Теперь защитники унии могли бессрочно держать Никифора в заточении, не смущаясь отсутствием доказательств его вины - бунт Острожского против Сигизмунда и его фактический отказ от защиты Никифора давали королю и судьям-католикам возможность действовать без оглядки на могущественного православного магната. Теперь, чтобы тихо и без огласки погубить Никифора, достаточно было лишь объявить, что его будут содержать под стражей до тех пор, пока не будут найдены новые улики. Вскоре Никифора перевели в одну из самых надежных тюрем Польши - бывший замок Тевтонского Ордена в Мариенбурге (ныне - Мальборк): бежать отсюда шансов практически не было. В крупнейшем памятнике духовной литературы Западной Руси времени Брестской унии - " Перестороге " - говорится о его гибели в заточении: " А так з сейму ни з чим ся розъехали, а Никифора за вязня в невинности до Мальборку отослали и скилько лет у вязенью держали, наконец аж уморили голодом " . Весьма красноречиво о заслугах священномученика Никифора перед Православной Церковью свидетельствует та ненависть, которую питали к нему приверженцы униатства. Показательно в этом плане письмо одного из епископов, низложенных Никифором на православном Соборе в Бресте, - Ипатия Поцея, который писал в 1605 г. к литовскому канцлеру Льву Сапеге о том, как он был лишен сана " изменником Никифором, издохшим в Мальборке " . Этот документ также подтверждает факт мученичества св. Экзарха Никифора, уморенного поляками в тюрьме. О мученической кончине архидиакона Никифора свидетельствует и запись в рукописном сборнике XVII в., сообщающая о его смерти " … у Мальборку року 1599 " . Сигизмунд III, король Речи Посполитой Подвиг стояния в православной вере вплоть до мученичества, явленный священномучеником Никифором, поразительным образом находит близкие параллели в житиях ряда других святых Православной Церкви, близких ему по времени. Подобно преп. Максиму Греку архидиакон Никифор, также получивший в ренессансной Италии блестящее образование, отвергает соблазн католицизма и секулярной по духу западно-европейской культуры, а затем полагает все свои силы и дарования на служение Православной Церкви Руси.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav....

Эклезиологичность иконописи как церковного искусства не устраняет личного творчества. Рисуя икону, художник наполняет силовые линии церковного канона актуализацией образа Божия в себе, анамнесисом благого. Рисование становится практикой благочестия. Об авторстве в иконе можно говорить, то только в виде выбранного художником тона. Тональность иконы, как выражение степени одухотворенности художника, это творческий жест в рамках канона. Каноническая форма есть освобождение художника, а не стеснение. Отличие " школ иконописания " есть отличие не столько в положительных качествах, которые определяли бы в равной степени достоинство разных направлений иконописи, сколько в качествах отрицательных состоявших в больших или меньших недостатках. Суммируя первую часть наших заметок, заметим, что в иконе понятие истины - категория не гносеологии, а онтологии, познание же понимается как ведение, как онтологическое преображение. Для иконописца гораздо важнее показать, как связано изображенное им с Богом, а не с ним самим. Иконописец не хочет ни внушать, ни трогать, ни воздействовать на эмоции, а показывать самую истину: аскетика есть высочайшее духовное творчество, творчество, материалом которого является сам человек. Смысл творчества в иконописании - в усилии преподобления, через жест доверия Богу. Преподобление - это восстановление и очищение образа Божия в человеке, творение иконы - это всегда восстановление ее, реставрация, в кальке, переводе, силовой линии канона - увидеть шедевр, неземную красоту образа, хотя бы поврежденную греховностью мира, обожженную, искалеченную, но и при этом напоминающую о небывалой целостности этой красоты, восстановление которой и есть иконописание. 1. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. изд-во Западно-европейского Экзархата Московского Патриархата, 1989, с.138. 2. Трубецкой Е. Два мира в древне-русской иконописи. М.:Искусство, 1991, с.44. 3. см. подробнее Успенский А.И. Объяснительные тексты к Переводам с древних икон сост. Гурьяновым В.П., М., 1902, с.16

