послужить в военной Владимирской церкви. Послал известить главного начальника порта... они предпочитают священническое служение. Так Преосвященный и не служил. – 22–24.06.1902 г. в Севастополе прошли торжественные мероприятия по случаю столетия со дня рождения адмирала П.С. Нахимова. Всех жителей города пригласили принять участие в праздновании, убрать свои дома флагами и коврами, а вечером зажечь иллюминацию. В субботу, 22 июня, в храме св. Владимира (верхнем) в 10 часов утра началась торжественная заупокойная литургия по адмиралу П.С. Нахимову, а по ее окончании – панихида на могиле адмирала в нижнем храме. Литургию и панихиду совершил протоиерейо. Верольский. На богослужении присутствовали главный командир Черноморского флота С.П. Тыртов, чины морского ведомства с семействами, чины севастопольского гарнизона, господа консулы, представители севастопольского общественного управления, прибывшие на торжества защитники Севастополя и участники Синопского боя, а также учащиеся местных учебных заведений и родственники покойного. 23 июня, в воскресенье, в день рождения адмирала, была отслужена торжественная заупокойная литургия поадмиралу П.С. Нахимову в храме св. Владимира защитником Севастополя протоиереем о. Сокальским, бывшим священником Белостокского полка, ив Михаиловской церкви на Екатерининской улице, где отпевали адмирала. После ее окончания состоялся парад войск морского ведомства и севастопольского гарнизона на площади у памятника адмиралу П.С. Нахимову с провозглашением многолетия Их Императорским Величествам, производством императорского салюта и расцвечиванием флагами судов, стоявших на рейде,с молебном и прохождением церемониальным маршем войск – участников парада – мимо памятника адмиралу Нахимову и дома, где он проживал; надоме была установлена мемориальная доска. Командовал парадом генерал-лейтенант К.В. Церпицкий, начальник 13-й пехотной дивизии. В параде участвовали ветераны – защитники Севастополя и Синопского боя, а также представители от семи экипажей Черноморской флотской дивизии, ходившей под началом Нахимова; две роты от Брестского и Белостокского полков 13-й пехотной дивизии, входивших в эскадру вице-адмирала Нахимова всентябре 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик…», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЛИЛУИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аллилуия (евр. hallelu + yah — Хвалите Яхве), торжественная литургическая аккламация , содержащая 2 первые буквы открытого Моисею Имени Божия (YaHWeH — Сущий). Авторы 1-й Книги Паралипоменон возводят начало употребления «Аллилуия» за богослужением в ветхозаветном Храме ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36) — «Аллилуия» служила припевом народа к стихам некоторых псалмов. Наряду с некоторыми другими аккламациями (« Аминь », « Осанна » и др.) «Аллилуия» заняла важнейшее место в иудейском богослужении межзаветного периода и, оставшись непереведенной, была воспринята христианской Церковью с самого начала ее существования. В качестве самостоятельного гимна «Аллилуия» используется за Божественной литургией , причем не только в византийской традиции, но и в латинском и нехалкидонских обрядах. Как самостоятельное песнопение Божественной литургии «Аллилуия» поется, как правило, перед чтением Евангелия, перемежаясь стихами (меняющимися от праздника к празднику); такое исполнение «Аллилуия» называют аллилуиарием . Смысл исполнения аллилуиария перед Евангелием состоит в том, чтобы подчеркнуть ликование, которым сопровождается слушание Слова Божия. Во время аллилуиария или до него (во время чтения Апостола), согласно богослужебному уставу Православной Церкви, совершается каждение . Кроме литургии, особые заупокойный или постовой аллилуиарии могут исполняться на утрене вместо обычного «Бог Господь». Это может происходить только в особые дни церковного года; причем если «Бог Господь» заменяется аллилуиарием в субботу, служба носит заупокойный характер (это т.н. родительские субботы ); если же «Бог Господь» заменяется аллилуиарием в седмичный (будний) день, служба носит постовой характер — совершаются земные поклоны и проч. Тип службы с заменой «Бог Господь» аллилуиарием называется «службой с Аллилуия». «Аллилуия» сохраняет также свое значение припева к псалмам. В частности, в православной традиции «Аллилуия»: Вопрос о том, сколько раз следует произносить «Аллилуия» в составе славословия в конце групп псалмов — дважды или трижды — был предметом споров в Русской Церкви в XV – XVII вв.; неприятие «трегубой» (троекратной) «Аллилуия» стало во 2-й половине XVII в. одним из основных пунктов разногласия деятелей старообрядческого раскола с начатой царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформой. Источники Редакция текста от: 22.10.2006 17:33:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/738.html

