30 июля 1968 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви архимандриту Петру было определено стать епископом Корсунским, управляющим приходами Московского Патриархата во Франции. 12 сентября 1968 г., в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Петр был рукоположен во епископа Корсунского. Начиная с 1979 г. владыка Петр совершал свое архипастырское служение как викарный епископ предстоятеля Православной Церкви в Америке митрополита Феодосия, совмещая епископские обязанности с преподаванием в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк). В свою бытность викарным епископом он носил титул «Бруклинский», а с 1981 г. стал правящим епископом (с 1990 г. – архиепископом) Нью-Йоркским и Нью-Джерсийским. В 1985 г. епископ Петр защитил в Московской духовной академии публикуемый ныне труд «Дисциплинарные труды первых четырех Вселенских Соборов», за который Совет Академии удостоил его ученой степени доктора богословия. Перу владыки Петра принадлежат также более пятидесяти статьей, посвященных разным вопросам канонического права. Свои работы он публиковал на русском, французском, английском и греческом языках в таких изданиях, как «Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата», «Greek Orthodox Theological Review», «St. Vladimir’s Theological Quarterly» и других журналах. Докторская диссертация архиепископа Петра, написанная по-французски, в связи с защитой в Московской духовной академии была переведена на русский язык, а впоследствии и на английский – для публикации в издательстве Свято-Владимирской семинарии . Для настоящего издания взят за основу машинописный текст диссертации архиепископа Петра, хранящийся в библиотеке Московской духовной академии. Кому именно принадлежит перевод на русский язык – выяснить не удалось, однако известно, что он был просмотрен и одобрен автором. Владыка Петр в ответ на официальный письменный запрос руководства Академии выразил горячую поддержку русскому изданию своей диссертации.

http://pravoslavie.ru/6014.html

  Алексидзе А.Д. Византийская литература XI–XII вв. – Тбилиси, 1989. С.33–47.   Алексидзе А.Д. Литература XI–XII вв.//  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  . С.160–161.   Аникеев П. Апология мистики по творениям преподобного Симеона Нового Богослова. – Пг., 1915.   Аникеев П. Мистика преподобного Симеона Нового Богослова. – СПб., 1906.   Аникеев П. Психология мистического восприятия (По преподобному Симеону Новому Богослову)//Новоселов М. Догмат, этика и мистика в  составе христианского вероучения. (Приложение).  – М., 1995. (Религиозно–философская библиотека. – Вып. 30).   Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имя Божие в понимании и толковании св. Григория Нисского и Симеона Нового Богослова//Миссионерское обозрение. – 1916. –  5—6.   Антоний, игумен. Духовный опыт христианских подвижников по творениям преподобного Симеона Нового Богослова//Православный путь. – 1955.    Беневич Г. Экономика в православном понимании согласно святителю Симеону Новому Богослову//Вестник Русского христианского движения. – 1991. – 161.   Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .     Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1 .     Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.   Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.527–532.   Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.271–280.   Бычков В.В. Эстетика//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.450–454. 415.425.426.Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.15–19, 26–28, 242–250, 353–364.   Василий (Кривошеин), архиеп. Дух Святой в христианской жизни по учению прп. Симеона Нового Богослова //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1975. 91/92.   Василий (Кривошеин), архиеп. Заметка к слову " О памяти смерти " пр. Симеона Нового Богослова//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 353 – 364.

