Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Радоница Радоница на Афоне, Кариес, Кунак монастыря Ивирон     Радоница Слово Радоница  заимствовано у балтов: в литовском языке «рауда» — «плач с причитанием». А славянское, название Радуница явилось переосмысленным (путем сближения с рад, радость) или производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад». Так в новом значении слово Радоница обозначает плач с радостью.   Радоница это особенный праздник. Мы празднуем его сразу после Пасхи. Церковь этим показывает нам, что у Бога нет мертвых, а все живые. И живые живы лишь тем, что причастны к Воскресению мертвых. Так победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Праздник Радоница отличается от других особенной молитвой на Литургии и прежде всего особенной панихидой. Потому что молитва соединяет нас с отшедшими в мир иной и приближает к Богу. Ведь теперь наше единство может быть лишь через Господа и только в Нем. Как это переживал прп. Порфирий Кавсокаливит : ...Я не хотел думать об аде, о мытарствах. Я не по­мнил своих грехов, хотя у меня их много. Я оставил их. Я помнил только любовь Божию и радовался. Прп. Паисий Святогорец говорил, что лучшая помощь усопшим — это заказать сорокоуст о них: " Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада... " . Поминание на Божественной Литургии — это величайшая помощь находящимся на мытраствах и ждущим определения своей участи.   Что именно происходит когда частицы, вынутые за успоших, омываются Кровью Христовой, мы не знаем. Господь нам не благоволил открыть эту тайну. Тем не менее, когда старец-священник на Афоне вынимает частицы, то поминаемые усопшие предстают пред ним как живые и просят помощи. Это нам Бог открывает. И уже по этому мы благоговеем перед тайной Литургической молитвы.     Прп. Паисий Святогорец говорил, что молясь за усопших, мы даём Богу «право» на вмешательство:

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=20...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 1 июля 2024 года 18. Понедельник. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия. Аллилуия. Начало Петрова поста. Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Никанора Морозкина, архим. Перервинского . Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2024 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 18, 20 и 22 июня. В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них – это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина . На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. – Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 214 2003 г. 27 октября. – Устав Эстонской Апостольско-Православной Церкви Константинопольского Патриархата 254 I. Введение 1. Общие положения. 1.1. Апостольско-Православная Церковь Эстонии является автономной Церковью, которая в соответствии с Патриаршим и синодальным Томосом от 7 июля 1923 г. через Вселенский Патриархат находится в церковном единении со всеми мировыми православными Церквами. 1.2. Апостольско-Православная Церковь Эстонии является частно-правовым юридическим лицом. 1.3. Наименованием религиозного объединения на эстонском языке является Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik. Сокращенное наименование на эстонском языке – ЕАÕК. Наименование Апостольско-Православной Церкви Эстонии на английском языке – Orthodox Church of Estonia, на французском языке – Eglise Ortodoxe d’Estonie, на русском языке – православная Церковь Эстонии. 1.4. Апостольско-Православная Церковь Эстонии в настоящем Уставе обозначена термином «Церковь». 1.5. Целью Церкви является оказание своим членам помощи в участии в принесенном Христом искуплении и воспитание Православия в учении, живой вере, твердой надежде и христианской любви через богослужения, таинства (сакраменты), слушание слова Божиего, религиозную образовательную и просветительскую работу, а также через благотворительность. 1.6. Основой учения и целенаправленной деятельности Церкви является Священное Писание (Ветхий и Новый Завет ), священное предание, основы учения православной Церкви (догматы), каноны святых апостолов и всемирных и местных церковных общин и отцов Церкви. Органы Церкви на основании настоящего Устава имеют право издавать административные акты, касающиеся деятельности Церкви. 