[англ. Overbeck] Джулиан Джозеф (Юлиус Йозеф) (24.04. 1821, г. Клеве, ныне земля Сев. Рейн-Вестфалия - 3.11.1905, Лондон), нем. католич. священник и богослов, перешедший в лютеранство, а затем в Православие. Основоположник идеи возрождения зап. обряда в правосл. Церкви (см. ст. Западных обрядов православные общины ). Род. в религ. католич. семье; получил образование в академии и семинарии Мюнстера. В 1845 г. был рукоположен во священника, затем 2 года преподавал Закон Божий в школах Рейнланда, после чего в течение 3 семестров в Берлине изучал вост. языки. В 1848 г. получил степень д-ра философии, в 1850 г. стал д-ром богословия. В 1850-1853 гг. занимался исследовательской деятельностью в Париже, Лондоне и Риме. Свободно владел 15 языками. В 1853 г. имел личную аудиенцию у папы Пия IX . В этот период О. испытал 1-е серьезное разочарование в католицизме (Единственный верный исход. 1870. 8. С. 324). В том же году он получил звание приват-доцента богословского фак-та ун-та Бонна. В ун-те О. познакомился с буд. лидерами старокатолич. движения. Он считал себя представителем либерального крыла католич. Церкви, выступая против идеи укрепления властных полномочий папы Римского и их закрепления на догматическом уровне, негативно относился к вероучительным нововведениям времен папы Пия IX, полагая их противоречащими учению древней Церкви. В 1857 г. О. оставил преподавание в Боннском ун-те и объявил о переходе в протестантизм. В этом же году женился. В браке имел 4 детей. О протестант. периоде жизни О. известно крайне мало. В ж. «Protestantische Monatsblätter für innere Zeitgeschichte» он регулярно публиковал статьи, посвященные критике католицизма. Есть упоминания о том, что О. участвовал в богослужениях в одной из берлинских церквей, однако был ли он пастором, неизвестно. В 60-х гг. XIX в. О. и его семья переехали в Великобританию, где в Оксфорде он занимался исследованиями в области истории древней Церкви. Здесь в 1865 г. была издана его монография, посвященная наследию сир. св. отцов ( Overbeck J. J. S. Ephraemi Syri Rabbulae episcopi Edesseni Balaei aliorumque Opera selecta. Oxf., 1865).

http://pravenc.ru/text/2578149.html

Исполнение миссионерского призвания для Лосского и братства Святого Фотия в целом неразрывно было связано с профессиональным богословием, и одним из практических результатов синтеза богословской подготовки и миссионерского дела стала деятельность братства в области обрядовой регламентации. Братство в 1930-х гг. разработало, в полной мере задействовав свой богословский потенциал, проект православия латинского обряда. История обрядовых изменений, способствующих результативности православной миссии в инонациональных культурно-религиозных традициях, восходит к XIX столетию, когда Юлиан Йозеф (Джулиан Джозеф) Овербек в 1869 г. представил в Святейший Правительствующий Синод Русской Церкви проект «православной литургии западного обряда», который должен был послужить к образованию «национальных православных церквей Запада, отличных от церкви восточной лишь обрядами и при полном тождестве в догматическом учении» . Процесс принятия решения по предложению Овербека был непростым, «итогом рассмотрения стало признание соответствия литургии, составленной Овербеком, всем догматам и канонам Православной Церкви. Св. Синод согласился на сохранение Православной Западной Церковью некоторых местных обрядов и внешнего порядка богослужения, однако еще дополнив текст. Все же Синод не счел возможным без согласия восточных церквей принять официального решения об утверждении литургии Овербека» . Позднее данная идея осталась нереализованной из-за позиции Константинопольского Патриархата. В ХХ в. ситуация изменилась, и предложения Свято-Фотиевского братства нашли поддержку у Московского Патриархата. Обращению к митрополиту Сергию (Страгородскому) предшествовало серьезное богословское обоснование новых ритуальных изменений: «Область святого Иренея, основанная в январе 1926 года, и, начиная с 1927 года, с Евграфом Ковалевским во главе, сразу же принимается за разработку православных литургических текстов на основе уже существующих западных текстов. “Французская Комиссия” же, напротив, возьмет на себя работу перевода исключительно восточных текстов на французский язык митрополит Евлогий, видя, что славянские тексты постепенно становятся непонятны для детей эмигрантов, дал благословение на создание общины с богослужениями на французском языке, в исключительно пастырских целях... Первая литургия была отслужена на французском языке 11 ноября 1927, в день святого Мартина. Среди прихожан был 41 француз» .

