Новокрещенные должны в продолжение осьми дней присутствовать при богослужении и принимать причастие, а в осьмой день разрешать их (что означало, вероятно, снятие белой одежды с новокрещенного). Если же кто скажет священнику: «Разреши скорее, чтобы больное дитя так не умерло», ты отвечай: «Да разве худо стать в таком виде пред Господом, нося Христову печать неповрежденною» . 2) Правила касательно таинства Евхаристии: совершения литургии и преподавания Святых Даров. Если случится кому-либо служить литургию, когда он не служил ни вечерни, ни утрени, надобно ли прочитать ему вечерние и утренние молитвы? Лучше прочитать, хотя (в случае нужды) не грех отслужить и без того. Если кто, встав на заутреню, не пел канона, не следует такому служить. А совершать службу священник должен, не вкушая пищи . Если кто, поужинав, простоит всю ночь на молитве и не успеет соснуть, можно ли ему служить? Можно служить и не поспавши. Священник, если вздумает омыться, готовясь к священнодействию, должен делать это с вечера, а отнюдь не утром пред самою литургиею. Печь просфоры для литургии должно женам, отличающимся незазорною жизнию и чистым. Можно ли служить на одной просфоре? Если это будет далеко от торга, как в селе, и негде будет взять другой просфоры, то по нужде можно служить и на одной. Если же близко будет торг, где можно купить, то на одной служить не следует. Литургию заупокойную всегда служи на трех просфорах: одна великая назначается для вынутия из нее Агнца, причем мертвый не поминается, а две остальные — за упокой. Вынимать из просфоры Агнца и частицы должно не в субботу, а в воскресенье, когда совершается самая служба. И в то время, как диакон возгласит: «Святая святым», священник, подняв Тело Господне, творит им на дискосе три креста, раздробляет Его и, вложив верхнюю часть в потир, прочее преломляет для приобщения священнослужащих. Если случится в Великий пост, что Преждеосвященные Дары, заготовленные для служб одной недели, не будут употреблены, то нет беды оставлять их и на другую неделю, и даже на третью.

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

Служение субботнее Девятый час по обычай. На вседневной вечерне стихословится кафизма 18, если не было накануне бдения. На «Господи, воззвах...» стихиры святому 3, Октоиха 3 мученичны на ряду, опустив первую, «Слава, и ныне», Богородичен – Догматик настоящего гласа. (Поются из стихир на «Господи, воззвах...» те именно 3 мученична, которые в обычное время, т. е. когда нет заупокойного служения, поются в стихирах на стиховне. Прокимен дня, «Сподоби, Господи...», Ектения. На стиховне стихиры Октоиха, 1-ая мученична и две усопших, «Слава, и ныне», Богородичен Октоиха на ряду. По «Ныне отпущаеши..,» тропари: «Апостоли, Пророцы, Мученицы...», «слава», «Помяни, Господи...», «и ныне», Богородичен: «Мати Святая...» Ектения: «Помилуй нас, Боже...» Отпуст и исхождение в притвор для панихиды о усопших. Канон покоин о усопших поется на панихиде. Полунощница субботняя обычная. На утрени вместо «Бог Господь...» аллилуиа 3 раза по трижды во второй глас со стихами: «Блажени, яже избрал и приял... Души их во благих...» После аллилуиа тропари: «Апостоли, Пророцы...» дважды, «слава», «Помяни, Господи...», «и ныне», «Мати Святая...» Кафизма 16-ая стихословится просто; по ней ектения малая. Седальны в Октоихе 2-й и 3-й мученичны, потом стих: «Дивен Бог во святых Своих...» и 4-й мученичен; затем стих: «Блажени, яже избрал...» и покоин Октоиха гласа, «Слава, и ныне», Богородичен 2-й, а 1-й оставляется. Затем сразу 17-ая кафизма; она разделяется на две статьи и стихословится так: чтец читает первый стих 17-й кафизмы: «Блаженни непорочнии в путь...», хор поет припев: «Благословен еси Господи...» чтец второй стих кафизмы: «Блаженни испытающии...» хор опять: «Благословен еси Господи...» и т.д. Таким образом прочитываются все стихи первой статьи кафизмы с припевом: «Благословен еси Господи..,» Последний стих статьи читается трижды с тем же припевом: «Благословен...» Потом ектения об усопших: «Паки и паки...» (напечатана в Типиконе в последовании Мясопустной субботы, а в Октоихе в последовании о усопших или панихиде).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При соборе работает служба социальной помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также благотворительная трапезная. Богослужения в собре совершаются ежедневно. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию Деятельность прихода [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 142100, Россия, Московская область, Подольск Г.О., г. Подольск, Соборная пл., д.3а. Телефон : +7 (4967) 63-71-18 , +7 (916) 501-26-30 Электронная почта: podolsksobor@gmail.com Сайт: http://sobor-podolsk.ru Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Богослужения в соборе совершаются ежедневно утром и вечером. Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма Храм открыт для посещения ежедневно с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Таинство Крещения. Огласительные беседы перед Таинством Крещения совершаются в здании воскресной школы по выходным (в субботу и воскресенье): Таинство Покаяния (Исповедь) В Троицком кафедральном соборе г. Подольска полная, индивидуальная Исповедь совершается: Благословение ко Святому Причастию для тех, кто: Таинство Венчания. В Троицком кафедральном соборе г. Подольска Таинство Венчания совершается над крещёнными православными христианами по их вере в Господа Иисуса Христа, взаимной любви и желанию создать семью по заповедям Божиим. Соборование и Причастие на дому В Троицком кафедральном соборе г. Подольска возможно пригласить священника домой или в больницу (по согласованию с врачом), для совершения таинств Исповеди и Причастия или Соборования на дому. Для этого необходимо обратиться непосредственно к дежурному священнику (ежедневно в соборе с 11:30 до 16:00) или по телефону: +7 (916) 501-26-30 . Отпевание. В Троицком кафедральном соборе г. Подольска отпевание совершается после утреннего богослужения. При желании возможно гроб с телом усопшего оставить в храме на ночь накануне отпевания. Также возможно заказать традиционное заупокойное поминовение в храме: сорокоуст, полугодовое или годовое. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_кафед...