http://bogoslov.ru/person/3089571

  Предисловие Архиепископ Петр, в миру Поль Л " Юилье, родился 3 декабря 1926 г. во французской семье в Париже. С юных лет он интересовался Восточным христианством и посещал православные богослужения, поэтому по окончании школы поступил в Православный богословский институт Святого Дионисия (Московский Патриархат), ректором которого был в то время В. Н. Лосский . Одновременно он поступил на религиоведческое отделение «Школы высших наук» при Сорбонне. В 1945 г. Поль Л " Юилье принял Православие. В 1949 г. окончил богословский институт, а в 1949–1950 гг. был в нем преподавателем. В 1953 г. при Западно-Европейском экзархате Московского Патриархата были организованы пастырские курсы, на которых он преподавал в течение почти десяти лет. 30 августа 1954 г. архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик), исполнявший обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы, совершил постриг Поля Л " Юилье в монашество с именем Петр, 4 сентября рукоположил его в иеродиакона, а 5 сентября – в иеромонаха. Отец Петр начал священническое служение в Париже – сначала на Трехсвятительском подворье, затем в Скорбященской церкви, в которой службы совершались как на славянском, так и на французском языках. Молодой иеромонах продолжил труды своих предшественников по переводу православного богослужения на французский язык. В 1960 г., во время пребывания отца Петра в Москве, Святейший Патриарх Алексий I возвел его в сан архимандрита. В 1962 г. за ряд богословских работ Московская духовная академия присвоила ему ученую степень кандидата богословия. С 1966 по 1968 гг. отец Петр преподавал в парижском Католическом институте. В эти годы он принимал активное участие в многочисленных богословских встречах и конференциях, а также представлял Русскую Православную Церковь на экуменических собеседованиях. 30 июля 1968 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви архимандриту Петру было определено стать епископом Корсунским, управляющим приходами Московского Патриархата во Франции. 12 сентября 1968 г., в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Петр был рукоположен во епископа Корсунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.152–153. Амвросий (Ермаков), иером. Святитель Иоанн Златоуст: Учение о спасении. – М.: Русский хронограф, 2003. Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.99–100. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – 105–106. Архангельский А.С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. Извлечения из рукописей и опыты историко–литературных связей. – СПб.; Казань, 1888 – 1891.  – Вып. 4. Балаховская А. С.  Иоанн Златоуст: история и легенда. (По памятникам агиографии)//Слово и мудрость Востока: литература, фольклор, культура : к 60–летию акад. А. Б. Куделина. – М. : Наука, 2006. Барсов Н.И. Иоанн Златоуст//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. 1.  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.2. С.46–64. Бликштейн Л.С. Иоанн Златоуст и его сочинение " О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей "http://Западноевропейская средняя школа и педагогическая мысль. – М., 1990. Богданов А., Задорожная Ф. Глухов А. Великий проповедник: 1590 лет памяти Иоанна Златоуста//Библиотека. – М., 1997. – 12. Богдашевский Д.И. Св. Иоанн Златоуст по его письмам. – Киев, 1908.

http://bogoslov.ru/person/2861232

Антоний митр. Сурожский. О покаянии//Его же. Труды. М., 2002, с.1009–1012. Антоний митр. Сурожский. О самопознании//Вопросы психологии. 1994, 5, с.111–121. Антоний митр. Сурожский. О свободе//Его же. Труды. М., 2002, с.406–416. Антоний митр. О созерцании и подвиге//Московский психотерапевтический журнал. 1994, 2, с.151–177 (переизд.: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1953, 15, с.138–155). Антоний митр. Сурожский. О страхе Божием и об исповеди//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3 (38), с.130–144. Антоний митр. Сурожский. Психическая болезнь: наказание или крест?//О душевных болезнях. М.: Моск. Патриархия, Центр «Благо», 1998, с.99–105. Антоний/Храповицкий/иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. СПб., 1887 (переизд.: 2-е изд. СПб., 1888; Его же. Полное собрание сочинений. Т. 3. Казань, 1900, с.489–942). Антоний (Храповицкий) архим. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности//Христианское чтение. 1888, 1. Апраксин С. А. Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Киев: Тип. Киево-Печ. Успен. лавры, 1907. Апраксин С. А. О посте и молитве. (Размышления уверовавшего врача). Киев, 1907 (Миссионерское обозрение. 1902, 5, с.822–857. Аристов А. свящ. Психология опытная. (Руководство для изучающих). Вып. 1. Рига, 1889. Арсений/Жадиновский/архим. О духовной прелести. М.: Печ. А. И. Снегиревой , 1911. Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. М.: Тип. А. Гатцука, 1889 (Из Трудов Моск. психол. о-ва). Афанасий Александрийский . О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна//Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113–125. Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139–142. Бандуровский К. В. «Душа есть форма тела» в версии Фомы Аквинского//Психология и философия: возвращение души. Сборник статей. – М., 2003, с.60–75.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени. 25 января 1957 года возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде. Постановлением Св. Синода от 26 мая 1958 года определено быть епископом Волоколамским, вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе. 14 июня 1959 года в Успенском храме Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум). С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского. 31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины. За время управления Брюссельской епархией Владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Являлся редактором " Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата " . Владыка Василий активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви. В 1961 и 1964 гг. он - член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии ВСЦ " Вера и церковное устройство " . Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика XI века. Результатом этого явился капитальный труд " Преп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение " . Изд. Париж, 1980 г. (360 с.). В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке. В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