http://bogoslov.ru/article/6194119

Отвергая этот тезис, Максим отвечал: " Во время принесения даров в алтаре императоры упоминаются вместе с мирянами, после епископов, диаконов и прочего священнического чина; диакон возглашает: " И братья наши, усопшие в вере - Константин, Констанций и прочие " . Подобным образом он упоминает и здравствующих императоров после всего священнического чина " Ссылки на подобные тексты могут быть с легкостью преумножены, для нас важно сейчас принятие литургии и опыта таинства как критерия духовного авторитета. Несомненно, что литургическая традиция в византийской Церкви, литургические тексты и постоянное литургическое служение, в котором участвовало все общество, виделись неотъемлемым свидетельством преемственности и полноты. Такой подход к литургии и таинствам был присущ православным монашеским " харизматикам " в отличие от их мессалианских антагонистов и от западных латинских подходов. В то время как последовательное развитие на Западе юридически авторитарного папства привело к пониманию литургических обрядов как внешних символов, находящихся в распоряжении Церкви и легко изменяемых и регулируемых церковным авторитетом, Восточное христианство представляло себе литургию как независимый источник авторитета и критерий веры и этики. Можно предположить, что это различие никогда не определялось и никогда сознательно не понималось ни одной из сторон, но, рассмотренное в исторической перспективе, оно проливает свет на важный аспект византийской цивилизации. 2. Второй исторический вопрос, который я хотел бы рассмотреть, - это роль византийской литургии в выживании византийской христианской цивилизации и ее распространении по всему Среднему Востоку, Балканам и Восточной Европе. Несмотря на новые политические и социальные условия, литургия сохранялась в областях, завоеванных мусульманами. Благодаря тому, что ислам был в основном терпим к " гетто-образному " выживанию христианства в его среде, греческая, сирийская, грузинская и другие общины не только смогли выжить на Среднем Востоке, но даже явили некое творческое начало, которое со временем поспособствовало развитию византийской литургической традиции в целом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1173...

