М., 1915. С.81. Ливанова Т. История западноевропейской музыкию. М-Л., 1940. С.52. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. Музыка. М., 1975. С.79. Металлов В., протоирей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С.20. Шестаков В. От этоса к аффекту. М., 1975. С.80. Там же, С.80. Металлов В. протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С.30. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и возрождения. М., 1966. С.315. Шестаков В.П. От этоса к аффекту, Музыка. М., 1975. С.86. Ливанова Т. История западноевропейской музыки. М-Л., 1940. С.73. Ливанова Т. История западноевропейской музыки. М-Л., 1940. С.93. Там же, С.163-164. Шестаков В. От этоса к аффекту. М., 1975. С.176. В гомофонно-гармонической музыке основная мелодия проводится в каком-нибудь одном голосе, другие голоса-партии гармонически поддерживают течение этой мелодии. Реформа было осуществлена в рамках камераты Барди-Корси (небольшой кружок философов, поэтов, певцов, композиторов). В реформе они опирались на музыкальную эстетику Платона, полагавшего в основании музыки прежде всего слово, затем ритм, потом звук. Характерно, что члены камераты обращались к идеям античности, ведь и оперу они создавали под непосредственным влиянием древнегреческой трагедии. В этом можно усмотреть контрреформационный мотив - желание вернуться к доварварской эпохе и там отыскать истоки собственной культуры (без влияния протестантствующих). Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971. С.85. Там же, С.141. Там же, С.156. Музыкальная эстетика России XI - XVIII веков. М., 1973. С. 73, 75. Вопросы теории и эстетики музыки. Л., Вып.13. С.66. Орлова Е. Лекции по истории музыки. М., 1977. С.138. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. С.226. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938. С.84. См. Успенский Н.Д. Русский церковный раскол XVII века как следствие коллизии двух богословий. - Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/...

В рус. зарубежье в 20-х гг. возобновилось издание «Литовских ЕВ» (1922-1923, в 1923-1940 в Каунасе выходил «Голос Литовской православной епархии»). Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (Париж, 1927-1940, 1946-1959), «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» (Париж, 1947-1989), неск. епархиальных журналах РПЦЗ. По образцу Е. в. в Австро-Венгрии издавались униат. журналы (с 1886 - в Перемышльской и Станиславовской епархиях, с 1889 - во Львове), нек-рые из них продолжали выходить в межвоенной Польше, напр. «Nepeмucьki enapxiяльhi biдoмocmi» (1919-1939). После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. Львовско-Тернопольской епархии bichuk» (1946-1948, с 2 за 1948 «Православний bichuk», с 1968 изд. в Киеве). Др. попытка издания епархиального журнала в СССР была недолговечной: в 1948-1950 гг. вышло 4 номера ж. «Вести: Бюллетень Рижской епархии». После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. 80-х гг. XX в. появились и периодические издания епархий, среди к-рых многие назывались Е. в. и даже указывали на преемственность традиций дореволюционных журналов. Первыми в 1989 г. были «Самарские ЕВ», «Вестник Рижско-Латвийской епархии» и «Минские ЕВ». В 1990 г. появились «Воронежский епархиальный вестник», «Вестник Белорусского Экзархата» , «Московские ЕВ», «Благовестник Пермской епархии», «Санкт-Петербургские ЕВ», «Тверские ЕВ» и газеты «Вятский епархиальный вестник», «Православный вестник Свердловской епархии», «Благовест» (Кострома), «Курские ЕВ», bichuk» (Мукачево, Тернополь), «Омские ЕВ», «Ведомости Тобольско-Тюменской епархии», «Рязанский церковный вестник» (с 1992 журнал), «Пензенские ЕВ» (с 1998 журнал). Впосл. ежегодно начинали выходить новые издания. В наст. время почти в каждой епархии выходят церковные периодические издания под эгидой епархиального управления или с его участием. Из них более 25 называются Е. в. («Брестские ЕВ», «Липецкие ЕВ», «Новогрудские ЕВ», «Саранские ЕВ», «ЕВ» (Сыктывкар)).

