Суть и смысл евангельского закона не могут быть осознаны и усвоены помимо, вне евангельских «блаженств»; неслучайно содержание этого «закона» в самом евангельском тексте, в основном, следует непосредственно после «блаженств». Сами эти «блаженства» при рассмотрении их с точки зрения возможности практического опыта, представляют собой с одной стороны, ту нравственную почву, на которой возрастает и процветает личностная жизнь каждого христианина; с другой – метафизические горизонты возможных этических достижений. С точки зрения возможного практического опыта они представляют собой наибольшую ценность в нравственном отношении. Иначе они – не более чем великолепный литературно-философский памятник, очень важный с позиции исторического изучения этических проблем, но совершенно бесплодный с позиций собственно жизни. «Блаженства» ориентируют на жизненное, но вместе с тем и на идеальное воплощение. Нравственный закон, предложенный Христом «за» «блаженствами» и в свете «блаженств» « как раз и раскрывает пути их воплощения. Нет, он не принижает, ни «заземляет», не утилизирует их, но раскрывает их подлинную жизненность. Правда, эта «жизненность», в полноте совершенно недостижима с позиций «естественной» нравственности. «Вышеестественность» евангельского закона особенно ярко раскрывается в свете следующей природно-непостижимой заповеди: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другу. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5, 38–40 ). «Око за око и зуб за зуб» – заповедь естественной человеческой справедливости, предложенная ветхозаветным откровением – в некотором смысле была нравственным шагом вперед, по сравнению с «нижеестественным» законом, по которому за око следовало взять два ока, за два ока скальп, за скальп – жизнь целого рода или, по крайней мере, семейства. Конечно, справедливость лучше, чем непрерывный всечеловеческий бой ненавистей, но несравненно выше и непостижимее – «обрати к ударившему и другую щеку...»; т.е. не просто не ответь ударом на удар и оком за око, – но согласись со справедливостью понесенного удара; признай: Я еще и не такое заслужил! – и дай возможность обидчику еще обидеть тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Часто я вас, возлюбленнейшая братия, увещеваю удаляться от худых дел, избегать беззаконий мира сего, но сегодняшним чтением Св. Евангелия побуждаюсь сказать, чтобы вы с великою осторожностью опасались даже добра, творимого вами, дабы через то самое, что вами правильно совершается, не желать покровительства или благоволения человеческого, дабы не подкрадывалось желание хвалы, и чтобы открываемое вовне не было лишаемо награды внутренней. Ибо вот, по слову Искупителя, десять дев, — и все называются девами, и однако же не все впущены в дверь блаженства, потому что некоторые из них, желая отвне славы своему девству, не хотели иметь елея в сосудах своих. Но прежде нам надобно спросить: что значит Царство Небесное, или почему оно сравнивается с десятью девами, которые еще называются девами мудрыми и юродивыми? Ибо, когда о Царстве Небесном известно, что в него не входит ни один из нечестивых, то для чего же оно представляется подобным даже юродивым девам? — Но нам надобно знать, что на священном языке Царством Небесным часто называется Церковь настоящего времени. О чем в другом месте Господь говорит: «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф 13.41). Ибо в том Царстве блаженства, в котором существует высший мир, не могли быть найдены соблазны, которые должны быть собраны. И поэтому опять говорится: «итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Мф 5.19). Поскольку заповедь нарушает и учит тот и тогда, когда кто не исполняет в жизни того, что проповедует словом. Но до Царства Вечного Блаженства не может достигнуть тот, кто не хочет на деле исполнять того, чему учит. Следовательно, каким образом в нем наречется тот, кому никак не дозволяется даже войти в него? — Итак, в этой мысли что называется Царством Небесным, если не настоящая Церковь? — В ней-то учитель, нарушивший заповедь, называется меньшим, потому что чья жизнь подвергается презрению, того и проповедь остается без внимания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эти четыре заповеди – суть заповеди проявления любви к Богу. Только четвертая заповедь испытала теперь изменение, что вместо дня субботнего мы празднуем день воскресный вследствие Воскресения Христова. А следующие шесть заповедей относятся к любви к ближнему. Итак, пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле». Шестая: «Не убивай». Седьмая: «Не прелюбодействуй». Восьмая: «Не кради». Девятая: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Десятая: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Таковы заповеди, данные Господом Богом через Моисея на горе Синайской. Господь наш Иисус Христос пришел не для того, чтобы разорить закон, не для того, чтобы разорить старые заповеди, а для того, чтобы исполнить их. И в то же время Христос Спаситель дал новый взгляд на заповеди Божии. Он дал так называемые заповеди блаженства. Что значит быть блаженным? В переводе на более простой язык это значит быть счастливым. Итак, эти заповеди блаженства можно назвать заповедями счастья. Христос Спаситель показал нам, что, исполняя заповеди Божии, будешь счастливым. В то же время эти заповеди блаженства