За чтением Евангелия следует серия ектений: сугубая, заупокойная (в некоторых случаях), об оглашенных, первая и вторая ектении верных. На каждую ектению положена молитва, произносимая священником в алтаре. Сугубая ектения После проповеди, если она следует за Евангелием, или сразу после чтения Евангелия, если проповедь отнесена на конец службы, произносится сугубая ектения. В древних Литургиях, к которым еще не была присоединена служба трех антифонов, великая ектения звучала после Евангелия; с добавлением к Литургии службы трех антифонов великая ектения была перенесена в начало службы, а на ее месте оказалась сугубая ектения, своим происхождением обязанная константинопольским богослужебным процессиям (отсюда троекратное произнесение «Господи помилуй») 702 . Первые три прошения сугубой ектении в содержательном отношении представляют собой единое целое и являются вступлением к последующим прошениям: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Скажем все – от всей души, от всего нашего сознания, – скажем: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. «Господь Вседержитель, Бог отцов наших – мы молим Тебя, услышь и помилуй! Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по Твоей великой милости – мы молим Тебя, услышь и помилуй!» Первое прошение представляет собой призыв к молитве, а второе и третье – собственно ту молитву, к которой диакон призывает верующих. Второе прошение построено на начальных словах Молитвы Манассии, а третье – на начальных словах 50-го покаянного псалма. На первые два прошения хор отвечает однократным «Господи, помилуй», на третье – троекратным. Последующие прошения ектении сопровождаются троекратным «Господи, помилуй». По содержанию они близки прошениям великой ектении: Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), и о всей во Христе братии нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак 1-го святого, кондак 2-го святого; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь 1-го святого Минеи, тропарь 2-го святого, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; кондак 1-го святого Минеи, кондак 2-го святого; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства) В Типиконе нет отдельной главы, где рассматривались бы особенности службы двум святым в субботу. Лишь некоторые указания находятся в 11-й и 52-й главах. Однако можно вывести устав такой службы, сопоставив особенности богослужения в случае двух святых в седмичный день с теми субботними особенностями, которые указаны в 12-й главе Типикона. Вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го святого – 3; «Слава»: стихира 1-го святого (иногда 2-го святого); «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…» (то есть можно спеть одну стихиру из стиховни и две из «Господи, воззвах…»). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   Со духи праведных... в пяток 4-го гласа на вечерни стиховны.    Пред выносом тела из дома, после Евангелия, после прощания пред отпустом и по опущении гроба в могилу.    Вечная память на панихиде соответствует молебному Многая лета живым. Последнее и возглашается и поется громогласно. Так же громогласно должно возглашаться и петься и наше заключительное благожелание усопшим — вечной памяти.    Эту формулу вообще следует иметь в виду для возглашения на общих панихидах, в особенности при возглашении Во блаженном успении. При окончании панихиды, службы довольно не краткой, когда и силы и внимание молящихся утомилось, достаточно ограничиться общей формулой, а не перечитывать вновь имена, не раз уже прочитанные.    