Под плачущими можно в расширительном смысле понимать всех страдающих 107 , находящихся в отчаянных обстоятельствах 108 , скорбях и гонениях 109 , ощущающих свою беспомощность и уязвимость 110 . Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в книге пророка Исаии – в том самом отрывке, который Иисус прочитал в назаретской синагоге ( Лк. 4:16–20 ). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας), дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» ( Ис. 61:1–3 ). Словесное сходство двух греческих переводов – книги пророка Исаии и слов Иисуса – очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии 111 . Тот факт, что Иисус в назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно в Себе Он видит источник радости: именно Он призван утешить всех плачущих. Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной Вечере: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Ин. 16:20 ). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении – с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:22 ). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной Вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним – Богом воплотившимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга. Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви , данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» ( Мф.22:37-40 , Мк.12:29-31 ) . И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ) . Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… ( Мф.5:3-8 ). Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

«Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Nc. XXVI, 13 ). »Впрочем мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которой обитает правда« ( 2Nem. III, 13 ). § 29. О четвертой заповеди блаженства 226. Кто является алчущим правды по Заповеди: »Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Mф. V, 6 )? Господь сказал в этой заповеди не о тех, которые оказывают предпочтение правде и не о тех, которые желали бы осуществление правды. Христос удостоил блаженства того, кто мучительно негодует на всякую неправду и так ожидает торжества истины, как голодный ищет насытиться и как нужна вода изнуренному жаждой . Ибо: " Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо: дабы мы, умерши для грехов, жили бы для правды« ( 1Nem. II, 24 ). 227. Что разумеется в 4-й Христовой Заповеди под словом правда? В славянских языках имеются однозначащия наречия: прямо, право, просто, правильно, верно. Правда – значит прямой, без изгибов путь, простое, верное направление к цели. В области нравственных понятий правда есть не только верный подступ к истине, но это – земной образ истины, ея свершение, истина на деле. Исполнение правды – то же самое, что служение истине . " Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» ( Nc. XXXVI, 3 ). Спаситель, принимая Крещение от Предтечи, назвал правдою исполнение ветхозаветного закона, т.е. того, в чем заключается истина. »Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Mф.III , 15). 228. Был ли дан образ истины человекам? Живой образ истины дан миру в лице Иисуса Христа, вочеловечшагося Сына Божия. «И Слово стало плотию: и обитало с нами, полное благодати и истины« ( Uoah. I, 14 ). »Пилат сказал Ему: что есть истина?» ( Uoah. XVIII, 38 ). Чувствовал язычник, колебался, но не признал в себе, что пред ним в ту минуту предстояла воплощенная Истина; и предал Ее на распятие. 229. Что есть Истина? «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер. Х, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение восьмой Заповеди Блаженства Восьмая заповедь блаженства гласит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5,10 ). В этой заповеди говорится о людях, которые в своей жизни во всем живут по правде, придерживаясь справедливости. Под правдой в этой заповеди понимается исполнение Закона Божьего. Правдолюбцы, то есть люди, которые выше всего на свете чтят Слово Божие и исполняют Божий Закон во всем, согласны добровольно переносить лишения, бедствия, страдания и даже быть гонимыми, но не отступать от соблюдения правды, (то есть от Закона Божьего) будут блаженны, счастливы и получат Царство Небесное. Иисус Христос предвидел, что многие Его ученики и последователи из-за того, что они стали приверженцами и распространителями Его Учения, будут подвергаться гонениям, испытают много лишений и страданий. Но тем не менее люди не должны пугаться страданий, так как ничто не может повредить человеку если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Иисус Христос будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, и увенчает его за подвижнический подвиг неувядаемым венцом славы. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» ( Иоан.15:20–21 ). Истинные христиане, живущие по Христу (то есть соблюдающие учение Христово), всегда будут преследоваться темными естественными и сверхъестественными силами, также как преследовался Иисус Христос. Истинные христиане за правду Христову, которую они исповедуют, и за добрые дела, которые они делают во имя Христово, будут подвергаться преследованиям и страданиям. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Однако христиан не должны пугать муки и страдания. Так как тот человек, который за правду Христову подвергается гонениям и страдает, будет охраняем и утешаем Христом, как три верных отрока в Вавилоне. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). То есть, видя наши страдания, Христос воздаст нам за них утешением. И тот, кто станет участником страданий Христовых, тот станет участником победы и славы Христовой. «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В. О каком подвиге говорится в 8-й и 9-й заповедях блаженства? О. О подвиге МУЧЕНИЧЕСТВА и ИСПОВЕДНИЧЕСТВА. Желающие вечного блаженства должны быть готовы претерпеть изгнание за правду и с радостью понести за имя Христово и за Святую Православную Веру поношение и клевету, гонения и преследования, и, наконец, самую смерть. Над апостолами, к которым ближайшим образом относились эти призывы, и на деле с буквальной точностью исполнились все эти слова – и о гонениях, и о радости во время них. Все они много пострадали за веру Христову, и умерли мучениками. 68 Послания апостольские полны призывами и к нам, христианам, о благодушном и даже радостном перенесении подобных испытаний и бедствий, причём ап. Павел даже говорит: «если вы ТЕРПИТЕ НАКАЗАНИЕ, то Бог (в этом) поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12, 8–9 ). В. Какая награда о6ещана Спасителем тем, кто исполняет эти последние заповеди блаженства? О. «Велика ваша награда на небесах», – говорит он вообще, сказав в другом месте: «всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того и Я исповедаю пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10, 32 ). 69 В 8-й же заповеди сказано: «яко тех есть Царство Небесное», – в такое же соответствие с их подвигом, как мы видели в 1-й заповеди. Из земного отечества и царства их изгоняют и за это даруется высшее, – НЕБЕСНОЕ ЦАРСТВО, со всеми его благами, с его высшим блаженством. О христианскои любви В. В чём должна проявляться в жизни вера христианина? О. В христианской любви и в соответствующих этой любви добрых делах. Ап. Павел поэтому говорит, что в деле Спасения имеет силу только «вера, любовию споспешествуема» (действующая любовию) ( Гал. 5, 6 ). О том, что вера не должна быть отвлечённою, не может быть одною лишь внешнею набожностью, ещё яснее писал ап. Иаков: «что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва есть» ( Иак. 2, 14 и 16). Тем более должна быть живою христианская любовь, выражаясь в исполнении того закона добра и любви, какой оставил нам Господь в заповедях Своих. «Тот, кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, – не раз говорил Он, – тот любит Меня: кто любит Меня, слово Мое соблюдает» ( Ин. 14, 21–13 ). Апостол любви, Иоанн Богослов, добавляет: «не любим словом, ни языком, но делом и истиною» ( Ин. 1 Посл. 3, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Лонгин Сотник, копьем пронзивший сердце Господа, еще на Голгофе исповедует: Истинно Человек Сей был Сын Божий ( Мк.15:39 ) — и впоследствии становится святым мучеником Христовым. Вот какова любовь Божия! Он любил даже того, чьей рукой было пробито Его сердце. Если бы мы получили многотомное нравственное учение о любви, к чему бы оно нас подвигло? Неужели к штудированию? Иисус поступает иначе: Он умирает и прощает распинателей, любит их. Впрочем, мы не имеем права говорить: «их» или «нас», потому что все это нашими руками сделано. Мы и Каиафа, который судил Христа, мы и Петр, который от Него отрекся, мы и Пилат, который Его осудил, мы и безумная, вопящая толпа, мы и воины, забивающие гвозди. И таких Спаситель нас любит. Это и есть новая заповедь – любить так, как любил Христос. Удивительно, но получается, что ничего нового по сравнению с Моисеем Господь и не сказал. Он привнес новое дыхание в заповеди, дал им новую жизнь. Сообщить дополнительные знания Бог мог бы, послав на землю еще одного пророка, оживить же нас Он мог только через Своего Сына. ХристосУчитель – это родник живой воды, текущий в жизнь вечную. Если все же говорить об учении Христа, то центральное место в нем занимает, конечно же, Нагорная проповедь. Сначала Иисус дал ученикам заповеди блаженства, которые мы слышим на каждой службе: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное 83 Девять раз Христос возглашает блаженства. В чем их особенность? Заповеди всегда формулируются в повелительном наклонении: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего… 84 Заповеди блаженства не содержат приказов, в них просто провозглашается блаженство, раскрывается его секрет. Человек, делай, о чем Я говорю, и ты будешь блажен! Нищета духовная, плач о грехах своих, кротость, миротворчество, чистота сердца… Вот в чем суть учения Христа. Секрет Его учительства в том, что Он ничего не приказывал, Он радовал и показывал людям эту радость. Вот она где! Ты ее хочешь? Принимай! Вот оно блаженство, счастье в Царствии Божием!