http://pravenc.ru/text/190001.html

И вот, такая особенная, элегантная девушка с магнитофоном встает во время проповеди Владыки как можно ближе к нему. Как это «считывает» простой советский верующий человек? «Вот они! Добрались и сюда». В более поздние годы вокруг Тани собирались ребята, чтобы не дать разгневанному народу отнять у «кэгэбэшницы» технику… Так что даже запись бесед Владыки была проявлением героизма. Но дальше происходила та часть деятельности, которая уже просто подпадала под 70-ю статью УК — «Изготовление, хранение и распространение клеветнических, заведомо ложных измышлений, порочащих Советский Союз», а именно — распространение проповедей владыки Антония. Таня записывала, расшифровывала, Алена помогала, распространяла. Как? До сих пор я не знаю, кто были те люди, которые развозили уже готовые проповеди владыки Антония. Таня и Алена делали закладку — пять экземпляров, потом вторую, дальше это распространялось «само», в геометрической прогрессии. Алена была прикована к Лавре, к Загорску. Курсировала между Москвой и Посадом, в основном, Таня. Если Владыка отправлялся куда-нибудь в другой город — в Тулу, в Ленинград, в Киев, — она пыталась ехать с ним, но это не всегда получалось. Вновь эмиграция Потом она уехала. Связано это было с тем, что Владыку стали очень редко пускать в СССР. Между 1974 и 1982 годом он почти не бывал здесь, (ненадолго приезжал в 1978 на похороны митр. Никодима ), и Танина миссия не могла осуществляться. Таня восстановила свое французское гражданство, сохраняя и советский паспорт. Она стала работать в Париже в канцелярии Экзархата, издавала «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» и продолжила записывать владыку Антония. Также предпринимала попытки переехать в Лондон, чтобы быть ближе к нему. Этот переходный период был временем нашей наибольшей дружбы с того момента, как во Францию переехали мы. Долгие эмигрантские годы Татьяна Майданович была моим единственным другом. У Тани не было ничего: не было жилья, не было имущества. При этом она всегда выглядела необыкновенно изящно, носила ослепительно белые водолазки. Как-то я пришла к ней, и она стала вручать мне другую ослепительно-белую водолазку со словами: «Это тебе, мне подарили». Я в ответ: «Пусть у тебя будет сменная». На что услышала: «У меня не два тела». У нее ничего сменного не было, только ее ежедневно стираемое.

http://pravmir.ru/okno-mitropolita-anton...

