Я помню эти дискуссии, выступления. Помню, как мне это было отрадно, особенно после одной дискуссии в зале ко мне подошел один из их епископов, обнял, и сказал: «как вы могли сформироваться такой в совдепии? Ведь Вы же настоящий белогвардеец по своему мироощущению». Потом посмотрел на архимандрита Тихона (Шевкунова), и сказал: » Откуда он вас такого выкопал?» Тут мне надо было задуматься. Действительно, я говорил то, о чем думал, рассказывал о том, что действительно делаю: о своих панихидах по юнкерам, погибшим в Петрограде в начале ноября 1917-го года, и о панихидах, которые я служил регулярно по поводу тех, кто участвовал в борьбе с большевиками в годы Второй мировой войны. Для них это было знаком того, что если преподаватель Духовной школы может говорить о таких вещах, совершать подобного рода священнодействия, значит, атмосфера в стране действительно изменилась. Я общался только с представителями Русской Зарубежной Церкви и с представителями Западноевропейского Экзархата Вселенского Патриархата, бывал в Свято-Сергиевском богословском институте, и в общем и целом видел, что все то великое значение, которое имела наша эмиграция, на протяжении не одного десятка лет, осталось в прошлом. Зарубежье сходило на нет. И россияне, приезжавшие из Российской Федерации в Европу, в Америку, ничуть не подпитывали это самое Русское Зарубежье в плане продолжения тех традиций, которыми оно жило, и которые, как казалось, сохраняло для нас. Поэтому я могу сказать, что мы действительно слишком поздно восстановили и церковное, и, я бы сказал, культурное единство с русской диаспорой. Она уже совсем не та, и у неё уже потенциал совершенно несопоставимый с тем, каким он был в 1920-е–1930-е, даже и в 40-е годы. Все пришло слишком поздно. И кроме их эпистолярного наследия, богословского, культурного наследия, не остается уже ничего. Это, наверное, вполне объяснимо. Другое дело, что сейчас все чаще раздаются голоса, что это наследие нам совершенно не нужно. Не нужна, например, парижская школа богословия. Хотя в парижской школе богословия проявилось все то лучшее, к чему мы пришли к началу XX века. И что так быстро, к сожалению, завершилось без соответствующей питательной культуры, национальной церковной среды в Русском Зарубежье. Мы остаемся либо в незнании, либо в нежелании знать наследие Русского Зарубежья, а Русское Зарубежье уже перестало существовать как активный носитель этой традиции. Поэтому, если она не будет воспринята нами, она уйдет в небытие, в этом надо тоже отдавать себе отчет. Об исторической России

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-mit...

Все упомянутые нами вопросы будут обсуждаться на соборах. На каких именно и с участием ли клириков и мирян – будет зависеть от важности вопроса. – На какой период планируется заседание Комиссии? – Пленарное заседание Комиссии состоится в начале июня, что будет анонсировано дополнительно. Она вынесет заключение, и Священный Синод примет решение о создании Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Об авторе: Иеромонах Савва (Тутунов) С 1996 г . по 1999 г . отец Савва обучался в университете Orsay – Paris XI, где в 1999 году получил диплом лицензиата высшей математики (Licence de mamhemamiques fondamentales). В 1999–2001 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1996 году был пострижен в мантию (с наречением имени Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского) экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата Архиепископом Евкарпийским Сергием. В 2001 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему « Труды Поместного Собора 1917–1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия ». С 10 января 2006 года он сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 24 мая 2006 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в диаконы, а 19 августа 2006 года – в пресвитеры. С 1 сентября 2006 года – преподаватель Московской духовной академии, а также Московской духовной семинарии. С 1 января 2008 года перешел на постоянное послушание в Московскую духовную академию. С 14 февраля 2008 по 31 марта 2009 года о. Савва нес послушание заведующего пресс-службой МДА. Входил в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (2009 года). 31 марта 2009 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен секретарем Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 2 апреля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарем Управления делами Московской Патриархии.

http://pravmir.ru/mezhsobornoe-prisutstv...