Полный чин панихиды для этих двух дней излагается в Пентикостарионе в службе субботы Пятидесятницы. В Триодионе же в службе субботы Мясопустной делается только общее указание: по отпущении вечерни творим панихиду за усопших. Это же указание и в Типиконе. Но службы обеих суббот — и Мясопустной и Пятидесятницы совершенно одинаковы по строю своему. В Типиконе даже совсем не излагается служба субботы Пятидесятницы, а делается только ссылка: Поем всю службу усопших вечер и утро, якоже предызъявися в субботу мясопустную во всем подобно. Также после изложения службы субботы Мясопустной Типикон и Триодион отмечают: Ведати же подобает, яко сие последование бывает непременно и в субботу пред Святою Пятидесятницею. Основываясь на этих указаниях, должно заключить, что и в субботу Мясопустную поется служба во всем подобно субботе Пятидесятницы в тех частях, которые более подробно в ней изложены. Это, между прочим, касается и панихиды, только с заменой на ней канона 6-го гласа каноном рядового гласа Октоиха.    После тропарей на непорочных, по 3, б и 9 песням канона.    По 1-й кафисме, по 1 и 2 стихословии непорочных, по 3, 6 и 9 песням канона.    Во всех последованиях погребения, которые по строю своему приближаются к утрени,— великой ектении заупокойной нет. Нет ее и в сокращенной заздравной утрени — молебне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

отдельно в 1495 и 1502; см. переизд.: Legg Wickam J., ed. Tracts on the Mass. L., 1904. P. 121-174; с 1534 печатался в составе нек-рых М.; составители тридентского М. опирались на текст из М. 1556 г.). 14 июля 1570 г. Пий V издал буллу «Quo primum», к-рой новый М. вводился в употребление (впосл. ее всегда печатали в начале тридентского М.). Согласно булле, все диоцезы и конгрегации лат. (т. е. римского) обряда должны были перейти на новый М., за исключением тех, чьи литургические книги старше 200 лет. Свои М. сохранили конгрегации картузианцев, цистерцианцев, премонстрантов, доминиканцев и кармелитов, архидиоцезы Толедо, Лиона, Браги, Милана, Трира, Кёльна, Льежа. В состав тридентского М. входят: 1) календарь и пасхалия, общие богослужебные указания и указания для священников (Rubricae generales Missalis, Ritus celebrandi Missam, De defectibus circa Missam occurentibus), приготовительные (Praeparatio ad Missam) и благодарственные молитвы (Gratiarum actio post Missam); 2) проприй месс года церковного от Адвента до окончания Великого поста (Proprium de Tempore) (каждая месса содержит интроит , коллекту, чтение из Апостола, градуал, аллилуия (или тракт), чтение из Евангелия, офферторий , секрету, коммунио и посткоммунио); 3) Ординарий мессы (Ordo Missae), включая канон мессы , который обычно помещается перед службой Пасхи; 4) проприй месс de Tempore от Пасхи до последнего воскресенья после Пятидесятницы; 5) службы святым в порядке литургического года (Proprium de Sanctis) и общие службы святым по чинам (Commune Sanctorum); 6) вотивные и заупокойные мессы, а также молитвы по особым случаям. В качестве приложения могут помещаться службы местночтимым святым или святым, почитаемым в тех или иных конгрегации или диоцезе. Новая редакция, в подготовке которой в той или иной степени участвовали Ц. Бароний, Р. Беллармин, Б. Гаванти, была выпущена 7 июля 1604 г. (булла папы Климента VIII «Cum sanctissimum»). Помимо перехода на григорианский календарь и добавления новых памятей святых, в нем были изменены текст проприя ряда месс и нек-рые рубрики (напр., в каноне мессы слова «Haec quotiescumque feceritis, in mei memoriam facietis» должны произноситься не во время возношения Чаши, а во время коленопреклонения священника перед этим). Кроме того, папа Климент VIII повелел восстановить прежний лат. текст антифонов мессы, основанный на тексте Vetus latina, к-рый недобросовестные печатники самовольно заменяли текстом новой редакции Вульгаты. Новая редакция рубрик была произведена при папе Урбане VIII (булла «Si quid est in rebus humanis» от 2 сент. 1634).