Не следует забывать, что весь этот титанический труд совершал человек, страдавший тяжелым сердечным недугом. Глубокое благочестие и твердая вера митрополита Никодима нашли выражение во время его болезни в решительном нераспространении предписанного ему врачами строгого лечебного режима на богослужения. Сразу же после первого инфаркта в келий митрополита Никодима был сооружен престол. Болящий ежедневно участвовал в богослужениях и причащался. Когда же он смог возобновить активную деятельность, то каждый день начинал с совершения Божественной литургии в своих Крестовых храмах в Москве или Ленинграде, а во все свои поездки брал с собой запасные Святые Дары, черпая силы в причащении Святых Тайн Христовых. В 1972 году после перенесенного инфаркта митрополит Никодим подал прошение Святейшему Патриарху и Священному Синоду об освобождении его от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Эта просьба Владыки была уважена. Однако он продолжал труды на посту Председателя комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Вместе с тем состояние здоровья митрополита Никодима продолжало ухудшаться. После перенесенного в октябре 1975 года пятого инфаркта врачи категорически потребовали от митрополита Никодима резко сократить объем работы. В ноябре 1976 года Священный Синод удовлетворил просьбу Высокопреосвященного Никодима, назначив ему в помощь в должности заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы епископа Выборгского Кирилла. Одновременно Владыка Никодим направил просьбу руководству Христианской Мирной Конференции об ограничении круга его обязанностей в этой организации, которая была удовлетворена на заседании рабочего комитета ХМК 22 апреля 1977 года. Но и после этого митрополит Никодим продолжал интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управляя Ленинградской и Новгородской епархиями и Западноевропейским Экзархатом, окормляя Ленинградские Духовные школы. В последние годы жизни, невзирая на недуг, митрополит Никодим также участвовал и в различных богословских собеседованиях, осуществлял широкую переписку.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Архив Пн Патриаршее поздравление митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету с 45-летием архиерейской хиротонии 24 октября 2010 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, постоянного члена Священного Синода, с 45-летием архиерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему экзарху всея Беларуси, постоянному члену Священного Синода Русской Православной Церкви Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с 45-летием архиерейской хиротонии и молитвенно желаю крепости сил для дальнейшего ревностного и многообразного апостольского делания. Господь судил Вам взойти на высшую ступень иерархического служения в непростое время стояния за веру и Правду Божию. Приняв архиерейский жезл из рук приснопамятного митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима, Вы сердцем вняли его мудрым заветам и напутствию. Свидетельство тому — то усердие и тщание, с которыми Вы исполняете любые возложенные на Вас церковные послушания. Викарное служение и труды на посту ректора Московской духовной академии , управление западноевропейскими епархиями и председательство в Отделе внешних церковных связей , участие в Синодальных комиссиях и научно-богословская деятельность — во всяком служении Церкви Вы стремились являть себя «делателем неукоризненным» (см.: 2 Тим. 2:15), право правяща слово Христовой Истины. И ныне пребывая на ответственном посту Патриаршего экзарха всея Беларуси, Вы ревностно утверждаете веру в народе, укрепляете благочестие клира и паствы, возвещаете истину, воспитываете в подрастающем поколении непоколебимую преданность Церкви. Особо ценю Ваше участие в заседаниях Священного Синода, а также Ваши многополезные труды в возглавляемой Вами Синодальной Библейско-богословской комиссии , имеющие большое значение для устроения общецерковной жизни. Надеюсь, что и впредь Ваше служение в винограднике Христовом будет столь же плодотворно и востребовано Церковью и обществом. Предстательством Царицы Небесной да хранит Вас Податель всех благ в добром здравии и духовной радости на многая лета.

http://patriarchia.ru/db/text/1304136.ht...

В документе отмечается также, что в сообщении Экзархата от 18 октября в искаженном виде приводятся постановления Священного Синода Русской Православной Церкви — в частности, Синоду приписывается решение не учитывать дисциплинарные прещения, налагаемые главой Экзархата. В действительности Священный Синод 24 декабря 2004 года постановил «признать необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своем намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия ее жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов». Таким образом, отмечает пресс-служба, речь идет не о дисциплинарных решениях вообще, но лишь о тех, что приняты на указанных основаниях. Данное «решение Священного Синода следует рассматривать в тесной связи с тем фактом, что каноническое положение приходов Экзархата, до сего дня не имеющих законного разрешения Священноначалия Русской Православной Церкви на переход в Константинопольский Патриархат, фактически еще не урегулировано». Пресс-служба вновь подчеркивает, что принятые в Экзархат клирики Сурожской епархии никогда не были законным образом отпущены из своей епархии. «В отношении же самого епископа Василия (Осборна) можно лишь отметить, что руководство Экзархата прибегает к спорной и недостаточно обоснованной теории о правах Константинопольского Патриархата, которую не разделяет вся полнота Православной Церкви. Этот вопрос подлежит обсуждению на высшем иерархическом уровне Константинопольского и Московского Патриархата». Наконец, пресс-служба прокомментировала принятие в Экзархат священника Мирона Богуцкого, в 1993 году запрещенного в священнослужении  архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием и перешедшим в раскольничий «Киевский патриархат». Пресс-служба указывает, что в соответствии с церковными нормами священнику Богуцкому следовало обратиться к Священноначалию Церкви, от которой он откололся, дабы урегулировать свое каноническое состояние.

http://patriarchia.ru/db/text/154006.htm...