Относительно облачения для Светлой седмицы и в отдание Пасхи указаний нет, а практика различна 124 . Следует ли в пасхальную седмицу читать «светильничные» молитвы и когда? Известны два взгляда по этому вопросу: по одному, молитвы эти, как располагающие к покаянно-скорбному чувству, должны быть пропускаемы в торжественном пасхальном богослужении, а по другому – они во всяком случае должны быть вычитываемы, и именно, во время великой ектении, с которой они соединяются по содержанию. Какое «правило» и какие «входные молитвы» читать священнику в седмицу Пасхи? Священнику, готовящемуся к служению в дни св. Пасхи, довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона «Иисусу Сладчайшему», канон ко св. причащению и вечерние молитвы, а утром молитвы ко св. причащению. Было бы мало уместным и пред самой литургией в дни св. Пасхи вполне вычитывать обычные входные молитвы. В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи...» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах пасхальных, т.е. после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых...», читать «Предварившия утро яже о Марии...», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и проч. 125 ; затем из обычных входных молитв неотложно читать «Пречистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» В Светлую неделю, по Номоканону при Большом Требнике, «помины не бывают» (п. 169). Под словом «помины» в данном случае разумеется великая панихида (парастас) и всенощное бдение (или отдельно совершаемые заупокойная вечерня и утреня) и литургии за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная литургия); поэтому в дни св. Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии. По разъяснению некоторых, относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы, устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их вне храма. Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и во храме (без совершения заупокойной литургии), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию св. седмицу Пасхи». Недели по Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий/и полезное всем подающий,/Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих,/ибо на Тебя они надежду возложили,/Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:  Тебе и Стену и Пристанище имамы,/и Молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Слава, и ныне, Богородичен:  В тебе имеем мы и стену, и прибежище,/и Заступницу, благоугодную Богу,/Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая,/верных спасение. И бывает отпуст. Ектения и отпуст. По отпусте вечерни совершаем в притворе панихиду, на которой поем заупокойный канон 6го гласа. В СУББОТУ НА УТРЕНИ По шестопсалмии, Аллилуия,  на глас 8, со стихи его. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Аллилуия:  на глас 8. Тропарь, глас 8: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/и полезное всем подаваяй,/Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/на Тя бо упование возложиша,/Творца и Зиждителя и Бога нашего. Тропарь, глас 8 Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий/и полезное всем подающий,/Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих,/ибо на Тебя они надежду возложили,/Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.  (2) Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:  Тебе и Стену и Пристанище имамы,/и Молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Слава, и ныне, Богородичен:  В Тебе имеем мы и стену, и прибежище,/и Заступницу, благоугодную Богу,/Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая,/верных спасение. Таже обычное стихословие: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: На всех же ектениах стихословия и канона поминаются вси прежде отшедшии отцы и братия наша. И обычное стихословие. По 1м стихословии глаголем седальны мертвенны, и мученичны. Глас 6: По 1 стихословии седальны, глас 6 Страдальческая противления в подвизе,/мучительныя раны на мученики,/и стояху лицы безплотных, почести держаще победы:/удивиша премудрии мучителей и царей,/низложиша велиара исповеданием Христовым./Укрепивый их Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

