Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

иеромонах Афанасий (Стрельцов) Православное заупокойное богослужение в осмыслении святителя Афанасия (Сахарова) епископа Ковровского, исповедника и песнописца Источник Скачать epub pdf Заупокойные богослужения и поминовение усопших – важная часть богослужебного круга, которую исследовал епископ Афанасий (Сахаров) . В своем труде святитель подробно разбирает все заупокойные богослужения Православной Церкви в течение года, приводя их историческое значение, а также рассказывает, как лучше мирянину молиться за усопших. Минувшее столетие в истории нашей Церкви было временем испытания на прочность веры в Господа. Господствующая идеология того времени выстраивала жизнь общества вдали от Бога. Поэтому все, что было связано с религией, оказывалось вне закона и должно было быть искоренено. Закрывались монастыри и храмы, начинались гонения на христиан, церковная жизнь приходила в упадок. Сотни тысяч людей духовного звания и мирян проявили свою верность Богу, идя путем мученичества и исповедничества. Будучи в разных жизненных обстоятельствах, занимая разное положение в жизни Церкви и общества, все они были едины в одном – в своем желании быть со Христом. «Последуя Христу, Православная Церковь взошла на свою Голгофу, день за днем, год за годом распинаемая новой богоборческой властью» 1 . Но и одновременно с этим: «Это было время великих духовных подвигов. Пожалуй, с первых веков христианства не появлялось за такой короткий период столько мучеников за веру, столько бесстрашных исповедников, для которых «жизнь – Христос и смерть – приобретение» ( Фил. 1:21 )» 2 . Именно в такой период времени пришлось нести свое архипастырское служение и заниматься литургической деятельностью святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу. Смыслом всей жизни святителя Афанасия было богослужение, которое придавало силу переносить тяжесть окружающей действительности. Революционные движения, атеистические идеи внесли расстройство и в богослужебную практику Церкви. Все это, а также смерть матери, натолкнуло владыку Афанасия на мысль написать труд, в котором он хотел растолковать, что говорится в Уставе о православном поминовении усопших. Находясь в туруханской ссылке, в 1930 году святитель предпринимает первый опыт исследования, окончил которое он незадолго до блаженной кончины. На первой странице исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» подпись: это творение будет написано в память о горячо любимой матери, что свидетельствует об искренней сыновней любви к почившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вальс в Бостоне ТАЙНА ОТЦА РОМАНА В Бостоне мы начали за упокой. В том смысле, что первым пунктом в программе нашего пребывания в этом американском городе оказалось заупокойное богослужение в здешнем Богоявленском храме. Впрочем, это обстоятельство вовсе не омрачало встречи, которая состоялась у церковных ворот. Все пространство вокруг храма было заполнено людьми. Конечно, они ждали чудотворную икону, которую сопровождала делегация Московского Патриархата. Но и самих гостей из Москвы воспринимали здесь как некое чудо. Встречали так, будто родных после долгой разлуки.   ДА ВЕДЬ ТАК ОНО И ЕСТЬ - ПО СУТИ Во время этого путешествия как-то совсем уж очевидным становится, до чего противоестественно было столь долгое и мучительное разделение русских православных людей. Только теперь открывается многое из того, что до недавнего времени было тайным. Нам признавались, например, священники Зарубежной Церкви, как, несмотря на запреты, они все-таки ухитрялись величать во время богослужений Патриарха Алексия, называя его " рабом Божиим монахом Алексием " . А многие прихожане рассказывали, что и до официального разрешения они молились в храмах Московского Патриархата, совершали паломнические поездки в Россию. Да что говорить, если и сам митрополит Лавр, глава Зарубежной Церкви, приезжал в Россию инкогнито, как простой монах, чтобы поклониться православным святыням. С одной из самых удивительных тайн встречного движения церковных людей России и Зарубежья самым непосредственным образом связано и то самое заупокойное богослужение в Бостоне. Поминали прежнего настоятеля Богоявленского храма протоиерея Романа Лукьянова, который скончался весной этого года - за три дня до подписания Акта о восстановлении канонического общения в Русской Православной Церкви. А ведь он оказался весьма заметным участником этого процесса, хотя многие годы его миссия была скрыта. Именно отец Роман хранил у себя дома необычайно символические реликвии - богослужебные облачения скончавшегося в 1985 году первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Филарета, которые тот завещал передать Патриарху Русской Православной Церкви, но только тогда, когда в России прекратятся гонения на Православие. Особенно поразительно, что часть облачений по воле владыки Филарета следовало передать в Дивеевский монастырь, хотя и представить тогда было невозможно, что эта обитель когда-то возродится, тем более что непосредственно рядом с ней действовал секретный оборонный объект.