Отвергая этот тезис, Максим отвечал: «Во время принесения даров в алтаре императоры упоминаются вместе с мирянами, после епископов, диаконов и прочего священнического чина; диакон возглашает: «И братья наши, усопшие в вере — Константин, Констанций и прочие». Подобным образом он упоминает и здравствующих императоров после всего священнического чина» . Ссылки на подобные тексты могут быть с легкостью преумножены, для нас важно сейчас принятие литургии и опыта таинства как критерия духовного авторитета. Несомненно, что литургическая традиция в византийской Церкви, литургические тексты и постоянное литургическое служение, в котором участвовало все общество, виделись неотъемлемым свидетельством преемственности и полноты. Такой подход к литургии и таинствам был присущ православным монашеским «харизматикам»‚ в отличие от их мессалианских антагонистов и от западных латинских подходов. В то время как последовательное развитие на Западе юридически авторитарного папства привело к пониманию литургических обрядов как внешних символов, находящихся в распоряжении Церкви и легко изменяемых и регулируемых церковным авторитетом, Восточное христианство представляло себе литургию как независимый источник авторитета и критерий веры и этики. Можно предположить, что это различие никогда не определялось и никогда сознательно не понималось ни одной из сторон, но, рассмотренное в исторической перспективе, оно проливает свет на важный аспект византийской цивилизации. 2. Второй исторический вопрос, который я хотел бы рассмотреть, — это роль византийской литургии в выживании византийской христианской цивилизации и ее распространении по всему Среднему Востоку, Балканам и Восточной Европе. Несмотря на новые политические и социальные условия, литургия сохранялась в областях, завоеванных мусульманами. Благодаря тому, что ислам был в основном терпим к «гетто–образному» выживанию христианства в его среде, греческая, сирийская, грузинская и другие общины не только смогли выжить на Среднем Востоке, но даже явили некое творческое начало, которое со временем поспособствовало развитию византийской литургической традиции в целом.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Кабардино-Балкарская Республика В настоящее время численность этнически мусульманского населения республики достигает 635 тысяч человек, а его доля составляет 72%. Умма Кабардино-Балкарии биэтнична – 78% (500 тысяч) в ней составляют кабардинцы и балкарцы, которые проживают в основном в Балкарском, Чегемском и Баксанском ущельях, долинах рек Западный и Восточный Черек. Мусульмане республики проживают преимущественно как в городах, так и в сельской местности. В регионе зарегистрировано более 130 мусульманских организаций (70% от числа всех зарегистрированных). Все зарегистрированные общины формально входят в состав ДУМ Кабардино-Балкарской Республики (ДУМ КБР), однако некоторые из них реально находятся под влиянием ваххабитов. ДУМ КБР управляется муфтием и Советом раис-имамов, в который входит муфтий, его заместители и раис-имамы основных административных единиц республики. При ДУМ КБР действует Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы, входящий в число ведущих исламских вузов России. В настоящее время ДУМ КБР озабочено преимущественно двумя вопросами: стандартизацией исполнения религиозных обрядов и профилактикой экстремизма, которая заключается преимущественно в повышении образовательного уровня имамов, улучшении работы с молодежью и упрочении связей с религиозными организациями на местах. ДУМ КБР небольшим тиражом выпускает газету «Свет ислама», а также эффективно взаимодействует с местными СМИ, которые часто и корректно осветщают его деятельность. На республиканских телеканалах и радиостанциях выходят передачи об исламе, в том числе и регулярные. В Кабардино-Балкарии активно действуют агрессивные исламисты. Летом 2006 года военный амир Кабардино-Балкарии Анзор Астемиров в своем обращении к мусульманам республики, опубликованном на сайте чеченских террористов «Кавказ-центр», сообщил, что составляются списки «предателей из числа имамов». В обращении было сказано, что все они будут предупреждены и им будет дано время на исправление. В 2010 году террористами был убит муфтий республики Анас Пшихачев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв». Другое, не вполне корректное, общее наименование традиций и идеологии З. о. п. о.- Западное Православие (англ. Western Orthodoxy; нем. Westliche Orthodoxie; франц. Orthodoxie Occidentale) - в наст. время используется для обозначения любого правосл. служения зап. обрядов, в т. ч. немногочисленных случаев лат. богослужения на правосл. Востоке после 1054 г., напр. в существовавшем до XIII в. на Афоне бенедиктинском мон-ре Амальфитанцев ( Keller. 2002). Проблема богослужебного использования зап. литургических чинов в правосл. Церкви после разделения Церквей впервые была затронута в XVIII в. в связи с развитием англикано-православных связей . В 1716 г. 6 англиканских епископов из числа т. н. нонджуреров (неприсягнувших, т. е. отказавшихся признать королем Англии Вильгельма III Оранского и вслед. этого низложенных с кафедр) передали Фиваидскому еп. Арсению проект воссоединения с правосл. Церковью, где предусматривалось сохранение ими богослужения по древним англикан. чинам в той форме, к-рая будет одобрена правосл. патриархами. Вместе с тем в проекте соглашения были обозначены пункты расхождения епископов-нонджуреров с Православием (в т. ч. отрицание авторитета Вселенских Соборов, почитания Пресв. Богородицы, святых и икон). В 1718 г. К-польский Собор с участием патриархов К-польского Иеремии III , Александрийского Самуила и Иерусалимского Хрисанфа Нотары рассмотрел проект и составил послание, где в качестве обязательного условия для воссоединения с Православием выдвигалось вероучительное единство. Относительно служения «английской литургии» в послании указывалось на неизвестность ее чина и выражалось сомнение в необходимости иметь иные литургии, кроме принятых Вост. Церковью, но допускалось, что если ее чин не противоречит правосл. вере, то после изучения и исправления он будет одобрен для служения ( Иванов. 1954. С. 49-50). В соборном послании англикан. епископам 1723 г. патриархи К-польский Иеремия, Антиохийский Афанасий III Даббас и Иерусалимский Хрисанф подтвердили отказ от воссоединения с ними при сохранении различий в вероучении, но признали, что после достижения единства в вере вопрос об обрядах будет легко решен, т. к. «из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чиноположения в различных местах и церквах были и бывают изменяемы» ( Образцов. 1866. С. 45-52).