http://pravenc.ru/text/2563374.html

А вот еще один пример, уже из следующего столетия. Византийский историк и правовед XI века Михаил Атталиатис в 1068 году сопровождал армию императора Романа IV Диогена на пути к Манцикерту. Это был один из удачных походов императора против турок-сельджуков. Манцикерт не раз переходил из рук в руки, пока окончательно не был потерян Византией в 1071 году. Армия, шествуя на восток империи, проходила через далекую Фему Колонея, одну из областей южного Понта. Находясь на окраине империи, Фема Колонея избежала арабских набегов, но стала местом ожесточенной борьбы с тюркскими кочевниками. За год до появления здесь армии Романа IV в этой области произошла ожесточенная битва между Мануилом Комнином, полководцем императорской армии на Востоке, и турецким полководцем Хрисоскулосом, зятем султана Алп-Арслана, который впоследствии и пленил Романа Диогена. Битва 1067 года была масштабной. Ее последствия еще более ужасны. Марширующей армии открывалась чудовищная картина тысячи непогребенных тел. Это зрелище устрашило солдат [v] . Тела были просто оставлены на месте гибели. Данный факт возмущает византийского военачальника Никифора Вриенния, который видел немало подобных картин за время своей службы. Сам Мануил Комнин в этой битве был пленен, но чудесным образом избежал гибели, будучи помилованным своим пленителем Хрисоскулосом. Мануил не только избежал участи погибших товарищей, но и вернулся ко дворцу императора, получил очередной титул и почести. Это и вызывает негодование Вриенния, ведь получив такой счастливый шанс, Мануил, тем паче должен был позаботиться о погребении своих погибших солдат и воздать им почесть [vi] . Судя по всему, византийские императоры во время мирных переговоров с врагами не включали в условия мирного договора право благопристойного погребения павших воинов. В то время, по-видимому, еще и не было традиции после сражения совершать на поле брани особенные поминальные молитвы о тех, кто сложил здесь свои головы. Однако не стоит думать, что византийская литургическая традиция к тому времени не знала отдельной службы, в которой павшие воины поминались бы особенным образом. Подобный чин заупокойных молитв о тех, кто «пал в бою или погиб в плену», был весьма востребован в эпоху большой внешней активности византийской армии. Точной даты его составления нет. Но исследователи этого вопроса полагают, что подобное чинопоследование сложилось к концу IX или в начале X века, т.е. в то время, когда «армия Востока» осознавала себя армией, по преимуществу состоявшей из воинов-христиан [vii] . В тексте поминальной молитвы испрашивается упокоение на лоне Авраамовом тех героев, что пролили свою кровь или скончались в плену. Составитель данной службы умалчивает о возможности помянуть погибших воинов другой стороны конфликта. 

http://bogoslov.ru/article/4515727

Рукопись точно указывает, какие именно песнопения следует петь, но ничего не говорит о каноне утрени, который составляет ее ядро. Причину этого здесь следует видеть в том, что канон менялся в зависимости от социального и церковного статуса усопшего – был ли он мирянином, священнослужителем, ребенком, – так что соответствующие тексты следовало брать не из Евхология, а из других книг. Второй раздел чина – несомненно, самый интересный, ибо в нем имеются три идентичных литургических структуры, имеющих следующий порядок: I. Таким образом, здесь есть три антифонных псалма, каждый из которых имеет гимнографический периссий, длинее обычного, за которым идут диаконская ектения и молитва предстоятеля, а также один гимнографический текст (седален) и новозаветное чтение. Из вступительной рубрики ясно, что этот второй раздел службы представляет собой переход к богослужению другого типа: «И бывает ликостояние: два хора, и правый начинает первый антифон, с припевом „Аллилуия“ трижды» 802 . В самом деле, в данном случае язык кажется более подходящим для кафедрального, а не для монастырского богослужения – но какого именно? Ибо такая литургическая композиция, особая и самостоятельная, не обнаруживается в известных нам чинах константинопольского богослужения: ни Евхаристия, ни чины таинств, ни кафедральные или монастырские службы суточного круга не соответствуют такой структуре. По поводу происхождения рассматриваемой литургической композиции были предложены две гипотезы. Первая, сформулированная Виталиано Бруни, видит в трехчастной группе возможное подражание иерусалимскому кафедральному бдению – по аналогии с трехпсалмной структурой полиелея в чине воскресной утрени 803 . Вторая гипотеза, сформулированная Мигелем Арранцем, видит в этой группе псалмов первоначальное константинопольское заупокойное последование, которое, по мнению автора этой гипотезы, было не чем иным, как паннихис, то есть следовавшей за вечерней ночной службой 804 . Есть ли какое-нибудь решение у этой проблемы? Мы полагаем, что здесь присутствует важный элемент, которому не было уделено достаточно внимания исследователями: чтения Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если есть светилен в Минее, то читается светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 410 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы малому святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 10 сентября, 22 ноября, 5 августа и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет славной стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сразу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон). Существует строгий порядок употребления архиереем омофоров: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херувимской» и не снимает его до конца службы. На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только возглашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочестивыя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услыши ны» – произносит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услыши ны» поет сам служащий архиерей или иерей. Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Господи, призри с Небесе, и виждь...». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чтения также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием. На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектении. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашенных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства. Заупокойной ектении в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения – чисто русская традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Особенности проведения Божественной Литургии в больничном храме Оптимальное время служения Литургии в больнице — с 7.00 до 8.30 утра. Обычно в 6.30 приходят уборщицы и санитарки и все помещения открываются. Поэтому, не причиняя неудобств персоналу, с 6.30 до 7.00 можно приготовиться к Литургии, а в 7.00 ее начать. С благословения своего священноначалия целесообразно получить разрешение на некоторые сокращения службы, чтобы к 8.30 утра она была закончена. С 8.30 до 9.00 врачи приходят на свои рабочие места, а в 9.00 на отделениях начинаются утренние конференции. Кроме того, большинство процедур и анализов тоже начинается в 8.00—8.30. Больные к этому времени уже причастились и могут идти в палаты. Таким образом, соблюдается лечебный режим учреждений. При совершении Божественной Литургии в больнице для того, чтобы уложиться в положенное время и учесть быструю утомляемость больных, возможно провести службу с некоторыми разумными сокращениями, которые не будут иметь характера принципиального литургического нарушения. Антифоны могут быть пропеты в обычном обиходном варианте. «Блаженны» можно пропеть без прочтения тропарей. На малом входе ограничиться пением одного или нескольких тропарей и кондака. Прочитать один Апостол и одно Евангелие. Сугубая ектения может состоять из обычных прошений с добавлением специфичного для больницы прошения «Врачу душ и телес». Заупокойную ектению и ектении об оглашенных можно опустить. Чтобы не задерживать службу, исповедь причастников целесообразно провести накануне. Проповедь после службы должна быть весьма лаконична. Все сокращения в Богослужении должны быть согласованы либо с благочинным, либо с правящим архиереем. Трудности при совершении Божественной Литургии в больничном храме преодолеваются терпением, молитвой и упованием на Бога. Причастие в палате Тяжелых больных следует причащать в палате. В Требнике существует специальный краткий чин того, как причастить больного запасными Святыми Дарами. Чинопоследование Причащения, совершаемого кратко (страха ради смертного) в палате больницы Придя к больному, священник расстилает покровец (воздух) на столе, покрытом скатертью; на воздухе полагает дароносицу и поклоняется пред нею низко с.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

Панихиды у беспоповцев так же совершаются, как и погребение: вместо ектений поётся, Господи помилуй постольку же, как и на погребении; вместо возгласов священнических – Слава и ныне; заупокойная молитва: Боже духов, глаголемая на ектениях, вовсе оставляется; но кутия поставляется и наставником кадится 33 . д) Чин вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени и часов. Пред начатием вечерни и всякой службы полагается обычный семипоклонный начал без предварительных трёх. Полагать такое начало вместо трёх входных поклонов, прежде того времени полагавшихся, предписано в Иосифовских учебных Псалтырях. У старообрядцев, всех вообще, эти семь поклонов, именуемые началом, как я говорил уже, получили особое новое назначение: им начинается всякое моление, без него никакая молитва не начинается, им же всякая служба и кончается; оно почитается не менее, если не более, начального благословения и отпуста иерейского. И так по положении начала один из старших начинает вечерню, глаголя: За молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Этот стих говорится в начале всякой службы, вместо иерейского возгласа Благословен Бог наш, чтец: Аминь Царю небесный, Трисвятое, после Отче наш , вместо Яко твое есть царство, старший говорит молитву Исусову: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас (эта молитва по Отче наш всегда глаголется вместо: Яко твое есть царство) и прочее обычно. По псалме: Благослови душе моя Господа, вместо ектении, поётся: Господи помилуй 12, вместо иерейского возгласа: Слава и ныне. По кафизме, вместо малой ектении: Господи помилуй трижды; вместо возгласа: Слава и ныне. За ектению: Исполним вечерния молитвы наша – Господи помилуй 12: вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается. На конце, вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40; вместо возгласа: Слава и ныне. На отпусте, вместо Христос истинный Бог наш, говорится в просительном виде: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере, – вместо помилует и спасет нас, – помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Таким образом говорятся везде все отпусты. Прочее на вечерни идёт по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010