1.7. Церковь имеет следующие обязательные религиозные службы: общие богослужения (утренняя, вечерняя, часовая служба, литургия); таинства (крещение, помазание, причащение (священная трапеза), исповедание грехов (исповедь), венчание, отпевание); различные молебственные службы, похороны умерших и заупокойные службы, водосвятие и церковные крестные ходы. Религиозные службы состоят из чтения Священного Писания, молебнов, песнопений и проповедей. Порядок проведения религиозных служб вместе с чтениями, молебнами и песнопениями предусмотрен Церковью в книгах о богослужениях, службах и песнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ Церковный Устав неоднократно упоминает о «гробнице», об «усыпальнице», куда в некоторых случаях переносится то или иное последование, которое в данный день по известным причинам не может быть совершено на «соборе», в храме. У нас почти нет таких гробниц, какие были в древности, на востоке, и какие имеет в виду Типикон. Те усыпальницы были местом погребения, но не были храмом, в них не было святого престола, в них не совершалась божественная литургия. Поэтому в отношении строя богослужения, иногда совершавшегося в них, они приближались к келии, к дому, куда ведь тоже переносятся иногда из храма некоторые службы. У нас на кладбищах святые храмы, освященные по особому чину, имеющие святые престолы, на которых совершается Божественная литургия, самым своим названием показывающая, что она есть служба по преимуществу общественная. А там, где храм, где Литургия, – там должны быть и все остальные общественные службы, как находящиеся в неразрывной связи с ней и в качестве ее необходимого предварения, причем они должны совершаться точно по руководству Церковного Устава. Поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в храме, хотя бы и кладбищенском 751 . Так, например 2-го февраля, если случится в субботу мясопустную, в усыпальнице, на могилах может быть совершена заупокойная служба, разумеется, без всяких праздничных добавлений. В храме, даже кладбищенском, должна быть служба праздника Сретения точно по Уставу, обязательному для всех православных храмов, значит, без внесения в нее каких-либо и самых малейших заупокойных добавлений. Но так как наши кладбищенские храмы имеют все же особое, специальное назначение, то и строй службы в них может иметь некоторые особенности. Только эти особенности не должны быть в противоречии с основными положениями Церковного Устава. Ради специального характера кладбищенских храмов может быть допущено лишь некоторое применение Церковного Устава, но не игнорирование, не искажение его:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf Особенности богослужения на праздник 40 мучеников Стихира на стиховне: В песнопениих восхвалим, вернии,/страстотерпцев четыредесять мучеников/и к ним сладкопесненно возопиим, глаголюще:/радуйтеся, страдальцы Христовы,/Исихие, Мелитоне, Ираклие,/Смарагде и Домне,/Евнике, Уале и Вивиане,/Клавдие и Приске./Радуйтеся, Феодуле, Евтихие и Иоанне,/Ксанфие, Илиане, Сисиние,/Кирие, Аггие, Аетие и Флавие./Радуйтеся, Акакие, Екдикие, Лисимахе,/Александре, Илие и Горгоние,/Феофиле, Дометиане, и Божественный Гаие, и Горгоние./Радуйтеся, Евтихие и Афанасие,/Кирилле и Сакердоне,/Николае и Валерие,/Филоктиме, Севериане и Худие./Яко имущии дерзновение ко Христу Богу нашему,/мученицы всечестнии,/Того прилежно молите/спастися верою совершающим всечестную память вашу. Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Праздник 40 мучеников всегда попадает на период Великого поста: со вторника 1-й седмицы (при самой поздней Пасхе 25 апреля/8 мая) до понедельника 6-й седмицы (при самой ранней Пасхе 22 марта/4 апреля). В службе 40 мучеников есть стихира, которая поется на «Слава» на стиховне вечерни. В ней перечисляются имена всех 40 святых. Эта стихира не поется, если накануне праздника совершается литургия Преждеосвященных Даров. Если праздник случится в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста, то отменяются службы святым Триоди (соответственно службы свт. Григорию Паламе , преп. Иоанну Лествичнику и преп. Марии Египетской). Если праздник случится в субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю, то отменяются заупокойные богослужения данных суббот. Праздник 40 мучеников переносится при совпадении со следующими днями Великого поста: если случится во вторник – пятницу 1-й седмицы , то переносится на 1-ю субботу поста (2024, 2040, 2051, 2078, 2097 гг.); если случится в среду 4-й седмицы, то есть в преполовение Великого поста, то переносится на вторник 4-й седмицы (2023, 2028 гг.). Это предписание – одно из наименее понятных широкому кругу. Причины таковы. Среда 4-й седмицы как середина поста – один из важнейших дней Триоди. Он отмечается еще с древности (как отмечено в статье «Преполовение Пятидесятницы» в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится). Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мониторинг СМИ Окончен путь земной Вчера Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был похоронен в Богоявленском соборе 10.12.2008 08:26 Вчера Россия простилась в Москве со святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Провожаемый первыми лицами Церкви и государства, множеством народа, он был похоронен в Елоховском соборе. Гроб Алексия II утопал в белых розах. Возле него были выставлены атрибуты высшей патриаршей власти: белый патриарший куколь (головной убор), патриарший выносной крест и посох. Заупокойные службы пели четыре известных духовных хора страны - Троице-Сергиевой лавры, храма Христа Спасителя, Сретенского и подмосковного Свято-Голутвина монастыря. В 9 утра началась заупокойная Божественная литургия. В ней приняли участие около 200 священнослужителей, служба звучала на 12 языках. Двери в храм Христа Спасителя с началом литургии для прихожан были закрыты, всех желающих было не вместить. Но во время службы в храме находилось около 2 тысяч человек, возле храма - еще 500. Литургию возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вместе с ним служили члены Священного синода и архиереи Русской православной церкви. В понедельник к ним присоединились и священнослужители из Русской православной церкви за рубежом. Все они были облачены в белые одежды, соответствующие в церкви торжественному моменту. Служить литургию владыке Кириллу помогал председательствующий в синоде Сербской церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. По окончании Литургии митрополит Кирилл произнес торжественную речь, посвященную деяниям Патриарха. К 11 часам в храме появились президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин с супругами. На прощание с Патриархом прилетели президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Молдавии Владимир Воронин, президент Сербии Борис Тадич, президент Армении Серж Саргсян. Кроме того на Литургии присутствовали министр юстиции Александр Коновалов, генпрокурор Юрий Чайка, посол России на Украине Виктор Черномырдин, глава МЧС Сергей Шойгу, замглавы администрации президента Владислав Сурков, вице-премьеры Дмитрий Козак, Сергей Иванов, Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 47. Ароматное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы рассмотрели общую структуру Вечерни. Теперь несколько занятий посвятим ее частностям. Сегодняпоговорим о каждении, которым начинается вечерня в составе Всенощного бдения и которым сопровождаются отдельные части основных богослужений. Благовония за богослужением Богослужение в виде воскурений имеет Божественное происхождение. Еще в Ветхом Завете Бог так повелел Моисею: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне… ароматы… для благовонного курения ( Исх. 25, 2, 6 ). Моисей приготовил таковые для того и другого употребления, причем пропорции составных веществ были указаны опять-таки Самим Богом ( Исх. 30, 22-25, 34-38; 37, 29 ). В качестве курительного материала при Моисее брались стактионих, душистый халван и чистый ливан; впоследствии к ним прибавили еще другие ( Исх. 43, 24; Иер. 6, 20 ; ср.: Сирах. 24, 7 ). Каждение благовонными веществами в новозаветной Церкви также употребляется с самого начала ее основания, о чем говорят Апостольские Постановления и различные чины Литургий. Каждение употребляется в торжественные моменты службы. У далеких от Церковной жизни существует убеждение, что каждение — принадлежность грустного, скорбного, печального, по преимуществу заупокойного богослужения. Но с точки зрения церковного Устава, наоборот, каждение есть признак торжественности, праздничного характера богослужения, важности его частей. Значение каждения А сейчас хочу обратить ваше внимание на такую уставную особенность, согласно с которой Всенощное бдение начинается с каждения всего храма. То, что его полагается производить до начала са­мой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, равно как обстоятельность, с какою описывается оно в Типиконе, делает из него как бы особую службу!! Причем, каждение должно совершаться в полном безмолвии и все должны в это время стоять. В этом случае, каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов со­жжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных рели­гиях, христианская Церковь удержала эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

http://azbyka.ru/video/47-aromatnoe-bogo...