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Леонид Успенский – русский иконописец, богослов, автор труда «Богословие иконы Православной Церкви». Он родился в дворянской семье 8 августа 1902 года в деревне Голая Снова Воронежской области. Принимал участие в Гражданской войне 1917-1923 гг., воевал на стороне красных. Белогвардейцы приговорили его к смертной казни, затем помиловали. Вместе с Добровольческой армией Леонид Успенский эмигрировал в Галлиполи. Позже он переехал в Болгарию, где работал шахтером до 1926 года. После переезда во Франции начал работать на машиностроительном заводе в Париже, у него обнаружился художественный талант. Учился у видных российских художников Николая Милиоти и Константина Сомова. При содействии знаменитого парижского иконописца монаха Григория (Круга) обратился к иконописи. Вступил в общество «Икона», затем — в братство св. Фотия. Принимал участие в росписи храма Трехсвятительского подворья в Париже. Во время Второй мировой войны Леонида Успенского сослали на принудительные работы в Германию, но ему удалось бежать обратно во Францию. Преподавал иконопись с 1944 года до конца 1980-х в Богословском институте святого Дионисия. В 1953-1958 гг. преподавал иконоведение на Богословско-Пастырских курсах при Западно-Европейском экзархате Московского патриархата в Париже. По приглашению Русской православной церкви в 1969 году прочитал курс лекций в Московской духовной академии. Скончался в ночь с 11 на 12 декабря 1987 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Одна из самых известных работ его авторства – «Богословие иконы Православной Церкви». Эта монография считается классическим трудом по истории и духовному содержанию христианского искусства. Несмотря на историческую ретроспективу начиная с первохристианского искусства, прежде всего Успенский говорит о богословии, а не искусствоведении. По словам Леонида Успенского, «в иконе Церковь видит не какой-либо один аспект православного вероучения, а выражение Православия в его целом, Православия как такового. Поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство вне Церкви и ее жизни невозможно».

http://pravmir.ru/kak-voinstvuyushhiy-be...

1142. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с митр. Елевферием (Богоявленским), временно управляющим Западно-Европейскими приходами РПЦ, митр. Японским Сергием (Тихомировым) и еп. Вениамином (Федченковым) : Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 303–325. 1143. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Елевферия (Богоявленского), временно управляющего ЗападноЕвропейскими приходами РПЦ: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 288–330. 1144. Награждения и рукоположения [священнослужителей Экзархата Московской Патриархии в Западной Европе]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 21. 1145. Награждения священнослужителей Экзархата Московской Патриархии в Западной Европе//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 7–8. 1146. От Совета при Экзархате: [О новом назначении Фотия (Тапиро), архиеп. Виленского и Литовского, на должность экзарха МП в Зап. Европе]//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 5–6. 1147. Права и обязанности епископа Клишисского, экзарха Московской Патриархии в Западной Европе//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 5–6. 1148. Сообщение Совета при экзархе: [О хиротонии архим. Николая (Еремина)]//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 4. 1149. Указ патриарха Московского и всея Руси высокопреосвященному митрополиту Серафиму, экзарху Московского Патриархата, управляющему Западно-Европейскими русскими православными Церквами: [о награждении митр. Серафима)]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 21. 1150. Указ патриарха Московского и всея Руси высокопреосвященному митрополиту Серафиму, экзарху Московского Патриархата, управляющему Западно-Европейскими русскими православными Церквами//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 22–23. По поводу раскола в Западно-Европейском Экзархате. 1151. Указ патриарха Московского и всея Руси высокопреосвященному Председателю совета при экзархе Московской Патриархии в Зап. Европе архим. Николаю (Еремину)//ВРЗЕПЭ. 1951. 7/8. С. 8. Назначение архиеп. Бориса (Вика) временно исполняющим обязанности экзарха МП в Зап. Европе; освобождение архиеп. Фотия (Тапиро) от должности экзарха МП в Зап. Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников Карловацкого Синода и Западно-Европейской епархии. Службы совершались попеременно. В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского Патриархата. В 1945 году вместе с Западно-Европейским Экзархатом воссоединился с Московским Патриархатом и оставался в его ведении после ухода Западно-Европейского Экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов (+ 1950). В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум), назначенный духовником православно-англиканского содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне. К тому времени Успенский приход был уже не единственным на территории Великобритании. Так, в Оксфорде по инициативе Н. Зернова был создан православный русский центр – " Дом святых Григория и Макрины " . Оксфорд стал центром содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. Появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами. В 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западно-Европейского Экзархата (Московский Патриархат). Епископом Сергиевским стал Антоний (Блум). 1962 год, 10 октября – образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского. На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям. На основании представленных свидетельств Комиссия пришла к выводу, что кризисные явления, связанные с решением епископа Василия о переходе в Константинопольский Патриархат, стали итогом длительного нарастания напряженности в епархии. Об этом единодушно свидетельствовали почти все опрошенные Комиссией свидетели. Это подтверждается также документами, имеющимися в распоряжении Комиссии.