И в русских эмигрантах, наивно поверивших в возможность освобождения от одного зла силами другого, и особенно в генерале Власове и его армии я вижу продолжение трагедии, случившейся в России в 1917 году, — заката и падения Православной империи . Вернее, начавшейся раньше: революция стала лишь вспышкой болезни общества. И разве гражданская война менее страшна, чем переход русских воинов на сторону завоевателей 20 лет спустя? И то и другое — трагедия, и люди, которые стали участниками этих трагедий, достойны сожаления. Степень их вины пускай определяет земное, гражданское правосудие; а мы должны молить Небесного Судью, чтобы Он простил им их прегрешения. — Никак не осуждая людей, мы не можем не пытаться оценить этот опыт с нравственной точки зрения, чтобы понять, чему он нас учит? Получается, что те, кто приветствовал нацизм, «неразличили духов»? Ведь такое мнение было у части Православной Церкви.   — Действительно, отдельные члены Церкви заблуждались, но — не вся Церковь. В этой связи чаще всего упоминают благодарственный адрес Гитлеру митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха Зарубежной Церкви, упуская из виду его датировку (1938 год, задолго до начала войны) и повод написания (государственное финансирование строительства православного храма в Берлине). Помимо того, надо учесть послевоенную обстановку, когда каждый стремился заявить о своем антинацизме и обличить нацизм своих политических и идейных противников. Потому и полились помои на Зарубежную Церковь из «прогрессивного лагеря», Западно-Европейского экзархата (Константинопольской Патриархии), представитель которого, архимандрит Иоанн (Шаховской), писал некогда с неподобающим красноречием: «Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась… Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и послушанием высшему зову».

http://pravmir.ru/patriotizm-pomogaet-is...