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ). Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24). Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений. Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской , 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Не здесь, где вечный треск и шум Пугают сердце, давят ум, Не в них, не в этих своевольных, Самоуверенных, довольных, Блаженных братьев вижу я, А в тех – отверженных, опальных, Пренебрегаемых, печальных. Они, смиренные, несут Тяжелый крест, тяжелый труд. Их, недоверчивых, я знаю. Печаль их скромна, глубока, И радость бедная робка. Я только с ними отдыхаю, В них нищих духом признаю, И руку честную мою Я к ним с любовью простираю. Подвижник, избегавший людской славы Одна женщина, страдавшая неизлечимой болезнью (рак), зная о святости и богоугодной жизни подвижника Лонгина, искала случая увидеть его. Не зная его в лицо, она отправилась на берег моря, где, по слухам, жил преподобный. Когда больная пришла на морской берег, блаженный Лонгин собирал дрова. Увидав незнакомого человека, женщина спросила его: «Отче! Где живет раб Божий Лонгин?» На это старец ответил ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему!.. Да и какое у тебя может быть дело к нему?» Женщина рассказала ему про свою болезнь. Лонгин перекрестил больное место и, отпуская ее, сказал: «Ступай домой, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе!» Женщина поверила незнакомому старцу и выздоровела. Вскоре, к своему удивлению, она узнала, что ее целитель и был сам подвижник Лонгин. Смирение Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14, 11 ). Спаситель не раз учил Своих последователей смирению. Так, однажды, заметив, как званные на вечерю гости выбирали первые места, Господь сказал такую притчу: «Когда ты будешь позван кем-либо на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых почетнее тебя и звавший не сказал бы тебе: «Уступи мне место». Тогда со стыдом ты должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг, пересядь выше». Тогда будет тебе честь перед сидящими с тобой». Читать далее Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия/С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Счастливы» вместо «блаженны» – не упрощение священных текстов, но актуализация евангельских истин для людей нецерковных Поэтому в разговоре о Боге с людьми светскими, внецерковными или даже церковными, слово «счастье» может оказаться преимущественно эффективнее, чем «блаженство», в деле донесения смысла заповедей Христа из Нагорной проповеди. Это ни в коем случае не подразумевает необходимости подгонять священные тексты под разговорный язык, но без актуализации евангельских истин в беседе с человеком неподготовленным просто не обойтись. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона, – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 20–22), – пишет апостол Павел в своем послании. Святой говорит о необходимости в деле донесения смыслов учения Христа говорить на понятном для неподготовленной аудитории языке. Что будет, если мы попробуем прочитать заповеди с подставленным словом-синонимом? Звучит непривычно, а благодаря замене слова «блаженны» на «счастливы» в некоторых местах получается резкий контраст и противоречие с точки зрения светской логики. Как могут быть счастливыми плачущие? Радость ведь явно не синоним горя. А плач здесь явно не от избытка положительных эмоций. Но можно пойти дальше: попробовать трансформировать формулировки заповедей блаженства до более понятных. Что тогда получится? Данная интерпретация, конечно же, не является каким-то эксклюзивным переводом. Наоборот, это попытка выйти за рамки строгого перевода и попытаться донести именно смысл с учетом эпохи и привычной терминологии. Безусловно, даже такой вариант «расшифровки» заповедей блаженства потребует дополнительных пояснений. Люди ищут счастья, желательно в рецептах и измеримых пропорциях: «5 шагов на пути к успеху», «6 способов сохранять спокойствие», «10 секретов счастья»… Так давайте подарим миру наши, истинные, христианские секреты счастья, которого так или иначе каждый человек ищет на протяжении всей своей жизни. Упрощение возвышенных формулировок заповедей блаженства ни в коем случае не должно спустить верующего человека с высот неотмирного языка до лингвистических норм современности. Наоборот, заповеди счастья (будем называть вещи своими именами) в подобных интерпретациях могут помочь людям ищущим сделать шаг навстречу Богу.

http://pravoslavie.ru/129653.html

е. невозможно быть кроткими, не победив в себе своих гнусных похотей. Человек, мучимый плотской любовью или ревностью, не знает покоя ни днем, ни ночью, он не только постоянно раздражителен сам и постоянно раздражает предмет своей страсти или ревности, но его раздражение нередко оканчивается даже убийством или самоубийством. Человек похотливый и ревнивец слишком далек от того покоя души, который является только даром кротости. Пьянство также никогда не может быть соединено с христианской добродетелью, на которую указывает Господь наш Иисус Христос в третьей заповеди блаженства. Мы не имеем у себя под руками точных статистических сведений, но тем не менее имеем достаточное основание быть уверенными в том, что если бы мы распросили всех тягчайших преступников, наполняющих наши тюрьмы и все ссылочные пункты, в каком состоянии они решились на совершение своих роковых преступлений, то мы узнали бы, что не менее 9–10 всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Но ни одно преступление не может быть совершено без предварительного гнева, раздражения, злобы. Ясно, что всякий человек пьющий, желающий быть кротким, предварительно должен подавить в себе страсть к пьянству. А сколько бывает раздражений, ссор и неприятностей из-за денег, по побуждению страсти корыстолюбия и любостяжания, – об этом нет надобности и говорить. Очевидно, что для приобретения кротости нужно победить в себе и все эти страсти, все эти чувственные похоти. Трудность подвига в деле приобретения христианской кротости усложняется еще тем, что нередко многие страсти, трудные для борьбы и каждая порознь, овладевают человеком иногда совместно и одновременно. Оттого-то среди людей так много лиц, подавленных этими страстями; оттого-то и так нелегко достигнуть истинно христианской кротости (См. соч. Пр. Т. Буткевича «Нагорная проповедь», стр. 123–124). Что значит наследовать землю? (в третьей заповеди блаженства). У Псалмопевца мы читаем: «Благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся» ( Пс.36:22 ); «праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс.36:29 ); «душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» ( Пс.24:13 ); «уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю» ( Пс.36:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010