorpalliost (­ pallioest) «рубашка ближе,чем плащ» (Plaut. Trin., 1154). 1192 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разумеется, Христос добавил бы». 1193 См.: Зах. 7:10. 1194 См.: Зах. 8:17. 1195 См.: Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30. 1196 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и зуб за зуб, око за око». 1197 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re-cogitationem injuriae prohibit. В переводе 1870 г.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». В переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1198 Talio. 1199 Интерполяция, согласно Кройманну. 1200 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1201 См.: Лк. 6:30. 1202 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1203 Индикатив будущего времени. 1204 См:. Втор. 15:4. 1205 Конъюнктив настоящего времени. 1206 См.: Втор. 15:7—8. 1207 По мнению Кройманна, здесь пропущено слово со значением «исполнен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010