В 5-м номере «Церковного вестника» 1888 г. на этот вопрос дается отрицательный ответ, так как в Служебнике прямо сказано, что «при соборном служении действо проскомидии один иерей токмо да творит и глаголет изображенная; прочие же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют». Но в 31-м номере того же журнала помещена по данному предмету обширная заметка другого автора, который находит, что такое решение нельзя признать окончательным, не допускающим никаких возражений. Вопрос заключается в том, может ли и имеет ли право и власть каждый из соборно служащих священников во время совершения одним из них проскомидии подойти к жертвеннику и, взяв просфору заздравную или заупокойную, вынимать из нее частицы, поминая, «их же хощет, живыя же и умершия»? Не спрашивается, может ли он самое «действо» проскомидии совершать и изображенная глаголать, а только может ли сам, своею властию, поминать, «их же хощет», и вынимать частицы за здравие и за упокой? Вопрос этот взят, без сомнения, из новой церковно-богослужебной практики и поставлен в число вопросов недоуменных именно потому, что в Служебнике иерейском находится правило, по-видимому, совершенно противоречащее этой практике. Правило гласит: «При соборном служении действо проскомидии един иерей токмо да творит и изображенная глаголет, прочие же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют». А повсеместная и общепринятая практика наглядно указывает, что все соборно служащие или каждый порознь или один за всех (особенно при архиерейских богослужениях, во время часов, когда проскомисавший иерей находится на средине храма) поминают живых и умерших, вынимая частицы из просфор заздравной и заупокойной, а равно и из тех, которые в это время подаются на проскомидию усердствующими христианами. Откуда же могло возникнуть такое, во всяком случае, прискорбное, противоречие между существующим правилом и его исполнением, между теорией и практикой? Очевидно, что противоречие это (имеется в виду вынимание частиц из заздравной или заупокойной просфоры соборно служащими священниками, вопреки правилу Служебника, запрещающему им такое священнодействие, кроме проскомисующего священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-19/

Б. В некоторых местах на литургии после заупокойного кондака возглашают «Во блаженном успении» и поется «Вечная память». По мнению епископа Афанасия (Сахарова) возглашение «Вечной памяти» на Литургии есть следствие охлаждения к строгому руководству Типиконом и «должно избегать этого анти уставного заупокойного дополнения». В. Несколько заупокойных ектиний на одной Литургии. Практика недавнего времени произносить несколько заупокойных ектений подряд возникла из чувства человеко-угодничества. Забывается, что перед Господом все усопшие находятся в «равном достоинстве» (В храмах Ленинграда допускалось на Литургии за особую плату до десятка отдельных заупокойных ектений). Нельзя поощрять выделение кого-либо из братского общении, из братской любви. Совместная молитва всей Церкви, усиливает и делает ее Соборной. Отдельная ектенья допустима, если в храме находится тело ново-представившегося. Г. Поминовение усопших на великом ходе Литургии указано в иерейском молитвослове, но по словам епископа Афанасия оно «отвлекло бы мысль молящихся от самого главного на Литургии – от величайшего таинства Тела и Крови Христовых больше, чем это имеет в виду Церковный Устав. (Еп. Афанасий «О помиловании усопших по Уставу Православной Церкви» стр. 199). 2. Заупокойные всенощные (парастасы) Церковный Устав предусматривает служение парастасов перед днями общего поминовения усопших или перед заупокойной Литургией, за которой следует отпевание покойника. В некоторых приходах прихожане любят заказывать парастасы во все поминальные даты (на 20-ый и 40-й дни, полгода, на годовщины). Иногда священники такое «усердие» поощряют. В связи с этим приходилось встречать, что перед обычной (рядовой или праздничной) всенощной служится еще другая «заказная» с чтением шестопсалмия, славословия и прочее. Второй всенощной служить не положено, да на деле она выливается в безграмотный набор несовместимых по духу песнопений. Лучше отслужить полную панихиду, чем допускать литургически неполноценные службы. 3. О записи поминовения усопших