Иоанн Отшельник, сирийский писатель IV в.: Аннотированная библиография//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 642–649 Верещагин Е.М. [Рец. на:] Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян/Пер. с новогреч. иером. Дионисия (Шленова). иером. Леонтия (Козлова), игум. Тихона (Зайцева). С. Кима; под ред. иером. Дионисия (Шленова) и В. Л. Шленова. Сергиев Посад. 2005. 391 с.//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 650–669 Месяц С.В. К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского: По поводу статьи В.Μ. Лурье «Богословский синтез VII века: Св. Максим Исповедник и его эпоха»//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 670–680 Шичалин Ю.А. Свт. Григорий Богослов – читатель Плотина: По поводу начала трактата Плотина «О возникновении и порядке того, что вслед за первым» (PLOT. 11.5.2.1.2–4: ΟΙΟΝ ΕΝΕΔΡΑΜΕ ЕТС.)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 681–688 Отдел V. Хроника и отчёты Хроника научной жизни Академии и семинарии за 2003/2004 учебный год: [Отзывы]//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 689–765 Отчёт о жизни Академии и Семинарии за 2003/2004 учебный год//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 766–790     Список сокращений//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 13–15. —13— АО Альфа и Омега. Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1994 – . БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918; H. с. 1 (1993) – . БТ Богословские труды. М., 1959 – . ВВ Византийский временник. СПб.; Пг.; Л., 1894–1928. Т. 1–25; М., 1947 – . Т. 1 (26) – . ВиР Вера и Разум. Харьков, 1884–1917. ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Paris, 1947, 1950–1989. ВРСХД, ВРХД Вестник Русского [Студенческого] Христианского Движения. Париж, 1925 – . ИАБ Исихазм. Аннотированная библиография/Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. При ссылках указываются номер раздела и номер описания. ПБЭ Православная богословская энциклопедия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постепенно потекли пожертвования как деньгами, так и предметами церковного обихода и хозяйственного инвентаря. Для временного храма нашли помещение, арендованное у местного купца Ковина. Первое богослужение в новом храме было совершено 29 августа 1927 года по старому стилю. Этот временный храм прихода просуществовал очень недолго, до марта 1928 года, когда его пришлось закрыть из-за недоброжелательного отношения хозяина дома. Вскоре для храма было арендовано новое помещение в доме на 3-й линии. Храм находился там в течение 10-ти лет. В 1938 году началось сооружение нашего каменного храма. Его освящение состоялось 11 декабря 1938 года. В декабре 1940 года скончался первый настоятель протоиерей Николай Щукин, прослуживший в нашем приходе 13 лет. Для временного духовного окормления пришли два старца - протоиерея: отец Сергий Четвериков (известный духовный писатель) и отец Виктор Крохин, которые попеременно служили в храме. Вскоре отец Сергий Четвериков выехал заграницу, и вся тяжесть ответственности легла на плечи престарелого отца В. Крохина. В богослужениях помогали иеродиакон Арсений Конев и диакон, а позднее священник, Григорий Сандин. Летом 1945 года состоялось воссоединение Западно - Европейского Экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием, с Русской Православной Церковью, и наш приход вошел в юрисдикцию святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия. 8 октября 1945 года Акт воссоединения нашего прихода был совершен Митрополитом Ленинградским Григорием, пребывавшем в то время в Хельсинки, а в декабре того же года протоиерей В. Крохин был избран Общим собранием прихода и утвержден в должность настоятеля. 9 февраля 1947 года причт пополнился священником Г. Павинским и диаконами Б. Павинским и Л. Герасимовым. В то же время продолжался численный рост прихода, приблизившийся уже к 1000-ти человек. Назрела необходимость расширить площадь храма. Переустройство храма было проведено архитектором И.Н. Кудрявцевым при деятельном участии Церковного старосты Ивана В. Розе. 17 декабря 1950 года храм был освящен.

http://sobory.ru/article/?object=18337

При этом не были приняты во внимание люди, которые провели часть своей жизни в эмиграции на Западе еще мирянами, а священнический сан приняли уже позднее в другом месте – в Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Австралии – и окончательно обосновались там. Вне ноля нашего исследования остались также церковные деятели, которые нашли приют в странах, образовавшихся после падения Российской империи, где в разное время и при разных обстоятельствах появились местные Православные Церкви, в жизни которых русские беженцы принимали более или менее активное участие. Это относится преимущественно к Польской Православной Церкви, а также к Автономным Православным Церквам в Прибалтике и Финляндии в период между Первой и Второй мировыми войнами. Не были также учтены и русские монашеские общины на Афоне (Греция) и на Валааме (тогда Финляндия), поскольку подавляющее большинство их насельников не являлись беженцами как таковыми, а просто выходцами из уже не существующей императорской России. Справочник охватывает священнослужителей трех церковных юрисдикции, которые вследствие исторических обстоятельств возникли в 19201930-е гг. в Центральной и Западной Европе и стали распространять свою власть на церковные общины русского рассеяния, – это Московская Патриархия, Русская Зарубежная Церковь и Русский Экзархат Константинопольского Патриархата. В настоящий справочник не были включены те священнослужители, которые состояли в клире русских юрисдикции, но не были русскими по национальности или не родились в пределах Российской империи. Другой отдельной темой является изучение истории священнослужителей, перешедших из других христианских вероисповеданий в лоно Православной Церкви в различных ее русских ветвях. Были сделаны исключения по отношению к двум крупным иерархам – митрополиту Серафиму (Ляде) и архиепископу Георгию (Вагнеру). Оба они, являясь немцами но национальности, в течение долгих лет занимали важнейшие должности во главе своих церковных уделов, первый – в качестве управляющего Германской епархией Русской Зарубежной Церкви с 1938 по 1950 г., а второй – в качестве правящего архиерея Западно-Европейской Архиеписконии Русских Церквей Константинопольского Патриархата с 1981 по 1993 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010