Мониторинг СМИ Русский экзархат больше не хочет и не может медлить Архиепископия в Западной Европе стремительно теряет свои приходы 18.07.2019 15:17 Глава бывшего Западноевропейского экзархата архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) 5 июля с.г. разослал подчиненным ему приходам русской традиции письмоуведомление, что очередная Генеральная ассамблея духовенства и мирян архиепископии состоится в начале сентября. Планируется, что именно на этом заседании окончательно решится их судьба. «Сегодня речь идет не более и не менее как о выживании нашей архиепископии. Медлить нельзя, и вы это знаете. Верный принятому мной обязательству собрать вас снова, я созываю 7 сентября 2019 года новое чрезвычайное общее собрание на основе 34-й статьи устава архиепископии. Таким образом, мы проголосуем за наше будущее и, если это приведет к изменению канонической принадлежности, немедленно назначим время, чтобы соответствующее изменение устава было принято в ближайшие месяцы на новом чрезвычайном собрании», – говорится, в частности, в документе. Напомним, что 27 ноября 2018 года Вселенский патриарх Варфоломей отозвал томос от 1999 года, согласно которому архиепископия имела отдельный территориальноправовой статус экзархата и находилась в канонической юрисдикции Константинополя. Фанар при этом рекомендовал приходам влиться в греческие митрополии тех стран, в которых расположены. Поскольку предложение Варфоломея означало самоликвидацию и утрату русской идентичности, священнослужители и миряне бывшего экзархата от него отказались и вынуждены теперь самостоятельно определять свое будущее. 23 февраля с.г. в Париже прошла Генеральная ассамблея приходов русской традиции, на которой большинством голосов (93%) было решено во что бы то ни стало сохранить архиепископию. 11 мая состоялось и общее епархиальное собрание духовенства, однако договориться клирики между собой пока так и не смогли. Среди вариантов, которые рассматриваются сейчас: вернуться под омофор московского патриарха, как это было у архиепископии до 1931 года; последовать указаниям Вселенского патриархата и войти в юрисдикции греческих митрополий; никому не подчиняться и ни под чей омофор больше не входить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Эта кампания была рассчитана на международный пропагандистский эффект, чтобы представить нацистский режим защитником правосл. Церкви (в отличие от СССР, где религ. орг-ции преследовали). В соответствии с политикой унификации РКМ считало недопустимым существование в Германии неск. юрисдикций рус. правосл. приходов. К 1935 г. в стране действовал 1 приход Московского Патриархата, 4 прихода РПЦЗ, 9 зарегистрированных и 4 незарегистрированные общины подчинялись митр. Евлогию (Георгиевскому) , главе Западноевропейского Экзархата русских православных приходов (в юрисдикции К-польского Патриархата). В целях объединения рус. приходов в рамках одного церковно-адм. округа с осени 1935 г. нацистские ведомства приступили к их унификации на основе Германской епархии РПЦЗ. Главным объектом воздействия стали приходы, подчинявшиеся митр. Евлогию. Герм. ведомства не устраивала их организационная связь с парижским центром Экзархата. С окт. 1936 г. нацистские ведомства подталкивали их к переходу в юрисдикцию РПЦЗ. После оккупации Чехии викарий митр. Евлогия Пражский еп. Сергий (Королёв) и Берлинский архиеп. Серафим (Ляде) 3 нояб. 1939 г. заключили соглашение о том, что оставшиеся у евлогиан 5 общин (3 в Германии и 2 в Чехии) подчинялись еп. Сергию и в то же время входили в епархию РПЦЗ. В 1938-1940 гг. РКМ приступило к реализации идеи распространения юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все контролируемые рейхом территории. В подчинение к архиеп. Серафиму постепенно перешли правосл. общины в Австрии, Чехии, Бельгии, Люксембурге и Лотарингии, а также в союзных рейху Словакии и Венгрии. Др. нацистские ведомства выступили против стратегической линии РКМ на создание в Германии одного из влиятельных центров Православия и сделали невозможным ее осуществление. В этом плане показательна неудача попытки организации в Берлине Православного Богословского ин-та. С началом войны против СССР обозначился отказ от прежнего курса РКМ на распространение юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все попадавшие в сферу нацистского контроля области с перспективой создания в будущем самостоятельной Германской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/165043.html