Зазвонные колокольца Используемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делятся на несколько видов: 1. Праздничный (большой). 2 . Воскресный. 3. Полиелейный. 4 . Простодневный (будничный). 5 . Малый. 6 . Зазвонные колокольца разной величины. В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений, перед которыми этот звон совершается, различают несколько его видов: 1 . Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один (обычно самый большой) колокол. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и к часам перед Литургией. 2 . Перезвон – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. 3 . Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними. Трезвон бывает к Литургии. Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои». «Красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение особого торжества. «Звон в двои» совершается перед малой вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после утрени и в других случаях. 4 . Перебор – погребальный звон. Производится по одному удару в каждый колокол от малого к большому, а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон, а за ним следует трезвон. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Особые звоны выделяют важность совершаемой в данный момент части богослужения. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. Звоны меняются в зависимости от того, какую службу в данный момент совершают в храме: одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни. Кроме того, существуют особые звоны к заупокойным службам. Часовни

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое ектения? 3 мин., 25.09.2022 Содержание Молитва к Богу бывает просительной и благодарственной. Во время богослужения эти виды молитв облекаются в установленные формы, соответствующие церковным канонам. Одной из таких форм просительной молитвы является ектения. Подробнее о том, что это такое и какие бывают виды ектении, — в «Слайдах» Фомы . 01 Ектения — это вообще что? Проще говоря, это молитва, в которой верующие на богослужении именно просят Бога о чем-то. В переводе с греческого «ектения» означает усердное или протяжное моление. И понятно почему: череда кратких прошений в составе ектении читается диаконом (или священником, когда нет диакона) нараспев громко, что не позволяет вниманию рассеяться. 02 А что еще особенного в этой молитве? При чтении ектении дьякон вытягивает вперед правую руку, простирая перед собой орарь — ленту, перекинутую через левое плечо. После каждого прошения он осеняет себя крестным знамением, а хор возглашает «Подай, Господи» или «Господи, помилуй». Ектении бывают разных видов: великая, сугубая, просительная, малая, заупокойная и ектения об оглашенных. 03 Почему великая ектения — великая? Великая  ектения обычно предваряет начало богослужений — литургии, вечерни, утрени, а также церковных таинств — крещения, венчания, соборования. Это первенствующее положение в структуре богослужений, а также всеобъемлющий характер прошений свидетельствуют о ее значимости. 04 И как она звучит? Она начинается с возгласа: «Миром Господу помолимся» (то есть в мирном состоянии духа), за что ее еще называют мирной, и включает двенадцать прошений, которые последовательно спускаются от более возвышенных — о мирном устроении духа и спасении души — к более приземленным — об избавлении «от всякия скорби и нужды». За каждым прошением следует молитва хора «Господи помилуй». 05 А малая ектения, наоборот, самая маленькая? Совершенно верно, в ней всего три прошения. По сути, это сокращенный вариант мирной ектении. Она и начинается со слов: «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Снова и снова помолимся Господу в мирном состоянии духа».