http://religare.ru/2_31923_1_21.html

После 1917 года приход находился в юрисдикции Зарубежного Высшего Церковного Управления. В 1926 году приход разделился на сторонников Карловацкого Синода и Западно-Европейской епархии. Службы совершались попеременно. В 1931 году приход был принят в состав Константинопольского Патриархата. В 1945 году вместе с Западно-Европейским Экзархатом воссоединился с Московским Патриархатом и оставался в его ведении после ухода Западно-Европейского Экзархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха в 1946 году. Настоятелем Успенского прихода был в те годы протоиерей Владимир Феокритов († 1950). В 1948 году в Лондон прибывает иеромонах Антоний (Блум), назначенный духовником православно-англиканского содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний становится настоятелем русского прихода в Лондоне. К тому времени Успенский приход был уже не единственным на территории Великобритании. Так, в Оксфорде по инициативе Н. Зернова был создан православный русский центр – «Дом святых Григория и Макрины». Оксфорд стал центром содружества мч. Албания и преп. Сергия Радонежского. Появились и другие приходы, созданные русскими православными общинами. В 1957 году в Великобритании образовано Сергиевское викариатство Западно-Европейского Экзархата (Московский Патриархат). Епископом Сергиевским стал Антоний (Блум). 1962 год, 10 октября – образована самостоятельная Сурожская епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского. На 1 января 2006 года клир Сурожской епархии составляли 2 епископа, 24 священника и 13 диаконов. В епархию входили 9 приходов и 25 евхаристических общин (общины, состоящие из небольшого числа семей, в которых богослужения совершаются 1-2 раза в месяц): общее число – 34. 7 храмов являются собственностью приходов, 7 – частной собственностью, остальные храмы принадлежали другим конфессиям. На основании представленных свидетельств Комиссия пришла к выводу, что кризисные явления, связанные с решением епископа Василия о переходе в Константинопольский Патриархат стали итогом длительного нарастания напряженности в епархии. Об этом единодушно свидетельствовали почти все опрошенные Комиссией свидетели. Это подтверждается также документами, имеющимися в распоряжении Комиссии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Личный фонд автора Архиеп. Иоанн (Шаховской) . История и метаистория. П., 1945. 11 с. (машинопись). (О его пастырской деятельности в нацистской Германии.) Kniazeff A. Comment j e suis devenu prêtre – Mémoires (19131947). P., 1989. 114 с. (машинопись, на фр. яз.). (Воспоминания протопресвитера А. Князева о его жизненном пути к священству.) Seide G. Russische Orthodoxe Kirchen und Gemeinden in Deutschland. Eine Dokumentation ihrer Geschichte. München, 1994. 14 с. (список священнослужителей Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви за период 1921 по 1994 г., машинопись, любезно предоставленная нам о. Георгием Зейде. Далее «Архив Георгия Зейде» – АГЗ). II. Газеты и журналы Вера и Жизнь. Вестник управления православной епархии в Австрии. Зальцбург, 19461948. Вести Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Приложение к журналу Православное Слово. Буэнос-Айрес, 1954. Вестник Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1980 (далее ВГЕ). Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Лион, с 1970. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Медон, 1947; П., 19501990 (далее ВРПЭ). Вестник. Орган церковно-общественной жизни. П., 19371939. Вестник Православного церковно-благотворительного комитета Германской епархии. Мюнхен, 19461948. Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (с 1990: Вестник Русского Христианского Движения). П.; Мюнхен; П.; П.-Н.-Й.; П.-Н.-Й. М., с 1925 (далее Вестник РХД). Вестник Церковной Жизни. Булонь-Бийянкур, 19451947. Голос Православия. Берлин, с 1950 (официальный журнал Германской епархии Московской Патриархии). Голос Литовской православной епархии. Ковно, 19241939. Епархиальные Ведомости Северо-Американской и Канадской епархии (Русской Зарубежной Церкви). Дж., 19531954. Церковный календарь обители прп. Иова на 1927 г. (со списком архиереев РПЦ за границей и духовенства Западно-Европейского митрополичьего округа). Ладомирово, 1926. Журнал Московской Патриархии. М., с 1945 (официальный журнал Московской Патриархии) (далее ЖМП).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя оба митрополита считали невозможным подчинение Церкви на родине ввиду ее несвободы, тем не менее в отношении практических выводов они не смогли достичь единомыслия. Парижский экзархат стоял на позиции, что церковная жизнь должна строиться по территориальному принципу, в то время как РПЦЗ состояла из приходов и епархий, объединенных по этнически-культурному принципу. Последняя позиция была обоснована протоиереем Михаилом Польским в изданной в 1948 г. книге «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и Заграницей». На нее в 1949 г. священник Александр Шмеман написал отзыв . В том же 1949 г. на эту работу отозвался Брюссельский и Западно-Европейский епископ РПЦЗ Нафанаил (Львов), а также протоиерей Михаил Помазанский и управляющий делами Синодальной канцелярии протоиерей Георгий Граббе (статьей « Каноническое основание Русской Зарубежной Церкви )». О. Александр в 1950 г. ответил статьей « Спор о Церкви ». Реакцией на нее в том же году была статья Брюссельского и Западно-Европейского епископа РПЦЗ Нафанаила (Львова) « Поместный принцип и единство церкви ». После чего, в 1952 г., о. Михаил Польский опубликовал в расширенном виде часть своей вышеупомянутой книги под названием «Очерк положения русского экзархата вселенской юрисдикции» . Комментируя отзыв о. Александра Шмемана на свою книгу, о. Михаил писал епископу Флоридскому Никону (Рклицкому): «Что касается ответа Шмеману, то я его уже приготовил. Более глупой вещи трудно представить. Судите сами: он говорит о невозможности юрисдикции национальной, а только допускает территориальную, а сам экзархат русский находится в Западной Европе рядом с греческим экзархатом того же Германоса, который всячески протестовал после смерти м. Евлогия против такого русского экзархата, независимого от него. И все остальное уже само по себе нелепо, и ничего от этой глупости [не?] остается» . Ответ о. Александра Шмемана – «Эпилог» – стал точкой в дискуссии, в основе которой лежала возможность воссоединения двух эмигрантских Церквей.