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Поэтому в храмовые праздники, как и в великие, не только исключаются все нарочито заупокойные моления со всех решительно служб, даже и с полунощницы, если бы по какой-либо исключительной причине не было в этот день бдения, но и во внебогослужебное время в течение всего дня до отдания, которое совершается на вечерне, в этом храме не должно быть никаких заупокойных последований. Не должно быть их в этот день и во всем приходе, празднующем свой престольный праздник, справляющем как бы именины своего храма. Совершение в этом случае заупокойных последований будет так же несоответственно, неблаговременно и неудобно, как неблаговременно и неудобно было бы пение похоронных песнопений на чьих-либо именинах 232 . Во всех перечисленных до сих пор случаях сокращение и удаление из богослужения поминального, заупокойного, стоит в зависимости, главным образом, от степени торжественности, которая назначается Церковным Уставом богослужению данного дня, и не всегда от характера самых воспоминаний. Но есть еще ряд празднеств, когда по самому существу священных воспоминаний тех дней, имеющих вселенское значение, в богослужении их не должно быть ничего заупокойного, как пробуждающего в молящихся скорбь, главным образом личного характера, частного значения, как вообще несоответствующего светлой праздничной радости и торжеству. К числу таких праздников прежде всего относятся дни воскресные. ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ Строй службы воскресных дней исключает всякую возможность присоединения к нему гласных заупокойных молитвословий и в какой-либо форме гласного поминовения усопших, как не соответствующих праздничному торжеству ежеседмичной Пасхи. Сохраняются лишь краткие общие поминальные формулы на сугубой ектении вечерни, утрени и литургии и на заключительной ектении полунощницы и повечерия 233 . Указатели при апостоле и евангелии и в Типиконе совсем не назначают заупокойных чтений для воскресного дня. Поминовение в Великом посте возможно лишь в субботу и невозможно в воскресенье. В чине литургии Василия Великого , совершаемой лишь в воскресные и немногие другие дни, когда гласное поминовение усопших не разрешается, совсем нет и упоминания о заупокойной ектении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Совершение панихиды после литургии в качестве дополнения к общественному богослужению несоответственно и по времени. Самое название «панихида» по переводу с греческого означает службу всенощную. Поэтому она может быть после вечерни, как всенощное бдение должно быть после малой вечерни. Она может быть во время, предназначенное для утрени или близкое к нему, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. Но как совершать панихиду – СЛУЖБУ «ВСЕНОЩНУЮ» в обеденное время, близкое к полудню, около которого должна оканчиваться литургия, «обедня», предобеденная служба? 430 ЗАМЕНА НА ЛИТУРГИИ ПОЛОЖЕННОГО ПО УСТАВУ ЗАУПОКОЙНЫМ Как ради поминовения усопших на литургии не может и не должно быть никаких дополнений, кроме разрешаемых уставом, так, с другой стороны, и на заупокойной литургии обязательно исполнение всего положенного на данный день по уставу. Поэтому совершенно незаконно наблюдаемое нередко опущение всех тропарей и кондаков и замена их только заупокойными, изо дня в день повторяемыми; опущение рядовых апостола и евангелия и замена их также из недели в неделю повторяемыми заупокойными шестью зачалами из апостола и пятью евангельскими. О таком порядке (или, вернее, беспорядке) можно сказать то, что Типикон говорит о чтении изо дня в день апостолов и евангелий вместо рядовых только святым по месяцеслову: «СИЕ ОТ СВОЕГО НЕРАЗУМИЯ, А НЕ ПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ» 431 . То, что положено по уставу в качестве обязательного на данный день, и на заупокойной литургии должно быть исполнено в первую очередь неопустительно и точно. А заупокойное, когда это разрешается, может быть присоединено в качестве дополнения к основному и обязательному. Даже при исключительно заупокойных службах в субботы мясопустную и Пятидесятницы, заупокойные апостол и евангелие поставляются на втором месте, присоединяясь к рядовым, а не заменяя их. Так же и в три поминальные субботы Великого поста. Тем более во всякое другое время заупокойное не может назначаться в замену рядового, дневного. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ВЕЛИКОМ ПОСТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