Торжественное прославление Святителя ИОАННА Шанхайского чудотворца в Санъ-Францисско 19 июня/2 июля 1994 г Содержание Святитель Иоанн Шанхайский Детство и отрочество Эмиграция. В Югославии На Дальнем Востоке. Шанхай Чудеса по молитвам Владыки Иоанна В Западной Европе В Соединенных Штатах. Санъ-Францисско Открытие святых мощей Тропарь Святителю Иоанну     К кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости» в Санъ-Францисско, за несколько дней до прославления святого, стали стекаться верующие со всего мира. Совершались ежедневныя заупокойныя литургии, панихиды служили ежечасно, исповедь шла непрерывная. За два дня до торжества, в четверг за Литургией, причастие преподавалось из 5 чаш, собор вместительностью в 1.000 человек не мог вместить всех верующих, снаружи, куда передавались все службы на большой экран, стояло около 3.000 человек. На торжествах присутствовали три чудотворныя иконы Божией Матери: Курско-Коренная, Иверская-Мироточивая, и местная святыня – обновленная Владимирская икона. Прославление возглавил старейший иерарх Русской Церкви зарубежом, Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий, в сослужении 10 архиереев и 160 священнослужителей. В пятницу 1-го июля, в 1.30 дня, в нижнем храме, святыя мощи были переложены Владыкой Митрополитом из усыпальницы в раку, выстроенную из дорогого дерева. Святой был облачен в белоснежныя ризы, обшитыя серебряными галунами и крестами; тапочки его были сшиты в Сибири, и подризник его также происходит из России. Рака была торжественным шествием перенесена в верхний храм. В 4.30 была совершена последняя панихида. За Всенощной, перед полиелеом Владыка Митрополит открыл раку – кроме покрытого лица, святыя мощи были открыты, руки видны – а икону святителя подняли высоко два высоких священника, и всенародно было спето величание святому. Прикладывание закончилось в 11 ч. ночи. В субботу, службы чередовались в приделах храма. Первую Литургию совершил преосвященный епископ Вевейский Амвросий в 2 ч. ночи, при более 20 священниках. Рака была внесена священнослужителями в алтарь и поставлена на горнем месте. Вторая Литургия началась в 5 ч. утра, за ней причащалось около 300 человек. А в 7 ч. утра, на Божественной Литургии объединились вокруг Митрополита Виталия 11 архиереев и около 160 священнослужителей. Пели три хора, было около 700 причастников. Крестным ходом шли вокруг всего квартала, на остановках осеняли чудотворными иконами. После чего святыя мощи были положены в специально сооруженныя сени в храме. Закончилась служба в 1.30 дня. Трапеза объединила около 2.000 человек. Читалось похвальное слово Святителю Иоанну; Преосвященный Марк, Архиепископ Берлинский и Германский произнес речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

19. Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля) . Ап. от 70-ти Архиппа. Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А) . Примечание. На этот день с четверга, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б) . А. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» поется рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архиппа) , а также – заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов) . Примечание. «Ведомо да есть, яко последование Минеи, прилучающихся святых в субботы и Недели святыя Четыредесятницы, поется в повечериях, или егда изволит екклисиарх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). «Каноны же в Минеи настоящия субботы и Недели поем, егда изволит екклисиарх: един убо поем в повечерии пятка, другий же канон поем в повечерии Недели» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010