http://bogoslov.ru/article/6166725

В июне 1946 года владыка Сергий (Королев) был назначен архиепископом Венским, викарием Западно-Европейского экзархата. 21 октября 1946 года он был назначен экзархом вновь созданного Средне-Европейского экзархата. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1947 года архиепископ Сергий (Королев) получил советское гражданство.  16 ноября 1948 года Средне-Европейский экзархат был упразднен, а владыка Сергий был назначен архиепископом Берлинским и Германским. 26 сентября 1950 года владыка Сергий был назначен в Россию, архиепископом Казанским и Чистопольским. Владыка Сергий внес в богослужебную жизнь Казани свойственный ему творческий дух. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, он исправно выстаивал все службы и подолгу прикладывал прихожан ко кресту, давая при этом духовные наставления. Он ввел ежедневное служение молебнов Богородице после Литургии и обязательное пение акафиста в честь Ее Казанской иконы на воскресной вечерне. Последняя традиция прочно укоренилась в богослужебной жизни Казани и сохраняется до наших дней.  Он жил в двухэтажном доме епархиального управления. Свою комнату все время украшал цветами и молодыми ветками. Любил по вечерам гулять по казанским улицам. Во время прогулок владыка подмечал, где люди живут бедно и помогал тем, кому это было нужно, и на такую помощь порой уходил весь его архиерейский доход. В январе 1952 года владыка Сергий заболел. Он никому не рассказывал о своих страшных болях, но с этого времени люди стали замечать, что архипастырь выглядит все хуже. На четвертой неделе Великого Поста последовал неутешительный диагноз – рак. 3 мая он перенес операцию в одной из московских клиник, а 27 мая выехал в Одессу, где находился до середины июля. На обратном пути в Казань он посетил Москву и Подмосковье, где провел свое детство. 18 декабря 1952 года, ночью, архиепископ Сергий скончался. Прощание проходило с 18 по 21 декабря, храм посетили тысячи казанцев и жителей других городов и сел Татарии. Погребение 21 декабря возглавил архиепископ Можайский Макарий (Даев). Похоронен владыка на Арском кладбище, около кладбищенской церкви, рядом с могилой епископа Иустина (Мальцева).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

Наши Вести. Сан-Франциско. 19551980. Новое Время. Белград, 19211929. Новое Русское Слово. Н.-Й., с 1945 (далее НРС). Новое Слово. Берлин, 19341944 (далее НС). Парижский Вестник. П., 19421944. Православная Карпатская Русь. Ладомирово, 19281944. Православная Мысль. П., 19281959. Православная Русь. Дж., с 1947 (далее ПР). Православное Слово. Буэнос-Айрес, 19511955. Православный календарь на 1950 г. Л., 1950. Русская Мысль. П., с 1947 (далее РМ). Русские Новости. Берлин, 19341944. Русский настольный календарь-справочник 1960 г. Н.-Й.: Изд-во H.H. Мартьянова, 1960 (далее РНК). Русский Пастырь. Журнал Свято-Троицкой духовной семинарии. Дж., с. 1987. Сборник церковно-общественной жизни. Л., 19471948 (всего 6 номеров). Свет Христов просвещает всех. Вестник приходов Русской Церкви в Швейцарии, затем Вестник Русской Церкви в Западной Европе (с 1951). Женева, 19461951 (всего 36 номеров). Слово Церкви. Газета Православной Мысли. П., 19491952 (религиозное приложение к «Русской Мысли»). Сообщения и распоряжения высокопреосвященного Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского округа. Берлин, 19421944; Мюнхен, 19471949. Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. Приложение к «Троицкому календарю». Дж., 19752005. Часовой. Брюссель, 19301986. Церковная Летопись. Л., 19471948. Церковная Жизнь. Белград, 19321940; Мюнхен, 19481950; Н.-Й., с 1951 (официальный журнал Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви) (далее ЦЖ). Церковная хроника Московского Экзархата Западной Европы. П., 19751976. 16. Церковное Обозрение. Ежемесячный независимый орган свободной церковно-религиозной мысли. Белград, 19221930; 1932; 19361944 (далее ЦО). Церковные Ведомости. Белград, 19241930 (официальный журнал Архиерейского Синода Зарубежной Церкви) (далее ЦВед). Церковные Ведомости Германской епархии Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1948. Церковный Вестник. П., 19271940; 19461958; 19661978; 19812001 (официальный журнал Западно-Европейского Экзархата Русских Православных Церквей Константинопольского Патриархата) (далее ЦВ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010