http://pravoslavie.ru/5036.html

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Заупокойное богослужение Смерть христианина В земной жизни человека бывает порой много испытаний, скорбей, бед и болезней. Но самое серьезное испытание готовит ему смерть. Неизбежный конец жизни – удел всякого человека на этой земле. Только вера открывает человеку те горизонты, которые не являются очевидными в этой жизни. По учению Святой Церкви, усопшие живут по смерти и Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо, по слову Христову, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20; 38 ). Поэтому умершие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами действительное, живое общение. Христианин знает, что смерть – это «великое таинство» его нового рождения из земной временной жизни в вечность. Он знает, что оттого, как он пройдет свой жизненный путь, зависит образ его существования за гробом. Поэтому в своем «земном путешествии» он руководствуется заповедями Христовыми, показывающими истинный путь к Небесному Царству. Подойдя к пределам своей жизни, любой человек нуждается в помощи своих близких как физической, так и, в гораздо большей степени, духовной. Смерть человека – испытание не только для него, но и для всех его окружающих. Та молитва , та помощь, которую еще живой человек оказывает своему умирающему близкому, становится исполнением одной из важнейших заповедей Христа: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7; 12 ). Очень важно не только помочь близкому, оказавшемуся на пороге смерти, подготовиться к ней, прибегнув для этого к спасительным Таинствам Церкви, но и сделать все необходимое для того, чтобы Господь улучшил его загробную участь. Канон 18 молебный на исход души Христианин, видя, что дни жизни его родственника либо близкого человека подходят к концу, обязан в этот самый тяжелый и ответственный час привести к одру умирающего человека священника, который совершит над ним Таинства Покаяния, Причащения и Соборования. Значение этих Таинств в последние часы жизни огромно и их принятие может серьезно повлиять на посмертную участь человека, а то и радикально изменить ее. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы больной, находящийся в беспомощном состоянии, смог прибегнуть к этим спасительным Таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

5. Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших. Мч. Конона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября) . Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (мч. Конона Исаврийского) – по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 26 февраля) (А) . В этот день может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов» (Б) . А. На великом повечерии в пятницу вечером поется служба мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), а также заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. Окончание великого повечерия см. 26 февраля. Полунощница обычная – субботняя. На утрене по 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 6-й: «Страдальческий подвиг...», «Страдальческое стояние...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих...» – «Господи, святых Твоих память...»; стих: «Многи скорби праведным...» – «Воистинну суета всяческая...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже Благословенную нарекий...» (см. по 1-м стихословии). На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 6-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Болезнь Адаму бысть...» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бога, из Тебе воплотившагося...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 6. По входе – тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Помяни, Господи, яко Благ...». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

Скачать epub pdf Содержание Предисловие к канону о усопшем Начало заупокойных канонов Канон, глас 1-й Канон, глас 2-й Канон, глас 3-й Канон, глас 4-й Канон, глас 5-й Канон, глас 6-й Канон, глас 7-й Канон, глас 8-й Канон о едином усопшем, глас 8-й Канон о единой усопшей, глас 8-й Окончание общее для всех заупокойных канонов Каноны из субботы Октоиха текущего гласа используются на панихидах (указано в 14-й главе Типикона).   Разнообразные чины и молитвы о усопших, содержащиеся в церковных богослужебных книгах, составляют огромное богатство Церкви. Однако для многих современных христиан эта церковная сокровищница остается в значительной части закрытой, так как богослужебные книги малодоступны и пользоваться ими сложно. Вместе с тем сейчас распространились различные неканонические тексты молитв о усопших, как правило, взятые из униатских молитвословов или новосочиненные. Выдающийся знаток церковного Устава и исповедник веры ушедшего века святитель Афанасий (Сахаров , †1962) в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» указывает на необходимость послушания Церкви во всяком духовном делании, особенно же в молитве. Молитва не по чину церковному, – говорит он, – подобна тому «чуждому огню», который принесли Богу Надав и Авиуд, недостойные сыновья священника Аарона 1 . Поступая самочинно, мы можем стать на опаснейший и гибельнейший путь гордости и вместо пользы причинить вред и себе и другим. Это относится не только к храмовому, общественному богослужению, но и к домашней молитве. Церковные чины и последования, в частности, и правила поминовения усопших, слагались из молитвенного опыта святых, под руководством Духа Божия 2 , и христиане со смирением и любовию принимали их – не как иго неудобоносимое, а как благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери – и, следуя им, спасались 3 . Так и все желающие идти путем спасения должны быть послушными чадами Церкви и постараться усвоить строй ее жизни и молитвенный опыт отцов, не изобретая ничего своего и не беря в употребление ничего чуждого 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