относятся больше не столько к действиям человеческим, сколько к внутреннему миру, е человеческой душе. Вот они ( Мф.5:3–12 ). Первая: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство Небесное». Вторая: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Третья: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Четвертая: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Вот четыре заповеди, которые относятся именно к устроению внутреннего мира – души человеческой. А вот пятая: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Милостивый человек любит ближнего. Эта любовь находится как свойство в его душе, но в то же время она обязательно должна сказываться в действии. Шестая: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (это опять заповедь, которая касается состояния человеческой души).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Плачущие — утешатся О второй заповеди блаженств 29 августа, 2014 О второй заповеди блаженств Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете. А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче. Слезы — от чего? Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы  — это скорбь, а плач  —  очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости? Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий — не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа:  Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие…  (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния  — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

http://pravmir.ru/plachushhie-uteshatsya...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Высказывания о Заповедях Блаженства Первая заповедь «Христианин же (всякий нищий и богатый) должен сознавать себя нищим духовно, то есть видеть что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти, чувственности и греховную гордыню, и это должен помнить каждый из нас» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр.27). Вторая заповедь «Блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач о грехах и в связи с этим об удалении от Царства Божия кроме того среди подвижников христианства много было и таких исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях – об их грехах, падениях и страданиях но и вообще не противно духу Святого Евангелия под плачущими понимать также всех скорбящих и обездоленных людей если они свою скорбь принимают по-христиански смиренно и покорно. Они поистине блаженны ибо будут утешены Богом любви» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр. 28). Третья заповедь «Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает во голоса на согрешающих и обижающих «не воспрекословит не возопиет и никто не услышит голоса его» ( Матф.12:19 ). Кроткий «будучи укоряем не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мучением, но предоставляет мыслить за себя Судящему праведно» ( 1Петр.2:23 ). Вот величайший образец кротости! Вот ее существо» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева, т1, стр.173) Четвертая заповедь «Приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанн 6,35). «Но ныне независимо от закона явилась правда Божия о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Потому что все согрешили и лишены Славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его в прощении грехов соделанных прежде» ( Рим. 3,21–24 ). Пятая заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Жить подлинной человеческой жизнью — значит приобщаться той любви к Богу, которую Пречистая Дева явила от Своего Рождества до Благовещения, и с которой Она ожидала рождения Сына Божия. Вместе с Нею, Ее молитвами за нас, грешных, идти навстречу идущему к нам Христу. Мы помним из Евангелия ответ Господа вопрошающему, что надо делать, чтобы войти в жизнь вечную. Речь идет об известных заповедях Божиих: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 18—19). А что же тогда означают заповеди блаженства, которые Господь дает в Нагорной проповеди? Н.Е. Голубева, г. Пенза Что означают для нас эти заповеди? Не заключена ли в них новая духовная программа спасения, пастырская стратегия Господа? И ученики Христовы, вдохновленные ею, наконец-то, могли бы по праву сказать: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). А другие услышат в них учение, обращенное к каждому из них, новое Десятисловие, заповеди, устанавливающие еще более возвышенный нравственный порядок: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Эти ожидания и эти вопрошания — законны. Но если внимательнее прислушаться к тому, что говорит Господь, можно воспринять их иначе. Стать нищим духом, плакать, испытывать алкание и жажду, быть оскорбляемым и гонимым не есть в собственном смысле заповеди совершенства. Потому что на самом деле здесь Господь ничего не заповедует. Он делает другое. Он называет блаженными всех восходящих к Богу, во Святое Святых, крестным путем, обозначая особенности этого восхождения — то, чем определяется блаженство. Обратим внимание, что заповеди блаженства открывают нашу Евхаристию — то благодарение, которое мы приносим в молитвах Господу. И без которого не может совершиться чудо освящения. Оказывается, не всегда нужно что-то просить у Господа. Иногда достаточно принести Ему заранее благодарение, как если бы просимое уже было получено. «Имейте веру Божию, — говорит Господь.