По прочтении священством входных молитв (см. стр. 75) и по облачении (или до него) пономарь подает приготовленные вино, просфоры и теплую воду диакону, приготавливающему св. жертвенник для совершения проскомидии. Перед совершением проскомидии, при умовении священнослужителями рук (см. стр. 81), пономарь подает им полотенце. Все время проскомидии пономарь наблюдает за своевременным получением из храма просфор и поминаний. Получив священническое благословение, пономарь может, вычитывая поминания, помогать при служении проскомидии. После того, как священник помянет себя (вынимая частицу из четвертой просфоры) – пономарь подает Диакону кадило (см. стр. 89). По окончании каждения храма (см. стр. 92) – забирает кадило. При окончании 3–го антифона, когда совершается малый вход (см. стр. 100), пономарь предшествует духовенству с горящей свечой. При начале чтения Апостола (см. стр. 107) – подает диакону кадило, по окончании же каждения забирает его. К чтению Евангелия (см. стр. 110) – ставит на солее аналой, а сам становится возле него с горящей свечой, где и стоит все чтение Евангелия. Перед произнесением заупокойной ектении (см. стр. 113) – подает диакону кадило. Во многих местах принят обычай на ектениях поминать по синодику имена, тогда пономарь выносит синодик и подает диакону. По произнесении заупокойной ектении (см. стр. 114) – забирает у диакона кадило. При пении второй ектении верных (см. стр. 118) пономарь приготавливает возле северной двери, в алтаре, подсвечник со свечой и подает диакону кадило. Когда диакон покадит алтарь и солею (см. стр. 118), пономарь забирает кадило. После перехода священнослужителей от престола к жертвеннику (см. стр. 120) вновь подает кадило диакону, а затем отходит к северным дверям, где зажигает свечу и приготавливается к великому входу. При великом входе (см. стр. 121) пономарь предшествует со свечой духовенству. По окончании великого входа (см. стр. 123) – забирает у диакона кадило. Когда, после пресуществления Св. Даров, священнослужители будут совершать земной поклон (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В отношении треб необходимо общие интересы, интерес большинства предпочитать потребностям частным. Перед литургией, например, богослужением общественным, неуместно исполнять частные требы, молебны, панихиды и прочее вопреки назначенному часу, задерживая этим остальных молящихся. Заупокойные поминовения в этих целях с воскресной литургии следует переносить на субботу. Нужно ли говорить о том, что пастырь Церкви должен строго беречь чистоту и духовный строй в своей семейной и домашней жизни? Посты церковные соблюдать обязательно. Нечего нам смотреть на светскую среду, которая всё себе разрешает. Если скудновата постная пища, то и потерпеть нужно – на то пост. Теперь и врачебная наука стала признавать предпочтительные преимущества пищи растительной перед пищей из животных материалов. Нужно священнослужителям в порядке держать и свои хозяйственные дела. Не годится так часто менять приходы, что у нас очень водится. Кто не рассчитывает на данном приходе долго жить, тот легко относится к местным людям и к делу. Получается прямой вред нравственный и материальный. Занимая данный приход, священник должен понимать, что он принимает духовное поручение от Самого Главы Церкви Христа. Так в старину отцы наши и понимали дело, почему на бедных приходах сидели десятки годов и даже всю жизнь. Сколько бы ни судил Господь пробыть на приходе, нужно так в нем трудиться, как если бы пришлось в нем прожить всю жизнь. 2) Переходим к положению прихожан. В связи с войной усилилось в народе благочестие. Больше стали посещать богослужение, просят совершить заздравные и заупокойные молитвословия. В письмах с мест военных действий часто просят молитв. Нам нужно не только надлежаще удовлетворить этот запрос духовный, но добрым удовлетворением всячески закрепить в сознании народном такое доброе настроение. Нужно всё сделать, чтобы прихожанина сердце влекло в храм Божий к богослужению, чтобы он получал там не только духовное благодатное утешение, но чтобы это доставляло ему радость и утешение в обыкновенном смысле. Для этого нужно сделать прихожанина ближайшим участником храмовых дел. Всякое благоустроение в храме и для богослужения производить после беседы и по совещанию с прихожанами. Образовать из них кружки усердствующих для чистки и уборки храма. Почтенным старикам поручать наблюдение за поведением в храме детей и подростков. Совершать по хуторам всенощные, обедницы, молебны, панихиды и другие общественные молитвословия возможно чаще. Заводить церковные хоры. Привлекать к чтению и пению школьников и школьниц. Допускать к прислуживанию в алтаре, по общему благословению архиерейскому, в стихариках достойных школьников. Применять при богослужении общенародное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010