В отличие от Русской Зарубежной Церкви митрополит Евлогий (Георгиевский) согласился дать подписку о прекращении антисоветской деятельности, оговорив свое понимание этого обязательства – не превращать амвон в политическую трибуну. Московскую Патриархию это устроило. С 1927 по 1930 г. митрополит Евлогий пребывал в подчинении митрополиту Сергию, хотя довольно скоро убедился в сложности своего положения. Любое осуждение атеистической политики большевиков становилось известно в Москве и приводило к нареканиям со стороны заместителя. Из ектений пропали поминовения о смерти «за царя», а жертв советского режима нельзя было именовать «невинно убиенными». Вскоре митрополит Сергий написал митрополиту Евлогию, чтобы он в печати осудил убийство русскими эмигрантами Войкова, известного своим участием в цареубийстве, и Воровского, прославившегося своей борьбой с Церковью. В 1930 г. терпению митрополита Евлогия пришел конец. Иерарх посетил Англию, где принял участие в молитве о страждущей Русской Церкви. Из Московской Патриархии поступило требование к митрополиту Евлогию осудить свои действия и подтвердить обещание не вмешиваться в политику. Архипастырь выполнять эти требования отказался и в декабре 1930 г. был уволен Московской Патриархией со своего поста. Власть над западноевропейскими приходами была передана митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому). Сам митрополит Евлогий обратился в Константинополь и 17 февраля 1931 г. был принят в подчинение патриархом Фотием II в качестве экзарха. 30 апреля 1931 г. Московская Патриархия вынесла решение о запрещении митрополита Евлогия в священнослужении. Однако прещения были проигнорированы Константинопольской Патриархией, а также другими Поместными Церквами, которые продолжали сослужение с клиром Западноевропейского экзархата. Из викариев митрополита Евлогия на все требования Москвы согласился лишь епископ Вениамин (Федченков) . Он остался в подчинении Патриархии и создал в Париже Трехсвятительское подворье, где и стал настоятелем. Однако последователей Московской Патриархии в Европе было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

528 Как известно, и старшие славянофилы (А. Хомяков и И. Киреевский), и Вл. Соловьев в своих размышлениях об ограниченности классического западноевропейского рационализма и об особой миссии России опирались на идеи западной (прежде всего немецкой) мистической традиции, особенно в том варианте, которые ей придал Шеллинг. Многие идеи Соловьева, в том числе две центральных – идея всеединства и идея Богочеловечества, могут без большой натяжки считаться просто «переводом» соответствующих идей Шеллинга с «немецкого» на «русский». 530 Видимо, имеется в виду Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев) (1862–1913) – духовный писатель и проповедник. Воспитанник Казанской духовной академии, Иннокентий был викарием епархий Харьковской и Петербургской, епископом Тамбовским, с 1909 г. экзархом Грузии. Был близок к митрополиту Антонию и считался сторонником реформ в Церкви. 531 Содом и Гоморра – в Библии два города у устья реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес. Из пламени Бог вывел только Лота с семьей. В переносном смысле – беспорядок, хаос, разврат. 535 Да и неправильно называть войну убийством в том смысле, в каком говорится об этом преступлении, запрещенном еще Моисеевым десятисловием (В течение сорока дней Моисей находился на вершине горы Синай, принимая законы и постановления, которые Господь начертал Своею рукой на двух каменных скрижалях – десять заповедей Десятисловия ( Исх. 33 ).): воля к убийству определенного лица и преступный умысел, с нею связанный, совершенно отсутствуют в психологии войны. В первом случае убийство есть цель, во втором – только средство, которое должно быть всячески ограничиваемо; притом же на войне убивающий есть и убиваемый, по самому существу отношения. 537 Алексий (пособитель, помощник) – человек Божий, происходил из Рима от благородных и богатых родителей, по настоянию которых вступил в брак, но затем, оставив невесту, удалился в Едессу, где в продолжение 17 лет питался подаяниями в церкви; потом возвратился в Рим, к вратам дома своего отца. Был узнан уже только после кончины, последовавшей в 411 г., в царствование Онопия и Аркадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010