http://moral.ru/dom-11-2020/

Седьмая заповедь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.      Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном. Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога. Восьмая заповедь Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.      Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/104825.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение второй Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Матф.5:4 ) . Плачущие, о которых говорится в этой заповеди, это те обычные люди, которые искренне раскаиваются и чистосердечно скорбят о своем грехе. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лука.6:25). Таким образом под плачущими Христос имел ввиду людей, истинно скорбящих о своих грехах и просящих со слезами прощение у Бога. Таким людям Господь говорит: «Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» ( Иер.31:13 ). Человек, ставший «нищим духом», то есть человек, освободившийся от душевных и физических вожделений, не может также не оплакивать греховное состояние падшего человечества. Такого человека ужасает и заставляет возрыдать безбожие греховного мира, плененного собственной гордыней и тщеславием. Такой человек плачет из сострадания над грешным миром заблудших людей, как Господь над Иерусалимом. Такие люди блаженны, то есть счастливы, так как они плачут со Христом из чувств сострадания к грешному миру. Благословенная скорбь о грешниках и слезы сострадания к ним, являются неотъемлемой частью духовного развития человека и его нравственной жизни. Но такая скорбь не окрашена мраком и безысходностью, а пронизана светом надежды и веры в то, что Христос поможет людям избавиться от грехов их, и принесет им утешение. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» ( 2Кор.1:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Едва Ева вняла лукавому совету, как её душа уже стала темнеть: она отвратила свой ум от источника света, Бога, и тем погрузила его в тьму греховного мрака. В этом мраке она не видела, куда идет, решившись преступить заповедь Божию. Дерево, которого она должна была бояться, чтобы не подвергнуться тому осуждению, которое неминуемо угрожало нарушителям заповеди, это дерево ей показалось хорошим в пищу, приятным для очей, и вожделенным в надежде совершенного знания. Этот мрак объял и Адама, когда послушал Еву, и вкусил плода от запрещенного дерева. Как омрачился разум падших прародителей, видим из поступков их после преступления заповеди. Моисей повествует: «и услышали глас Господа Бога, ходящего в саду во время прохлады дня, и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями сада». ( Быт. 3:8 ). Смотрите, как сделался малосведущ тот, кто прежде, как земной владыка тварей, светлым оком своего ума, обозрев приведенных к нему животных, давал свойственное имя каждому из них! Он теперь, лишенный благодатного света, потерял правильное понятие и о том, кто дал ему жизнь и все, о своем Творце и Боге: от Вездесущего и Всеведущего он думает скрыться между деревьями сада. Так омрачился разум грешников! До преступления заповеди Божией, невинное и чистое сердце человека всецело принадлежало Богу, любило Его, как верховное свое благо, стремилось к Нему, как источнику жизни и блаженства. Но грех удалил сердце человека грешника от источника его блаженства; грех лишил человека мира, радости и блаженства, каким он наслаждался, осеняемый светом благодати Божией, и наполнил сердце его беспокойством и страхом. Бог воззвал к Адаму и сказал ему: «Адам! где ты? Он сказал: я услышал глас Твой в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт. 3:9, 10 ). Грех извратил волю человека. В невинном человеке воля, как правая, стремилась к одному концу, к исполнению воли Божией. А после грехопадения, когда разум помрачился и сердце уклонилось от Бога: тогда и воля потеряла свою правоту и прямое стремление к исполнению Божеской воли; она сделалась более наклонною к злу, чем к добру. Видим, как Адам и Ева превратно стали действовать: вместо того, чтобы, сознав свою вину, раскаиваться и сокрушаться о своем грехе пред Богом, они ищут мнимого оправдания. Бог говорит Адаму: «кто тебе сказал, что ты наг? Разве ты вкусил от древа, от которого я запретил тебе вкушать? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод от этого дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» ( Быт. 3:11–13 ). Так нарушители заповеди Божией слагают вину преступления один на другого: Адам обвиняет жену, и некоторым образом Самого Бога, говоря: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод». А Ева слагает свою вину на змея: «змей, говорит, обольстил меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Заповеди блаженства — изображение того, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы любовь Божия во Христе Иисусе излилась Духом Святым в наших нищих человеческих сердцах. Эти заповеди бьют источником воды живой среди мира печали, несчастья и страданий. Уходя из этого мира, Господь не оставляет нас, и это наполняет нас радостью, потому что Он оставляет нам Свой мир, Свою радость: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает» (Ин. 14, 27). Он дает нам его в час, когда Он восходит ко Кресту и Воскресению, и когда говорит: «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное». Здесь мера того, чем должна быть вера наша. Христос дает нам жизнь, Он дает нам Свою жизнь — готовы ли мы в свою очередь отдать Ему свою, потому что Он так любит нас? В Церкви звучат непостижимые, неслыханные слова, когда Христос говорит. «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, Сына Человеческого ради». Есть в них что-то все на свете превосходящее, вышеестественное, они — суть Евангелия, истина христианства. Мне приходилось встречать людей, которые, находясь еще на пороге веры, говорили: «Но это то, что я всегда чувствовал, то, чего всегда искал, то, чего жаждал услышать». Смысл нашей жизни — не мешать Господу раскрыть в нас Свою любовь, Свой мир, Свою радость, радость даже среди гонений. Это то, что, в конце концов, является главным признаком христианина. «Мир оставляю вам, радость Мою даю вам» — узнать это, значит по-настоящему обрести веру в Воскресение Христово. Слово Божие предупреждает нас: «Если Христос не воскрес, ваша вера ничего не значит, вы по-прежнему в грехах ваших». Но в праздник нашего пасхального святого — святителя Николая, так же как в праздник святого Царя-мученика Николая, который восходил к святости под его покровом, в праздник всех наших святых, мы возвещаем заповеди блаженства, потому что Христос воскрес. Эти заповеди есть следствие победы Божией, они исходят из Воскресения Христова.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/22/ta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010