http://pravenc.ru/text/182587.html

Первая реальная попытка основания западно-православной общины принадлежит немцу Юлиусу Иосифу Овербеку – католическому священнику, некоторое время преподавшему на теологическом факультете в Бонне. Будучи либерально настроенным, Овербек не мог согласиться с усилением " ультрамонтанизма " , что в итоге привело его к переходу в лютеранство, а в 1865 Овербек присоединился к православию. Он начинает активно пропагандировать идею западного обряда в православии, публикует полемические трактаты, издает газету, и вскоре начинает борьбу внутри православной церкви за реальное возрождение западной литургии. В итоге его план был одобрен, и ему же было получено отредактировать римский миссал для православных нужд. Однако мечта Овербека все оставалась несбывшейся – разрешения на создание общины с отредактированной римской мессой так и не было дано. Иосиф Овербек скончался в 1905 году, так и не увидев православной мессы. И хотя его усилия не привели к созданию реальной общины, развернутая полемика повлияла на грядущие поколения православных западных обрядов, поэтому именно его обычно называют основателем этого движения и его первым идеологом. Еще при жизни Овербека в США, в конце 1890 годов епископ Владимир (Соколовский) принимает под свой омофор старокатолическую общину в Дайксвилле (около города Фонд ду Лак, штат Висконсин) во главе с их священником Рене Жозефом Вилаттом. Однако уже в мае 1892 года Вилатт был рукоположен в епископы Сиро-малабарскими иерархами и таким образом окончательно прекратил общение с Русской Церковью. Ныне Вилатт считается одним из основателей независимого старокатоличества в США. В 1926 году в юрисдикцию Польской православной церкви был принят священник Андрей Хучный (покинувший Польскую национальную католическую церковь (ПНКЦ) и получивший популярность среди горнорабочих благодаря своим просоциалистическим проповедям), для последователей которого была создана отдельная полуавтономная структура – Польскокатолическая православная церковь. Но очень скоро структура, использовавшая переведенный на польский язык римский миссал и насчитывающая девять священнослужителей, начала разваливаться.

http://religare.ru/2_81329.html

Третья волна присоединений началась в 2005 году. Основную массу общин образовывали выходцы из англиканства, в том числе более десятка общин перешло из " Харизматической епископальной церкви " (специфической независимой англиканской юрисдикции). Ныне Викариат Западного обряда насчитывает около 30 приходов и миссий и окормляет приблизительно 10 тысяч человек. Приходы значительно различаются по своей истории и богослужебному укладу (хотя имеется заметная тенденция к использованию обеих литургий западного обряда в одном приходе), однако их объединяет желание развивать западные обряд и духовность в лоне православия. Второй небольшой группой приходов западного обряда располагает Антиохийский патриархат в Новой Зеландии и Австралии, где с 1996 по 2001 выходцы из англиканства создали три крепких общины. В США в 1962 году в состав Русской Православной Церкви был принят старокатолический епископ Вильям Бразерс вместе со своим монастырем бенедиктинского устава в Вудстоке, однако уже в 1967 году монастырь покидает РПЦ и после восьми лет независимого существования принимается в РПЦЗ. В 1993 году после смерти своего основателя монастырь переезжает в епархию вл. Илариона (Капрала), который становится с этого момента защитником и помощником западного обряда в РПЦЗ. После того, как владыка Иларион был переведен на Австралийскую епархию, там также образуется несколько общин западного обряда, использующих литургию св.Тихона. Уже после избрания владыки Илариона первоиерархом РПЦЗ, он принимает в Церковь двух священников западного обряда, а с 13 ноября 2008 года все общины западного обряда в РПЦЗ подчиняются напрямую митрополиту Илариону. На середину 2010 года в РПЦЗ имеется 9 общин западного обряда (в США, Австралии, Бразилии и Великобритании), к которым принадлежат около тысячи мирян. Алтарь скита св.Креста в швейцарских Альпах Во второй половине 2010 года в РПЦЗ происходит прорыв – принимается приход " Православной Церкви Франции " (о. Аллин Смит, достаточно известный западноправославный публицист, с правом служения галликанской мессы), иеромонах Джошуа (основывающий новый монастырь западного обряда и ряд социальных служений в Нью-Мексико), а также неканоническая западноправославная юрисдикция, насчитывающая десять приходов, в полном составе.