http://foma.ru/chto-takoe-ektenija.html

22 См.: Слива. Часословы студийской традиции... С. 100, 105; Шугаев И., свящ. Древнерусские богослужебные сборники XIV в.: Историко-литургический анализ [неизданная кандидатская диссертация]. Сергиев Посад, 1999. С. 47–54. 23 Каковое в указанных рукописях, собственно, и носит наименование «панихиды», в то время как молитвы паннихис в этих списках надписаны как «[молитвы,] егда поют канон» (а в ГИМ. Щук. 745 они вовсе никак не озаглавлены и фактически объединены с молитвами вечерни в одну статью). 24 Подробнее об этом заупокойном последовании см.: Желтов Михаил , свящ. Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV века//Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. С. 219–229. (Studia mediaevalia Slavica et Byzantina; 1). 25 Исключение составляют старообрядческие и единоверческие переиздания книг дониконовской печати. 26 От греч. τ λυχνικ, «светильники» – одно из наименований вечерни, время совершения которой соответствовало традиционному времени возжжения лампад. 27 То есть в тот момент, когда на праздничной вечерне совершается торжественный вход священнослужителей в алтарь. 28 Первые восемь молитв сопровождали исполнявшиеся в притворе предварительные антифоны вечерни – по одной молитве на каждый из них (при этом не вполне понятно, как поступали в том случае, когда антифонов было менее восьми). Во время последнего из антифонов происходил вход из притвора в храм, поэтому соответствующая этому антифону молитва была молитвой входа. Следующие шесть молитв сопровождали три центральных антифона вечерни, моление оглашенных и два моления верных. Завершали службу «молитва отпуста» и молитва главопреклонения (см.: Арранц. Как молились... С. 47–48). В свою очередь позднейшая практика чтения почти всех молитв подряд в самом начале службы возникла в ходе адаптации константинопольского соборного Евхология к богослужению, совершаемому по палестинскому Часослову. Порядок вечерни по этому Часослову имеет мало общего с песненной вечерней, и в нем просто не было позиций, для которых были изначально предназначены молитвы константинопольского Евхология.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Дети вставали в семь часов, умывшись отправлялись в столовую на молитву, которая частью пелась всеми, частью читалась по очереди. После молитвы чай, по кружке, с одним куском сахара и ломтем хлеба, иногда белого, иногда черного; в последние годы еще полкружки молока. В девять часов классы, для мальчиков и девочек в особых комнатах. Уроки продолжаются до двенадцати с половиной. В час обед, для всех, мальчиков и девочек, из двух блюд, супа или щей и каши или гороху или винегрета. В воскресенья и праздники и в дни заказных обеден каша и горох заменялись пирогами. Кроме того, в дни заупокойных заказных обеден давалась кутья, а перед обедом в эти дни совершалась заупокойная лития. В иные двунадесятые праздники, кроме того, подавалось жаркое. Суп в скоромные дни готовился с мясом, с расчетом по четверти фунта на человека, в постные – с мелкой рыбой, снетками, грибами. После обеда дети всегда гуляли на воздухе, под присмотром надзирательницы, по улицам, а потом, когда приют обзавелся собственным домом и садом, то в своем садике. В половине четвертого – чай с хлебом, в восемь – ужин. Между чаем и ужином, от четырех до шести, – занятия. После ужина – вечерняя молитва и сон до следующего утра. По воскресным и праздничным дням дети неопустительно присутствовали за вечерним и дневным богослужением в своей приходской церкви. Еженедельно ходили в баню, пока А. И. Русанов не устроил в 1882 году ванны в приютском доме, заменившей баню. Классы для мальчиков и девочек были особые. Утром было три урока, вечером – два. В каждом классе было три отделения, при одном учителе, по типу нынешних петербургских городских начальных народных училищ. Предметы преподавания – чтение, письмо, закон Божий, арифметика. Пению и рукоделию учились во внеклассное время. Число призреваемых в приюте в первый год, 1863–64, было 9 мальчиков и 7 девочек, в следующий год 10 мальчиков и 7 девочек, в 1865–66: 10 мальчиков и 13 девочек. В 1866–67 году число призреваемых детей возросло до 17 мальчиков и 19 девочек, в 1871–72 до 32 мальчиков и 24 девочек, в 1880–81 до 41 мальчика и 37 девочек, в 1892–93 году было 40 мальчиков и 37 девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» Если бы кто-то пригласил вас на Панихиду, заметив при этом, что Трисвятое в начале Панихиды будет читать «тот, по ком Панихида служится», – вы сочли бы это шуткой, притом не слишком остроумной. Но это не шутка, а серьезная уставная ремарка из древнего богослужения «Панихида за живого человека», сохранявшегося, например, в грузинских Евхологиях до XVIII столетия! Эта непривычная для нас Панихида восходит к одному из богослужений суточного цикла по уставу Святой Софии Константинопольской, предназначенному для соборных и приходских церквей. Как видим, само название этого соборного Часа – «Паннихис» (греч., буквально «Всенощное [бдение]»!) – указывает на полную непричастность к заупокойной тематике. Это было торжественное бдение накануне великих праздников (после праздничной Вечерни) и во время Великого Поста. При этом Паннихис, вопреки этимологии названия (синоним греческой Агрипнии или русского Всенощного бдения), отнюдь не продолжалась всю ночь, но была сравнительно непродолжительной службой, состоящей из трех антифонов, пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений. Пресвитерские молитвы Паннихис, приписываемые традицией св. Герману, патриарху Константинопольскому +733), «концентрируются на теме ночного бдения, на ночном поклонении в подражание бесплотным существам». Замечательна судьба песненной Паннихис в русском богослужебном обиходе. Здесь эта торжественная византийская служба была очень популярной и, благодаря универсализму структуры и содержания, «служила рамкой к молитве по важным случаям», постепенно адаптируясь к доминирующему монастырскому богослужению по палестинскому Часослову. В древнерусских Служебниках она именовалась по-разному: «Панахида» или «Паннихида», «Панафида», «Понафида», «Понахида», «Понахыда», а также «Канон» или «Канун», «Молебен», «Вечерня»; иногда ее молитвы не имели названия. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/panihida-za-zdravie-ili...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010