В 1594 г. Иеремия II скончался в сане патриарха и на патриаршей кафедре. Кирилл Лукарис (1621-38). Один из замечательных патриархов после падения Византии. Своим обширным умом, ученостью, добродетелями, ревностью в вере и, наконец, несчастьями в жизни он напоминает святителей древних времен. Кирилл был воспитанником знаменитого александрийского патриарха Мелетия Пигаса, который дал ему прекрасное начальное образование в венецианском греческом коллегиуме и затем в университете в Падуе. По окончании образования Лукарис принял монашество и вскоре вступил на поприще церковной деятельности. В 1593 г., в качестве экзарха патр. Мелетия, он ездил в западную Россию и поддержал православных в борьбе с латинянами. В 1596 г. на Брестском соборе, при проведении унии, он был одним из главных поборников православия, чем навлек особую ненависть латинян. Он был вынужден спасаться бегством. Затем он предпринял путешествие в западноевропейские страны для изучения иностранных исповеданий с целью более успешной борьбы с ними. В 1600 г. он снова посетил западную Россию, укрепляя православных. В 1601 году после смерти патр. Мелетия, согласно его завещанию, Кирилл был поставлен его заместителем. Своим мудрым управлением он приобрел величайшее уважение не только в своем патриархате, но и в Константинополе, где все важные дела решались с его участием. В 1613 г., в качестве местоблюстителя, он управлял константинопольской патриархией, а в 1621 г. был единодушно избран заместителем скончавшегося патр. Тимофея I. Для него наступила пора особенно живой, но и несчастливой, деятельности. Главной его заботой было ограждение православных от латинской пропаганды. В борьбе с иезуитами провел он все свое патриаршество, пять раз был возводим на престол, и четыре раза низводим и, наконец, в 1638 г. запечатлел мученической кончиной свою ревность за православие. Паисий II занимал патриаршую кафедру с 1726 г. четыре раза. Он замечателен только тем, что в первое свое патриаршество издал соборное постановление о низшем клире. Постановление требовало, чтобы в священный сан возводились только люди образованные и благопристойные, причем за нарушение этого постановления определялось наказание. Эта мера была вызвана настоятельной необходимостью, так как, при беспорядках в церковном управлении и при недостатке школ, весьма часто случалось, что места священников отдавались людям совершенно неученым. В первое время после издания, постановление Паисия имело некоторое значение, но потом все приняло прежний вид.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

С учетом результатов собеседований с представителями рассеяния, Патриарх Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы, призвав их к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания для грядущей многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе. В ответ на этот призыв, в заявлении Совета Архиепископии от 9 декабря 2004 года выражается готовность возглавляющего Экзархат архиепископа Гавриила (де Вильдера) «начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом», но признаются «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией» и сообщается что «отцы и учители в вере» Экзархата отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат». На 2006 год приходы Архиепископии-Экзархата находились главным образом во Франции , но также и в Бельгии , Голландии , Германии , Норвегии , Швеции , Италии и Испании . Во Франции Архиепископия насчитывала около 40 приходов, являясь наибольшей православной епархией. В её составе приходы русских эмигрантов, где службы идут на церковнославянском языке, сосуществуют с многонациональными приходами, наряду с чисто западными приходами, где службы ведутся на языках стран, в которых они находятся. Воссоединение Архиепископии с Московским Патриархатом 27 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви решил отменить патриарший Томос 1999 года, который патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, этим решением упразднялся канонический статус Архиепископии. Константинопольский Патриархат призвал клир Архиепископии прекратить поминать своего собственного архиепископа и присоединиться к духовенству греческих митрополий. Согласно коммюнике Синода, " решение направлено на дальнейшее укрепление связи приходов русской традиции с материнской церковью Константинопольского Патриархата " .

http://drevo-info.ru/articles/4808.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Российский православный университет и Свято-Сергиевский православный институт в Париже заключили соглашение о сотрудничестве 28.02.2014 Российский православный университет и Свято-Сергиевский православный институт в Париже заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) , ректор Свято-Сергиевского института архиепископ Телмисский Иов (Геча) и декан протоиерей Николай Озолин . Стороны договорились совместно содействовать «духовному, культурному, образовательному и научному развитию традиций своих стран, способствовать повышению уровня духовно-нравственного, национально-культурного развития личности, развитию и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями стран мира», а также способствовать развитию религиозного образования в России и Франции. РПУ и Свято-Сергиевский православный институт намерены разрабатывать совместные образовательные, научные, культурно-просветительские международные программы, направленные «на создание гармоничной нравственной среды в мировом социокультурном сообществе, воспитание подрастающего поколения в духе нравственных традиций». Также вузы планируют проводить совместные конференции, семинары, симпозиумы, форумы и другие международные мероприятия с участием студентов, аспирантов и преподавателей Университета и Института. Свято-Сергиевский православный богословский институт (фр. Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge) — высшее учебное заведение Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата. Учрежден в 1925 году на втором съезде Русского студенческого христианского движения. Стал духовным центром русской эмиграции. Преподавание в настоящее время ведется на французском языке (с 1995 года действует также курс экстерната на русском языке). Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.02.2014 17:06:14