http://religare.ru/2_81329.html

В 50-х гг. XX в. к правящему архиерею Североамериканской епархии Антиохийского Патриархата митр. Антонию (Баширу) стали обращаться различные англикан. и старокатолич. приходы с просьбой присоединить их к Православию с сохранением зап. обряда. Общины при этом ссылались на существование западноправосл. приходов в Европе. Митр. Антоний пришел к выводу, что использование зап. обряда могло бы облегчить миссионерскую деятельность в США, и обратился к Антиохийскому Патриарху Александру III (Тахану) , к-рый после консультаций с главами Поместных Православных Церквей 31 мая 1958 г. издал декрет, разрешивший учреждение правосл. приходов зап. обряда. Патриарх также выслал митр. Антонию араб. перевод указа Московской Патриархии 1936 г., разрешив руководствоваться им в своих действиях. В авг. 1958 г. митр. Антоний выпустил эдикт, устанавливавший общие и предварительные правила совершения зап. обряда в его епархии. Согласно эдикту, присоединяемые приходы и общины, желавшие сохранять зап. обряд, должны были исповедовать полное принятие правосл. вероучения. Эдикт запрещал т. н. биритуализм, т. е. возможность служения одним клириком визант. и зап. обрядов, мирянам одного обряда предписывалось получение особого разрешения на посещение приходов др. обряда. Используемые в присоединяемых общинах литургические чины подлежали обязательному рассмотрению богословской комиссией, в состав к-рой в 1958 г. были включены профессора Свято-Владимирской семинарии ПЦА прот. А. Шмеман , священники П. Шнейрла и С. Апсон, И. Мейендорф . В 1961 г. митр. Антоний присоединил к Православию первые 3 прихода во главе с пресв. А. Тёрнером, где сохранялось богослужение по рим. обряду. В 1977 г. в состав Антиохийского Патриархата был принят бывш. епископальный приход Воплощения Господня в Детройте, где было разрешено сохранить англикан. литургию (в правосл. редакции «Книги общих молитв» 1928 г.). В нач. XXI в. в составе Североамериканской митрополии Антиохийского Патриархата действуют ок. 20 приходов зап. обряда, объединенных в особый викариат зап. обряда, руководимый Уичитским еп. Василием (Эссеем). Также в составе Антиохийского Патриархата имеются приходы зап. обряда в Нов. Зеландии (приход в Ашли и миссия в Веллингтоне) и Великобритании.

http://pravenc.ru/text/182587.html

Большинство членов — студенты и сотрудники Московского Государственного Педагогического Института, гуманитарных академических институтов. С самого начала перестройки московские «лефеврианцы» проникают в среду московских католиков, внося раскольнические настроения. Они обвиняют современную РКЦ, Папу Иоанна-Павла II в модернизме и забвении «истинной западной духовности». В 90-е годы община устанавливает связи с Братством Св. Пия Х и объявляет себя его частью. А. Грибков в 1993 году отправляется учиться в лефеврианскую семинарию в Эконе (Швейцария) в надежде получить священническое рукоположение. Проходит менее года, и А. Грибков возвращается в Москву, заявив, что «не чувствует священнического призвания». Его прежние связи сохраняются, и формально он остается координатором Братства в России. Но отношения между Эконом и Московской общиной становятся натянутыми. В настоящее время в семинарии Экона обучается один студент из России. До 1990 года члены общины считали себя правоверными католиками, но после отказа Московского католического прихода от латинского языка и тридентской мессы они решили, что наиболее существенное в католичестве — средневековое богослужение и древняя духовность. Поскольку основные ценности западной Церкви для общины — в наследии древней неразделенной Церкви, они терпимо и с сочувствием относятся к православным традиционалистам, готовы допустить равенство всех древних обрядов, при условии, что за ними сохранят право на латинский обряд. С лефеврианским руководством у общины постоянные трения из-за резко отрицательного отношения Экона к православию. В то же время русские латиняне отрицательно относятся к западным «слащаво-эротическим образчикам святости XVIII–XIX веков», за приверженность к которым они часто критикуют лефевриан. Некоторые члены общины даже допускают принципиальную возможность перехода в православие при условии признания их права на латинский обряд. При этом они ссылаются на имевшие место в прошлом попытки создания православия латинского обряда. Наиболее значимая из них — хиротония еп. Св. Иоанном (Максимовичем) 2 в Калифорнии в 1964 году о. Евграфа Ковалевского викарным епископом латинского обряда. В 1966 году после смерти Иоанна Максимовича Евграф Ковалевский был извержен из сана Синодом РПЦЗ.

http://religare.ru/2_7176.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010