у мемориала в память о первых жертвах Чернобыльской катастрофы ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:27 Уроки Чернобыля как духовное испытание Скорбный юбилей, 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС, Русской Православной Церковью был отмечен особо. Впервые заупокойную молитву в зоне отчуждения — у саркофага, который закрывает разрушенный энергоблок, — совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, побывавший на Украине в период с 25–27 апреля. В ночь на 26 апреля Святейший Патриарх совершил заупокойную литию по жертвам аварии на Чернобыльской АЭС у мемориала на территории храмового комплекса архистратига Михаила в киевском районе Дарница и принял участие в траурной церемонии. В 1 час 23 минуты (время взрыва реактора) прозвучали 25 ударов колокола, установленного на вершине кургана «Герои Чернобыля», — по числу лет, минувших со дня трагедии. Святейший Патриарх подчеркнул неоценимое значение подвига ликвидаторов Чернобыльской аварии: «Пожарные, ликвидаторы и все те, кто пострадал от страшного чернобыльского взрыва, от той ни с чем не сравнимой катастрофы, оставили свет среди нас, живущих. Именно те, чьи имена мы сегодня молитвенно вспоминали, жизнью своею дали возможность нам жить, они защитили нас от огненного чрева взорванного ядерного реактора». Посещая после траурной церемонии храм Входа Господня в Иерусалим (этот храм освятили в честь праздника в память о том, что взрыв реактора произошел именно в Вербное воскресенье) на территории храмового комплекса, Предстоятель отметил, что 25-я годовщина Чернобыльской катастрофы совпала со Светлой седмицей и передал храму образ Воскресения Христова. Днем 26 апреля Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир прибыли в храм во имя святого пророка Илии в Чернобыле — единственную церковь, действующую в зоне отчуждения ЧАЭС. Здесь Предстоятель отслужил Пасхальный молебен. За богослужением вместе молились не только архиереи и клирики России и Украины, но и президенты двух государств — Дмитрий Медведев и Виктор Янукович.

http://e-vestnik.ru/church/uroki_chernob...

Заупокойное богослужение: объяснение обрядов, предшествующих погребению, чина погребения, и обрядов, последующих за погребением Источник Содержание Заупокойное богослужение I. Об обрядах, предшествующих погребению православного христианина II. О священных действиях, составляющих собственно чин погребения православного христианина III. О обрядах, последующих за погребением православного христианина Приложение. Умилостивительные каноны на исход души (в русск. переводе) Из песнопений панихиды     Не должно презирать и бросать тела усопших верных, которые как орудие употреблял Дух Святый ко всякому доброму делу. (О граде Божием Блаж. Август. кн. 1-я, гл. 15). Не напрасно установили Апостолы, чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших. Они знали, что от этого много им помощи, много пользы (Бес. LXX Св. Иоанна Злат.). Частица, вынимаемая во время страшного жертвоприношения, при поминовении над нею имени отошедшего, соединяет его с Богом и даёт возможность невидимо быть причастником Его и иметь общение с Ним. (Симеон Солун. II, 542 стр.). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Заупокойное богослужение Нет для человека на земле ничего дороже жизни, и чего-чего не делает, чего не предпринимает он, чтобы жизнь его текла на земле тихо, спокойно, счастливо! Но если так много занимает человека земная жизнь его, то как много должна занимать та жизнь, которая конца не будет иметь! Как должна быть для него важна и самая минута перехода его в ту жизнь! И все это, действительно занимало и занимает многих людей не только христианского, но и нехристианского вероисповедания, хотя выражения этих дум и забот у них весьма различны: чем чище их понятия о душе человека, чем выше их мысли о Боге, о жизни загробной, тем чище и выше самые обряды, которыми они сопровождают почивших в другую жизнь и наоборот. Из всех христиан, обитающих на земле, православные христиане имеют у себя самые трогательные и умилительные погребальные обряды. Так как одни из этих обрядов предшествуют погребению, другие сопровождают погребение, а третьи наконец, последуют за погребением, то наше объяснение заупокойного богослужения разделится на три части.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ всякое богослужение , посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно. Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75). 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография ; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших. Погребение (отпевание)

http://pravenc.ru/text/182647.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 47. Ароматное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы рассмотрели общую структуру Вечерни. Теперь несколько занятий посвятим ее частностям. Сегодняпоговорим о каждении, которым начинается вечерня в составе Всенощного бдения и которым сопровождаются отдельные части основных богослужений. Благовония за богослужением Богослужение в виде воскурений имеет Божественное происхождение. Еще в Ветхом Завете Бог так повелел Моисею: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне… ароматы… для благовонного курения ( Исх. 25, 2, 6 ). Моисей приготовил таковые для того и другого употребления, причем пропорции составных веществ были указаны опять-таки Самим Богом ( Исх. 30, 22-25, 34-38; 37, 29 ). В качестве курительного материала при Моисее брались стактионих, душистый халван и чистый ливан; впоследствии к ним прибавили еще другие ( Исх. 43, 24; Иер. 6, 20 ; ср.: Сирах. 24, 7 ). Каждение благовонными веществами в новозаветной Церкви также употребляется с самого начала ее основания, о чем говорят Апостольские Постановления и различные чины Литургий. Каждение употребляется в торжественные моменты службы. У далеких от Церковной жизни существует убеждение, что каждение — принадлежность грустного, скорбного, печального, по преимуществу заупокойного богослужения. Но с точки зрения церковного Устава, наоборот, каждение есть признак торжественности, праздничного характера богослужения, важности его частей. Значение каждения А сейчас хочу обратить ваше внимание на такую уставную особенность, согласно с которой Всенощное бдение начинается с каждения всего храма. То, что его полагается производить до начала са­мой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, равно как обстоятельность, с какою описывается оно в Типиконе, делает из него как бы особую службу!! Причем, каждение должно совершаться в полном безмолвии и все должны в это время стоять. В этом случае, каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов со­жжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных рели­гиях, христианская Церковь удержала эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

http://azbyka.ru/video/47-aromatnoe-bogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010