http://drevo-info.ru/news/16739.html

Мелетианский восточный папизм возник не случайно - в 1922 году греки проиграли войну с кемалистской Турцией, и большая часть паствы Фанара была изгнана из турецких пределов на территорию Греции, где каноническая власть принадлежала митрополитам Афинским. «Вселенский патриарх» рисковал превратиться в карликового патриарха и приобрести себе новую территорию мог только за счет провозглашения притязаний на весь православный мир. Мелетий создал подчиненную себе греческую архиепископию в Америке (именно она кормит сегодняшний Фанар и зачастую диктует ему политику, это важно помнить - главные спонсоры Фанара находятся за океаном) и обрушился на отторгнутые от России в результате революции части Русской православной церкви. Мелетий даровал автокефалию Польской православной церкви, захватил автономные православные церкви в Эстонии и Финляндии. Если в последних двух случаях Фанар ссылался на свою экстерриториальную «вселенскую миссию», то для оправдания разбоя в Польше (в состав которой тогда входили западные Украина и Белоруссия) и был придуман аргумент, что Фанар якобы «никогда не признавал переподчинения Киевской митрополии» . Соответствующее заявление было сделано преемником Мелетия - патриархом Григорием VII, печально знаменитым тем, что публично поддержал организованный большевистским ГПУ раскол обновленцев против патриарха-исповедника святителя Тихона. Принял Константинополь под свое крыло и либерально ориентированный Западноевропейский экзархат русских эмигрантов, не желавший подчиняться ни «красной» Москве, ни «белой» зарубежной церкви. В мелетианскую эпоху в деятельности Фанара наметилась очевидная связка - с одной стороны, стремление к радикальным обновленческим реформам, разрыв с православной традицией в богословии и устроении церковной жизни, с другой - установка на каноническую экспансию и захват всего, что «плохо лежит» у соседей (прежде всего у мучимой богоборцами Русской православной церкви), обосновываемый восточным папизмом, все больше приобретающим черты настоящей ереси.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/12/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) запретил совместное служение священников его митрополии с духовенством Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции 02.12.2021 Слова архиерея Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Берлинского и Германского Марка (Арндта) о запрете совместного служения священников его митрополии с духовенством Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (с центром в Париже) не следует воспринимать как объявленный разрыв общения между этими структурами Московского Патриархата в Европе, сообщил РИА Новости руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии, Патриарший экзарх в Западной Европе митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк) . В Сербии 22-26 ноября прошла конференция «Связь времен: итоги и перспективы. К столетию Русской Зарубежной Церкви». Выступая на ней, митрополит РПЦЗ Марк высказался о Парижской архиепископии – что ему «пришлось пару недель назад запретить своим священникам сослужить этой присоединившейся как будто бы к Московскому Патриархату юрисдикции, совершенно несерьезной, нарушающей каноны на каждом шагу». Видеозапись выступления была опубликована в Facebook в группе под названием Historical Studies of the Russian Church Abroad и вызвала резонанс в церковной среде. «Действительно, существуют небольшие шероховатости, связанные с тем, что, воссоединившись с Русской Православной Церковью несколько лет назад, Архиепископия теперь осуществляет свое служение наряду с другими структурами Московского Патриархата в Западной Европе. Для того чтобы эти шероховатости в отношениях Зарубежной Церкви и Парижской архиепископии сгладить, предпринимаются определенные шаги. В том числе имеют место братские встречи между представителями Архиепископии и Зарубежной Церкви, где все эти шероховатости обсуждаются. Надеемся, что везде, где есть какие-то недопонимания, будут найдены правильные способы решения... Можно будет обо всем договориться», – сказал митрополит Антоний, комментируя резонансное видео.

http://drevo-info.ru/news/27544.html

Ко времени Екатерины Великой генерал-прокурор уже фактически был первым министром; при Императоре Павле I хотя и была сделана попытка восстановить коллегии, но рядом с ними были поставлены особые директора, пользовавшиеся правом непосредственного доклада Государю по делам коллегий, власть которых, таким образом, совершенно умалилась. Ясно было, что, по требованию времени, вместо коллегиального все более и более выдвигалось единоличное начало в управлении. Так была совершенно подготовлена почва для учреждения правильно действующих министерств, о чем и объявлено в известном манифесте Императора Александра I от 8-го сентября 1802 года. Причиной учреждения министерств в манифесте указано желание Государя «разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для успешнейшего течения поручить оные ведению избранных министров». Справедливости требует сказать, что, подобно Петровским коллегиям, и министерства учреждены были в России по примеру Западной Европы, по образцу которой Государю, впервые годы его царствования, так сильно хотелось устроить свою империю. Неофициальными советниками Государя были при этом известные Чарторыжский и Новосильцев. Но министерства, пересаженные с западноевропейской почвы, заимствованные из государств конституционных, выросших из борьбы королевской власти с феодалами, из сложной и долгой борьбы сословий, естественно, на первых порах являлись в России учреждениями чуждыми и неприспособленными к окружающей среде. Это немедленно и было подмечено многими противниками нововведения, среди которых видное место занимает и Карамзин. Действительно, Император Александр I, воспитанный Лагарпом на началах, совершенно чуждых русской жизни и ее историческим заветам, горячо мечтал в молодости пересадить весь строй западноевропейский в Россию. Учреждение министерств было только отрывком, одной частью этого широкого по замыслу плана государственного переустройства. Однако с течением времени, входя в зрелые годы, присматриваясь и вникая в дух народной жизни, Государь увидел всю ошибочность своего плана и опасность его для государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Но о. Льву пришлось покинуть страну и перебраться во Францию, после чего он подвизался на одном из приходов Западноевропейского экзархата. Такие вот трагические судьбы: больные люди с расшатанными нервами, с изломанными судьбами и с искалеченной психикой... Надо ли говорить о том, что все они могли подвизаться в стенах академии благодаря заступничеству митрополита Никодима, который «взял всё на себя»? Впрочем, очаги этой «психопатологии» тлеют кое-где и сегодня. Ведь недаром психиатры шутят в своём кругу: «Нормальных людей нет, а есть недообследованные». С таким вот «недообследованным» мне пришлось столкнуться при написании этой книги. Маститый протоиерей, настоятель одного из соборов в Санкт-Петербурге, он в 1960–1970-х годах «колыхался на местном материале» и часто общался с владыкой Никодимом. При встрече прошу его поведать о каком-либо интересном эпизоде из жизни святителя. Наморщив лоб, он сумел вспомнить только лишь один эпизод. – Летим с владыкой за границу; дело было Великим постом. Стюардесса подаёт ему рыбу, а мне – цыплёнка. Смотрю на митрополита, а он мне: «Ешь, в дороге – «разрешение на вся«»! ... Екатерина Ивановна всю жизнь проработала в доме отдыха, где бывали многие известные люди, в том числе и писатели, и хотела продиктовать »уникальные« воспоминания об Анне Андреевне Ахматовой. Они сводились к следующему: »Бывала у нас Ахматова. В столовую ходила как все. Первое кушала и второе, и компот пила«. »Ну а ещё что-нибудь Вы о ней помните?« – »Обед никогда не пропускала, первое кушала и второе...« – »Ну, хотя бы выглядела как?« – »Да как все люди!« – с раздражением отмахнулась Екатерина Ивановна. »А вот раз была на завтрак запеканка... " 549 Через неделю при встрече сообщаю: цыплёнок вставлен в текст, так что он «войдёт в историю». В глазах «источника» испуг и смятение сменяется гневом. – Отец архимандрит! Я запрещаю Вам писать про цыплёнка. Слышите! (Видимо, лихорадочно просчитал в уме, как настоятель-конкурент прот. В. из соседнего собора будет бегать с книгой и кричать: «Вот! Отец N в посту ест цыплят!».)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вольно или невольно, но Успенский, оставаясь на строго православных позициях, мыслит уже как человек, вкусивший эстетического опыта XX в., атмосферы этого опыта, окружавшей его всю жизнь в авангардно–модернистском Париже. Именно этот опыт дает ему возможность по–новому подойти к художественным особенностям языка иконы, усмотреть за ними тот аспект религиозного опыта, который до него практически никто не видел в иконе — принципиального аскетического юродства, бросающего вызов позитивистскому, логичному, рациоцентричному миру материалистического бывания. Собственно в XX в. этому же миру бросило вызов и авангардно–модернисгское искусство, особенно остро и манифестарно в том же Париже, где жил наш православный иконописец, и в художественных формах, часто перекликающихся с визуальным формальным алогизмом иконы. Однако если уж здесь всплыло понятие юродства, то оно, конечно, в большей мере подходит ко многим явлениям авангардно–модернистского искусства, чем к классической иконе. По существу, в художественном языке иконы, ориентированном на классические эстетические ценности прекрасного, возвышенного, гармонического, и выразившем их с предельно возможным артистизмом, нет никакого «юродского» вызова миру, но выражен в живописных формах духовно–эстетический идеал христианства. «Юродством» условности классического иконного языка могли бы показаться только человеку, воспитанному в духе ново–европейского академизма или реализма, скорее — натурализма. Здесь парижский иконописец XX в. явно «перегибает палку». А вот принципиально отрицающая любые эстетические ценности ПОСТ–культура XX в. действительно может быть понята как юродствующая, только не «Христа ради», а исключительно «себя ради». В конце 1963 г. в Париже в «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» была опубликована большая статья JI. Успенского «Вопросы иконостаса», возможно инициированная публикацией тремя годами ранее в том же «Вестнике» конспекта фундаментального исследования П. Флоренского «Иконостас». Сейчас трудно сказать, был ли в начале 60–х годов в Париже известен полный текст этой книги Флоренского (в Москве он уже с конца 50–х ходил по рукам в самиздатовском варианте), но его влияние ощущается в статье Успенского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010